Главная
Регистрация
Вход
Вторник
23.04.2019
07:34
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Категории раздела
Святые [135]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1024]
Суздаль [325]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [348]
Музеи Владимирской области [58]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [66]
Юрьев [154]
Судогда [78]
Москва [42]
Покров [104]
Гусь [115]
Вязники [223]
Камешково [64]
Ковров [285]
Гороховец [85]
Александров [186]
Переславль [97]
Кольчугино [55]
История [17]
Киржач [66]
Шуя [90]
Религия [4]
Иваново [41]
Селиваново [24]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [35]
Писатели и поэты [12]
Промышленность [64]
Учебные заведения [31]
Владимирская губерния [28]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [74]
Медицина [24]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Судогда

Деревня Бахтино Судогодского района

Деревня Бахтино

Бахтино — деревня в Судогодском районе Владимирской области России, входит в состав Андреевского сельского поселения.
Деревня расположена в 19 км на север от центра поселения посёлка Андреево и 23 км на северо-восток от райцентра Судогды.

В переписных книгах 1678 года деревня Бахтино вместе с частью села Картмазово значилась за Мироном Ивановичем Золотаревым, в них 17 дв. крестьянских и 3 бобыльских с населением 89 душ муж. пола.
Штаб-ротмистр Николай Павлович Андриевич в 1850-е годы служил адъютантом владимирского военного губернатора генерал-лейтенанта Анненкова Владимира Егоровича и после выхода в отставку остался на жительстве во Владимирской губернии. Он стал помещиком и жил в собственном имении сельце Бахтино в приходе села Картмазово, а в 1860-е годы избирался судогодским уездным предводителем дворянства.
В конце XIX — начале XX века деревня входила в состав Милиновской волости Судогодского уезда.
«Чистокровные английские поросята (крупные иоркширы) продаются в имении. Обращаться письменно: Судогда Владимирск. губернии, дер. Бахтино, З.И. Андриевич» (газета «Владимирская жизнь», 1917 г.).
С 1929 года деревня входила в состав Картмазовского сельсовета Судогодского района, позднее в составе Ликинского сельсовета.



Сельскохозяйственное здание бывшего колхоза имени Сталина. «К.З. ИМ. СТАЛИНА» 1935 г.

Численность населения: в 1859 г. – 357 чел., в 1897 г. – 513 чел., в 1905 г. – 558 чел. (88 дворов), в 1926 г. – 569 чел., в 2002 г. – 4 чел., в 2010 г. – 2 чел.


Часовня Троицы Живоначальной (1910). Автор фотографии: Василий Коробов, 2009 г.

Школа

«Заявление землевладельца, губернского секретаря Николая Николаевича Андриевич, в Судогодское уездное земское собрание.
Как мне известно, несколько лет тому назад, состоялось постановление земского собрания о том, что если крестьянское население где-либо устроит на свой счет помещение для училища и учителя, взяв на себя отопление помещения и плату жалования сторожу, то, в таком случае, земство берет на себя выдачу жалованья учителю из земских средств. В настоящее время крестьяне деревни Бахтиной желают, чтобы в их селении была земская школа, в виду чего, я беру на себя устройство помещения для школы, а равно отопление оного.
Заявляя о сем земсткому собранию, покорнейше прошу по устройству мною помещения просить училищный совет, о назначении учителя, содержание же учителю ассигновать из сумм земства в размере 240 руб. в год».
«Читаны заявления: 1) землевладельца губернского секретаря Николая Николаевича Андриевич и 2) крестьянина деревни Ушаковой Николая Платонова Малышева, коими они заявляют, что они 1) Андриевич желает в деревне Бахтиной устроить на свой счет помещение для земской школы, взяв на себя отопление и наем сторожа, 2) Малышев, что он отдает свой дом в деревне Ушаковой под земскую школу безвозмездно на все время, покуда не будет устроено в деревне Ушаковой помещение, отопление же и наем сторожа берет также на себя; при этом Андриевич и Малышев ходатайствуют из сумм земства на содержание учителей назначить по 280 руб. сер. в год.
Собрание, через баллотировку шарами, большинством 17 голосов против 9, постановило: Открыть в Бахтине и Ушакове с 1-го января 1892 г. земские школы, на что ассигновать 560 руб. сер.; сумму эту предоставить управе взять из сумм, назначенных на непредвиденные расходы; при этом собрание благодарило Андриевич и Малышева: первого за устройство помещения для школы, а второго – за отдачу своего дома под школу» (Журналы очередного Судогодского уездного земского собрания 1891 года).
В 1896 году в школе числилось 28 учащихся. «Н.Н. Андриевич ходатайствует (1905 г.) об отпуске из того же капитала 100 р. на устройство сарая для склада материалов и изделий ремесленного класса при Бахтинском училище».
«О взятии содержания сторожа при Бахтинском начальном народном училище на земские средства.
Учитель Бахтинского начального народного училища Вигилянский 8 мая 1905 года за № 20 обратился к председателю Судогодской уездной управы с следующим заявлением:
«Кончились в моей школе экзамены, кончилась с экзаменами и служба школьного сторожа и прислуги, получающего с общества 16 руб. за учебный год. Теперь я принужден искать новую прислугу и платить ей 4-5 руб. в месяц и это из моего 20 рублевого жалованья. Как не трудно, а все приятнее платить 4 руб. своих, чем 16 руб. сторожевых с общества, с которым по поводу этому приходится входить в разные неприятности. Поэтому покорнейше прошу, г. председатель, ходатайствовать перед земской управой о взятии содержания сторожа моей школы на земские средства» (Журналы очередного Судогодского уездного земского собрания 1905 года.).
«16-го августа 1905 года на имя председателя управы поступило прошение учителя Бахтинского начального училища Михаила Вигилянского, в котором он ходатайствует о выдаче ему пособия.
В июле 1905 года жена Вигилянского, состоящая учительницей рукоделия при Бахтинском училище, разрешилась от бремени и, не имея близко надежной медицинской помощи, должна была ехать во Владимир к родным. Рождение ребенка и продолжительная болезнь жены учителя ввели его в большие расходы, далеко привышающие получаемое жалованье. В виду всего этого учитель Вигилянский и представил свое ходатайство» (Журналы очередного Судогодского уездного земского собрания 1905 года.).

«Уездная земская управа имеет честь представить на благоусмотрение очередного земского собрания отчет учительницы рукодельных классов при Бахтинской земской школе М. Солдатенковой за 1909 — 10 учебный год.
Отчет учительницы рукодельных классов при Бахтинском земском училище.
За минувший 1909 — 10 учебный год обучалось разным женским рукодельям 12 девочек, кроме того были ученицы, которые занимались по несколько дней. Общее число учениц колебалось от 12 до 30. Три девочки было живущих, помещались в рукодельном классе.
Из материала, купленного на средства класса, сделано 13 вещей: ночных кофточек 3, фартуков 2, вышито полотенец 3, выстрочено полотенце 1, вязаных концов для полотенец 2, чулок 2 пары.
По заказу сделано 6 вещей: юбки 2, фартучек 1, фартуков 3. Ученицами из своего материала сделано 142 вещи: целых платьев 45, кофточек 35, фартуков 15, детских платьев 18, женских рубашек 2, нижних лифчиков 5, мужских рубашек 22.
Бесплатно сделано 23 вещи: платьев для девочек 5, кофточек 5, фартуков 2, рубашек для мальчиков 11.
ПРИХОД РУКОДЛЬНОГО КЛАССА ЗА 1909 — 10 ГОД.
Получено за проданные вещи: за 3 полотенца холщевых 2 руб. 50 коп., за 1 полотенце строченое 1 р. 25 к., за 2 фартука из миткаля 50 к., за 2 пары концов кружевных для полотенец 40 к., за 2 пары чулок бумажных 80 к., всего 5 руб. 45 коп.
Получено за исполненные заказы: за работу 2 юбок 1 р. 3 фартуков 1 руб. 25 коп., 1 кофты 25 коп., всего 2 руб. 50 коп.
От прошлого отчетного года осталось денег 22 руб. 94 коп.
РАСХОД ПО РУКОДЕЛЬНОМУ КЛАССУ ЗА 1909 — 10 г.
Истрачено на бумагу и нитки 50 коп., на керосин, чай и сахар для живущих девочек 6 руб. 20 коп., всего 6 руб. 70 коп.
Ученицы мною обучались кройке по французской методе» (Доклады Судогодской Уездной Земской Управы и журналы очередного уездного земского собрания сессии 1910 года).
«Отчет по ремесленному отделению при Бахтинском училище.
В 1911 — 1912 учебном году в ремесленном отделении при Бахтинском училище столярно-токарному искусству обучалось всего 43 ученика, считая в этом числе и учеников училища. Ученики училища посвящали на работу в мастерской ежедневно 1 час.
Мальчики младшей группы, в количестве 20 человек, в первое время знакомились с инструментом мастерской, его установкой, названием и употреблением в работе.
После знакомства с инструментом младшая группа переходила уже на более легкую сначала работу как-то: распиловка по прямой линии, кривой линии, строгание доски под линейку, угольник и райсмас.
Далее, следуя введенной в школы программы, ученики выстрагивали бруски квадратного сечения и уже принимались за долбление их, зарезки шипов, сверление, а более способные и сильные ученики обучались соединению брусков: в накладку, сквозным шипом, ласточкиным хвостом, в два шипа и ящичному, т.е. по программе, введенной в других ремесленных училищах, более повышенного типа.
Ученики же старшей и средней группы, то же пройдя все вышесказанное, уже работали некоторые мелкие вещи: скамейки, табуреты, подставки под цветы и т. п. и большей частью приносили материал свой и работали на себя, что их очень интересовало, т.е. сделать вещь и принести к родителям и показать свою работу.
С двух часов приходили уже ученики, кончившие школу, от 12 лет до 17-ти включительно, были даже случаи — приходили более взрослые, поучиться сделать какую-либо вещь.
Приходящие ученики уже исполняли более сложные работы как-то: стулья, столы, шкафы, рамы оконные и другие работы и более приходят с своим материалом и делают вещи, необходимые для своего домашнего обихода.
Посещение ремесленного класса обыкновенно начинается приходящими учениками после окончания полевых работ, что бывает не раньше 1-го октября и продолжается до начала их и наибольшее количество учеников и посещений класса на ноябрь—март месяцы. Каждый хороший столяр должен уметь чертить, а потому желательно бы ввести преподавание черчения и рисования в ремесленном отделении. Результатом преподавания этих предметов могут получиться более хорошие, изящные и правильные работы. Но помещение ремесленного класса очень тесное и за неимением чертежного инструмента ввести преподавание этих полезных предметов совершенно невозможно, хотя и желательно.
Оборудование ремесленного отделения то же не приспособлено к исполнению работ более сложных и требующих как тщательной отделки, так и усовершенствованного инструмента.
Всего в ремесленном отделении 10 верстаков сосновых, которые пришли уже в ветхость и в непродолжительном времени будут совершенно не пригодны, места же они занимают много сравнительно в небольшом помещении класса, 9 арш. Х 10 арш. Так что желательно бы оборудование мастерской приспособить к более правильному ходу работ. На каждом верстаке для работающего инструмент следующий: рубанок, фуганок, шерхебель, угольник и линейка; пилы же, стамески, долота, молотки и т. п. общего употребления, каковыми, по мере надобности, ученики и пользуются.
Благодаря тесноте помещения и за неимением лишнего инструмента и верстака, приходится отказывать ученикам, так как и работающим ученикам приходится чередоваться употреблением инструмента. Кроме столярного инструмента в ремесленном отделении находится токарный станок по дереву один, на котором ученики по очереди обучаются токарному делу, начиная с выточки цилиндра и следуя той же введенной программе кончают более сложными вещами: ножки к табуретам, столам, колонки и т. п. Желающие мальчики поучиться столярно-токарному делу, кроме дер. Бахтина, были из окрестных деревень как-то: Васильева, Картмазова и др. и даже были случаи приходили из соседнего Ковровского уезда дер. Патрикеева 10 вер. расстояния от школы, но благодаря плохо и бедно обставленной мастерской и небольшому помещению ее, за недостатком инструмента, а также сравнительно для крестьянина дорогому содержанию приходилось, от недостатка места отказывать самому или сами крестьяне уводили, так как квартира и харчи становились дорого.
Поэтому и желательно было бы расширить классное помещение, оборудовать более лучшим инструментом, устроить общежитие для учеников окрестных деревень, ввести преподавание черчения и рисования, тогда бы результат обучения столярно-токарному делу получился бы гораздо лучший. С улучшением ремесленного класса программу работ можно будет расширить и пополнить.
В 1911 — 1912-м учебном году обучалось в ремесленном отделении приходящих учеников 12 чел., из них по 17 лет 3 ученика, по 15 лет 5 учеников, по 14 лет 1 ученик, по 12 лет 3 ученика.
Раньше занимались в ремесленном классе по 3 года 3 ученика, по 2 года 4 ученика, по 1 году 3 ученика и первый год 2 ученика.
Точно также первый год занимались ученики младшей группы и второй год ученики старшей и средней групп.
На деньги, вырученные раньше от продажи ученических изделий куплено для ремеслен. класса 1911 — 1912 учеб. год:
Клею 5 фунт, по 18 коп. — 90 к.
Шкурки 10 листов по ½ к. — 15 к.
Доска половая для прогр. работ 1 шт. — 30 к.
Итого - 1 р. 35 к.
Каковые предметы и израсходованы на ремесленный класс.
Отчет учительницы рукодельного класса при Бахтинском начальном училище.
В 1911 — 1912 учебном году в рукодельном классе общее число постоянных учениц было 28. Ученицы были разделены на три группы. Две группы составляли ученицы педагогического класса в количестве 18 девочек и 10 девочек было из учениц уже окончивших педагогический класс. Ученицам двух младших отделений давались первоначальные понятия работ на спицах, вязанью крючком и шитью иголкой; ученицы старшего отделения работали самые простые вещи также на руках; ученицы третьей группы обучались шитью на машинах, вышивке крестом, строчке в пяльцах и кройке выкроек. Материал, из которого работали ученицы этой группы, был куплен на деньги, вырученные от продажи ими же сделанных вещей и кроме того ученицы работали себе бесплатно. Из материала, купленного на средства класса сделано 13 вещей:
Ночных кофточек - 3 шт., Фартуков - 2 шт., Выстрочено полотенец - 1 шт., Вязальных концов для полот. - 2 шт., Чулок - 5 пар.
Из своего материала сделаны вещи:
Целых платьев 18, кофточек 26, юбок 11, фартуков 8, детских платьев 7, рубашек 1, детских рубашек 2, мужских рубашек 15.
Ученицы 3-й группы исполняли вещи по заказу, причем для учеников вещи делались бесплатно. Сделано было 27 вещей. Платьев для девочек 7, кофточек 1, юбок 2, фартуков 5, рубашек для мальчиков 12.
Сделано по заказу — кофт 2, рубашка женская 1.
Кроме означенных постоянных учениц, рукодельный класс посещался уже взрослыми девицами, которые работали исключительно для себя, таких учениц было 18, учебных дней у всех было не более 350. Ими сделано было 52 вещи: целых платьев 14, кофточек 17, юбок 7, детских платьев 7, мужских рубашек 4, женских рубашек 1.
Получено за проданные вещи: За 1 строченное полотенце – 1 р., за 2 пары концов для полот. – 30 к., за 2 пары чулок – 70 к., за 1 фартук – 20 к. Итого - 2 р. 20 к.
Расход рукодельного класса за 1911 — 1912 г.:
Куплено бумаги для чулок 2 фун. – 1 р. 60 к.; Ниток для кружев, вышиванья, наметки, шитья – 1 р. 70 к.; Булавок, иголок, спиц для вязанья чулок крючков, для вязанья кружева – 35 к.; Канвы и бумаги для выкроек – 25 к.; Холста для полотенец 12 арш. – 1 р. 56 к. Итого – 5 р. 66 к.
Цены работ рукодельного класса:
За работу целого женского платья – 60 к., кофточки – 25 к., юбки – 40 к., женской рубашки – 20 к., мужской рубашки – 20 к., детского платья – 40 к., Фартука – 20 к.» (Доклады Судогодской Уездной Земской Управы очередному уездному земскому собранию 1912 года).

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Судогда | Добавил: Николай (13.02.2019)
Просмотров: 64 | Теги: Судогодский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика