Борисоглебский погост находится недалеко от деревни Федоровское в Киржачском районе Владимирской области России. Входит в состав Першинского сельского поселения.
«Погост Борисоглебский находится в 100 верстах от губернского города и в 34 от уездного (Покровский уезд)».[1]
Раскопки показали, что на Борисоглебском Погосте у р. Киржач люди жили с XI в.
До разделения России на губернии Борисоглебский погост был центром Борисоглебского стана Переславль-Залесского уезда.
В 1885 г. открыт медно-латунный завод Киржачского купца Михаила Васильевича Светлова, в с. Борисоглебском. В 1890 г. паровая машина, 30 сил; паровой котел; 55 рабочих.
Церковь Вознесения Господня
Церковь в этом погосте в первый раз отмечена в патриарших окладных книгах под 162 (1654) г. Была ли до этого времени здесь церковь, сведений не сохранилось. В 1654 г. в патриаршую казну с этой церкви положено дани 27 алтын 5 денег, десятильничьих гривна (алтын - 3 копейки, а деньга - полкопейки; дань назначалась патриаршими подьячими по числу дворов в приходе, так называемая десятая деньга; российский рынок обслуживался копейкой, деньгой и полушкой, а такая крупная денежная единица, как рубль, до середины XVII в. не имела материального воплощения в виде монеты или слитка); ту же дань платила церковь и в 1692 г. По переписным книгам 1678 г. при ней было 31 приходский двор.
В 1713 г. вместо Борисоглебской церкви построена новая деревянная церковь в честь Вознесения Господня с приделом во имя св. муч. Бориса и Глеба; строителем этой церкви был соборный старец Троице-Сергиева монастыря иеромонах Иларион Ремезов; освящена была церковь архимандритом того же монастыря Георгием.
Вместо этой деревянной церкви в 1810 г. начат постройкой каменный храм; постройка, продолжалась 18 лет: храм освящен в 1828 г.
В 1848 г. теплая трапеза при храме была расширена.
В начале 1870-х гг. причт церковный по штату состоял из священника и псаломщика. В действительности в это же время при Борисоглебском храме служили священник Василий Иванович Романовский (с 1845 года), диакон Николай Романовский, причетник Пётр Николаевский.
«Адрес старосте при церкви погоста Борисоглебского от прихожан-крестьян. 1884 года февраля 28 дня мы, нижеподписавшиеся, прихожане церкви погоста Борисоглебского, Покровского уезда, крестьяне селений: Федоровского, Новой, Пикова, Полутина и Трохина, по случаю происходившего выбора церковного старосты к нашей церкви на следующее трехлетие, имели совещание относительно служебной деятельности нашего церковного старосты, Киржачского купца Степана Демидовича Пичугина, который находился в этой должности беспрерывно в продолжении 18 лет и ныне вновь избран нами в таковую. Мы находим, что Степан Демидович Пичугин проходил и проходит должность церковного старосты положительно безвозмездно, с беспримерным усердием, отлично хорошим знанием дела, жертвуя очень, очень много для церкви в материальном отношении, так что своим попечением, заботами и материальными пожертвованиями он, г. Пичугин, привел нашу церковь в такое благоустроенное, великолепное положение, лучше которого даже и желать нельзя. В виду этого мы единогласно определили: выразить Степану Демидовичу Пичугину нашу искреннюю, глубочайшую благодарность за его поистине похвальную, беспримерно полезную службу при нашей церкви в течении шести трехлетий. Настоящий приговор наш представить местному отцу благочинному, прося покорнейше Его Высокоблагословение повергнуть оный на милостивое благо усмотрение Его Высокопреосвященства, нашего Отца Архипастыря. Мы желали бы видеть настоящий приговор наш припечатанным в Епархиальных Ведомостях».
«ПРИХОДСКОЙ ПРИГОВОР. 1887 года марта 30 дня. Мы, нижеподписавшиеся, прихожане церкви погоста Борисоглебского, Покровского уезда, крестьяне Финеевской волости, селений: Федоровского, Новой, Пикова, Полутина и Трохина, в общем собрании домохозяев, побуждаясь чувством справедливости и признательности при оценке заслуг и благодеяний глубокоуважаемого нами деятеля на поприще церковной службы, в звании ктитора, Киржачского купца Степана Демидовича Пичугина, признали своею обязанностью составить настоящий приговор, заключающийся в следующем. 15 числа текущего марта мы производили выбор церковного старосты по случаю истекшего трехлетия. Все выборщики одушевлены были искренним желанием убедить теперешнего своего ктитора Киржачского купца Степана Демидовича Пичугина, проходящего эту должность беспрерывно в течении семи трехлетий, продолжать свою полезную службу. Желание это, к нашему совершенному удовольствию, исполнилось: Степан Демидович согласился на нашу просьбу, и он избран единогласно на восьмое трехлетие. Долг справедливости не дозволяет нам умолчать, что долговременная служба Степана Демидовича дала следующие благотворные результаты: он проходил и проходит должность положительно безвозмездно, с беспримерным усердием, ревностию и отлично хорошим знанием дела; он жертвует материально для церкви так много, что благодеяния его составляют громадное значение в церковном хозяйстве; своими заботами и материальными пожертвованиями г. Пичугин привел нашу церковь в такое благоустроенное, великолепное положение, что лучшего мы и желать не можем. Одним словом, наш ктитор, по нашему мнению, образец совершенства в делах службы и благотворительности. В виду всего этого мы единогласно положили: выразить Степану Демидовичу г. Пичугину вновь, как и при прежних выборах, нашу искреннюю, глубочайшую благодарность за его поистине похвальную и в высшей степени полезную службу и очень большие пожертвования на дела церковные, — пожертвования, которые при наших скудных средствах неоценимы. Настоящий приговор представить местному отцу благочинному, прося покорнейше повергнуть оный на милостивое воззрение Его Высокопреосвященства, нашего Отца Архипастыря. Мы ходатайствуем, не благоволено ли будет приговор этот припечатать в Епархиальных ведомостях. (Следуют подписи)» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 11-й. 1-го июня 1887 года).
Престолов в храме три: в холодном в честь Вознесения Господня, в приделах теплых во имя Успения Божией Матери и св. благоверн. князей Бориса и Глеба.
Утварью, ризницей, св. иконами н богослужебными книгами церковь снабжена была вполне достаточно. Из св. икон особенно замечательна местная икона Успения Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе; внизу иконы надпись: «изображение чудотворныя иконы Успения Пресв. Богородицы, иже обретается в Лавре Киево-Печерской над царскими враты». В самой иконе сделано углубление, в котором находятся частицы св. мощей, Нифонта, епископа Новгородского, Николы Святоши, князя Черниговского, Григория Чудотворца, муч. Евстратия. преп. Феодора и пpеп. Василия. Этой иконой в 1763 г. благословил Киево-Печерский иерей Василий генерал-аншефа Чулкова. Василий Иванович Чулков (1709-1775) - действительный камергер, в 1762 г. генерал, в том же году при отставке генерал-аншеф. Начал службу в 1739 г. истопником во дворце цесаревны Елизаветы Петровны, приобрёл её доверие, в 1742 г. он камер-юнкер, в 1743 г гардеробмейстер. Елизавета Петровна, боясь дворцового переворота, подобного тому, который привел её саму к власти, ночью почти не ложилась спать. Одной из обязанностей Чулкова было ночью бодрствовать, сидя в кресле у дверей спальни императрицы. В 1817 г. его наследники передали икону в церковь Борисоглебского Погоста.
Кроме этой иконы в холодном храме обращают на себя внимание четыре местные иконы древнего письма с серебряных ризах; эти иконы перенесены из прежде бывшей деревянной церкви. Сохранилось напрестольное Евангелие печати 1663 г. в бархатном окладе: на изображениях евангелистов в начале каждого евангелия вместо слова «святой» напечатано славянскими буквами вязью греческое слово «агиос». Напрестольный серебряный крест имеет частицы св. мощей: Моисея Угрина, Марка Гробокопателя, Николы-Святоши и Иоанна Многострадального; этот крест находился прежде в домовой церкви бывшего в 1777 г. Белградского губернатора Петра Сем. Свистунова, а в 1817 г. наследниками его передан в церковь Борисоглебского погоста.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 18OO г., исповедные росписи с 1829 г. (документ, отошедший в прошлое, это свидетельство о том, что член прихода, то есть каждый православного вероисповедания житель приписанных в приход села и деревень, был на исповеди, уклонение от неё свидетельствовало о необходимости пастырского увещевания и могло повлечь за собой подозрение в причастности к расколу). [1] Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось: а) от земли пахотной, сенокосной и леса — до 230 р., б) процентов с причтового капитала (6471 р.) — 262 р., в) от служб и требоисправлений 1344 р. (в 1896 г.), а всего до 1800 р. в год. [1] Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1] Земли при церкви: усадебной 1 дес. 1632 кв. саж., пахотной 62 дес. 364 саж., из них более 30 дес. пустопорожней и до 5 дес. поросло лесом, дровяной и строевой лес в 1872 г. продан и деньги обращены в капитал причтовый (продано 9 дес. 51 саж.), сенокосной — 13 дес. 1068 саж. [1] Приход состоял из сельца Федоровского (в 2 вер. от церкви. Сельцо Федоровское в писцовых книгах 1628 — 30 гг. значится за стряпчим сытного дворца Иваном Пятовым и за боярином Андреем Милославским; последнему дано в. кн. Василием Ивановичем за Московское осадное сиденье.), сельца Дворищ (1 вер.) и деревень: Новой (2 вер.), Полутина (4 вер.), Пикова (5 вер.) и Трохина (4 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 816 душ муж. пола и 967 женского. [1]
В приходе имелись две школы: в сельце Федоровском церковно-приходская, учащихся в 1895 г. — 52, в д. Трохине земская, учащихся — 25 чел. [1]
В приходе погоста Борисоглебского Кружок ревнителей православия открыт 8 июня 1915 г. под покровительством Святителя Николая, Мирликийского чудотворца. В кружок вошли членами кроме причта и церковного старосты 11 человек прихожан со взносом от 50 копеек до 3 рублей. Кружком предположено устройство в приходе библиотеки, книжек религиозного, исторического, хозяйственного и бытового содержания для чтения народа. Заведующим дал согласие быть о. диакон Александр Смирнов, а вести делопроизводство кружка изъявил желание учитель Министерского училища Николай Васильевич Пурганский.
В советское время храм был закрыт и разорён. В 1990-х гг. возвращён верующим и восстанавливается. Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Вознесенского Храма Борисо-Глебского Погоста Киржачского района Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 21 декабря 1999 г.
К 2007 г. церковь подновлена фасадами, закончена колокольня, покрыт основной объём.
Настоятель, председатель приходского совета Политов Андрей Юрьевич.
Юридический адрес: деревня Федоровское.
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.