Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
23.12.2024
00:23
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Переславль

Николо-Сольбинский Женский Монастырь

Николо-Сольбинский Женский Монастырь

Религиозная Оганизация "Николо-Сольбинский Женский Монастырь Переславской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" действует с 1 сентября 1999 г.
Игумения - Гажу Елена Михайловна.
Адрес: Ярославская область, Переславский район, местечко Сольба.

Мужская Николаевская Солбинская пустынь

Николаевская Солбинская пустынь находилась в северо-западном углу Переславского уезда Владимирской губернии, близ границы с Ярославскою и Тверской губерниями. Пустынь расположена на берегу речки Сольбы среди лесов, которые по местам и до нач. ХХ века сохраняли характер дремучих.
Время основания этой пустыни с точностью не известно, но восходит к глубокой древности — к началу XVI или даже к концу XV столетия. В писцовых книгах 7052 (1544 г.) мы находим следующие сведения о ней: «Николаевский пустынный монастырь на реке Солье, что словет в Былцыне, церковь Николая Чудотворца да придел мученицы Варвары; в монастыре строитель, шесть монахов, 4 работника; монастырской пашни худыя земли 50 четвертей в поле, лесу большого 20 десятин, сена по реке Солье да речке Гусевке 90 копен, да к той же пустыни пустошь Былцыно на суходоле, пустошь Исаково на Черной речке, пустошь Гридино или Гришино да пустошь Бабанино, а в них пашни паханые, перелогу и лесом поросло сошного окладу четверть сохи без полувыти, сена 50 копен; да к той же пустоши отхожия пустоши — пустошь Пашинский вал, пашни поросло лесом по 6 четвертей в поле, красного бору десятина, сена 10 копен, да пустоши Орешково большое и малое, в них пашни по 10 четвертей в поле, лесу 6 десятин, сена 10 копен, да пустошь Маркино или Марково, пашни паханые по 20 четвертей в поле, отхожей пожни 40 копен».
Вот первые документальные сведения о Солбинской пустыни. Из этой отметки в писцовых книгах мы видим, что пустынь существовала уже в первой половине XVI века, хотя и при незначительном числе монашествующих, но существование ее и братии было прочно обеспечено довольно значительными земельными владениями.
Обеспеченная в удовлетворении своих существенных потребностей Солбинская пустынь спокойно существовала до начала XVII столетия, до смутного времени. В это же тяжкое для нашего отечества время затерянная среди лесов пустынная обитель не избегла горькой участи, постигшей тогда многие русские иноческие обители: она была разорена польско-литовскими шайками. Разорение это, нужно думать, было полное: от зданий монастырских не осталось камня на камне, а монашествующие и монастырские слуги и работники были или перебиты или разбежались. Оставалась теперь только одна „пустовая" церковная земля, монастырь же почти в течение целого столетия не возобновлялся.
«Тии бо окаяннии ляхи и храм Святителя Божия Чудотворца Николая пришествием своим до конца разграбиша, и живучи на том месте не мало время, дондеже их самех разбойницы рустии ту всех низложиша, и жиша разбойницы на том месте несколько время. Зело бо удобно к сожитию тех, зане леса велики, а живущих близ не бе никого же в тоя времена. И тако остася храм угодника Божия и место ляхами и разбойниками стало пусто, якоже летописцы повествуют 97 лет».
Земля эта по законам того времени отдавалась на оброк разным лицам. В 1710 году она была отдана на оброк по прошению архимандрита Варлаама Переславскому Борисоглебскому, что на песках, монастырю.
В 1711 году на этой пустовой земле, по ходатайству архимандрита Переславского Троицкого Данилова монастыря Варлаама, по указу Петра I от 30 августа 1711 г. и с благословения Стефана, митрополита Рязанского, Никольский монастырь приписан к Переславскому Борисоглебскому с тем, чтобы на старом Никольском кладбище выстроена была для пустынного жития деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца. Братии было 6 монахов. К тому же времени можно отнести появление вокруг обители ограды, так как она показана уже имеющейся в указе от 13 ноября 1742 г.
Указом Синодального приказа от 28 декабря 1731 г. настоятелю Троицкого Данилова монастыря Переславля-Залесского архимандриту Варлааму (Высоцкому) разрешено устроить каменный соборный храм Успения Божией Матери с приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца.
В возобновленном монастыре постепенно собиралась и монашествующая братия: около 1740 г. здесь были 1 иеромонах и 27 простых монахов.
Но монастырь этот не был самостоятельным: он был приписан к Переславскому Борисоглебскому монастырю. Это подчинение для возобновленной обители было во многих отношениях неудобно. Борисоглебский монастырь находился в 40 верстах от Солбинской пустыни и его настоятели по дальности расстояния не могли надлежащим образом наблюдать за братией приписной пустыни и за ее хозяйством. Поэтому иноки Солбинской пустыни в 1742 году обратились в Св. Синод с просьбой освободить Солбинскую пустынь от подчинения Борисоглебскому монастырю, разрешить ей управляться самостоятельно, мотивируя свою просьбу тем, что „они и без Борисоглебского монастыря особо получаемыми доходами содержать себя без нужды могут". Свят. Синод нашел возможным удовлетворить просьбу братии Солбинской пустыни и постановил: „тому Николаевскому пустынному монастырю быть особо определяется и довольствоваться им своими трудами, а из казны ничего не требовать, и быть в том монастыре строительству и ко определению его братии выбрав состояния доброго и к тому способного представить Св. Синоду немедленно"....

В 1750 г. её строителем был иеромонах Иона, в 1755 г. Иоанн, с 1756 по 1759 гг. иеромонах Иоасаф. Потом Солбинской пустынью управляли иеромонах Тимофей (1761 г.), Митрофан (до 1769 г.), Алипий (с 1769 г.) и в 1770-х гг. иеромонахи Ириней и Иринарх.

Великая тяжесть была монастырям от монахов, посланных на исправление. Строитель иеромонах Софроний в апреле 1782 г. писал епископу Переславскому Феофилакту, что «в Солбинской пустыни имеется в должности казначейской вдовый священник Егор Васильев, который почасту пьян бывает... называет себя строителем и потому как меня, нижайшего, так и прочих из братства ругает скверными словами. А притом он своими озорническими поступками нанимающихся и приходящих на время в работу в оную Солбинскую пустыню сквернословными своими ругательствами отгонял, а нанятые долой все сходят... Он же во время церковной службы в свою череду по упрямству своему не приходит, а приходит всегда поздно. Также, когда я его во время работы посылаю для присмотра за работниками, он, ослушаясь меня, не ходит, а сказывает, что я де не в работу прислан, а для служения. А наше солбинское место не только над работниками присмотру, но и собственных всего братства трудов требует. Посему я, нижайший, труды прилагал, возбуждаю братство ко всяким работам, а он, священник Егор, не имеет ко обители никакого старания и другим к тому примером бывает, да и впредь он по всяким случаям ненадёжен». При расследовании выяснилось, что и раньше за названным священником водилось пьянство и что он был сослан во Введенскую Островную пустынь. Егора Васильева отправили на исправление в Дмитровский Николаевский Пешношский монастырь. В 1783 г. преосвященным Феофилактом, епископом Переславским и Дмитровским, разрешено управлявшему пустынью эконому архиерейского дома иеромонаху Макарию (управлял в 1782-1783 гг.) построить вновь деревянную тёплую церковь Святителя Николая на другом, вновь отведённом месте, вместо прежней обветшавшей.

В конце XVIII в. пустынью управляли иеромонахи: Арсений (1784-1786 гг.), Даниил (1788-1789 гг.), Никита (1792-1793 гг.), Иосиф (1795 г.), Симеон (1795-1800 гг.).

Когда деревянная церковь Святителя Николая обветшала, преосвященным Ксенофонтом, епископом Владимирским и Суздальским, в 1804 г., при строителе Анании (управлял с 1802 по 1808 г, в этом году умер), разрешено было устроить тёплую церковь в трапезе каменного собора с правой стороны, перенести утварь деревянной церкви и освятить сей придел во имя Святителя Николая Чудотворца.

С 1808 по 1813 гг. монастырём управлял иеромонах Самуил, с 1813 по 1814 гг. иеромонах Пахомий.

3 июля 1814 г. строителем Николаевской Солбинской пустыни назначен иеромонах Аркадий, в будущем архиепископ Олонецкий и Петрозаводский (Фёдоров Григорий Фёдорович). Он родился в 1784 г. в с. Дмитриевском Покровского уезда Владимирской губернии в семье причетника. Окончил духовное училище, затем Владимирскую Духовную семинарию. В 1808 г. по окончании курса, как лучший ученик, был оставлен в семинарии учителем по разным предметам. 18 мая 1814 г. принял монашество, 21 мая рукоположен во иеродиакона, 24 мая - во иеромонаха. В том же году (5 ноября) был определён экономом семинарии, учителем французского языка и библиотекарем. 23 декабря 1814 г. утверждён смотрителем духовных училищ г. Владимира. 26 мая 1818 г. возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Боголюбова монастыря. 18 марта 1819 г. утверждён присутствующим Владимирской духовной консистории и освобождён от должностей в семинарии.
В ноябре 1822 г. архимандрит Аркадий назначен благочинным над мужскими монастырями. С июня 1823 г. - ректор Могилёвской Духовной семинарии, профессор богословских наук и настоятель Оршанского Кутеенского Богоявленского монастыря. В июне 1824 г. назначен ректором Минской Духовной семинарии и настоятелем Грозовского Иоанно-Богословского монастыря. С 27 мая 1825 г. - настоятель Пинского Богоявленского монастыря. В октябре 1827 г переведён на должность ректора Ярославской Духовной семинарии. 3 февраля 1829 г. хиротонисан во епископа Оренбургского. 8 августа 1831 г. перемещён на Пермскую кафедру. 25 декабря 1833 г. возведён в сан архиепископа. С 29 марта 1851 г - архиепископ Олонецкий и Петрозаводский. В1854 и 1855 гг. вызывался в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 7 июня 1869 г. уволен на покой в Александро-Свирский монастырь. Скончался в схиме 8 мая 1870 г. Погребён в Александро-Свирском монастыре.
Архиепископ Аркадий, знаменитый иерарх Русской Церкви, «прирождённый миссионер, какие родятся только веками», был замечателен необыкновенно ревностной и плодотворной деятельностью против раскола и язычества. Ревность его подняла целое миссионерское движение в Пермской и Олонецкой епархиях и сопровождалась такими блестящими результатами, что к концу пребывания его в Перми число раскольников в епархии сократилось наполовину (от 150 000 человек до 75 000). Кипучая энергия и жажда деятельности были отличительными чертами архипастыря. Он построил много церквей, часовен. Вёл большую литературную деятельность, которая выразилась главным образом в бесчисленных письмах, наставлениях и увещаниях против раскола. Преосвященный Аркадий отличался особым усердием к богослужению. Он не оставлял без службы ни одного дня, участвовал во всех крестных ходах, не упускал ни одного молебна и панихиды. Жизнь преосвященный Аркадий вёл простую и строго трезвенную. Всякий мог приходить к нему когда угодно. При разговоре он входил во все подробности. Обладал хорошей памятью. Принято было, чтобы при встрече и при уходе падали ему обязательно в ноги.
Освобождалось от этого только знатное городское духовенство. Поездки по епархии преосвященный Аркадий совершал без всякой внешней пышности. От церемониальных поздравлений в праздничные дни уклонялся. Его горячо любил простой народ, с которым архипастырь любил беседовать. Большое внимание преосвященный Аркадий уделял образованию духовенства, им открыто в епархии несколько духовных училищ. Он добился от Святейшего Синода разрешения приглашать в Пермскую епархию духовенство из других епархий.
20 января 1827 г. епископом Владимирским и Суздальским Парфением (Чертковым) рукоположен во иеромонаха и назначен строителем Николаевской Солбинской пустыни Владимир (Алявдин Василий Феодорович), в будущем архиепископ Тобольский и Сибирский. Он родился 28 июля 1791 г. во Владимире, в семье священника Успенского Княгинина женского монастыря. В мае 1799 г. Василий поступил во Владимирскую Духовную семинарию и ещё до окончания её, в марте 1812 г., был назначен в ней учителем французского языка. В 1814 г. поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил 1818 г. со степенью магистра и был определён инспектором Пензенской Духовной семинарии и профессором философии и еврейского языка. Вскоре назначен и ректором Пензенских духовного и уездного училищ. В 1820 г., по его просьбе, переведён во Владимирскую Духовную семинарию на те же должности, какие занимал в Пензенской. Как профессор, Василий отличался прекрасным знанием своего предмета, умело и увлекательно преподавал его. 7 января 1826 г. в Боголюбском монастыре он был пострижен в монашество архимандритом Никодимом, после чего и стал строителем Солбинской пустыни. 15 октября 1827 г. иеромонах Владимир переведён ректором и профессором философии в Санкт-Петербургскую Духовную семинарию и одновременно назначен ректором Александро-Невского Духовного училища. 29 января 1828 г. возведён в сан архимандрита и определён действительным членом конференции Петербургской Духовной академии. С 25 сентября 1829 г. - ректор и профессор богословия Калужской Духовной семинарии и настоятель Лихвинского Доброго Покровского монастыря. 5 декабря 1834 г. вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения. 20 января 1835 г. в Духовской церкви Александро-Невской Лавры хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии, назначение в которую радовало его, но служить там ему пришлось недолго. 26 сентября 1836 г. он был переведён в Кострому, этой епархией преосвященный Владимир управлял шесть лет, в течение которых вёл непрестанную борьбу с расколом. Он восстановил Ипатьевский монастырь, создал причетнические школы, в которых обучалось несколько сот детей духовного звания.
Преосвященный Владимир часто совершал богослужения и поучал паству назидательными проповедями. По словам одного из современников, «истинным своим пастырством, неусыпным своим учением и служением он обращал нас к совести и добродетели, к церкви и молитве».
Преосвященный Владимир заслужил горячую любовь своей паствы. Со слезами расставались жители Костромы со своим любимым архипастырем. В сентябре 1842 г. он с возведением в сан архиепископа был перемещён в Тобольск, где с прежним усердием строго исполнял свои обязанности. Он заботился о благолепии церквей, им благоукрашены Архангельская и Захарьевская церкви в Тобольске, восстановлена Крестовая церковь архиерейского дома, обновлён тёплый собор, построен новый загородный архиерейский дом и при нём каменная церковь. Преосвященный Владимир очень любил сам совершать богослужения. Каждую неделю он служил не менее 2, а иногда и 4-5 раз. Он участвовал во всех крестных ходах. Его не останавливали ни холод зимой, ни жара летом, ни дальние расстояния. К пастве своей он всегда обращался с простым назидательным словом. Преосвященный успешно ревновал и о приумножении вверенного ему стада. За короткое время, пока управлял Тобольской епархией, он обратил в православие около ста евреев и несколько киргизов и татар. Архиепископ был неутомим в епархиальных делах, всех просителей принимал лично, терпеливо и с одинаковым вниманием выслушивал просьбы и жалобы простого и знатного, подчинённого и неподчинённого, богатого и бедного, набожного и равнодушного. В любое время его двери были открыты для всех, и каждого ожидали радушный приём и назидательная беседа. При такой занятости епархиальными делами преосвященный Владимир находил время и для занятий литературной деятельностью. В Тобольске он подготовил к изданию свои поучения, переводил с французского, делал выписки из хороших книг, записывал и свои благочестивые мысли. Занимался преосвященный и благотворительностью. Всякий, кто истинно нуждался, не отходил от него без помощи.
Но недолго горел этот прекрасный светильник. 27 февраля 1845 г. архиепископ Владимир сильно заболел. Он не прекращал заниматься епархиальными делами, но, чувствуя упадок сил, послал в Святейший Синод прошение об увольнении на покой. Сам же с полным спокойствием готовился к исходу в иной мир. 22 марта 1845 г. он собственноручно написал духовное завещание с указанием места своего погребения, 7 апреля составил прощальное слово к бывшим своим паствам, особенно к тобольской. На Евангелии, которое по завещанию должны были положить с ним в фоб, он написал год и число своего рождения, время поступления в монашество, дату хиротонии, а также написал год своей кончины. После этого он ещё два раза с большим трудом принимал участие в богослужении. 20 мая 1845 г преосвященный Владимир скончался. Погребение было совершено 25 мая в Крестовой церкви загородного архиерейского дома, согласно завещанию владыки.

Пополнение братства Солбинской пустыни происходило и за счет овдовевших священников. В 1800 г определенный во священника в с. Ерлыково Шуйского уезда Василий Иванович Лежневский, в 1821 г. вступил в братство Введенской Островной пустыни, перешел оттуда в Солбинскую пустынь, скончался 26 апреля 1842 г.
Священник Иван Феодорович Елпатьевский, в 1828 г. окончил Владимирскую семинарию, в 1829 г. рукоположен ко храму с. Гор-Пненвиц (ныне в Тверской губернии), потом служил в Солбинской пустыни, и в 1844 г. перешел в Иосифо-Волоколамский монастырь.
После иеромонаха Владимира Солбинской пустынью управляли иеромонахи: Иоасаф (1826 г.), Исайя (1828-1830 гг.), Геннадий (1834-1844 гг., в миру он был священником Гавриилом Сергеевым, до 1829 г. служил при храме с. Степановского Александровского уезда), Варсонофий (1845 г.), Гедеон (1848-1849 гг.), Порфирий (1849-1853 гг., умер в этом году), Аарон (1854 г.).
В 1840 году обитель обнесли каменной оградой с 8-ю башнями.

Содержание монастыря обеспечивалось не только случайными приношениями богомольцев, но главным образом земельными владениями — пашнями, лугами и лесами. Так как эти земельные владения были пустоши, а не населенные вотчины, то Солбинский монастырь не был лишен их и в 1764 г, при отобрании монастырских вотчин; поэтому материальное обеспечение его не изменилось и после этого времени. Напротив, после отобрания у монастырей вотчин, Солбинская пустынь осталась одной из наиболее обеспеченных обителей Владимирской епархии, ее земельные владения, по преимуществу лесные, при умелом пользовании ими, с течением времени приобретали все большую и большую ценность. При таких условиях пустынь имела полную возможность быть благоустроенной и с внешней и с внутренней стороны. Но, к сожалению, настоятели и братия монастыря не сумели поддержать этого благоустройства.

В 1861 г. по благословению преосвященного Иустина, епископа Владимирского и Суздальского, при строителе иеромонахе Петре (управлявшем монастырём до 1862 г.), трапеза соборного храма разобрана, распространена несколько на обе стороны для двух приделов. Справа был иконостас Покрова Пресвятой Богородицы, на левую сторону перенесён иконостас придела Святителя Николая Чудотворца. Древний образ святителя (современный основанию монастыря) помещался в ряду местных икон. Расширение храма было произведено на пожертвованную помещиком Николаем Петровичем Стромиловым сумму в 2606 рублей. Иконостасы приделов устроены вновь в 1863 г., а трёхъярусная колокольня - одновременно с соборным храмом.
В 1864 г., при настоятеле иеромонахе Макарии (в 1877 г. возведён в сан игумена, ум. 1883 г.), стены приделов расписаны.
В храме были иконы Преподобного Ефрема Сирина и Святой мученицы Ирины - вклад Ирины Михайловны Спиридовой, похороненной с мужем, бывшим сенатором Матвеем Григорьевичем Спиридовым, против алтаря соборного храма. Умершие из братии монастыря погребались вблизи храма, крестьяне близлежащих деревень - у южной стены ограды монастыря. В левом углу обители было древнее кладбище и стоял деревянный храм Святителя Николая.
В монастыре имелись деревянные настоятельские кельи с 6 комнатами и мезонином, построенные в 1862 г., деревянный на каменном фундаменте братский корпус с 8 кельями (1851 г.), братский корпус на каменном фундаменте с 8 кельями (1861 г.), братская трапеза и кухня на каменном фундаменте (1851 г.), помещение на конном дворе для послушников, проживавших на испытании, и другое для работников и конюхов (1865 г.). За монастырём были скотный двор, гумно и овин. На р. Солбе-двупоставная водяная мельница (отдавалась внаём). Обработка полей производилась наймом окрестных жителей при пособии братии. Монастырские земли, не поросшие лесом, отдавались в покос местным крестьянам, лес оставался неприкосновенен. В 1860-х гг. в монастыре 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, братия в основном из духовенства. По свидетельству церковной летописи Николаевской Солбинской пустыни (1861 г.), «окрестные крестьяне, как и вообще здешнего края крестьяне, довольно благоговейны, усердны к храму Божию, уделяют часть на украшение его, милостивы к бедным, но не чужды и некоторых пороков. Пьянство глубоко пустило свои корни в простонародии с тех пор, как упразднено крепостное право и дарована свобода. Оно и недород хлеба увеличили в народе бедность и нищенство».
В 1883 г. настоятелем монастыря был избран иеромонах Антоний.

Женская Солбинская пустынь

Нравственное состояние братии этой уединенной, как бы затерянной среди лесов обители, не всегда было на надлежащей высоте. Хозяйство монастырское, для ведения коего у монастыря были все средства, шло небрежно. Благоустройство монастыря падало. Принимавшиеся против всего этого епархиальным начальством различные меры не достигали своей цели. Посему в 1903 году принята была наконец самая радикальная мера: указом Св. Синода от 18 декабря 1903 г. Солбинская пустынь из мужской была переименована в женскую.
В 1903 г. настоятель обители иеромонах Ардалион, управлявший с 1896 г., был перемещён в Лукианову пустынь.
Не прошло еще и пяти лет со времени обращения Солбинской пустыни в женскую, но благоустройство ее теперь бросается в глаза при самом поверхностном наблюдении. Нам недавно пришлось убедиться в этом при посещении пустыни.
По обращении пустыни в женскую, в нее отправились 7 сестер из Переславского Никольского монастыря с монахиней Макарией (ставшей игуменией Солбинской пустыни) во главе. Тяжелой и грустное впечатление произвела пустынь на новых ее хозяек: все в ней оказалось крайне запущенным — храм, братские кельи, хозяйственные постройки и проч. Но упорная энергия и преданность делу скоро исправили следы этого запущения, обитель обновилась, благоустроилась, изменилась до неузнаваемости.
Храм в пустыни отремонтирован снаружи и внутри; своею внутреннею отделкой и поразительною чистотой он производит самое приятное впечатление. В этом храме помещается и главная святыня обители — местно чтимая чудотворная икона Святителя Николая. Святитель Николай считается небесным покровителем обители, оберегающим ее от всяких невзгод. Икона его глубоко чтится окрестным населением: весьма значительное число богомольцев ради нее стекается в обитель, она износится и в окрестные селения.
Одновременно с храмом были обновлены и другие монастырские здания: почти все прежние здания перестроены и многие устроены вновь, напр. дома для причта, гостиница и мн. др.
В 1908 г. в Солбинской пустыни было 78 сестер, по преимуществу из крестьянского сословия. При поступлении каждая вносила в монастырскую казну 20 руб. и получала от монастыря квартиру, стол и необходимую одежду. Все монастырское хозяйство велось почти исключительно руками самих сестер.
При монастыре обширный огород, который давал овощи для монастырской трапезы. По реке Сольбе и по лесным полянам — хорошие и обильные покосы, которые убирались сестрами. Под пашню обрабатывалось 28 десятин, но приняты уже меры к тому, чтобы расширить запашку. Пахали крестьяне-арендаторы монастырских пустошей, все же остальные полевые работы исполнялись самими сестрами; исполнялись дружно, быстро и тщательно.
В конце первой половины сентября 1908 г. на крестьянских полях стоял еще неубранным овес и едва начинали зеленеть озимые поля. В Солбинской же пустыни овес был уже не только убран, но и обмолочен, а озимые поля покрыты были густой изумрудной зеленью.
Окружающие монастырь леса давали для монастырской трапезы обильный запас ягод и грибов. Собственные же монастырские лесные владения при рациональном пользовании ими являлись неиссякаемым источником, обеспечивающим средства существования обители.
При монастыре имелся довольно обширный скотный двор, дающий достаточный запас молочных продуктов для трапезы сестер. Все работы на этом дворе исполнялись также самими сестрами.
Таким образом Солбинская пустынь по преобразовании в женскую обратилась в правильно организованную трудовую общину, руководимую искусной рукой ее настоятельницы. Сестрам обители приходилось вести особенно летом нелегкую трудовую жизнь. Но за этим трудом в обители не забывали и не оставляли в небрежении и другой стороны монастырской жизни — молитвы, службы Божией...
В труде и молитве день за днем текла жизнь в этой уединенной иноческой обители. [1]

По-прежнему свято чтилась икона свт. Николая. С нее были сняты 3 копии, которыми обносили окрестные селения и поля. Перед подлинником служились частые молебны - по просьбе благочестивых местных жителей.
Обитель за короткий срок настолько окрепла, что смогла оказывать посильную благотворительную помощь: в годы первой мировой войны сестры шили белье, полушубки солдат русской армии.
К 1913 г в монастыре было более 90 сестёр.
История женского Николо-Сольбинского монастыря была прервана в ноябре 1918 года после его упразднения и образования на его месте сельскохозяйственной комунны «Новая жизнь». Некоторое время монастырь просуществовал недолго. Игумения Макария и некоторые сестры были обнаружены и арестованы. Дальнейшая судьба, их остается неизвестной.
С 1904 г. в соборном храме служил о. Леонид Гиляревский (1877-1937 гг.). В семье о. Леонида и его жены Надежды было 12 детей. После закрытия монастыря он переехал в Переславль, где служил в храме Сорока мучеников, был благочинным. В 1937 г. арестован по ложному обвинению в руководстве террористической группой и расстрелян.
Монастырь был закрыт, но в соборном храме, теперь уже как приходском, продолжались богослужения.
До 1936 г. настоятелем был игумен Игнатий (Иван Христофорович Савочкин, 1875-1937 гг.). По возвращении из ссылки он был направлен в Солбинскую пустынь (не позднее 1935 г.). 9 августа 1937 г. арестован в с. Ильинском и 20 августа расстрелян. Только две службы провёл назначенный в храм Солбинской пустыни иеромонах Паисий (в миру Иван Платонович Елисеев). 5 августа 1937 г. он был арестован и через две недели (20 августа) расстрелян. В том же году храм закрыт и разорён. Члены комунны за три года пустили по ветру все богатство монастыря, разобрали многие постройки.
После закрытия обители чудотворная икона святителя Николая еще долго оставалась в храме, а когда и церковь была предана на поругание, жители разобрали святые иконы по своим домам. Где сейчас находится святыня – неизвестно.
Монахини, оставшиеся после закрытия монастыря в близлежащих деревнях и продолжавшие в миру хранить монашеские обеты, были приговорены к различным срокам тюремного заключения.
Во время Великой Отечественной войны здесь разместился детский дом, а позже - лечебница душевнобольных. Успенский храм использовали как помещение для столовой и клуба. В левом приделе устроили кочегарку. Внутреннее пространство храма было совершенно искажено перегородками. Все окна храма и корпуса заставили решетками. В 60-х годах на строительство дорог разобрали уникальные стены с башнями.

В 1994 году, по ходатайству главного санитарного врача района, психиатрическую больницу расформировали из-за крайней антисанитарии и нецелесообразности вложения денег. От нее остались обезображенное здание храма, двухэтажный корпус, пребывающий в аварийном состоянии, и территория, заваленная горами больничного хлама и мусора; в развалинах ютились бомжи и алкоголики. В таком состоянии монастырь был возвращен Православной Церкви для дальнейшего восстановления.
Монастырь возрождён в 1995-1996 гг. как подворье Никитского монастыря в Переславле-Залесском. Присутствие насельников было непостоянным, восстановить разруху не удавалось. Пытались назначать сюда и настоятельниц, за один год их сменилось пять – никто не мог удержаться. На Сольбу попасть боялись.
В 1998 г. указом архиепископа Ярославского и Ростовского Михея Солбинская пустынь определена как Николаевский Солбинский женский монастырь. 26 января 1999 года вышел Указ Высокопреосвященнейшего Архиепископа Михея Ярославского и Ростовского о назначении на должность Настоятельницы Николо-Сольбинского женского монастыря монахини Еротииды, согласно которому Матушка с тремя сестрами прибыла на новое место.
Зима – нет отопления, телефонной связи, транспорта, денег. Жизнь под одной крышей с подозрительными людьми представляла серьезную опасность. Однако с ними пришлось прижиться и ужиться, потому что именно они оказались в первое время помощниками: возили из леса дрова, кололи их, пекли хлеб. Матушка имела группу инвалидности, с ней было три девочки-послушницы 16, 17 и 18-ти лет.
В первый день на Сольбе Матушка чудесным образом получила исцеление.
«Господь смилостивился и я с первого же дня исцелилась, рассказывала она. – Мне сразу стало хорошо. Утром проснулась и чувствую – прилив сил и такая благодать…»
С самого начала возрождения обители Настоятельницей была поставлена цель – совершать ежедневные богослужения. Исполнялось монашеское правило, каждой сестре назначались послушания, ежедневно сестры обходили обитель крестным ходом. Однако будущее вызывало большое беспокойство: каким образом наладить жизнь в монастыре? Да и просто – каждый день надо было решать, чем кормить сестер.
Первый выезд из монастыря оказался сложным и запомнился надолго. Местность была совершенно незнакома, машины ходили очень редко. Около двух часов пришлось идти пешком по совершенно пустынной дороге. И только пройдя около 11 километров, встретила Матушка-настоятельница автомобиль со связистами, которые довезли ее до Нагорья. Когда она, наконец, с трудом добралась до Троице-Сергиевой Лавры и приложилась к святым мощам преподобного Сергия, то встретила знакомых людей, в которых нашла большую поддержку. В этом был промысел Божий и попечение о монастыре святого игумена Радонежского. С этих пор у монастыря стали появляться первые помощники, хотя долгое время еще Матушке приходилось самой носить тяжелые сумки с пожертвованиями и продуктами для пропитания сестер, которых вскоре стало пять человек.
Первые шесть лет возрождать обитель особенно помогал родной брат Матушки, владыка Феодосий, в то время насельник Троице-Сергиевой Лавры. Всегда энергичный и неутомимый, он поддерживал, направлял своим личным примером, живой верой вдохновлял на добрые дела и подвиги во славу Божию. Вот как рассказывает о нем сама Матушка:
«У меня есть брат – владыка Феодосий, у него тогда было послушание на просфорне в Лавре. И вот он выпечет просфоры — и к нам добирается. И каждый раз, когда сюда ехал, то все время думал, найдет ли нас живых и не случилось ли чего с нами. Он обязательно что-нибудь привезет покушать – и обратно на просфорню. Кого-нибудь из батюшек привезет, устроит службу поторжественнее, потому что он очень любит служить и сам хорошо службу ведет. Первое время у нас была большая проблема со священниками. Даже на одну службу было трудно выпросить кого-то, никто не хотел ехать, потому что останавливаться было негде. Батюшка с Никитского монастыря не хотел ездить, говорил, что у него здесь жилья нет, что ему тяжело добираться, и ушел. У нас не было священника. Я ездила в Лавру и просила у благочинного (сейчас он – Архангельский владыка Даниил). Вот я стою целый день на проходной и жду, пока мне дадут батюшку. И всегда давали кого-нибудь. Однажды я поехала к владыке Феогносту и попросила моего брата, и владыка мне не отказал, он его благословил и с тех пор отец Феодосий служил у нас».
Владыка Феодосий помогал и по стройке, и в хозяйственных делах, а главное его молитва на богослужениях вдохновляла и духовно поддерживала в самые тяжелые моменты. В 2005 году он был назначен Наместником монастыря во имя Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме в Екатеринбурге, а в 2011 г. – хиротонисан во епископа. Сейчас он возглавляет Исилькульскую епархию и не редко бывает на Сольбе.
События в монастыре стали развиваться быстрыми темпами. К первому престольному празднику, как дар от самого святителя Николая, в обители появилась икона с частицей его святых мощей, пожертвованная монастырю Настоятелем Московского храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, протоиереем Георгием Бреевым. Прихожане храма провожали святыню со слезами. А на Сольбе сестры крестным ходом вышли встречать икону далеко на дорогу. Со свечами и молебным пением ее занесли в храм, и сразу же началось всенощное бдение. Так святитель Николай с самого начала возобновления монашеской жизни в обители стал покровителем монастыря и с тех пор именно к этому святому образу весь народ притекает с верой.
К первому Престольному празднику сестры готовились самоотверженно. Было вывезено огромное количество машин с хламом и мусором, разобраны навесы, сараи, разбиты грядки и клумбы. В корпусе вымыли окна, навели чистоту. Появилась скромная, но аккуратная трапезная с занавесками на окнах и картинами на стенах. Эти маленькие радости, дававшиеся с таким трудом, создавали праздничное настроение, поддерживали надежду.


Успенский храм

Правый придел Успенского храма был освящен освящен епископом Угличским Иосифом викарием Ярославской Епархии, 14 октября 2001 года в честь Покрова Божией Матери. Одновременно был сделан капитальный ремонт сестринского корпуса.
В праздник Успения Пресвятой Богородицы 2002 года Богослужение в монастыре возглавил Владыка Михей. Им были освящены колокола для Успенского храма. Впервые разлился по всей окрестности ликующий колокольный звон, созывая верующих в храм Божий и возвещая людям, что есть Бог, небо, дух, молитва, подвиг, что вера Православная жива несмотря ни на что!
Центральный Успенский придел и левый придел Усекновения главы Иоанна Предтечи были освящены 13 сентября 2003 года. В Успенском приделе хранятся почитаемые мощи Глинских старцев, частицы мощей многих почитаемых святых и мучеников хранятся также в Покровском приделе и приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи. Икона Николая Чудотворца с частицей мощей была пожертвована монастырю настоятелем Московского храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском протоиереем Георгием (Бреевым) 22 мая 1999 года в первый престольный праздник возрожденного монастыря. Она также хранится в Успенском храме.


Храм Преподобного Сергия Радонежского


Подножия храма Сергия Радонежского выложено древними камнями, которые служили для укрепления монастырских стен.
При строительстве храма произошла интересная история. На территории обители был источник с водой не пригодной для питья: в ней содержалось слишком много фтора. И, когда рыли фундамент храма, к радости монахинь и горести строителей, забил источник, с кристально чистой водой. Сейчас источник вывели за монастырские стены и построили над ним часовню.

В монастыре пять действующих храмов, среди них: деревянный, в стиле северного зодчества, храм преподобного Сергия Радонежского (освящен 22 ноября 2007 года) и «пещерный» храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Источник, обнаруженный при его строительстве, был выведен за монастырскую стену и освящен в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и преподобного Сергия Радонежского. Ведётся строительство четырёх храмов, в том числе верхнего — в честь преподобного Сергия Радонежского и нижнего — в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, а также святителя Спиридона Тримифунтского.


Надвратный Никольский храм

Церковь Петра и Павла (домовая)

Внутреннее убранство церкви свв. апп. Петра и Павла

На 2015 год в монастыре 40 насельниц[.18 мая 2019 года в монастыре был освящен храм в честь святителя Николая, небесного покровителя монастыря, заложенного в 2003 году. Освящение и Литургию совершил епископ Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов).
При монастыре действует приют для девочек.

ООО "Сольба" зарегистрирована 17 июня 2009 г. Директор - Гажу Елена Михайловна. Адрес: Ярославская область, Переславский районсело Загорье, Центральная улица, д. 7. Основным видом деятельности является «Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока».
Сайт монастыря: https://solba.ru/

Источник:
1. Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 50-й. 1908 г.).
Монастыри Владимирской губернии

Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: Переславль | Добавил: Николай (01.08.2020)
Просмотров: 900 | Теги: монастырь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru