Главная
Регистрация
Вход
Пятница
19.07.2019
23:30
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Категории раздела
Святые [135]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1054]
Суздаль [342]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [354]
Музеи Владимирской области [58]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [80]
Юрьев [197]
Судогда [83]
Москва [42]
Покров [108]
Гусь [122]
Вязники [232]
Камешково [64]
Ковров [287]
Гороховец [90]
Александров [215]
Переславль [99]
Кольчугино [61]
История [17]
Киржач [66]
Шуя [90]
Религия [4]
Иваново [45]
Селиваново [26]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [63]
Писатели и поэты [12]
Промышленность [65]
Учебные заведения [31]
Владимирская губерния [28]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [29]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 23
Пользователей: 1
Николай

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Меленки

Село Пьянгус Меленковского района

Село Пьянгус

Пьянгус — село в Меленковском районе Владимирской области России, входит в состав Даниловского сельского поселения.
Село расположено в 10 км на юг от центра поселения деревни Данилово и в 20 км на запад от райцентра города Меленки. «Село Пьянгус, при безымянном болоте, находится в 20-ти верст. от уездного города и в 125-ти от губернского». [1]
Самая распространенная версия толкования названия села — это интерпретация названия «Пьянгус» с точки зрения финского языка «ПИЕН-КУУСИ» (pien-kuusi), то есть «маленькие ёлки». До большого пожара елки здесь, действительно, были. Согласно лингвистическим исследованиям приведенные топонимы микрорегиона не выявляют тенденцию тяготения к какому-либо из ныне существующих языков поволжских финнов, а, скорее, относятся к общему финно-угорскому наследию. Это может быть свидетельством древности и самобытности их происхождения, то есть реальной лингвистической дифференциации древней муромы. Таким образом, косвенно подтверждается сообщение вводной части «Повести временных лет»: «...А по Оце реце, где втечетъ в Волгу, мурома язык свой, и черемиси свой язык, моръдва свой язык».

Село Пьянгус и деревни, принадлежащие к Пьянгусскому приходу, в старину входили в состав дворцовой Унженской волости и подобно Кудринскому приходу принадлежат к сравнительно недавним поселениям края. [1]
В конце XIX — начале XX века село в составе Лехтовской волости Меленковского уезда.
23/10 июля 1917 г. крестьяне селений: Пьянгус, Мильдевой, Пичугиной, Каменки, Димитриевой, Рамень, Двуезеры и Двойновой, Меленковского уезда, приступили к рубке леса в дачах бывшего удельного ведомства (Город Меленки и уезд в 1917-м году).

Село Пьянгус, Даниловского сельсовета, решением № 1091 от 23.09.1965 г. переименовано в с. Березово.
С 1929 года и вплоть до 2005 года село входило в состав Даниловского сельсовета Меленковского района.

Численность населения: в 1859 г. – 138 чел., в 1905 г. – 284 чел., в 1926 г. – 380 чел., в 2002 г. – 0 чел., в 2010 г. – 0 чел.
Сейчас о существовании села можно догадаться лишь по растущих островками одичавшим плодовым деревьям, зарослям тёрна, да неожиданным цветам. Ни остатков фундаментов, ни бревен, ни других артефактов, кроме церкви, не заметно.

Пьянгусский приход

Церковь в Пьянгусе в первый раз построена в 1715 г., тогда же и открыт отдельный приход. Приход образовали: деревня Пьянгус — 6 дворов крестьянских (в 1897 г. здесь 30 дворов), деревня Каменкова — 6 дв. крестьянских (в 1897 г. здесь 91 двор), дер. Двоезерная — 5 двор. (в 1897 г. здесь 29 дворов), дер. Рамень — 7 двор. (в 1897 г. она принадлежит к Илькипскому приходу, в ней 39 дворов), дер. Старая — 6 дворов (этой деревни не существует). К церкви были определены: священник, дьячок, пономарь и просвирница; крестьяне «на прокормление причту» уступили из своих тяглых жеребьев пахотной земли по 10 четв. в поле и сенных покосов на 20 копен.
В 1783 г. церковь в Пьянгусе была перестроена.
Церковь эта деревянная; престолов в ней два: главный во имя препод. Сергия Радонежского, в трапезе во имя в.-муч. Димитрия Солунского.
Утварью, ризницей, Св. иконами и даже богослужебными книгами церковь не богата. Замечательны своей древностью липовые венцы: на мужском венце изображены Спаситель, Адам и Ева; под изображением Спасителя подписано: «сотворивый искони мужеский пол и женский», Адама — «сотвори Бог мужа и жену, глаголя: раститеся и множитеся», Евы — «оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене». На женском венце изображены Знамение Божией Матери и Иоаким и Анна; надпись: «глагола ко Иисусу мати его на браце: вина не имут; но претвори Иисус воду в вино». [1]
Причта в приходе по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получалось из разных источников до 350 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной полдесятины, пахотной удобной 24 дес. и неудобной 9 ½ дес.; плана и межевой книги на эту землю не имелось. [1]
Приход состоял из села Пьянгус и деревень: Двоезер (17 верст от церкви), Димитриева (15 верст), Каменок (7 вер.), Мильдева (2 вер.), Тимошкина (4 вер.) и Пичугина (10 верст), в коих по клировым ведомостям числилось 1457 душ муж. пола и 1513 женского, из них раскольников 193 души муж. пола и 248 женского. [1]

В селе Пьянгус с 1888 года существовала церковно-приходская школа; учащихся в 1896 году было 33. [1]

«Прошение священника села Пьянгуса о. Иоанна Калиопина о выдаче пособия на постройку храма в с. Пьянгус.
В 1900 году на собрании была просьба о вспомоществовании на постройку храма в селе Пьянгус, Меленковского уезда; но по известным причинам отказано.
Осмеливаюсь обратиться с покорнейшею просьбою и к настоящему почтеннейшему собранию помочь нам, в возможной мере, на постройку храма в беднейшем селе Пьянгус, и тем ускорить приближение счастливейшего для нас дня закладки храма. Нужда и бедность нашего храма известны почтеннейшему собранию из прежних просьб. 18 сентября 1901 года».
В 1910 году в селе была построена церковь в русско-византийском стиле из красного неоштукатуренного и небеленого кирпича, которая частью сохранилась да нашего времени. Церковь вандально раскрыта, разрушается, внутри растут деревья.


Церковь Сергия Радонежского. Автор фотографии: Губанов Алексей Сергеевич. 2007 г.

Старая деревянная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского в 1913 году была перевезена в село Красное. А в 1975 году была перевезена на территорию Муромского Свято-Троицкого монастыря. К ней на западном входе пристроена шатровая палатка по типу открытых сеней.


Деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Меленки | Добавил: Николай (21.06.2019)
Просмотров: 48 | Теги: Меленковский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика