«Уже семь лет существует во Владимире артель художественных изделий. Труден был семилетний путь. Артель начала работу без всяких средств, исключительно на маленькие паи. Членов вначале было только 10 человек. На собранные рубли были куплены нитки и материя для вышиванья, шерсть для вязанья. Готовые изделия сбывали на рынке, по дешевым ценам. Постепенно артель начала развиваться. Членов стало уже 30 человек. Но в артели работы было мало, сырья не хватало. Были времена, когда артель стояла на краю гибели. Но благодаря энергии членов правления, а также и самих членов артели, гибели удалось избежать. Чтобы спасти артель, кустарки брались за всякую работу. Тут было и шитье белья и платья, шитье шляп, вязание всевозможных изделий из шерсти, цветы и художественные вышивки, рисование и шитье заказанных плакатов и т. д. Одно время артель существовала исключительно на частных заказах. Наконец, на помощь артели пришел кустпромсоюз. Он снабдил артель в достаточном количестве работой, а главное — взял в свои руки сбыт изделий. И артель сразу же ожила. Теперь уже в артели около 80 членов. Пай достиг 20 р. Есть предложение пай еще увеличить. Артель записалась в кассу взаимопомощи. Художественные экспонаты артели были выставлены на владимирской кустарной выставке. Были экспонаты даже и в Париже, на выставке русских изделий. Каждый год изделия артели посылаются на Нижегородскую ярмарку. На последнем собрании артели, по предложению инструктора кустпромсоюза тов. Щучкиной, принимающей самое горячее участие в развитии и расширении артели, было решено назвать артель именем Клары Цеткин. Безусловно, в дальнейшем артель будет еще сильнее развиваться и полностью оправдает свое новое название» («Призыв», 15 апреля 1928).
Фабрика «Владимирские узоры»
С сентября 1948 года Николай Александрович Демидов работал мастером художественно-ремесленного училища № 1. В коллективе пользовался заслуженным авторитетом. Ученики любили его за большое мастерство и человечность, ведь даже после окончания училища мастер, говоря современным языком, педагогически сопровождал своих воспитанников, старался трудоустроить их.
С этой целью в 1971 году Николай Александрович обратился в исполком областного Совета народных депутатов с предложением открыть фабрику для производства художественных изделий - сувениров с владимирской тематикой. В это время Владимир уже был крупным туристическим центром, входил в состав «Золотого кольца», но не имел своей сувенирной продукции.
Сохранилось письмо из армии ученика Николая Александровича Владимира Артюшкина от 5 июня 1971 года, где он пишет: «Николай Александрович, в свободное время я рисую, делаю эскизы будущих сувениров, уже несколько сделал эскизов на различные темы. Как там насчёт фабрики, которая будет выпускать сувениры?»
Владимирская опытно-экспериментальная фабрика художественных изделий была организована на основании приказа № 174 от 22 октября 1971 г. областного управления местной промышленности «О переименовании Владимирской фабрики художественных изделий в опытно-экспериментальное предприятие», в соответствии с решением Владимирского облисполкома № 1226 от 18 октября 1971 г., и приказа Министра местной промышленности РСФСР №369 от 12 ноября 1971 г. «О мерах по обеспечению дальнейшего развития производства товаров массового спроса в местной промышленности РСФСР». Владимирская опытно-экспериментальная фабрика художественных изделий работала согласно Устава, утвержденного решением Владимирского Облисполкома от 19 апреля 1971 года № 425. Владимирская опытно-экспериментальная фабрика художественных изделий состояла в подчинении управления местной промышленности Владимирского Облисполкома Министерства местной промышленности РСФСР.
Предметом деятельности данного предприятия являлось производство художественных изделий и сувениров, привлечение к выпуску изделий художественных промыслов надомников, из числа пенсионеров, инвалидов, домохозяек, а также лиц, имеющих художественные наклонности.
Предприятие возглавлялось директором, который назначался и освобождался от должности управлением местной промышленности. Штатом были предусмотрены: главный инженер, заместитель директора, главный бухгалтер, старший экономист. Они так же назначались и освобождались управлением местной промышленности. Отделы, службы, участки производства и другие структурные подразделения действовали в соответствии с положениями, утвержденными директором предприятия.
Административно-управленческий аппарат состоял из 5 отделов: 1. Руководство; 2. Плановый отдел; 3. Бухгалтерия; 4. Производственно-технический отдел; 5. Местком.
На фабрике работали следующие производственные участки и отделы: 1. Заготовительный участок; 2. Участок резчиков; 3. Участок токарей; 4. Участок сушки; 5. Шлифовальный участок; 6. Участок росписи по дереву; 7. Отдел технического контроля; 8. Участок упаковки; 9. Картонажный участок.
Основную работу в стилистической направленности на фабрике выполняла творческая группа во главе с двумя освобожденными художниками, под руководством которых разрабатывались новые образцы изделий. Все новые образцы и эскизы изделий рассматривались на художественном Совете фабрики. В задачи художественного Совета входили рекомендации по вопросам художественной направленности развития предприятия и планам творческих работ отдельных мастеров, занимающихся изготовлением художественных изделий, а также новых образцов изделий.
Работа художественного Совета фабрики по линии промышленности координировалась Управлением местной промышленности, а по линии отделений Союза художников - художественным Советом при облисполкоме. В состав художественного Совета входили высококвалифицированные специалисты изобразительного и декоративно-прикладного искусства, художники, мастера художественных промыслов, представители общественных организаций, администрации фабрики; в составе художественного Совета было не менее 10 художников, мастеров художественного промысла. Члены художественного Совета, заместитель председателя и секретарь Совета утверждались руководителем фабрики по представлению председателя художественного Совета, который назначался сроком на один год.
На Владимирской опытно-экспериментальной фабрике художественных изделий сохранялись и развивались богатые традиции изготовления изделий из дерева. Система росписи являлась традиционной: на локальном фоне размещался растительный узор, выполненный в контрастном сочетании красного, черного и зеленого цветов. В ассортимент художественных изделий, выпускаемых фабрикой, входили разнообразные виды ложек, бокалов, чашек, салатниц, сахарниц, подставок, различный наборов предметов (чайных, квасных, рыбацких, салатных, разделочных досок и других).
Позднее она стала называться «Владимирские узоры» и получила статус местного художественного промысла. Фабрика «Владимирские узоры» разместилась в самом центре г. Владимира.
В первые годы существования фабрики Николай Александрович был её художественным руководителем. Первой продукцией фабрики были сувениры, выполненные в технике «маркетри» (мозаика из шпона дерева), резьбы по дереву, а первыми сотрудниками стали выпускники ГПТУ № 15 - Б.Н. Лебедев, А.М. Мельников, А.Н. Демидов, В. Лукьянов, А. Васин, И. Медведев. Благодаря деятельности 6 мастеров-энтузиастов стал возрождаться народный художественный промысел росписи деревянных изделий. С первых дней изделия владимирских мастеров получили заслуженное признание, как у туристов, так и у настоящих ценителей русского искусства.
Туристический бум 1970-х годов в связи популярностью маршрута «Золотое кольцо России» повышал спрос на сувенирную продукцию, отражающую местный колорит. Это стимулировало развитие фабрики «Владимирские узоры».
Позднее на фабрику пришли работать выпускники других училищ: В.И. Корнев из Московского художественно-профессионального училища, Е.П. Носков из Мстёрского художественного училища (главный художник фабрики), В.А. Волков, Л.И. Голубева; из г. Семёнова приехали токари.
Молодыми талантливыми мастерами фабрики были созданы свои неповторимые орнаменты, которые дали начало новому направлению в росписи деревянной посуды. В 1980-е годы фабрику курировали научные сотрудники НИИ художественной промышленности (г. Москва); тогда предпринимались попытки перенести мотивы традиционных народных художественных промыслов Владимирщины (например, мстёрской вышивки) в роспись.
Уже к 1980 г. на ней было занято 100 мастеров, а объём производства увеличился в разы.
К сожалению, до наших дней не сохранились произведения народного искусства росписи по дереву, какой она была на древней Владимирской земле. Мастера стали искать свою манеру письма, которая базировалась на глубоком изучении белокаменной резьбы владимирских соборов, традиций народных промыслов – резного оформления аргунами и якушами старинных деревянных домов, причудливых орнаментов мстёрской вышивки. На этой основе появилось новое направление в технике росписи деревянной посуды – владимирская роспись. Преобладающими цветами росписи стали жёлтый бежевый, чёрный, красный, зелёный, а элементами рисунка – ягодно-фруктовый орнамент (владимирская вишня, крыжовник, барбарис, яблоко, груша и т.д.). Но самый узнаваемый элемент «владимирского узора» – рябиновая кисть.
Отличительной особенностью владимирской росписи можно назвать несколько тонкостей в технике, делающие изделия непохожими ни на какие другие. Мастера стараются показать красоту натуральной текстуры липы, ольхи, берёзы и других используемых ими пород, выполняя роспись на фоне оставленных неокрашенными фрагментов дерева. Используется присущая только владимирским мастерам техника тампонирования («тычки» и «оживки»), позволяющая на фоне наложенного рисунка раскрыть объем. Это – оригинальная роспись, когда краска наносится не кистью, а поролоновым тампоном или просто пальцем художника, образуя лёгкое облачко и придавая рисунку объёмность и натуральность. В 1991 г. продукция фабрики была отнесена к изделиям народных художественных промыслов.
«Сегодня на фабрике выработан свой неповторимый стиль. Отличительной особенностью мастеров «Владимирских узоров», можно назвать несколько тонкостей в технике росписи, делающие изделия непохожими ни на какие другие. Оставляя при росписи изделий фрагменты «живого», некрашеного дерева, используя уникальную, присущую только им технику тампонирования, позволяющую на фоне уже наложенного рисунка раскрыть объём и полноцветную глубину красок», - было написано в буклете «Народные художественные промыслы. Владимирские узоры».
Первый корпус фабрики Владимирские узоры до сноса в 2008 году (ул. Семашко, д. 8) Ранее в этом здании находился Владимирский завод бактериальных удобрений, образованный в декабре 1943 г.
Второй корпус фабрики Владимирские узоры до сноса в 2008 году (ул. Семашко, д. 8а)
Фабрика «Владимиро-Суздальские узоры»
Сложная экономическая ситуация 1990-х годов практически подорвала промысел. С 2007 г. фабрика получила второе рождение на базе деревообрабатывающего производства в Суздале (директор В.Э. Кехтер) и возобновила свою работу уже как «Владимиро-Суздальские узоры».
Сегодня на художественном предприятии трудятся как мастера с многолетним опытом (например, С. Васильева), так и молодые перспективные художники (С. Поликарпова, М. Лаврова). Каждый художник совершенствует своё искусство, вносит в него новые черты. Например, в росписи изделий наряду с растительным орнаментом можно встретить элементы древнерусской архитектуры «Золотого кольца», образы известных суздальских народных праздников и др.
Фабрика выпускает более 400 наименований расписных деревянных изделий, которые можно широко использовать в быту (ложки, конфетницы, вазочки, плошки, блюда, бочонки, штофы и др.). Деревянная посуда от «Владимирских узоров» отмечена многочисленными дипломами на российских и региональных ремесленных ярмарках и выставках. Под руководством профессиональных художников на фабрике проводятся мастер-классы росписи по дереву.
Пропагандой традиционных видов росписи по дереву сегодня занимаются Областной Центр народного творчества и его муниципальные подразделения, где работают студии декоративно-прикладного искусства. Мастер декоративно-прикладного искусства С.А. Савельева (ОЦНТ) разработала авторскую методику обучения детей росписи по дереву. В рамках программы «Секреты народного мастерства» она проводит мастер-классы по росписи в технике «владимирские узоры» для школьников и студентов, а также для людей с ограниченными возможностями.
ООО НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ "Владимиро-Суздальские Узоры" зарегистрирована 26 февраля 2016 г. Основным видом деятельности является «Производство изделий народных художественных промыслов».
Директор - Кехтер Владимир Эрикович.
Адрес - Суздальский район, город Суздаль, Промышленная улица, дом 16а, кабинет 4.
Сайт - http://remeslo33.ru/index.html
Мастера фабрики создают сувенирные расписные изделия из дерева (липа,ольха,береза) с неповторимыми уникальными («Рябиновыми» и «Цветочными») орнаментами Владимирской области.
Техника росписи основана на глубоком изучении традиций народных промыслов Владимирского края. Коллектив художников сохраняет и приумножает творческие идеи росписи по дереву. Изделия можно использовать в быту:
- для сыпучих (крупа, мука, сахар, соль и др.
- для соусов, сметаны, варенья, мёда, джема и др.
- для конфет, фруктов, печенья и др. - для напитков (вино, пиво, квас и др.).