Главная
Регистрация
Вход
Пятница
29.03.2024
18:27
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1589]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [179]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2393]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [126]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Погост Космодамианский, Муромского уезда

Погост Козмодемьянский

Погост Козмодемьянский – бывшее село в Вачском районе Нижегородской области.
«Погост Козмодемьянский при рч. Ченигировке находится в 170 верст. от губернского города и в 50 от уездного (Муромский уезд)».


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

В писцовых книгах 1628 — 30 гг. отмечено, что Козмодемьянский погост с деревнями пожалован был в вотчину боярину Михаилу Борисовичу Шеину. В погосте в то время была церковь Козьмы и Дамиана — «древяна клецки, а в церкви Божия милосердия — образ местной Козьма и Дамиан в киоте на золоте, прикладу 2 гривны серебряны позолочены, два образа Пресв. Богородицы запрестольной Умиление на празелени — поставленье попа Климента, двери царские, сень и столицы ветхи на празелени, двери северныя, на них благоразумный разбойник Рах на красках. Да книг: на престоле Евангелие письменное в пол-десть, сосуды церковные — потир медный, блюдо деревянное, апостол — печать Московская - да псалтырь — мирское данье; пять колоколов — не велики; пять свеч поставных, три свечи на красках, две простыя. Да на церковной земле во дворе поп Исак Игнатьев, поп Игнатий Федотов и Аврам Климентов, пономарь и просвирница, да на церковной же земле бобылей 12 дворов — питаются от церкви Божией. Пашни церковной середние земли 20 четв. в поле да за попами ж на оброке 25 четв., оброку платят в приказ Казанского дворца по 2 руб. 16 алтын 4 деньги, сена 50 копен; да на том же погосте кабак да под погостом перевоз».
Что касается Козмодемьянского прихода, то сведения об этом имеются в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год. «На погосте церковь Козьмы и Дамиана; у той церкви двор попа Федора, дьячков и пономарской, в приходе 4 дв. крестьянских и 8 бобыльских. Деревня Мелешкина — 4 дв. крестьянских (в настоящее время здесь 22 двора), д. Прямушки — 6 дв. крестьянских, д. Ченигирева — 3 двора, Короваева — 21 двор крестьянский и 3 бобыльеких (ныне здесь 48 дворов), д. Слободища — 6 дворов, Шарапова 20 дворов (ныне 40 дворов), д. Ташлыкова — 14 дворов (ныне здесь 28 дворов), Палицына — 11 дворов (ныне здесь 35 дворов), Очкина — 28 дворов (ныне в д. Овечкине 60 дворов), Перетки — 7 дворов (Некоторые из этих деревень упоминаются в писцовых книгах 1628 — 30 гг., а именно: в д Ченигиреве показано 3 двора, д Слободища — пустая, в д. Прямушки — 7 дв., в Палицыне — 2 дв. крестьянских и 2 бобыльских, в Короваеве — 7 дв. крестьянских, 3 бобыльеких и 5 пустых.) Церковной земли Государева жалованья 20 четвертей в поле, сенных покосов на 50 копен».
Дальнейших сведений о Козмодемьянской церкви и приходе до начала XIX столетия не имеется.
В 1838 году вместо обветшавшей деревянной церкви начат постройкой каменный храм. Один придел был освящен в 1837 г., другой в 1844 г., а главный храм в 1859 г. Постройка колокольни окончена в 1859 г.
Таким образом в храме три престола: главный в честь св. безсребренников Козьмы и Дамиана, в трапезе теплой во имя св. Николая Чудотворца и св. пророка Илии.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из свящ. предметов древности в церкви сохранились: 1) напрестольное Евангелие печати 1640 г. с подписью по листам: «7155 г. сию книгу св. Евангелие выменял и приложил к Чудотворцам Козьме и Дамиану в храм на престол крестьянин д. Жайской по родственниках и родителях…» 2) Апостол — печат. 1694 г., приложенный монахом Московского Сретенского монастыря Геннадием на намять о его родителях.
Причта по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получается из разных источников около 625 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 1950 саж., пахотной 45 дес. 216 саж., сенокосной 5 дес. 135 саж., под дровяным лесом 20 дес. 1065 саж., под церковью, кладбищем, дорогами и неудобной 1 дес. 102 кв. саж., а всего 73 дес. 168 саж.
Приход состоит из деревень Короваева (2 вер. от церкви), Шарапова (4 вер.), Ташлыкова (4 вер.), Палицына (6 вер.), Овечкина (6 вер.), Перенков (5 вер.) и Мелешек (3 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 247 дворов, 603 души муж. пола и 623 женского, из них раскольников 27 душ муж. и 22 женского. [1]

«Была в Козьмо-Демьянском погосте школа. Целый ряд лет она выпускала крестьянских детей, обученных грамоте. А в 1924 г. решили школу в погосте сломать и перевезти ее в д. Ташлыково, Яковцевской вол. Сказано – сделано. Здание школы перевезли, но оставили не собранным на расхищение всем кому не лень. Подходит учебный год, а мы без школы» («Красный луч», 27 авг. 1924).

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.


Часовня Петра и Февронии, с Жайск. Фото: Василий Балашов. 2014 г.

Часовня на месте, которое испокон веков называют «Княжеским прощением». После изгнания благочестивых супругов Петра и Февронии из Мурома вторая их остановка была на берегу Оки. Это место близ некогда упраздненной Троице-Перемиловой пустыни, у села Жайск. Здесь князей застали одумавшиеся и каявшиеся перед ними подданные. С тех пор место у села Жайск получило название "Княжеского прощения".

Григорий Михаилович Алявдин - священник погоста Космодамианского, Муромского уезда

Григорий Михаилович родился 1772 года, обучался в Суздальской семинарии и выбыл из синтаксического класса. В 1796 году, Преосвященным Виктором посвящен в причетника к церкви погоста Косьмодамианского, в котором он родился.
В 1808 году Епископом Ксенофонтом посвящен во священника к церкви соседнего села Голянищева; а в 1809 году переведен в погост Косьмодамианский.
В 1818 г. Епископом Парфением определен духовником окружных священно и церковно-служителей, по единодушному их избранию.
В 1852 г., Преосвященным Иустином награжден набедренником. В 1855 г. за усердную и полезную службу изъявлено ему благословение Св. Синода.
В 1858 г. по прошению уволен от должности духовника. В 1859 г. награжден фиолетовою бархатною скуфьею. В сем же году 7 июля, скончался.

Он состоял при Косьмодамианской церкви 63 года, священствовал 50 лет, и был духовником 40 лет.
Григорий Михайлович был сын священника погоста Косьмодамианского. В том же погосте были священниками его дед Иоанн и прадед Григорий. Итак один род беспрерывно и преемственно священствовал в одном приходе около полутораста лет. А потому прихожане погоста Космодамианского справедливо называли о. Григория Михайловича своим родным.
Прежде всего обратим внимание, с каким усердием и пользой о. Григорий служил св. Церкви.
Всякому известно, какое благотворное действие производит на религиозное чувство прихожан благоговейное совершение богослужения.
О. Григорий исполнял сие великое дело с глубоким благоговением, которое старался возбуждать в служащих и молящихся с ним, и своим примером, и когда нужно и внушениями. Он требовал и строго наблюдал, чтобы чтение в храме было неспешное и внятное, пение стройное, и чтобы никто и никак не позволял себе нарушать благоговение в храме.
Такое истовое, как выражаются крестьяне, отправление службы Божией в Космодамианском храме, привлекало в него не только прихожан, но и других усердных богомольцев, особенно же в храмовые праздники. Тогда не только из ближних, но и из дальних селений усердные, богомольцы во множестве стекались в пустынный погост Космодамианский; тогда он становился многолюдными и вполне представлял праздничный вид. Молебствия в храме, в день праздника, начинались с раннего утра и продолжались до литургии, а потом долго и после литургии: усердный и уважительный о. Григорий старался удовлетворить каждого, кто просил отслужить молебен; так продолжал он делать до старости. Иногда причт от утомления говорил: «Батюшка! Пора кончить молебны; не для каждаго же просителя служить». А престарелый Батюшка отвечал: «ах, что это вы говорите! Да иной может быть издалека пришел сюда помолебствовать,— а мы ему откажем, и огорчим его! Нет, пока я жив и могу, никому не откажу; а после меня — как хотите».
В сельских малоприходных церквах богослужение большею частью совершается только в воскресные дни и большие праздники, так так крестьяне в будничные дни, занятые работами, не ходят в храм. Но у о. Григория было правило и в будничные дни служить обедни по средам, пяткам и субботам. Так делал он и в зимнее время, несмотря на то, что храм в погосте не теплый. Случалось, что причт жаловался на холод в храме, но о. Григорий говорил: «что делать, братие! Будем усерднее молиться, вот и согреемся!»
При глубоком благоговении и усердии к Божественной службе, о. Григорий оказывало, и великую ревность к благолепию дома Божии. В погосте Космодамианском храм и колокольня были деревянные, и от долговременного существования пришли в ветхость. О. Григорий возбудил своих прихожан, крестьян, приступить к постройке каменных — сперва храма, а потом и колокольни. Прихожане видели, как он заботился о всевозможно скором сооружении храма, как много трудился в сем богоугодном деле, и увидели, что Господь благословил его труды, увенчал полным успехом. В непродолжительном времени на возвышенном месте погоста Космодамианского, к удивлению окрестных жителей, явились вместо деревянных, храм и колокольня каменные и благолепные. Особенно хорош вид на этот храм с реки Оки и с противоположной стороны ее. Правый ее гористый берег, на котором находится погост Космодамианский, понижается против погоста, как бы нарочито для того, чтобы показать плавателям в величественной красоте храм Космодамианский. С левой же стороны Оки он виден верст за 40. Так удачно выбрано место для храма!
Здесь заслуживает особенного внимания то обстоятельство, при каких средствах о. Григорий успел соорудить такой храм. Приступил он к сему великому делу с 10 рублями, а кончил его, издержавши несколько тысяч. Откуда же взялась такая значительная сумма? О. Григорий писал убедительные письма господам, бывшим тогда владельцами его прихожан, и от них получал пожертвования на построение храма; сам ездил в город Муром, где личною просьбою приобретал не малые пожертвования от любителей благолепия дома Божия,— а в окрестные приходы для того же посылал диакона. При этих средствах сооружение храма шло безостановочно. Главным же сотрудником о. Григория по устроению нового храма был усердный и с состоянием прихожанин, церковный староста, крестьянин Родион Петрович Кузнецов, который 40 лет сряду и до самой смерти прослужил в этой должности с великою пользою для храма и прихода, и скончался тоже в маститой старости, в 1875 году. Космодамианский приход небольшой и не богатый, но Господь помог этим старцам устроить такой храм, каковой не везде можно встретить и в больших, богатых приходах. Вечная память вам, добрые старцы! Вы не даром прожили на свете, вы делали добра столько, сколько могли,— и память ваша останется надолго, доколе будет стоять воздвигнутый вами храм Господень, в котором вы любили молиться за себя и других, и в котором молятся теперь о вас.
Несмотря на то, что о. Григорий уже в преклонных летах приступил к строению храма, он сподобился послужить в нем 22 года.
Невольно обращают на себя внимание добрые, простодушные отношения о. Григория к ведомственным священникам, как духовника, и к прихожанам. «Я держусь такого правила, — говорил он,— что прежде сам стараюсь задобрить других». И к священникам, своим духовным детям, был уважителен и приветлив. Когда кому из них, по обязанности духовника, считал нужным сделать внушение, то делал в виде сердечной просьбы. С своими прихожанами обращался просто, как глава семейства, как отец с детьми; быль кроток, также и своим хлебосольством располагал и привлекал их к себе. Например, в первый день Пасхи после обедни, по ласковому приглашению о. Григория, прихожане заходили к нему в дом, где и разговлялись. В храмовые праздники чудотворцев Космы и Домиана, два раза в год, тоже по окончании обедни, из церкви шли прихожане к общему отцу в дом, на молебствие, а потом и откушать хлеба соли. Таким образом начинался праздник всего прихода в доме его священника. Приход состоит из деревень. По воскресеньям и праздникам прихожане приходя в церковь и отстоя утреню входили в дом о. Григория и были в нем до обедни. В это время о. Григорий, как попечительный пастырь, предлагал им духовную пищу, похвалил их усердное хождение в храм Божий, высказывал, как это полезно и спасительно. А также преподавал и другие наставлении к утверждению их в вере и христианской жизни; это же внушал им и в их домах, при отправлении треб и хождении со св. крестом.
При посещении прихожан, о. Григорий, как они говорят, не засиживался у них в домах, а по просьбе их садился за стол больше для того, чтобы хозяину сделать честь, да поговорить о том и другом,— все о добром, и на все дать добрый совет: виновных журил, враждующих примирял, печальных утешал и с радующимися делил радость. Прихожане, в трудных своих обстоятельствах, обращались к нему за советами, а в семейных и с соседями размолвках — с жалобами, и не оставались без удовлетворения. Он и тем еще угождал прихожанам, что за свои пастырские труды для них довольствовался добровольным их вознаграждением, и для исправления треб ездил в приходские деревни большей частью на своей лошади, по одному только извещению через кого либо. Прихожане говорили: «к нашему Батюшке хоть малаго пошли позвать причастить или окрестить, и то поедет, да еще на своей лошадке. Вот какой у нас добрый Батюшка! За то мы любим и почитаем его как отца!»
Между прочим уважение прихожан к о. Григорию выражалось и в том, что когда он приезжал в деревню и ходил по домам св. крестом, каждый домохозяин встречал его у ворот, принимал от него благословение, и под руку вводил его в дом по совершении пения, просил Батюшку присесть и подчивал хлебом солью; потом, с таким же почетом провожал его, с каким и встречал.
Каждогодно, 1-го числа августа, из церкви Космодамианского погоста бывает крестный ход на реку Оку, до которой надобно проходить версты две, по неровной, гористой дороге. Все молодые прихожане наперерыв спешили подхватить под руки своего Батюшку и бережно поддерживать в шествии до реки и обратно. Когда же он очень состарился, прихожане также под руки водила его при обходе их деревень с св. иконами и в храм для богослужения.
Такую любовь приобрел, о. Григорий от прихожан, таким пользовался у них доверием, почтением и расположением!
Немало также заслуживает внимания и домашний быт сего достопамятного иерея. Его домик был скромный, небольшой, но с удобствами для сельского священника. В доме не заметно было роскоши, но все приличное — в одежде и столе, и во всем достаток. Не только прихожане, крестьяне, но и священники и другие почетные посетители оставались очень довольны как радушным его приемом, так и трапезою. В доброте и радушии не уступала о. Григорию и его достопочтенная супруга, Евдокия Алексеевна. Сколько она, бывало, и на старости лет наделает себе хлопот, чтобы приготовить обед или ужин для дорогого гостя: так оба они называли посетителей.
У почтенных старцев был один только сын, вполне радовавший их. Но как он, по своему образованию, избрал другое полезное служение в духовно-учебном заведении, то со смертью о. Григория прекратился его священнический род в погосте Космодамианском, продолжавшийся полтора века.
Достопочтенные старцы доживали свою жизнь только вдвоем; но они не были одиноки: весь приход был их родным семейством, и им как мужчины, тик и женщины помогали в домохозяйстве. Всего чаще, например, когда их общая матушка по своему хозяйству не могла всего приделать одна, прихожанки приходили пособить ей, и старались угодить; в летнее время приносили из лесу духовному батюшке и матушке грибы и ягоды. Если это делали бедные люди, то не были отпускаемы без вознаграждения.
Занятия о. Григория по хозяйству доказывают его уменье вести это дело с пользой. Принадлежавшую на его часть землю пахотную и сенокосную он отдавал в аренду, что для него действительно было не только удобнее, но и выгоднее; любимое же его занятие было садоводство, которое он довел до совершенства. В иное лето с садов о. Григория собиралось до 800 мер разных сортов яблок. Немало потребно было труда, терпения и времени вырастить такие сады. Их насадил о. Григорий в молодости, а плоды с них собирал в старости. И это весьма много утешало старца, что ему Господь даль воспользоваться плодами его трудов. «У меня сады, говорил он,— Опекунский Совет: каждый год платят мне хорошие проценты за мои труды». И советовал молодым священникам заниматься садоводством, присовокупляя, что это занятие не только весьма полезное, но и приятное.
Столь опытный в домохозяйстве и трудолюбивый, о. Григорий хотя и отдавал землю в аренду, но все таки держал лошадку и коровок. Для разных дел по дому он нанимал работника, обыкновенно такого паренька, который еще не годен был для тяжелых работ крестьянских, и всегда брал его из бедного семейства, чтобы и этот сын доставлял пользу своим родителям. Коров держал для того, что оба старички, задолго до своей смерти, питались только молочными кушаньями, не употребляя мясного. Лошадь же держал для исправления дел по дому, также и для поездок по духовенству и приходу, особенно в летнее время, в деловую пору, когда в приходе люди и лошади заняты спешными работами. И кому из прихожан недосуг было приехать за Батюшкой, присылал к нему мальчика сказать, что в таком-то доме есть треба. Для исправления ее Батюшка немедленно отправлялся на своей лошадке, и когда нужно, брал с собою причетника.
При своих занятиях по церкви, приходу и домохозяйству о. Григорий любил заниматься и чтением духовных книг. В зимние долгие вечера он любил читать четьи-минеи, а его супруга старушка, занимаясь каким либо рукодельем, внимательно слушала чтение, и оно часто прерываемо было разговором о прочитанном, а нередко и слезами, если читалось житие мученика, или мученицы. И в домах прихожан о. Григорий любил также рассказывать им из четьи-минеи, что ближе подходило для руководства в их жизни.
Когда проходили долгие зимние вечера и наступали весенние и летние долгие дни, тогда о. Григорий опять в своих любимых садах трудился; с течением лет он приобретал все более и более практических сведений в этой отрасли хозяйства, и передавал их желавшим воспользоваться его опытностью.
Служил и трудился о. Григорий до самой кончины своей, успокоившей его от всех трудов и забот после 81 года жизни.
Недолго пережила о. Григория и его супруга, с которою он здесь разделял труды, горе и радости более 50 лет.
Священник села Красна. Ксенофонт Смирнов.
Марта 25 дня, 1877 года.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 10-й. 15-го мая 1877 года)
Владимирская губерния.
Муромский уезд

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Николай (07.12.2016)
Просмотров: 1577 | Теги: Муромский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru