Главная
Регистрация
Вход
Вторник
21.08.2018
05:21
Приветствую Вас Гость | RSS



ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 503

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [924]
Суздаль [308]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [257]
Музеи Владимирской области [55]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [48]
Юрьев [113]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [70]
Гусь [96]
Вязники [181]
Камешково [51]
Ковров [215]
Гороховец [76]
Александров [154]
Переславль [89]
Кольчугино [27]
История [15]
Киржач [38]
Шуя [82]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [7]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Шуя

Древнее состояние города Шуи

Древнее состояние города Шуи в кон. XVIII в.

1. Древнее состояние города Шуи в кон. XVIII в.
2. Заводы, фабрики, ремесла, промышленность и земледелие гор. Шуи в кон. XVIII в. (Гостиный двор и торговля, Количество земли и казенные доходы с посада, О Шуйско-Суздальском иконописании)

Шуйская крепость-острог

Шуйская городская стена и вал существуют с незапамятных времен. О Шуйском городовом прикащике (коменданте) Василье Блудове упоминается в грамоте Великого Князя Симеона Бекбулатовича, в 1576 году. Этот прикащик на случай набегов неприятельских на город имел наблюдение за исправностью и твердостью крепости. В 1609 году Шуйский острог (стена) был уничтожен Литовцами. В писцовой книге Векова, 1629 г., сказано, что Шуяне, по приезде его (Векова) в Шую, для описи города, сказали, — попы по священству, а посадские люди — по целованию св. креста, — что деревянная стена (острог), бывшая у них на городовом валу (осыпи), «Литовскими людьми и Русскими воры сожжена».
Из, этой описи видно еще и то, что на Шуйской стене были двои ворота — Телешовские и Никольские (на восток), с церковью над ними св. Чудотворца Николая.
Из челобитной вновь определенного в Шую в 1671 году воеводы Григорья Бубнова, о сдаче ему города и острога, видно, что острог, после Литовского разорения, был вновь построен. В челобитной Бубнова, поданной на прежде-бывшего воеводу Ивана Боркова Царю Алексею Михайловичу, упоминается Царская вводная грамота, в коей упоминается об остроге. Вводная грамота дана ему, Бубнову, на должность и звание Шуйского воеводы, с прописанием в ней принять ему, по приезде в Шую «город и острог и вся дела, и Великаго Государя всякую казну и денежные сборы, и хлебные всякие запасы, принять и с ним, Иваном, росписаться». Кем и когда тот острог и стена вторично разрушены, — неизвестно.
От 1708 года о Шуйской осыпи сохранилась следующая записка: «Город Шуя имеет в себе осыпь земляную, около ров, а воды в нем нет; мерою длиннику та осыпь 122 сажени, поперешнику 114 сажен, кругом осыпи 522 сажени трех-аршинных».
В Шуйском кремле находились в старину так называемые разных князей, бояр и дворян, осадные дворы, тюрьма, соборная церковь, и, что удивительно, при соборной церкви кладбище. Бывший штатный смотритель Шуйского училища, г. Извольский, в своей записке о Шуе замечает, что в Шуйской крепости были еще третьи ворота, Тайницкие, к реке Тезе. Неизвестно, откуда он взял это. Народное предание говорит, что к реке Тезе из крепости был подкоп, или тоннель.

$IMAGE2$
Вид города Шуи с северной стороны

Таможня и соляной двор

Таможня происходит от Татарского слова тамга. Оно значит печать, или клеймо, которым в старину клеймили привозимые в города и ярмарки товары. Из таможенной уставной грамоты Царя Михаила Феодоровича видно, что в его царствование, таможенная изба уже существовала в Шуе. Таможенные доходы иногда отдавались на откуп частным лицам, точно так, как ныне отдают городские весы и полавочный сбор; — но более сама казна заведывала ими. Таможни находились под управлением таможенных голов и целовальников. Обязанность их состояла в собирании пошлин с хлеба, со всех привозимых в Шую товаров, и с приходящих по реке Тезе стругов (судов особого устройства). Таможенным головам выдавались инструкции (наказы), определявшие обязанности их. В 1660 году прислан был из Москвы следующий наказ: «Мы Великий Государь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, в Шуе таможенным головам и целовальникам, которых учнут выбирать Шуяне посацкие люди всем городом, к таможенному денежному сбору, приводить ко святой непорочной Евангельской заповеди Господней, в Шуе, в соборной церкви, протопопу с братиею, при Шуйском воеводе, на том, что будучи у нашего, Великаго Государя, таможеннаго сбору, нашею таможенною казною некорыстоваться, и всяким приказным людям посулов и поминков недавать, и пошлинными деньгами не торговать, и никого в пошлинах нещадить; сбирать в правду, лишку ни на ком не имать и по дружбе не отпускать. И вам, головам, привозить те сборы в Москву, в приказ большаго прихода, на один срок, после Семеня дни Летоначатца. И буде вы, таможенные головы и целовальники, таможенные пошлины учнето собирать неправдою, и таможенныя книги учнете писать не против своего сбора, — с убавкою, не сполна; и учнете теми, нашими, таможенными пошлинами сами корыстоваться, и всяком приказным людям посулы и поминки давать, или к кому посылать; и серебряныя деньги учнете менять на медныя; а после про то сыщется: и вам, таможенным головам и целовальником, за то от нас, Великаго Государя, быть в великой опале, и в жестоком наказаньи, без пощады, и животы ваши, и дворы, и лавки, и промыслы проданы будут из приказа, без-поворотно; а самим вам с женами и детьми быть в ссылке. А буде воеводы и приказные люди вам, головам и таможенным целовальникам, в сборе всякой помощи давать неучнут, и какую поруху, и тесноту и волокиту для своих взятков учинят, и про то сыщется до-пряма: и за то воеводам быть от нас в опале». Из таможенных голов известны: в 1673 году голова Гаврило Шилов; в 1678 году Патрикей Посников; в 1687 году Афанасий Гневышев; в 1703 году Борис Ламанов, и в 1709 году Козьма Лядов.

Веков пишет, что в Шуе, в 1629 году, был соляной двор и анбары, находившиеся под управлением соляных голов. Так, в 1705 году, соляным головою был Никита Корнилов. Соляные головы до 1766 года выбираемы были из граждан. В 1766 году, соляным головою был Шуянин Колотилов, — и едва-ли он был не последним; ибо с тех пор, кажется, были учреждены уже соляные пристава.
Из документов 1715 года видно, что из Перми в Шую привозил со своих варниц продавать соль именитый человек, или гость, Григорий Дмитриевич Строганов. Впрочем он не иначе мог продавать здесь соль, как со взносом в казну пошлин; в разницу продавать соль воспрещалось. Казенную же соль в Шую привозили из Балахны и Нижнего-Новгорода.

Кружечный двор, кабаки и винокурня

Кружечный двор в старину значил тоже, что ныне питейная контора. В кружечный двор из посадских людей выбирались кружечные головы и целовальники; обязанность их была — собирать за проданные питья деньги и отвозить их в Москву — в Казенный Московский большой приказ. Все кабаки и уездные кружечные дворы находились в заведывании городского кружечного двора. Кружечные головы заведывали и распоряжались и винокуренным в Шуе заводом. Винокурня находилась близ реки Тезы, ниже нынешнего теплого собора. Кроме вина, при Петре Великом, в кабаках продавались казенные карты и табак. До Петра же продажа этих предметов была запрещена царскими грамотами, и виновных в покупке их преследовали как уголовных преступников.

Мельницы, перевоз и торговые бани

Шуйские мельницы на Тезе пожалованы были городу в 1576 году Царем Иоанном Васильевичем Грозным. В 1667 году, Шуйскому воеводе Ивану Боркову прислана была Царская грамота следующего содержания: «в Шуе на посаде три мельницы да перевоз (Кстати заметить здесь, как гибельны были некогда эти перевозы; случилось в Шуе лет за семьдесят назад вот какое происшествие. Очевидцы старожилы рассказывали мне, что во время Пасхи, в разлив воды, во вторничный день (день базара) вдруг ударили на всех колокольнях набат. Целый паром, с народом, плывший по реке в Шую, опрокинулся, и весь народ потонул. Тела всех потонувших успели переловить. Рассказывают, что картина была ужасная. По усердию Шуйских почетных купчих Натальи Ивановны Корниловой и Анны Ивановны Болотовой, все тела потонувших были похоронены, по христианскому обряду, — потонувшие все были небогатые люди. Недаром о перевозах говорят; «я знаю мыт и перевоз».), которые наперед сего владели Шуяня, посацкие люди; переписав и оценя, отдать их Алексею Мещеринову, впредь на десять лет, без перекупа; а откупу велено ему, за мельницы и перевоз (чрез Тезу), платить, Великаго Государя в казну, в приказ Галицкие чети, по сту по три рубля по десяти алтын по полу-пяте деньге на год». Из этого видно, что привилегия Царя Иоанна Васильевича, беспошлинно владеть мельницами и перевозом, нарушена.

В 1704 году, указом Царя Петра Алексеевича, велено построить в Шуе торговые бани, из капитала земской избы, в пристойных местах; и по постройке «отдавать те бани на оброк, охочим людям, кто с торгу денег давать будет больше». С богатых же и знатных владельцев и поповских бань, если у кого они были, велено брать пошлины по рублю с бани; а с бедных по пяти алтын с бани; и присылать пошлины в Семеновскую канцелярию, в Москву.

Улицы, дома и площади

В старину известны были в Шуе следующие улицы: Пищальная улица — одна из самых древних, в бывшем Шуйском посаде. В этой улице некогда жили пищальники или пушкари. Теперь она называется Стрелецкой (Из особенных названий мест или урочищ в Шуе известны были: Крутиха, Размазана гора, Яскино, Бражников луг и Рыково. Некоторые из них и теперь еще известны.). Противоположная Пищальной была древняя улица Заболоцкая. Она была там, где теперь находятся фабрики почетных граждан Попова и Посылина. Загостинье — улица, бывшая за гостиным двором, близ Воздвиженской церкви, и Воскресенская улица. Все сии вышеисчисленные улицы упоминаются в актах, со времен Междуцарствия. В городе или в осыпи улица Покровская, называвшаяся по церкви Покрова Богородицы. Наконец улица Никольская, так названная по имени башни, заключавшей в себе церковь Св. Николая Чудотворца. Башня сия сожжена была Литовцами в 1609 году.
Улицы еще делились на десятки (кварталы), носившие название улиц, например: «Пищальной десяток, Воскресенский десяток, Кабацкой десяток, Загостинской десяток» и так далее.
В 1650 году из переулков известны были Козлитин и Взорновской или Воеводской.
Площадей было две: Торговая и Конская.
Не излишним почитаю привести здесь челобитье, 1636 года, из коего можно видеть древнее полицейское устройство Шуи.
«Царю Государю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу всея России: бьют челом сироты твои Шуяня посацкие люди, староста земской Коземка Свиньин: В прошлом, Государь, в 144 году, писал к тебе, Государю, к Москве в разбойной приказ, Шуйской губной староста Семен Кишкин, на нас сирот ложно; — были де в Шуе преж сего на посаде в улицах и по переулкам надолобы и остроги (Надолба — бревно или брус, с продолбленными концами, надетыми на обтесанные столбы. Ппри осаде Троицкой Лавры сказано «укрепишася в надолбех». Острога — укрепление, состоявшее из заостренных сверху бревен, одно подле другого, плотно вкопанных в землю.), и по тем де Государь улицам и по переулкам, и у тюрьмы по ночам была сторожа; и те де будьто надолобы и остроги мы, сироты твои, розламали, и сторожи по ночем нет; а ему де — будьто Семену сказали прохожие люди, что будьто сбираются воры и хотят Шуйскую тюрьму разломать, а сидельцов роспущать; да он де, Семен, о том нам, сиротам твоим, говорил, чтоб надолбы поставить и сторожу учинить по прежнему; и мы де ево, сироты твои, не послушали, — надолоб не поставили и сторожи не учинили. А в Шуе, Государь, у нас по улицам, и по переулкам, надолоб, острогов и сторожи не бывало. А в прошлом, Государь, в 144 году, у нас в Шуе и около Шуи баловства и воровства небывало-ж. Писал тот губной староста на нас, сирот, к тебе, Государю, ложно, — хотя нас, сирот твоих, теми надолобы и сторожею продать напрасно, и по ево, Государь, Семенову, ложному письму прислана в Шую к воеводе твоя, Государева Царева и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея России, грамата, из разбойнаго приказу. А по твоей, Государевой, грамате велеть ему нам, сиротам твоим, в Шуе, в улицах и по переулкам, поставить надолобы, и по ночем в улицах, и по переулкам, и по колокольницам, и у тюрем учинить сторожи по-прежнему. И по той твоей, Государеве, грамоте воевода и губной староста велят нам, сиротам твоим, в улицах, и по переулкам, и на колокольницах, и у тюрем стеречь по вся ночи, человек бы по пятьнадцати и по двадцати. И от той, Государь, сторожи мы, сироты твои, погибли в-конец; торгу и промыслов своих отбыли; никуда, Государь, никакову человеку, для своего промыслу, отъехать не велят, для своих бедных промыслов; а которой, Государь, посацкой человек для своего промыслу поедет, а в свое место на сторожу наймет: и воевода, Государь, и губной староста тех посацких людей и наемщиков бьют батогами и сажают в тюрьму, веля стеречь самим; а наемщиком не велят наймоватца стеречь; а у тюрем, Государь, у нас сторожа целовальники с уездными сошными людьми по прежнему есть, как преж, Государь, сего было, — сторожили целовальники. А то, Государь, у нас тот губной староста, Семен Кишкин, тое сторожу затеял вновь, хотя нас, сирот твоих, тоюж продажею продать, и изволочить напрасно, и розно разгонять. Милосердый Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодорович, пожалуй нас, сирот твоих, — вели Государь тое сторожу свесть, чтоб нам, сиротам твоим, от тое сторожи в-конец не погибнуть, и разно не разбрестись; Царь Государь, смилуйся пожалуй».
По писцовой книге Векова (1629 г.), в Шуе значилось 154 двора тяглых, и 47 бобыльских, а всего с дворянами и духовенством было до 230 дворов. Из них в моровое поветрие 1654 года вымерло 90 дворов (Осталось только 140 домов). В 1705 году число дворов снова умножилось до 237.
Замечательные дома в 1640 году были следующие: «дом княгини Марьи Ивановны Борятинской, дом Данила Семеновича Змеева, боярина Дмитрия Мамстрюковича Черкасскаго, стольника Князя Григорья Семеновича Куракина, дом боярина князя Ивана Борисовича Черкасскаго, боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарскаго, Ивана Гавриловича Коробьиа, Василья Семеновича Собакина, Григорья и Луки Болотниковых, князя Ивана Ивановича Гундорова, княгини Анисьи Петровны Скопиной-Шуйской, князя Ивана Ивановича Шуйскаго (1629 г.), дом губнаго дьячка Ермолки Корякина и площаднаго подьячаго Алешки Репина». Все сии дома в росписи названы осадными.
В 1709 году по описи воеводы Якова Сытина, число душ мужского пола по переписной книге, значилось 339 душ; солдатских 22 двора, посадских 128, пустых 9. В описи, составленной 1717 года по предписанию главной Московской Ратуши, Шуйским земских дел бурмистром Иваном Голятиным с товарищами, читаем: «Ныне в Шуе, на посаде по переписным книгам ландрата Автемона Татищева написано жилых посацких людей 174 двора; — в них людей мужскаго пола 421 человек, женска полу 545 человек, обоих полов 966 человек; а пустых дворов 17-ть, нищих келей 8-мь, подьячих 4 двора, петербургских жителей 3 двора, московскаго кружечнаго двора бурмистра 1 двор, двор именитаго человека Григорья Дмитриева Строганова; артиллерийских кузнецов — 2 двора. А податей с сих последних нет».

Съезжая изба и Воеводский двор

Шуйская съезжая изба, или изба приказных людей находилась на Покровской улице (в осыпи). Воеводы были в Шуе городовые (гражданские). Городовое воеводство давалось заслуженным (в военной, или гражданской службе) дворянам, вместо жалованья и поместьев, из милости для нажитка. В прошениях о воеводствах писали: «прошу отпустить покормиться». Государи жаловали дворянам воеводство не более как на три года (Права воевод и наместников достаточно видны из кормежной грамоты, данной на владение Шуею в 1548 г. Иг. Голохвастову.). Разумеется, воеводы сменялись иногда и раньше. Воеводы, кажется, имели значение более полицейское - исполнительное. Впрочем воеводы могли судить за разбой и татьбу, — но только там, где не было губных старост, и притом в присутствии нарочно-избранных для сего городовых и уездных губных целовальников (В уголовных делах воеводам (где были губные старосты) предоставлялось судить только в следующих случаях: «А буде в Шуе на посаде, грешною мерою учинится смерть, — которой человек удавитца, или ушибетца, или вина опьетца, — сгорит, или утонет, или рекою мертвой человек подплывет под посад, или хто промеж себя подеретца хмельным делом: и вам (губным старостам) в их в те дела иступатца не велено; а велено те дела ведать в Шуе воеводам.).
Впоследствии времени воеводы имели товарищей, соответствовавших нынешним частным приставам при полициях.
Вместо воевод, были некогда в Шуе наместники. Из них известны, в 1638 году Игнатии Андреевич Судаков (К 1637 году он именовался воеводою, но, вероятно, за что-нибудь был лишен воеводства. Такой же пример лишения видим в 1662 году, именно: Яков Трегубов за самоуправство был лишен воеводства.), и Андрей Федорович Палицын, в 1640 году. Наместникам, также как и воеводам, придавалось почетное титло с вичом.
Из многих актов приведем один проект управления воевод городом Шуею: «Царю Государю и Великому Князю Феодору Алексеевичу, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу, бьют челом и являют сироты твои, Шуи Посаду Земской Староста Бориска Тимофеев с товарищи, и все Шуяне посацкие люди, на Шуйскаго Воеводу Князя Микиту Петровича Вяземскаго: будучи он Князь Микита Петрович в Шуе, у твоих, Великаго Государя, дел, воеводою, нам, сиротам твоим, обиду и налогу чинит большую и делает осиротив твоего, Великаго Государя, указу: — нас, сирот, бьет и увечит, и в приказ и за решотку сажает, и убытка чинит великие многим посацким людям. Милосердый Государь Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, пожалуй нас, сирот твоих, — вели Государь челобитье наше и явку записать, чтоб нам, сиротам твоим, от него, воеводы, князя Микиты Петровича Вяземскаго, обиды и налоги в-конец не разоритца и в рознь не разбрестись; Царь Государь смилуйся».
Исключая воевод, Шуя, при Царе Иоанне Грозном, имела еще городовых прикащиков. Из них в 1576 году известен Василий Блудов. Управляющий земщиною Великий Князь Симеон Бекбулатович, писал к Блудову, о не взимании порознь, с крестьян Каблукова, ямских денег. Городовые прикащики тогда имели смотрение за устройством и безопасностью городовых стен (крепости, которая была в Шуе). Кроме того, они исправляли при воеводах (если были воеводы) должность их товарищей, а где не было воевод, или наместников, там они отправляли, по роду их занятий, ту же обязанность, что и воеводы.
В Шуе были также коменданты и обер - коменданты. Они заведывали военной частью и набирали рекрут. В 1710 году был в Шуе обер-комендантом князь Афанасий Шейдяков; в 1713 году обер-комендантом Андрей Иванович Макшеев.

Съезжая изба еще называлась в старину в разных бумагах избой приказных людей и означала тоже, что впоследствии значила воеводская канцелярия.
Кроме того, на посаде в Воскресенской улице находился особый воеводский двор, который всегда строился на счет уездных и городских обывателей. В писцовой книге Векова, 1629 года, сказано: «да в Загостиной улице двор воеводской воеводы Данилы Змиева; а куплен де тот двор для воеводы миром, у посацкаго человека, у Тишки Евдокимова; в длину того, двора 13 сажен: огорода в длину 14 сажен, поперег в дворе и огороде десять сажен».
Прилагаю при сем полный список воевод, бывших в Шуе:
1) князь Иван Данилови Гундоров в 1613 году (До него были иногда наместники: например в 1548 г. наместником бл Игнатий Голохвастов); 2) князь Воин Михайлович Кропоткин 1616 г.; 3) Петр Федорович Волынский 1617 г.; 4) Петр Иванович Ярцов 1620 г.; 5) князь Григорий Шаховской 1627 г.; 6) Дмитрий Овцын 1628 г., 7) Андрей Федорович Наумов 1628 г.; 8) Григории Серебреников 1629 г.; 9) Иван Пименович Гурьев 1632 г.; 10) князь Воин Михайлович Кропоткин (второй раз) 1633 г.; 11) Федор Иванович Ловчинов 1633 г.; 12) Иван Васильевич Кирикрейский 1636 г.; 13) Игнатий Андреевич Судаков; 14) Иван Васильевич Толбузин 1639 г.; 15) Иван Федорович Акинфов 1642 г.; 16) Абрам Макарьевич Мишуков 1643 г.; 17) князь Никифор Иванович Оболенский 1644 г.; 18) князь Осип Семенович Вяземской; 19) Семен Ильич Змеев 1649 г.; 20) Петр Осипович Овцын 1654 г.; 21) Данило С. Змеев 1660 г.; 22) Иван Яковлевич Трегубов; 23) Григорий Запражский 1662 г.; 24) Григорий Борисович Кайсаров 1664 г.; 25) Семен Степанович Ушаков 1666 г.; 26) Иван Иванович Борков 1668 г.; 27) Григорий Васильевич Бубнов 1671 г.; 28) Митрофан Семенович Жихарев 1675 г.; 29) Семен Ушаков 1676 г.; 30) Василий Михайлович Козлов 1678 г.; 31) стольник Василий Володимирович Шилов 1679 г,; 32) Князь Никита Петрович Вяземской 1683 г.; 33) Семен Тарасьевич Шишкин 1683 г.; 31) Аврам Афанасьевич Тархов 1685 г.;. 35) Федор Иванович Попов 1687. г.; 36) Иван Иванович Пивов 1696 г.; 37) Григорий Иванович Тулубев 1699 г.; 38) стольник Иван Григорьевич Кашинцов 1700 г.; 39) Федор Иванович Ломоносов 1701 г.; 40) Дмитрей Григорьевич Загряжский 1703 г.; 41) Иван Степанович Перелыншев 1704 г.; 42) стольник Григорий Федорович Загряжский 1706 г.; 43) Яков Григорьевич Сытин 1708 г.; 44) Яков Матвеевич Сытин 1708 г.; 45) Никита Матвеевич Травин 1709 г.; 46) стольник Иван Бобрищев-Пушкин 1718 г.; 47) Анисим Иванович Березников 1720 г.; 48) стольник Василий Немцев 1727 г.; 49) Петр Огарев 1730 г.; 50) поручик Самсонов 1737 г.; 51) майор Григорий Немцов 1732 г.; 52) Илья Андреевич Обухов 1747 г.; 53) Князь Федор Щетинин 1756 г.; 54) Матвей Иванов 1768 г.; 55) кол. ассес. Григорий Богданов 1775 г.; 56) Василий Шестаков 1776 г.; 57) коллежск. ассесор Козьма Пыпин 1778 года.

Губной двор

В Шуйском посаде, губной двор существовал, как видно из грамоты Царя Василия Иоанновича Шуйского, во времена Иоанна Грозного. Наименование Губных Дворов некоторые филологи производят от губы, или области, т. е. участка земли, над которым поставлены были начальниками, известные в то время губные старосты. Но как области нигде в России не назывались губами, то и следует заключить, что название губ и губных старост собственно происходит от слова губить или губление. Это самое доказывают и акты. Обязанность губных старост состояла в исследовании воров, разбойников и смертоубийц. Помощниками губных старост были целовальники, избиравшиеся от городских и сельских общин. Целовальникам поручаемы были разные, по суду, исследования. Под ведением их находились: тюрьмы, стража и палачи. В губе служили подьячие, или приказные люди, и находившиеся под ведением особого губного дьячка, означавшего «секретаря губы». Губные старосты служили по выборам, избирались из заслуженных дворян, умевших читать и писать. В сей должности утверждали их в Московском Разбойном Приказе, где они приводились и к присяге, и для отправления своей должности получали наказ, или так называвшуюся тогда губную грамоту. Обязанностью губных целовальников было: защищать, в случае нужды, членов обществ и ходатайствовать за них пред Начальством. Впрочем, как видно из разных дел, они мало соответствовали своему назначению, и это происходило от того, что старосты повелевали ими довольно самопроизвольно. Кроме стражи, при губах состояли сотские, пятидесятские и десятские, избиравшиеся как из уезда, так и из посада. Замечательно, что в Шуе, в одно и тоже время, иногда было по два губных старост (как ныне в городовых магистратах по два бургомистра), между тем как в других городах (исключая Суздаль) было всегда только по одному. Позднее же и в Шуе был только один губный староста. Вышесказанное подтверждается следующими актами: «Царю Государю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу, всея Русии, бьют челом сироты твои, Государевы, Шуяня посацкие достальные людишки, — земской староста Захарко Павлов, и во всех посацких людишек место: По твоему Государеву указу, в нынешнем в 122 (1614) году, прислан с Москвы в Шую, Лука Никифорович Битяговский; а велено, Государь, ему, по твоему, Государеву Цареву и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Русии, наказу, татинные и разбойные дела сыскивать, свестяся, в Суздале, с губными старосты с Матвеем Кротким, да с Миряем Казимировым; а в Шуе, с губными же старостами с Посником Колачевым, да с Петром Крюковым (В 12 книге Отеч. Записок на 1849 год в статье: «Князь Д. М. Пожарский», коего предки были губными старостами, старосты губные, по переводу автора сей статьи означали городничих Но акт сей решительно такое мнение опровергает, потому что в одном городе не могло быть вдруг по два городничих, ни в каком случае, а губных старост бывало в городах нередко и по два. Вот еще доказательство того, что губные старосты не то значили, что значат настоящие городничие. К губным судам, в царствование Царя Алексея Михайловича, принадлежали целые округи. Немалый округ приписан был и к Шуйской губной избе. Такой округ простирался к северу до слободы Решмы (на Волге), а к югу до села Холуйской слободы на Клязьме. И так Шуйской губной округ простирался на целые 150 верст. Это самое доказывают разные уцелевшие дела, производимые некогда в Шуйской губе. В означенные места, для разеых следствий, командировались не редко губные целовальники.). И Суздальские Государь, губные старосты с губными целовальники и с розсылыщики, приезжая, живут в Шуе, и у нас, у сирот твоих, себе и конем, и питье с кабака, и подводы, и проводники, и сторожы емлют ежедень. Да теж, Государь, губные старосты, по язычной молве, приводя многих людей, и с пыток сажают на дворех у нас, у посацких людишек; а в тюрьму и в сторожню не сажают. И мы, Государь, посацкие люди, из дворов своих вышли от великих налогов; и нам, сиротам твоим, on» тех губных старост, и от насильства, и от тесноты жити не возможно. Многие посацкие людишки побрели розно, да достальные людишки хотят розбрестись. Милостивый Царь, Государь и Великий Князь Михайло Феодорович всея Русии, пожалуй, вели Государь, о том свой Царский указ учинити, Царь-Государь, смилуйся пожалуй!»
Из грамоты, данной Шуянам в 1622 году видно, чтоб губным старостам Провоторху Волкову и Филату Сеченову Шyян не судить, кроме разбойничьих и татинных дел, и в губу их не брать. Из челобитной, поданной Царю Петру Алексеевичу, губным старостой Григорьем Манатьиным, видно, что, по указу 1700 года октября 10 дня, присланного в Шую из приказу сыскных дел, за приписью дьяка Гаврила Алексеева, производить губные дела велено вместе с воеводой. В челобитной написано так: «в Шуе Воеводе Федору Ивановичу, сыну Ломоносову, да ко мне, холопу твоему: а по твоему, Великаго Государя Указу, велено в Шуе, губныя дела ведать ему воеводе Федору Ломоносову со мною, холопом твоим, вместе; а друг без друга тех дел делать не велено; а помечать те дела и закреплять и челобитныя подписывать велено мне, холопу твоему, Гришке, своею рукою; и всякия деньги, на ком, по тем делам, довелось, править без всякия понаровки, мне-ж».
В 1720 году были в Шуе учреждены Ландраты. Они, кажется, значили тоже, что прежде губные старосты, которых отменил Царь Петр Алексеевич. Из Шуйских ландратов известен был в 1720 году Яков Григорьевич Сытин. Ландраты заведывали всеми уголовными делами как в городе, так и в уезде.
Из губных старост, бывших в Шуе с 1613 года по 1700 постоянно, известны следующие:
в 1611 году Лука Битяговской; в 1612 году Павел Кузминской; в 1614 году Посник Колачев и Петр Крюков; в 1618 году Матвей Кротково; в 1621 г. Провоторх Волков и Филат Сеченов; в 1622 г. Фрол Кишкин; в 1625 г. Мурза Ковалев; в 1636 г. Семен Кишкин; в 1640 г. Абрам Мишуков; в 1649 г. Иван Меншиков; в 1667 г. Любим Кишкин; в 1700 г. Григорий Монатьин.

Земская изба

Земская изба в старину находилась на торговой площади, в самом центре посада, именно — близ того места, где, лет за пятнадцать тому назад, стояли каменные ветхие богадельни. Неоднократно она подвергалась вместе с прочими жилищами посада пламени пожаров, и всегда строилась деревянная с подклетом, на мирской счет.
В старину Земская изба имела значение более важное, чем ныне Градская Дума, именно — она имела свою печать серебряную. В ней соединялись тогда части управления: преимущественно хозяйственная, судная и даже полицейская. Членами ее были, земской староста, два целовальника или Присяжные и земской дьячок. Все они были избираемы (С 1-го дня сентября т. е. с нового года, со дня св. Симеона Столпника — летопроводца.) из лучших посадских людей, на один год. Последний из них т. е. дьячок мог служить и более года; вместе с подчиненными ему младшими подьячими он заведывал всеми письменными делами. Пост земского старосты соответствовал нынешнему — градского головы. Земского старосту избирали всем Посадом из первой или второй статьи. В судной уставной грамоте (1606 года) Царя Василия Иоанновича Шуйского сказано: «А Шуяня посацкие люди, всем посадом выбирают, меж себя, в излюбленные Земские Судьи, по годом; посацких же лучших и средних людей добрых и просужих, которые бы душею были прямы, и всем им посацким людям были любы».
Земские старосты и целовальники должны были судить не иначе, как по предписаниям вышесказанной царской уставной судной грамоты, в которой, между прочим, сказано: «А судиться Шуяном — посацким людем, по сей нашей уставной грамате, меж себя самим, по прежнему. А по выбору, те их излюбленные Земские судьи их, Шуян — посацких людей, судят, и управу меж ними чинят безволокитно». Из этой же грамоты видно, что, вместо земских старост, в Земской избе председательствовали тогда Сотцкие. Очевидно, — это было по причине малолюдности города. Почему сотский тогда имел важность и силу почетного посадского старшины.
При Царе Алексее Михайловиче, Земской избе, по уложению, предоставлено было право судить всякие дела посадских людей, исключая дел разбойничьих и татинных. Достойно замечания то, что челобитные всякого рода, как об уголовных, так и о гражданских делах и даже о разбоях подавались в Земскую избу. И челобитные в Земскую избу поступали, как от посадских людей, так и от уездных жителей и притом от всех сословий, как-то: от дворян, духовенства, крестьян и проч. Множество таких дел сохранилось в Архиве Шуйской Градской Думы. Но вот что странно: не видно и доселе еще не отыскано, — какое исполнение было по этим последним челобитьям, и куда они поступали? Такие челобитья не были ли только явочными ? И не подавались ли только для ведения?
Земская изба, по разнообразным своим делам, подчинена была Московским главным приказам: Судного Приказа, Большого Дворца, Большой Казны и Галицкой Четверти: — к сей-то последней принадлежала Шуя. Решение же дел Земской избы равно и апелляции на нее подвергались рассмотрению вышеозначенных приказов.
Земской избе подчинены были: сотской, пятидесятские и десятские. Они обязаны были доносить Земской избе о всех делах и происшествиях случавшихся на посаде, как днем, так и ночью. Для сего сотскому и его подчиненным выдавался из Земской избы особый наказ или инструкция. Царь Петр Алексеевич в 1700 году, переименовал Земские избы в Ратуши, а земских старост в земские бурмистры, — целовальников переименовал в товарищи бурмистров или ратмана.
В 1719 году Шуйская Ратуша зависела от Юрьев-Польского провинциального магистрата. Из нескольких бумаг видно, что магистратское правление уже существовало в Шуе в 1723 году; а около 1778 года учреждена в Шуе Дума и градские головы. С сего же 1778 года, вместе с учреждением Владимирского Наместничества, все городовые Шуйские присутственные места подчинены, по городовому положению (1785 г.), Владимирским губернским правительственным местам.
При сем прилагается список земским старостам и бурмистрам.

А. Земские старосты:
1) Захар Павлов, прежде - бывший 1606 г. сотским, а старостою 1614 г. Это может быть доказательством того, что должность сотского была значительна и даже означала старшину города; 2) Иван Оломпеев 1615 г.: 3) Иван Степанов 1616 г.; 4) Козьма Козьмин 1618 г.; 5) Сергей Иванов 1622 г.; 6) Иван Несмеянов 1625 г.; 7) Посник Кирилов 1628 г.; 8) Денис Иванов 1635 г.; 9) Козьма Свиньин 1636 г.; 10) Василий Денисов 1637 г.; 11) Денис Иванов 1639 г.; 12) Родион Дементьев 1640 г.; 13) Клим Лисин 1641 г.; 14) Федор Колоб 1642 г.; 15) Матвей Котельников 1643 г.; 16) Клим Лисин же 1644 г,; 17) Леонтий Попков 1615 г.; 18) Лев Пупков 1649 г.) 19) Иван Скомлевской 1650 г.; 20) Иван же Скомлевской 1651 г.; 21) Иван Смолянин 1652 г.; 22) Матвей Тимофеев 1653 г.; 23) Афанасий Дырин 1656 г.; 21) Гаврило Карпов 1662 г.; 25) Иван Герасимов 1663 г.; 26) Иван Павлов 1665 г.; 27) Иван Посников 1666 г.; 28) Иван Смолянин 1667 г.; 29) Никифор Степанов 1668 г.; 30) Семен Лукоянов 1669 г.; 31) Никифор Степанов 1671 г.; 32) Иван Котельников 1675 г.; 33) Алексей Игнатьев 1676 г.; 34.) Иван Корнилов 1677 г.; 35) Иван Лисин 1678 г.; 36) Лука Андреев 1680 г.; 37) Тимофей Федоров 1686 г.; 38) Борис Тимофеев 1687 г.; 39) Иван Кирилов 1688 г.; 40) еще Борис Тимофеев 1689 г.; 41) Борис Селиверстов 1690 г.; 42) Афанасий Гневышев 1691 г.; 43) Алексей Игнатьев 1694 г.; 44) Борис Ламанов 1696 г.; 45) Яков Голятин 1699 г. (Кроме сего выбираем был, при Земской избе, для хранения городских поборов сборщик, он же и казначей, под именем «Ларечнаго» (целовальника), который имел в своем заведывании все общественные суммы.).

Б. Земские бурмистры.
46) Иван Корнилов 1700 г.; 47) Афанасий Дорожаевской 1701 г.; 48) Иван Остатков 1702 г.; 49) Иван Котельников 1704 г.; 50) Семен Демин 1705 г.; 51) Иван Гневышев 1708 г.; 52) Димитрий Носов 1709 г.; 53) Иван Борисов 1710 г.; 54) Димитрий же Носов 1711 г.; 55) Сергей Овошников 1716 г.; 56) Иван Воинов 1721 г.; 57) Иван Лисин 1722 г., и 58) бурмистр Максим Жуков 1731 г., в доме коего имела квартиру, в бытность свою в Шуе, Цесаревна Великая Княжна Елисавета Петровна.

Конская изба

Конская изба существовала в Шуе, как видно из таможенной уставной грамоты, с 1614 года. Она была выстроена особо, на Конской площади; — ею заведывали избранные из посацких людей целовальники и дворцовые стремянные конюхи, которые были присылаемы из Москвы. Сии последние, за покупку лошадей, с покупщиков брали пошлины и им выдавали особые (в опаску от конокрадов) записи, — после чего новокупленная лошадь записывалась в книги. Из конюхов известны в Шуе: Иван Марков в 1680 году; Дмитрий Сбруев в 1686 году; в сем же году на смену прислан был из Москвы в Шую задворный конюх Иван Осипов, на которого Шуйский земский староста Яков Голятин подал челобитную следующего содержания: «Будучи он, Иван Есипов, в Шуе, у Вашего, Великих Государей, дела, сбору конских пошлин денег, пошлины с нас, сирот, берет не противу Вашего, Великих Государей, указу; и многих нас, сирот Твоих, посацких людей, на правеже босых бьет и в подполье сажает безвинно; и в стоялом дворе убытки великие и налогу и утеснение чинит. Милосердые Великие Князи, Цари Иван Алексеевич и Петр Алексеевич, и Благоверная Царевна София Алексеевна, — смилуйтеся, пожалуйте: — его Ивана Есипова, из Шуи перемените, чтоб нам, сиротам, служб и всяких податей Ваших не отбыть, и в-конец не раззориться».
В Шуе конская изба существовала еще в 1766 году. Ныне на конокрадство снова обращено внимание Правительства установлением, по городам и уездам, конских комиссаров.

Святительский двор

В книге Векова, 1629 года, двор Суздальского и Торусского Архиепископа Иосифа, а впоследствии двор митрополичий, показан на том месте, где ныне проезжая улица, — или дорога между деревянными лавками, близ Спасской церкви. На плане землемера Хомякова (1771 г.) он означен стоящим лицом к церкви. Между домом и церковью тогда был проезд. Дом этот был, как обыкновенно, — старинной архитектуры на подклетье; в нем почти постоянно жили в - старину чиновники Суздальских Иерархов — Архиепископов и Митрополитов. Чиновники эти именовались различно, как-то: десятильниками, недельщиками и наместниками (Из них известны пятеро: Неустрой Хворощин 1621 г., Яков Черкасов 1621 г., Богдан Смелев и Афасий Тыргов 1623 г., и Филон Давыдов 1658 года.). Не был-ли этот дом чем-то в роде нынешнего духовного Правления?.. Десятиною в старину называлось определенное число церквей и монастырей (округ). Замечательно, что десятильники, наместники и недельщики были люди светского звания, преимущественно из боярских, архиепископского или митрополичьего домов, — детей. Кроме следственных духовных обязанностей, эти чиновники собирали и определенные с церквей и монастырей, в пользу святительских домов, пошлины, также пошлины на содержание войсковых священников и богаделенных нищих. Из челобитной Шуян к Суздальскому архиепископу Иосифу, около 1629 г., видно, что эти чиновники иногда употребляли во-зло власть свою; но только более против людей светских; а духовных лиц они судить и преследовать, без поповских старост (благочинных или депутатов), которые в доме этом присутствовали, не смели. Доказательством сему служит следующее челобитье:
«Великому Господину Преосвященному Иосифу Архиепископу Суздальскому и Торусскому бьют челом сироты Государевы, Шуяне, посацкие людишки, земской старостишка Степанко Фомин сын Макаров, и во всех Шуян посацких людей место: по твоему святительскому указу приезжают в Шую твои, государевы, наместники, и емлют нас в твоих, государевых, духовных делах без сыску, исцов и довотчиков с нами с очей на очи не ставят; а иным, Государь, нам старостам сказывают, что на них великое духовное дело; а какое, Государь, духовное дело, того не скажут; и от того, Государь, нам, сиротам Государевым, продажа и теснота и налога великая. Многие, Государь, посацкие людишки от того оскудели, а иные разбрелись розно. Да на нас же, сиротах, приезжая, твои, Государевы, недельщики емляют езду по полтине. Умилосердися Государь, вели нас Господин Преосвященный Иосиф Архиепископ Суздальский и Торусский, пожалуй нас, сирот своих, вели Государь своим, Государевым, наместникам свои, Государевы, духовныя дела у нас сирот сыскивать в правде, по своему Государеву Святительскому наказу; у тебя Государя Святителя ведатца в Суздале, чтоб нам сиротам Государевым в-конец не погибнуть и востальных розно не разбрестись; Государь Преосвященный Архиепископ смилуйся пожалуй!»

Исключая архиепископского святительского двора, в Шуе был еще Патриарший; но для какой цели он существовал, не известно.
Были еще два монастырские подворья: Шартомское и Сергиевское-Троицкое. Эти последние подворья служили для проживания сборщиков - монахов, которым поручаемы были в заведывание монастырские, — Хрипелевская и Олексинская, — вотчины, близ Шуи находящиеся; с них получали они оброки и доходы. Сверх сего, монахи и дворники, на дворах этих, занимались для города и уезда иконным, на продажу, писанием.

/Борисов, Владимир Александрович (1809-1862). Описание города Шуи и его окрестностей, с приложением старинных актов. Сост. соревнователем Имп. Моск. о-ва истории и древностей рос. Владимиром Борисовым. - Москва: тип. Вед. Моск. гор. полиции, 1851./
Город Шуя

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Шуя | Добавил: Jupiter (14.03.2017)
Просмотров: 788 | Теги: шуя | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика