Пожарная охрана Товарищества Кольчугина кон. XIX – нач. XX века
Пожарная охрана Товарищества Кольчугина кон. XIX – нач. XX века
Пожарный обоз многих городов России конца XIX и начала XX века в основном состоял из бочечных и багровых ходов, парных и одноконных. Не был исключением и пожарный обоз Товарищества медеплавильных заводов купца А.Г. Кольчугина, образованный в 1895 году. Команды губернских городов имели двухпарные безрессорные хода с ручными насосами. На каждый насос приходилось по два конца забирных рукавов и по 60 метров выкидных. Багорные хода вывозили лестницы и багры. Другой инвентарь, который состоял из верёвок, ломов, лопат, вёдер, носилок для пострадавших, вывозился на линейках. На них же располагались и пожарные. Ломы весили до 32 кг, кирки и топоры - от 5 до 7 кг, багры - от 16 кг и выше.
Пожарные повозки были тяжёлые и неудобные, особенно бочечные хода. На бочке помещались двое: кучер и боец. При быстрой езде по булыжной мостовой были случаи, когда люди падали с повозки и получали серьёзные травмы. Бочки ёмкостью 35-40 ведер наполнялись водой из колодцев или открытых водоёмов при помощи ведерных черпаков. На их заполнение уходило 5-10 минут.
Техническое оснащение пожарных команд того времени предопределяло и методы тушения пожаров, которые в основном сводились к разборке горящих зданий. При поступлении сигнала тревоги запряжка конного обоза производилась в среднем в течение 7-8 минут. Длительное время вопросами организации пожарного дела заводов «Товарищества Кольчугина» занимался механик Н.А. Ануфриев. Вот что он вспоминает о проделанной им работе:
«На эту важную часть заводского хозяйства мною было обращено особенное внимание. Противопожарные обязанности, как особенно меня интересующие, я взял на себя добровольно. Специальной пожарной команды на заводе не было. Борьба с пожарами, как известно, успешна только при организованности, ввиду чего мне пришлось составить пожарную дружину из всех рабочих механического цеха: слесарей, токарей, кузнецов, литейщиков, машинистов и кочегаров и рабочих конного двора с назначением оплачиваемых дежурств. Роль каждого участника в случае пожара была заблаговременно определена. По праздничным дням под моим руководством производились поездки пожарного обоза по окрестности и маневры в заводе с пробой пожарных паровых насосов, проверкой исправности рукавов, наличность которых была не менее 2000 метров, хранившихся в разных местах завода, по преимуществу в котельных. Этими осмотрами и пробами кочегары и другие рабочие приучались к методическому исполнению своих обязанностей при возникновении пожара. Известно, что большие пожары происходят на заводах в нерабочее время, по праздникам, когда рабочие расходятся по домам. Обстоятельство это меня очень беспокоило и заставляло быть на заводе в неурочное время. Обыкновенно все возникающие пожары удавалось прекращать в самом начале, что могут подтвердить заводские старожилы, о чём свидетельствует незначительное количество бывших на заводе пожаров вообще.
Первый пожарный автомобиль. Третий слева - начальник ПК В.М. Федюхин. 1928 г.
Существующий пожарный обоз основан и оборудован мною, за исключением пожарной паровой машины, приобретённой в 1917 году, и пожарного автомобиля - в 1928 году. С оставлением мною обязанностей механика завода в конце 1916 года немедленно учреждена пожарная команда. Повторяю, что на эту важную часть заводского хозяйства я употреблял время отдыха, по преимуществу летние воскресения, совершенно безвозмездно, достигнув при этом наглядных результатов, при минимальных затратах.
В настоящее время (1928 г.) пожарная команда состоит из 56 человек при 4-х лошадях».
А вот что пишет о пожарных лошадях В.А. Гиляровский в одной из своих работ: «В наши дни пожарных лошадей уже нет, их заменили автомобили. А в старое время ими гордились пожарные. В шестидесятые годы XIX века полицмейстер, старый кавалерист Огарёв, балетоман, страстный любитель пожарного дела и лошадник, организовал специальное снабжение лошадьми пожарных команд, и пожарные лошади были лучшими в Москве. Ими нельзя было не любоваться. Огарёв сам ездил два раза в год по Воронежским и Тамбовским конным заводам, выбирал лошадей, приводил их в Москву и распределял по семнадцати пожарным частям, самолично следя за уходом. Огарёв приезжал внезапно в часть, проходил в конюшню, вынимал из кармана платок - и давай пробовать, как вычищены лошади. Ему Москва была обязана подбором лошадей по мастям: каждая часть имела свою «рубашку», и жители издали узнавали, какая команда мчится на пожар. Тверская - все жёлто-пегие битюги. Рогожская - вороно-пегие, Хамовническая - соловые с чёрными хвостами и огромными косматыми чёрными гривами, Стретенская - соловые с белыми хвостами и гривами, Пятницкая - вороные в белых чулках и лысиной во весь лоб, Городская - белые без отметин, Якиманская - серые в яблоках, Таганская - чалые, Арбатская - гнедые, Сущевская - лимонно-золотистые, Мясницкая - рыжие караковые. Битюги - красота, силища. А как любили пожарные своих лошадей! Как гордились ими!»
Пожарный обоз в 1900 году
Именно тот пожарный обоз, о котором рассказывал механик Ануфриев Н.А., мы и видим на снимке. Стоит в кителе, без головного убора, начальник пожарной команды Федюхин Василий Михайлович, который принимал участие в первом совещании пожарных работников Владимирской губернии в 1928 году (Смотри на снимке крайний справа в 3-м ряду).
Начальник пожарной команды Василий Михайлович Федюхин (стоит в кителе). 1920 г.
Первое совещание пожарных работников Владимирской губернии. 1928 г.
Здание пожарного депо в то время располагалось сбоку одной из рабочих казарм (напротив существующего пожарного депо), а на втором этаже находился клуб.
Паровые пожарные машины того времени имели громоздкий вид и были очень дорогие (около 14 тысяч золотых царских рублей), поэтому использовали их только тогда, когда пожар принимал крупные размеры, и за машиной специально посылали людей и лошадей с места пожара. А если учесть, что на разогрев паровой машины уходило 15-18 минут, то зачастую она заливала уже остатки сгоревшего здания. Что касается средств сообщения о возникновении пожара, то они были очень примитивными - это наблюдение с каланчи и личное уведомление. Электросигнализация начала появляться только в конце XIX века, в Кольчугино о ней впервые упоминается в 1926-1928 годах. Первые пожарные автомобили фирмы «Фрезе» появились в 1904 году в С.-Петербурге и 1907 году в Москве. В современном смысле этого слова их трудно было назвать пожарными автомобилями, так как на них не было насоса, и они использовались для перевозки пожарных и необходимого снаряжения, ломового инструмента, рукавов, лестниц. По большому счёту это была простая «автолинейка». И тем не менее их использование в пожарных командах показало значительные преимущества перед конным обозом. В 1890 году нюрнбергская фирма «Юстус Кристиан Браун» выпустила целую серию самоходных паровых насосов, которые считаются первыми в истории пожарными автомобилями. Потребовалось ещё десять лет, прежде чем у неё появились последователи, среди которых были английская фирма «Мерривезер» и немецкая «Магирус». Сегодня эти фирмы - всемирно известные производители пожарных машин. Но паровые автомобили, а затем и электромобили не смогли конкурировать с машинами, оснащёнными двигателями внутреннего сгорания. Первые бензиновые пожарные автомобили фирмы «Адлер» появились в Германии в 1901 году. На них могли находиться несколько пожарных, сидящих спиной друг к другу. Автомобили английских фирм «Даймлер» и «Экклз» были более совершенными. Они могли, кроме пожарных, везти пожарное имущество, лестницы и небольшой запас воды. В России история отечественного пожарного автомобиля началась в 1904 году. Именно тогда фирма «Фрезе и К°», выполняя заказ столичной пожарной охраны, построила и в июне того же года передала в Александро-Невскую часть простой пожарный автомобиль - линейку на 10 человек, который прослужил около 6 лет. Мощность одноцилиндрового двигателя машины составляла 9 лошадиных сил. Имелись две деревянные скамьи для боевого расчёта, несколько лестниц, небольшой запас пожарных рукавов и снаряжения. Автомобиль мог развивать скорость 15 км в час.
В том же самом году бывший компаньон фирмы «Фрезе и К°» Лесснер построил более мощный пожарный автомобиль (15,5 л. с.), оснащённый небольшим насосом, баком для воды, катушкой с рукавами, четырьмя лестницами и пожарным инструментом. Пожарные в этих открытых машинах, а их было 14 человек, размещались на продольных деревянных скамьях внутри кузова, а снаружи к бортам крепились лестницы. В дальнейшем, ввиду того что лестницы мешали быстрому входу и выходу пожарных, скамейки стали располагаться снаружи, а лестницы - сверху на стойках. В ящиках под сидениями хранился пожарный инвентарь, рукавная катушка была установлена сзади. Эта принципиальная схема пожарного автомобиля-линейки на многие годы стала классической.
А вот как описывает появление первого пожарного автомобиля в Москве в 1908 году В.А. Гиляровский. «Это была небольшая машина с прикреплённой наверху раздвижной лестницей. На этом автомобиле первым мчался на пожар брандмайор с брандмейстером, фельдшером и несколькими смельчаками - пожарными-топорниками. Автомобиль бешено удирал от пожарного обоза, запряжённого отличными лошадьми». Более совершенный пожарный автомобиль «Руссо-Балт» был построен Рижским Русско-Балтийским вагонным заводом в 1913 году на шасси грузовика модели Д 24-35. Его четырёхцилиндровый двигатель имел мощность 40 л. с. Автомобиль бал оснащён несколькими лестницами, катушками на 213 м. рукавов и многочисленным инструментом, перевозил до 14 человек и развивал скорость свыше 40 км. в час. Этот уникальный автомобиль сегодня восстановлен и экспонируется в Рижском пожарно-техническом музее.
И в дальнейшем предпринимались попытки строительства пожарных машин, в основном с использованием иностранных шасси. Но несмотря на это, пожарных автомобилей было очень мало: в 1916 году по всей стране насчитывалось всего 11, в то время как в Германии - более 300.
Группа кольчугинских пожарных после учений. 1930 г.