С Божиим благословением, преподанным Архипастырем нашим, Высокопреосвященнейшим Архиепископом Антонием, приступили мы к устройству единоверческой церкви, с открытым еще в декабре 1869 года, единоверческим училищем.
Шуйское единоверческое общество состояло всего из 24 человек. Устраивали церковь преимущественно двое из них: И.А. Борисов и Н.Б. Журов. Усердием и старанием первого, при помощи купчихи М.П. Воиновой, приобретена земля со всеми нужными для церкви и училища постройками, садом и огородом, за 4000руб.; кроме сего на обеспечение священника внесено в Шуйский банк 2000 руб. Н.Б. Журов заботился преимущественно об устройстве и содержании школы, в которой в 1871 г. обучалось до 100 чел. мальчиков и девочек.
27 октября 1870 года останется приснопамятным днем для Шуйских единоверцев. В этот день занялась заря возрождения Шуйского старообрядчества, погибающего в заблуждении и невежестве, к новой благодатной жизни, ниспосылаемой через Архипастырей единой, святой, соборной и апостольской Церкви.
Первое открытое Богослужение по старопечатным книгам, которого в Шуе до сих пор не слыхали, совершилось скромно, но оно было для всех умилительно и радостно. В здании, избранном для устройства церкви поставлен был новый, сосновый стол, покрытый белою скатертью, — на столе лежали св. крест и Евангелие и поставлена была водосвятная чаша: на восточной стене повешена была св. икона с восьмиконечным, вверху, крестом. Молебствие и водоосвящение совершены вызванными нарочно для сего из с. Дунилова священником и уставщиком, с точным соблюдением правил устава, так что продолжались они до трех часов. За молебном было не более двух десятков стариков и стариц и воспитанники училища; во время водоосвящения у всех в руках горели свечи. После молебна — ни пира, ни заздравных приветствий не было.
Впрочем, как нескромно было наше первое духовное торжество, — весть о нем быстро облетела весь город. К концу молебна явились еще молящиеся, в числе которых мы видели лиц из окрестных старообрядцев, располагающихся к единению с Церковью, которые видимо были тронуты открытым Богослужением по старым книгам и обрядам. «Слава Богу, говорили они, были мы овцы, не имущие пастыря, а ныне видим веру и спасение». А одна старушка, старообрядка, на мое предложение приходить к молебну, который будут читать и петь по старым книгам, отвечала: «ужели это правда? Непременно приду и посмотрю: жаль только — нет у меня лестовки и подручника» (Раскольники считали, что кто молится без лестовки и подручника, того молитву Бог не приемлет. Напротив молящиеся по лестовке будут возведены по ступеням оной прямо на небо, а с подручника Ангел Господень будет молитву и возносить к Богу.). Действительно, старуха пришла на молебен, — мы дали ей лестовку и подручник, и она молилась усердно, обещаясь и впредь ходить к нам. И другие Шуйские и окрестные старообрядцы, как слышно, говорят: «и мы не прочь ходить, — но опаство имеем. Дедушка Евмений (лже-поп Австрийского посвящения, крест, д. Чижева) говорит: в символе сказано: верую во едину, святую, соборную и апостольскую церковь, — а у вас две - Великороссийская и единоверческая; которая нибудь из них да погрешила»? Таковым дали мы следующий ответ: дедушка ваш Евмений толкует криво: Великороссийская и единоверческая не две Церкви, а одна - по догматам, Иерархии, заповедям и Богослужению; одно в ней причащение тела и крови Господней и прочие таинства. Разность в обрядах: но обряд сам по себе не столь важен, как толкует Евмений; была бы в обряде святая, православная мысль. Поелику в единоверческих обрядах учение едино с Великороссийскою Церковью, то выходит, что существенного различия нет и в обрядах. Напр. в Великороссийской церкви обедню служат на пяти просфорах, в единоверческой — на семи. Но как в той, так и в другой для таинства Евхаристии употребляется один хлеб, из коего вынимается св. Агнец: «вcи бо от единаго хлеба приобщаемся», говорит св. Апостол Павел. А там не только пять или семь, — можно десять, двадцать и более просфор приносить. В Иосифовском служебнике, в чине проскомидии, замечено о шестой просфоре: «аще монастырь, иерей прием шестую просфору». Не доказывает ли это, что в приходских церквах и при Патриархе Иосифе служили на пяти. Спора не было. Или другой обряд: в Православной церкви около купели при крещении, при браке около аналоя, ходят против солнца; в единоверческой церкви по солнцу. Кого разумеют православные под именем солнца? - Солнце праведное - Христа. Кого единоверцы? — Того же Христа! Православные, идя против солнца, идут ко Христу; единоверцы, идя по солнцу, идут по Христе. Мысль одна; разница в видимости. Также должно думать и о прочем. Выходит: Великороссийская и единоверческая церкви — одна церковь.
Надеясь на благодать Божию, мы уповаем на присоединение старообрядцев к единоверию. Поскорее бы Господь помог устроить нам св. храм, а люди добрые поддержали бы наше училище....
Учитель Шуйской единоверческой школы Ив. Успенский.
Шуя. 19 Ноября 1870 г.
/"Владимирские Епархиальные Ведомости" Неофициальная часть № 1 (1 января 1871 года)
Шуйский-Всехсвятский единоверческий монастырь
В 1870-х гг. при Всехсвятской единоверческой церкви устроена женская богадельная, в 1886 г. преобразованная в единоверческую женскую общину.
Всехсвятский единоверческий женский монастырь 3-го класса образован из монашеской общины при единоверческой церкви Всех Святых определением Св. Синода от 5 мая 1889 г.
Значительное участие в строительстве и благоустройстве монастыря принимали известные шуйские промышленники и купцы, имевшие старообрядческие корни (главным образом династия Рубачёвых – жертвовали землю, средства на строительство собора, часовни, каменных корпусов, В.В. Рубачёв был старостой Всехсвятской церкви). В 1897 г. в число монашествующих, согласно клировым ведомостям, входили: игумения (Досифея), одиннадцать инокинь, семь послушниц, пятьдесят три белицы. При монастыре существовала школа для девочек; учительницами состояли послушница и инокиня.
Шуйский Единоверческий женский монастырь. Слева Успенский собор, справа Всехсвятская церковь с колокольней.
Комплекс архитектурных сооружений монастыря включал Успенский собор (1901), Всехсвятскую церковь с колокольней (1871), трапезную, кельи, часовню, низкую ограду с башенками.
Небольшая Всехсвятская церковь (белая) с колокольней построена в 1871 г. на средства доброхотных дателей. Храм был каменным, одноглавым, с лаконичным внешним оформлением и шатровой колокольней. Снаружи оштукатурен и побелен.
Престол в церкви один — в честь Всех Святых, теплый.
На колокольне в 1898 г. было 5 колоколов, пожертвованных шуянами – Болотовым П.И., Воиновым М.П., Романовой Ю.Ф.
Часовня - первое церковное сооружение на территории монастыря. Построена в 1886 г. церковным старостой, купцом В. В. Рубачевым "в благодарственное воспоминание 19 февраля 1861 г".
Каменный двухэтажный корпус построен в 1888 году усердием старосты Рубачевым.
Причта при церкви положено: священник и псаломщик. На содержание причт получает: процентов с причтового капитала 786 руб. и за требоисправления до 400 рублей. Дома причт имеет церковные, построенные в 1891 году. Земли при церкви: усадебной 32 сажени поперечнику и 77 длиннику и огородной 32 саж. поперечнику и 62 длиннику. В приходе 1892 г. числится 46 дворов, в них душ мужского пола 41 и женского пола 87 душ.
Адрес церковному старосте — строителю Всехсвятского единоверческого монастыря в гор. Шуе, почетному гражданину, Шуйскому 1-й гильдии купцу Василию Васильевичу Рубачеву, от игумении того монастыря Досифеи с сестрами. «Достопочтеннейший благодетель и ктитор нашей обители Василий Васильевич! Я, недостойная игумения, и все сестры благоустроенной Вами нашей обители считаем священным долгом выразить пред Вами чувства нашей глубочайшей благодарности к Вам в подносимом ныне адресе, который усерднейше просим Вас принять от нас, как посильную дань нашей сердечной признательности за все щедрые благодеяния, оказанные Вами нашей обители, за все Ваши труды и неусыпные попечения об устроении, благоукрашении и благосостоянии ее. Куда мы ни обратим взор, везде и во всем видны здесь Ваше усердие и щедроты. Вот святая церковь: внутри она сияет благоукрашением и изобилует прекрасною утварью; снаружи — приятно поражает своей свежей чистотой и прочностью. Колокольня снабжена подбором благозвучного звона. Вот и часовня, этот малый храм Божий, куда во всякое время открыт доступ для молитвы и посильного приношения на обитель. И всем этим обитель обязана Вашему благочестивому усердию. Вы оградили нашу мирную обитель крепкою стеною с массивными воротами. Вы открыли здесь училище, чтобы чрез него обитель наша содействовала утверждению в народе веры Христовой и распространению полезных знаний. Вами устроен каменный корпус с трапезою для сестер обители; Вами же устроены удобные помещения и для священнослужителей нашей обители. Сколько же средств и трудов Вы положили на устройство монастырских зданий и келлий! Наконец Вашим усердием к нашей обители приобретено для нее великолепное имение с намерением устроить в нем новый храм во славу Божию и на пользу св. обители нашей. Нет таких слов, которыми могли бы мы достойно возблагодарить Вас, достопочтеннейший благодетель наш Василий Васильевич, за Ваши жертвы, попечения и труды для нашей обители. За все это воздаст Вам Господь Бог, во имя Которого Вы благодетельствуете нам. Мы же, смиренные, доколе будет стоять наша обитель, будем непрестанно молиться о Вас и о Вашем благочестивом роде» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 13-й. 1-го июля 1890 года).
Успенский собор
В 1890 году в пользу монастыря староста Рубачев пожертвовал земли 60 саж. поперечнику и 83 длиннику; на этой земле заложен каменный собор в честь Успения Божией Матери 2 июня 1891 г. Строился десять лет (1891-1901 гг.). Вначале собор был краснокирпичным, впоследствии был оштукатурен и выкрашен в серый цвет. Представлял собой крупный пятиглавый храм в традициях русской архитектуры с богатым декором. Освящение Успенского собора проводили единоверческий архимандрит Филарет, архиепископ Серафим, настоятельница – игумения Досифея. На церемонии освящения присутствовали многие благотворители, участвующие в устройстве собора и монастыря – представители шуйских, ивановских, петербургских, московских купеческих династий (К.Н. Балина, Я.Н. и Ф.Я. Фокины, К.М. Машков, Е.П. Зендолинская, П.Н. Корнилова и другие).
В монастырские храмы при освящении были пожертвованы единоверцами Шуи и Иваново-Вознесенска "20 икон старого монастырского, 10 новгородского, 4 строгановского писем 17-го и 18-го веков".
При монастыре существовало кладбище.
Торжество освящения соборного храма в Шуйском Всехсвятском единоверческом женском монастыре 9-го сентября 1901 года
Храм сей строился 10 лет. Закладка его совершена 2-го июня 1891 г. Высокопреосвященнейшим Феогностом, Архиепископом Владимирским и Суздальским. Строителем его во все время был потомственный почетный гражданин, Шуйский 1-й гильдии купец, Василий Васильевич Рубачев. Много в течение 10 лет истратил он денежных средств на постройку, много потерял сил и здоровья при этой постройке, много бессонных ночей провел, много тяжелых трудов и забот понес, но, при помощи Божией, довел дело до конца. К 1-му сентября 1901 года храм был совсем окончен постройкой, отделан внутри и снаружи и готов был к освящению, которое и назначено было на 9-е сентября. Новоустроенный храм каменный четырехугольный с выступами для алтарей, с пятью массивными главами, которые увенчаны вызолоченными крестами. Он весьма обширен: имеет 11 саж. в длину, 11 в ширину и 14 в вышину, да трибун имеет 4 саж. в высоту. С западной, северной и южной сторон храм имеет большие паперти с четырьмя входными дверями каждая, из коих наружные двери железные, а внутренние — дубовые с бемскими стеклами. Поместиться в храме может более 1000 человек. Храм в два света, теплый, отапливающийся духовой вентиляционной печью. Внутренний вид храма поражает зрителя своей грандиозностью, изяществом и богатством. В храме три престола в ряд. Главный престол в честь Успения Божией Матери, в правом приделе — во имя Святителя и Чудотворца Николая, а в левом — во имя Священномученика Василия — пресвитера, празднуемого церковью 22-го марта. Одеяние на главном престоле, — из золотого глазета, по которому на западной стороне вышито золотом и унизано жемчугом изображение Успения Божией Матери. За престолом, пред запрестольным крестом, поставлен металлический вызолоченный, семисвещник. Предъалтарный иконостас деревянный резной, в 5 ярусов, густо вызолоченный. Иконы в иконостасе строго греческого письма; все они без риз. Пред ними 10 больших вызолоченных подсвечников с тремя большими свечами на каждом. Солея обнесена чугунной, бронзированной решеткой. Над ней висит бронзовая вызолоченная люстра с 12-ю свечами. Стены в храме и столбы выштукатурены и украшены живописью с сплошными орнаментами. На пилястрах и столбах устроены вызолоченные иконостасы. Иконы в них большей частью в дорогих, серебро-позлащенных и жемчужных ризах. Посредине храма висит большое бронзовое вызолоченное паникадило с 64 свечами, а по правую и левую стороны два таких же паникадила с 24-мя свечами каждое. У южной стороны помещается вылитая из серебра и позлащенная, изящной работы, плащаница. К западной стене храма примыкают обширные, во всю ширину храма, чугунные бронзированные с таковой же лестницей хоры, устроенные на железных балках по системе Монье. Поместиться на хорах может до 200 человек. Пол во всем храме и папертях из разноцветных метлахских плиток. Стены папертей также украшены живописью и вызолоченными иконостасами с иконами. Богатой ризницей и изящной серебро-позлащенной церковной утварью храм снабжен с избытком. Стоимость храма со всеми украшениями, ризницей и утварью — более двух сот тысяч рублей. Освящение храма, назначено было на 9-е сентября. За несколько дней пред сим настоятельница Всехсвятского монастыря, игумения Досифея, отправилась к Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Архиепископу Владимирскому Сергию с покорнейшей просьбой, чтобы он благоволил освятить храм лично. Но Высокопреосвященнейший просьбу эту исполнить отказался в виду того, что 8-го сентября в его монастыре был храмовый праздник, и поручил совершить освящение Благочинному монастырей, настоятелю Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиева монастыря, отцу Архимандриту Серафиму, который 7-го сентября и прибыл для сей цели в Шую с благочинным своего монастыря, иеромонахом Иларием, с книгодержцем и посошником. 8-го сентября к 5 часам вечера собралось в новый храм ко Всенощному бдению духовенство, имевшее участвовать в освящении храма, именно: настоятель Благовещенского Керженского единоверческого монастыря Нижегородской губернии, Семеновского уезда, Архимандрит Филарет, Шуйские Протоиереи — Е. Правдив и А. Казанский, Благочинный единоверческих церквей, священник А. Богословский, местный священник А. Скрипкин и приезжие единоверческие священники: Ф. Надеждин, иеромонах Корион, А. Листов и А. Бельский, последние трое из Нижегородской губернии. В 4 ¾ часа начался звон ко Всенощной, а ровно в 5 часов прибыл начальствующий о. Архимандрит Серафим, который после обычной встречи и молитвы пред святыми иконами, положенными на аналогиях, по средине храма, проследовал в алтарь. Вскоре началось Всенощное бдение, которое совершал посредине храма местный священник о. Скрипкин. На хорах пели два хора монахинь: на правом клиросе пел хор, выписанный из Москвы, а на левом — местный. Пели довольно стройно, особенно — хор Московский. На литию и величание выходили все вышесказанные священнослужители с о. Архимандритом Серафимом во главе. Продолжалось Всенощное бдение около шести часов при массе молящихся, среди которых находились и три прибывшие на торжество освящения игумении — настоятельницы женских монастырей: Московского Всехсвятского единоверческого — Александра, Покровского Единоверческого монастыря, Нижегородской губернии, Семеновского уезда, — Маргарита, и Воскресенско-Феодоровского монастыря, Шуйского уезда, — София. На другой день, 9 сентября, в 8 часов утра, начался на монастырской колокольне трезвон к водоосвящению, которое и совершил единоверческий Архимандрит Филарет с прочими единоверческими священниками. В 8 ½ часов прибыл о. Архимандрит Серафим. Прочитаны были входные молитвы, после коих священнослужители вошли в алтарь и облачились во все священные одежды своего сана, надев поверх их белые фартуки. Стол с приготовленными к освящению вещами со средины храма перенесен был в алтарь, и о. Архимандрит, после благоговейной молитвы, приступил к освящению храма. В освящении участвовали все вышепоименованные лица, к которым присоединился еще прибывший ранним утром из Москвы настоятель Московской Троицкой единоверческой церкви, о. Протоиерей Иоанн Звездинский. Трогательно величественный обряд освящения совершен по установленному Церковью единоверческому чину. Крестный ход с антиминсом обошел вокруг храма не один, а три раза. По освящении храма, о. Архимандрит Серафим вышел с сослужащими ему из алтаря на средину храма и, при возглашении соборным диаконом Лебедевым: «Господу помолимся, рцем вси», осенил народ крестом на все четыре стороны света. После сего он стал на амвон лицом к народу, а тот же диакон громогласно произнес многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду и Высокопреосвященнейшему Сергию, Архиепископу Владимирскому и Суздальскому со всею его богоспасаемой паствой, строителю храма, рабу Божию Василию, настоятельнице монастыря, игумении Досифее, и всем благотворителям, из которых некоторые присутствовали в храме, именно: вдова пот. поч. гражд. Ил. Н. Балина, Иваново-Вознесенский 1-й гильдии купец Я.Н. Фокин с сыном своим Федором Яковлевичем, Московский купец И.М. Мешков, Петербургские купеческие жены: Ев. П. Зендолинская и П.Н. Корнилова, куп. вдова Л. Евт. Борисова и многие другие. По окончании многолетий, о. Архимандрит Серафим с адресом в руках, а настоятельница монастыря со святой иконой стали на амвоне лицом к народу, и первый из них прочитал строителю адрес следующего содержания: «Достоуважаемый Василий Васильевич! Шуйский Всехсвятский единоверческий женский монастырь празднует ныне радостнейшее событие — освящение своего величественного, редкого по красоте, изяществу и богатству, соборного храма, заложенного 10 лет тому назад, в 1891 году. Давно ли эта юная обитель отличалась бедностью и неустройством, вовсе не имела земли для постройки келий, нуждалась в самых необходимых хозяйственных постройках, а ныне, значительно распространенная, она украсилась превосходными зданиями и торжественно празднует освящение своего великолепного собора, который мог бы служить украшением и столичного города. Как же нам не воскликнуть: «дивны дела Твои, Господи!» Построение этого храма, начатое вами без запасного капитала, без всяких средств, потребовало от вас столько нравственных подвигов, труда и забот, что сегодняшний день является для вас и для всей обители действительно чудесным событием. Но на нас, возносящих вместе с вами благодарение Господу Богу, лежит еще нравственный долг сотворить хвалу и вам, как исполнившему святое послушание с примерной верой и непоколебимым упованием на помощь Божию. Заслуги ваши могут оценить в полной мере лишь те, которые изо-дня в день, в продолжение 10 лет, лицезрели ваши неустанные труды, заботы и совершенное бескорыстие. Сама благодать Божия привлекла вас к небольшому, скудному и забытому единоверческому храму, послужившему основанием нынешнему монастырю. Еще в 1883 году вы сделали в этом храме новые печи, рамы, двери и затем на следующее лето возобновили живопись, позолотили иконостас и проч. В 1885 г. вы построили часовню, ризницу и св. врата. В 1886 году выстроили дом для диакона и ограду кругом церкви и внесли на содержание диакона капитал в 5 тыс. рублей. В 1887 г. вы начали возводить здание для женской общины и пожертвовали на содержание ее 10 тыс. рублей. В этом же году вы приобрели два колокола за 5540 руб. В 1888 г. вы купили землю в городе и построили на ней два дома, для священнослужителей, кроме того построили училище, которое было освящено 17 октября. На все это потребовалась сумма до 11 тыс. рублей. В 1889 году вы купили рядом с обителью большое имение с домом, фабричными корпусами и садом за 10 тыс. рублей и присоединили его к монастырю. Поправка домов потребовала также значительных расходов. Наконец, в 1891 году вы заложили новый, трехпрестольный, обширный каменный теплый собор, который имеете радость и счастие видеть сегодня освященным. В точности оценить храм со всем имуществом мы не можем, но не ошибемся, если скажем, что он стоит более двух сот тысяч рублей. Он поражает выдержанностью стиля, превосходной иконописью и величием своим как внутри, так и снаружи. К сегодняшнему дню окончены еще две постройки, начатые вами в прошлом году. Это — громадный двухэтажный каменный трапезный корпус, стоящий до 20000 рублей, и прекрасная монастырская больница на 12 кроватей, потребовавшая не менее 10000 рублей. Этот перечень сооружений, построек и ваших доброхотных жертв громко свидетельствует не только о вашей христианской плодотворной деятельности, но еще более о ваших качествах и о тех высоких целях, ради которых вы взяли на себя столь тяжелый и многолетний подвиг. Кто же из нас не знает, что подобный труд сопровождается всегда многочисленными скорбями? Сам Господь да возвестит хвалу вашу и воздаст вам за все сторицей! Нам же позвольте быть единодушными выразителями наших искренних и глубоких чувств к вам, чувств почтения, любви и благодарности. В видимый же знак сердечной благодарности примите от монашествующих в обители, прихожан единоверческой церкви и других многочисленных почитателей ваших этот драгоценный складень с изображениями Успения Божией Матери, Святителя Николая и Св. Священномученика Василия Пресвитера, которых мы усердно будем молить, да предстательствуют за вас пред Всевышним и ходатайствуют о даровании вам здравия, долгоденствия, душевного мира и радости о Господе».
Прочитав адрес, о. Архимандрит передал его строителю вместе с иконой, которой наперед благословил его. Икона — складень с тремя главами и крестами наверху; киота серебро-позлащенная, художественной работы, с эмалевыми украшениями, и весьма ценная. Стоимость ее — 1000 руб. Адрес вложен в изящную папку, верхняя доска которой серебряная с точным изображением на ней наружного вида новоустроенного храма. Адрес покрыт подписями игумении и многих почетных граждан городов Шуи и Иваново-Вознесенска. Затем подошли к игумении две монахини, одна с серебро-позлащенной иконой Успения Божией Матери, а другая с адресом в руках, который и прочитала ей. Адрес этот следующий: «Ваше высокопреподобие, досточтимая и добрая настоятельница наша, матушка игуменья Досифея! В настоящий знаменательный, торжественный и радостный для святой обители нашей день, день освящения нашего новоустроенного соборного храма, и мы, смиренные о Христе сестры управляемого вами монастыря, осмеливаемся обратиться к вам, как попечительной и доброй матери нашей, с глубокосердечным выражением одушевляющих нас искренних чувств сердечной любви, полной преданности и глубокой признательности к вам за ваши тяжелые и неустанные труды по устройству нашего нового храма в честь Успения Божией Матери, которые вы несли в течение 10 лет с христианским терпением, благодушием и с надеждой на помощь Божию вместе с высокочтимым и добрым попечителем нашим Василием Васильевичем Рубачевым. В ознаменование этих чувств наших к вам и на память настоящего высокоторжественного дня мы покорно просим вас принять от нас святой образ Успения Пресвятой Богородицы, которая была невидимой помощницей во всех трудах ваших и которой мы будем усердно молиться, чтобы Она, Владычица небесная и милостивая заступница и ходатаица наша пред Богом, не оставляла вас и в последующие дни жизни вашей своим заступлением и помощью и чтобы умолила Сына своего и Господа, да хранит Он, милосердный, своею Божественною благодатью дорогую жизнь вашу в добром здравии и непременяемом благополучии, для блага святой обители нашей, еще на многия и многия лета». После прочтения адреса и поднесения иконы, местный священник о. Скрипкин сказал слово, в котором ярко обрисовал великие труды, заботы и жертвы на устроение монастыря и нового храма строителя его В.В. Рубачева, матушки игумении Досифеи и всех благотворителей, и которое закончил следующим обращением к ним: «Да будут же приснопамятны и благословенны имена ваши! Да напишутся они на небе в книге живота! Да воздаст вам Господь за все добро ваше здравием, спасением и другими своими милостями! А вы, сестры обители и прихожане святого храма сего, питайте к ним благодарные чувства во всю свою жизнь, дабы они и в последующее время не оставляли храм сей своим милостивым вниманием и помощью. Царица Небесная! В Твое святое имя сооружен храм сей. Будь же, милосердная, его заступницей и покровительницей во веки веков». По окончании слова, совершена была проскомидия и затем Божественная литургия, в служении которой участвовали те же лица, которые совершали освящение храма. Во время Литургии, продолжавшейся вместе с освящением 7 часов, обширный храм был переполнен молящимися, на которых торжественность богослужения, величественный вид храма, стройное чтение и пение производили неизгладимое впечатление и возносили молитвенно настроенный дух их от земли на небо. Во время причащения священнослужителей в алтаре Протоиерей Правдин произнес поучение о важности и спасительности храма Божия, закончив оное следующими словами, обращенными к строителю храма, к игуменье и благотворителям: «великое, и святое дело совершили вы, устроив величественный и великолепный, сияющий золотом, обширный храм сей. Устройством его вы принесли Господу Богу жертву угодную, за которую и да услышите некогда от Праведного Мздовоздавателя радостный божественный глас: приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф. ХХV, 34). В малом были вы верны, над многим вас поставлю; внидите в радость Господа своего (Мф. XXV, 23). Итак, возрадуйтесь и возвеселитесь в день сей, его же сотвори Господь! Возрадуйтесь, ибо великая награда будет вам на небеси. И на земле будет вам слава, честь и благодарность от всех нас за ваши добрые дела во славу Божию и на душевную пользу ближних своих. Все мы усердно будем молить Господа Бога, да хранит Он, Милосердый, благочестивую и общеполезную жизнь вашу в добром здравии и непременяемом благополучии еще на многая и многая лета». После пения «буди имя Господне благословенно»…, о. Архимандрит Серафим произнес следующее слово: «Приветствую вас, возлюбленные матери и сестры, с освящением величественного храма вашего, посвященного имени Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Совершилось дело святое, спасительное и небесное, хотя — и на земле. Утвержден и освящен новый престол благодати Божией, создано новое святилище для приношения бескровной жертвы о грехах ваших и всех православных христиан. В храме сем отверзлись врата небесные, чрез которые будут нисходить и восходить Ангелы Божии, вознося молитвы ваши к престолу Божию на небе и принося оттуда благодать и милость. Юная и созданная, можно сказать, из ничего обитель ваша быстро расширилась и теперь украсилась громадным собором, могущим служить украшением даже столичного города. Не знаешь, чем больше восторгаться: наружным ли его очертанием, или внутренним убранством, или разумным сочетанием искусства с церковными требованиями. Воистину храм сей есть венец святой обители. Это — драгоценный дар Божий, это - благословение Божие для нее. Пойте же Богу нашему, пойте! Непрестанно приносите славу и честь, благодарение и поклонение Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери! Царица неба и земли, отныне вселясь во святом храме сем и приняв вас под благодатный свой покров, дарует вам все благопотребное, да тихое и безмолвное житие поживете во всяком благочестии и чистоте. Но с окончанием построения и освящением собора не оканчивается дело, начатое вами, возлюбленные матери и сестры, для создания духовного храма в ваших сердцах. Это еще не конец, а только начало, ибо не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас? Господь живет не в рукотворных храмах, и если Он благоволил устроить место селения славы своея посреди нас, то не для Себя, а для нас, чтобы мы знали, где находить Его, беспредельного и неописанного, где призывать Его, невидимого и неисследимого, куда притекать к Нему для принятия от Него света и истины, духа и жизни, благодати и милости. Если Он благоволил полагать сокровище благодати во святом храме своем, то, без сомнения, для того, чтобы души наши и сердца освящались здесь в жилище Божие. Этот вещественный храм есть только средство к созданию, украшению и освящению в нас самих храма духовного. Да напоминает же вам непрестанно величественный храм сей прежде всего о необходимости приобретения истинной Евангельской веры, без которой немыслимо освящение человеческого сердца, избранного в престол Божий во внутреннем храме души нашей. И великолепный храм создала именно Евангельская вера, вера искренняя и крепкая двух, дорогих вам, лиц, взявшихся за его сооружение. Вспомните, из чего возникла ваша обитель, из какого малого зерна выросло это крепкое дерево. Известно вам, что сооружение храма началось без всяких запасных средств, и потому не мудрость житейская, не опытность строителей, не случайность какая, а крепкая вера и христианское терпение воздвигли этот храм славы Божией. Вера руководила строителями в столь многотрудном деле; вера даровала строителям силы для подъятия этого тяжелого бремени; верою претерпели они многочисленные скорби, заботы и испытания; вера их привлекла к себе сердца доброхотных жертвователей и увенчала, труд их явным благословением Божиим. Сия есть победа, победившая мир, — вера наша. Кто есть побеждаяй мир? Только веруяй, яко Иисус есть Сын Божий (1 Иоан. V, 4 — 5), говорит Апостол. Вера, говорит Св. Иоанн Лествичник, получает и то, чего не смеет надеяться. Обретайте же, возлюбленные Евангельскую веру в храме сем, устроенном верою! Приветствую и вас, благочестивые жертвователи и прихожане св. обители сей с исполнением общего вашего желания, — с освящением этого величественного храма вашего. Принесенные вами жертвы любви к благолепию Дома Божия приняты Отцом небесным. Великая ревность ваша по вере особенно любезна и дорога нам в настоящие дни тяжелого испытания для Церкви Христовой. Злочестие многих доходит до глумления над самыми основами веры, до отрицания божественности Христа Спасителя и святых таинств. Некоторые фанатики печатью и письменно кощунствуют над святыми верованиями нашими и разражаются грубою бранью даже на Самого Господа Иисуса, Сына Божия. После этого понятно, что к святым храмам и монастырям они относятся с ненавистью и злобой и желают не процветания их, а унижения и уничтожения. Не менее пагубно действует на благочестие равнодушие и холодность многих ко св. вере. Тем утешительнее и отраднее нам видеть себя ныне в храме, переполненном христианами, именующими себя единоверцами с нами. О единоверцах и единоверии молил Иисус Христос Отца небесного, отходя на вольные страдания: не о сих молю токмо, взывал к Богу Отцу Спаситель, указывая на Апостолов, но и о верующих словесе их ради в Мя, да вси едино будут (Иоан. XVII, 20). Следовательно, кто считает себя верующим, но не держится единства в вере и общения с Единою, Святою, Соборною и Апостольскою Церковью, тот ходит самочинно путем погибельным. Ибо могут ли спастись те, за которых не принес молитвы своей Ходатай Бога и человеков, Сын Божий, Спаситель наш, Господь Иисус Христос? Конечно, — нет. Спасутся только те христиане, у которых един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех, иже над всеми, и во всех нас (Еф. IV, 4—5). Вот сколько оснований к нашему единству с вами! Сколько надежд, утешения и радости нам, пребывающим в единой вере и единой любви ко Христу, Спасителю нашему! О, Царице небесная, Пресвятая Богородице, Надеждо ненадеждным. Помощнице немощным и Ходатаице за всех грешных, к Тебе, премилосердная, едиными усты и единым сердцем умильно взываем: Ты нас покрой и заступи от всех бед и нужд, душевных и телесных избави и просвети, да вси едино будем». По окончании Литургии, в 3 часа по полудни, церковное торжество окончилось. В 4 часа в обширный дом строителя храма съехалось множество гостей, которым радушным хозяином предложен был чай и трапеза. За обедом было произнесено много тостов и речей. Протоиерей Евлампий Правдин (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 22-й. 1901 г.).
Монастырские храмы закрыты в 1930 г. Необходимость уничтожения монастыря (в частности, для строительства дворца культуры) в 1920-е годы регулярно обсуждалась в местной газете "Серп и молот". Успенский собор взорван в 1931 г. (на взрыв потрачено 50000 рублей). Руины лежали неразобранными до начала 1950-х гг. Всехсвятская церковь с колокольней, часовня, церковно-приходское училище разрушены в 1954-1955 гг. перед строительством 76-квартирного дома.
В 1930-1950-х гг. большинство построек снесено. Сохранились отдельные сооружения – одноэтажная монастырская баня (используется по назначению), двухэтажная краснокирпичная трапезная с крыльцом и декором в псевдорусском стиле (1888 г.), фрагмент монастырской стены.
На месте монастырского кладбища построены пятиэтажные дома в 1990-е гг.
Сохранившееся здание трапезной бывшего Всехсвятского единоверческого монастыря