В годы Великой Отечественной войны Муром был тыловым городом. Его жители самоотверженно трудились на заводах, собирали средства для обороны страны. Так, в подарок фронту рабочие паровозоремонтных мастерских (ныне - "Тепловозостроительный завод имени Ф.Э. Дзержинского") построили в 1941-1942 гг. бронепоезд. Бронепоезд был построен в подарок фронту по инициативе железнодорожников Муромского узла. Несмотря на то, что не было ни опыта, ни готовых чертежей, ни специалистов, за очень короткий срок рабочие завода им. Ф.Э. Дзержинского, локомотивного и вагонного депо соорудили настоящую крепость на колесах. Закалку брони проверяли несколько раз и добились того, что броневые листы не пробивались снарядами и не давали трещин. Вооружили его самым современным по тем временам оружием, в том числе установками «Катюша». На фронте для более эффективной борьбы с вражеской авиацией экипаж бронепоезда на свои деньги приобрел дополнительные зенитные установки. Студеным утром 8 февраля 1942 года с вокзала Муром-II жители города провожали в бой бронепоезд «Илья Муромец». Экипажу был дан наказ: «Бить врага нещадно и с победой вернуться домой». Создатели бронепоезда решили, что состав машинистов будет сформирован из лучших строителей-муромцев: А.В. Бирюкова, А.В. Журухина, И.Е. Серякова, В.А. Смирнова, А.С. Снопка, А.Г. Шмелева. На митинге решено было дать бронепоезду имя легендарного богатыря Ильи Муромца. У полковника Неплюева, приехавшего «забирать» бронепоезд, было свое название для него: «За. Родину». Тем не менее, на митинге перед отправкой бронепоезда на фронт собравшиеся увидели на его борту надпись «Илья Муромец» и изображение головы богатыря. Надпись и рисунок потом приказали закрасить, а боевой машине присвоить № 762. Однако имя его осталось и в документах, и в сознании строителей и экипажа. Более двух тысяч четырехсот километров с боями, освобождая Родину от фашистов, прошел «Илья Муромец» от Оки до Одера. Он принял участие в ста пятидесяти мощных огневых налетах, уничтожил немецкий бронепоезд «Адольф Гитлер». Дивизионом, куда также входил построенный горьковчанами бронепоезд «Козьма Минин», было уничтожено тысяча шестьсот пятьдесят солдат и офицеров врага, сбито пятнадцать самолетов, подавлены девяносто четыре пулеметные точки, сорок две артиллерийско-минометные батареи, четырнадцать дзотов, склады боеприпасов. За мужество и отвагу почти весь личный состав был награжден орденами и медалями.
«Мы с вами, боевые друзья! (Ответ на письмо команды бронепоезда «Илья Муромец») Дорогие товарища! Мы восхищаемся боевыми делами команды бронепоезда «Илья Муромец». Комсомольцы и вся молодежь завода им. Дзержинского гордятся вами и всемерно усиливают помощь фронту. В июле коллектив нашего завода дал клятву родине и товарищу Сталину не уходить с поста до тех пор, пока не выполнит задания Государственного Комитета Обороны. Эта клятва была выполнена. Во Всесоюзном социалистическом соревновании наш завод в июле получил премию ВЦСПС м Наркомата. В борьбе за увеличение выпуска продукции для фронта трудовые подвиги проявляют фронтовые комсомольско-молодежные бригады. Так, в цехе № 5 бригада Шмелькова выполняет норму от 350 до 400 проц., в цехе № 11 бригада им. Героя Советского Союза Антонины Петровой (бригадир Маруся Ковцевая) от 400 проц. и выше, в цехе № 3 бригада им. Героя Советского Союза Зои Космодемьянской (бригадир Анна Анисимова) — на 220 проц. Токари: цеха № 1 Братцев выпускает ежедневно продукции — на 280 проц., Назаров — 270; в цехе №3 слесарь Шмельков дает 360 проц., электросварщики: Леонов — 360, Пичугина — 220, Большакова — 200; фрезеровщик цеха № 5 Силкин вырабатывает норму на 380 проц., стерженщица цеха № 8 Шунькина — 218 процентов. Мы все горим одним желанием — дать продукции для Красной Армии столько, сколько потребуется для разгрома фашистской гадины. Заверяем вас, боевые друзья, что и впредь будем работать, не жалея сил, чтобы вместе с вами выполнить первомайский приказ родного Сталина — разгромить в 1942 году немецко- фашистских захватчиков. Секретарь комитета ВЛКСМ Соколова, комсомольцы-стахановцы: Шмельков, Леонов, Анисимова, Концевая, Силкин, Лазарева, Бегтин, Климов и другие» («Муромский рабочий», 16 августа 1942).
Бой «Ильи Муромеца» с «Адольфом Гитлером»
4 июня 1944 года в бою сошлись наш «Илья Муромец» и немецкий поезд «Адольф Гитлер».
Наши объекты под Ковелем, крупным транспортным узлом Волынской области на Украине, стали подвергаться очень коротким (две-три минуты) утренним артобстрелам, причем в одно и то же время. Обнаружить дислокацию вражеской батареи не удавалось ни наземной разведке, ни авиаторам. Предполагалось лишь, что действует бронепоезд противника.
Воспользовавшись педантичностью немцев и особенностями местности, штаб бронедивизиона разработал план операции. Артиллеристы одновременно должны были вывести из строя железнодорожное полотно, чтобы отрезать вражескому бронепоезду путь отхода, а «Илья Муромец» должен был иметь стоянку поближе к батарее-невидимке. Чтобы не спугнуть противника, решили начинать действия без пристрелки.
Вскоре наблюдатели «Ильи Муромца» обнаружили немецкий бронепоезд, двигающийся на огневые позиции. Они различили чуть заметные полосы дыма. В командирскую рубку поступил доклад, после которого последовала команда: «По цели! Десять снарядов на орудие! Реактивные установки по два залпа! Бронепоездам! Огонь!»
Выстрелы с обеих сторон раздались почти одновременно. Артиллеристы «Ильи Муромца» стреляли лучше противника. Немецкий бронепоезд был накрыт с первого же залпа. Он, правда, успел дать ответный залп, но снаряды легли мимо цели. «Катюши» завершили разгром вражеского бронепоезда. Вскоре все было кончено. Над бронепоездом висели клубы пара. Видимо, снаряд попал в котел паровоза.
Когда 6 июля 1944 года Ковель был освобожден от гитлеровцев, бойцы 31-го дивизиона побывали у разбитого вражеского бронепоезда. Его так и не убрали с того места, где он нашел свой конец. Узнали бойцы и то, что вражеский бронепоезд носил имя фюрера Третьего рейха. Весьма символичным оказалось то, что «Илья Муромец» уничтожил «Адольфа Гитлера».
Конечно не только этот эпизод на славном боевом пути бронепоезда вызывает восхищение. Подарок фронту от муромских жителей, «Илья» начал войну с захватчиками в самом начале 1942 года на Брянском фронте.
Он был вооружен тяжелыми орудиями, скорострельными зенитными пушками, пулеметами и реактивными минометами «Катюша» (впервые в истории бронепоездов). Бесшумно выходя на вражеские позиции, «Илья Муромец» уничтожал склады горючего, оружия, артиллерийские батареи, пехоту и технику.
В апреле 1942 года бронепоезд «Илья Муромец» принял первый бой у станции Выползово. А чуть позже участвовал в налете на захваченный фашистами Мценск с приказом парализовать работу станции, где в этот момент шла интенсивная разгрузка эшелонов.
Наведя шорох в немецком тылу и уничтожив большое количество вагонов и складов, бронепоезд вернулся с задания не понеся потерь, однако взбешенные немцы объявили на него настоящую охоту.
Гитлеровская авиация выслеживала поезд в пути и на станциях и 12 мая 1942 года смогла повредить штабной вагон, в котором погибли командир 31-го дивизиона бронепоездов майор Я.С. Грушелевский, начальник штаба дивизиона старший лейтенант С.В. Писемский, корреспондент газеты «Гудок» А.С. Букаев.
Тем не менее, «вездесущий русский призрак», так называли «сверхчеловеки» «Илью Муромца», не выбыл из строя. Несмотря на заявления немецкой пропаганды, которая беззастенчиво лгала, что бронепоезд для СССР построили американцы, потом хвалилась, что ангелы «Люфтваффе» забросали русского монстра фосфорными бомбами, «Илья» всякий раз продолжал воевать с фашистами:
Огневая мощь нашей бронекрепости приводила немцев в дикий ужас, а появление «Ильи» вызывало панику во вражеских позициях. Что и немудрено, ведь за одну минуту бронепоезд поражал площадь 400 на 400 метров. И это только орудийным огнем, а ведь были еще и «Катюши».
В состав 31 ОДБП входили два бронепоезда. Первый был собран в Нижнем Новгороде, а второй в Муроме.
На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 5 декабря 1942 года бронепоезда получили новые номера: № 1 "Козьма Минин" - № 659, а № 2 "Илья Муромец" - № 702.
За время войны подразделения 31-го Отдельного дивизиона провели 150 мощных огневых налетов по переднему краю обороны и прифронтовым станциям снабжения, участвовали в прорыве обороны и отражении атак противника. Артиллерийско-минометным и пулеметным огнем уничтожено 15 немецких самолетов, 1650 солдат и офицеров (875 солдат и офицеров), 94 пулеметные точки, 42 артиллерийско-минометные батареи, 24 отдельных орудия, 14 дзотов, немецкий бронепоезд, склады боеприпасов. Сбил 7 самолетов.
Групповой портрет экипажа паровоза бронепоезда «Илья Муромец». 1944 г.
Групповой портрет бригады машиниста и поммашиниста бронепоезда «Илья Муромец». 1944 г.
За освобождение Варшавы дивизион был удостоен наименования Варшавского, а 31 октября 1944 года он был награжден орденом Александра Невского. Пройдя путь почти в 2,5 тысячи км от Оки до Одера, «Козьма Минин» и «Илья Муромец» остановились в 50 км от Берлина во Франкфурте-на-Одере. Мост через Одер был разрушен. Здесь они и отпраздновали Победу. Экипаж бронепоезда с гордостью рапортовал землякам: «Наказ муромлян выполнен! Враг разбит и победа за нами!»
По конструкции бронепоезда № 1 и 2 были аналогичны - они состояли из бронепаровоза (Ок № 139 и Ов № 4635 соответственно, броня закаленная, на Ок 30 - 45 мм, на Ов 30 мм) двух артиллерийских бронеплощадок (№ 847, 848 и № 873, 874 соответственно, броня закаленная 45 мм, вооружение каждой две 76-мм пушки Ф-34 в башнях танков Т-34 и 6 пулеметов ДТ) и двух площадок ПВО (соответственно № 849, 850, на каждой 2 25-мм зенитки и 2 реактивных установки М-8-24 и № 891, 892 на каждой 276-мм зенитки Лендера и 2 реактивных установки М-8-24).
В марте 1942 года рабочие стрелочного завода решили построить поезд-баню и в самые короткие сроки изготовили десять специальных вагонов с дезинфекционными жарилками. Поезд предназначался в подарок бронепоезду «Илья Муромец», у которого во время одного из боев были уничтожены бытовые вагоны, но на остановках он работал и для других бойцов, и для гражданского населения.
Паровоз бронепоезда "Илья Муромец"
В 1971 г. паровоз бронепоезда установлен на Владимирской улице близ Парка им. 50-летия Советской власти. Художник С. Николаев, архитектор Н. Беспалов, инженер К. Долгов.
На пятый день Великой Отечественной войны всю нашу страну облетела весть о беспримерном героическом подвиге, совершенном на одном из участков Западного фронта летчиком капитаном Н.Ф. Гастелло. Короткие строки сообщения Советского Информбюро извещали: «Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло.
Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолета. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолет на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолетом героя».
Метрическая выписка гласит, что Николай Гастелло родился 23 апреля 1907 года в Москве. Николай Гастелло родился в том самом районе Москвы — на Красной Пресне, где за два года до этого полыхало пламя первой русской революции.
Портрет Франца Павловича Гастелло
Мать Гастелло – Анастасия Семеновна
Отец его, Франц Павлович, был белорус, мать, Анастасия Семеновна Кутузова,— русская, была белошвейкой. Франц Павлович из деревни Плужины (сейчас — Кореличский район Гродненской области, Белоруссия) в 1900 году пришёл на заработки в Москву (здесь его фамилию стали произносить на московский манер — «Гастелло»), где работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге.
Семья Гастелло жила в районе Богородское, в двухэтажном бараке по 3-й Мещанской улице (с июня 1922 года — 3-я Гражданская улица). В 1915—1918 гг. Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище имени А.С. Пушкина (находилось по адресу: 2-я Сокольническая улица, дом 3; ныне в этом здании располагается Пушкинский филиал гимназии № 1530 «Школа Ломоносова»).
Выходец из семьи рабочих, Николай с юных лет стал приобщаться к труду. В свободное время отец подолгу рассказывал ему о рабочих, которые в 1905 году выходили с оружием в руках бороться за лучшее будущее. Эти рассказы навсегда остались в памяти Николая. Он подолгу думал о своем месте в жизни, желая быть похожим на отца и его товарищей — крепких, обожженных пламенем доменных печей людей.
В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию, но в следующем году вернулся в Москву и в своё училище, где проучился до 1921 года. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра.
В 1924 году семья Гастелло переехала в Муром.
$IMAGE3$ Дом, в котором жила семья Гастелло
В городе Муроме, неподалеку от Оки, есть тихая улица, носящая имя Николая Гастелло. На ней стоит одноэтажный деревянный домик под № 14, в котором прошла юность героя. Долгое время четыре небольшие комнаты домика составляли мемориальный музей Н.Ф. Гастелло. В них экспонировались документы, фотографии, предметы, рассказывающие о жизненном и боевом пути воспитанника муромского комсомола. Сейчас все эти реликвии находятся в Муромском краеведческом музее. Перед входом в музей был установлен памятник Герою работы белорусского скульптора А.О. Бембеля. Памятник впоследствии был перенесен на привокзальную площадь.
У входа в мемориальный музей Гастелло. 1950-е гг.
У Николая была мечта, он страстно хотел стать летчиком. Но чтобы стать им, необходимо было учиться, физически закалять себя, уметь трудиться не покладая рук.
Молодые руки Николая искали настоящего дела. Вскоре он поступает на паровозоремонтный завод (ордена Трудового Красного Знамени тепловозостроительный завод имени Ф.Э. Дзержинского). Сначала был стерженщиком, затем работал слесарем, литейщиком. В музее хранится немало предметов, сделанных в цехе руками Гастелло.
Параллельно с трудовой деятельностью Н.Ф. Гастелло окончил школу (ныне — средняя школа № 33).
Здание школы № 33, в которой в 1925-1926 гг. учился Н. Гастелло
Николай был энергичным человеком, отзывчивым товарищем, хорошим общественником. Вот что рассказывает житель г. Мурома Н. Исаев: «Старожилы Мурома и теперь хорошо помнят Николая Гастелло как энтузиаста заводского коллектива художественной самодеятельности и активного участника футбольных и хоккейных состязаний».
В 1925 году в жизни восемнадцатилетнего Николая Гастелло произошло важное событие — его приняли в ряды Ленинского комсомола. Являясь членом заводского комитета ВЛКСМ, он ведет большую общественную работу. Прошло еще два года, и Николая Гастелло, как лучшего производственника, принимают в члены Коммунистической партии. И не было в его жизни радостней и торжественней минуты, чем та, когда ему вручали партийный билет.
$IMAGE21$ Николай Гастелло со своими друзьями: справа на лево Н.Гастелло, Н.С. Егоров (сидит). 1926 г. $IMAGE22$ Гастелло Н. В группе военных за столом. Первый слева. Арзамас. 1928 г.
$IMAGE23$ Н. Гастелло среди футболистов Мурома 5-й слева.
В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву и Николай поступил на работу на Первый государственный механический завод строительных машин имени 1 Мая. В 1930—1932 гг. Н.Ф. Гастелло жил в посёлке Хлебниково.
$IMAGE5$ Гастелло Н. среди рабочих з-да им. 1 Мая. Москва. 1931 г. $IMAGE24$ Н. Гастелло в группе конькобежцев (в центре). Муром. 1932-1933 гг.
В мае 1932 года по специальному набору призван в Красную Армию. Вся дальнейшая жизнь Николая Гастелло была посвящена беззаветному служению Родине, своему народу. Одним из первых он откликнулся на призыв Коммунистической партии и Ленинского комсомола: «Молодежь, на самолеты!». В 1932 году Николай Гастелло отправлен на учёбу в военную авиационную школу пилотов в город Луганск. Трудолюбивый, любознательный юноша вскоре становится одним из лучших курсантов. Учёба в 11-й военной авиационной школе пилотов (май 1932 — декабрь 1933).
Служба в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону (1933—1938). Начав летать вторым пилотом на тяжёлом бомбардировщике ТБ-3, Н.Ф. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт, став командиром корабля.
В 1938 году, в результате реорганизации соединения, Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи.
Молодой офицер настойчиво готовил себя и своих подчиненных к защите Родины. И вскоре пришло время, когда приобретенные в упорном труде теоретические и практические знания пришлось применить в боевой обстановке. В 1939 году в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка в боях с японскими самураями в районе реки Халхин-Гол Николай Гастелло принял первое боевое крещение. Осенью 1940 года авиационная часть, в которой служит Н. Ф. Гастелло, перебазируется к западным границам СССР, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Н.Ф. Гастелло присвоено звание капитана.
$IMAGE25$ Н.Ф. Гастелло в летной форме. 1939 – 1941 гг.
Опыт, приобретенный в боях, Николай Гастелло умело передает своим подчиненным, упорно готовя их к защите Родины. Боевой командир не останавливается на достигнутом. Он постоянно работает над собой, совершенствует свои знания и вскоре становится в один ряд с лучшими летчиками военной авиации. Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолёт ДБ-3ф. Командир 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка (24 мая 1941—23 июня 1941). Когда началась Великая Отечественная война, капитан Николай Гастелло командир 2-й эскадрильи той же части (24—26 июня 1941). Безгранично преданный Родине, он встретил войну с единым стремлением — победить врага. «Что бы ни ждало нас впереди, все пройдем и выдержим. Никакой буре нас не сломить, никакой силе не сдержать. Фашистские бандиты будут уничтожены», — эти слова капитан Гастелло произнес перед своими однополчанами через несколько часов после вторжения фашистских войск в нашу страну. Всего пять дней сражался отважный сокол. Но и за это короткое время он доказал, на что способны советские летчики, как коммунисты умеют умирать за Родину. Только три боевых вылета успел совершить капитан Гастелло. Но и они показали, как умел воевать храбрый сокол. Первые десятки бомб Николай Гастелло сбросил на врага 22 июня в районе Брестской крепости, где с беспримерным мужеством сражались наши воины. Капитан Гастелло всегда был верен воинскому долгу и свято выполнял правило: «Сам погибай, а товарища выручай». Вот что рассказал однополчанин Николая Гастелло — В. Лобанов. — В борьбе с численно превосходящим врагом самолет Гастелло был подбит. Из скупой радиограммы, переданной с борта самолета, на командном пункте узнали о тяжелом положении экипажа: один мотор выведен из строя, повреждена бензосистема и механизм выпуска шасси. В этих условиях командование разрешило экипажу оставить самолет. Но Гастелло знал, что раненый штурман не сможет воспользоваться парашютом. И ради спасения боевого товарища он принимает решение — дотянуть до своего аэродрома во что бы то ни стало. И этого он добился: машина с ходу зашла на посадку и благополучно приземлилась. На третий день войны Николай Гастелло совершил новый боевой подвиг. Над аэродромом, где находились Гастелло и его товарищи в ожидании боевого задания, внезапно появился немецкий самолет «юнкерс-88». Уверенный в безнаказанности, фашистский летчик снизился до 80—100 метров. Пролетая над аэродромом, воздушный пират открыл из передних и люковых пулеметов стрельбу, сосредоточив огонь по самолету, в котором находился Гастелло. Но капитан не дрогнул. Длинной пулеметной очередью он вывел из строя правый мотор вражеского самолета и тяжело ранил пилота. Враг пытался уйти, но не смог. Совершив вынужденную посадку, фашистский летчик попал в руки наших воинов. Немец оказался отъявленным гитлеровцем: за варварские дела он был награжден тремя фашистскими орденами. 26 июня капитан Гастелло с членами экипажа лейтенантами А.А. Бурденюк, Г.Н. Скоробогатым и младшим сержантом А.А. Калининым в третий раз повел звено бомбардировщиков на штурм вражеских войск. Находясь в воздухе, Гастелло заметил на шоссейной дороге Молодечно-Радошковичи вражескую моторизованную колонну. Не раздумывая, он развернулся и пошел в пике. Его примеру последовали и ведомые. Сбросив бомбы в самую гущу скопившихся на заправку фашистских танков и обстреляв колонну из пулеметов, советские летчики стали уходить в сторону своего аэродрома. Но в это время вражеский зенитный снаряд догнал самолет Гастелло. От прямого попадания машина вспыхнула. Вот как описаны в одной из книг последние минуты жизни героя. Гастелло произносит скороговоркой: — Предлагаю оставить самолет. В ответ послышалась такая же скороговорка штурмана: — Предлагаете или приказываете? Гастелло колебался сотую долю секунды: — Предлагаю решать самим... — Штурман? — Остаюсь. — Радист? — Остаюсь. И, не дожидаясь вопроса, негромко сказал стрелок: — Остаюсь. Трудно предположить, что еще думал тогда Гастелло. Ясно лишь одно: зная о предстоящей гибели, он не покинул самолет. Горя ненавистью к врагу, бесстрашный советский сокол развернул пылающий воздушный корабль вдоль дороги и на бреющем полете пошел над вражеской колонной, цепляясь за танки и бензозаправщики, наводя страх и ужас на фашистов. Из пробитых баков самолета Гастелло лился горящий бензин, оставляя за собой огненный след. Один за другим вспыхивали и взрывались бензозаправщики. Взрываясь, они все уничтожали вокруг себя. Пронесясь от головы огромной колонны до ее хвоста, герой направил охваченный пламенем самолет в группу вражеских танков и автомашин. Раздался огромной силы взрыв. Подвиг Гастелло получил широкое освещение в советских средствах массовой информации. Впервые о нём было публично упомянуто 5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро: «Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя». На основе сообщения Совинформбюро корреспондентами П. Павленко и П. Крыловым был написан очерк «Капитан Гастелло», который был опубликован в газете «Правда» 10 июля 1941 года: «На рассвете 6 июля на разных участках фронта лётчики собрались у репродукторов. Говорила московская радиостанция, диктор по голосу был старым знакомым — сразу повеяло домом, Москвой. Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочёл краткое сообщение о героическом подвиге капитана Гастелло. Сотни людей — на разных участках фронта — повторили это имя… Ещё задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нём говорили: «Куда ни поставь, всюду — пример». Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло — стоящий человек. Когда он стал военным лётчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шёл к известности. В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, мосты и доты, в Бессарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны. С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты. О капитане Гастелло уже шла слава в лётных частях. Люди воздуха быстро узнают друг друга. Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда. 3 июля во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шёл бой. Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиация сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный. Чёрные пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. И бесстрашный Гастелло продолжал своё дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолёта. Машина в огне. Выхода нет. Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен? Нет, это не выход. И капитан Гастелло не отстёгивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолёта. Огонь уже возле лётчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнём, ещё видят, опалённые руки твёрды. Умирающий самолёт ещё слушается руки умирающего пилота. Так вот закончится сейчас жизнь — не аварией, не пленом — подвигом! Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин — и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны. Мы помним имя героя — капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя. В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу». 25 июля 1941 года командиром 207-го дальнебомбардировочного авиаполка капитаном Лобановым и военным комиссаром полка полковым комиссаром Кузнецовым Н. Ф. Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза. В наградном листе сказано: «… 26 июня капитан Гастелло с экипажем: Бурденюк, Скоробогатый и Калинин — повёл звено ДБ-3 бомбить зарвавшихся фашистов. По дороге Молодечно — Радошковичи у Радошковичи показалась вереница танков противника. Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулемёта экипажи фашистских машин, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, объятый пламенем, самолёт не мог уйти на свою базу, но в этот тяжёлый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю. По наблюдению старшего лейтенанта Воробьёва и лейтенанта Рыбаса, они видели, как капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Такой дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть лётчика капитана Гастелло и смерть героического экипажа…»
Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 26 июля 1941 года бесстрашному советскому соколу, совершившему беспримерный в истории подвиг во имя своей Родины, командиру авиационной эскадрильи дальнебомбардировочного авиационного полка капитану Гастелло посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Члены экипажа Гастелло — А.А. Бурденюк, А.А. Калинин и Г.Н. Скоробогатый — остались «в тени» подвига своего командира. Только в 1958 году они были награждены орденами Отечественной войны I степени (посмертно).
Нельзя без волнения читать письмо М.И. Калинина, которое он писал жене героя — Анне Петровне Гастелло. Михаил Иванович писал: «Геройский подвиг, совершенный Николаем Францевичем Гастелло в борьбе с германскими фашистами, никогда не забудется нашим народом». «Огненный таран» Гастелло стал одним из самых известных примеров героизма в истории Великой Отечественной войны и использовался для военно-патриотической пропаганды и воспитания молодёжи как в ходе войны, так и в послевоенный период, вплоть до распада СССР.
Молодые летчики, ведя в бой свои самолеты, всегда помнили имя своего старшего товарища по оружию. И не случайно, что в годы войны легендарный подвиг Гастелло — огненный таран — был повторен десятки раз. Так, 23 марта 1944 года, когда наши штурмовики атаковали вражеские корабли, ставившие мины в водах Нарвского залива, майор В.Н. Каштанкии направил свой горящий самолет на сторожевой корабль и потопил его. Старший лейтенант И.С. Пантелеев направил объятый пламенем самолет на вражескую автоколонну.
О Николае Гастелло написаны стихи, сложены песни.
Нет меры храбрости, геройству нет предела,
Воистину велик советский человек!
Твой славный подвиг, капитан Гастелло,
В преданиях останется навек.
Родной орел! Твой дух геройский с нами,
Величью твоему поклонится народ И понесет в сердцах, как огненное знамя,
Пылающий и грозный самолет.
Так воспел легендарный подвиг капитана Гастелло поэт В. Лебедев-Кумач.
Спустя несколько месяцев после начала Отечественной войны подвиг героя нашел свое воплощение в песне композитора А. Хачатуряна «Капитан Гастелло». В послевоенный период драматург И. Шток написал пьесу «Гастелло», в которой раскрывается величие его подвига.
В 1951 году, в канун десятилетия знаменитого «огненного тарана», для последующего торжественного захоронения была произведена эксгумация останков из предполагаемой могилы Гастелло. Его вещей в могиле не оказалось, но были найдены личные вещи сослуживцев Гастелло — командира 1-й эскадрильи 207-й дальнебомбардировочного авиаполка капитана А.С. Маслова и его стрелка-радиста младшего сержанта Г.В. Реутова. Экипаж Маслова считался пропавшим без вести в тот же день, в который Гастелло, как утверждается, совершил свой подвиг. Руководивший перезахоронением подполковник Котельников с санкции партийных органов провёл секретное расследование, в результате которого выяснилось, что на месте предполагаемого тарана Гастелло потерпел крушение самолёт Маслова. Экипаж Маслова без огласки перезахоронили на кладбище Радошковичей, фрагменты бомбардировщика Маслова — отправлены в музеи страны как останки самолёта Гастелло (однако в настоящее время в минском Музее истории Великой Отечественной войны экспонируется блок цилиндров от двигателя М-88, применявшихся на ДБ-3ф, с подписью «Двигатель с самолёта Маслова»; впрочем, в 207-м дальнебомбардировочном авиаполку в реальности были машины, оснащенные более старой моделью двигателей — хоть и того же семейства — а именно М-87]). На месте гибели экипажа Маслова был установлен памятник-монумент, посвящённый подвигу экипажа Н.Ф. Гастелло.
В 1990-е годы в средствах массовой информации появилась иная версия событий около деревни Декшняны. Её автор — майор в отставке Эдуард Харитонов. Были обнародованы данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло в 1951 году. В связи с тем, что там были обнаружены останки экипажа Маслова, было выдвинуто предположение, что именно Маслов является автором приписываемого Гастелло «огненного тарана». В 1996 году указом президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина Маслову и всем членам его экипажа были присвоены звания Героев Российской Федерации (посмертно).
Его брат — Виктор Францевич 1913 г.р., погиб 28 сентября 1942 года в бою за деревню Дыбалово Ржевского района Тверской области РСФСР, перезахоронен в воинское захоронение у деревни Кокошкино того же района.
Жена Гастелло Анна Петровна с сыном. Муром. 1940 г.
Славные дела Н.Ф. Гастелло продолжил его сын — Виктор Гастелло. Успешно окончив Калининское суворовское училище, а затем — Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е. Жуковского, проходил службу в одной из авиационных частей Советской Армии.
Память:
- Приказом Министра обороны Союза ССР капитан Н.Ф. Гастелло навечно зачислен в списки одного из авиационных полков. Каждый день на вечерней поверке старшина 1-й эскадрильи в торжественной тишине произносит: — Герой Советского Союза капитан Гастелло Николай Францевич. И с правого фланга отвечает боец: — Герой Советского Союза капитан Гастелло пал смертью храбрых в бою за свободу и независимость нашей Родины.
- Драматург И.В. Шток в 1947 году написал пьесу «Гастелло», в которой главный герой совершает свой «огненный таран» в одиночку и на истребителе.
- В городе Муроме ежегодно проводился 20-километровый легкоатлетический пробег.
- Гастеллово — посёлок в Славском районе Калининградской области;
- Гастелло — село в Тенькинском районе Магаданской области;
- Гастелло — посёлок в Поронайском районе Сахалинской области;
- Гастелло — железнодорожная станция Сахалинского региона Дальневосточной железной дороги;
- Гастелловка — река на острове Сахалин;
- Гастелло — село в Жаркаинском районе Акмолинской области Казахстана;
- Имени Гастелло — прииск в Тенькинском районе Магаданской области.
- Имя Гастелло носят улицы во многих городах России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Молдавии (Приднестровья). В городах Керчь и Симферополь Республики Крым есть улица Гастелло.
- В городе Кызыл (Республика Тува) есть парк культуры и отдыха имени Н.Ф. Гастелло;
- В городе Хабаровске есть сквер и парк имени Гастелло;
- В городе Краснодаре имя Гастелло носит средняя школа № 17;
в г. Муроме имя Николая Францевича Гастелло носит школа № 33, которую он окончил.
- В городе Санкт-Петербург именем Гастелло названа средняя школа № 366;
- В городе Санкт-Петербург именем Гастелло названа улица. В городе Енисейске Красноярского края именем Гастелло названа улица в микрорайоне "Авиапорт".
- В честь Н. Ф. Гастелло названо сельскохозяйственное предприятие в Минском районе Минской области Белоруссии (ОАО «Гастелловское»).
- Стадион им. Гастелло в городе Муроме (Владимирская область) и в городе Уфе (республика Башкортостан).
Памятники Н.Ф. Гастелло установлены:
- на шоссе Минск-Вильнюс — на месте, где, как считалось, совершил свой таран Н. Гастелло (1976);
- в Москве, в Сокольниках;
- в городе Кулебаки Нижегородской области;
- в городе Починке Смоленской области (на въезде в город);
- в городе Ростов-на-Дону Ростовской области;
- в городе Уфе, Республика Башкортостан (1985). В Уфе есть также микрорайон города, памятный сквер и стадион, названные в честь Н.Ф. Гастелло. В 1977—1992 гг. в чемпионатах СССР по футболу Уфу представлял спортивный клуб имени Николая Гастелло (футбольный клуб «Гастелло»), в городе имеется также шашечный клуб «Гастелло»;
- в городе Луганске (на территории бывшего Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов), Украина;
- в городе Одессе (Украина) на улице, носящей его имя, расположена средняя школа № 31 имени Н. Гастелло. Напротив школы, в небольшом сквере, памятник Николаю Гастелло;
- в городе Фергане Узбекской ССР на территории дислокации полка военно-транспортной авиации, носящего имя Гастелло, ему был установлен памятник;
- в городе Чойбалсан (Монголия) во дворе школы № 1, носящей его имя. Монголами данный памятник Гастелло позиционируется, прежде всего, как лётчику — участнику боёв на Халхин-Голе;
- в пгт Радошковичи (Молодечненский район Минской области Белоруссии) в сквере на площади, носящей его имя;
- в посёлке Хлебниково (ныне — территория г. Долгопрудный) Московской области, около средней школы № 3, носящей его имя.
в Омской области, на территории детского оздоровительного лагеря имени капитана Гастелло.
- Мемориальная доска в память о Гастелло установлена в Ростове-на-Дону на доме офицерского состава по улице Таганрогская 133/2, где он жил.
- В связи с 40-летием со дня подвига Н.Ф. Гастелло в 1981 г. на территории Парка имени Н.Ф. Гастелло гор. Мурома в честь его имени был воздвигнута Стела «Крыло».
Бюст Н.Ф. Гастелло на Привокзальной площади гор. Мурома
- Памятник "В честь 40-летия бессмертного подвига капитана Н.Ф. Гастелло" - архитектурно-художественная композиция, посвященная Н.Ф. Гастелло располагается на привокзальной площади города Мурома. Бюст был создан белорусским скульптором А.О. Бембелем в 1943 году. После войны установлен у дома-музея, а в 1964 г. перенесён к ж/д вокзалу. Архитектор Н. Беспалов. Динамическая композиция выражает напряжение сил и воли человека, идущего на смерть во имя победы.
«Гастелло Николай Францевич. 26 июня 1941 г. при штурме вражеских войск его самолет был подбит. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолет на скопление автомашин и танков противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолетом героя».