Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2024
17:36
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [138]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Меленки

Село Пьянгус Меленковского района

Село Пьянгус

Пьянгус — село в Меленковском районе Владимирской области России, входит в состав Даниловского сельского поселения.
Село расположено в 10 км на юг от центра поселения деревни Данилово и в 20 км на запад от райцентра города Меленки. «Село Пьянгус, при безымянном болоте, находится в 20-ти верст. от уездного города и в 125-ти от губернского». [1]
Самая распространенная версия толкования названия села — это интерпретация названия «Пьянгус» с точки зрения финского языка «ПИЕН-КУУСИ» (pien-kuusi), то есть «маленькие ёлки». До большого пожара елки здесь, действительно, были. Согласно лингвистическим исследованиям приведенные топонимы микрорегиона не выявляют тенденцию тяготения к какому-либо из ныне существующих языков поволжских финнов, а, скорее, относятся к общему финно-угорскому наследию. Это может быть свидетельством древности и самобытности их происхождения, то есть реальной лингвистической дифференциации древней муромы. Таким образом, косвенно подтверждается сообщение вводной части «Повести временных лет»: «...А по Оце реце, где втечетъ в Волгу, мурома язык свой, и черемиси свой язык, моръдва свой язык».

Село Пьянгус и деревни, принадлежащие к Пьянгусскому приходу, в старину входили в состав дворцовой Унженской волости и подобно Кудринскому приходу принадлежат к сравнительно недавним поселениям края. [1]
В конце XIX — начале XX века село в составе Лехтовской волости Меленковского уезда.
23/10 июля 1917 г. крестьяне селений: Пьянгус, Мильдевой, Пичугиной, Каменки, Димитриевой, Рамень, Двуезеры и Двойновой, Меленковского уезда, приступили к рубке леса в дачах бывшего удельного ведомства (Город Меленки и уезд в 1917-м году).

Село Пьянгус, Даниловского сельсовета, решением № 1091 от 23.09.1965 г. переименовано в с. Березово.
С 1929 года и вплоть до 2005 года село входило в состав Даниловского сельсовета Меленковского района.

Численность населения: в 1859 г. – 138 чел., в 1905 г. – 284 чел., в 1926 г. – 380 чел., в 2002 г. – 0 чел., в 2010 г. – 0 чел.
Сейчас о существовании села можно догадаться лишь по растущих островками одичавшим плодовым деревьям, зарослям тёрна, да неожиданным цветам. Ни остатков фундаментов, ни бревен, ни других артефактов, кроме церкви, не заметно.

Пьянгусский приход

Церковь в Пьянгусе в первый раз построена в 1715 г., тогда же и открыт отдельный приход. Приход образовали: деревня Пьянгус — 6 дворов крестьянских (в 1897 г. здесь 30 дворов), деревня Каменкова — 6 дв. крестьянских (в 1897 г. здесь 91 двор), дер. Двоезерная — 5 двор. (в 1897 г. здесь 29 дворов), дер. Рамень — 7 двор. (в 1897 г. она принадлежит к Илькипскому приходу, в ней 39 дворов), дер. Старая — 6 дворов (этой деревни не существует). К церкви были определены: священник, дьячок, пономарь и просвирница; крестьяне «на прокормление причту» уступили из своих тяглых жеребьев пахотной земли по 10 четв. в поле и сенных покосов на 20 копен.
В 1783 г. церковь в Пьянгусе была перестроена.
Церковь эта деревянная; престолов в ней два: главный во имя препод. Сергия Радонежского, в трапезе во имя в.-муч. Димитрия Солунского.
Утварью, ризницей, Св. иконами и даже богослужебными книгами церковь не богата. Замечательны своей древностью липовые венцы: на мужском венце изображены Спаситель, Адам и Ева; под изображением Спасителя подписано: «сотворивый искони мужеский пол и женский», Адама — «сотвори Бог мужа и жену, глаголя: раститеся и множитеся», Евы — «оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене». На женском венце изображены Знамение Божией Матери и Иоаким и Анна; надпись: «глагола ко Иисусу мати его на браце: вина не имут; но претвори Иисус воду в вино». [1]
Причта в приходе по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получалось из разных источников до 350 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной полдесятины, пахотной удобной 24 дес. и неудобной 9 ½ дес.; плана и межевой книги на эту землю не имелось. [1]
Приход состоял из села Пьянгус и деревень: Двоезер (17 верст от церкви), Димитриева (15 верст), Каменок (7 вер.), Мильдева (2 вер.), Тимошкина (4 вер.) и Пичугина (10 верст), в коих по клировым ведомостям числилось 1457 душ муж. пола и 1513 женского, из них раскольников 193 души муж. пола и 248 женского. [1]

В селе Пьянгус существовала церковно-приходская школа.
Пьянгусская церковно-приходская школа находится в 19 верстах от гор. Меленок, по направлению к западу от него, при церкви села Пьянгус. Приход Пьянгусский большой (2500 душ об. пола), вследствие болот и лесов, очень разбросанный и, вдобавок, сильно зараженный расколом: в нем около 500 душ обоего пола раскольников разных толков. Чтобы с успехом противодействовать развитию раскола и распространять среди темной паствы свет православной веры и доброй нравственности, местный священник, с благословения Владыки, организовал в селе, в 1884 году, церковно-приходскую школу. Скудна была первоначальная обстановка школы. Небольшое помещение, сначала в доме батюшки, а потому в особой, им же устроенной, избе, часть даром полученных от Братства Св. Александра Невского учебных книг и принадлежностей, кое-как сооруженная мебель и не без горя добытое отопление — вот те условия, при которых открылось в приходе обучение детей. Но дело не стало от этого. Вседействующая сила Божия воочию вспомоществовала немощным силам смиренного служителя церкви, одушевляла его в трудах надеждою на светлое будущее и вливала в него бодрость и энергию к воспитанию юного поколения в духе православия. По целым дням, без преувеличения говорим, занимался в школе о. Александр Кипарисов, и не тщетны были труды его: Пьянгусские ученики не только безукоризненно сдавали выпускной экзамен в испытательных комиссиях Меленковского земского училищного совета до 1888 г., наряду с учениками народных училищ, но, что особенно дорого, приобыкли к храму Божию, с видимой охотою становились на клиросы и с соревнованием друг пред другом разделяли с псаломщиком сладостный для души труд чтения и пения церковного.
За о. Кипарисовым в село Пьянгус определился о. Владимир Троицкий. Новый батюшка еще шире раздвинул рамки своей просветительной деятельности. Не оставляя школьного дела, он с первых же дней своего служения начал заботиться о том, чтобы организовать, с помощью учащихся детей и при содействии супруги своей, общее народное пение в церкви; а в свободное от учения время ходил и ездил с старопечатными книгами по раскольническим селениям прихода и с увлечением и не без успеха беседовал там с фанатичными начетчиками. Дело православия видимо шло вперед. Только церковная школа оставалась внешне неблагоустроенной, занятое ею помещение с годами пришло в ветхость и требовало поновления. Наконец, приспел и для сего час воли Божией.
Служащий в с. Пьянгусе священник о. Иоанн Каллиопин, устроивши хорошее для себя жилище, почел неудобным и школу оставлять в старой и тесной избе и решил соорудить для нее, в ознаменование Священного Коронования Их Императорских Величеств, новое здание. Но как было без средств выполнить это доброе намерение? «Бог не без милости», крестясь, ободрял себя молодой пастырь: «Он доброму делу поможет!» — Ллетом 1896 г. о. Иоанн приступил к очистке места для предполагаемой постройки и изысканию потребных на это средств, и Господь благословил благое начинание пастыря и вскоре послал ему пособников в нелегком деле: так, управляющий Мальцевской хрустальной фабрикой пожертвовал для школы большой сруб с необходимым кирпичом для печей, по приблизительной оценке, всего на 155 руб., Совет Александро-Невского Братства отпустил с своей стороны 143 р. 25 к., высокочтимый Кронштадтский пастырь, протоиерей о. Иоанн Ильич Сергиев выслал на имя строителя 100 руб., от Московского потомственного дворянина Ивана Николаевича Коншина поступило на строительные нужды 50 руб., от Меленковского купца Ивана Федорова Конюхова 3 р., нашлись кое-какие деньги и у самого батюшки...
Пьянгусская церковно-приходская школа располагает собственным новым домом, поставленным на белых вытесанных камнях, на открытой площадке против храма. Здание по размерам 12х12 арш., при внутренней высоте комнат в 4 арш., с 9-ю окнами, 2 печами и вполне удовлетворительной вентиляцией. 25-го сентября 1896 г., в день преставления Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, новоустроенное помещение с подобающей торжественностью было освящено и открыто для обучения детей. Так осуществил свою заветную думу без всякого шума смиренный служитель церкви, твердо веруя, что и «в немощах сила великая совершается и в скудости довольствие от Господа посылается» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 1-й. 1897).
Учащихся в 1896 году было 33. [1]

«Прошение священника села Пьянгуса о. Иоанна Калиопина о выдаче пособия на постройку храма в с. Пьянгус. В 1900 году на собрании была просьба о вспомоществовании на постройку храма в селе Пьянгус, Меленковского уезда; но по известным причинам отказано.
Осмеливаюсь обратиться с покорнейшею просьбою и к настоящему почтеннейшему собранию помочь нам, в возможной мере, на постройку храма в беднейшем селе Пьянгус, и тем ускорить приближение счастливейшего для нас дня закладки храма. Нужда и бедность нашего храма известны почтеннейшему собранию из прежних просьб. 18 сентября 1901 года».
Диакон-псаломщик с. Пьянгус, Меленков. уезда, Петр Юницкий 3 апреля 1908 г. определен на штатное диаконское место в с. Домнино, Меленков. уезда. Заштатный псаломщик с. Нового-Заозерья, Ковров. у., Александр Парвицкий 4 мая 1908 г. определен псаломщиком в село Пьянгус. Псаломщик села Пьянгус, Меленковского уезда, Александр Парвицкий, 28 ноября 1908 г., перемещен в село Драчево.
В 1910 году в селе была построена церковь в русско-византийском стиле из красного неоштукатуренного и небеленого кирпича, которая частью сохранилась да нашего времени. Церковь вандально раскрыта, разрушается, внутри растут деревья.


Церковь Сергия Радонежского. Автор фотографии: Губанов Алексей Сергеевич. 2007 г.

Старая деревянная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского в 1913 году была перевезена в д. Красное (Красново).


Сергиевская деревянная церковь села Красново. Вид с юго-запада с частью кладбища. 1962 год

Церковь Сергия Радонежского в селе Красново. 1 июня 1962

А в 1975 году была перевезена на территорию Муромского Свято-Троицкого монастыря. К ней на западном входе пристроена шатровая палатка по типу открытых сеней.


Деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.

Категория: Меленки | Добавил: Николай (21.06.2019)
Просмотров: 1601 | Комментарии: 1 | Теги: Меленковский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Никола • 15:31, 18.07.2023
Вы со своими финскими переводами уже всех утомили... Если не сказать больше... Уже давно все спецы по фино-угороведы согласились, что все гидронимы и топонимы на "УС" - не ФИННСКОГО происхождения!!! У этих слов есть четкие славянские корни, но вы упрямо пытаетесь доказать, что славян еще небыло... Не даром я , таких как вы , называю "ФИННСКИЕ ШПИОНЫ". Такие вы и есть. Всё что угодно, только не русское, не славянское....
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru