Князь-Андреевский женский монастырь гор. Переславля-Залесского
Князь-Андреевский женский монастырь Переславля-Залесского
За крепостным валом, вблизи Никольских ворот, у дороги на Москву стояла Никольская церковь. Впервые она упоминается в письменных источниках под 1360 г. в житии благоверного князя Андрея Смоленского. Он был сыном князя Феодора Константиновича Фоминского. Отказавшись от смут и борьбы за власть, тайно, бедным странником пришёл он в Переяславль около 1360 г. и поселился при церкви Святителя Николая у городских (Никольских) ворот. 30 лет безропотно исполнял обязанности пономаря, содержал церковь в чистоте, зажигал лампады, читал и пел на клиросе, скрывая ото всех своё знатное происхождение. После смерти при нём обнаружили его собственноручное жизнеописание, перстень с печатью и железные вериги. Похоронили святого князя при Никольской церкви. Нетленные мощи впервые были обретены 27 октября 1539 г. стараниями преподобного Даниила, игумена Переславского. Но пресвитеры, направленные митрополитом Московским Иоасафом на место обретения, отказались засвидетельствовать святость подвижника, и его мощи вновь были погребены под спудом, перстень и печать князя забрал в Москву царь Иоанн Грозный. Вериги хранились в Никольском храме, в 1633 г. при храме уже был придел Благоверного князя Андрея Смоленского, переславского чудотворца.
В кон. XVII – нач. XVIII в. при Никольском храме устроили женский монастырь, получивший название Князь-Андреевского.
Известны игумений Переславского Княже-Андреевского монастыря: Александра (в феврале 1719), Евфимия (Рудакова, до 1729). С 1729 г. и до 1733 г. игуменья монастыря - старица Есфирь, сестер было 34.
В 1733 г. на месте деревянной построена каменная церковь Святителя Николая с приделом Великомученика Димитрия Солунского. Игумения Арсения определена настоятельницей 19 ноября 1737 г., в 1757 г. - сослана.
В 1764 г. единственный монастырский храм обращен в приходскую церковь.
В 1812 г. на средства московских купцов Куманиных церковь была перестроена; вероятно, устроен придел Благоверного князя Андрея. Церковь стояла неподалёку от Никольской обители. Улица получила название Князь-Андревской.
В 1808 г. из Богословского отделения Владимирской Духовной семинарии к Никольскому храму, позднее Князь-Андреевская церковь, был определен Иван Андреевич Борисоглебский.
С 1853 г. священником Князь-Андреевской церкви Переславля был Федор Петрович Сергиевский, 1850 по 1857 г. учитель Переславского духовного училища. В Князь-Андреевской церкви он служил до своей кончины 14 июня 1892 г. Отец Феодор составил: в 1890 г. «Житие св. благоверноо князя Андрея Смоленского, Переславского чудотворца», в том же году «Сказание о жизни, подвигах и обретении мощей св. Андрея благоверного князя Смоленского Переславского чудотворца».
Празднование 500-летия со времени кончины св. князя Андрея Смоленского, Переславского чудотворца 27 октября 1890 года
В 27-й день октября 1890 года, по благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Феогноста, согласно последованию, напечатанному в № 18 Владимирских Епархиальных Ведомостей, в Переславле-Залесском совершилось церковное празднование 500-летия со времени кончины святого князя Андрея Смоленского. Хотя Николаевская или Князь-Андреевская церковь, в которой под спудом почивают мощи святого князя Андрея, есть приходская, и причт оной церкви состоит всего из двух членов, тем не менее юбилейное празднование исполнилось весьма торжественно, благодаря общему благоговейному сочувствию духовенства и граждан города Переславля к празднованию в честь одного из Святых, покровителей города. Местным священником и старостою заблаговременно было приготовлено все, потребное для надлежащего чествования Святого.
Так как экземпляры службы св. князю Андрею, с древним житием его на славянском языке, изданной еще в 1825 году, уже разошлись, то явилась надобность в новом издании сей службы, которая в конце прошлого года и была напечатана в количестве 1200 экземпляров в Московской Синодальной Типографии, благодаря непосредственному милостивому содействию нашего Архипастыря. Затем следовало приступить к необходимой ремонтировке и обновлению храма с целью приведения его в вид, благоприличный для предстоявшего торжества. Основного капитала при церкви имеется всего 815 рублей, а между тем необходимо было произвести ремонтировку на сумму не менее 4000 рублей; вследствие сего местный священник и староста были озабочены изысканием средств, нужных для благоукрашения церкви. Что касается благотворителей, которые могли бы оказать значительную помощь в этом деле, то в пределах бедного прихода нашего таковых нет. Из числа боголюбивых граждан хотя и есть лица, отличающиеся благотворительностью в отношении к св. храмам, но их нескудные пожертвования шли в двух направлениях: и в здешние монастыри, и на благоустройство более бедных храмов Переславля. Святыня эта — нетленные мощи св. князя Андрея в нашем приходском храме, без сомнения, в той же мере драгоценна для здешнего города, как и мощи прочих Переславских чудотворцев. Но к святыням монастырей всегда влекла и будет привлекать здешних христолюбивых жителей особенно важная обстановка оных обителей и при них имеющиеся кладбища, где покоятся умершие сродники многих граждан. Можем не обинуясь сказать, что приходская, хотя и в центре Переславля пребывающая, церковь святого благоверного князя Андрея, была в течение многих десятилетий довольно забытой со стороны здешних благотворителей. Бывшие храмоздатели из рода знаменитых
купцов Куманиных и потомки их уже не простирали благотворительных взоров на храм ceй от самого 1812 года. А потому церковь эта, в течение многих лет, не пользовалась щедрыми пособиями от Переславских граждан. В виду всего этого предстояла необходимость испросить у Епархиальной Власти книжку для сбора подаяний на украшение храма. Отчасти на счет доброхотных по сборной книжке подаяний, а главным образом на средства церковного старосты, в холодном храме были произведены штукатурный, живописные и прочие работы на сумму более 4000 рублей. Вновь оштукатурены были стены и своды на масляных красках и по ним написаны изображения Святых с изящной уборкой. В алтаре главной церкви гжельские кирпичи и частью чугунные плиты были выломаны, и на месте их устроен усердием благотворителей мозаичный цементовый пол. Цементовый пол, вместо бывшего кирпичного, сделан также и на паперти усердием благотворительниц — девиц Гладковых. Устроены были: в некоторых верхних окнах новые рамы, металлические постаменты для свеч и налепков перед местными иконами, новые завесы и напрестольные одеяния. В деле украшения главного храма внутри, много содействовал местный староста А. П. Захряпин, который для приходской церкви оказал как в прежние годы, так особенно в текущем 1890 году, незабвенные услуги: между прочим на его счет отполирована была серебряная над мощами гробница и отчищены все ее накладные орнаменты. В некоторых местах оные были вновь раззолочены, а также и чеканная риза св. князя Андрея, изображенного на верхней дске раки, была вызолочена вновь великолепно. Им же старостою вызолочены серебряные ризы на Смоленской иконе Божией Матери и на иконе св. благоверного князя Андрея. Вызолочены им также напрестольные кресты и евангелия, отчищены и поправлены лампады и паникадила, и пожертвовано несколько новых лампад и подсвечников. Балдахин над гробницею был украшен искусственными цветами; все 8 его колонн обвиты были гирляндами, а местные иконы — георгинами разных колеров.
Когда стало известно здешним жителям о предстоящем юбилейном торжестве, то Переславское общество подвиглось ознаменовать юбилейное празднество, в память кончины святого князя Андрея, Переславского чудотворца и покровителя, достопамятным от себя пожертвованием в нашу приходскую церковь. Городская дума постановила: преподнести серебро-позлащенный ковчег в дар градской Князя-Андреевской церкви. На стороне оного ковчега начертана следующая надпись: «В память празднования пятисотлетия кончины св. благоверного князя Андрея Смоленского, Переславского чудотворца, 27-го октября 1890 года, от Переславского городского общества». Ковчег помещается на золоченном пьедестале в изящном из черного дерева футляре, в коем он приобретен покупкой в Москве за 300 рублей, — и представляет собою подобие храма с пятью главами. За месяц до юбилейного торжества было отпечатано составленное местным священником подробное сказание о жизни, подвигах и обретении мощей святого Андрея, благоверного князя Смоленского, Переславского чудотворца. Кроме того было напечатано краткое жизнеописание св. князя Андрея в Форме листка, с изображением святого князя на первой странице. Это жизнеописание было составлено местным же священником для безмездной раздачи народу во время юбилейного празднества. Оба сии издания были напечатаны на счет церковного старосты.
Накануне юбилейного торжества, 26-го октября, в три часа пополудни, начался благовест на колокольне Князь-Андреевской церкви к малой вечерне и параклисису. По звону местные прихожане и жители Переславля устремились в храм, куда скоро собралось градское духовенство. Отправлена была малая вечерня. После оной из алтаря возобновленной церкви, сиявшего огнями, вышло городское духовенство, с о. благочинным во главе, в белых парчовых ризах для служения параклисиса Богоматери вместе с молебствием св. благоверному князю Андрею Смоленскому. По окончании параклисиса, духовенство разошлось по своим приходским церквам, где по чино-последованию отправлено было всенощное бдение. В 5 ½ часов началось всенощное бдение и в церкви святого князя Андрея, Переславскаго чудотворца. Весь храм от возженных лампад, паникадил, подсвечников засиял многочисленными огнями, красуясь во всем своем великолепии. Колокольня была иллюминована. Храм был полон народа; массы его оставались на паперти, на улице и в церковной ограде под открытым небом. Пение на правом клиросе исполнял местный хор певчих, на левом — собрание псаломщиков с любителями церковного пения из граждан. На литию вышли: о. архимандрит Даниилова монастыря Модест, два градских протоиерея, благочинный Переславля и местный священник. После кафизм предложено было предстоящему народу из книги Филарета, архиепископа Черниговского, «Русские Святые» чтение о жизни, подвигах и обретении мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского. После того розданы были народу свечи, и на величание вышли из алтаря к гробнице опять те-же священнослужители. По примеру священнослужителей зажгли свечи и все, предстоящие в храме. Масса народная в храме была столь велика, что вновь устроенные по краям солеи медные решетки не могли выдержать напора устремлявшихся к раке молящихся и были сломаны. Елеопомазание совершал о. архимандрит. Канон перед ракой Святого читали попеременно о. архимандрит, о.о. протоиереи и прочие священнослужители. Хоровое пение правого клироса было исполнено вообще весьма торжественно; на левом клиросе, в память святого пономаря — князя, пели псаломщики вместе с любителями пения из граждан. Окончилось всенощное бдение в десятом часу. После того было совершено молебствие святому благоверному князю Андрею Смоленскому.
27-го октября город с раннего утра принял торжественный, праздничный вид. В 5 часов народ спешил в Князь-Андреевский храм, где была совершена первая ранняя литургия в придельной церкви св. благоверного князя Андрея. Стечение народа было большое. По окончании литургии много молебствий совершено было при гробе Святого. Затем в 6 ½ часов началась вторая ранняя литургия в другом придельном храме св. великомученика Димитрия Солунского. К началу оной литургии, по распоряжению духовно-училищного начальства, прибыли ученики Переславского духовного училища, вместе с помощником смотрителя и надзирателем. Воспитанники пели на обоих клиросах, под управлением учителя пения Загорского. Некоторые песнопения были совершены всем составом учеников.
В 8 часов начался перезвон к водоосвящению. В это время в градский собор собирались для крестного хода в Князь-Андреевскую церковь в парчовых ризах священнослужители города Переславля и представители священно-монашествующей братии из местных мужских монастырей с выносимыми в крестных ходах святыми иконами; из Даниилова монастыря принесена была икона преподобного Даниила. Там, в соборном храме, о. архимандритом Даниилова монастыря Модестом, в сослужении всего собравшегося духовенства, совершено было молебствие преподобному Даниилу, как ревнителю об обретении мощей св. князя Андрея. По окончании молебствия, крестный ход, во главе с о. архимандритом, выступил из соборного храма и направился в церковь св. князя Андрея. Между тем в этом храме совершено было водоосвящение, по окончании которого местный священник с причтом и с прибывшим в церковь народом вышел для встречи крестного хода. Ход совершался благолепно и очень стройно: длинною золотою лентою тянулась процессия от собора по прямой улице; впереди несли хоругви; за ними следовал соборный хор певчих, потом несены были святые иконы, за оными шли в светлых праздничных облачениях священники попарно, за ними иеромонахи, протоиереи; во главе хода следовал архимандрит Модест. За ходом следовали представители города и множество народа. Весьма многие находились здесь из окрестных селений. Когда крестный ход подошел к Князь-Андреевскому храму, — здесь о. архимандрит, совершив литию и осенив крестом молящихся, вступил с иконами, с духовенством и народом в самый храм, который к этому времени весь был освещен и представлял собою зрелище самое благолепное.
Затем в главном храме святителя Николая, где почивают мощи св. князя Андрея, началась поздняя литургия. Служил прибывший с крестным ходом о. архимандрит Модест соборне с о. смотрителем духовного училища, протоиереем А. И. Свирелиным, старшим градским духовенством и местным священником при участии прибывшего из Москвы диакона Д. И. Солярского (Диакон Солярский, кроме поздней литургия, служил еще накануне молебен, всенощное бдение, а в самый день праздника 2-ю раннюю литургию.) и двух диаконов города Переславля. Пение на правом клиросе исполнял местный хор певчих, на левом — псаломщики Переславских церквей, совокупно с любителями церковного пения из Переславских граждан. Служение литургии с благолепным пением на клиросах, при весьма многочисленном собрании молящегося народа, совершено было весьма торжественно. Дверь западная во все продолжение Божественной службы была для сообщения с внешним воздухом отворена, и через нее виднелись массы народа не только на паперти, но и на улицах. Приличное торжеству слово говорил местный священник из текста: «правды мужей милостивых незабвенны. Телеса их в мире погребет быша, а имена их живут в роды. Премудрость их поведят людие, и похвалу их исповесть Церковь» (Сир. 44, 9. 13 и 14). По окончании литургии все духовенство в светлых парчовых облачениях вышло из алтаря и длинными рядами разместилось на средине храма с иконами, приготовленными для несения в ходу. Затем совершен был крестный ход вокруг ограды церковной и для литийных молитвословий имел остановки на всех четырех сторонах около храма — на южной, восточной, северной и наконец на западной. В это время священного обхождения духовенства с многочисленным народом раздавался звон при всех церквах города Переславля. По возвращении крестного хода в храм, архимандритом Модестом прочитана была заключительная молитва святому князю Андрею, и затем провозглашены были обычные многолетия. После сего богомольцам бесплатно раздавались брошюры с описанием жизни св. благоверного князя Андрея Смоленского, которых заранее было напечатано 1500 экземпляров. — По окончании церковного торжества, Князь-Андреевский храм не запирался во все продолжение дня до самого наступления всенощной службы. Народные группы, одни за другими, приходили к раке Святого на поклонение.
На другой день, в воскресенье 28-го октября, в дополнение к юбилейному торжеству, в зале местного городского училища открылись публичные чтения, коих совершено было три: 1) объяснение дневного Евангелия, 2) житие святого благоверного князя Андрея Смоленского, Переславского чудотворца и 3) исторические воспоминания о Переславле-Залесском с основания его (XII в.) по XIV век, в связи с изложением важных событий Русской Истории, — с целью выяснения обстоятельств, при которых жил и подвизался святой князь Андрей, и выяснения того, почему сей св. князь избрал местом своих подвигов город Переславль. В промежутках среди чтений хор соборных певчих исполнял церковный песнопения. Акт закончился гимном: «Боже, царя храни». После сего раздавались листки с жизнеописанием и изображением святого князя Андрея тем, которые не получили оных листков накануне после литургии. Князя-Андреевской города Переславля церкви священник Феодор Сергиевский. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 24-й. 15-го декабря 1890 года).
Сень и рака были уничтожены в советское время.
Князь-Андреевская церковь в начале 1930-х гг. разобрана, уничтожен её старинный резной иконостас, мощи остались под спудом.
В 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха сестрами Никольской обители были начаты работы по обретению мощей благоверного князя Андрея. Собралась группа специалистов, которую возглавил архитектор Сергей Васильевич Демидов. Они приступили к освидетельствованию места пребывания святых мощей, прежде всего исследовали остатки фундамента церкви, выполнили необходимые архитектурные расчёты, на основании которых точно определили место захоронения. При раскопках на глубине были обретены мощи, соответствующие древним описаниям. Захоронение не представляло интереса для богоборческой власти, там не было никаких драгоценных предметов, мощи лежали безвидно на глубине двух с половиной метров. Таким образом они были сохранены от поругания, теперь обретены и по благословению высокопреосвященнейшего Михея, архиепископа Ярославского и Ростовского, находятся в Никольском монастыре.
На месте церкви в советское время построена школа.
Переславль-Залесский Основание Переславля-Залесского. Спасо-Преображенский собор. Горицкий Успенский мужской монастырь.