АО «Муромский стрелочный завод» – ведущее предприятие России по производству стрелочной продукции для железнодорожного транспорта.
Предприятие основано в 1928 году, как путевые ремонтные мастерские, находящиеся в подчинении ПЧ-15 станции Муром. 1930 год - начало массового выпуска стрелочной продукции. «Стрелочная мастерская производственного плана на 1-й и 2-й квартал не имеет. Контрольные цифры выпуска продукции по своему местному ориентировочному производственному плану за 1-й квартал она не выполнила. В январе было дано сработать скатов 40, выполнено 26, в феврале ничего не сделано, в марте крестовин намечено было выпустить 30, а выпущено 24, вагонеток – 25, а дано 17. И так по всем показателям. Причины недовыполнения норм – недостаточное поступление материалов (сырья). Нет рельс для крестовин, нет больлзаклепочных изделий и т.д. Недостаточно развернуто соцсоревнование, нет точного учета работ ударников и лжеударников, не ведется никакой работы по борьбе с браком, по снижению себестоимости, выпускаемой продукции, не ведется борьбы с простоями, отсутствует работа по рационалицации и изобретательству, нет плановости в работе, за порчу материалов никто не отвечает. Имеется излишек обслуживающего персонала (табельщик, кладовщик), что вызывает непроизводительные накладные расходы и удорожает продукцию. Кроме того, нет хозяина стрелочной мастерской: 3 муэксплоатационному району мастерская не подчиняется. НСР–4 мастерской не интересуется. Мастерская накануне останова. Хорошее оборудование будет стоять непроизводительно. Рабочие стрелочной мастерской требуют вмешательства в это дело 3-й эксплоатационный район, райпрофсож, парторганизации и все общественные организации. Стрелочная мастерская должна работать и виновные должны понести наказание» («Муромский рабочий», 16 мая 1931 года).
Мастерские переименованы в "Муромский стрелочный завод" в 1933 году.
В 1933 году был освоен выпуск стрелочных переводов из рельсов лег¬ких типов. В 1935 г. построен стрелочный цех площадью 1218 кв. м.
В 1937 г. построен кузнечный цех площадью 829 кв. м.
В 1939 г. построен цех сборки стрелок площадью 340 кв. м.
В 1941-1945 гг. выпущено 9365 стрелочных переводов и 7320 отдельных крестовин.
В марте 1942 года рабочие стрелочного завода решили построить поезд-баню и в самые короткие сроки изготовили десять специальных вагонов с дезинфекционными жарилками. В мае 1942 г. с завода на фронт ушел Банно-дезинфекционный поезд № 92. Поезд предназначался в подарок бронепоезду «Илья Муромец», у которого во время одного из боев были уничтожены бытовые вагоны, но на остановках он работал и для других бойцов, и для гражданского населения.
В 1942 г. построен чугунно-литейный цех.
В 1958 г. сдан механосборочный цех площадью 4711 кв. м. с новыми бытовыми помещениями и подстанцией.
Начиная с 1966 года, в связи с повышением скоростей движения и гру¬зонапряженности железных дорог, в конструкции стрелочных переводов внесены изменения, улучшающие их эксплуатационные качества.
В начале 1970-х годов коллективом завода выпускались стрелочные переводы типов Р50 и Р43 марок 1/11, 1/9, 1/6, укладываемые на главных магистралях, приемо-отправочных и горочных путях железных дорог. Завод выпускал около 25 процентов стрелочных переводов, изготов¬ляемых в стране. Основными получателями продукции являлись Министер¬ство путей сообщения и Министерство транспортного строительства. Завод поставлял стрелочные переводы на строительство дорог цри освоении цели¬ны, строительство гидроузлов — Волжской, Братской и других электро¬станций и строек, поставлял продукцию в МНР, КНДР, Сирию, Иран, Индию (Бхилайский металлургический комбипат).
В 1971 г. закончено строительство механосборочного цеха №2 площадью 4270 кв. м.
В 1984 г. завершается строительство корпуса стрелочной продукции производственной площадью 17500 кв. м.
В 1986 г. введен в эксплуатацию один пусковой комплекс мощностью 20 000 тонн марганцовистого литья.
«ВЕРЮ В РАБОЧЕГО ЧЕЛОВЕКА!» Внешне сдержанный и спокойный, Петр Васильевич все же не смог скрыть волнения, когда секретарь парткома стрелочного завода В.Е. Борисов сказал: — Товарищи! На нашем партийном собрании сегодня мы поздравляем с замечательным событием Петра Васильевича Шубина, нашего заслуженного ветерана. Пятьдесят лет назад получил он свой партийный билет. И через все годы достойно пронес звание коммуниста. Отныне к его наградам за доблестный труд прибавится еще одна — такая дорогая и авторитетная — знак «50 лет пребывания в КПСС». С гордостью показывает теперь Петр Васильевич своим внукам эту награду и знак «Почетному железнодорожнику», которым был награжден еще в 1954 году. Он уходил на пенсию, когда ему было уже 64 года. И не ушел бы, если бы не болезнь жены, потребовавшая его забот. Тепло и торжественно провожали его тогда товарищи. — Особых подарков мне не надо, — попросил Петр Васильевич. — Лучшим подарком будет, если останется у меня форменка. До сих пор он в самых торжественных случаях надевает железнодорожную форму — на праздники или когда соберется в гости к дочерям в Подмосковье и Куйбышев. В свои 79 лет Петр Васильевич еще легок на подъем. Живой и интересный собеседник, сколько он знает и помнит об истории развития завода! И его воспоминания — это живая память о том времени, когда предприятие только начинало развиваться, и о том, когда первые стахановцы укрепляли своим трудом завоевания Советской власти. Он рассказывает, как после проведения в стране индустриализации каждый рабочий гордо ощущал себя хозяином предприятия, жадно накапливал опыт и знания, стремился вложить их в производство. В сентябре 1929-го (почти 60 лет назад!) пришел на завод Петр Васильевич Шубин. Вернее, еще не на завод, а в мастерские, где ремонтировали вагонетки. Условия труда были допотопными, но каждый дорожил своим рабочим местом. Не сразу получил его и Петр, даже приобретя специальность слесаря. На бирже труда ему сказали, что слесарей хватает всюду, а нужны токари. Переучился. Выдержал пробу на токаря второго разряда. Пять лет проработал токарем на бывшем паровозоремонтном заводе. Был стахановцем. На стрелочном тоже начинал с рабочих, в кузнице. А когда ушли в отпуска мастера Дудукин и Капусткин, Петра Васильевича попросили их временно заменить. В цехе тогда неблагополучно было с усовиками (деталь стрелочного перевода), гнули их вручную по несовершенному шаблону. И не раз сборщики возвращали их на переделку. Поломал голову Петр Васильевич над тем, как исправить положение. И нашел выход. По его расчетам изготовили другой шаблон. Брака после этого больше не было. Технорук А.Г. Ломов сказал тогда: «Хватит тебе в рабочих ходить, давай в мастера...» Но Шубин решил, что одной природной сметки для такой должности недостаточно. Поступил учиться в вечерний техникум. В 1938 году ему доверили возглавить механосборочный цех, а в 1942-м и самый трудный — кузнечно-прессовый. Думал ли он, сын кучера, в дореволюционное время частенько подвозившего на ночлег фабричное начальство и с благоговением слушавшего умные речи грамотных господ, думал ли он, что выпадет ему роль неизмеримо почетнее — быть хозяином не только своего предприятия вместе со всеми рабочими, но и хозяином своей страны, освобожденной от эксплуататоров? Немного осталось ровесников Петра Васильевича, его товарищей по совместной работе. Но такие, как он, цепко держат в памяти дорогие для них события индустриализации страны, рассказывают об этом своим преемникам. Это они осуществляют благородное дело передачи трудовой и нравственной эстафеты, связующей поколения. В год 70-летия Великого Октября мы вновь и вновь обращаемся к ним, живым свидетелям истории нашего государства, пережившим труднейшие этапы развития страны, запечатлев их в памяти. Пройдя путь от рабочего до руководителя цеха, Петр Васильевич всюду показывал свою добросовестность и компетентность. Отмечая особенности сегодняшнего дня, сравнивая это время с годами своей молодости и зрелости П.В. Шубин сказал: — Отрадно, что политика нашей партии направлена на демократизацию общества. Я, как старый коммунист, могу лишь приветствовать это. Что определяло успех нашего дела? Именно то, что были мы ближе к рабочим, чаще общались с ними, их мнение было нередко главным, больше проводили и открытых партийных собраний. Люди тогда еще не разучились говорить горячо и искрение, знали, что их поймут. Теперь же, когда рабочий класс стоит во главе технического прогресса, когда необходима его способность мыслить творчески, по-государственному, крайне нужен этот непосредственный контакт руководителей с теми, кто стоит у станка. Я верю, что демократизация укрепит этот контакт, ослабленный в последние десятилетия. Верю в нашего рабочего человека! Т. ДУШУТИНА. г. Муром» («Призыв», 17 сентября 1987).
В 1988 г. вводится в строй второй пусковой комплекс углеродистого литья мощностью 15 000 тонн.
В 1993 г. создано Открытое акционерное общество "Муромский стрелочный завод".
Даже в кризисный 1998 год АО «Муромский стрелочный завод» по рейтингу находился в числе двухсот наиболее устойчиво работающих компаний России.
В 2008 г. введен в эксплуатацию цех новой продукции, укомплектованный современным оборудованием.
ОАО "Муромский стрелочный завод" (ОАО "МСЗ") - ведущее предприятие России по производству стрелочной продукции для железнодорожного транспорта. На заводе производятся пересечения и соединения для всех категорий железнодорожных путей обыкновенных и скоростных линий, для магистралей с высокой грузонапряженностью и повышенными осевыми нагрузками, для путей сортировочных станций и промышленных предприятий, горно-обогатительных и металлургических комбинатов, угольных бассейнов, тепловых и атомных электростанций, трамвайных линий и метрополитенов.
Одним из самых приоритетных направлений в деятельности предприятия является выпуск высококачественнной продукции. На заводе действует система управления качеством продукции, охватывающая практически все направления и обеспечивающая выпуск качественной продукции. Действует система качества подготовки производства, система качества входного контроля, система качества оперативного контроля, система качества подготовки кадров и т.д.
Выпускаемая продукция:
Стрелочные переводы: Обыкновенные, Симметричные, Криволинейные, Двойные перекрестные, Высокоскоростные, Индивидуальные, Глухие пересечения;
Съезды: Одиночные, Двойные, Сбрасывающие стрелки;
Башмакосбрасыватели; Стыки уравнительные; Трамвайные стрелочные переводы.