АО «Муромский стрелочный завод» – ведущее предприятие России по производству стрелочной продукции для железнодорожного транспорта.
Предприятие основано в 1928 году, как путевые ремонтные мастерские, находящиеся в подчинении ПЧ-15 станции Муром. 1930 год - начало массового выпуска стрелочной продукции. «Стрелочная мастерская производственного плана на 1-й и 2-й квартал не имеет. Контрольные цифры выпуска продукции по своему местному ориентировочному производственному плану за 1-й квартал она не выполнила. В январе было дано сработать скатов 40, выполнено 26, в феврале ничего не сделано, в марте крестовин намечено было выпустить 30, а выпущено 24, вагонеток – 25, а дано 17. И так по всем показателям. Причины недовыполнения норм – недостаточное поступление материалов (сырья). Нет рельс для крестовин, нет больлзаклепочных изделий и т.д. Недостаточно развернуто соцсоревнование, нет точного учета работ ударников и лжеударников, не ведется никакой работы по борьбе с браком, по снижению себестоимости, выпускаемой продукции, не ведется борьбы с простоями, отсутствует работа по рационалицации и изобретательству, нет плановости в работе, за порчу материалов никто не отвечает. Имеется излишек обслуживающего персонала (табельщик, кладовщик), что вызывает непроизводительные накладные расходы и удорожает продукцию. Кроме того, нет хозяина стрелочной мастерской: 3 муэксплоатационному району мастерская не подчиняется. НСР–4 мастерской не интересуется. Мастерская накануне останова. Хорошее оборудование будет стоять непроизводительно. Рабочие стрелочной мастерской требуют вмешательства в это дело 3-й эксплоатационный район, райпрофсож, парторганизации и все общественные организации. Стрелочная мастерская должна работать и виновные должны понести наказание» («Муромский рабочий», 16 мая 1931 года).
Мастерские переименованы в "Муромский стрелочный завод" в 1933 году.
В 1933 году был освоен выпуск стрелочных переводов из рельсов легких типов. В 1935 г. построен стрелочный цех площадью 1218 кв. м.
В 1937 г. построен кузнечный цех площадью 829 кв. м.
В 1939 г. построен цех сборки стрелок площадью 340 кв. м.
В 1941-1945 гг. выпущено 9365 стрелочных переводов и 7320 отдельных крестовин.
В марте 1942 года рабочие стрелочного завода решили построить поезд-баню и в самые короткие сроки изготовили десять специальных вагонов с дезинфекционными жарилками. В мае 1942 г. с завода на фронт ушел Банно-дезинфекционный поезд № 92. Поезд предназначался в подарок бронепоезду «Илья Муромец», у которого во время одного из боев были уничтожены бытовые вагоны, но на остановках он работал и для других бойцов, и для гражданского населения.
В 1942 г. построен чугунно-литейный цех.
«Пятьдесят лет работает на железнодорожном транспорте Николай Федорович Балакин, занимающий ныне должность начальника отдела кадров муромского стрелочного завода. Все силы и опыт отдает он на благо Родины» («Призыв», 24 августа 1946). «Прикрываясь «послевоенными трудностями»… На имя начальника Муромского стрелочного завода тов. Чераева отовсюду поступают телеграммы с просьбой дать как можно больше стрелочных переводов. Этот факт — свидетельство того, как необходима продукция, особенно для железнодорожных путей, вырабатываемая заводом. Министерство Путей Сообщения потребовало от завода изготовлять ежемесячно не 200 стрелочных переводов, как это было в дни войны, а 270. Следует сказать, что первые пять послевоенных месяцев производственная программа успешно выполнялась. В ноябре и декабре 1945 года коллектив завода не выполнил производственные здания. В наступившем 1946 году не произошло никаких улучшений. 92, 69, 87, 59 процентов — таковы показатели по месяцам. Положение дел до сего времени не изменилось. Большинство рабочих не выполняет норм. Например, строгальщик тов. Копылов Александр вместо 4,5 остряков делает четыре, а тов. Филиппов дает изделий на единицу меньше заданного. В кузнечном цехе из 80 рабочих не выполняют задание 23, тем не менее большинство из них почему-то считаются стахановцами. Так началось хроническое невыполнение производственной программы. За семь месяцев текущего года завод дал 68 тысяч рублей убытка. Из месяца в месяц ухудшается качество продукции. Убытки от брака составляют за тот же период 21 тысячу рублей. В августе завод дал 3,3 тонны негодного литья. Что же делает руководство завода для борьбы с этим позорным отставанием? Думает ли оно наметить пути дальнейшего улучшения работы? К сожалению, этого не наблюдается. Руководство завода заняло позицию отрицания своей бездеятельности, относя отставание за счет недостатков сырья, плохого качества его и увеличения планов. — До мая мы срывали программу исключительно из-за недостатка электроэнергии, — рассуждает исполняющий обязанности начальника завода тов. Дмитриев,— а с мая не было сырья. Выходит, что все помехи приходят извне: сырье дают тогда, когда нет электроэнергии, дают электроэнергию — не доставляют сырье. Так ли это на самом деле? Конечно, нет. В апреле, равном по трудностям другим месяцам, программа была выполнена на 106 процентов. Завод может выйти из прорыва и при существующем положении с сырьем. Эго признает партийное руководство завода! И лишь тов. Дмитриев, хоть и видит эти возможности, но упорно продолжает твердить старую погудку: — Если будет достаточно сырья, выполним, а иначе — нет. Так объясняет все причины руководство завода, забывая о целом ряде заброшенных участков производства. Оно забыло, что одно из главных условий производственных успехов — работа с людьми, повседневная забота о них. Но этого-то как раз и нет. До сих пор рабочим не создают условий ни в труде, ни в быту. Оборудование ремонтируется некачественно, а поэтому часто выходит из строя, что приводит к большим простоям. За семь месяцев они составляют 1041 час. Забывая об оперативном руководстве предприятием, тт. Дмитриев и Чераев не могут координировать своих действий. Один издает приказ, другой отменяет. Решение основной производственной задачи растворяется в личных мелких спорах, Нет порядка и в планировании по цехам. Оно отдано на откуп начальникам цехов, а те по своей воле за день по нескольку раз ломают и составляют планы. Отсутствует на заводе повседневная политмассовая работа. На вопрос, бывают ли агитаторы в цехах, секретарь партбюро тов. Четвергов несмело отвечает: — Агитаторов выделяем. Развертываемся... Соцсоревнованием охвачено 80 процентов коллектива, но оно не организовано между сменами и бригадами. Отдельные коммунисты, как, например, тт. Алясов, Ильин и Клюшников, не только не являются инициаторами его, но часто сами плетутся в хвосте, не выполняют заданий. Острую нужду ощущает завод в квалифицированной рабочей силе. Не хватает кузнецов, электросварщиков, строгальщиков, однако почти ничего не делается, чтобы их получить. Есть ученики, но их так мало, что они не могут покрыть потребности в рабочей силе. И все это не потому, что на завод не идут рабочие. С просьбой принять на работу приходит много демобилизованных фронтовиков, но им говорят: «Жилой площади нет», и они уходят. Руководство завода о жилищном строительстве не проявляет никакой заботы. Более того, даже в имеющемся общежитии никак не удосужатся застеклить окна, хоть и есть стекло; где уж браться за большое, когда нет энергии на малое! — У нас не хватает двух продольно-строгальных станков, — жалуется тов. Дмитриев,— это тоже влияет на выполнение программы. А на вопрос, что сделало для приобретения их, тов. Дмитриев безнадежно разводит руками: мы, де, писали, нам обещали. Коммерческий директор тов. Лапшин, занимающийся обеспечением предприятия необходимыми материалами, своей бездеятельностью мешает выполнению программы. Еще в мае освоено на заводе три вида новой продукции, в том числе путевые домкраты. Наряды на подшипники для домкратов были, но дельцы из коммерческого отдела поехали за ними лишь в августе. Августовская программа снова оказалась сорванной. До сих пор на заводе не ведется подготовка к зиме. Об этом свидетельствует захламленность территории завода, неисправные пути, отсутствие полагающегося запаса топлива. Его имеется всего лишь несколько десятков кубометров. Вновь избранное партийное руководство на заводе медленно и робко берется за коренные вопросы. Оно больше занимается разговорами, чем ведет борьбу за крутой перелом в работе. Так в августе было проведено партийное собрание. Оно по-деловому вскрыло недостатки, решило выправить положение. На самом же деле только дней 8-10 работали с подъемом. Порадовал всех ранее отстававший кузнечный цех. 200—220 процентов он давал ежедневно. Это был серьезный успех. Казалось, что завод взял курс на подъем. Но в действительности с сентября все пошло по-старому. Программа продолжает не выполняться. За 17 дней сентября она выполнена на 30 процентов. Простои оборудования из-за аварий, недостатка инструмента и нераспорядительности администрации составили в августе 169 часов. А. ГЛАДКОВА» («Призыв», 2 октября 1946).
В 1958 г. сдан механосборочный цех площадью 4711 кв. м. с новыми бытовыми помещениями и подстанцией.
Начиная с 1966 года, в связи с повышением скоростей движения и грузонапряженности железных дорог, в конструкции стрелочных переводов внесены изменения, улучшающие их эксплуатационные качества.
В начале 1970-х годов коллективом завода выпускались стрелочные переводы типов Р50 и Р43 марок 1/11, 1/9, 1/6, укладываемые на главных магистралях, приемо-отправочных и горочных путях железных дорог. Завод выпускал около 25 процентов стрелочных переводов, изготовляемых в стране. Основными получателями продукции являлись Министерство путей сообщения и Министерство транспортного строительства. Завод поставлял стрелочные переводы на строительство дорог цри освоении целины, строительство гидроузлов — Волжской, Братской и других электростанций и строек, поставлял продукцию в МНР, КНДР, Сирию, Иран, Индию (Бхилайский металлургический комбипат).
В 1971 г. закончено строительство механосборочного цеха №2 площадью 4270 кв. м.
В 1984 г. завершается строительство корпуса стрелочной продукции производственной площадью 17500 кв. м.
В 1986 г. введен в эксплуатацию один пусковой комплекс мощностью 20 000 тонн марганцовистого литья.
«ВЕРЮ В РАБОЧЕГО ЧЕЛОВЕКА!» Внешне сдержанный и спокойный, Петр Васильевич все же не смог скрыть волнения, когда секретарь парткома стрелочного завода В.Е. Борисов сказал: — Товарищи! На нашем партийном собрании сегодня мы поздравляем с замечательным событием Петра Васильевича Шубина, нашего заслуженного ветерана. Пятьдесят лет назад получил он свой партийный билет. И через все годы достойно пронес звание коммуниста. Отныне к его наградам за доблестный труд прибавится еще одна — такая дорогая и авторитетная — знак «50 лет пребывания в КПСС». С гордостью показывает теперь Петр Васильевич своим внукам эту награду и знак «Почетному железнодорожнику», которым был награжден еще в 1954 году. Он уходил на пенсию, когда ему было уже 64 года. И не ушел бы, если бы не болезнь жены, потребовавшая его забот. Тепло и торжественно провожали его тогда товарищи. — Особых подарков мне не надо, — попросил Петр Васильевич. — Лучшим подарком будет, если останется у меня форменка. До сих пор он в самых торжественных случаях надевает железнодорожную форму — на праздники или когда соберется в гости к дочерям в Подмосковье и Куйбышев. В свои 79 лет Петр Васильевич еще легок на подъем. Живой и интересный собеседник, сколько он знает и помнит об истории развития завода! И его воспоминания — это живая память о том времени, когда предприятие только начинало развиваться, и о том, когда первые стахановцы укрепляли своим трудом завоевания Советской власти. Он рассказывает, как после проведения в стране индустриализации каждый рабочий гордо ощущал себя хозяином предприятия, жадно накапливал опыт и знания, стремился вложить их в производство. В сентябре 1929-го (почти 60 лет назад!) пришел на завод Петр Васильевич Шубин. Вернее, еще не на завод, а в мастерские, где ремонтировали вагонетки. Условия труда были допотопными, но каждый дорожил своим рабочим местом. Не сразу получил его и Петр, даже приобретя специальность слесаря. На бирже труда ему сказали, что слесарей хватает всюду, а нужны токари. Переучился. Выдержал пробу на токаря второго разряда. Пять лет проработал токарем на бывшем паровозоремонтном заводе. Был стахановцем. На стрелочном тоже начинал с рабочих, в кузнице. А когда ушли в отпуска мастера Дудукин и Капусткин, Петра Васильевича попросили их временно заменить. В цехе тогда неблагополучно было с усовиками (деталь стрелочного перевода), гнули их вручную по несовершенному шаблону. И не раз сборщики возвращали их на переделку. Поломал голову Петр Васильевич над тем, как исправить положение. И нашел выход. По его расчетам изготовили другой шаблон. Брака после этого больше не было. Технорук А.Г. Ломов сказал тогда: «Хватит тебе в рабочих ходить, давай в мастера...» Но Шубин решил, что одной природной сметки для такой должности недостаточно. Поступил учиться в вечерний техникум. В 1938 году ему доверили возглавить механосборочный цех, а в 1942-м и самый трудный — кузнечно-прессовый. Думал ли он, сын кучера, в дореволюционное время частенько подвозившего на ночлег фабричное начальство и с благоговением слушавшего умные речи грамотных господ, думал ли он, что выпадет ему роль неизмеримо почетнее — быть хозяином не только своего предприятия вместе со всеми рабочими, но и хозяином своей страны, освобожденной от эксплуататоров? Немного осталось ровесников Петра Васильевича, его товарищей по совместной работе. Но такие, как он, цепко держат в памяти дорогие для них события индустриализации страны, рассказывают об этом своим преемникам. Это они осуществляют благородное дело передачи трудовой и нравственной эстафеты, связующей поколения. В год 70-летия Великого Октября мы вновь и вновь обращаемся к ним, живым свидетелям истории нашего государства, пережившим труднейшие этапы развития страны, запечатлев их в памяти. Пройдя путь от рабочего до руководителя цеха, Петр Васильевич всюду показывал свою добросовестность и компетентность. Отмечая особенности сегодняшнего дня, сравнивая это время с годами своей молодости и зрелости П.В. Шубин сказал: — Отрадно, что политика нашей партии направлена на демократизацию общества. Я, как старый коммунист, могу лишь приветствовать это. Что определяло успех нашего дела? Именно то, что были мы ближе к рабочим, чаще общались с ними, их мнение было нередко главным, больше проводили и открытых партийных собраний. Люди тогда еще не разучились говорить горячо и искрение, знали, что их поймут. Теперь же, когда рабочий класс стоит во главе технического прогресса, когда необходима его способность мыслить творчески, по-государственному, крайне нужен этот непосредственный контакт руководителей с теми, кто стоит у станка. Я верю, что демократизация укрепит этот контакт, ослабленный в последние десятилетия. Верю в нашего рабочего человека! Т. ДУШУТИНА. г. Муром» («Призыв», 17 сентября 1987).
В 1988 г. вводится в строй второй пусковой комплекс углеродистого литья мощностью 15 000 тонн.
В 1993 г. создано Открытое акционерное общество "Муромский стрелочный завод".
Даже в кризисный 1998 год АО «Муромский стрелочный завод» по рейтингу находился в числе двухсот наиболее устойчиво работающих компаний России.
В 2008 г. введен в эксплуатацию цех новой продукции, укомплектованный современным оборудованием.
ОАО "Муромский стрелочный завод" (ОАО "МСЗ") - ведущее предприятие России по производству стрелочной продукции для железнодорожного транспорта. На заводе производятся пересечения и соединения для всех категорий железнодорожных путей обыкновенных и скоростных линий, для магистралей с высокой грузонапряженностью и повышенными осевыми нагрузками, для путей сортировочных станций и промышленных предприятий, горно-обогатительных и металлургических комбинатов, угольных бассейнов, тепловых и атомных электростанций, трамвайных линий и метрополитенов.
Одним из самых приоритетных направлений в деятельности предприятия является выпуск высококачественнной продукции. На заводе действует система управления качеством продукции, охватывающая практически все направления и обеспечивающая выпуск качественной продукции. Действует система качества подготовки производства, система качества входного контроля, система качества оперативного контроля, система качества подготовки кадров и т.д.
Выпускаемая продукция:
Стрелочные переводы: Обыкновенные, Симметричные, Криволинейные, Двойные перекрестные, Высокоскоростные, Индивидуальные, Глухие пересечения;
Съезды: Одиночные, Двойные, Сбрасывающие стрелки;
Башмакосбрасыватели; Стыки уравнительные; Трамвайные стрелочные переводы.