Ленобль Генрих Морисович
Ленобль Генрих Морисович (6.07.1906, Лондон — 13.02.1964, Москва) - сов. критик, литературовед.
Ленобль Генрих Морисович родился 6 июля 1906 г. в Лондоне, в семье типографского рабочего, политэмигранта из Румынии.
В восьмилетием возрасте попал в Россию, где жил в городе Муроме.
С детства он был влюблен в русскую Природу, в русское народное слово. В школьные годы Ленобль полюбил героику русской истории, писал стихи о революции, о Ленине. Начав со стихов, он все же поэтом не стал. И тем не менее ни одно истинное переживание, ни одна истинная увлеченность не проходят бесследно. В статьях его, как бы ни были они аналитичны, всегда наличествует поэтическое чувство, чутье к слову и образу, способность проникать в сферу художественного тонко и деликатно.
Окончив в Муроме школу в 1922 году, Ленобль переезжает в Москву. Четыре года работает наборщиком в той же типографии, где трудился и его отец. Любовь к литературе становится главным в жизни юноши, и он поступает на факультет литературы и искусства МГУ.
В 1931 окончил МГУ. Работает как кинокритик, пишет сценарии. Затем он стоит у истоков советского телевидения, работая в экспериментальной студии.
Свои статьи о литературе Генрих Ленобль начал печатать в «Молодом ленинце», «Комсомольской правде», в журналах «Смена», «Молодая гвардия»...
Первая работа: «Плеханов и Левин о Л. Толстом». Писал о творчестве А. Макаренко, В. Кетлинской, Ю. Крымова, М. Горького.
Ленобль знал и любил книгу, но вместе с тем с интересом заглядывал за ее пределы — в историю и физиологию, педагогику и филологию, а главным образом — в жизнь. Сколько бы ни знал этот человек (а знал он много), ему для его планов все казалось недостаточным. Постепенно, с годами он вводил в круг своих интересов достижения многих наук, сравнивал, сопоставлял, сталкивал, накапливая фактический материал, и не спешил с выводами.
Круг интересов Генриха Ленобля был очень широк. Русская классика, советская литература во всем ее многообразии, процесс ее становления, психология творчества, историческая тема у писателей Запада и России, новинки поэзии и прозы, рецензирование текущей литературы. Он много со знанием и любовью писал о Горьком (помимо разрозненных работ, у него имеется большая книга «О Горьком — художнике слова»). Его влекло к себе исследование самого трудного и чудодейственного — процесса художественного творчества. Отсюда проистекал и его интерес к павловскому учению как к одному из средств проникновения в художественное творчество, в тайное тайных его. Специальное исследование Ленобль посвящает процессу превращения слова в Образ, процессу созревания и рождения художественного образа (книга «От слова к образу»).
Вышедшая в 1960 году его большая работа «История и литература» во всех её трёх разделах и сейчас остаётся одним из самых заметных исследований темы, обозначенной в её заглавии.
Он – автор (1962 г.) послесловия и вступительной статьи к роману «Салават Юлаев» Степана Злобина. Среди основных черт главного героя романа критик выделяет «непримиримость к колониальному угнетению башкир и приверженность союзу с русским крестьянством, добивающимся социального освобождения» и отмечает, что Салават Юлаев «не идеализированный герой и встает перед нами таким, каким его должны были сформировать время, - со всеми его достоинствами и неизбежными недостатками». Главное, по мнению Ленобля, в том, «что благодаря предпосылкам, созданным в романе, мы нисколько не сомневаемся, что Салават, как он изображается Степаном Злобиным, действительно способен выступить на историческом поприще в качестве вождя народного восстания».
В последний период его жизни тяжелая болезнь брала власть над организмом, временем, даже настроением — он стал ещё тише и молчаливей. Но мужество не покидало этого человека. Мужество и дух творчества, любовь к русской литературе. Он много писал, горячо и на много лет вперёд задумывал, был полон интереса к жизни и литературе.
Есть критики, стоящие на позициях судьи и ментора. Г. Ленобль всегда стоял на позиции взыскательного читателя. Отсюда его желание научить понимать писателя, настроиться на его волну, отсюда простота и глубина его суждений, убедительность их. Это делает его книги, его творческое наследие живым и современным.
Последние книги: «История и литература» (1960), «От слова к образу», «Писатель и его работа». Свою последнюю книгу «Писатель и его работа» Генрих Морисович принёс в издательство за несколько месяцев до смерти. Эта книга стала посмертной книгой Г. Ленобля.
Умер 13 февраля 1964 года.
Источник:
Лев Озеров. О Генрихе Ленобле [Электронный ресурс] // БЛОГ ИЛЬИ ВИНШТЕЙНА : [сайт]. – 2016. – URL: https://www.winstein.org/publ/22-1-0-768
Владимирская энциклопедия
|