Бахирев Вячеслав Васильевич (17.09.1916 — 02.01.1991) — советский руководитель промышленности, министр машиностроения СССР. Член ВКП(б) с 1951 года, член ЦК КПСС в 1971—1989 годы. Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 6-11 созывов (1962—1989) от РСФСР. Герой Социалистического Труда (1976).
Бахирев Вячеслав Васильевич
Бахирев Вячеслав Васильевич родился 17 сентября 1916 г. в деревне Дудорово (ныне — не существует) Ковровского уезда Владимирской губернии (сейчас Савинский район Ивановской области) в семье крестьянина. Его отец, Василий Николаевич Бахирев, родился в 1884 году, мать, Анастасия Васильевна, была на девять лет моложе.
Наряду с работой в сельском хозяйстве, его отец и дед в зимние месяцы уходили «на заработки», имея профессию портных. После серьезного ранения, полученного на фронте первой мировой войны в 1915 году, его отец стал преимущественно заниматься портновским ремеслом. Хозяйство в это время вели его мать, бабушка и дед, с которыми жили одной семьей. Этот же порядок ведения хозяйства поддерживался и после Октябрьской революции... Хозяйство семьи Бахиревых было середняцким.
Василий Николаевич Бахирев, по воспоминаниям его родственников, был портным высокой квалификации. Существует семейная легенда, что шуба, в которой запечатлен Ф.И. Шаляпин на известном портрете работы Б.М. Кустодиева, сшита именно Василием Николаевичем (легенда не подтвердилась). Он был очень добрым человеком, много читал (несмотря на тяжелое фронтовое ранение) и хотел, чтобы дети учились, получили серьезное образование.
Вячеслав Васильевич получив в деревне начальное образование, поехал в Ковров, чтобы окончить школу семилетку. Сначала родители для него «снимали угол» в доме у дальних родственников.
В 1930 году родители Вячеслава переехали на постоянное жительство в г. Ковров, в деревне же остались дед с бабушкой. Здесь, в Коврове, родители Вячеслава купили дом № 196 по улице Челюскинцев — таким был первый ковровский адрес Бахиревых до переезда в «директорский особняк» в 1950-х годах.
1930—1932 годы — учащийся Ковровского ФЗУ (позже профессиональное училище № 1 имени И.В. Першутова). Получил первую рабочую специальность перед поступлением на завод.
1932—1933 годы — фрезеровщик на заводе № 2 имени К.О. Киркижа.
1933—1934 годы — учащийся Московского железнодорожного техникума им. А.А. Андреева.
Вернувшись после первого курса на каникулы в Ковров, он узнал, что его друзья-ровесники учатся на рабфаке, готовятся к поступлению в университет. Вот тут и произошел серьезный перелом в его отношении к учебе. Как говорится, взыграло самолюбие: «Как это так, приятели вот-вот станут студентами вуза, а я все еще учащийся техникума?»
Вячеслав поступает на рабфак. 1934—1935 годы — учащийся рабфака в Коврове. Экстерном сдает экзамены, едет вместе со всеми в столицу, но уже не возвращается в свой техникум, а поступает на механико-математический факультет Московского государственного университета.
В годы учебы в МГУ он познакомился со студенткой Московского педагогического института имени В.И. Ленина Александрой Семеновной Чистяковой, которая тогда же стала его женой. Позднее в Коврове А.С. Бахирева работала в школах № 2 и 15 учителем химии и завучем.
В Москве в 1940 г. родилась первая дочь Бахиревых Татьяна.
В 1941 году окончил механико-математический факультет МГУ. В дипломе об окончании мехмата МГУ по специальности «механика» указано, что В.В. Бахиреву «присвоена квалификация научного работника в области механики, преподавателя вуза, втуза и звание учителя средней школы» решением Государственной экзаменационной комиссии от 3 июля 1941 г. Выписка из зачетной ведомости датирована 9 июля. Начал работать на Ковровском заводе № 2. В удостоверении Народного комиссариата вооружения о направлении выпускника «в распоряжение завода № 2» указан «срок прибытия к месту назначения 1 августа 1941 г.».
18 июля 1941 г. в трудовой книжке В.В. Бахирева появилась запись: «Завод имени Киркиж... Принят на должность инженера-конструктора». В его личном деле сохранился еще один документ служебная записка главного механика завода: «Гл. инженеру завода. Тов. Бахирев В.В., окончивший Московский университет по механико-математическому факультету, может быть использован на исследовательской работе. В отд. гл. механика по специальности использован быть не может». Записка датирована 9 июля 1941 г.
Трудно предположить, как могла бы сложиться судьба В.В. Бахирева (да и не только его личная судьба), если бы в напряженнейшей обстановке первых недель войны главный механик завода А.В. Александров не отнесся столь внимательно к рассмотрению документов молодого специалиста. Наверняка, ему не так уж сложно было бы найти вакантную рядовую инженерную должность в отделе или одном из цехов. Все дела решались очень оперативно — в тот же день на записке главного механика появилась лаконичное распоряжение, адресованное в отдел найма и увольнения: «Переоформить в ОГК». Таким был еще один поворот судьбы В.В. Бахирева.
1941—1960 годы — инженер-конструктор, ведущий конструктор, главный конструктор, главный инженер. В июльские дни 1941 г. для Ковровского завода № 2 имени Киркижа сложилась ситуация, к которой в какой-то мере применима поговорка «...да несчастье помогло». Если бы не начавшаяся война, и Бахирев, и приехавшие одновременно с ним выпускники МГУ могли бы получить другие назначения, а теперь были направлены на удаленный от линии фронта крупный завод, которому не угрожала эвакуация. В том же июле сорок первого в Ковров были направлены не завершившие учебу, окончившие только 4 курса студенты Ленинградского военно-механического института. Среди них Финогенов Павел Васильевич, будущий директор завода, затем министр оборонной промышленности СССР, Герой Социалистического Труда. В пятидесятых годах Бахирев и Финогенов будут работать рука об руку, а пока у каждого свое назначение: Финогенову мастером в цех, Бахиреву инженером-конструктором.
Сама жизнь не позволяла вчерашнему студенту засиживаться в «молодых специалистах, начинающих». Он становится старшим инженером-конструктором, затем начальником бюро текущего производства авиационного вооружения.
В годы Великой Отечественной войны Ковровский завод имени Киркижа был одним из крупнейших в стране предприятий по производству не только стрелкового оружия для пехоты и танков, но и скорострельных автоматических авиационных пушек Шпитального и Владимирова ШВАК, Волкова и Ярцева ВЯ23, затем Нудельмана и Суранова НС23, а после войны Нудельмана и Рихтера НР23. Не случайно в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 г. о награждении завода орденом Ленина на первом месте было выделено успешное выполнение коллективом заданий ГКО по обеспечению Красной Армии авиационным вооружением. А первой (и на долгое время единственной) государственной наградой самого В.В. Бахирева стала врученная ему 24 октября 1946 г. медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Продвижение по служебной лестнице в послевоенные годы шло довольно быстро. 9 мая 1948 г. В.В. Бахирев был переведен на должность заместителя начальника по опытным работам Опытно-конструкторского бюро № 2. А начальником ОКБ2 в то время был человек, имя которого вскоре стал носить завод конструктор, Герой Социалистического Труда В.А. Дегтярев.
После реорганизации предприятия осенью 1950 г., когда филиал был выделен в самостоятельный завод № 575 (ныне Ковровский механический завод), В.В. Бахирев работал главным конструктором завода имени В.А. Дегтярева. Через полтора года приказом Министра вооружения СССР от 10 мая 1952 г. он назначен начальником ОКБ2, которое к тому времени входило в состав завода № 575 (КМЗ). Как отмечал лауреат Государственной премии СССР О.С. Русаков, в этот период «в конструкторском бюро продолжались работы по исследованию возможностей создания новых образцов автоматического оружия, заканчивается строительство испытательной станции с баллистической и другими лабораториями, оснащенными самыми современными приборами, с тиром для отстрела оружия на дистанциях 100 и 25 метров» (Русаков О.С. Ковровские оружейники. Известные и неизвестные страницы истории Ковровского конструкторского бюро автоматического оружия с 1921 по 1960 год. М., 1995. С. 317). Оснащение ОКБ2 испытательной станцией с тиром, пожалуй, стоит выделить особо по отчетам за предыдущие годы видно, что работы по ее строительству затягивались, а без этого трудно говорить и о полноценной проектно-конструкторской деятельности.
1 сентября 1954 г. по приказу Министра оборонной промышленности В.В. Бахирев вернулся на завод имени В.А. Дегтярева на должность главного инженера - заместителя директора предприятия.
В том же году свой первый ковровский адрес дом на улице Челюскинцев он сменил на квартиру в Сосновом проезде. «Когда мы получили эту квартиру, нам она показалась таким дворцом! вспоминает его дочь Татьяна Вячеславовна Бахирева. Хотя плита на кухне отапливалась дровами (уже позже поставили баллонный газ), и сама квартира была вначале типа «хрущевки». Потом ремонтировали, что-то пристраивали, но в то время это было чем-то необыкновенным, и называли эти два одноэтажных дама «директорскими особняками». А колонка была на улице, по воду надо было идти за полтора квартала, за линию, которая проходила к мукомольне. Для полива огорода во дворе был колодец» (Запись беседы с Т.В. Бахиревой 1 декабря 2000 г.).
Через считанные годы в «необыкновенные и чудесные» для своего времени квартиры (не просто с водой даже с горячей, и без заботы о дровах) начали переезжать десятки, сотни, тысячи семей работников завода имени В.А. Дегтярева, который с 18 октября 1960 г. возглавил В.В. Бахирев. А те шесть с небольшим лет, которые он был главным инженером, директором работал Павел Васильевич Финогенов, тот самый бывший студент Ленинградского военмеха, направленный на завод в июле 1941 г., а позднее, в 1968 году, возглавивший Министерство оборонной промышленности СССР.
Если в начале своего трудового пути В.В. Бахирев, П.В. Финогенов, другие руководители и специалисты их поколения продолжали дело В.Г. Федорова и В.А. Дегтярева, занимаясь конструированием и производством автоматического стрелкового оружия, то в 1950 1960-е годы именно им суждено было совершить сложнейший переход на качественно новые ступени роста. В этот период на заводе имени В.А. Дегтярева началось освоение производства противотанковой и зенитной боевой ракетной техники, уникального оборудования для атомной энергетики, рос выпуск дорожных и спортивных мотоциклов и других товаров производственного назначения и народного потребления. Многое приходилось делать впервые в стране (например, ПТУРСы — противотанковые управляемые реактивные снаряды), успешно соперничая с зарубежными лидерами машиностроения и военно-промышленного комплекса. И не было в этой работе второстепенных, мало актуальных, допускающих отсрочку «на потом» направлений.
В начале мая 1960 г. на заводе, как и по всей стране, прошла серия собраний и митингов, на одном из которых выступил главный инженер В.В. Бахирев. Речь шла о вторжении американского разведывательного самолета в воздушное пространство СССР. На митингах звучали стандартные фразы осуждения провокации. Тогда мачо кто знал (а немногие посвященные не имели права говорить), что в ракете, которой 1 мая 1960 г. в районе Свердловска был сбит самолет Ф. Пауэрса, использовалось и оборудование, которое только что начал выпускать завод имени В.А. Дегтярева. Среди отмеченных государством были и работники предприятия.
«Я сначала работал на стрелково-пушечном вооружении, — вспоминает конец 1950-х годов в то время конструктор ЗиДа, затем работник контрольно приемочной инспекции В.В. Алексеев. Потом занимался автопилотом новой ракетной техникой, секретной, перспективной... И вдруг меня переводят в другое бюро, на какую-то атомную тематику. Я чуть не заплакал, пошел к нашему начальнику бюро Гельбштейну: «Ефим Семенович, чем я вас не устроил?» А он передал слова Бахирева: «Пушки перестанем делать, ракеты перестанем делать а пока жив человек, он требует тепла. Атом это, кроме ядерного оружия, еще и мирная энергия, и другой альтернативы нет». Настолько он видел вперед. И какого вопроса ни коснись все время проявлялась дальновидность» (Никулин В. В Коврове, на улице Бахирева. // «Знамя труда». 2001. 14 сентября). Дальновидность в этом конкретном вопросе можно оценить на рубеже XX-XXI веков, когда именно производство № 12, выпускающее оборудование для атомной энергетики, оказалось на ОАО «Завод имени В.А. Дегтярева» наиболее устойчиво работающим и имеющим перспективу надежного развития.
1960—1965 годы — директор «завод имени В.А. Дегтярева».
В.В. Бахирев 6 марта 1962 г. был награжден первым орденом «Знак Почета» «за выполнение специального задания правительства». Специальных заданий в те годы было немало, и пока еще не все формулировки закрытых указов и постановлений удается расшифровать.
Менялся облик завода и всего города, наряду с производством развивалась социальная сфера, жилищное строительство и все это тоже входило в круг обязанностей Вячеслава Васильевича Бахирева. В приказах директора завода идет речь о разработке плана мероприятий в связи с ростом объема выпуска продукции, подчеркивается необходимость в связи с характером выпускаемых изделий соблюдать исключительно высокую культуру производства и безукоризненное качество случаи некачественного изготовления деталей директор считает «совершенно недопустимыми в производстве вообще и, особенно, в спецпроизводстве» (Архив ОАО «Завод имени В.А. Дегтярева». Приказ директора завода имени В.А. Дегтярева № 256 от 20 сентября 1961 г.).
Уже тогда приходилось решать экологические проблемы, о которых в полный голос заговорили несколько десятилетий спустя. Так, в приказе от 19 сентября 1961 г. проанализирован ход выполнения правительственного постановления по усилению охраны водных ресурсов: «Пущен в эксплуатацию нейтрализатор хромовых вод в цехе № 8, сделаны проекты на нейтрализаторы хрома в цехе № 6 и 48, сделан проект на улавливание мазутно-масляных загрязнений на выходном кювете». Тем не менее, общая оценка работы «положение неудовлетворительное», многое еще не сделано (не спроектированы нейтрализаторы от цианистых, щелочных и кислотных загрязнений, не началось сооружение нейтрализаторов в цехах № 6 и 48 и очистных сооружений от мазутно-масляных загрязнений), из-за чего завод платит значительные штрафы.
И в этом же ряду документы, связанные со строительством новых микрорайонов с многоквартирными жилыми домами, обеспечением нормальной работы широкоэкранного кинотеатра в парке имени Дегтярева в зимний период, подготовкой заводских спортсменов к соревнованиям по мотокроссу. Еще в должности главного инженера В.В. Бахирев был в 1957 году одним из инициаторов проведения в Коврове зимних мотокроссов, которые стали традиционными, ежегодными и вошли в официальный календарь Всесоюзных и Всероссийских соревнований.
В 1962 году В.В. Бахирев впервые был избран депутатом Верховного Совета СССР по Ковровскому избирательному округу (впоследствии, в должности министра он избирался депутатом по Смоленскому округу).
В 1964 году ему была присуждена Ленинская премия - такую награду получил единственный из работников завода имени В.А. Дегтярева за всю историю предприятия. «Я считаю его легендарным человеком в области организации производства. И Коврову на определенном этапе повезло, конечно, что там были такие директора как Вячеслав Васильевич Бахирев», — такую оценку его деятельности дал Герой Социалистического Труда, заместитель генерального конструктора Конструкторского бюро приборостроения (г. Тула) В.П. Грязев (Запись воспоминаний В.П. Грязева 13 января 2000 г.).
В начале 1965 г. в Доме культуры имени В.А. Дегтярева проходила очередная встреча избирателей с директором завода, депутатом Верховного Совета СССР, который рассказал о намеченных руководством страны мерах по повышению уровня жизни народа: «Уже в текущем году население страны будет в достатке обеспечиваться хлебом, в том числе и белым, макаронами, крупой, сахаром, кондитерскими товарами, растительным маслом, консервами. Принимаются все меры по обеспечению населения мясными продуктами и животным маслом». Парадоксальное противоречие и в то же время рядовой штрих повседневности, наследия только что завершившейся эпохи Н.С. Хрущева: лучшее в мире оружие, ракетная и атомная техника соседствуют с проблемой снабжения создателей этой техники белым хлебом, не говоря уже о других продуктах.
Вячеслав Васильевич Бахирев, министр машиностроения СССР.
1965—1968 годы — первый заместитель министра оборонной промышленности СССР.
Вячеслав Васильевич всячески сопротивлялся переводу в Москву, не хотел покидать Ковров и свой завод. По воспоминаниям родственников, вернувшись домой из командировки, после очередного разговора с Д.Ф. Устиновым, он сказал: «Все, на этот раз, кажется, отбился...» А утром раздался телефонный звонок вызов на новое место работы, постановление Совета Министров СССР подписано. Это был не просто перевод в Москву, не просто назначение на ответственную должность в министерстве, а сразу первым заместителем Министра оборонной промышленности СССР. Для многих такой карьерный рывок был бы пределом мечтаний. Постановление Совмина датировано 23 марта 1965 г., приказ министра подписан на следующий день, 26 марта В.В. Бахирев приступил к работе на новом месте.
В этой должности он проработал сравнительно недолго. 5 февраля 1968 г. постановлением Совета Министров СССР № 71 В.В. Бахирев назначен министром машиностроения СССР (1968—1987 г.). И на этот раз за постановлением о новом назначении было не просто перемещение еще на одну должностную ступеньку вверх. Ему предстояло создать новое министерство, поднять важную отрасль оборонной промышленности, которая в послевоенный период на долгие годы оказалась отнюдь не на самом важном месте в сфере внимания государственного руководства, а где-то далеко на периферии. В конце концов, это неизбежно должно было сказаться и на уровне развития стрелкового и артиллерийского вооружений то есть всех родов войск, и даже ракетной техники, которой в 1950-1960-е гг. отдавался явный приоритет. Дело в том, что новое министерство имело достаточно условное название (как это было принято в те годы и для ряда других оборонных министерств), а реально занималось боеприпасами и ракетным топливом.
П.А. Шахов, работавший в то время инструктором отдела оборонной промышленности ЦК КПСС (позднее заведующий сектором машиностроения и заместитель заведующего оборонным отделом ЦК КПСС), вспоминал о совместной работе с В.В. Бахиревым:
«Мне с ним посчастливилось проработать рука об руку около двадцати лет. Впервые я с ним встретился, когда он был первым заместителем министра оборонной промышленности... Вячеслав Васильевич был большим знатокам всех проблем промышленности, будь это конструкторский вопрос, технология или оборудование, применяемое для различных операций обработки деталей. Окончив механико-математический факультет МГУ, проработав длительное время на одном из ведущих заводов по стрелковому оружию, он вобрал в себя все тонкости производства. Этот богатый опыт в производстве стрелкового оружия он очень тонко и осторожно переносил в боеприпасную промышленность... Очень много пришлось поработать над тем, чтобы из лучших специалистов выбрать более достойных для руководства отдельными подотраслями в этой отрасли промышленности. А эта отрасль сама по себе очень специфичная. Здесь и механика, и радиоэлектроника, и точная механика, специальная химия, не простое министерство. Очень разнохарактерное».
Высокую оценку деятельности В.В. Бахирева и его личных качеств дают и проработавшие с ним много лет руководители отрасли и отдельных предприятий. Одной из наиболее ярких фигур среди руководителей оборонного комплекса Советского Союза считает Вячеслава Васильевича почётный директор ЦНИИ химии и механики, Герой Социалистического Труда Ю.И. Краснощекое:
«С полным пониманием проблем он мог вести научно-технические дискуссии и с главным конструктором, и с технологом, и директором завода. Огромная работоспособность позволяла ему знать в деталях работу отрасли и эффективно руководить созданием новых образцов и их производством... Мне как работнику отраслевой науки особенно импонирует его внимание к ее роли. Это внимание базировалось на понимании им роли науки и стремлении обеспечить превосходство отечественных боеприпасов, что, безусловно, является одной из главных составляющих обороноспособности страны... В его широкой натуре уживались требовательность, порой чрезвычайно жесткая требовательность, и отходчивость, всегда находили отзвук просьбы людей. Будучи по существу авторитарным руководителем, он умел слушать советы, менять свое мнение, прислушиваясь к мнениям коллег. Будучи не только Главным Администратором, но и являясь по существу лидером отрасли, он неизменно внушал нам: «Мы должны быть первыми!».
В этот период много приходилось заниматься техническим перевооружением заводов и конструкторских организаций, созданием новых предприятий, НИИ и КБ, порой «с нуля», с выбора места для нового строительства и проектирования зданий. Только в Москве в сжатые сроки был построен и оснащен целый ряд современных комплексов (в каждом как минимум несколько крупных корпусов) различного назначения. В их числе был комплекс зданий НИИ прикладной гидромеханики, решение о создании которого В.В. Бахирев принял в мае 1969 г., через год после образования нового министерства. Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР Л.И. Зарубин и профессор, лауреат Ленинской премии Е.С. Шахиджанов вспоминают, что В.В. Бахирев «лично определил место застройки и в процессе строительства, вникая во все подробности, заставлял переделывать уже построенное, если находил его неудовлетворительным. Так, обнаружив в производственном корпусе заниженным технический этаж гальванического участка, приказал все переделать. Это спасло от многих неприятностей при последующей эксплуатации опасных в обслуживании гальванических ванн. Таких примеров можно привести множество».
Разумеется, подобные работы шли не только в столице, но и в Сибири, на Алтае, на Украине, в Белоруссии, других регионах разных республик Советского Союза. И не менее важно было, построив новые корпуса, оснастить их современным оборудованием, организовать производство.
Как и в других оборонных отраслях, в министерстве машиностроения приходилось заниматься продукцией не только военного, но и гражданского назначения, используя широкие возможности созданного здесь мощного научно-технического и производственного потенциала. Так, одной из основных задач подмосковного НИИ прикладной химии было восстановление несправедливо забытого производства и разработка новых видов боеприпасов с огнесмесями. Но одновременно здесь же занимались фейерверками, с успехом участвуя за рубежом в международных фестивалях и симпозиумах по фейерверочному искусству, затем начали осваивать современные средства пожаротушения пиротехнические аэрозольные генераторы. В период подготовки к Московской Олимпиаде 1980 г. министерству оборонной промышленности и министерству машиностроения было дано задание разработать новый быстрогорящий порох для малокалиберных патронов к спортивному стрелковому оружию. Предприятия, НИИ и КБ участвовали в решении экологических проблем, разработке и производстве разнообразных средств защиты.
Но основной задачей оставалось обеспечение армии современными боеприпасами, взрывчатыми веществами, ракетным топливом. В совершенствовании военной техники учитывался и зарубежный опыт, и уроки ее боевого применения в локальных вооруженных конфликтах и «малых» войнах второй половины XX века. Одной из успешно проведенных в Минмаше крупных работ, крайне важных по своему значению и одновременно исключительно сложных по реализации, стало создание первой в мире скоростной подводной ракеты «Шквал». За личный вклад в разработку «Шквала» В.В. Бахиреву вместе с группой других участников этой работы была присуждена Государственная премия СССР.
В 1966 и 1971 годах был награжден двумя орденами Ленина.
16 сентября 1976 г., в канун своего 60-летия, он был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
В 1981 году награжден орденом Октябрьской Революции, в 1986 г. еще одним орденом Ленина. Среди его наград есть и зарубежные орден «Красное знамя труда» Народной Республики Болгарии, медали Болгарии и ряда других государств, с которыми в те годы у Советского Союза были дружественные отношения, и шло активное военно-техническое сотрудничество. А среди отечественных наград у В.В. Бахирева, кроме официальных государственных, есть и выделяющиеся из этого ряда, но по-своему не менее ценные. Например, медаль имени летчика-космонавта СССР Ю.А. Гагарина, врученная по решению Федерации космонавтики СССР от 12 апреля 1981 г. «за активное участие в обеспечении выполнения программ космических исследований в СССР» (работы по созданию и производству ракетного топлива были направлены не только на оснащение армии новым оружием).
Разумеется, жизнь министра машиностроения СССР состояла не только из успехов в развитии отрасли, высоких достижений и наград. Доктор химических наук, лауреат Ленинской премии Л.В. Забелин вспоминает и случавшиеся очень тяжелые эпизоды: «Вячеслав Васильевич глубоко переживал имевшие место аварии в пороховых производствах, связанные с потерями мощностей, а иногда и людей, и обычно долго находился под их впечатлением. Но при этом он никогда не «отыгрывался» на директоре и главном инженере завода, на котором произошла авария, так как понимал, что причины аварий при освоении новых технологических процессов, как правило, в комплексе недостатков технических, организационных, дисциплинарных и т.п. Многие руководители пережили аварии на своих предприятиях, приобрели житейскую и профессиональную мудрость и могли бы с благодарностью сказать: «Я состоялся как директор благодаря Вячеславу Васильевичу Бахиреву».
Став москвичом, получив высокие посты сначала первого зама, а вскоре министра, члена Центрального Комитета КПСС, оставаясь многие годы депутатом Верховного Совета СССР (уже не по Ковровскому избирательному округу), он сохранил искреннюю любовь к своей родине. Поддерживал связь с земляками, с коллективом завода, где много лет работал, старался непременно заехать в Ковров, возвращаясь из командировки, если путь лежал по шоссе Горький - Москва. И помимо сохранения таких чисто личных контактов, немало продолжал делать для развития Коврова. Вместе с депутатом Верховного Совета РСФСР по Ковровскому избирательному округу, секретарем ЦК КПСС, а затем министром обороны СССР Д.Ф. Устиновым, а также министром оборонной промышленности СССР П.В. Финогеновым, В.В. Бахирев внес значительный вклад в решение проблем строительства в Коврове современного больничного комплекса (медсанчасти завода имени Дегтярева), городских очистных сооружений, сети троллейбусного транспорта.
Добрым словом вспоминали В.В. Бахирева и во Владимире. Именно он в 1971 году вручил высшую награду Родины орден Ленина коллективу завода «Точмаш». Благодаря его поддержке были выделены дополнительные средства и материальные ресурсы на достройку и отделку Дворца культуры «Точмаша», а в феврале 1980 г. В.В. Бахирев лично приехал на приемку нового ДК, который остается одним из лучших в областном центре. Работа по развитию владимирского «Точмаша», который был в ведении министерства машиностроения СССР, повлияла на жизнь не только областного центра, но и родного для министра Коврова. По его инициативе и при его поддержке в Коврове был построен филиал «Точмаша» — оснащенный новейшей техникой современный завод. Благодаря этому владимирский завод вырос в производственное объединение, а в Коврове появился еще один большой микрорайон. Таково было обязательное требование В.В. Бахирева своевременно ввести в строй весь комплекс: предприятие вместе с жилыми домами, котельной, детским комбинатом, столовой-кафе, магазинами, осуществить благоустройство. В 1990-х годах Ковровский приборостроительный завод, ставший самостоятельным предприятием, оказался в затяжном кризисе, но в том, что возможности развития не были использованы, уже нет вины В.В. Бахирева и тех, кто вместе с ним оставил городу такое богатое наследство. Еще одно из свидетельств его отношения к Коврову, заводу имени В.А. Дегтярева написанная В.В. Бахиревым в соавторстве с И.И. Кирилловым (также бывшим работником завода, главным конструктором) книга «Конструктор В.А. Дегтярев. За строками биографии». В ней идет рассказ не только о выдающемся оружейнике, но и о его соратниках, о становлении завода и его работе в предвоенный период и годы Великой Отечественной войны. Первое издание книги вышло в 1979 году, в канун 100-летия со дня рождения В.А. Дегтярева. Это первая подробная научная биография выдающегося конструктора, основанная прежде всего на фактах и документах (в отличие от издававшихся ранее повести Г.Д. Нагаева и коротких очерков других авторов), написанная в то же время доступным для широкого круга читателей языком. Одно из изданий было специально переработано в книгу для учащихся старших классов (Бахирев В.В., Кириллов И.И. Конструктор В.А. Дегтярев: За строками биографии. М., 1979; 2-е изд., перераб. и доп. М., 1983; Бахирев В.В., Кириллов И.И. В.А. Дегтярев: Книга для учащихся. 3-е изд., перераб. М., 1987).
Период, когда В.В. Бахиреву довелось руководить одной из важнейших оборонных отраслей, был, несмотря на внешнюю стабильность и прочность Советского государства, достаточно сложным и противоречивым. При всех несомненных, отнюдь не выдуманных, вполне реальных успехах и достижениях росли и накапливались причины грядущих серьезных кризисных явлений. И в высшем партийном и государственном руководстве видели это (хотя в то время звучавшая на закрытых заседаниях порой очень резкая критика лишь в малых дозах могла появиться на страницах газет, в радио— и телепередачах). Так, на одном из совещаний в оборонном отделе ЦК КПСС 27 августа 1982 г. речь шла об отставании даже наших передовых оборонных министерств от промышленности США, Японии по уровню производительности труда, качеству продукции. По свидетельству Н.А. Шахова, выступавший на совещании, В.В. Бахирев привел пример, когда «из восьми часов рабочего времени нередко рабочие выполняют свое задание за пять часов, а три часа могут гулять. Нужны серьезные государственные акты, способствующие заинтересованности людей в своем труде». На этом же совещании он «обратил внимание на то, что местные власти за последние годы стали все больше отвлекать рабочих с предприятий на различные виды непроизводительных потерь, это и работа на селе, на строительстве, благоустройстве, вплоть до копки могил и дойки коров на фермах». Это была тоже цена благополучия и стабильности того времени.
И в собственном министерстве далеко не все его устраивало. На одном из совещаний уже в середине 1980-х годов В.В. Бахирев «очень справедливо оценил деятельность ряда НИИ по медленному внедрению своих же наработок в производство. В буквальном смысле слова сказал, что Казанский НИИ химпродуктов большинство научных исследований выбрасывает в «корзину», а диссертации на эти темы защищаются успешно... Серьезной критике был подвергнут научно-исследовательский машиностроительный институт за работу в области повышения бронепробиваемости танковых снарядов. В стиле Вячеслава Васильевича, когда он, переживая за плохие результаты работы подведомственных предприятий, дает жесткую оценку. Вот его доподлинные слова: «Работа НИИ24 омерзительная, гнусная. В этом НИИ идут гадания, выдержит или нет испытания очередная партия снарядов «Надежда». Мы достаточно нахлебались от этого института разных неприятностей».
Тем не менее, это не значит, что министерство машиностроения СССР было хуже других. Напротив, созданное в какой-то мере с нуля, оно сделало за два десятилетия огромный рывок вперед в развитии отрасли, ее оснащении. Резкая критика явных просчетов означала другое: В.В. Бахирев стремился вывести коллективы заводов, НИИ, КБ на более высокий уровень, чувствовал в себе и своих подчиненных силы для этого, был уверен в их возможностях. Словом, действовал по старинной мудрости: «Кому много дано с того много и спросится».
Но наступала пора больших перемен, в том числе и кадровых. Указом Президиума Верховного Совета СССР 5 июня 1987 г. министр был освобожден от занимаемой должности в связи с уходом на пенсию. Теперь оставалась семья, книги он любил читать Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, А.Н. Толстого, мемуарную литературу, где ему были интересны такие разные личности как, например, У. Черчилль и маршал Г.К. Жуков. Внимательно читал перестроечный «Огонек», хотя далеко не все мог принять в его публикациях. В последние годы жизни одним из самых любимых для В.В. Бахирева стал только начавший издаваться журнал Советского Фонда культуры «Наше наследие».
Однако Вячеслав Васильевич так и не смог остаться просто персональным пенсионером союзного значения. В семье Бахиревых среди других его личных документов сохранилось удостоверение за № 2760, подписанное уже новым министром оборонной промышленности СССР (П.В. Финогенов к тому времени тоже был отправлен на пенсию): «Предъявитель настоящего удостоверения тов. Бахирев Вячеслав Васильевич является советником Министерства. 26 мая 1990 г.» Документ выдан через три года после отставки и чуть больше чем за полгода до смерти В.В. Бахирева, знания и энергия которого были необходимы и новому поколению руководителей государства.
Вячеслав Васильевич Бахирев умер внезапно для его близких выйдя 2 января 1991 г. из дома на обычную прогулку. Увидев присевшего пожилого мужчину, московский милиционер (конечно, не знавший в лицо бывшего министра и члена ЦК КПСС) спросил: «Что с Вами? Вам плохо, вызвать «скорую»?» «Скорая» подъехала быстро, но медики уже не могли помочь.
В официальном некрологе, опубликованном в газете «Правда» и подписанном М.С. Горбачевым, Н.И. Рыжковым, П.В. Финогеновым и другими руководителями КПСС и Советского государства, отмечалось:
«В.В Бахирев проявил талант организатора промышленности, широчайшую техническую эрудицию, высокую принципиальность и требовательность, сочетающиеся с чутким и внимательным отношением к людям... Своей неутомимой работой В.В. Бахирев внес большой вклад в развитие промышленности, в решение сложных научно-технических проблем по созданию новых образцов современной военной техники и обеспечению ими вооруженных сил страны».
Память:
- Первая мемориальная доска в память о Бахиреве В.В. была открыта 5 ноября 1999 г. на здании административного корпуса Конструкторского бюро «Арматура» (бывший корпус ОКБ2).
- 6 января 2001 г. на здании административного корпуса (корпуса «А») ОАО «Завод имени В.А. Дегтярева» открыта мемориальная доска, посвященная В.В. Бахиреву (автор художник строительно-архитектурного отдела завода, член Союза художников России П.Я. Раскин). Так коллектив дегтяревцев отметил 10-летие кончины одного из своих директоров.
- С 2007 года имя Бахирева носит Государственный научно-исследовательский институт машиностроения (гор. Дзержинск, Нижегородской области).
- На улице Писарева в Новосибирске установлен бюст В.В. Бахирева.
- 26 августа 2016 г. в г. Коврове на пересечении ул. Социалистической и Лепсе открыт бюст В.В. Бахирева.
- 20 сентября 2016 года в Москве на здании, в котором В.В. Бахирев работал с 1968 по 1987 годы, была торжественно открыта Мемориальная доска Вячеславу Бахиреву. Авторы: скульптор М.О. Лушников и архитектор И.А. Василевский.
Источники:
- От учащегося школы ФЗУ до директора и министра (Герой Социалистического Труда В.В. Бахирев) [Электронный ресурс] // KVRV.ru : [сайт]. – 2017. – URL: http://kvrv.ru/history/Istorija_v_licah/Geroi_Socialisticheskogo_Truda_V_V_Bahirev/
- Бакланов О. Памяти Вячеслава Васильевича Бахирева — «Завтра», 09.08.2006.
Владимирская энциклопедия