Главная
Регистрация
Вход
Пятница
26.04.2024
19:42
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [138]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Харитонов Николай Васильевич, Герой Советского Союза

Николай Васильевич Харитонов

Харитонов Николай родился 1 января 1920 года в селе Пустой Ярославль (С 1929 года Ставровского района, с 1932 года Собинского района, с 1945 года Ставровского района, Сейчас Суздальского района Владимирской области) в семье крестьянина. После окончания в 1935 году неполной средней школы (7 классов) уехал в Москву, где работал на теплоэлектроцентрали № 11. В 1938 году окончил в Москве Пролетарский аэроклуб и поступил в Борисоглебскую военно-авиационную школу летчиков.


ХАРИТОНОВ Николай Васильевич

В Красной Армии с 1937 года. В 1940 году окончил Борисоглебское военное авиационное училище лётчиков.
С июня 1941 года на фронте. Великая Отечественная застала его в Белоруссии. В первый же день войны вступил в бой с вражескими истребителями. Летая на «Як-1», сражался в небе Белоруссии в составе 521-го авиаполка. Затем сражался с врагом в небе Минска и Вязьмы. На Западном фронте произвёл 125 боевых вылетов, имел 2 сбитых самолёта в паре. Был тяжело ранен и находился на излечении в госпитале.
Большим уважением пользовался он в полку. Ещё в середине октября 1941 года под Москвой на собрании с повесткой дня: «Умрём, но не отдадим Москву !» Он сказал:
- Самолёт не должен стоять на земле!
Эти слова стали его девизом. За короткое время Николай Харитонов совершил 60 боевых вылетов. Дрался с врагами над Москвой, Смоленском, Ельней и Духовщиной, штурмовал с бреющего полёта позиции противника, сопровождал на задания наши бомбардировщики, летал на разведку, патрулировал над аэродромами, вступал в неравные схватки с большими группами вражеских истребителей.
Особенно запомнилось Николаю Харитонову 5 ноября 1941 года. Запомнилось потому, что в этот день он прошёл настоящее испытание на крепость нервов, выдержку и стойкость характера и достойно выдержал его.
В Подмосковье была сплошная облачность. Вынырнув на своём «Яке» под нижнюю кромку облаков, Харитонов заметил большой транспортный обоз противника, двигавшийся к линии фронта. Не раздумывая, бросил самолёт в атаку. Поражённые меткими очередями, вспыхнули головные машины. Движение колонны застопорилось. Враги в панике заметались. Не дав им опомниться, Николай развернул самолёт и снова обрушил на колонну шквал огня. Третья, четвёртая атаки - пока не израсходован весь боезапас до последнего патрона. Враги заметались в панике. Движение колонны застопорилось. Новый шквал огня. И вот уже запылал обоз. Начали рваться боеприпасы...
Задание было успешно выполнено. Но в этот момент из облаков на Харитонова свалились 2 «Ме-109». Они прижали его к земле, знаками подали команду: «Следуй за нами».
Харитонов только крепче сжал ручку управления и резко развернул свою машину вправо, навстречу врагу. «Только таран» - решил лётчик. Нажал на гашетку и отпустил её лишь тогда, когда «Мессер» задымил, а затем камнем устремился к земле. Но и «Як» Харитонова получил смертельную дозу свинца. Немец, шедший от него слева, успел выпустить длинную очередь. Николай с трудом вывел машину в горизонтальный полёт и, пользуясь низкой облачностью, оторвался от «Мессера». И только здесь он заметил, что горючее на исходе. К тому же самолёт почти не управлялся. Надо было срочно решать: выпрыгивать с парашютом или идти на вынужденную посадку.
«Выпрыгнуть из самолёта невозможно, - размышлял лётчик. - Малая высота. Не успеет раскрыться парашют. Посадить же истребитель в незнакомой местности - огромный риск. И всё же надо попытаться это сделать. Другого выхода нет».
Харитонов полностью выбрал ручку управления на себя. Самолёт плюхнулся на тонкие берёзы, которые смягчили удар. Лётчик потерял сознание. Очнулся он уже в госпитале, с перебитой у плеча рукой, со многими мелкими ранами на лице, груди и ногах.


ХАРИТОНОВ Николай Васильевич

Николай Харитонов был молод, любил жизнь, своих товарищей. Находясь в госпитале, подолгу любовался восходом солнца, восхищался его закатом, много читал, мечтал. Он щедро делился с фронтовыми друзьями последним сухарем, последней папиросой, заветными мыслями. После госпиталя он снова активно включился в боевую работу, хотя ему предлагали отдохнуть, подлечиться. И надо было видеть, с какой яростью дрался Николай в небе над Сталинградом. Не спасали врагов от его огневых атак ни маневренность «Мессеров», ни броня «Фоккеров».
Как-то раз в районе Сталинграда, когда советские войска добивали окружённую группировку врага, Николай Харитонов, подлетая к аэродрому Большая Россошка, заметил, как оттуда начал подниматься 4-моторный «FW- 200» - «Кондор». «Не уйдёшь!»" - решил Харитонов и бросил свой «Як» в пике. Он выпустил пулемётную очередь, другую. На вражеском самолёте загорелся правый мотор, но машина всё ещё держалась в воздухе и продолжала уходить. Тогда Николай ударил по врагу всей огневой мощью своего истребителя и заставил его пойти на посадку.
Позже выяснилось, что в самолёте находились высокие чины из окружения самого Паулюса, много крупных штабных и тыловых работников. И уже на другой день на гимнастёрке Харитонова засверкал орден Красного Знамени - первый из боевых орденов, полученный им с начала войны.
С 1942 года член КПСС.
Вскоре полк, в составе которого сражался Николай Харитонов, был преобразован в Гвардейский. Никогда не забыть лётчику вручение полку Гвардейского знамени. На лицевой стороне полотнища он увидел портрет Ленина, а над ним слова: «За нашу Советскую Родину!» Внизу надпись: «СССР». На обратной стороне - золотая пятиконечная звезда.
На Сталинградском и Донском фронтах старший лейтенант Н.В. Харитонов совершил 72 боевых вылетов. Участвовал в 41 воздушном бою. К февралю 1943 года в воздушных боях сбил 7 самолётов лично и 7 - в группе. Дважды был легко ранен.
К маю 1943 года произвёл ещё 28 боевых вылетов, из них: на блокировку противника - 11, на охоту за транспортными самолётами - б. Провёл 12 воздушных боёв, в которых сбил лично 4 машины, в паре и группе - по одной.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Харитонову Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1021).

Получал награду в Кремле. Его вызвали в Москву с фронта. Ехал и волновался, собирался с мыслями, готовился к встрече с Михаилом Ивановичем Калининым. Думал, как подойдёт к нему, что скажет в ответ на вручение высокой награды. В Кремль явился пораньше. Предъявил документы. Прошёл в указанный зал. Увидел себя в большом зеркале во весь рост и ахнул. Как ни стирал в гостинице хлопчатобумажную гимнастёрку и брюки, выглядели они невзрачно: слишком уж вылиняли. Ещё хуже дело обстояло с сапогами. Кирза есть кирза, да к тому же потрескавшаяся. Никаким кремом не заставишь её блестеть. «Худо дело, герой», - иронически улыбнулся Харитонов и сел на самый задний ряд мягких кресел. «Всё - таки не на глазах буду торчать, - подумал лётчик. - Вызовут не первым. В общем потоке награждаемых, возможно и проскользну незамеченным».
Однако всё оказалось наоборот. Награждаемых было совсем немного, человек 10, не больше: разведчики, моряки танкисты, пограничники и писатель Фёдор Гладков. Звезду Героя вручали только ему, Николаю Харитонову. Естественно, что в списке награждённых его фамилия стояла первой. Обращаясь к награждённым фронтовикам, Михаил Иванович сказал, что трудная у них дорога. Нет и не будет ещё долгое время покоя ни на земле, ни на море, ни в воздухе. И всё же завидна солдатская служба. Он, солдат, сражается за советскую Родину. «Смело идите навстречу врагу, наше дело правое, победа будет за нами» - так закончил свою краткую речь Калинин.
Запомнилась она Харитонову, навсегда запала в сердце, вернулся он в родной полк из Москвы как будто повзрослевшим. И с ещё большей отвагой стал сражаться с ненавистным врагом. Довёл счёт лично сбитых самолётов на Волге до 10, а затем продолжил его на Курской дуге, под Минском и Брестом, Варшавой и Познанью, над Одером. О нём писали фронтовые газеты. Его боевой почерк перенимали друзья. Во всех воздушных боях Харитонов действовал по известному закону фронтовой дружбы: сам погибай, а товарища выручай.
Как - то раз перед вылетом на боевое гадание ведомый Харитонова комсомолец Борис Баранов сказал:
- Я люблю свою Родину. Готов отдать за неё свою кровь до последней капли. Пока дышу, буду уничтожать фашистских захватчиков.

14 апреля 1945 года Харитонов и Баранов прикрывали переправу наших войск через Одер. Тяжело и неуклюже подходили к реке нагруженные до предела немецкие бомбовозы. Два из них Харитонов и Баранов сбили в первых же стремительных атаках. Но тут на выручку «Юнкерсам» подоспели «Мессеры». Разгорелся жаркий неравный бой: сражались 2 «Яка» против 8 «Ме-109». Немцам удалось разъединить нашу пару. Однако, оставшись без ведомого, Баранов не растерялся, не дрогнул. Отбиваясь от наседавших врагов, он помнил о главном: не допустить бомбардировщики к переправе. Вражескими очередями были изрешечены крылья и фюзеляж самолёта, пробит снарядом фонарь кабины. Осколок снаряда впился в голову лётчику. Но, несмотря на мучительные боли, Баранов продолжал управлять машиной, не отвёл цепкого взгляда от прицела, в перекрестии которого чернел зловещий силуэт «Юнкерса». Собрав последние силы, он нажал на гашетку. Воздушный пират пошёл к земле. И только после этого, истекая кровью, лётчик повёл самолёт в сторону своего аэродрома.
Услышав стонущий, неровный гул мотора, люди высыпали на лётное поле. Вот показался «ястребок». Шёл он как - то шатко, «нырял». Приземлившись, пробежал несколько метров и остановился. Авиаторы бросились к нему. Ревел невыключенный мотор. Неподвижно сидя в кабине и крепко зажав ручку управления, Борис Баранов не отозвался на голоса однополчан. Он был мёртв...
Долго ждали в масти возвращения Николая Харитонова, но его не было. Через несколько дней в районе Торнов друзья нашли обломки его сгоревшего самолёта. Сомнений не оставалось - Николай погиб. Из этих обломков друзья соорудили памятник своему бесстрашному другу и поклялись отомстить за него в Берлине.
А 30 апреля, когда полк находился в непосредственной близости от Берлина, на аэродром приземлился какой-то самолёт. На носилках вынесли человека, перебинтованного с ног до головы.
- Николай! Ты?! Жив?! - кинулись к нему друзья.
Да, это был Николай Харитонов. В ожидании эвакуации в госпиталь он рассказал, что приключилось с ним после боя над Одером 14 апреля. Оставшись без ведомого, он решил снова соединиться с ним. Пошёл с набором высоты в сторону солнца, чтобы оторваться от врагов. Но тут на него неожиданно свалились «Мессеры». Уходить в сторону не было времени. Харитонов нажал на гашетку. Самолёт покачнулся. На какую - то долю секунды лётчик увидел лицо врага. Их разделяли в воздухе считанные метры. А потом всё заволокло туманом...
Сколько это длилось, Харитонов не помнил. Очнулся от резкого запаха бензина. В нескольких местах пробило трубку заливной системы. От снаряда, начиненного фосфором, бензин загорелся. Языки пламени подбирались к пилоту. Всё труднее становилось дышать и управлять самолётом. Николай сбросил фонарь. В кабину ворвался свежий воздух. Пламя вспыхнуло ещё сильнее. Харитонов перевернул самолёт. Вывалился из кабины, при этом ударился ногой о стабилизатор. С запозданием раскрыл парашют. В момент приземления у него подвернулась нога. Николай упал и уже не мог подняться, тут же потерял сознание. Парашют приволок его в траншею к фашистам, находившимся совсем рядом. Его отправили в немецкий медпункт.
Однажды к Харитонову подошёл человек в немецкой форме и спросил:
- Вы русский?
- Да.
- Вам нельзя оставаться, - тихо сказал незнакомец. - Я нахожусь здесь по заданию. Помогу вам вернуться к своим.
Харитонова положили на кроватную сетку, накрыли матрацами и погрузили в машину. На станции его таким же способом поместили в эшелон с инвентарем. Кроме Николая в этом вагоне оказалось ещё несколько советских воинов. Им тоже помог незнакомец в немецкой форме.
Ехать было тяжело. Ни пошевелиться, ни слова сказать: всё лицо, руки и ноги Харитонова были забинтованы. Лётчик то терял сознание, то снова приходил в себя. Однажды, очнувшись, увидел над собой солдата с красной звездой на шлеме.
Оказалось, танкисты 2-го Белорусского фронта, прорвав оборону противника, захватили железнодорожную станцию, а на одном из её запасных путей и эшелон с пленными. Это случилось 30 апреля 1945 года. 16 дней и ночей, мучительных и зыбких, находился лётчик во вражеском стане.
Много лет спустя, вспоминая о том далеком кошмарном времени, Николай Васильевич Харитонов говорил:
- Мне просто повезло. Спасибо нашим доблестным танкистам. Обязан им жизнью.


ХАРИТОНОВ Николай Васильевич

Всего совершил свыше 300 успешных боевых вылетов. Проведя 100 воздушных боёв, довёл счёт побед до 23 (16 самолётов сбил лично и 7 в группе с товарищами).
После войны продолжал служить в ВВС. В 1955 году окончил Военно-Воздушную академию. С 1960 года полковник Н.В. Харитонов - в запасе. Жил в Москве.
Умер 11 сентября 1988 года. Похоронен на Кунцевском кладбище (участок 9-2).

Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, 10 медалями.

Источники:
- В небе Сталинграда. - Волгоград: Нижне-Волж. кн. изд., 1983.
- Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. - Москва, 1988.
- Сталинградская битва. Хроника, факты, люди.: 2 кн. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

МЕЧТА СБЫЛАСЬ

Земли Владимирской богатыри. Очерки о Героях Советского Союза. Нагорный Андрей Федорович, Травкин Василий Васильевич. Ярославль 1967
Как-то над деревней Пустой Ярославль пролетел самолет.
— Аэроплан, аэроплан! — раздались звонкие ребячьи голоса.
На улицу высыпала вся школа посмотреть на диковинную машину, которая летела в воздухе. Двухмоторный самолет быстро скрылся за лесом, почти все разошлись, и лишь не двинулся с места Коля Харитонов. Несмотря на сильный мороз, он еще долго зачарованно смотрел в ту сторону, куда удалилась железная птица. Мальчишеская душа до краев наполнилась желанием подняться в воздух. «Я стану тоже летчиком», — решил четвероклассник Коля Харитонов.
И вот наконец мечта паренька осуществилась: его приняли в аэроклуб. Из аэроклуба — в военное авиационное училище.
Великую Отечественную войну младший лейтенант Николай Харитонов встретил летчиком-истребителем. Двадцатилетнему парню, ему не раз приходилось вступать в жаркие схватки с врагом. Особенно памятны бои под Москвой, где в одном из вылетов 5 ноября 1941 года Харитонов был ранен.
Не забыты и бои за Сталинград. Харитонов по 10—15 раз в сутки поднимался в воздух. В те дни над городом постоянно висели стаи вражеских бомбардировщиков. На своем счету Харитонов уже имел девять сбитых самолетов. Был и десятый. Произошло это в начале февраля 1943 года.
Наши войска добивали окруженную в Сталинграде немецкую армию. Находившиеся в котле фашисты спасались кто как мог. Многих, в первую очередь высшее начальство, переправляли самолетами. Особенно большое количество транспортных самолетов поднималось, беря курс на запад, с аэродрома Большая Россошка. Вот туда-то и устремились несколько наших истребителей во главе с Харитоновым. Приблизившись к аэродрому, Харитонов заметил, как в воздух, покачиваясь, поднялся четырехмоторный «фоккевульф». «Не уйдешь!» — решил Харитонов. Первой же атакой был выведен из строя правый мотор вражеского самолета. Коснувшись земли, он остановился. Как выяснилось позже, в нем оказались видные военные лица и ценные документы.
Вскоре грудь Харитонова украсилась орденом Ленина и Золотой Звездой Героя Советского Союза.
За время войны летчик Николай Харитонов провел сто воздушных боев. Конечно, были и неудачи. Так, в боях под Москвой Харитонов вынужден был посадить самолет почти в лесу. В один из боев за Сталинград был подбит самолет Харитонова, но опытный летчик все же сумел дотянуть его до своей территории.
В одном из воздушных боев над немецким городом Фюрстенвальде Харитонов получил тяжелые ранения правой ноги, лица и рук. Горящий самолет спасти не было возможности, и Харитонов выбросился на парашюте. Он приземлился на территории, занятой немцами. Тяжелораненый, почти в бессознательном состоянии Харитонов был взят в плен. Через пятнадцать дней, когда советских военнопленных увозили вглубь Германии, танкисты 2-го Белорусского фронта напали на эшелон. Среди освобожденных был и Харитонов.
Боевые друзья Харитонова, видевшие, как упал его самолет, считали летчика погибшим. На том месте, где врезался в землю истребитель, в местечке Ной-Лебус, они соорудили ему обелиск.
Обо всем этом подполковник запаса Николай Васильевич Харитонов часто рассказывает московским школьникам и рабочим. Герой Советского Союза, ударник коммунистического труда Николай Харитонов часто бывает в школах, на предприятиях, где ведет большую работу с подрастающим поколением.
Герои Советского Союза Владимирской области
Владимирский край в годы Великой Отечественной войны
Город Собинка в 1941-1945 годы
Герои Советского Союза Суздальского района

Категория: Суздаль | Добавил: Николай (04.04.2020)
Просмотров: 696 | Теги: Собинский район, вов, Герой советского союза, суздальский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru