Село Новоселка-Гора Переславского района Ярославской области
Село Новоселка-Гора
Гора Новосёлка — село в Переславском районе Ярославской области при речке без имени.
«Село Новоселка-Горы при безымянной речке находится 20-ти верстах от уездного города и в 140 от губернского». [1]
Образование Новосельского прихода и устройство в Новосёлке церкви произошло в начале XVIII столетия. В то время это село принадлежало Николаевскому Угрешскому монастырю.
Численность населения: в 2007 г. – 16 чел., в 2010 г. – 10 чел.
Новосельский приход
Образование Новосельского прихода и устройство в Hовоселке церкви произошло в начале XVIII столетия. В то время это село принадлежало Николаевскому Угрешскому монастырю; в 1712 году жители его устроили церковь, которая затем и была освящена во имя свят. пр. Илии. К церкви были определены: священник, дьячок и просвирница; в приход вошло 22 крестьянских двора, земли отмежевано 43 четверти в поле, сена 50 копен; в патриаршую казну положено было дани 2 р. 4 деньги.
В 1769 году, с разрешения епископа Переславского Сильвестра. вместо этой церкви построена была новая деревянная же церковь и с такой же колокольней.
В 1828 году вместо деревянной церкви в Новоселке устроен каменный храм с такой же колокольней.
В 1860 г. ко храму с. Новоселки был рукоположен окончивший в 1858 г. Владимирскую семинарию Павел Алексеевич Виноградов. В 1866 г. он был переведен в с. Крапивново Суздальского уезда, и в 1891 г. вышел за штат. В 1868 г. в с. Новоселки Горы переведен из с. Подолец Юрьевского уезда, священник Феодор Тихонович Нигрицкий. С 1889 г. вышел за штат.
В 1858 г. ко храму с. Лыченцы был рукоположен окончивший Владимирскую семинарию в 1852 г. Феодор Петрович Гусев. В 1875 г. он напечатал во Владимирских губернских ведомостях статью: «Свадебный обычай наказывания свата или свахи в селениях Переславского и Ростовского уездов». В 1889 г. он был переведен ко храму с. Новоселки Горы.
Престолов в храме два: в холодном храме во имя св. пр. Илии, в приделе теплом в честь Введения во храм Пресв. Богородицы.
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1791 года, исповедные росписи с 1829 года. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получалось: а) процентов с причтового капитала (4600 р.) —184 р.; б) от покоса 50 р.; в) от хлебного сбора 50 руб.; г) от служб и требоисправлений 270 руб., а всего до 554 руб. в год. Кроме того крестьяне обязались общественным приговором платить причту 100 руб. ежегодно, но обязательства этого не выполняли. Священник жил в церковном доме, а псаломщик в собственном, но выстроенном из церковного леса. [1] Земли при церкви: под церковью 110 кв. саж., усадебной 1 дес. 1200 саж., пахотной 32 десят. 2 саж., леса 47 десят. 688 саж , из коих 40 дес. продано для обеспечения причта, сенокосной 14 дес. 1129 саж., под бывшим поселением священнослужителей, бывшей церковью и кладбищем 1950 сажен, а всего 93 дес. 1969 кв. саж.; план и межевая книга на эту землю имелись. Пахотную землю священник отдавал в аренду крестьянам за 5 четв. ржи в год. [1]
Приход состоял из села Новоселки-Гор и деревень: Климова, Мостовки и Исайцева. в коих по клировым ведомостям числилось 265 душ муж. пола и 348 женского; все православные. [1]
В Новосельском приходе имелись две школы грамоты; учащихся в первой — 12 мальч. и 3 дев., во второй — 9 мальч. [1]
Село Новоселка-Гора с храмом в честь св. прор. Илии расположено в глухой лесистой местности, Пересл. уезда, с неудобными для сообщения дорогами, изрезанными бочагами, овражками и текущими ручьями. Приход этот один из беднейших в 1-м округе, Пересл. у., состоит всего из 300 душ м. п. Земля — песок с мелким и крупным камнем, скудно благодарит труды прихожан — земледельцев, а поэтому внимание последних, за отсутствием вблизи фабрик, более обращено на заработок в окружающих селение лесах, где распилкой деревьев, возкой дров и лесных материалов, продажей углей, они снискивают себе необходимое пропитание. К чести бедных тружеников следует сказать, что светильники веры светло горят в сердцах этих усердных к своему храму прихожан, доброхотно жертвующих в пользу благоустроения своей приходской церкви из последних крох своего годового заработка. Приход с. Новоселки до сего времени сильно нуждался в теплом храме для молящихся в холодное время года. И вот прихожане трудолюбцы во паве с церковным старостой, крестьянином Тихоном Г. Ильиным, энергично взявшись за осуществление давно желанной мысли — видеть свой храм расширенным и приспособленным для молитвы в зимнее время года, при помощи Божией, совершают не малое дело — расширяют придельный теплый храм, на что расходуют не менее 3000 р., не считая подвод на перевозку кирпича.
О дне освящения прихожане, предварительно оповещенные местным настоятелем, известили и своих родственников и знакомых соседних сел и деревень. Днем освящения было назначено 5-е июня 1911 г., в неделю всех святых. Накануне торжества, по приглашению местного настоятеля и церковного старосты, прибыли: ведомственный благочинный с. Вашки свящ. П. Веселовский и свящ. с. Ягренева Н. Смирнов с диаконом с. Половецкого, Пересл. у., Л. Соколовым.
Почти беспрерывно ливший дождь не дал возможности с пользой для деревенских прихожан отслужить всенощное бдение с вечера. А посему торжество началось утреней, к которой по первому же удару колокола стал собираться народ из окружающих Новоселку деревень и сел, так что к пению величания храм был уже переполнен богомольцами. На правом клиросе пел смешанный хор певчих с. Копнина. После утреннего богослужения, по совершении водосвятного молебна, местным благочинным было совершено окропление расширенного придельного храма св. водой. Тут же началась литургия, совершение которой по торжественной обстановке, при необычайном стечении богомольцев, без сомнения, надолго останется в памяти религиозных прихожан. Вместо причастного стиха местным священником А. Магницким было сказано поучение о том, что благоустроение храма есть дело богоугодное и душеспасительное. После пения «Буди имя Господне»... благочинный о. П. Веселовский обратился к народу с кратким словом, в котором, предварительно поздравив прихожан с исполнением их боголюбезного желания сделать храм свой более просторным, указал им на необходимость и силу молитвы. Говоря о необходимости молитвы для души человека, он сравнил молитву с пищей и питьем, без которых не может существовать и тело человека. Говоря о силе молитвы, проповедник указал примеры благодатного молитвенного воздействия на душу и сердце молящегося, что и по опыту знает всякий из нас, прибегающий к молитве наипаче во дни скорбей и невзгод житейских. Закончил свое слово о. благочинный пожеланием, чтобы расширенный храм не был пустым во дни церковной молитвы, так как большой собор молящихся усиливает молитву и, благодатно действуя на душу и сердце молящегося, делает ее доходною к Богу. По окончании речи послышался с колокольни звон к благодарственному молебствию, на которое к числу сослужащих присоединился и прибывший на торжество священник с. Усолья, Пересл. у., В. Похвалынский. Пред молебствием обратился к народу с речью свящ. села Ягренева Н. Смирнов. В своей речи он выяснил примерами ветхозаветной и христианской истории значение в жизни человека храма, как места молитвенного и благодатного общения с Богом.
По окончании службы в доме местного священника всем участникам торжества был предложен чай и трапеза, разделить которую были приглашены и почетные прихожане с регентом Копнинского хора. Перед обедом певчими исполнен был концерт «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Свящ. Н. Смирнов (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 34-й. 1911 г.).
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с.