Просеницы — деревня в Меленковском районе Владимирской области России, входит в состав Денятинского сельского поселения.
Деревня расположена в 10 км на северо-восток от центра поселения села Денятинои в 30 км на северо-восток от райцентра города Меленки.
По писцовым книгам 1628-30 годов село Просеницы значится за разными помещиками: за муромцами Федором и Афанасием Араповыми и за братьями Киселевыми с матерью.
В конце XIX — начале XX века село в составе Папулинской волости Меленковского уезда.
Просеницкий Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов организован в 1917 г. Сельский Совет входил в состав Папулинской волости Меленковского уезда Владимирской губернии, с 1926 г. - Муромского уезда. В 1929 г. волость была ликвидирована, сельский Совет перешел в Меленковский район Муромского округа Ивановской области. В 1930 г. Муромский округ был ликвидирован при отмене окружного административно-территориального деления. С образованием 14 августа 1944 г. Владимирской области Просеницкий сельский Совет вошел в ее состав.
В 1954 г. были объединены сельские Советы: Абрамовский, Александровский, Бойцевский, Просеницкий и Папулинский - в Папулинский сельский Совет. Просеницкий сельский Совет был ликвидирован. Папулинский сельский Совет объединял 13 нас. пунктов: Абрамово, пос. Амосово, Выползово, Городищи, Новобарсуково, Орловка, Папулино, Просеницы, Рождествено, пос. Хольковский, Хольково, Чабышево, Шушпаново.
Вплоть до 2005 года село входило в состав Папулинского сельсовета.
Прежний приходской центр - Просеницы, где сто лет назад проживало более 500 человек, оказавшись в стороне от торных дорог, сегодня стал маленькой деревней с населением всего в три десятка человек, куда в распутицу добраться весьма непросто.
Численность населения: в 1859 г. – 387 чел., в 1905 г. – 530 чел., в 1926 г. – 673 чел., в 2002 г. – 61 чел., в 2010 г. – 36 чел.
Просеницкий приход
По писцовым книгам 1628—30 гг. село Просеницы значится за разными помещиками — за Муромцами Федором и Афанасием Араповыми и зa братьями Киселевыми с матерью; в селе тогда была церковь во имя Николая Чудотворца древяна клецки — строение вотчинников Араповых, при церкви священник, дьячок, пономарь и просвирница; пашни церковной по 15 четв. в поле, сена на 10 копен; в селе 2 двора вотчинниковых, двор црикащиков, 2 дв. людских, 9 дв. крестьянских и 4 бобыльских.
Народное предание построение здесь церкви связывает с легендой Иговского погоста. Из существовавшей, по преданию, близ сельца Городищ церкви другая икона найдена была в селе Просеницах; на месте явления иконы Николая Чудотворца и построен был храм, посвященный этому святителю.
Сведения о Просеницком приходе имеются в окладных книгах 1676 года. В этих книгах отмечена в Просеницах та же церковь Николая Чудотворца, при ней двор попа Григория, два двора пономаревых да приходских дворов — 5 дв. помещиковых, 1 двор надворного слуги, 12 двор. крестьянских и 4 бобыльских (в 1897 г. здесь 69 дв.), деревня Городищи, в ней 6 дв. крестьянских и 2 бобыльских (в 1897 г. здесь 58 дв.), д. Хольково, в ней двор помещиков, 4 дв. крестьянских и 4 бобыльских (в 1897 г. здесь 39 дв.), д. Верховцева, в ней 8 двор. крестьянских и 2 бобыльских, д. Орлова, в ней 5 дворов крестьянских и 4 бобыльских (в 1897 г. здесь 45 дв.), д. Харина, 5 дв. крестьянских и 4 бобыльских, сельцо Головенцово, в нем двор стольника и полковника Матвея Осипова Кровкова, в нем живет прикащик, 11 дворов крестьянских и 4 бобыльских (В сельце Головенцове в начале XVIII столетия построен был храм во имя Рождества Христова, почему село стало называться Рождествиным.).
Церковь Николая Чудотворца была деревянная, она существовала в Просеницах до 1792 года. В этом же году на средства помещика секунд-майора Сергея Андреевича Арапова построен был каменный храм во имя Николая Чудотворца.
КАЗАНСКИЙ ПАВЕЛ АНДРИАНОВИЧ родился в 1774 г. До 1796 г. – дьячок с. Стригино Муромской округи. В 1796 г. произведен во священника с. Просеницы. В 1825 г. был переведен в с. Домнино Меленковского уезда. Умер в с. Домнино в 1829 г. В семье было 8 детей, из них пять сыновей, которые все учились во Владимирской семинарии под фамилией Казанские. Жена: Прасковья Борисовна родилась в 1775 г., умерла в с. Домнино в 1843 г. Дети: Наталья, Андрей, Федор, Иван, Петр, Егор, Ирина.
КАЗАНСКИЙ ИВАН ПАВЛОВИЧ (1804-1888) родился в с. Просеницы 11 апреля 1804 г. Окончил Владимирскую семинарию в 1826 г. После смерти отца с 1829 г. Стал священником в с. Домнино. В 1867 г. Иван Павлович был переведен в Костромскую губ. , оставив приход в с. Домнино своему зятю Николаю Кантову, а сам служил священником церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в с. Владычное Нерехтского уезда до выхода за штат по состоянию здоровья в 1883 г. За долголетнюю безупречную службу (в течение 54 лет) Иван Павлович был награжден орденом св. Владимира 4-й степени и по определению дворянского депутатского собрания от 5 октября 1884 г. причислен к потомственному дворянству. Род Казанских внесен в третью часть дворянской родословной книги Владимирской губ. и утвержден Департаментом Герольдии сената 6 октября 1889 г. за № 4698. Скончался в с. Владычное 17 июля 1888 г. Жена Ивана Павловича: Анна Петровна (ур. Уводская) родилась в 1812 г. Дочь сельского священника, впоследствии протоиерея г. Коврова Петра Герасимовича Уводского. Дети (родились в с. Домнино): Александр, Елизавета, Мария, Петр, Александра (род. в 1840), Серафима, Анна, Алексей, Надежда, Сергей.
Кроме каменного храма в Просеницах до 1863 года существовала деревянная церковь в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы. Время построения этой церкви с точностью неизвестно, но, если принять во внимание, что антиминс для нее освящен в 1761 году, можно полагать, что Казанская церковь построена в начале второй половины XVIII века. Церковь эта была сначала домовой, с прекращением же рода Араповых она стала приходить в ветхость и была затем упразднена.
Крестьяне, после освобождения от крепостной зависимости, решили расширить каменную церковь, чтобы устроить в ней придел в память упраздненной деревянной церкви. В тоже время и жители сельца Рождествина порешили в Просеницкой церкви устроить придел в память прежде бывшей у них церкви. Таким образом в 1862—65 гг. трапеза каменного храма была расширена. [1]
Назначена денежная выдача из процентной суммы с капитала доктора Митрофана Ивановича Алякринского за 2-ю половину 1877 года, в том числе, села Просениц, священнической дочери Прасковье Осовецкой.
Назначена денежная выдача из процентной суммы с капитала доктора Митрофана Ивановича Алякринского во 2-й половине 1890 года, в том числе, села Просениц, священнической дочери Марии Казанской.
В 1895 г. от Его Высокопреосвященства преподано благословение Божие крестьянину сельца Холькова Семену Дометиеву Ярочкину за пожертвование в церковь села Просениц, металлических вызолоченных хоругвей стоимостью в 60 руб.
Престолов в храме три: главный во имя Св. Николая Чудотворца, в приделах в честь Рождества Христова и Казанской иконы Пресв. Богородицы. [1]
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. От прошлого времени в церкви хранились: напрестольное Евангелие печати 1699 года и деревянный напрестольный крест, обложенный серебром; на нем подпись: «лета 193 (1685) построил сей честной и Животворящий Крест Господень Иоанн Корнилов сын Шушерин в дом свой во славу Христа Бога Нашего в поклонение присно ту живущим и приходящим». [1] Причта при церкви по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось: от земли церковной и от служб и требоисправлений до 460 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1] Земли при церкви: под церковью и кладбищем 1200 саж., усадебной 3 дес., сенокосной 3 дес., пахотной 30 дес. 1627 саж. и неудобной 2 дес.; план и межевая книга на землю имелись. Кроме того в пользу причта пожертвовано 2 десят. пахотной земли близ сольца Рождествина. [1]
Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года
Приход состоял из села Просениц, сельца Холькова (2 вер. от церкви), сельца Городищ (2 вер.), сельца Рождествина (4 вер.) и деревни Орловки (2 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 921 душа мужского пола и 1002 женского. [1]
В селе Просеницах в 1884 году открыта церковно-приходская школа. Закону Божию обучал местный священник в церковной сторожке. Учащихся в 1896 году было 32. [1] «Прошение священника села Просеницы о. Василия Шмелёва о назначении пособия на постройку нового здания церковно-приходской школы. В селе Просеницах при храме имеется церковно-приходская школа, открытая в 1884 году, число учащихся в которой достигает 50 человек каждогодно. Школа эта, не смотря на значительное количество учащихся, помещается в здании, имеющем в длину 10 аршин, в ширину 7 аршин, тут же помещается церковный сторож, для которого устроена русская печь и отгорожен чулан, так что комната для занятий имеет только 7 аршин длины и 6 аршин ширины, каковое помещение для 50 человек крайне недостаточно. Самое здание от времени приходит в ветхость, а потому необходимо построить новое здание для церковно-приходской школы, хотя наличных средств для этого ещё не имеется. К устройству нового здания побуждает нас и то обстоятельство, что многим, желающим обучаться в нашей школе, за недостатком помещения, приходится отказывать, так как школа наша служит рассадником грамотности, кроме села, ещё и для трёх деревень Грибкова, Городищ и Холькова, отстоящих от села в 2-х верстах. Вследствие всего вышеизложеннаго я имею честь просить уездное земское собрание, не признается ли со стороны онаго возможным оказать кукую-либо, единовременно, денежную помощь на постройку нового здания для означенной церковно-приходской школы. 20 сентября 1901 года. Решение: По вопросу о ходатайстве священника с. Просениц о пособии на постройку школы грамоты в с. Просеницах, в виду отсутствия отзыва уездного наблюдателя и сведений о потребных средствах и существующих, комиссия полагала бы вопрос оставить открытым» (Журналы очередного и чрезвычайного Меленковских уездных земских собраний 1901 и 1902 гг.). «В селе Просеницах, Папулинской вол. Меленковского у. было собрано на ремонт школы по 8 ф. хлеба с едока. Хлеб собирал предсельсовета и вручил его т.т. Белову, И. и Мичурину, В., которые должны были позаботиться о ремонте. Но вот настал уже учебный год, а к ремонту школы все еще не приступлено и дети праздно бегают по улицам села. К ответу Белова и Мичурина!» («Красный Луч», 1 окт. 1924).
В советское время уничтожена алтарная часть храма, основной объем и колокольня. Оставшаяся трапезная поздней постройки, представляющая собой квадратный одноэтажный объем с плоским чердачным перекрытием металлическими балками с межбалочными кирпичными сводиками, использовалась под хозяйственные нужды. На месте утраченного престола перед Никольским храмом поставлен деревянный крест.
Церковь Николая Чудотворца в деревне Просеницы
Восстановлена в качестве храма в 2009-2010 гг. вычинкой верха стен, устройством временных кровель из рубероида и главки, покраской фасадов.
Деревня Городищи
Городищи — деревня в Меленковском районе Владимирской области России, входит в состав Денятинского сельского поселения.
Деревня расположена на берегу речки Жерновка в 16 км на восток от центра поселения села Денятино и в 27 км на северо-восток от города Меленки.
Курганный могильник располагался близ д. Городищи, правый берег р. Жерновка (правый приток р. Илевна). Не сохранился. [2]
Деревня впервые упоминается в окладных книгах 1676 года в составе Просеницкого прихода, в ней тогда было 6 дворов крестьянских и 2 бобыльских.
Сохранилось интересное народное предание, которое было напечатано, в виде археологической заметки, в 1868 г. в «Владимирских Губернских Ведомостях» под заглавием: «Указание некоторых местностей с народными о них преданиями в Меленковском уезде». Предание это следующее. «В 30-ти верстах от гор. Меленок находится сельцо Городищи. Лет 300 тому назад, в 2 ½ верстах от этого сельца, ближе к Меленкам, на правом берегу речки Черной существовал погост с деревянной церковью во имя св. Николая Чудотворца, с приделом в честь мучеников Флора и Лавра. Как доказательство истинности сего предания, и до сего времени сохраняются едва заметные следы фундамента церковного здания и могил кладбища. В настоящее время к этому месту прилегают пустоши под названием «Поповка» и «Никола Черный» с довольно большими лесными участками, составляющими малейшую долю того огромного лесного пространства, которое в древности носило название, «Муромские леса». Эти леса служили постоянным притоном и обиталищем множества шаек разбойников, придававших страшный смысл названию леса своими разбоями и дикими зверствами над попадавшими им человеческими жертвами; все это, по верованию народа, оскверняло святыню храма погоста Городищи. Как-бы вследствие этого, в одно время из храма исчезли иконы святого Николая Чудотворца и святых мучеников Флора и Лавра. Икона св. Николая Чудотворца была найдена в шести верстах от погоста Городищи в селе Просеницах возле существовавшей там в то время деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери; икона же святых мучеников Флора и Лавра оказалась на иве в лесу, отстоящем в девяти верстах от погоста. Найденные иконы духовенство пог. Городищи с крестным ходом возвратило в свою церковь. На другой же день чудесное исчезновение упомянутых икон из храма снова повторилось, и они опять были перенесены духовенством в погост. Подобное перенесение святых икон в церковь и чудесное явление их на прежних местах повторялось несколько раз, так что духовенство и прихожане погоста Городищи решили уничтожить погост, а на тех местах, где являлись иконы святого Николая Чудотворца и св. мучеников Флора и Лавра, построить церковные здания. И вот в селе Просеницах, на месте чудесного появления иконы св. Николая Чудотворца, построили в то время каменную церковь во имя сего Святителя с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери; а в память чудесного явления иконы святых Флора и Лавра на месте ивы построили деревянную церковь во имя св. мучеников. Около этой последней церкви образовался погост, который в настоящее время и носит название «Игов», вместо «Ивов» (Так повествуется в церковной летописи Погоста Игова)».
В конце XIX — начале XX века деревня входила в состав Папулинской волости Меленковского уезда, с 1926 года — в составе Муромского уезда.
С 1929 года деревня являлась центром Городищенского сельсовета Меленковского района, с 1940 года — в составе Просеницкого сельсовета, с 1954 года — в составе Папулинского сельсовета, с 2005 года — в составе Денятинского сельского поселения.
В 1930 году организовалась сельскохозяйственная артель ( колхоз) "Новый путь" с центром д. Городище. Основное направление - зерновое.
В 1950 г. сельхозартель (колхоз) "Новый путь" д. Городище влилась в сельхозартель "Красное знамя" д. Коровино.
Численность населения: в 1859 г. – 300 чел. (58 дворов), в 1905 г. – 431 чел. (66 дворов), в 1926 г. – 529 чел. (106 дворов), в 2002 г. – 18 чел., в 2010 г. – 18 чел.
ООО "Бетон Сервис" зарегистрирована 22 мая 2006 г. Генеральный директор - Фирсов Виктор Николаевич. Деревня Городищи, д. 72. Основным видом деятельности является «Производство общестроительных работ». Организация ликвидирована 5 августа 2013 г.
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
2. Археологическая карта России Владимирская область. Под редакцией Ю.А. Краснова. Москва. 1995.