АО «Муромский стрелочный завод» – ведущее предприятие России по производству стрелочной продукции для железнодорожного транспорта.
Предприятие основано в 1928 году, как путевые ремонтные мастерские, находящиеся в подчинении ПЧ-15 станции Муром. 1930 год - начало массового выпуска стрелочной продукции. «Стрелочная мастерская производственного плана на 1-й и 2-й квартал не имеет. Контрольные цифры выпуска продукции по своему местному ориентировочному производственному плану за 1-й квартал она не выполнила. В январе было дано сработать скатов 40, выполнено 26, в феврале ничего не сделано, в марте крестовин намечено было выпустить 30, а выпущено 24, вагонеток – 25, а дано 17. И так по всем показателям. Причины недовыполнения норм – недостаточное поступление материалов (сырья). Нет рельс для крестовин, нет больлзаклепочных изделий и т.д. Недостаточно развернуто соцсоревнование, нет точного учета работ ударников и лжеударников, не ведется никакой работы по борьбе с браком, по снижению себестоимости, выпускаемой продукции, не ведется борьбы с простоями, отсутствует работа по рационалицации и изобретательству, нет плановости в работе, за порчу материалов никто не отвечает. Имеется излишек обслуживающего персонала (табельщик, кладовщик), что вызывает непроизводительные накладные расходы и удорожает продукцию. Кроме того, нет хозяина стрелочной мастерской: 3 муэксплоатационному району мастерская не подчиняется. НСР–4 мастерской не интересуется. Мастерская накануне останова. Хорошее оборудование будет стоять непроизводительно. Рабочие стрелочной мастерской требуют вмешательства в это дело 3-й эксплоатационный район, райпрофсож, парторганизации и все общественные организации. Стрелочная мастерская должна работать и виновные должны понести наказание» («Муромский рабочий», 16 мая 1931 года).
Мастерские переименованы в "Муромский стрелочный завод" в 1933 году.
В 1933 году был освоен выпуск стрелочных переводов из рельсов легких типов. В 1935 г. построен стрелочный цех площадью 1218 кв. м.
В 1937 г. построен кузнечный цех площадью 829 кв. м.
В 1939 г. построен цех сборки стрелок площадью 340 кв. м.
В 1941-1945 гг. выпущено 9365 стрелочных переводов и 7320 отдельных крестовин.
В марте 1942 года рабочие стрелочного завода решили построить поезд-баню и в самые короткие сроки изготовили десять специальных вагонов с дезинфекционными жарилками. В мае 1942 г. с завода на фронт ушел Банно-дезинфекционный поезд № 92. Поезд предназначался в подарок бронепоезду «Илья Муромец», у которого во время одного из боев были уничтожены бытовые вагоны, но на остановках он работал и для других бойцов, и для гражданского населения.
В 1942 г. построен чугунно-литейный цех.
«ВНЕДРЯЕМ ХОЗРАСЧЕТ В начале нынешнего года мы решили перевести отдельные цехи на полный хозрасчет. Цеховая отчетность нас не удовлетворяла. Она не отражала финансовой деятельности. Учет велся только по прямым затратам выпускаемых изделий. Начали перестраивать систему учета. Разработали номенклатуру заказов по деталям, узлам, составили к ним, а также на изделия в целом, развернутые калькуляции. Затем ввели типовой план-отчет, в котором должна отражаться вся деятельность цеха: зарплата, расход материалов, полуфабрикатов, расход по статьям — использование рабочей силы, производительность труда и т. д.
Подготовка велась два месяца. Труд не пропал даром. Начальник механо-сборочного цеха тов. Белов, вникая в каждую статью хозрасчета, определил узкие места своего хозяйства, предъявил претензии плавному механику на дорогой ремонт оборудования, а инструментальщикам указал на то, что они делают недоброкачественный инструмент. Перерасход против лимитов на ремонт оборудования, плохое качество инструмента, излишние транспортные расходы были и раньше, мы о них знали и принимали меры, но все это делалось бессистемно, от случая к случаю. Хозрасчет заставил реагировать быстрее на малейший перерасход. Начальник цеха знает, какая сумма ему запланирована, например, на текущий ремонт оборудования. Он старается строго ее придерживаться, потому что перерасход по его вине лишит его премии, если даже цех и перевыполнит план. Раньше начальник цеха, израсходовав свой инструмент, добивался у главного инженера завода, чтобы отпустили лимит дополнительно. Сейчас этого нет. Идет борьба за строжайшую экономию и лучшее использование инструмента. Практика показала, что можно смело переводить на хозрасчет и другие цехи. Сейчас по-новому работают четыре цеха. Мы созываем каждый месяц балансовую комиссию, на которой начальники цехов отчитываются в своей работе. Балансовые комиссии явились своеобразной школой. Заседания посещают начальники всех цехов, чтобы поучиться, как надо решить вопросы экономики производства.
Первое время не обходилось без курьезов. Сначала не могли определить, почему имеется разрыв между производительностью труда и выработкой на одного рабочего. Постепенно дело наладилось. Если раньше, например, начальник цеха гадал, почему у него высокая стоимость вагонетки, то теперь легко делает анализ и безошибочно определяет, какой нужен металл. Этим достигается солидная экономия в сырье.
Хозрасчет дает возможность найти пути снижения себестоимости продукции. Он принес заводу большую пользу. По сравнению с прошлым годом значительно снижена себестоимость. Инженеры и техники упорно ищут новых путей увеличения выпуска изделий, повышения их качества, добиваются, чтобы они были дешевыми. На ближайшее время мы ставим своей задачей - перевести на хозрасчет ремонтный, инструментальный и транспортный цехи. Наряду с этим разрабатываем такую систему премирования специалистов и рабочих хозрасчетных цехов, которая позволила бы вести успешную борьбу за выполнение экономических показателей. А. ЧЕРАЕВ, директор Муромского стрелочного завода» («Призыв», 12 декабря 1945).
«Пятьдесят лет работает на железнодорожном транспорте Николай Федорович Балакин, занимающий ныне должность начальника отдела кадров муромского стрелочного завода. Все силы и опыт отдает он на благо Родины» («Призыв», 24 августа 1946). «Прикрываясь «послевоенными трудностями»… На имя начальника Муромского стрелочного завода тов. Чераева отовсюду поступают телеграммы с просьбой дать как можно больше стрелочных переводов. Этот факт — свидетельство того, как необходима продукция, особенно для железнодорожных путей, вырабатываемая заводом. Министерство Путей Сообщения потребовало от завода изготовлять ежемесячно не 200 стрелочных переводов, как это было в дни войны, а 270. Следует сказать, что первые пять послевоенных месяцев производственная программа успешно выполнялась. В ноябре и декабре 1945 года коллектив завода не выполнил производственные здания. В наступившем 1946 году не произошло никаких улучшений. 92, 69, 87, 59 процентов — таковы показатели по месяцам. Положение дел до сего времени не изменилось. Большинство рабочих не выполняет норм. Например, строгальщик тов. Копылов Александр вместо 4,5 остряков делает четыре, а тов. Филиппов дает изделий на единицу меньше заданного. В кузнечном цехе из 80 рабочих не выполняют задание 23, тем не менее большинство из них почему-то считаются стахановцами. Так началось хроническое невыполнение производственной программы. За семь месяцев текущего года завод дал 68 тысяч рублей убытка. Из месяца в месяц ухудшается качество продукции. Убытки от брака составляют за тот же период 21 тысячу рублей. В августе завод дал 3,3 тонны негодного литья. Что же делает руководство завода для борьбы с этим позорным отставанием? Думает ли оно наметить пути дальнейшего улучшения работы? К сожалению, этого не наблюдается. Руководство завода заняло позицию отрицания своей бездеятельности, относя отставание за счет недостатков сырья, плохого качества его и увеличения планов. — До мая мы срывали программу исключительно из-за недостатка электроэнергии, — рассуждает исполняющий обязанности начальника завода тов. Дмитриев,— а с мая не было сырья. Выходит, что все помехи приходят извне: сырье дают тогда, когда нет электроэнергии, дают электроэнергию — не доставляют сырье. Так ли это на самом деле? Конечно, нет. В апреле, равном по трудностям другим месяцам, программа была выполнена на 106 процентов. Завод может выйти из прорыва и при существующем положении с сырьем. Эго признает партийное руководство завода! И лишь тов. Дмитриев, хоть и видит эти возможности, но упорно продолжает твердить старую погудку: — Если будет достаточно сырья, выполним, а иначе — нет. Так объясняет все причины руководство завода, забывая о целом ряде заброшенных участков производства. Оно забыло, что одно из главных условий производственных успехов — работа с людьми, повседневная забота о них. Но этого-то как раз и нет. До сих пор рабочим не создают условий ни в труде, ни в быту. Оборудование ремонтируется некачественно, а поэтому часто выходит из строя, что приводит к большим простоям. За семь месяцев они составляют 1041 час. Забывая об оперативном руководстве предприятием, тт. Дмитриев и Чераев не могут координировать своих действий. Один издает приказ, другой отменяет. Решение основной производственной задачи растворяется в личных мелких спорах, Нет порядка и в планировании по цехам. Оно отдано на откуп начальникам цехов, а те по своей воле за день по нескольку раз ломают и составляют планы. Отсутствует на заводе повседневная политмассовая работа. На вопрос, бывают ли агитаторы в цехах, секретарь партбюро тов. Четвергов несмело отвечает: — Агитаторов выделяем. Развертываемся... Соцсоревнованием охвачено 80 процентов коллектива, но оно не организовано между сменами и бригадами. Отдельные коммунисты, как, например, тт. Алясов, Ильин и Клюшников, не только не являются инициаторами его, но часто сами плетутся в хвосте, не выполняют заданий. Острую нужду ощущает завод в квалифицированной рабочей силе. Не хватает кузнецов, электросварщиков, строгальщиков, однако почти ничего не делается, чтобы их получить. Есть ученики, но их так мало, что они не могут покрыть потребности в рабочей силе. И все это не потому, что на завод не идут рабочие. С просьбой принять на работу приходит много демобилизованных фронтовиков, но им говорят: «Жилой площади нет», и они уходят. Руководство завода о жилищном строительстве не проявляет никакой заботы. Более того, даже в имеющемся общежитии никак не удосужатся застеклить окна, хоть и есть стекло; где уж браться за большое, когда нет энергии на малое! — У нас не хватает двух продольно-строгальных станков, — жалуется тов. Дмитриев,— это тоже влияет на выполнение программы. А на вопрос, что сделало для приобретения их, тов. Дмитриев безнадежно разводит руками: мы, де, писали, нам обещали. Коммерческий директор тов. Лапшин, занимающийся обеспечением предприятия необходимыми материалами, своей бездеятельностью мешает выполнению программы. Еще в мае освоено на заводе три вида новой продукции, в том числе путевые домкраты. Наряды на подшипники для домкратов были, но дельцы из коммерческого отдела поехали за ними лишь в августе. Августовская программа снова оказалась сорванной. До сих пор на заводе не ведется подготовка к зиме. Об этом свидетельствует захламленность территории завода, неисправные пути, отсутствие полагающегося запаса топлива. Его имеется всего лишь несколько десятков кубометров. Вновь избранное партийное руководство на заводе медленно и робко берется за коренные вопросы. Оно больше занимается разговорами, чем ведет борьбу за крутой перелом в работе. Так в августе было проведено партийное собрание. Оно по-деловому вскрыло недостатки, решило выправить положение. На самом же деле только дней 8-10 работали с подъемом. Порадовал всех ранее отстававший кузнечный цех. 200—220 процентов он давал ежедневно. Это был серьезный успех. Казалось, что завод взял курс на подъем. Но в действительности с сентября все пошло по-старому. Программа продолжает не выполняться. За 17 дней сентября она выполнена на 30 процентов. Простои оборудования из-за аварий, недостатка инструмента и нераспорядительности администрации составили в августе 169 часов. А. ГЛАДКОВА» («Призыв», 2 октября 1946).
В 1958 г. сдан механосборочный цех площадью 4711 кв. м. с новыми бытовыми помещениями и подстанцией.
Начиная с 1966 года, в связи с повышением скоростей движения и грузонапряженности железных дорог, в конструкции стрелочных переводов внесены изменения, улучшающие их эксплуатационные качества.
В начале 1970-х годов коллективом завода выпускались стрелочные переводы типов Р50 и Р43 марок 1/11, 1/9, 1/6, укладываемые на главных магистралях, приемо-отправочных и горочных путях железных дорог. Завод выпускал около 25 процентов стрелочных переводов, изготовляемых в стране. Основными получателями продукции являлись Министерство путей сообщения и Министерство транспортного строительства. Завод поставлял стрелочные переводы на строительство дорог цри освоении целины, строительство гидроузлов — Волжской, Братской и других электростанций и строек, поставлял продукцию в МНР, КНДР, Сирию, Иран, Индию (Бхилайский металлургический комбипат).
В 1971 г. закончено строительство механосборочного цеха №2 площадью 4270 кв. м.
В 1984 г. завершается строительство корпуса стрелочной продукции производственной площадью 17500 кв. м.
В 1986 г. введен в эксплуатацию один пусковой комплекс мощностью 20 000 тонн марганцовистого литья.
«ВЕРЮ В РАБОЧЕГО ЧЕЛОВЕКА!» Внешне сдержанный и спокойный, Петр Васильевич все же не смог скрыть волнения, когда секретарь парткома стрелочного завода В.Е. Борисов сказал: — Товарищи! На нашем партийном собрании сегодня мы поздравляем с замечательным событием Петра Васильевича Шубина, нашего заслуженного ветерана. Пятьдесят лет назад получил он свой партийный билет. И через все годы достойно пронес звание коммуниста. Отныне к его наградам за доблестный труд прибавится еще одна — такая дорогая и авторитетная — знак «50 лет пребывания в КПСС». С гордостью показывает теперь Петр Васильевич своим внукам эту награду и знак «Почетному железнодорожнику», которым был награжден еще в 1954 году. Он уходил на пенсию, когда ему было уже 64 года. И не ушел бы, если бы не болезнь жены, потребовавшая его забот. Тепло и торжественно провожали его тогда товарищи. — Особых подарков мне не надо, — попросил Петр Васильевич. — Лучшим подарком будет, если останется у меня форменка. До сих пор он в самых торжественных случаях надевает железнодорожную форму — на праздники или когда соберется в гости к дочерям в Подмосковье и Куйбышев. В свои 79 лет Петр Васильевич еще легок на подъем. Живой и интересный собеседник, сколько он знает и помнит об истории развития завода! И его воспоминания — это живая память о том времени, когда предприятие только начинало развиваться, и о том, когда первые стахановцы укрепляли своим трудом завоевания Советской власти. Он рассказывает, как после проведения в стране индустриализации каждый рабочий гордо ощущал себя хозяином предприятия, жадно накапливал опыт и знания, стремился вложить их в производство. В сентябре 1929-го (почти 60 лет назад!) пришел на завод Петр Васильевич Шубин. Вернее, еще не на завод, а в мастерские, где ремонтировали вагонетки. Условия труда были допотопными, но каждый дорожил своим рабочим местом. Не сразу получил его и Петр, даже приобретя специальность слесаря. На бирже труда ему сказали, что слесарей хватает всюду, а нужны токари. Переучился. Выдержал пробу на токаря второго разряда. Пять лет проработал токарем на бывшем паровозоремонтном заводе. Был стахановцем. На стрелочном тоже начинал с рабочих, в кузнице. А когда ушли в отпуска мастера Дудукин и Капусткин, Петра Васильевича попросили их временно заменить. В цехе тогда неблагополучно было с усовиками (деталь стрелочного перевода), гнули их вручную по несовершенному шаблону. И не раз сборщики возвращали их на переделку. Поломал голову Петр Васильевич над тем, как исправить положение. И нашел выход. По его расчетам изготовили другой шаблон. Брака после этого больше не было. Технорук А.Г. Ломов сказал тогда: «Хватит тебе в рабочих ходить, давай в мастера...» Но Шубин решил, что одной природной сметки для такой должности недостаточно. Поступил учиться в вечерний техникум. В 1938 году ему доверили возглавить механосборочный цех, а в 1942-м и самый трудный — кузнечно-прессовый. Думал ли он, сын кучера, в дореволюционное время частенько подвозившего на ночлег фабричное начальство и с благоговением слушавшего умные речи грамотных господ, думал ли он, что выпадет ему роль неизмеримо почетнее — быть хозяином не только своего предприятия вместе со всеми рабочими, но и хозяином своей страны, освобожденной от эксплуататоров? Немного осталось ровесников Петра Васильевича, его товарищей по совместной работе. Но такие, как он, цепко держат в памяти дорогие для них события индустриализации страны, рассказывают об этом своим преемникам. Это они осуществляют благородное дело передачи трудовой и нравственной эстафеты, связующей поколения. В год 70-летия Великого Октября мы вновь и вновь обращаемся к ним, живым свидетелям истории нашего государства, пережившим труднейшие этапы развития страны, запечатлев их в памяти. Пройдя путь от рабочего до руководителя цеха, Петр Васильевич всюду показывал свою добросовестность и компетентность. Отмечая особенности сегодняшнего дня, сравнивая это время с годами своей молодости и зрелости П.В. Шубин сказал: — Отрадно, что политика нашей партии направлена на демократизацию общества. Я, как старый коммунист, могу лишь приветствовать это. Что определяло успех нашего дела? Именно то, что были мы ближе к рабочим, чаще общались с ними, их мнение было нередко главным, больше проводили и открытых партийных собраний. Люди тогда еще не разучились говорить горячо и искрение, знали, что их поймут. Теперь же, когда рабочий класс стоит во главе технического прогресса, когда необходима его способность мыслить творчески, по-государственному, крайне нужен этот непосредственный контакт руководителей с теми, кто стоит у станка. Я верю, что демократизация укрепит этот контакт, ослабленный в последние десятилетия. Верю в нашего рабочего человека! Т. ДУШУТИНА. г. Муром» («Призыв», 17 сентября 1987).
В 1988 г. вводится в строй второй пусковой комплекс углеродистого литья мощностью 15 000 тонн.
В 1993 г. создано Открытое акционерное общество "Муромский стрелочный завод".
Даже в кризисный 1998 год АО «Муромский стрелочный завод» по рейтингу находился в числе двухсот наиболее устойчиво работающих компаний России.
В 2008 г. введен в эксплуатацию цех новой продукции, укомплектованный современным оборудованием.
ОАО "Муромский стрелочный завод" (ОАО "МСЗ") - ведущее предприятие России по производству стрелочной продукции для железнодорожного транспорта. На заводе производятся пересечения и соединения для всех категорий железнодорожных путей обыкновенных и скоростных линий, для магистралей с высокой грузонапряженностью и повышенными осевыми нагрузками, для путей сортировочных станций и промышленных предприятий, горно-обогатительных и металлургических комбинатов, угольных бассейнов, тепловых и атомных электростанций, трамвайных линий и метрополитенов.
Одним из самых приоритетных направлений в деятельности предприятия является выпуск высококачественнной продукции. На заводе действует система управления качеством продукции, охватывающая практически все направления и обеспечивающая выпуск качественной продукции. Действует система качества подготовки производства, система качества входного контроля, система качества оперативного контроля, система качества подготовки кадров и т.д.
Выпускаемая продукция:
Стрелочные переводы: Обыкновенные, Симметричные, Криволинейные, Двойные перекрестные, Высокоскоростные, Индивидуальные, Глухие пересечения;
Съезды: Одиночные, Двойные, Сбрасывающие стрелки;
Башмакосбрасыватели; Стыки уравнительные; Трамвайные стрелочные переводы.
Адрес: г. Муром, ул. Стахановская, д. 22а.
Официальный сайт: http://www.oaomsz.ru