Монастырь Животворящего Креста Господня
Монастырь Животворящего Креста Господня находится в Ивановской области, Ильинском районе, с. Погост Крест.
На месте Никольского погоста до явления Креста Господня было большое болото, называемое Сахотским. Сказание повествует, что 29 мая (11 июня) 1423 г. пастухи, пасшие скот, неподалёку от Сахотского болота на поле у Никольского погоста, увидели на востоке неизреченный свет, изливающийся с неба на землю. Сначала пастухи испугались, но, заворожённые неземной красотой этого явления, посоветовавшись, решили: «Пойдём, посмотрим, какое нам является чудо? И если это чудо являет Бог, то поведуем славу Божию». Когда они добрались до места чудесного явления, то увидели стоящий на воздухе в неизреченном свете Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним – образ чудотворца Николая со Святым Евангелием.
Икона святителя Николая Чудотворца из придела в честь Боголюбской иконы Божией Матери в Златоустовском храме. Пастухи поклонились величию Божию и услышали голос: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою приидет помолитися, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николая. Пойдите, проповедуйте об этом всем людям, чтобы на сем месте поставили церковь Мою». Икона «Явление Креста». Ростовская финифть. Нач. ХХ века.
Узнав о чудесном явлении, архиепископ Дионисий, занимавший в то время Ростовкую кафедру, благословаил поставить на том месте храм святителя Николая Чудотворца с приделом Животворящего Креста. Строители усомнились в возможности возвести храм на болоте и заложили церковь в стороне. Но утром увидели постройку, чудесным образом перенесённую на болотистую почву на место явления Креста. В следующую ночь посреди болота образовалась река и появилась суша, на которой благополучно достроили храм. Храм был деревянным и сгорел в 1503 г., но в тот же год был возобновлён в дереве. В нач. XVIII в. священник этого храма записал историю явления Животворящего Креста со слов жителей тех мест. К истории он приложил список совершившихся от святыни чудес, о которых расспрашивал и которые нашел «в древних свитках». В этом сказании священник упоминает о страшном пожаре, в котором сгорела книга с записью о чудесах Животворящего Креста, а сам Крест чудесным образом уцелел – его нашли на пепелище совершенно невредимым. Во время благодарственного молебна перед уцелевшим Крестом «подал Господь Бог всем исцеления: хромым – хождение, слепым – прозрение, недужным – хдравие».Книга чудес 1. Чудо о беснующейся жене Феодосии и о том, как Животворящий Крест изгнал из нее лукавого. Дворянина Авраама Васильевича Боровитинова жена Феодосия проживала в селе патриаршей вотчины Караш (существует и ныне в нескольких километрах от Годенова. — Прим. авт.). В прошлые годы она была испорчена и кричала всякими голосами: и зверями, и скотами, и птицами. В 1675 году в месяце мае, за неделю до Николиного дня, явился святой Чудотворец Николай мужу Авраамию во сне и повелел ему, чтобы жена его Феодосия шла пеша в Никольский погост ко образу Животворящего Креста Господня и Чудотворцу Николаю помолиться, и молитвами святого Николая Крест Господень простит ее и от скорби освободит. Богобоязненный Авраам исполнил сие повеление, и вот, в церкви от утрени и до Литургии Божией начал нечистый дух мучить Феодосию икотой и голосами кричать: и петухом, и медведем, и ребенком. А когда начали на Литургии читать Святое Евангелие, начала Феодосия вопить страшно: — Ох, тошно мне, ох, тошно! Откройте окошки и двери отворите, и люди от дверей отойдите — будет куда мне улететь. И при начале Херувимской песни вышел нечистый дух из Феодосии паром. И от того часа здрава была. А перед исшествием духа нечистого кричала, что испортила ее деверя дворовая жинка Мария. И после службы пошла Феодосия на ярмарку в торг, проповедуя всем про милость Животворящего Креста и Чудотворца Николая. И все люди удивлялись и хвалили Бога и скорого помощника Его Святителя Николая. А перед явлением Святителя Николая Боровитинову воровские люди церковь пограбили и с образа Чудотворца Николая сняли цаты, кресты и монисты с жемчугом. И вот, люди, видя чудо над Феодосией, собрали от трудов своих елико кто можаше. И послал Боровитинов верного человека в Ярославль изготовить новые цаты. И вышли цаты лучше прежних. Когда же остался слуга с цатами возле реки Которосль и не нашел перевозчика, то отвязался сам собой плот на другом берегу, приплыл к посланцу и перевез его через реку. Приложил тот Боровитинов с женой и домочадцами цаты те к Распятию Господню и к образу Святителя Николая с неизглаголанной радостью, прославляя милость Иисусова Креста и молитвенника Николая, который и доныне от того своего образа всем приходящим к нему с верою исцеления подает. 2. Чудо о пограблении церкви Святителя Николая. В 1694 году Божиим попущением, а наших ради согрешений после Пасхи, на Фоминой неделе, воровские люди — тати, у Никольской церкви над папертью двери извертев, замок изломали, а деревянные запоры отперли и, войдя в храм, все золото и серебро пограбили, только венец и цаты с Креста и образа Святителя не сняли; видно, Чудотворец Николай не изволил. И вот, по прошествии малого времени один из грабителей, супостат Божий, начал печалиться и тосковать. И в исступлении ума убежал в лес, да там и удавился. И другой противник Божий на той же неделе подрался с соседом из-за межи в поле и убит был и зло испроверг окаянную душу свою. По прошествии еще некоторого времени третий злодей по оговору был взят в Москве, где в заточении был пытан и во всем сознался. А все домочадцы их разбежались и дома их разорились. Не потерпел Господь Бог и Угодник Божий Чудотворец Николай их окаянства: подал на супротивных Свою победу. А в церковь Божию ничего из награбленного не возвратилось. 3. Чудо об исцелении господина именем Иродион. 13 мая (по старому стилю) 1715 года, в день памяти святителя Леонтия Ростовского чудотворца, в деревне Климотино некий господин пошел помолиться Господу Богу. По дороге же много милостыни творил, ибо нищелюбив был и милосерд к убогим. И внезапно в храме приключилась ему скорбь великая – случился с ним удар (так раньше называли инсульт), он нем стал и расслаблен, и едва жив. И принесли его домочадцы в Никольскую церковь ко Кресту ко Всенощной. Когда же начали петь: Приидите поклонимся и припадем Ему, явился болящему Иродиону Господь Бог на Кресте, яко жив, и одесную страну Его предстоящая Матерь Божия, яко жива же, молящая Сына Своего за весь мир и за всех православных христиан. И видел он Святителя Николая, службу иерею совершать помогавшего. И начал он обо всем, что видит, возглашать – говорить людям, но они ничего не видели и иереи с причетниками церковными тоже ничего не замечали. Но по отпусте божественного пения увидели все Иродиона в полном здравии и воздали хвалу Богу, и Пречистой Матери Его, и Угоднику Его – Святителю Николаю. 4. Чудо об иерее, избавленном от печали. Жил в некой веси благочестивый иерей, боявшийся Бога и в добродетелях своих преуспевавший. Имел он жену и сыновей многих, живших благочестиво. И вот однажды пришел из града Ростова указ Великого государя Петра Первого, чтоб со всего церковного чину был побор в рекрутский строй в скорых числах. И от той нечаянной вести впал иерей в великое размышление и печаль и пребывал в ней многие часы, но к ночи уклонился на сон и на постели опочил. А было это на первой неделе Великого поста, в день памяти 42-х мучеников Амморейских. И привиделось иерею видение чудное, будто стоит он в Никольском храме у Креста Господня и хочет лобызать пречистые ноги Его. Но возбранила ему это сила Божественная: поднялся Господь на высоту недосягаемую, и объял иерея страх и трепет. И в слезах едва нашел он в себе силы прошептать устами: «Боже вечный, помилуй мя, грешного и недостойного, предстоящего у Животворящего Креста Твоего. Не остави меня сира и убога и не разлучи, Владыко, с домочадцами моими, хоть и много я погрешил пред Тобою, но не отступал от Тебя». И хотел уже, было, выйти вон из церкви с плачем великим, но не отпустила его сила Божия и увидел он многосветлые лучи, от Креста исходящие, и осветилась ими вся церковь. И в свете этом увидел он Спасителя, с любовью на него смотревшего открытыми очами. И снял Спаситель от гвоздя правую Свою руку пречистую и повелел иерею облобызать гвоздиные язвы с обеих сторон по три раза и после того вновь распростер на кресте Свои руки. В ужасе оцепенел иерей, и свет в церкви погас, и воспрял он от сна. На другой день, печалясь о церкви своей, поехал он по указу в Ростов и все думал в смущении душевном о том, какой вред принесет указ сей церковному устройству. По прибытии на место узнал он от государевых людей следующее: Велено нам было по Государеву указу детей ваших всякого церковного чина в рекрутский строй брать. А ныне те указы на Москве с ворот сняты, и вы живите попрежнему. И возрадовался от тех слов иерей сердцем и возвеселился духом, вспоминая явление Животворящего Креста и к себе милость Божию. И несказанно радовался о благополучном добром сохранении церковного чина и домишка своего в добром пребывании. По возвращении же на место свое отслужил он Господу Богу благодарственный молебен у Животворящего Креста и записал явление сие в книгу для будущих священников и всех верующих и положил обещание во все годы приходить на поклонение к Животворящему Кресту и Чудотворцу Николаю. С большой долей уверенности можно предположить, что чудо с иереем произошло около 1707 года. Не было времени тяжелее и страшнее во все царствование Петра Великого: шведы стояли у границ России, Малороссия грозила очередной изменой, турки затаились и ждали удобного случая, в стране царили смута, разруха и народное недовольство царским правлением. Именно в то время переливали на пушки церковные колокола и максимально усилили рекрутский набор. 5. Чудо о некоем господине стольнике Илье Ивановиче Мещеринове. Некто от честных, проживавший в Ростовском уезде, именитый стольник Илья Мещеринов жил в дальней веси с супругой своей Татианой. Дети у них были, но все умирали в младенчестве. Однажды пришел к Мещериновым в гости стольник Андрей Максимович Гаряинов и, видя печаль их о чадах, посоветовал: Есть в Ростовском уезде, в Годеновской волости, славен Никольский погост, а в том погосте есть чудный образ Животворящего Креста Господня да другой чудотворный образ Святителя Николая Чудотворца. От тех образов с верою приходящим многие чудеса и исцеления бывают. И прародители мои, и отец мой вот уже многие годы по обету своему приходят туда молиться и видят преславные многие чудеса. Услышав это, Илья Иванович с женой и домочадцами ходил ко Кресту и по прошествии недолгого времени родились ему наследники – Елена и Авраам. Тогда пообещал стольник Илья Иванович с женою и чадами во весь век свой ходить ко Кресту, чтобы Господь Бог умилосердился и по молитвам Чудотворца Николая продлил жизнь их и чадам их и даровал благоденствие в наследие рода. 6. Чудо о бесном отроце Авраамии. В лето 1711-е по Государеву Петра Алексеевича указу во граде Димитрове было корабельное дело. И послан был туда на работу некий юноша по имени Авраамий, Антипин сын. И вот, через некоторое время узнал Авраамий, что отец его при смерти лежит. И от той скорби впал в юродство. Начальники же, видя такое его печальное состояние, отпустили его с провожатыми домой, но отец его к тому времени уже скончался. Сердобольные же люди, о трудолюбивом и добром сем отроке соболезнуя и недоумевая, какую бы ему сделать пользу, многих врачей к нему призывали, но никакого проку не получили. А тот болящий в скорби своей непрестанно вопиял к домашним своим: – Повезите меня в Никольский погост. Дьячки велят Распятию Господню и Николе Чудотворцу молиться. Но все над тем только смеялись и ни во что вменяли. Господь же Бог, не хотящий создания Своего погубить, вложил добрую мысль брату его, который начал размышлять, не Божественная ли сила устами Авраамия вещает. И вот, в день памяти Святителя Николая (6/19 декабря) привезли Авраамия ко образу Животворящего Креста. И после службы повелел иерей всем ко святыням приложиться и трехдневный пост сотворить. И все так сделали. По прошествии сих трех дней Авраамий сам пришел в церковь к Распятию Господню в добром здравии и разуме. 7. Чудо о бесной жене Анне. Жил при большой дороге в доме своем некий человек. И взял он себе в жены девицу. И по малых днях после брачного времени прилучилась жене его скорбь большая – пришла она в исступление ума своего (то есть сошла с ума). И никакие врачи и лекарства не помогали ей. Тогда родная сестра болящей отвела Анну в Никольский погост ко Кресту и образу Святителя Николая. И после молитвы и семидневного поста исцелилась Анна от недуга своего совершенно. И вся мучительская бесовская сила была прогнана. Тогда иерей той церкви вопросил ее духовно, как ей приключилась такая скорбь великая. И она иерею тому все с плачем и рыданием слез исповедовала: "В скорых числах после нашего законного супружества попросился к нам на ночлег некий путник. Муж же того путника с радостью в дом свой пустил. Но когда тот от трудов своих скоро уснул, стал душить его без жалости. Но, не сумев справиться, заколол его ножом, а труп из дому извлек и незнамо куда его унес. Я же, видя такое душегубительство, пришла в ужас великий. Не знаю, как и сердце, и утроба у меня не разорвались. И от того страха ум с памятью во мне помешались, и страдала я многое время". Тот же иерей, духовно рассудив, дал тому человекоубийце заповедь и по правилам святых отцов дал канон держать и впредь такие дела воспретил творити. 8. Чудо об отроке расслабленном. Жили у господина своего (помещика) муж некий с женою своей и имели они единственного сына. Однажды напал на этого отрока дух нечистый, ударил его об землю, и от того удара лишился он памяти, и отнялись у него и ум, и язык, и все члены расслабились, и стал неподвижным. Видя сына своего в таком неблагополучии, пребывая в печали великой, многих врачей приводили родители в дом свой, но не обрели от них никоей пользы. Случилось однажды отцу идти мимо Никольского погоста, и вложил ему Господь мысль помолиться Животворящему Кресту и Чудотворцу Николаю. Помолившись усердно, рассказал отец настоятелю храма о беде своей. «Сей род лукавый никак иначе не изгоняется, токмо молитвой и постом» – отвечал иерей и повелел возвратиться в дом свой и поститься семь дней с женой своей и со всеми домочадцами. А после того прийти всем вместе с болящим ко Кресту и Николе Чудотворцу помолиться, чтобы Господь и Святитель Его даровали хоть малое облегчение расслабленному отроку. Вернулся отец домой и обо всем рассказал господину своему, и тот повелел по воле их быть и ничего не запретил. Помещик же рассказал жене своей, что Никольского погосту поп не советовал к врачам ходить, а велел неделю всем поститься да Богу молиться. Тогда госпожа возрадовалась и с сокрушенным сердцем со всеми своими домочадцами приняла пост на все семь дней и хотела после того отрока вести в Никольский погост, но не смогла, потому как после поста отрок был уже близок к смерти. И посетовал отец горько: - «Вижу, что не в церковь пойдет сын мой, а во гроб. И все иерейское поучение, стало быть, ложно». Но не смерти грешника хочет Господь, а его покаяния и спасения. Подумав еще, сказал отец жене своей: - «Возьми все нужное в церковь Божию и церковникам подай, чтобы о болящем и о нас, грешных, иереи молитву сотворили. А я дома останусь, и если сын наш умрет, буду к погребению гроб и свечи готовить». Помолилась жена в церкви, а потом рассказала священникам о том, что отрок при смерти. А было это в декабре, в канун дня памяти Святителя Николая. Тогда священники с причтом взяли все необходимое и сами пришли в дом расслабленного и у постели болящего молебствия совершили и благословение дали. Болящий же после того начал в чувство приходить и на третий день встал и здоров был совершенно. О, братия, кто не удивится великому и страшному тому чуду? Воистину неложный чудотворный образ Животворящего Креста Господня! Многочисленны его исцеления, и кто с верою помолится – тощ не отойдет. 9. Чудо о беснующейся жене Марии. В 1712 году, в воскресный день, на самую память святого пророка Илии Фесвитянина, некая жена, именем Мария, пошла на источник платье мыть и внезапно приключилась ей скорбь немалая: в исступлении ума побросала она в воду все белье и, придя в весь свою, принялась там вопить и кричать разными голосами. И день и ночь пела она всякие бесовские песни и не вкушала ни хлеба, ни воды, и что завидит живого – человека или скота, то все старалась до смерти уразить. Имея грудного ребенка, повергла она дитя на землю и с великим трудом удалось мужу связать ее. А когда связал, то повел в Никольский погост к Распятию Господню и Николе Чудотворцу и всем святым об обуреваемой службу и молебное пение совершил. Когда же начал иерей чело Марии крестообразно елеем помазывать и заклинательные молитвы читать, начал ее нечистый пуще мучить, так что четверо с трудом могли удержать ее. И стала она на образа плевать, глаголя: «Ох, не могу на образ распятого Бога зрети! Ох, сжег! Поведите меня вон. Сила огненная от Креста исходит, и меня сожгла, потому что молится ему Пресвятая Богородица и Чудотворец Николай за скорбящую Марию». А потом раскидала держащих ее и аналой с книгами опрокинула и стала священника, читающего молитвы, из церкви выталкивать со словами: «Пойди, пойди, супротивник наш, вон и ничего не говори, уже и так Крест всех нас сожег». Связали Марию вновь, окропили святой водой и оставили связанной на ночь. А она все билась и кричала и только под утро затихла. Муж подумал, что она от нечистого духа умучена и умерла, но, подойдя к ней, нашел ее в полном разуме. «Развяжи меня, – сказала ему Мария, – вижу я милость, пришедшую ко мне от Животворящего Креста». И в тот миг начал пономарь к утрене в колокол благовестить. И пошли они в церковь, и пала Мария в сокрушении сердца на землю перед образом Животворящего Креста, глаголя: «Прогневала я, многогрешная и недостойная, Пречистый образ Твой Святой». И поведала Мария всем людям, как в недельный день пророка Илии пошла она на реку платье мыть, и осиял ее внезапно свет, а посреди света явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Зачем вы, люди, согрешаете и прогневляете Творца своего и Бога и святого Воскресения Христова не почитаете? И в праздники Господни и Мои к церкви Божией не приходите на молитву, только досаждение Мне приносите, в воскресные дни платье моете. И Богу приносите всякие неправды, обиды и ненависти. Судьи судят по мзде, а не по правде, простой народ всякие неистовства и беззакония творит, за что им уготована мука вечная». «И от того видения и страха великого пришел ум мой в смятение и без памяти стала быть и всякие непотребные песни и скаредства нача мракобесить вне ума своего. Но еще ждет от меня Господь Бог покаяния. Предстательством же Пресвятой Богородицы и молитвами великого Святителя Христова и Чудотворца Николы у Креста Животворящего Господь простил меня, недостойную Марию, и вся мучительская сила от меня прогнана». 10. Чудо о беснующемся муже именем Харитон. В лето 1711-е жил в Ростовском уезде, в селе Скачково, некий христианин, Харитон Иванов. В тот год пришла к нему скорбь великая – впал он в безумие и буйство и пребывал так три месяца. И кого бы он ни завидел – норовил побить или сечивом срубить, так что невозможно стало никому в дом его войти. Домашние же содержали его связанным. Однажды увидела жена Харитона священника Никольского погоста, который шел мимо их дома, и стала слезно причитать: «Что делать? Если муж мой без покаяния и без причастия умрет, то я, недостойная, за тот грех душу свою мучению предам. А если призову священника, то муж мой оскорбит его смертно или обесчестит, тем же и мне, несчастной, сотворит новое бедство». Услышал связанный муж слезы жены своей и вдруг разумным голосом сказал: «Пойди, жена, зови честного отца духовного, чтобы посетил меня, скорбного, и благословение подал и за меня, грешного, молитву сотворил ко Господу Богу». Привела жена иерея, и Харитон обратился к нему мирно: «Повели, отче, меня развязать, не буду больше никакой пакости творить человекам, и научи меня творить волю Божию». Сказал священник развязать болящего и, поучив от Священного Писания, повелел им неделю пред Рождеством поститься строго, как смогут, и наутро в Рождество привести Харитона ко Кресту Животворящему, что и было исполнено в точности. И отошел в дом свой человек тот здоровым, прославляя неизреченные чудеса Креста Христова и Святителя Николу Чудотворца. 11. Чудо о скорбящем муже по имени Авраам. В Юрьевском уезде есть село, нарицаемое Сима (ныне – крупный населенный пункт Юрьев-Польского района Владимирской области). В том селе жил подъячий Авраам, Назаров сын. Волею Божией сошел он с ума и стал людей бояться и от них прятаться. И привели его ко Кресту Животворящему и причастили Святых Христовых Тайн. И через несколько дней совершенно здрав был. 12. Чудо о расслабленной жене Марфе. В 1712 году некая жена именем Марфа, Ильина дочь, была в расслаблении без малого год. И обещалась она Животворящему Кресту помолиться и велела призвать к себе в дом иерея Никольской церкви молебствие совершить. И по молебном пении через несколько дней стала здоровой. 13. Чудо об исцелении девицы Евдокии. В 1712 году привела мать к Животворящему Кресту свою слепую дочь. Иерей же той церкви перед образом Животворящего Креста Господня, молитвы исправив, очи болящей помазал святым елеем от Распятия Господня и к чудотворным иконам велел приложиться. И в тот же час подал Господь милость Свою: ломота в очесах прекратилась и зрение вернулось. И пошла Евдокия сама, никем не ведомая, в добром здравии, прославляя Животворящий Крест и Чудотворца Николы милость. 14. Чудо о скорбящей от нечистого духа диаконской жене именем Марфа. В селе Сорогошино Юрьевского уезда жил диакон именем Симеон. И была его жена Марфа в болезни не один год: кричала на разные голоса. Пришел диакон с женой своей скорбящей к Распятию Господню и по молебном пении нечистый дух с воплем: «Сжег меня Крест Господень!» – из неё вышел. И отошла она в дом свой здрава. 15. Чудо о расслабленном отроке по имени Никифор. В 1711 году благородных и боголюбивых родителей Ераста Никитича Сухотина и жены его Вассы оказался по болезни расслабленным и близким к смерти сын. Горячо молились родители о сыне своем Николе Чудотворцу. И вот 8 сентября явился Святитель Николай Вассе и в ту же ночь – другой благочестивой жене, Анастасии, которая жила в ином месте и семьи Сухотиных вовсе не знала. И сказал Святитель Николай обеим женщинам, что надо отрока болящего отвести ко Кресту в Никольский погост. Нашла Анастасия дом Сухотиных и рассказала о своем видении, и дивились все этому чуду, и Васса подтвердила все сказанное. А в скором времени с великим трудом пришли они в Никольский погост и повелели иереям со причетниками церковными бдение совершить, и утреню, и Литургию, и молебные пения с водоосвящением у Животворящего Креста и у всех чудотворных святых икон. И святою водою иереи того расслабленного окропили, и в тот же час стал скорбящий отрок в целом своем смысле и разуме и все его расслабленные члены исцелились. И вышел он из церкви сам. 16. Чудо о некоем немилостивом и злохитром муже Евсевии. В 1695 году в деревне, что стояла недалеко от села Годенова, жил богатый, но жестокосердный человек по имени Евсевий. Случился у него в тот год по нечестию его спор с соседями. Церковный же суд рассудил дело по правде и не в пользу лукавого Евсевия. И затаил он зло на священника, который к суду тому участие имел и все думал, как бы гнев свой и ярость утолить. И умыслил: «Пойду в Никольский погост. Там живет отец и братья того попа. Зажгу дом отца его и домы братии его прижгу». И пришел ночью во двор диакона Антипы и положил огня и зелья (пороху. — Прим. авт.) в сухую солому позади двора, а сам отбежал подалее, чтобы огонь его не осветил. Взорвался порох, и сильно загорелась крыша, но невидимая сила огонь как водою погасила, а на злоумышленника страх напал и слепота. И не знал он, в какую ему сторону идти. Познав же грех свой, призвал он Угодника Христова Николая Чудотворца, глаголя: — Выведи меня, Чудотворче Николае, потом того дела не стану творити! И услышал Святитель покаянную молитву его и подал ему свет, и он вернулся в дом свой. По прошествии же нескольких дней вновь разжег лукавый сердце нечестивца злобой на священнослужителей. И опять пошел он на поджог, но удержал его Святитель от греха — привиделось Евсевию среди ночи около дома диаконского людей множество, и убоялся и убрался восвояси. Но от замысла своего черного не отказался и в третий раз пошел зажигать жилище отца судии своего. Принес он огонь и стал зажигать, и внезапно ударила его невидимая сила Божия, и лежал он до утра, аки мертв. Когда же опомнился, то напал на его страх, что убьют его, или из пищали застрелят, или псы съедят. Пополз он на четвереньках в лес да и заплутался и был там и день, и ночь, недоумевая, куда же ему к своему домишку брести. И опять вспомнил он тогда о Боге и взмолился: — Животворящий Крест Господень, прости моя многия прегрешения! О Чудотворче Николае, теплый помощниче и заступниче, помолись Господу Богу за меня, да помилует меня, окаянного. Никогда больше служителям твоим зла не сотворю. Только прости грехи мои и утверди ноги мои в путь мой идти к домишку моему. И по тому молению его дал ему Господь ноги и с великой нуждой привлекся он наконец в домишко свой. По прошествии некоторого времени покаялся Евсевий всенародно в преступлениях своих и злодействах и рассказал, как был по молитвам Святителя Николая помилован Богом. И услышав то, иерей Никольского погоста повелел повесть сию в книгу написать, в чудеса Животворящего Креста Господня и Чудотворца Николая. И записали то будущему роду в память, Животворящему Кресту и Святителю Николаю во славу и честь. 17. Чудо о иерее Василии, избавленном от мечного посечения и напрасной смерти. В лето 7204, то есть в 1696 году, Божиим попущением и наших ради прегрешений литовские люди воевали наше Российское царство и грабили и грады, и села, и деревни наши. В те времена в Никольском погосте, что у Иисусова Креста и Чудотворца Николы, жил священник Василий Иванов с братией. И вот, однажды в ту военную пору пошел он с пономарем Михаилом и приходскими крестьянами на гумно в овин молотить. Внезапно с великим криком и шумом наскочили на них литовцы. Думая, что врагов много, иерей и все люди спрятались в овине. Было же литовцев всего трое, и зажгли они овин со всех сторон. Первым из огня вышел пономарь Михаил и за ним последовали все крестьяне, и всех их ляхи саблями посекли. Иерея же Василия привязали к ели, глаголя: — Умучим его. Церковь у него высокая, денег должно быть много. Привязали и поскакали в деревню, говоря: «И там людей погубим, а иных в плен возьмем». Но крестьяне успели кто в лес, кто в болото попрятаться, и не смогли злодеи им пакости сотворить. Василий же слезно молился Святителю Николаю об избавлении его, невинного иерея, от напрасной смерти, и спали с него веревки чудесным образом. По-бежал он по мосту через реку, а бревна у моста разметал. Не обнаружив пленника на месте, неприятели сказали: — Поп сей еретик, обволхвовал нас. Зря мы ему голову не отсекли. Кинулись они в погоню и скоро стали его догонять. Два «ефиопа» уже хотели того иерея руками схватить, но тут по молитвам Святителя Николая стремена и подпруги седел у них оборвались, ударились они оземь и сильно расшиблись. Но третий всадник иерея у самого леса таки догнал и уже вынул саблю голову ему рубить. Но вложил Святитель тому иерею добрую мысль, и закричал он громко: — Люди государевы, не выдайте меня на посечение, ибо не много неприятелей. И ужаснулся «ефиоп» от тех слов, и ускакал вспять. Священник же Василий нашел и жену свою, и чад своих на болоте плачущих. И радость их велика была. И прославили они Господа Бога и Святителя Его Николая. А иерей тот, Василий, пожив еще лет довольно, переселился в вечный покой и с подобающей честью погребен был у той церкви в Доме Животворящего Креста и Чудотворца Николы. И по нем Преосвященным митрополитом Иоасафом поставлен был сын его, диакон Симеон, на его место. 1715 годом заканчивается список древних чудес от Животворящего Креста. Но сами чудеса, как говорит предание, продолжали изливаться на страждущих, о чем свидетельствует великое, всенародное почитание этой святыни. Ежегодно 11 июня окрестные жители отправлялись поклониться Животворящему Кресту. В 1776 г. на месте обветшавшей деревянной была построена и освящена уже каменная церковь с тремя престолами: главным - в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и приделами - во имя Святителя Николая и в честь Покрова Божией Матери. Храм Крестовоздвижения на месте явления Животворящего Креста Господня (фотография начала XX века) По данным А.А.Титова (1885 г.), в нач. XIX в. приход церкви Никольского погоста был значительным, включал 13 деревень и составлял около 1500 человек. Для такого прихода существовал и немалый штат белого духовенства. Вокруг храма располагались девять домов церковников. Во время правления императора Александра Первого владыка Антоний в 1824 г. приступил к строительству монастыря около Крестовоздвиженского храма, но по неизвестным причинам монастырь так и не был построен. Успели построить специально для этого небольшой кирпичный завод и келейный корпус. Келейный корпус был позднее отдан под земское народное училище. Животворящий Крест в Крестовоздвиженском храме. Фото нач. ХХ века. Крестовоздвиженский храм на Никольском погосте действовал до 1927 г. Старожилы рассказывают, как несколько активистов собрались вынести святое Распятие из Крестовоздвиженского храма Никольского погоста, где оно тогда пребывало, чтобы сжечь его на улице. Но Крест словно налился свинцом, и они не смогли сдвинуть его с места. Раздосадованные атеисты, принялись пилить святое Распятие, чтобы вытащить его из храма по частям. Но зубья пилы наткнулись на необъяснимо твердый материал и сломались, словно Крест был вырезан не из дерева, а из камня. Как свидетельство об этих событиях, на деревянной руке Христа остался неглубокий след от пилы. Атеисты заперли святыню в храме. Животворящий Крест и икона святителя Николая из Крестовоздвиженского храма. Литография нач. ХХ века. Храм был полностью разграблен, а его настоятель отец Иоанн Добротин арестован и сослан в лагерь близ деревни Деревянск в Коми, где и погиб 25 ноября 1931 г. На Никольском погосте образуется пролетарская «Красная коммуна», келейный корпус становится общежитием для коммунаров - ивановских рабочих. В это время и было решено среди прихожан о перенесении Святыни подальше от глумящихся над ним коммунаров в наиболее близко расположенный храм Иоанна Златоуста в селе Годеново, который действовал до 1929 г., затем был закрыт, но не разграблен и стоял заброшенный посреди деревни.
Точной даты перенесения Креста никто сказать не может. Наиболее вероятная дата 1933 год. По рассказам местных жителей, именно в этот год все участники этого крестного хода были раскулачены и высланы. А переносили Крест ночью «всем колхозом» во главе с председателем Василием Фоминым. Простоял Крест в заброшенном Годеновском храме всю войну. Крест и сейчас находится в Годеново.
В 1942-1945 гг. пятиглавый Крестовоздвиженский храм стоял еще в полном величии и блеске, окруженный живописными кущами дерев, обнесенный великолепной чугунной оградой, с ухоженным кладбищем и с высокой трехъярусной колокольней, увенчанной золотым крестом. По свидетельству А.И. Бабаевой, Никольский погост представлял собой в то время удивительной красоты островок среди обширной болотистой местности. На холме возвышался величественный храм, вокруг располагалось множество различных построек — хозяйственных и жилых домов. Каждый дом выглядел как богатая усадьба: это, видимо, и были дома священнослужителей. Где-то находился святой источник. После общежития коммунаров там был детский дом, но в 50-х гг. случился сильный пожар: сгорели многие деревенские дома, но церковь осталась цела. В 60-е гг. возле опустевшего Никольского погоста организовали машинно-тракторную станцию. Для ее строительства кирпич брали, разбирая своды и стены Крестовоздвиженского храма. МТС по каким то причинам не заработала и святое место обезлюдело совершенно. Так Никольский погост после пятисотлетней славной истории вновь превратился почти в Сахотское болото. В 1974 г., спустя почти 200 лет после постройки каменной церкви, ее разобрали.
Монашеская община во имя Сошествия Животворящего Креста Господня была образована на Сахотском болоте у Никольского погоста на месте явления Креста Господня в 1998 г. духовным наставником общины игуменом Борисом (Храмцовым), к большому прискорбию, почившем в 2001 году. Игумен Борис Храмцов (1954 – 2001 гг.)
Могила игумена Бориса при храме Спаса Нерукотворного в селе Деулино рядом с г. Сергиев Посад. Начинается строительство монастыря во имя Сошествия Креста Господня, являющегося подворьем Николо-Шартомского мужского монастыря Ивановской епархии.
Святые Ворота монастыря
Западные Ворота монастыря Весною 2001 г. по благословению владыки Амвросия, архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского, приступили к возведению стен нового храма на старом фундаменте - строительству каменного Крестовоздвиженского храма, деревянной церкви Николая Чудотворца и приему паломников в это святое и великое для всех православных христиан место. В 2004 г. уже почти полностью восстановлен Крестовоздвиженский храм, выстроена маленькая деревянная Никольская церковь. Крестовоздвиженский храм на месте явления Животворящего Креста Господнего
Колокольня храма
Основные праздники в монастыре во имя Сошествия Животворящего Креста Господня 11 июня - день явления Честнаго и Животворящего Креста Господня и великого во святителях чудотворца Николая. 14 августа - Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста. 27 сентября - Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. 19 декабря - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. 22 мая - Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар.
С использование материалов из книги "Годеновский Крест, или сказание о явлении Честного и Животворящего Креста Господня и великого во святителях чудотворца Николая".
Башня монастырской стены
Келейный корпус
Монастырский колодец
Трапезная
См. Храм во имя Святителя Иоанна Златоуста с. Годеново
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Антушково
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Антушково Церковь построена между 2007 и 2009 гг. Престол: Казанской иконы Божией Матери. Адрес: Ивановская область, Ильинский район, село Антушково.
Ивановская митрополия. Свято-Успенский мужской монастырь. г. Иваново. Свято-Введенский женский монастырь. г. Иваново.
Шуйская епархия. Спасский женский монастырь. г. Шуя. Троицкий (Шуйская пустынь) мужской монастырь. г. Шуя. Шуйский-Всехсвятский единоверческий женский монастырь. г. Шуя. Свято-Успенско-Казанский мужской монастырь. Кузнецово. Основание Шуи. Воскресенско-Фёдоровский монастырь. Шуйский р-н, Сергеево. Свято-Успенский женский монастырь. Шуйский р-н, Дунилово. Николо-Шартомский монастырь. Шуйский р-н, Введенье.
Кинешемская епархия. Успенский женский монастырь. г. Кинешма. Макариев Решемский женский монастырь. с. Решма, Кинешемского район. Свято-Николо-Тихонов Лухский монастырь. с. Лух. Никольский мужской монастырь. Пищуговская мужская пустынь. Комсомольский р-н, с. Писчугово. Никольский женский монастырь. Лежневский район, пос. Лежнево. Знаменский женский монастырь. Лежневский район, пос. Лежнево. Спасо-Кукоцкий мужской монастырь. Гаврилово-Посадский район, с. Сербилово. Борковская Троице-Николаевская пустынь. Южский район, болото Борок. Свято-Воскресенская мужская Ермолинская пустынь. с. Ермолино, Фурмановского р-на. Золотниковская Успенская пустынь. Тейковский район, д. Золотниковская пустынь. Святоезерский Иверский монастырь, пос. Мугреевский, Южского р-на. Свято-Никольский женский монастырь. г. Приволжск. Спасо-Преображенский монастырь. г. Плёс.
Copyright © 2018 Любовь безусловная
|