Лався — село в Касимовском районе Рязанской области. Входит в состав Гусевского городского поселения.
Село Лався расположено примерно в 32 км к северо-западу от центра города Касимова на реке Лавсинка. Ближайшие населённые пункты — деревня Кочетки к северу, деревня Чаур к югу и посёлок Красная Заря к западу. «Село Лався, при речке Лавсинке, находится в 40 верстах от уездного города (Меленковский уезд) и в 120-ти от губернского». [1]
«Темнота народная очень велика и много усилий надо, чтобы рассеять ее. Несознательно относясь к происходящим событиям, нередко крестьяне противятся разъяснениям смысла их и грубо отталкивают от себя культурные силы, идущие навстречу к ним. Так в с. Лавсе местная учительница, член волостной избирательной комиссии с целью разъяснить населению значение и порядок предстоящих выборов в волостное земство, несколько раз выступала на волостном сходе, но каждый раз ее попытка оканчивалась неудачей. Среди слушателей являлись лица, которые шумно выражали свое нежелание слушать разъяснения учительницы, объясняя это тем, что они хотят выбирать гласных по старым законам. Шум и крик становился общим и собрание срывалось. На последнем собрании 9-го августа слышались и угрозы арестовать учительницу, призывы к побоям, пришлось прибегнуть к помощи милиции и к составлению протокола» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №127, 22-го августа 1917).
«27 августа происходили выборы гласных в Лавсинское волостное земство. Волость разделена на 5 избирательных округов 1-й округ — Лавсинский - с. Лався и дер. Кочетки — 3 гласных. Выборы не состоялись, так как есть лица, которые против волостного земства. Эти лица вели агитацию, чтобы как можно больше выставить кандидатов в гласные. Кандидатов было представлено 27 человек. Некоторые получили 1—2 голоса. На 3 сентября назначены дополнительные выборы. В остальных 4-х избирательных округах выборы состоялись. При производстве выборов были допущены неправильности. Так, в одном избирательном округе сельская избирательная комиссия от одного избирателя принимала до 6—7 записок, приносимых за родственников и соседей. При этом некоторые записки развертывались одним из членов избирательной комиссии, а потом уже опускались в избирательный ящик. Все это допускалось потому, что населений недостаточно подготовлено к выборам» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №141, 10-го сентября 1917).
«В помещении Лавсинской волостной земской управы во время раздачи солдаткам пайка ворвалась толпа крестьян из Дмитриевой Лавсинской волости и произвела насилие над представителем волост. зем. управы. Члены, секретарь и письмоводитель разбежались, оставив председателя одного защищать кассу, из которой, благодаря мужеству председателя, крестьяне забрали только сахарный песок, предназначенный для всей волости» («Владимирская жизнь», декабрь 1917).
«В селе Лавсине, Меленковского уезда, были за ноябрь поставлены два спектакля, оба раза ставилась пьеса «Накануне» Хомутова. Перед спектаклем был митинг. 21 ноября в помещении «Народного дома» состоялся литературный вечер памяти Л.Н. Толстого. Была прочтена биография с объяснением и характеристикой мировоззрения Толстого, а также прочитан рассказ «Чем люди живы» и продекламировано стихотворение «Храм свободы» («Луч», 4-го января 1921).
Лавсинская волость, центр — с. Лався, существовала в составе Меленковского уезда с 1917 года. По декрету ВЦИК от 20 сентября 1926 года перешла в Муромский уезд. В составе волости было 8 сельсоветов: Гусевской, Дмитриевский, Каменский, Колпский, Лавсинский, Таламовский, Чаурский, Чуликсинский. Волость ликвидирована в 1929 году, сельсоветы перешли в Меленковский район Владимирского округа.
Покровская церковь
До 1777 года Лався была деревней, а приходская церковь во имя Покрова Пресв. Богородицы находилась в сельце Щербакове, которое, при образовании губерний отошло к Рязанской губернии, а прежде значилось в Русской десятине патриаршей, а потом Синодальной области. В патриарших окладных книгах эта церковь писалась так: „церковь Покров Пречистые Богородицы в Русской волости на лесу"; существовала она с самого начала XVII столетия.
В 1777 году помещик Зыбин перенес церковь в село Лавсю, а вместе с церковью был переведен сюда и причт.
Церковь эта деревянная, сохранилась без существенных изменений и до настоящего времени (кон. XIX века); престолов в ней три: главный во имя Покрова Пресв. Богородицы, в трапезе: во имя Архистратига Михаила и св. безсребренников Косьмы и Дамиана.
Утварью, ризницей и Св. иконами церковь не богата. Из Св. икон особенно чтима прихожанами икона св. пророка Илии, украшенная серебро-позлащенной ризой; икона эта почиталась «явленной»; явилась она, по преданию, в глухой лесистой местности в 8-х верстах от села Веркуц и затем поступила в Лавсинскую церковь. На месте явления иконы существовала деревянная часовня, в которую 20-го июля бывал крестный ход из села Веркуц (В этот день около часовни благодаря многочисленному стечению народа устраивалась ярмарка, но заводчик Баташев воспретил ее, опасаясь что его рабочие, будут здесь продавать изделия завода; а чтобы более не было и повода к собранию здесь народа, самую икону прор. Илии Баташев передал в церковь села Лавси.). [1] Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается: от службы и требоисправлений, от хлебного сбора и земли церковной до 660 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной 83 кв. саж., пахотной 30 дес. и сенокосной 3 дес.; из 30 дес. пахотной земли 15 дес. совсем негодны для земледелия; как сыпучий песок; плана на эту землю не имелось. По недостатку этой земли и взамен церковной земли, бывшей в сельце Щербакове, в 1850 году из дач наследников Баташева отведено еще в пользу причта 30 дес. пахотной и 3 дес. сенокосной земли; план и межевая книга на эту землю имелась. [1] Приход состоит из села Лавси и деревень: Таланова (10 вер. от церкви) и Руднева (5 вер.) и из Колпского выселка, где проживали безземельные мастеровые с завода М. Баташева (10 вер. от церкви); во всех этих поселениях по клировым ведомостям числилось 873 души мужского пола и 978 женского. [1] Псаломщик села Лавси, Меленковского уезда, Михаил Пляцидевский, 6 августа 1908 г., умер. Учитель церковно-приходской школы Александр Иванов, 27 августа 1908 г., определен во псаломщика в село Лавси.
В Лавсинском приходе имелись четыре народных школы: в селе Лавсе земская мужская школа открыто 15 сентября 1884 года и церковно-приходская женская; в первой учащихся в 1896 году было 31 мальч., а во второй 11 дев. «Лавсинское училище помещается в наемном, по тесноте и недостатку света неудобном, доме. Собственно училище занимает одну комнату; квартира для учителя есть; ночлежной комнаты для учеников нет. Книг и пособий состоит 278 томов, на сумму 70 р. 6 к. Земство отпускает на содержание учителю 250 руб. в год. На наем помещения и содержание его общество расходует 38 р. в год. Учащихся было 46 мальч.; окончивших курс не было. Попечитель — Алексей Павлинович Филипповский» (ОТЧЕТ членов Меленковского уездного училищного совета о состоянии начальных народных училищ Меленковского уезда за 1898—99 учебный год.).
В Колпском выселке земская школ, в 1896 г. было учащихся – 37.
В дер. Таланове школа грамоты, было учащихся - 16. «О постройке в дер. Талановой нового земского училища вместо сгоревшего. Общество крестьян дер. Талановой приговором от 6 августа 1907 г. ходатайствует перед земской управой постройке в этой деревне нового земского училища вместо сгоревшего. По этому поводу управа считает необходимым доложить собранию, что губернскою управою в текущем году было назначено Талановскому обществу в безвозвратное пособие на постройку школы 1500 руб. В счет этой суммы было выдано уполпомоченному общества 1200 руб. Школа уже была почти готова, осталось сложить печи и фундамент: но работы эти не могли быть окончены в виду того, что она в ночь с 25-го на 26-е июня сгорела. По правилам губернского земства школа выстроена за счет пособия, считается собственностью уездного земства, на имя которого и была застрахована Талановская школа в сумме 3028 руб.; по смете постройка нового училища стоит уездному земству 4546 р. 53 к., т.е. дороже на 1518 р. 53 к. чем получено страхового вознаграждения. Это обстоятельство объясняется тем, что при приемке на страх сгоревшей школы не принималось во внимание не устроенных к тому времени фундамента и печей. Поэтому новую школу можно выстроить только при условии, если общество примет на себя часть расходов, а именно: устройство на свой счет фундамента и печей и доставку материала к месту. Только при этих условиях можно рассчитывать, что на эту постройку хватит полученного страхового вознаграждения 3028 р. и 300 р. оставшихся от постройки прежней школы. В виду этого земская управа покорнейше просит земское собрание, если оно считает нужным выстроить в д. Талановой новую школу, уполномочить ее истребовать от общества соответствующий приговор относительно выполнения изложенных условий и возбудить ходатайство перед управлением государственными имуществами об отпуске земству за пониженную таксу леса для Талановского училища. Представляемую при семь смету управа просит утвердить. 24 сентября 1907 года» (Журнал очередного и чрезвычайного Меленковских уездных земских собраний 1907).
Колпское училище, Гусевской волости, в выселке Колпском, основано обществом 25 сентября 1879 г. От приходской церкви в 10 в. Ближайшие училища: Черсевское в 18 вер. и Гусевское — 20 вер. В 1884 г. «Помещение наемное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 9, шириной 8, вышиной 3 ½ ар. Учебных пособий достаточно — на 145 руб. Библиотеки нет, кроме 6 книг. Земли нет. Законоучитель и учитель Владимир Новосельский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 17-го сентября 1883 года. Попечителя нет. Учащихся к 1-му января 1883 г. 30 м. Выбыло до окончании курса по желанию родителей 3 м. Окончило курс со свидетельствами 3 м. Вновь поступило 4 м. и 5 д. К 1-му января 1884 г. состояло 28 м. и 5 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. - 3, 8 — 9 л. - 5, 9 — 10 л. - 4, 10 — 11 л. - 6, 11 — 12 л. - 8, 12 — 14 л. - 7. Из учащихся: 31 из Колпского выселка и 2 из с. Лавси в 10 вер. Ночлежного приюта и живущих на квартирах нет. Вероисповедания православного и все крестьянского сословия. Средства: от земства 200 р., от общества 90 р.; плати за учение нет. Расходы: наем дома, отопление, освещение, прислуга и ремонт 90 руб.; жалованье — учителю 200 р. Посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 26-го октября по 12-е мая. Пению обучаются простому. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 12, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 4, по пению - 2. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 3 — 4 г. Не окончившие курса учились до 2 лет. Училище никто не обозревал. Обучении ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.). «Колпсное училище помещается в наемном от общества удобном доме, с платой 20 р. в год. На наем квартиры для учителя Гусевское волостное правление расходует 20 р. в год. Собственно училище занимает одну комнату. Обязанности училищного сторожа исполняет домовладелец. Книг и пособий по списку 319 томов, на сумму 90 руб. 24 коп. Земство отпускает на жалованье учителю 250 р. в год. Учащихся было 48 мальчиков, окончивших не было за отсутствием в предыдущем году учителя. Попечитель — крестьянин Степан Анисимович Земсков» (ОТЧЕТ членов Меленковского уездного училищного совета о состоянии начальных народных училищ Меленковского уезда за 1898—99 учебный год.). «О выдаче Колпскому сельскому обществу дополнительной ссуды на постройку школы. Колпское сельское общество, приговором от 11-го апреля 1907 года ходатайствует о выдаче дополнительной ссуды на постройку школы в виду того, что отпущенной ссуды в размере 1000 р. не хватит на постройку школы. По этому ходатайству управа имеет честь объяснить собранию, что ссуда выдается губернскою управою на однокомплектные школы (до 60 уч.) в размере до 2000 руб. и на двухкомплектные (свыше 60 уч.) до 3000 р., при условии, чтобы школы были выстроены согласно плану и правилам губернского земства и если уездное земство гарантирует исправный возврат обществом ссуды. Колпское общество обязуется выстроить свою школу по плану и ему уже разрешена к отпуску ссуда в размере 1000 р., но этой суммы недостаточно и общество просит дополнительно выдать еще 500 р. Управа с своей стороны полагала бы ходатайство общества признать заслуживающим удовлетворения и просить губернскую управу о выдаче дополнительной ссуды, приняв на себя поручительство за общество за исправный возврат им всей ссуды в течение 10 лет. 24 сентября 1907 г.».
«Об открытии в дер. Дмитриевой земского училища. Общество крестьян дер. Дмитриевой, Лавсинской волости, приговором от 1-го апреля 1907 года ходатайствует перед земским собранием об открытии в этой деревне земского училища вместо существующей школы грамоты с тем, чтобы учитель Петр Михаилов Солонин остался в земском училище учителем. Кроме того общество желает, чтобы священник с. Пьянгус был бы попечителем и законоучителем преобразованной школы. Одновременно с этим общество возбудило ходатайство о выдаче пособия на постройку нового училищного здания. Докладывая об этом, управа имеет честь объяснить собранию, что ходатайство Дмитриевского общества можно было бы удовлетворить и открыть вместо школы грамоты земское училище, но дело в том, что в настоящее время не имеется свободных сумм в губернском земстве, из которых можно было бы выдать этому обществу пособие, на постройку нового школьного здания. Поэтому управа со своей стороны полагала бы ходатайство Дмитриевского общества оставить открытым впредь до накопления сумм для выдачи пособия на постройку нового школьного здания, тем более что в этом селении существует школа. Сентябрь 1907 г.» «По ходатайству Меленковского уездного земства об изменении проекта сети высших начальных училищ в смысле постройки школы в Гусь Баташеве, вместо намеченного сетью с. Лавси. Меленковское уездное земское собрание минувшей очередной сессии 1916 г., по докладу управы, постановило: «просить губернское земское собрание проектируемую сеть высших начальных училищ в Меленковском уезде изменить и предполагаемое к постройке в с. Лавсе высшее начальное училище перенести на Гусь Баташев; ходатайствовать перед министерством народного просвещения о принятии постройки здания высших начальных училищ на счет казны, так как при финансовых затруднениях земства на местные средства построить школьные здания не представляется возможным, а затрата на постройку каждого здания, по представленной смете, исчислено в 63200 руб.». На основании указанного постановления уездного земского собрания Меленковская уездная управа отношением от 12 декабря 1916 года за № 13199 возбудила ходатайство пред губернской управой с просьбою доложить предстоящему губернскому земскому собранию об изменении проектируемой по Меленковскому уезду сети высших начальных училищ и о перенесении предполагаемого к постройке в с. Лавсе высшего начального училища на Гусь Баташева. Заключение. Докладывая об изложенном губернскому земскому собранию, губернская управа имеет честь объяснить, что так как проект сети высших начальных училищ уже передан в министерство народного просвещения, то никаких изменений в нем не может быть сделано» (Доклады Владимирской Губернской Земской Управы очередному Губернскому Земскому Собранию сессии 1916 г. № 2).
Священник А.И. Ставровский
4 декабря 1913 года скончался после долголетней тяжкой болезни заштатный священник с. Лавси, Меленковского уезда, Александр Иванович Ставровский. Покойный был еще человек нестарый. Он родился в 1859 г. 10-го августа; в 1880 г. окончил Владимирскую семинарию и в 1885 г. был определен священником в с. Лавсю — приход, заброшенный в самый дальний угол Владимирской епархии. Здесь пришлось увидеть покойному много опущений и неустройств по церкви, образовавшихся вследствие кратковременной жизни его предшественников — священников. Все это требовало труда со стороны пастыря, и покойный, как человек глубоко религиозный, всецело преданный своему пастырскому служению и горячо любивший его, с энергией отдался этому труду. Ревнуя о благолепии храма Божия и поднятии религиозности в своих пасомых, покойный начал обновление внутреннего вида храма. Он положил начало почитанию праздника Покрова Пресвятой Богородицы, как престольного, нечтимого в приходе, хотя в храме был главный престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Но недолго пришлось покойному исполнять обязанности служителя Божия и пастыря церковного — всего 11 лет. В 1896 г. 20-го декабря он заболел неизлечимой болезнью и не вставал с одра ее целых 17 лет до своей смерти в 1913 году, 4-го декабря. В день похорон над гробом его было произнесено местным священником о. Василием Шустовским верно характеризующее тяжелое положение покойного и его семейства слово следующего содержания: „Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие и только претерпевши до конца, той спасен будет. Эти слова Божественного Учителя вполне сбылись в жизни почившего раба Божия иерея Александра. Много ты страдал в жизни по причине долголетней болезни, страдал жестоко, страдал до конца своей жизни! Неизлечимая болезнь твоя приковала тебя к одру своему еще в годах молодых. Семья твоя, тогда еще малолетние дети, с твоей болезнью лишились радости, счастья, довольства и покоя. Они ждали от тебя заботы о себе, надзора, доброго внушения родительского и воспитания христианского. Но ты, как бы при жизни еще, умер для семьи. Конечно, все это ты видел, сознавал и в душе терзался. Как служитель Божий, ты, любезный собрат, не меньше, если только не больше, испытывал тяжкой и мучительной скорби от сознания того, что сам ты не только не можешь совершать Божественных служб, но не имеешь возможности видеть и слышать сего служения. Каждый звук колокола, призывающий нас, служителей, к совершению служб в храм Божий, в продолжение 17-ти летней твоей тяжкой болезни, всегда мучительной скорбью отзывался в сердце твоем. Но ты, любезный собрат, переносил все эти скорби душевные и телесные с редким терпением, без всякого ропота, с покорностью Богу, которого возлюбил всем сердцем своим. В частой уединенной молитве ты подолгу беседовал с Господом и поверял Ему одному свои скорби и от Него Одного надеялся получить утешение в своем положении. Насколько твои молитвенные обращения к Богу были часты и усиленны, о том свидетельствуют те следы, которые остались и по смерти на некоторых частях твоего бренного тела С молитвой на устах ты и отошел к Господу, а крестное знамение? которым ты осенял себя всегда и при последних предсмертных страданиях твоих, было спутником в новую беспечальную жизнь со святыми и праведными. Да! Без сомнения, почивший собрат, ты достоин такой жизни. Ведь все мы знаем, что страдания в жизни нашей — то же, что в кузнице горнило. Как в этом огненном вместилище железо очищается от сторонних веществ и принимает ту форму, какую желая придать ему кузнец, так и душа наша в горниле всех бед и скорбей очищается от грехов своих, просветляется и, по воле Божией, принимает те качества и свойства, которые делают ее угодной Богу. Иди же, праведная душа, страданиями своими стяжавшая любовь Христову, иди туда, где нет уже для тебя более ни болезней, ни печали, ни воздыхания! Гряди к Богу, Который избрал и приял тебя! Что же сказать тебе, супруга почившего о Господе иерея Александра? Тяжел и твой крест, который ты несла с болезнью своего любимого мужа. Воспитание малолетних детей, забота об их здоровье, об их успехах, о том, одеты ли и сыты они, постоянное попечение о болезни своего мужа — все это всею тяжестью легло на тебя одну. Сколько трудов, заботы, огорчений и слез выпало на твою долю! Но ты крест твой, ниспосланный от Бога, несла терпеливо и безропотно. Как любящая жена, ты в продолжение 17-ти летней неизлечимой болезни мужа идо последней минуты его жизни была неотлучно при нем и, насколько возможно, облегчала страдания своего мужа. Пусть все это да послужит заветом и памяткой для нас и твоего потомства. Но теперь не скорби и не унывай, а возверзи на Господа печаль твою и Той тя утешит. Аминь“ («Владимирские Епархиальные Ведомости» Часть неофициальная. № 6, 8 февраля 1914).
Колокольня обрушилась в ХХ веке – по местному преданию, в результате подрубания ее угла местным жителем, добывавшим так материал для растопки печи. Остатки колокольни и трапезной были разобраны на дрова.
В 2010 году к селу Лався вплотную подошел бушевавший в то лето лесной пожар Рязанской Мещеры, но храм и большую часть села удалось отбить. В апреле 2011 года Покровская церковь в Лавсе решением рязанских властей была включена в перечень выявленных объектов культурного наследия.
В деревне Лався Касимовского района полностью сгорел древний деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы. В ночь на 12 октября 2018 перед храмовым праздником случился пожар, уничтоживший всё, что осталось от старинного деревянного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Как сообщает на своей странице в социальной сети «Вконтакте» настоятель Троицкого храма п. Гусь-Железный Касимовского района протоиерей Серафим Правдолюбов, к приходу которого относится с. Лався, «сгорела вся купольная часть древнего храма. Жители увидели стремительно охватываемое пламенем здание - слишком скоро огонь охватил все стены по окружности строения. Строящийся рядом маленький храм не пострадал. Предположение - намеренный поджог». По факту пожара правоохранительными органами ведется следствие.
С 2011 г. церковь была зафиксирована в статусе выявленного объекта культурного наследия (приказ комитета по культуре и туризму Рязанской области от 14.04.2011 № 269). Концепция сохранения памятников деревянного зодчества и включения их в культурный оборот до 2025 года, которая планируется к утверждению Министерством культуры Российской Федерации, предусматривала отнесение данной церкви к группе особо ценных памятников деревянного зодчества с присвоением статуса федерального памятника истории и культуры. Благотворительным фондом «Белый ирис» в рамках проекта «Культурный код» (реализуется за счет средств президентского гранта в нескольких регионах, в Рязанской области партнером является Касимовская епархия) в сентябре 2018 года было проведено обследование, обмеры и осуществлена фотофиксация, планировалась разработка проекта консервационных и первоочередных противоаварийных работ. Теперь архитекторы, задействованные в проекте, будут помогать при переборке сгоревшего храма, что позволит изучить и собрать сохранившиеся металлические элементы, а также исследовать остатки венцов и определить характерные особенности конструкции.
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Меленковский уезд