Главная
Регистрация
Вход
Четверг
26.12.2024
15:49
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1624]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Переславль

Церковь Сорока мучеников Севастийских

Церковь Сорока Мучеников Севастийских

Местная Религиозная Организация Православный Приход Церкви Сорока Мучеников Г. Переславля-Залесского Ярославской области Переславской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 3 ноября 1999 г.
Настоятель - Герасимов Иван Иванович.
Адрес: Ярославская область, город Переславль-Залесский, Левая Набережная улица, д. 165.

На левом берегу реки Трубеж, в самом ее устье возвышается каменный храм в честь Сорока мучеников с пределом Рождества Богородицы.


Церковь Сорока Мучеников. Фото нач. ХХ века

Река Трубеж и церковь Сорока Мучеников

Житие святых 40 мучеников Севастийских

«В царство Лициния нечестивого» - так начинается житие 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Лициний (Ликиний) (308 – 324) – зять и соправитель императора Константина I Великого (306 – 337), вместе с ним подписавший эдикт 313 года о свободе исповедания христианской веры. Но, если императора Константина отличали государственная мудрость и благочестие, то для лицемерного и коварного Лициния это был вынужденный политическими обстоятельствами шаг. И после эдикта 313 года гонения на христиан в подвластных Лицинию областях продолжались. В описываемое время (ок. 320 г.) в городе Севастии (Малая Армения, в то время римская провинция) стояло римское войско во главе с военачальником Агриколаем, ревностным язычником. Перед военными действиями и в языческие праздники совершались тогда ритуальные жертвоприношения (после эдикта 313 года соблюдение этого ритуала целиком зависело от военачальника). В войске Агриколая находились 40 воинов-христиан, родом из Каппадокии (область, входившая в состав Византийской империи, ныне на территории Турции), отличавшихся в боях мужеством и стойкостью. Из них трое: Кирион, Кандид и Домн были знатоками Священного Писания. Этих-то 40 человек решил Агриколай принудить принести жертвы языческим идолам.
Но воины отказались, сказав, что если в боях за царя земного они были неустрашимы (как он и сам говорил), то насколько тверже надо им стоять за Царя Небесного. Агриколай пригрозил им бесчестием и велел отвести в темницу. В темнице воины стали громко петь 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго». В полночь им явился Господь, и услышали они слова: «Добр есть начаток изволения вашего, но претерпевший до конца, тот спасен будет» (Мф. 10, 22).
Наутро, уговаривая воинов отречься от Христа, Агриколай начал с похвал и обещаний. Услышав решительный отказ, он велел заковать их и бросить в темницу. Один из воинов, святой Кирион, остановил его, напомнив, что он не имеет права налагать оковы на воинов императора. Агриколай смутился и приказал отвести их в темницу, сняв оковы, сам же стал ждать прибытия правителя области, знатного сановника Лисия. Тем временем святой Кирион в тюрьме наставлял своих товарищей: «Сдружившись на войне,- говорил он,- мы теперь становимся друзьями о Господе, чтобы не разлучаться во веки и вместе совершить христианский подвиг».
Прошло семь дней. По прибытии Лисия святых воинов вызвали на судебное разбирательство. Им вновь предлагали почести и награды, чтобы они совершили языческие жертвоприношения. Но святые ничуть не поколебались, твердо исповедуя веру в воплотившегося Сына Божия – Господа Иисуса Христа. В тюрьме, куда их увели, воины стали петь 122 псалом: «К Тебе возведохом очи наши, Живущему на Небеси». В 6-м часу утра был им свыше глас Господень: «Верущий в Меня, если и умрет, оживет (Ин. 11, 25-26). Дерзайте, и не бойтесь мук кратковременных».
Когда их вновь привели на допрос, они заявили: «Мы, христиане, идолам не поклонимся, делайте с нами, что хотите». И видели они, как диавол, с мечом в правой и змеей в левой руке, наклоняясь к Агриколаю, шепнул ему: «Ты уже мой, старайся». Агриколай велел связать всех воинов и вести их к озеру, бывшему близ города Севастии. Стояла зима, дул сильный ветер. Воинов раздели донага и поставили на льду посреди озера (в числе стражников был и тюремный сторож). День уже клонился к закату. На берегу топили баню: на случай, если кто не выдержит и захочет отречься, чтобы сразу мог и согреться в этой бане. Ночью от мороза и сильного ветра тела воинов обледенели. Один из них в первом часу ночи не выдержал и, бросив своих товарищей, поешл к бане, но как только он с мороза очутился в тепле, так сразу «оттаял» и пал замертво. Святые же мученики молили Господа укрепить их. В третьем часу ночи заблистал над ними теплый свет, настолько теплый, что растопил лед. В это время вся охрана спала, кроме тюремного сторожа по имени Аглаий. Он слышал их молитвы и размышлял про себя, как это тот, прибежавший из холода в тепло, помер, а эти, на таком морозе стоя, еще живы. Пораженный внезапным светом над мучениками, он возвел глаза к источнику света и увидел тридцать девять венцов, сходившихся с неба. Аглаий догадался, что тот, прибежавший в баню, отвержен от лика святых. он немедленно разбудил спящую стражу, сбросил с себя одежду и побежал к тем 39-ти, громко крича: «И я христианин!» И, став между ними, возвал: «Господи, в Тебя верую, причти меня к числу этих мучеников Твоих!» И снова их стало сорок человек, сошел и сороковой венец. Они стояли все вместе и пели 11-й псалом: «Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный».
На следующий день, удивленные тем, что святые не замерзли за ночь, мучители приписали это особому искусству, которому они где-то научились. Когда же увидели тюремного сторожа и узнали от других охранников, в чем дело, то пришли в ярость. Святым мученикам перебили голени железным молотом. Среди них был один совсем юный местный уроженец по имени Мелитон. Мать его, тоже христианка, испугалась, что он не выдержит пыток. Она встала при нем неотступно и уговаривала не страшиться. Святые мученики, умирая, свидетельствовали, что души их избежали работы вражией и что умирают они со Христом и во Христе.
Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Святого Мелитона, еще живого, подняла его мать и понесла следом. У нее на руках он и скончался. После сожжения на костре обугленные кости святых сорока мучеников Севастийских были сброшены в реку. Но Господь сохранил их. Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и велели собрать их останки со дна реки и предать погребению. Тот вмете с несколькими клириками пришел ночью к реке, и увидели они, что кости, даже малая их частица светятся в темноте. Собрав все кости, их перенесли в подобающее место.
Позже мощи Святых Сорока мучеников Севастийских были перенесены на Святую гору Афон, где и пребывают до сего времени в Ксиропотамском монастыре, посвященном их имени.
Память Святых Сорока мучеников Севастийских совершается 22 марта по н. ст.
Имена святых мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Агний, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий. Мученичество их о Господе началось 26 февраля, смерть же они приняли 9 марта (ст. стиль).

Церковь существовала в нач. XVII в. В патриарших окладных книгах 1626 г. написано: «Церковь Святых Четыредесят Мученик на посаде… дани восемь алтын, четыре деньги, десятильничтих гривна».

В 1652 г. при этой церкви была построена другая тёплая церковь и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В писцовых книгах 1653 г. в приходе, при этих церквах, записано 82 двора, а в переписных книгах 1703 г. значится при них священник Иоаким Семенов, в приходе 82 двора, пашни церковной десятина с третью, сена 9 копен.

В 1726-1727 гг. обе церкви – и холодная и тёплая, оказались ветхи, служить в них стало невозможно и, по просьбе священника Ивана Стефанова с прихожанами, разрешено было устроить новые деревянные же церкви, которые в 1728 году были устроены и освящены. Холодная церковь была освящена в то же наименование, а тёплая – в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Вместо этих двух деревянных церквей в 1755 г., на средства Московских купцов Максима и Ивана Щелягиных построен каменный храм, ныне существующий.
Престолов в нём два: в холодной в честь Сорока мучеников, а в приделе тёплом – в честь Рождества Пресвятой Богородицы.


Место впадения реки Трубеж в Плещеево озеро

Утварью, ризницей, святыми книгами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. На каждом из священных сосудов, на потире, сохранилась надпись: «В 1770 году построены сии сосуды в Переславль-Залесский в рыбную слободу к церкви Четыредесят Мучеников в помин души Государева духовника протопресвитера Благовещенского Феофана Феофилактовича…»
Сохранились надписи и на некоторых богослужебных книгах, например, на Минее написано: «203 (1695). Спасского собора, что у великих государей вверху, диакон Прокопий Феофанов дал сию книгу в Переславль-Залесский в рыбную слободу в церковь Св. Четыредесяти Мучеников по своих родителех во веки неотъемлемо». Подобная же надпись эта 1734 г. есть и на Служебнике.
Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1803 года, исповедныя росписи с 1809 года.
Особого причта при этой церкви нет; богослужение и требы отправляет причт Введенской церкви, к которой данная церковь приписана с 1873 года.
В приходе по клировым ведомостям числится 205 душ мужского пола и 199 женского; все православные.
Бывшая при церкви земля, показанная в писцовых книгах, в 1846 году отобрана в ведомство, в котором состоит Рыбная слобода.


Церковь Сорока мучеников Севастийских

В 1805 г. ко храму Сорока мучеников был рукоположен учитель, а позднее инспектор Переславского Духовного училища Никита Ильич Безсонов. В 1824 г. он был назначен настоятелем Преображенского собора и возведен в сан протоиерея.
Иван Козьмич Филипповский после окончания богословского отделения Владимирской духовной семинарии в 1812 г. - священник Четыредесятской (Сорока мучеников) церкви г. Переславля, скончался 15 апреля 1865 г.
С 1850 г. священником Четыредесятской церкви Переславля был назначен Андрей Иванович Сахаров. В 1866 г. он был переведен к Смоленской церкви Переславля. Скончался 14 октября 1889 г.
С 1873 г. церковь Сорока мучеников г. Переславля была приписана к соседней Введенской Церкви. Особого причта при храме Сорока мучеников не было, богослужение и требы отправлял причт Введенской церкви.
В 1876 г. в объединенном из двух храмов приходе служили священник Димитрий Черевский и пономарь Никита Рунов. Приход Введенской и Четыредесятской церквей в то время состоял из 278 душ только мужского пола. В 1880-х гг. приход церкви Сорока мучеников снова обрел самостоятельность.
С 1895 по 1907 гг. в храме Сорока мучеников Севастийских совершал своё служение Евгений Елховский. Трудами Священномученика в храме появились настенные росписи, храм во многом преобразился. Мученическая кончина за Христа протоиерея Евгения Елховского последовала 29 октября 1937 года.
В 1916 г. в храме служил священник Леонид Веселовский. Владимир Евгеньевич Елховский вспоминал, что в голодном 1918 г. «отец Леонид Веселовскии ещё по лету уехал от голода куда-то на юг со всей семьёй. Был слух, что в пути его семья растерялась, жена умерла». На его место временно управляющим приходом епископ Дамиан назначил о. Евгения Елховского.

В 30-х годах, несмотря на большой приход (150 человек), храм был закрыт. Последнего священника протоиерея Леонида Гиляревского расстреляли.
В последствии в храме располагались библиотека, слесарные мастерские, а в последнее время спасательная станция.

В 1995 г. по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея храм Сорока мучеников Севастийских вновь был открыт, в храме возобновились богослужения.


Колокольня церкви Сорока мучеников Севастийских


Введенский Переславский женский монастырь

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы стояла на берегу озера Плещеева при устье р. Трубеж на конце рыбацкой слободы. На месте этой церкви был Введенский монастырь
Игумен Переславского Введенского монастыря Савва, упоминается в документах при великом князе Василии Димитриевиче (ум. 1425 г.).
Авраамий - архимандрит Введенского и Переяславского монастырей.
Переславской Введенской пустыни строитель Лаврентий упоминается в 1737 г.

В 1764 г. Введенский монастырь был упразднён, церковь обращена в приходскую. Она сохраняла вне и внутри архитектурные особенности XVIII в. Престолов было два: в главном храме в честь Введения Пресвятой Богородицы, в приделе в честь Рождества Иоанна Предтечи.
Иконостас был старого устройства, резные Царские врата сохраняются и в наше время в музее.

В 1824 г. священником в Введенскую церковь был определен Алексей Иванович Остроумов в 1822 г. окончивший Владимирскую семинарию.
В 1827 г. к Введенской церкви Переславля был назначен священник Петр Григорьевич Каллистов. Он окончил Владимирскую семинарию в 1826 г. В 1831 г. переведен из Введенской в Иоанно-Богословскую церковь Переславля. В 1869 г - священник Преображенской церкви г. Александрова. Скончался 3 декабря 1880 г.

В 1831 г. в Переславскую Введенскую церковь из с. Добрилова был переведен священник Абрам Кондратьевич Ганимедов, окончивший в 1824 г. Владимирскую семинарию. Он начал свое священническое служение в 1825 г. в храме с. Добрилова. После Введенского храма в Переславле служил на Урале. В 1836 г. в Пермском соборе, с 1837 г. - протоиерей, с 1848 г. в церкви Глинской слободы Екатерининбургского уезда, с 1854 г. - в церкви Тагильской слободы, скончался в 1860 г. Дмитрий Васильевич Царевский в 1854 г. окончил Владимирскую духовную семинарию, с 1861 г. - священник Переславской Введенской церкви, с 1880 г. Переславской Знаменской церкви.

В 1880 г. к Введенской церкви Переславля из с. Соломидина был переведен священник Алексей Иванович Ильинский. Он окончил Владимирскую семинарию в 1858 г., в 1862 г. назначен священником Христорождественской церкви г. Юрьева-Польского. В 1877 г. переведен к Церкви с. Соломидина Переславского уезда.

В 1895 г. к Введенскому храму был назначен священник Евгений Андреевич Елховский (будущий священномученик).

В советское время Введенская церковь разрушена.

Переславль-Залесский

Городище Клещино.
Основание Переславля-Залесского. Спасо-Преображенский собор.
Переяславско-Залесское княжество.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Переславль | Добавил: Николай (01.07.2015)
Просмотров: 4908 | Теги: церковь, святость, Переславль-Залесский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru