Училищное празднество в честь свв. Кирилла и Мефодия, в городе Муроме в 1908 году
Училищное празднество в честь свв. Кирилла и Мефодия, в городе Муроме в 1908 году
11-го мая 1908 года, день памяти первоучителей Славянских свв. Мефодия и Кирилла ознаменован небывалым в Муроме торжеством. Преосвященный Епископ Евгений недели за две предложил местному отделению Епархиального училищного Совета, учащим духовного училища и церковно-приходских школ: женской двухклассной при Троицком монастыре и Георгиевской — одноклассной, смешанного типа — устроить акт в честь свв. Первоучителей Славянских. Предложение Владыки всеми указанными лицами было принято с полной отзывчивостью. На другой же день начались приготовления к торжеству по программе, выработанной общим советом учащих и членов отделения при непосредственном руководстве самого. Владыки.
Вечером 10-го числа началось торжество всенощным бдением, совершить которое, как и Литургию на другой день, изъявил желание Преосвященный Евгений в церкви духовного училища, посвященной свв. Первоучителям Славянским. Народа собралась такая масса, что был заполнен не только довольно обширный храм, но и ведущий к нему коридор. Благоговейное совершение богослужения, стройное и мелодичное пение училищного хора произвели на всех присутствующих глубокое впечатление и, несмотря на продолжительность службы, никто не вышел из храма до окончания, — до начала 10-го часа.
11 числа в 8 часов утра начался благовест на звоннице училищной церкви. Со всех концов города стали собираться к училищу любители архиерейского служения, но в храм никто не шел, зная, что прежде должны войти дети училища и школь. Первыми заняли места в храме ученики училища, потом пришли в сопровождении учительниц учащиеся церковно-приходских школ, предварительно собравшиеся в Троицкой школе, и заняли места — мальчики правую сторону храма — вместе с учениками училища, девочки — левую. Вошел в храм и народ, занявший свободное место в храме и в коридоре. Близ учениц, — впереди, стояла попечительница, Троицкой школы игумения Мария, были в храме и попечительница Георгиевской школы А.Д. Хохлова и заведующие школами священники о. И. Смирнов и о. П. Добровольский.
В 9 час. 15 м. прибыл Преосвященный Епископ Евгений и после обычной встречи начал литургию. Некоторые песнопения литургии — входное „Приидите поклонимся", „Верую"... „Отче наш".... исполнены всеми учащимися. Вместо причастного Смотритель училища Кс. А. Вознесенский произнес поучение, в котором описал деятельность св. братьев и их труды по насаждению православия среди славян, и убеждал слушателей глубоко изучать св. веру и с надеждой на помощь Божию продолжать дело св. братьев, — посевать в народе семена веры и нравственности.
По окончании литургии Преосвященный остановился на амвоне и воодушевленно произнес приблизительно следующее:
„Христос воскресе! Приветствую всех зде предстоящих и молящихся с сугубым праздником, с торжеством в честь и память святых просветителей благодетелей славянства, братьев Мефодия и Кирилла. Приветствую вас, пришедших разделить духовное торжество с насельниками сего учебного заведения, ибо и вы все — славяне по происхождению и потому не можете не питать глубокого благоговения и молитвенной благодарности к благодетелям славянских народов. Приветствую вас, дети — ученики духовного училища. Для вас это торжество имеет еще особое значение, ибо св. храм сей посвящен святым первоучителям Мефодию и Кириллу, и для вас эти свв. первоучители славян являются покровителями и предстателями пред Богом... Приветствую вас, питомцы и питомицы церковно-приходских школ: вы воспитываетесь на церковной грамоте и в духе церковном, и потому также должны чтить свв. первоучителей, давших церковно-славянскую грамоту и завещавших учение школьное в духе церковном… О жизни и деятельности свв. братьев подробно говорить я не намерен, ибо об этом прекрасно сказал Начальник училища. Я прибавить хочу только несколько слов в похвалу свв. первоучителей. Чем свв. братья Мефодий и Кирилл особенно прославились? Чем заслужили вечную признательность у Славянских народов? Не тем только, что проповедывали им учение Христово на славянском, понятном для них наречии. „Устная проповедь — что письмо на воде, говорили св. братья, скоро может забыться, изгладиться; прочна только она тогда, когда заключена в письмена". И чтобы глубже запечатлеть и прочнее утвердить в славянских народах проповедуемую ими веру Христову, они изобрели славянскую азбуку и перевели затем на славянский язык священ. писание и богослужебные книги, — это последнее — самое важное дело в просветительной их деятельности и самый важный факт в истории славянства. Благодаря этому славяне на самых первых норах могли читать св. Евангелие и слушать богослужение на родном, понятном языке, сознательно воспринимать умом и сердцем глаголы жизни вечной... В 1899 году мне пришлось быть в Константинополе... В одно утро по удару колокола я направился в греческий храм, где богослужение совершалось на греческом языке. Хотя я и изучал в свое время греческий язык, но богослужение, совершаемое на греческом языке, оказалось для меня, кроме отдельных слов, совсем не понятным и ничего потому не дало ни душе, ни уму, ни сердцу моему. И как обрадовался я затем, услышав благовест на Пантелеимоновском русском подворье, где богослужение совершалось на понятном, родном, славянском языке. Тут-то опытно я понял всю важность богослужения на родном, понятном языке для каждого христианина. Отсюда можете понять, как велика заслуга свв. равноапостолов, какое благо они оказали славянскому племени, дав возможность сознательно присутствовать при богослужении и понимать каждое в нем слово!.. А сколько препятствий встретили свв. первоучители в этом своем апостольском деле! Сколько претерпели неприятностей, гонения за введение богослужения на славянском наречии от латинского духовенства, которое раньше их вступило в сношение с славянскими народами. Вы вчера слышали при чтении акафиста, что свв. Мефодий и Кирилл разрушили триязычную ересь, — и в этом их великая заслуга пред человечеством. Выходя из того, что надпись на кресте Христовом при распятии была сделана на трех языках — еврейском, греческом и славянском, на западе утверждали, что богослужение может быть совершаемо только на одном из этих языков, а папы и латинские проповедники требовали, чтобы оно совершалось только на римском языке, или латинском. Св. братья отвергли это учение и отстояли право для каждого народа совершать богослужение на местном их наречии, и после того везде, где проповедуются истины евангелия, вместе с устной проповедью для успеха Христова дела переводятся и распространяются и свящ. книги и совершается богослужение на местном языке. Так, наприм., делал св. Стефан Пермский, так делают и современные нам миссионеры в среде японцев, корейцев и среди других народностей. — Чрез чтение священных книг на родном языке, повторяю, легче и основательнее усваиваются истины веры и нравственности, а последнее имеет оч. важное значение для достижения высшего совершенства и спасения. Любите же, дети, и вы славянскую грамоту, потщательнее изучайте ее. Не все из вас получат высшее образование, но и с училищным образованием при хорошем знании славянской грамоты вы можете быть очень полезны другим, став чтецами и певцами церкви Божией. Осмысленное чтение ваше и умилительное пение многим может принести пользу душевную, посодействовать спасению вечному. — Помолимся святым братьям Мефодию и Кириллу, да помогут они нам быть ревностными христианами и да утвердят нас в правой вере и взаимной любви!.." Воодушевленное слово Владыки было выслушано с глубоким вниманием. На молебне тропарь и припевы исполняли все учащиеся. Закончился молебен многолетиями Августейшей Царской Семье и всему Царскому Дому, Святейшему Синоду, Архипастырям — Владимирскому Николаю и Муромскому Евгению, начальствующим, учащим, учащимся и всем ревнителям воспитания детей в духе веры и благочестия. Последнее многолетие Владыка повторил сам еще раз.
В час дня Владыка прибыл в здание Троицкой церковно-приходской школы. Здесь уже собралось много народа, — были здесь: о. архимандрит Иннокентий, земский начальник Рост, священники и диаконы, учителя духовного училища, многие с семействами, собралось немало и родителей школьников. Прибыли сюда и все учащиеся духовного училища и церковно-приходских школ. Классная комната, назначенная для собрания, очень обширная и светлая, и лестница, ведущая в нее, — старанием учениц убраны зеленью, искусственными цветами и лентами. Иконы св. Троицы и свв. Мефодия и Кирилла, портрет Государя Императора и Государыни Императрицы художественно окаймлены гирляндами из древесных ветвей и из цветов — искусной работы учениц. Когда заняли свои места, началось школьное торжество в следующем порядке:
1) Хор духовного училища исполнил — входное „Величит душа моя“... и „Светися, светися“...
2) Все учащиеся пропели — „Христос воскресе" трижды и тропарь свв. Мефодию и Кириллу.
3) Ученица V отд. Троицкой школы Зуева Анна вышла на эстраду и, обратясь к Преосвященному, громко и с чувством прочла приветственное стихотворение.
4) Учитель духовного училища А.И. Сокольский произнес довольно обширную речь, посвященную памяти свв. Первоучителей славянских. Воодушевленный оратор ясным произношением и живым изображением картин из жизни и деятельности свв. братьев так увлек слушателей, что при полнейшей тишине все, — не только взрослые посетители, но и дети, с глубоким вниманием и живейшим интересом выслушали его и единодушно сказали русское „спасибо".
5) Хор духовного училища исполнил гимн — „Славяне, песней высокой почтим апостолов славян"...
6) Ученица Троицкой школы, — обратясь к иконе свв. Первоучителей, с молитвенным чувством прочла „Молитву русских детей".
7) Ученик духовного училища прочитал стихотворение: „В союзе братства"…
8) Все ученицы Троицкой школы исполнили гимн: „Слава вам, братья!"... 9) Ученик духовного училища прочел стихотворение — „Апостолы русской земли".
10) Ученица Георгиевской школы воодушевленно прочла стихотворение „Молитва Божией Матери".
11) Все ученицы Троицкой школы исполнили „Болгарский гимн".
12) Ученица Георгиевской школы прочла стихотворение: „Сестра".
13) Ученица Троицкой школы прочла стихотворение: „Веруй, надейся и терпи"...
14) Все ученики духовного училища пропели: „Суетен будешь ты, человек"...
15) Ученица V отд. Троицкой школы Рощина Наталья — прочла „Житейское море" — известное стихотворение еп. Гермогена.
16) Ученицы Троицкой школы исполнили стихотворение: „Тучка небесная"...
17) Ученица Троицкой школы прочла стихотворение: „Два брата было в мире"... местного автора Ек. П. Д-ой.
18) Ученик духовного училища прочел стихотворение: „Хвала Кириллу и Мефодию"...
19-20) Все учащиеся исполнили два гимна: „Коль славен"... и „Боже, Царя храни".
По окончании гимнов, Владыка благодарил учащих и учащихся за их труд по исполнению торжества и высказал молитвенное пожелание, чтобы прославляемые свв. братья помогли учащим в деле обучения детей, а учащимся — прочно и основательно усвоить истины христианской веры. Преподав затем архипастырское благословение всем детям, Владыка обратился к столу, чтобы взять приготовленные книжки для раздачи детям на память о бывшем торжестве, но... остановился...
На эстраде стояла малютка — ученица I отделения Троицкой школы Удальцова Фаина и громко произнесла краткое стихотворение, в котором выражалась благодарность Владыке за отеческое внимание к учащимся. Неожиданное появление малютки и воодушевленно-прочтенное ею небольшое стихотворение, которым так удачно заканчивалось торжество, — вызвало бурю восторженных аплодисментов, а Владыка с отеческим чувством благословил ее.
В заключение торжества Владыка роздал детям на память книжки и брошюрки, а посетители собрали между собою 15 рублей и вручили их учителям — на покупку детям гостинцев.
Преподав всем архипастырское благословение, Владыка отбыл из здания школы в Спасский монастырь.
Так совершилось в Муроме торжество в честь свв. братьев — просветителей славян. Надолго оно останется в памяти у всех присутствовавших, а особенно у детей-школьников. Было бы желательно, чтобы подобные торжества повторялись и на будущее время.
Свящ. Л. Белоцветов. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 22-й. 1908 г.).
Город Муром Учебные заведения уездного гор. Мурома Владимиро-Суздальская епархия.