«Совет содействия семье и школе, созданный в поселке Оргтруд, оказывает большую помощь учителям в деле воспитания и обучения молодого подрастающего поколения. Все вместе мы воспитываем у ребят чувство дружбы нетоварищеской взаимопомощи, и уважения самого себя и старших товарищей. Стремимся воспитывать их в духе преданности Родине, коммунистической нравственности, быть стойкими и смелыми. На протяжении всех лет, проведенных детьми за школьной парной, учителя и родители ищут и находят пути ознакомления их с различными отраслями народного хозяйства и культуры, предприятиями, колхозами, совхозами, учреждениями, наиболее распространенными профессиями. Очень важно, чтобы, выйдя из стен школы, наш воспитанник имел ясное представление о той или иной профессии, которую он изберёт в будущем, которая придется ему по душе. Чем беззаботнее выбирает подросток профессию, тем большую тревогу вызывает его будущее, ибо неудовлетворенность работой — это жизненная трагедия. Вся территория поселка разделена на микрорайоны, за которыми закреплены члены совета. В него вошли представители общественности: депутаты поселкового Совета, члены совета пенсионеров, работники жилищно-коммунального отдела, члены пленума фабкома и парткома фабрики «Организованный труд». Ответственные за микрорайон следят за соблюдением режима дня школьника, за выполнением ими домашних заданий, за тем, как проводят дети свой досуг, как ведут себя в школе, на улице, в общественных местах. Особое внимание уделяется «трудным» учащимся и семьям, где родители неправильно подходят к воспитанию своих детей. Над ними организовано шефство. Члены совета отчитываются периодически о результатах шефской работы. Они настойчиво и кропотливо добиваются своей цели — помочь родителям хорошо воспитать своих детей, которые должны окончить школу, получить образование, полностью проявить себя в избранном деле, быть полезными обществу. Активную помощь оказывают семье и школе члены совета — участковый уполномоченный В. Германов, председатель поссовета А. Левин, член фабкома Е. Паранина. Частым гостем является Владимир Александрович Германов в семьях «трудновоспитуемых» детей. Много внимания, труда и времени уделяет он профилактическим беседам в доме Кирилловых, Павленко, Зеленовых и Горбатовых. Многочисленные беседы с детьми и их родителями, добрые советы и наставления не проходят бесследно. — Учащиеся стали гораздо лучше вести себя и учиться, — говорит классный руководитель Е.И. Комарова. В. Германов выступает с лекциями и беседами на родительских собраниях, на совещаниях учителей в школе, в клубе и цехах фабрики. Елена Васильевна Паранина помогает родительскому комитету в выпуске стенгазеты «Голос школы», в организации интересного и разумного отдыха детей в дни каникул. Летом ребята отдыхают в зонах пионерского действия. Силами родителей оборудуются детские спортивные площадки, где ребята под звуки горна собираются на линейку, намечают увлекательные походы и экскурсии, читают и обсуждают интересные книжки, выступают с концертами. Все это содействует тому, что школьники не предоставлены самим себе, не бродят бесцельно по улицам поселка, а проводят свой досуг с большой пользой для своего физического и умственного развития. Большая заслуга в хорошем отдыхе детей принадлежит А.Ф. Столяровой и Б.М. Семенову. Ни одно мероприятие не проходит без их участия. Около трехсот ребят в летние каникулы отдохнули в зонах пионерского действия. Регулярно, раз в месяц, члены совета собираются на заседания. Они обсуждают поведение учащихся, которые плохо учатся, нарушают дисциплину, а также родителей, аморально ведущих себя в быту, не занимающихся воспитанием своих детей. Под влиянием общественности ребята исправляют недостатки своего поведения, родители серьезно задумываются над дальнейшей судьбой ребенка и, в конце концов, начинают сознавать, как велика роль взрослых в становлении характера, взглядов, привычек и наклонностей у детей. Совет содействия семье и школе участвует в организации и проведении тематических вечеров, туристических походов, различного рода экскурсий, в решении многих хозяйственных вопросов, питания учащихся, интересуется, как живут ребята в интернате. Все вопросы решаются быстро, оперативно. Все это, безусловно, содействует созданию нормальных условий для учебы и отдыха школьников. Сейчас члены совета готовятся к проведению конференции отцов, на которую будут приглашены работники районного отдела милиции и прокуратуры. Ведется работа по вовлечению учащихся для обучения в девятом классе. М. МАЛЫШЕВА, директор Оргтрудовской средней школы» («Знамя», 14 марта 1968).
Благодаря настойчивости и ходатайству директора школы М.Д. Малышевой и председателей родительского комитета Б.Н. Вощинского и Н.А. Калашникова в 1967 году началось строительство новой школы. Школу строила строительная организация УНР-646 (начальник А. Соловьёв, прораб Е. Гудаков, бригадиры В. Суханов и Г. Филиппов). Пристально следили за ходом строительства заместитель председателя Владимирского облисполкома Н.Н. Мольков, директор школы М.Д. Малышева и родители учеников, а также ветераны войны и труда, часто посещающие стройку: И.В. Егоров, Г.Е. Белов, И.П. Николаева и другие.
«НАД СТРОЙКОЙ ЗАЖИГАЮТСЯ ОГНИ В поселке Оргтруд недавно появились новые люди - строители из УНР-646 города Владимира, И вот уже закипела работа - рядом со старым одноэтажным зданием школы не по дням, а по часам растет новый корпус. От жителей поселка теперь можно часто слышать: «Молодцы! Хорошо строят. Будет у наших детей новая школа!». ...Мы пришли на строительство, когда здесь работала бригада Геннадия Степановича Филиппова. Размеренно гудел мотор подъемного крана, к рабочим местам то и депо поступали стройматериалы. Под умелыми руками каменщиков все выше и выше поднимались стены. — Где ваш бригадир? - спросили мы у рабочих. Один из каменщиков, на минутку оторвавшись от дела, бросил взгляд на фотоаппарат. — Фотографировать будете? Он достоин этого. Десять лет руководит бригадой. И как руководит! С ним и работа лучше спорится. Бригадир о себе говорил немногословно - больше рассказывал о своих товарищах по труду. — Бригада у нас подобралась дружная, - начал он. - Многие работают строителями больший срок, чем я, да и опыта у некоторых побольше. Вот и учимся друг у друга. С большой теплотой и заботой отзывается Геннадий Степанович о строящейся школе. И не удивительно: не первую такую красавицу он возводит. И, как наяву, ему представилось светлое, построенное из белого и красного кирпича здание, удобный спортивный зал, соединенный с основным корпусом галереей.
Спортивный зал школы
Немного подумав, бригадир добавляет: — Вон там, в сосновом парке, хорошо бы построить плавательный бассейн. Как бригадир, так и другие строители новой школы - крановщик И.А. Сорокин, каменщицы Е.Ф. Кечина, А.И. Панюшкина, строповщица М.Ф. Хамидулина - стремятся приблизить тот день, когда двери школы приветливо распахнутся перед своими юными хозяевами. Есть, конечно, и трудности: то долго не завозят железобетонные плиты для перекрытия, то по вечерам не хватает электроэнергии для работы подъемного крана. Привезли, правда, недавно плиты, но только для перекрытия спортзала, стены которого будут возводиться после окончания работ на основном корпусе. Несмотря на ряд трудностей, строители выполняют задания на 130...140 процентов. Бригада Г. Филиппова соревнуется с бригадой В. Суханова, которая работает в другую смену. И в том, что строительному тресту №94, которому подчинено УНР-646, в соревновании в честь 50-летия Октября было присуждено Памятное знамя, есть частица труда и этих двух коллективов. В быстром окончании строительства школы заинтересованы не только строители. Нередко возле новостройки можно встретить пенсионеров И.В. Егорова, Г.Е. Белова, И.П. Николаева и других. Старики придирчиво следят за ходом строительства. Частенько заглядывают сюда и школьники: помогают подносить кирпичи, расчищают снег. Ведь новая школа будет для них родным домом, и они с нетерпением ожидают момента, когда покинут старое здание. Когда мы уходили со стройки, начало смеркаться. На кране и над стенами строящегося здания вспыхнули электрические огни. Работа продолжалась. И у нас росло убеждение, что оргтрудовцы получат к новому учебному году просторную трехэтажную школу» (В.А. Украинский. Газета «Знамя» 30 марта 1968 г.).
Зацепилова О.П.
Гусева Валентина Петровна – учитель русского языка и литературы
1968 год
«Аллея 50-летия ВЛКСМ В 8 «Б» классе Оргтрудовской средней школы шло комсомольское собрание. Ребята обсуждали вопрос: какой подарок сделать родному поселку к юбилею комсомола. Кто первый выдвинул идею заложить, аллею пятидесятилетия Ленинского комсомола, сейчас трудно вспомнить, но, все собравшиеся сразу ее поддержали. Комсомольцы пригласили на это мероприятие 8 «В» класс, с которым они соревнуются. Все интересные дела они делают вместе: с хорошими друзьями-соперниками и дело лучше спорится. И вот в один из субботних дней веселой гурьбой с лопатами и саженцами в руках ребята направились туда, где зазеленеет будущая аллея. Закипела работа. Кто рыл ямы, кто подносил деревья, кто с любовью их сажал. В этом хорошем деле ребятам помогали и взрослые: член общества любителей природы пенсионер А.П. Гришин, преподаватели школы М.В. Петухова, Е.И. Комарова и другие. ...Пройдут годы. Ребята станут взрослыми, разъедутся в разные концы страны. В поселке Оргтруд будет шуметь листвой аллея 50-летия ВЛКСМ, посаженная руками сегодняшних комсомольцев-восьмиклассников. В. УКРАИНСКИЙ, В. КОМАРОВ» («Знамя», 5 мая 1968).
«19 мая юные ленинцы нашей необъятной Родины будут торжественно отмечать 46-ю годовщину со дня рождения пионерской организации… ТАК ЖИВУТ ПИОНЕРЫ ОРГТРУДА В памятный день, когда наш народ и все передовое человечество земного шара отмечали 98 годовщину со дня рождения В.И. Ленина, пионеры и школьники Оргтрудовской средней школы в торжественной колонне под звуки горна и дробь барабана направились к памятнику основателю Советского государства, самому дорогому и близкому другу детей Владимиру Ильичу Ленину. Здесь на торжественной линейке после возложения венков около 100 октябрят были приняты в пионеры. Они влились в пионерскую дружину школы, где их ждут десятки интересных дел. А в этой дружине, руководимой старшей пионервожатой Ольгой Щавлевой, есть где показать свое умение, мастерство. Всем юным пионерам найдется дело по душе. Любишь природу - к твоим услугам лес, пришкольный участок, интересуешься историей и географией родного края - приходи на общешкольный слет туристов, хочешь попробовать свои силы в радиожурналистике - к твоим услугам школьный радиоузел. Сейчас в пионерской работе большое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию. Пионеры проводят спортивные состязания, изучают средства гражданской обороны. Особое место занимают встречи с участниками гражданской и Отечественной войн. У пионеров в гостях не раз бывали боевые ветераны Г.Е. Белов, А.И. Белова, А.П. Гришин, А.П. Украинский и другие. Они рассказывали ребятам о том, как старшему поколению пришлось отстаивать завоевания Октября, чтобы сегодня над нашей Родиной не было дыма войны, чтобы люди жили счастливо. В центре поселка Оргтруд высится обелиск. На сером граните высечены буквы: «Вечная память погибшим в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.». Здесь всегда цветы. И в этом заслуга пионерской дружины во главе с председателем совета дружины Надей Левиной. Частыми гостями пионеров бывают шефы - воины Владимирского гарнизона. На пионерских сборах они рассказывают о службе, ставят концерты, помогают в проведении различных мероприятий. Пионеры также бывают у воинов: посещают комнату боевой славы, ленинский уголок, сажают в военном городке цветы. Каждый пионерский отряд в Оргтрудовской средней школе - «отряд следопытов»: 19 мая - в День рождения пионерской организации - школа будет принимать их рапорты о проделанной работе. Пионеры пишут летопись школы, собирают сведения о выпускниках-медалистах, о лучших производственниках фабрики «Организованный труд». Почти все отряды ведут переписку с пионерами других стран. Сейчас, когда во Вьетнаме пылает пламя войны, пионеры Оргтрудовской школы, как и все люди нашей страны, выражают свою солидарность с борющимся народом. Школа собрала около 10 тонн металлолома, а вырученные деньги были посланы в фонд помощи Вьетнаму. Кроме этого, очень красочно оформленный альбом о жизни школы вместе с библиотечкой книг, собранной пионерами 4 «А» класса, был послан в дар вьетнамским пионерам. В школе много пионеров-тимуровцев. Ребята 7 класса шефствуют над детским садом №1, другие - помогают пенсионерам - ветеранам нашего поселка по хозяйству, ходят в магазины за продуктами, убирают в комнатах. Одной из важнейших задач совет дружины считает борьбу за повышение успеваемости. В этом и во всех других пионерских делах ему помогают учителя, комсомольская организация школы. Ведь из сегодняшних пионеров должны вырасти активные строители коммунистического общества. Так живут пионеры Оргтрудовской средней школы. Интересно живут» («Знамя» 18 мая 1968 г.).
«Замечательный педагог и человек Осень. Вечерами так быстро темнеет, что дни кажутся очень короткими. Поселок зажигает огни. Сначала робко — один, другой, третий и вот уже дома засветились желтыми огнями своих окон. А если в окне зажегся свет, значит в квартире не спит человек. Чем он занят в этот поздний час: смотрит ли телевизор, читает газету, или просто отдыхает в кругу семьи? А может он работает?! Да, работает! Так можно сказать о директоре Оргтрудовской средней школы Маргарите Дмитриевне Малышевой. Закончился напряженный рабочий день в школе, а завтра новый день, к которому надо подготовиться. Таков труд работников народного просвещения. Для Маргариты Дмитриевны это труд, не дающий ни минуты покоя вот уже на протяжении более двадцати лет. Прошли годы. Маргарита Дмитриевна вернулась в родную Оргтрудовскую школу, теперь уже завучем. Одновременно стала преподавать литературу. Руководящая работа требовала еще больше знаний от молодого преподавателя, и М. Малышева поступает в педагогический институт на заочное отделение. Опять рабочий день заполнен до предела: учеба в институте, работа завучем, одновременно преподавание литературы и литературный кружок. Здесь ребята учились писать стихи, корреспонденции в газету, изучали произведения поэтов и писателей. Регулярно в районной газете появлялась литературная страница, в которой печатали работы кружковцев. В 1956 году Маргарита Дмитриевна окончила институт. Теперь к предметам, которые она преподавала, прибавилась история. Она же стала руководить историческим кружком. Здесь ребята проводили большую работу по изучению истории родного края, родного поселка. Ими собран богатейший материал о первых пионерах и комсомольцах Оргтруда. Есть здесь фотографии первой футбольной команды поселка, участников художественной самодеятельности тех лет, первых учащихся школы ФЗУ, походов пионеров 20-х годов. Школьники выступают с лекциями на заседаниях кружка и в классах. Проводя огромную внеклассную работу с учениками, имея богатый педагогический опыт, Маргарита Дмитриевна не замыкает свою педагогическую деятельность в рамках школы, директором которой она является. В 1962 году Владимирское издательство выпустило ее брошюру: «Работа литературного творческого кружка», которая была отмечена Дипломом Академии педагогических наук СССР. В институте усовершенствования учителей она читает лекции, выступает с докладами на педагогических чтениях, в том числе и на Всероссийских. Сейчас М.Д. Малышева заканчивает работу над кандидатской диссертацией. Ее тема — «Развитие познавательной деятельности учащихся в процессе классной и внеклассной работы по литературе». Многие из положений, отмеченных в этой диссертации, уже нашли свое отражение в работе педагогического коллектива, возглавляемого Маргаритой Дмитриевной. Работа директора школы — сложная, многогранная работа. Кроме сугубо административных обязанностей, на нем лежат основные заботы по улучшению качества педагогического процесса в школе. И Маргарита Дмитриевна успевает везде: контролирует уроки преподавателей, дает консультации молодым учителям, оказывает помощь пионервожатым, комсомольцам, активистам. Трудные ученики... Они есть в каждом классе, в каждой школе. От таких учеников в Оргтрудовской школе не отмахиваются. Были такие и у Маргариты Дмитриевны. О них она вспоминает с большой любовью и с нескрываемой радостью. Гордиться есть чем. М.Д. Малышева рассказал мне о некоторых из них. Бахирев Евгений. Он не хотел учиться, стремился сначала стать рабочим человеком. Но его стремление использовать некоторые аморальные поступки, которые расхвалили «возможность рабочего человека не пить на свои деньги сорокоградусную». Но школа встала на защиту человека. Его силой заставили окончить 10 классов. Теперь он учится в Туле, в военном училище. Женился. Когда приезжает на побывку в родной поселок, приходит к Маргарите Дмитриевне и всегда говорит большое спасибо ей, что помогла ему в юные годы. Трудно было и с Крупевич Вячеславом. Сейчас он учится в Горьковском педагогическом университете и очень успешно. Стрелки часов подобрались к цифре 10. За окном давным-давно темно. А мы все сидим с Маргаритой Дмитриевной в ее комнате за столом. Разговор наш уже вышел за рамки ее педагогической деятельности. Мы просто обмениваемся воспоминаниями о своих туристических поездках. И все-таки опять и опять возвращаемся к школьным вопросам. Маргарита Дмитриевна недавно возвратилась из поездки по Польше. Рассказывает мне о работе школ за границей, о опыте польских учителей. И мне становится ясным, что самое интересное в этом опыте было взято на вооружение директором Оргтрудовской средней школы, замечательным педагогом и человеком, Маргаритой Дмитриевной Малышевой. В. Украинский» («Знамя», 15 октября 1968).
«ЛЮДИ БЛАГОРОДНОГО ТРУДА Воспитание коммунистической убежденности у детей, привитие им прочных знаний - все это зависит от личности учителя, от коллектива педагогов школы. В Оргтрудовской средней школе сложился дружный коллектив преподавателей. Многие из них окончили эту же школу: Н.А. Зубова, Ольга Петровна Зацепилова, В.П. Гусева, П.А. Акимов, В.А. Кудряков и многие другие. Да разве всех перечислишь! Ведь почти 50 процентов преподавательского состава - выпускники родной школы, которая их воспитала, выпустила в жизнь, и они, получив высшее образование, вернулись под родную крышу, чтобы продолжать дело своих наставников. Свою любовь к школе они передают ученикам.
Учитель Зубова Н.А. - А где сейчас Нина Зубова? - Она окончила учительский институт и работает в школе учителем. - А как же она передвигается? - С помощью протеза, но, видимо, протез неудачный сделали, ходит с трудом. - Молодец, что не сидит дома, работает. Это хорошо.
Заслуженным уважением среди жителей поселка пользуется преподаватель русского языка Мария Алексеевна Афонькина. Наверно, нет такого оргтрудовца, который бы не был учеником Марии Алексеевны. Опытный педагог, она передает свои знания молодым учителям, помогает им разобраться в трудных ситуациях. Большую работу ведет она с родителями. Совсем недавно Мария Алексеевна была награждена значком «Отличник народного просвещения» и Почетной грамотой Министерства просвещения. Почетной грамотой награждена также учительница школы Нина Михайловна Маркова. Много сил и энергии отдает она воспитанию у учащихся любви к природе. Под ее руководством работает кружок юннатов, в котором занимается более 100 ребят. Областное общество охраны природы и областной отдел народного образования дали высокую оценку труду учащихся Оргтрудовской средней школы на пришкольном участке по проведению опытнической работы по цветоводству. В областном соревновании «За ленинское отношение к природе» школа получила вымпел победителя. Из года в год юннаты школы являются участниками ВДНХ.
Среди педагогов Оргтрудовской средней школы немало молодых учителей, совсем недавно пришедших на преподавательскую работу с институтской скамьи. Опытные учителя помогают молодым в овладении педагогическим мастерством, и молодежь уже добилась определенных успехов.
Лидия Сергеевна Гришина (Николаева)
Хочется несколько слов сказать о Лидии Сергеевне Гришиной. Она уже два года работает в школе и показала себя с положительной стороны. Лидия Сергеевна стремится овладеть методикой преподавания математики. Она применяет разнообразные формы ведения урока, и уроки для школьников становятся более живыми, более интересными. Молодой преподаватель является классным руководителем 7 «А» класса, проводит большую индивидуальную работу с учащимися. Хорошо ученик учится, когда он физически здоров. Это отлично понимает преподаватель физкультуры Павел Тимофеевич Афёнов. В процессе классной и внеклассной работы по физическому воспитанию он прививает учащимся любовь к спорту. Школьные спортсмены неоднократно завоевывали кубки района. Среди выпускников школы в этом году был Лев Марков - мастер спорта СССР по лыжам. Несколько месяцев осталось учиться ребятам поселка Оргтруд в старом здании школы. Скоро распахнет двери новая трехэтажная красавица-школа. Хочется пожелать учителям в новой школе сохранить добрые традиции старой школы и добиться еще больших успехов в их благородном и самоотверженном труде» (В. Украинский. Газета «Знамя» 12 ноября 1968 г.).
«Наша новогодняя анкета М.Д. МАЛЫШЕВА, директор Оргтрудовской средней школы Оглядываясь на пройденный в 1968 году путь, должна сказать, что коллектив учителей и учащихся нашей школы много потрудился, чтобы выполнить ленинский завет: «учиться, учиться и еще раз учиться». Повысилась успеваемость, продолжались лучшие традиции нашей школы: юннаты-цветоводы были участниками ВДНХ, юные техники заняли первое место в области по техническому моделированию, спортсмены успешно выступали на районных и областных соревнованиях. В 1968 году заканчивалось строительство нового здания школы. Работы завершены и в ближайшее время мы переселимся в прекрасное типовое здание. В помощь строителям мы устраивали много воскресников, и труд этот был для нас светел и радостен. В новом здании учащиеся получат просторные классные комнаты, кабинеты физики и химии, оборудованные по последнему слову.техники, физкультурный и актовый залы, первоклассные мастерские для ведения уроков труда и многое другое. Наша новая школа — это воплощенная в действительность мечта. 1968 год поэтому будет нам памятен на всю жизнь, и мы постараемся в новом году отблагодарить Родину за этот прекрасный подарок оргтрудовским школьникам» («Знамя», 31 декабря 1968).
Новое здание школы
Несмотря на большие трудности: несвоевременный подвоз стройматериалов или вообще их отсутствие, отключение электроэнергии, к началу учебного года в 1969 г. была открыта трёхэтажная красавица школа на 964 места, в которой было 30 классов, спортзал, мастерские по дереву и металлу, кабинеты химии и физики, начальной военной подготовки, домоводства, медсестры, врача-стоматолога, библиотека, пионерская комната, актовый зал - он же столовая, кухня, кабинеты директора, завучей, завхоза, учительская, канцелярия, а также просторный вестибюль и раздевалка.
Учительница Елена Георгиевна Акимова (Перели)
«ВЫБОР ПРОФЕССИИ - ЭТО СЕРЬЕЗНО Странно все-таки устроен человек! Когда учишься в школе, то мечтаешь о том дне, когда, выйдя из ее стен, начнешь свою самостоятельную жизнь. И спешишь, торопишь время. Наконец наступает выпускной бал, и невольная грусть охватывает тебя. Проходит еще несколько лет, и однажды, когда тебе вручат пригласительный билет на школьный вечер встречи сегодняшних десятиклассников с теми, кто закончил школу год, два, десять и более лет назад, опять воспоминания волной захлестывают тебя и нежная грусть по школе, по старым учителям волнует сердце. Такое чувство ощутили многие питомцы Оргтрудовской средней школы, получив в морозный февральский день приглашения. И вот мы в школе. Зал в торжественном убранстве. Но он еще пустует. Десятиклассники у входа встречают гостей, а они считают своим долгом прийти к своим учителям, чтобы просто поговорить с ними о своей жизни, поделиться радостями, посоветоваться. А гостей все больше и больше, и вот школьный звонок - не электрический, а добрый, старый латунный колокольчик, возвещает о начале праздника. Торжественную часть открывает директор школы, выпускница этой же школы, опытный педагог Маргарита Дмитриевна Малышева. — Дорогие гости! Для нас вы по-прежнему милые нашему сердцу ребята! — обращается она к собравшимся, — Эту традиционную встречу мы в последний раз проводим в старой школе, которой в этом году исполняется 40 лет. В 1969 году мы получили новое, прекрасное здание и долго решали: в каком здании проводить этот вечер - в новом или старом, и решили - в старом. Ведь и вам, и нам это здание очень дорого и близко. Сюда вы пришли мальчиками и девочками, держась за мамину руку, а вышли отсюда взрослыми людьми. И пусть вы в последний раз посидите за теми партами, где сидели в школьные годы. А в новое мы перенесем наши традиции и в следующий год ждем опять вас в гости. Далее М.Д. Малышева рассказала о выпускниках Оргтрудовской средней школы. Среди них - инженеры, врачи, офицеры Советской Армии, рабочие, научные сотрудники, юристы, учителя. Но в нашей памяти вечно будут храниться имена тех, кто, не щадя своей жизни, встал на защиту Родины, и погиб в боях с врагом, отстояв наше светлое сегодня, наше прекрасное завтра. Минутой молчания собравшиеся почтили память выпускников Оргтрудовской школы Концова, Белова, Фирсова, Солдатова и многих, многих других, не вернувшихся домой с поля брани. Слово предоставляется десятикласснице Степановой Людмиле. Она от имени учащихся школы поздравляет собравшихся с традиционным праздником. - Нам, стоящим перед выбором жизненного пути, - говорит Людмила - хочется послушать вас, дорогие гости, уже выбравших себе специальность. Расскажите о себе, о своих профессиях. Это нам очень поможет, когда с аттестатом зрелости в руках мы покинем стены родной школы. Первым из гостей выступает выпускник школы 1957 года Б.А. Украинский, офицер Советской Армии, кавалер ордена Красная Звезда и ряда медалей. Он рассказал о службе в рядах Советской Армии, о ее романтике, о радостях успехов, о необходимости как можно серьезнее относиться к учебе - ведь без образования сейчас невозможно управлять сложной военной техникой, поэтому необходимо далее совершенствовать свои знания. — В настоящее время, - говорит он, - я являюсь слушателем Ленинградской военной академии. Полученные знания дадут возможность еще надежнее охранять мир и спокойствие нашей страны. Слово предоставляется студентке Саратовского юридического института Людмиле Тарасовой. - Надо добиваться осуществления своей мечты, - говорит она - Я два раза поступала в юридический институт и не проходила по конкурсу. Лишь на третий раз я была зачислена студенткой в институт. Моя будущая специальность мне очень нравится. Работа трудная, но интересная. Людмила Тарасова благодарит Ф.И. Федулееву и других преподавателей, оказавших ей большую помощь в подготовке для поступления в вуз. О трудном пути к знаниям рассказал инженер В. Якименко. Он закончил 7 классов в 1950 году, а дальше не было возможности учиться, надо было идти работать. Лишь в 1963 году, имея семью, детей, он закончил школу рабочей молодежи, поступил в политехнический институт. И добился своей цели. Учителя литературы Оргтрудовской средней школы хорошо помнят сочинение одной из учениц, которая написала в нем, что хочет стать учителем. И вот сейчас она, Ирина Лунькова, - студентка педагогического института. Ира рассказала собравшимся о себе, об учебе в институте, о своей будущей специальности. Уже сейчас она проходит педагогическую практику в детской комнате милиции. Здесь она ведет воспитательную работу с так называемыми «трудными детьми», состоящими на учете в детской комнате. О гуманной профессии медицинской сестры рассказала студентка медицинского техникума Л. Старикова. В заключение торжественной части преподаватель Оргтрудовской средней школы, ее выпускник В.А. Кудряков сказал, что здесь встретились как бы два поколения. Пусть их беседы продолжатся в классах, в танцевальном зале. На этом торжественная часть закончилась и зазвучал вальс. Закружились пары. Смешались в одном вихре и те, кто уже окончил школу, и те, у кого это еще впереди» («Знамя» 11 февраля 1969 г.).
«ШКОЛЬНИКИ ОРГТРУДА - В ФИНАЛЕ! Хоккейное поле поселка Оргтруд недавно привлекло много зрителей. И дети, и взрослые пришли «поболеть» за хоккейную команду местной школы. Ребята Оргтруда принимали гостей - второвских хоккеистов. В этой встрече разыгрывалось право продолжать борьбу в финале Камешковского района по розыгрышу приза «Золотая шайба» среди школьников 1955—1956 годов рождения. Свисток судьи А. Платонова возвещает о начале полуфинальной встречи. Обе команды начинают ее несколько сдержанно. Ничего удивительного, волнение игроков велико, и хорошо начавшиеся атаки не приводят к желанной цели. Бессильна и помощь болельщиков второвцев и оргтрудовцев. Первый период заканчивается с ничейным счетом: 0:0. Не принес успеха командам и второй период, хотя хоккеисты вели игру более уверенно. Вратарям обеих команд все чаще приходится вступать в игру. И они с честью выходят победителями из поединка с нападающими команды соперников. В перерыве перед последним периодом юные хоккеисты обсуждают планы заключительного этапа игры. Я нахожусь недалеко от команды оргтрудовцев и слышу, как тренер Б.П. Бычков подбадривает хоккеистов А. Семенова, А. Клочкова: «Смелее, смелее, ребята! Запереть противника в их зоне!». И вот свисток судьи. Вновь разгорается жаркий бой. Наконец, одна из атак оргтрудовцев заканчивается успехом: 1: 0. С таким счетом радостные победители закончили эту полуфинальную встречу. Впереди - финал. Успехов вам, юные хоккеисты!» (В. Украинский. Газета «Знамя» 6 февраля 1969 г.). «О социалистическом обязательстве в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина пионеров и школьников Оргтрудовской средней школы Пионеры и школьники Оргтрудовской средней школы, идя навстречу знаменательной дате — 100-летию со дня рождения В.И. Ленина и в ответ на призыв пионеров Белоруссии и города Харькова о постройке стотысячной колонны тракторов имени В.И. Ленина из собранного металлического лома, решили включиться в социалистическое соревнование и взяли на себя обязательство в течение 1969 года собрать 20 тонн металлического лома. Пионеры и школьники Оргтрудовской школы призывают всех пионеров и школьников последовать их примеру. Бюро райкома ВЛКСМ одобрило инициативу оргтрудовских пионеров и школьников и предложило пионерам и школьникам Камешковского района делом ответить на призыв ребят Оргтрудовской школы — активно включиться в сбор металлического лома для постройки тракторной колонны имени В.И. Ленина» («Знамя», 25 марта 1969).
«Чтобы лучше подготовиться к соревнованиях областной спартакиады, сборные волейбольные команды района провели четырехдневный тренировочный сбор в поселке Оргтруд. Занятия волейболистов проходили в просторном и светлом спортивном зале Оргтрудовской средней школы. В ходе подготовки к спартакиаде волейболисты мужской и женской команд в товарищеских встречах легко переиграли волейболистов фабрики «Организованный труд» и Камешковского сельхозтехникума. Более серьезными противниками для наших спортсменов были волейболисты города Гусь-Хрустального. Товарищеские встречи проходили в Гусь-Хрустальном. И здесь камешковские волейболисты сумели отличиться: мужская и женская команды выиграли у своих соперников с одинаковым счетом 3:0. Свою первую официальную встречу наши волейболисты должны были провести с командами Ковровского района. Ковровчане выставили только одну команду — мужскую, да и в той из семи игроков два игрока были подставными. Вот почему ковровчанам было засчитано поражение. Сейчас наши волейболисты готовятся к встречах второго тура с гороховецкими и вязниковскими волейболистами» («Знамя», 3 апреля 1969). «Лекции читают школьники Сейчас, когда каждый день приближает нас к юбилею - столетию со дня рождения В.И. Ленина, значительно возрос интерес школьников поселка Оргтруд к жизни и деятельности вождя пролетарской революции. Этот интерес понятен — ведь они по праву считают жизнь Ленина ярким и поучительным примером для себя. В школе вот уже несколько лет подряд организован и функционирует исторический кружок. В этом году в нем занимаются 32 комсомольца-старшеклассника. Члены кружка интересуются историей родного края, их привлекают памятники старины. Много потрудились ребята, собирая материал о прошлом и настоящем своего фабричного поселка, района и области. Об этом свидетельствуют альбомы «Наш поселок раньше и теперь» и «Революционное движение во Владимирской губернии». Чтобы ближе познакомиться с памятниками старины, с русскими зодчими прошлых столетий, кружковцы несколько раз совершали экскурсии по историческим местам Владимира, Суздаля, Боголюбова. Впереди их ждут маршруты по местам, связанным с жизнью В.И. Ленина. Этим летом комсомольцы побывают в историческом музее имени Ленина в Москве, Третьяковской галерее, Ленинских Горках. Цель этих путешествий — как можно больше собрать фактов из жизни Ильича, а затем своими богатыми впечатлениями поделиться с остальными школьниками. Этот материал служит им также и для написаний лекций, с которыми кружковцы выступают перед населением поселка. Интересные и содержательные лекции подготовили и прочитали юные лекторы — Надя Кашицына, Владимир Титаров, Галя Зорина, Валя Ваванова, Ира Наследникова, Владимир Выдренков, Таня Большова, Рая Гуреева, Ира Платонова. Темы их лекций: «Детские н школьные годы Володи Ульянова», «Ленин—друг детей», «Ленин и революция», «Ленин и Владимирский край», «Ленин в изобразительном искусстве» и другие. Юные лекторы очень внимательно и тщательно готовятся к каждой лекции, читают газеты, журналы, выписывают цитаты из ленинских книг. Когда член кружка подготовит очередную лекцию, то ее прежде прослушивают все кружковцы, которые дают свою оценку подготовленному материалу, делают замечания, дополнения. И только после этого юный лектор выступает перед аудиторией» («Знамя», 10 апреля 1969).
Члены исторического кружка прослушивают очередную лекцию своего товарища
«Дружина имени А. Матросова Оргтрудовские пионеры в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина по призыву пионеров Белоруссии и Харькова взяли на себя обязательство участвовать в постройке 100-тысячной колонны тракторов. Это обязательство они подкрепляют практическими делами. Ими собрано уже несколько тонн металлолома» («Знамя», 22 апреля 1969). «Более 500 пионеров и школьников отдохнут за лето в лагере «Чайка». Те, кто останется в поселке, найдут себе дело по душе в уличных отрядах. Их создано 4. Заранее были составлены и утверждены планы летнего отдыха детей. Мероприятия предусматривают: утренники, сборы, вечера — в основном по ленинской тематике. Намечено провести лениниану. В эти дни ребята встретятся с людьми, награжденными орденом Ленина, передовиками труда, проведут трудовой десант, конкурс на лучшего певца и чтеца, сбор на тему «Вечно живой». 30 старшеклассников поедут в оздоровительно-трудовой лагерь, организованный на базе соседнего колхоза «Большевик». О. ЩАВЛЕВА, старшая пионервожатая Оргтрудовской средней школы» («Знамя», 3 июня 1969). «В Оргтрудовской средней школе проводится спартакиада, посвященная 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Она включает в себя такие виды спорта, как легкая атлетика, волейбол, баскетбол, лыжи. Совсем недавно закончились последние игры по волейболу. В них приняло участие 12 команд. В первой группе сильнейшими оказались спортсмены 8 «В» класса. Первое место в старшей группе завоевала команда 10 «А». Здесь радуют хорошая техника и спортивное мастерство многих волейболистов. В разгаре и первенство школы по баскетболу. Уже состоялось несколько поединков. Болельщики, а ими являются все школьники, с нетерпением ждут окончательных результатов баскетбольного турнира. А пока следует отметить деятельную подготовку и проведение спартакиады преподавателем физкультуры П.Т. Афеновым, выпускником школы В. Филимоновым и активистами-старшеклассниками. В. УКРАИНСКИЙ» («Знамя», 25 декабря 1969).
Март 1972 года. Смирнов Иван Дмитриевич – учитель физики в кабинете истории.
Смирнов Иван Дмитриевич родился в 1920 году, в 1938 году окончил Лакинскую среднюю школу. Он успешно обучался в Ярославском педагогическом институте на факультете физики и математики. После начала Великой Отечественной войны ушёл на фронт, с 22 июня 1941 года воевал на Северо-Западном фронте, потом попал на Калининградский, третий Белорусский и Забайкальский. С боями, героически сражаясь, Иван Дмитриевич прошел всю войну. После войны, два года служил в Китае, получил два ранения, был контужен. Иван Дмитриевич награждён двумя орденами «Отечественной Войны», орденом «Красной Звезды», медалями. С 1949 по 1978 год, Иван Дмитриевич преподавал в Оргтрудовской средней школе. «В мае текущего года наша страна отметила 55-летие со дня Победы над фашистской Германией. Но до сегодняшнего дня поступает в адрес участников Великой Отечественной войны приказ Верховного Главнокомандующего вооруженными Силами Российской Федерации Путина В.В. о присвоении очередного воинского звания. Получение очередного воинского звания (майор) Смирновым Иваном Дмитриевичем совпало с его юбилеем. Поздравить с 80-летним юбилеем и получением очередного воинского звания пришли к Ивану Дмитриевичу глава администрации поселка Оргтруд В.Б. Щетников, бывший директор школы, где Иван Дмитриевич проработал четверть века учителем физики, председатель совета ветеранов войны и труда В.С. Конушкина, ее заместитель М.А. Лагунова. От коллектива учителей Оргтрудовской средней школы поздравила с юбилеем Ивана Дмитриевича учитель-пенсионер Н.М. Маркова. Они же вручили цветы и подарки. За чашкой чая в непринужденной обстановке Иван Дмитриевич поделился своими воспоминаниями. А ему есть что вспомнить. В грозные военные годы он прошел путь от Прибалтики до Пруссии и обратно: Москва — Дальний Восток — участие в войне с Японией, в разрешении конфликтов на китайской границе. Замечательный педагог и воспитатель, он — хороший семьянин. Со своей супругой Еленой Трофимовной, учителем математики, прожили 50 лет. Они воспитали сына Сергея и дочь Ольгу, имеют трех внуков. В субботние и воскресные дни приехали поздравить Ивана Дмитриевича дети, внуки, родственники, которые вручили подарки с пожеланием «дожить до звания полковника, а еще лучше до генерала». По счастливой случайности сосед и коллега Ивана Дмитриевича несколько ранее отметил свой 80-летний юбилей. Это ветеран Великой Отечественной войны Константин Михайлович Марков, который служил в войсках МВД в дивизии имени Дзержинского, принимал участие в параде на Красной Площади в Москве. С юбилеем поздравили Константина Михайловича администрация и общественность поселка, родственники. Не стареют душой ветераны: по-прежнему бодры, веселы, работают в саду, в огороде. Желаем им здоровья и долгих лет жизни. М. МАЛЫШЕВА, бывший директор Оргтрудовской средней школы» («Знамя», 28 июля 2000).
В старом здании школы был открыт интернат для учащихся 5-10 классов, поступивших из начальных школ ближних сёл: Давыдово, Новая Быковка и др. Сельские ребята приезжали в школу в понедельник, а в субботу уезжали домой. Дети питались в школьной столовой. За порядком в интернате следили воспитатель Г.Г. Курова и ночная няня Е.И. Михаляк. Школу, интернат и прилегающую территорию охранял сторож П. Майоров, который жил с семьёй при школе в отдельной комнате.
Морозова Нина Ивановна – библиотекарь. Награждена почетной грамотой Министерства образования РФ
В школьной библиотеке работала Н.И. Морозова, она же вела библиотечный кружок, где дети учились правильно вести учёт и ремонтировать книги. В школе были организованы четыре группы с продлённым днём, воспитателями в них были Н.И. Шубина - Зароченкова, В.О. Жаркова, Р.Ф. Агапова, Л.В. Махова.
Жарковы Валя и Вера
Карпова Маргарита Николаевна - завуч., учитель русского языка и литературы
Ерёмина Ираида Фёдоровна (учитель русского языка и литературы)
Петухова Людмила Владимировна (19.01.1929-18.04.2016) – завуч., учитель физики
Руководство и контроль за учебным процессом осуществлял завуч В.В. Преображенский, позднее Е.Т. Смирнова, Л.В. Петухова, С.П. Филимонова, М.Н. Карпова. Пионерской дружиной имени Александра Матросова руководила старшая пионервожатая О.С. Щавлева. Школа работала в две смены, так как школа рассчитана на 960 мест, а учеников насчитывалось уже около 1200.
Смирнова Е.Т.
Смирнов И.Д.
Агапова Р.Ф. и Батищев В.А.
Филиппова Алина Дмитриевна
Жаворонкова Зинаида Федоровна
Галанцева Тамара Павловна (01.10.1935-29.05.2020), учитель немецкого языка
Пионерский лагерь. 1956 г. Тамара Павловна Галанцева летом работала в лагере вожатой, но на то время она еще училась в Горьковском пед. институте на втором курсе и была Сидневой (не замужем).
«Далеко за полночь горит свет в доме, где проживает учительница начальных классов Оргтрудовской средней школы Гомыранова Зинаида Федоровна. Едва забрезжит рассвет — звенит заливисто будильник. Зинаида Федоровна вновь садится за стол готовиться к очередному рабочему дню. И так 22 года, изо дня в день — непрерывный творческий труд. С детских лет Зинаида Федоровна мечтала стать учительницей начальных классов. С огоньком трудилась в Оргтрудовской средней школе сначала отрядной вожатой, затем старшей пионервожатой, работала инструктором райкома ВЛКСМ. Но мечта стать учительницей не покидала З.Ф. Гомыранову, и она успешно сдала экзамены в Ковровское педагогическое училище. И вот снова в родной школе. Вспоминала уроки опытных учителей Арефьевой М.Ф., Алфеевой А.С., Белиной В.А., Сидневой В.Е., Афонькиной М.А. И все ценное, интересное использовала в своей работе. Прошли годы. Теперь Зинаида Федоровна — опытный учитель. Не случайно коллектив доверил ей преподавание в 1-х классах по новой программе. Зинаида Федоровна вместе с опытной, творчески работающей учительницей Н.А. Румянцевой приложила много сил и стараний, чтобы сделать все возможное для успешного обучения и воспитания первоклассников. В течение летних каникул ежедневно можно было видеть Зинаиду Федоровну в школе: предстояло подготовить массу наглядного материала, оформить классные комнаты, сделать все, чтобы заинтересовать ребятишек с первых дней занятий. Учебный гол начался успешно. Но Зинаида Федоровна не успокаивается и ищет все новые формы работы. Ее рабочее место — творческая лаборатория. Аккуратно на письменном столе разложена методическая литература, накапливаемая Зинаидой Федоровной из года в год. Привлекают внимание картотека, которая помогает учительнице быстро найти нужный материал и хорошо подготовиться к уроку; обилие докладов, прочитанных Зинаидой Федоровной перед родителями на самые разнообразные темы: «Воспитание детей в семье Ульяновых», «Воспитание коммунистической убежденности учащихся во внеклассной работе», «О вреде религии»; библиотека, где много политической и художественной литературы. Неоднократно Зинаида Федоровна избиралась членом партбюро школы и секретарем школьной парторганизации. Этот год — особый. Весь народ готовит достойную встречу 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Хочется пожелать Зинаиде Федоровне доброго здоровья, больших успехов в педагогическом труде. М. МАЛЫШЕВА, директор Оргтрудовской средней школы» («Знамя», 4 октября 1969).
Гомыранова З.Ф. - учитель начальных классов
Гомыранова Зинаида Федоровна (08.09.1928-18.09.2012) - учитель начальных классов
«Нам хочется рассказать о нашей первой учительнице Румянцевой Инне Александровне. Четыре года мы учились у нее. Много она нам сделала добра за это время. И сейчас, когда мы уже ученики шестого класса, так-же любим и уважаем ее. Она первая повела нас по широкой дороге знаний. Нина Александровна была строга к нам, но в то же время и справедлива. С ней вместе мы вывели первую палочку в своей тетради. На уроках было очень интересно. Она научила нас горячо любить Родину и быть патриотами. Мы совершили много экскурсий по историческим местам, были в столице нашей Родины — Москве. А теперь у Нины Александровны снова первый класс. Мы ходим к ней помогать и являемся вожатыми октябрятских звездочек. И сегодня мы от всего сердца говорим спасибо Нине Александровне за доброту и ласку и желаем ей здоровья и успехов в нелегком, но почетном, очень нужном людям труде. Учащиеся 6«А» класса Оргтрудовской средней школы» («Знамя», 18 октября 1969).
«Очередной семинар старших вожатых проведен недавно в Оргтрудовской средней школе. Вниманию участников был предложен ряд тем по работе с пионерами и октябрятами, разработанных старшими вожатыми О.С. Щавлевой и Т.И. Световой совместно с советом дружины и классными руководителями. О подготовке первоклассников к приему в октябрята и организации работы с октябрятами вторых — третьих классов рассказала Т.И. Светова. О.С. Щавлева поделилась опытом проведения учебы пионерского актива. Отрядные вожатые-учащиеся Тамара Морозова и Надя Денисова сообщили о том, как они работают с пионерскими отрядами, о своих удачах и трудностях, которые иногда встречаются. Классный руководитель 7-го класса Н.М. Маркова поделилась опытом работы с пионерским отрядом, рассказала о содружестве старшей вожатой с классным руководителем, которое очень помогает в работе с пионерами. Участники семинара присутствовали на очередном заседании совета дружины школы, которое вела командир совета дружины ученица 6-го класса Вера Светова. Выступили учащиеся и докладывали об итогах проведенных рейдов по выполнению учащимися режима дня и проверки санитарного состояния классных комнат. Затем члены совета дружины, старшая вожатая высказали свои предложения по устранению выявленных недостатков. Заседание прошло очень четко и организованно. В заключение семинара старшая вожатая Серебровской школы Алевтина Волозина познакомила с новинками в пионерской работе, о которых она узнала на областных двухнедельных курсах. Подробно рассказала о проведении Ленинского зачета. Т. ЛЮБИМОВА» («Знамя», 6 ноября 1969).
Обучение и воспитание учеников обеспечивали учителя: Аввакумова Г.А., Афёнов П.Т., Аввакумов В.А., Антоновская Лидия Николаевна, Блинов Т.А., Батищев В.А., Баранова Н.К., Гусева В.П., Галанцева Т.П. (01.10.1935-29.05.2020), Галанина Л.В. (директор лагеря «Чайка»), Гомыранова З.Ф., Егоров И.В., Жаворонкова З.Ф., Зайцева Тамара Константиновна, Зайцева Валентина Борисовна, Карпова М.Н., Кротова Е.Г., Коновалова И.А., Кудряков В.А., Куликов С.И., Кувыкин А.Е., Казак В.В., Лизунова С.А., Лапина Е.В., Матрёничкина Г.М., Малышева М.Д., Матвеева Н.В., Маркова Н.М., Марков К.М., Маркова И.Б., Морозова Л.Б., Мельникова С.А., Пенкина Г.Г., Пухлимский С.Н., Пухлимская Г.Ю., Паринская М.В., Полякова А.М., Пелевина Л.Е., Першин Евгений Евгеньевич, Смирнов И.Д., Смирнова Е.Т., Филимонова С.П., Филимонов Владимир Александрович (с 1970 по 2005 г. - учитель физкультуры), Федотова И.Ф., Филиппова А.Д., Хрулькова А.И., Шипулина Т.В., Якимов Борис Петрович, Якимова Елена Георгиевна и другие.
В школе были созданы условия для трудового обучения: в мастерской по металлу стояли тиски, сверлильный и винторезный станки, в мастерской по дереву - токарный станок, верстаки, инструменты, пиломатериалы. С Добрынского аэродрома пригнали списанные машины ГАЗ-51 и ученики обучались вождению автотранспорта. Было организовано производственное обучение на базе фабрики «Организованный труд», за которое отвечал замдиректора школы И.П. Галактионов. Один раз в неделю учащиеся старших классов освобождались от школьных занятий и отправлялись на фабрику, где в техкабинете им преподавали теорию инженерно-технические работники, а обучение на ткацких станках проводили инструкторы А.И. Силантьева и А.П. Елина. Хорошо было организовано военно-патриотическое воспитание: в кабинете НВП под руководством военрука П.Т. Афёнова проводились теоретические занятия: ученики знакомились с воинским Уставом, в спортзале осваивали строевую подготовку, в тире учились стрелять из пулемёта-пистолета Шпагина ППШ-41 и автомата Калашникова, разбирать и собирать его. Оружие хранилось в оружейной комнате, куда была подведена сигнализация. С помощью строителей фабрики был построен тир для обучения школьников стрельбе, а для изучения основ гражданской обороны - противорадиационное укрытие.
Ребята принимали участие в военно-спортивной игре «Зарница» в области. «ЮНАРМЕЙЦЫ района вновь собрались для проведения своей традиционной игры «Зарница». Смело вступили в состязание радисты и телефонисты, стрелки и санитары, укладчики парашютов. В общекомандном зачете победил взвод юнармейцев Оргтрудовской средней школы, на втором месте — юнармейцы школы № 1 гор. Камешкова, на третьем — взвод Второвской средней школы» («Знамя», 29 апреля 1971). «Зарница». Большим праздником для пионеров и школьников области стала финальная игра «Зарница». Сотни девочек и мальчиков собрались 28 мая в городе Муроме, на земле былинного богатыря Ильи Муромца. Честь нашего района защищали юнармейцы Оргтрудовской средней школы. В день приезда 25 отрядов красногалстучных отдыхали на окраине Мурома в пионерском лагере «Белый городок». На следующее утро юнармейцы в четких порядках выстроились на лагерной площадке. Командующий игрой, полковник в отставке К.Ф. Шеин дает команду: «Флаг поднять!» И вверх по флагштоку медленно поднимается флаг «Зарницы-Ѵ». Затем вереница машин с юнармейцами направилась в город Муром. Первая остановка была у памятника В.И. Ленину. К подножию монумента дети возложили цветы. Парадным строем прошли ребята по городу на площадь Победы, где состоялся торжественный митинг. Со словами приветствия к ним обратились секретарь обкома ВЛКСМ В. Бельский, секретарь Муромского горкома партии Н.А. Демин, ветеран Великой Отечественной войны, генерал-майор в отставке П.С. Шевченко. От имени юнармейцев клятву верности Родине зачитал ученик 8 «Б» класса школы № 16 г. Мурома Сережа Жеребчиков. Над площадью многократно повторяется клич: «Клянемся!». К мемориалу Победы юнармейцы возложили живые цветы и венки. И вот начались военно-спортивные соревнования. Все юнармейские отряды области в этом году проходят воздушно-десантную подготовку. Для каждого из ребят важно умело пользоваться парашютом, хорошо ориентироваться на местности, метко стрелять, работать на радиостанции. Во всех видах военно-спортивных соревнований отличились оргтрудовские школьники. Они четко работали на радиостанции: быстро настраивали, принимали и передавали радиограммы. Проворно уложили парашют В. Чухнин и А. Прокопенко. Всего за 35 секунд С. Камушкин произвел полную разборку и сборку автомата. Оргтрудовские ребята метко стреляли и уверенно прошли дистанцию по спортивному ориентированию. В метании гранаты первым был А. Никитин. Всего было завоевано девять грамот. По итогам первого дня соревновании оргтрудовские школьники шли впереди. А на следующий день начались юнармейские маневры «Ока». Отряды были подняты по тревоге. Перед ними была поставлена задача форсировать реку Оку, захватить острова и «взять» с боем село Карачарово. Оргтрудовские ребята в матросской форме, в беретах десантников, с деревянными автоматами у пояса по всем правилам совершили марш-бросок. Отряды форсировали на паромах Оку и под грохот взрыв-пакетов ворвались на остров. С ходу было занято и село Карачарово. Ребятам здесь пришлось преодолеть еще одну преграду — высокий забор. Когда были подведены итоги областной финальной игры «Зарница-Ѵ», оказалось, что лучшими в проведении операции «Ока» стали оргтрудовские школьники. Им вручается медаль «За отличие» на пионерское знамя школы, диплом первой степени Всесоюзного штаба военно-спортивной игры «Зарница» и переходящее Красное знамя, учрежденное Владимирским гарнизоном. Последующие два места заняли два муромских отряда — школ №№ 20 и 33. Победа в финале была завоевана благодаря хорошей спортивной подготовке оргтрудовских школьников, в чем немалая заслуга преподавателя физвоспитания П.Т. Афёнова. Т. РОЖКОВА, заведующая школьным отделом райкома ВЛКСМ» («Знамя», 8 июня 1971). «В Оргтрудовской средней школе в этом году был организован отряд для участия в игре «Зарница». В него вошли ребята выносливые, с большой волей к победе, занимающиеся спортом. Отряд принял участие в районной военно-спортивной игре «Зарница» и занял первое место. А в мае ребята выехали на областные соревнования, которые состоялись в городе Муроме. Победа открывала дорогу на Всесоюзные соревнования. И она была одержана. Снова первое место. Нельзя было описать радость ребят. Всесоюзная военно-спортивная игра «Зарница-71» проходила в городе-герое Бресте. 10 дней соревнований пролетели незаметно. Отряд вернулся домой. Сейчас можно подвести итоги, поделиться впечатлениями. Рассказывают члены отряда: Сережа Луговкин. Встретили нас очень хорошо. Когда мы шли городом, нас приветствовали жители Бреста цветами, радостными улыбками. Нам было очень приятно. На всю жизнь останется в памяти парад отрядов, ведь их прибыло на соревнование сто. Мы тоже хорошо прошли в строю, но подвела форма. Каждый отряд представлял какой-то род войск. Мы были десантниками, а форму нам сшили как механикам — комбинезоны. Но это еще ничего, если бы она сидела на нас хорошо, а то была великовата. Мы смешались. Настроение упало. Андрей Прокопенко. Но несмотря на это, мы старались выполнять в игре все быстро и ловко. Не обходилось без недоразумений, особенно случай с оружием. Пошли цепью, начали стрелять, а автоматы оказались не подготовленными к стрельбе холостыми патронами. Сережа Пухлимский. Я хочу рассказать немного о нашем отряде. Он состоял из 20 человек. С нами ездил наш руководитель Павел Тимофеевич Афёнов. Он отдал много сил и энергии для того, чтобы мы хорошо выступили. Самым трудным соревнованием была операция «Зубр». Надо было подняться по тревоге, построиться на исходных позициях и атаковать противника. Нам пришлось очень трудно. Ведь надо было проползти по-пластунски 50 метров, окопаться и атаковать противника. Но когда возвращались в наш городок, то все равно шутили, пели песни. Особенно задавали бодрый тон командир отряда Саша Каменщиков и замполит Чухнин. В отряде у нас было шесть девочек: Ира Савина, Алла Кудрявцева, Аля Тюрина — санитары, Таня Леванова, Валя Мельцаева участвовали в туристической эстафете. Валя еще была редактором «Боевого листа», Оля Исаева — стрелком. В гражданской эстафете участвовали восемь человек: Миша Лохов, Павел Левин, я, Вова Карташов и другие. Впервые в соревнование «Зарница-71» ввели сигналистов. В нашем отряде это были Коля Малов и я. Флажковой азбуке нас учил матрос. Мы очень волновались перед игрой. Но все прошло хорошо. В стрельбе у нас отличился Миша Лохов, он получил значок «Меткий стрелок». Всем, кто участвовал в эстафете по гражданской обороне, выдали нагрудные значки и удостоверения к ним. «Зарница» много полезного дала нам. Я думаю, все это пригодится в жизни. На Всесоюзных соревнованиях мы заняли 31 место. Нам выдали диплом, медаль и гильзу со священной землей Брестской крепости. Игра произвела большое впечатление. Мы многое увидели, узнали. В новом учебном году мы снова будем принимать участие, будем стараться выступить еще удачнее. Саша Никитин. После соревнований мы отдыхали. Отдых был тоже организован. Мы осмотрели Брест. Это чистый зеленый город. Посетили и прославленную крепость, вокруг которой осталось много следов от войны. Нам показала фильм «Бессмертный гарнизон». Но самое впечатляющее было то, что после кинокартины мы встретились с майором Гавриловым, единственным оставшимся в живых из защитников крепости и показанным в фильме под другой фамилией. Интересными были встречи с маршалом Советского Союза Баграмяном. Многие ребята получили от него автограф. Были встречи с пограничниками наших западных рубежей. Приезжали к нам и ребята из брестских школ. Как уже говорил Сережа Пухлимский, мы заняли 31 место в этих соревнованиях. Но многому научились, многое взяли на заметку. И думаю, что в следующих играх мы не сделаем этих ошибок и еще больше будем стремиться к победе. Запись сделана А. МАМУРКОВОЙ» («Знамя», 29 июля 1971). В финальных играх в Бресте, Волгограде, Ульяновске, Ленинграде, где занимали высокие места. Форма для «зарничников» была сшита в поселковом ателье.