Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
28.09.2020
16:07
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1299]
Суздаль [412]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [422]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [109]
Юрьев [219]
Судогда [103]
Москва [42]
Покров [135]
Гусь [151]
Вязники [277]
Камешково [93]
Ковров [375]
Гороховец [119]
Александров [245]
Переславль [112]
Кольчугино [74]
История [39]
Киржач [82]
Шуя [105]
Религия [5]
Иваново [59]
Селиваново [37]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [104]
Писатели и поэты [100]
Промышленность [90]
Учебные заведения [114]
Владимирская губерния [37]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [48]
Муромские поэты [5]
художники [24]
Лесное хозяйство [16]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [41]
Отечественная война [242]
архив [6]
обряды [15]

Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Харитонов Николай Васильевич

Николай Васильевич Харитонов

Харитонов Николай родился 1 января 1920 года в селе Пустой Ярославль (С 1929 года Ставровского района, с 1932 года Собинского района, с 1945 года Ставровского района, Сейчас Суздальского района Владимирской области) в семье крестьянина. После окончания в 1935 году неполной средней школы (7 классов) уехал в Москву, где работал на теплоэлектроцентрали № 11. В 1938 году окончил в Москве Пролетарский аэроклуб и поступил в Борисоглебскую военно-авиационную школу летчиков.


ХАРИТОНОВ Николай Васильевич

В Красной Армии с 1937 года. В 1940 году окончил Борисоглебское военное авиационное училище лётчиков.
С июня 1941 года на фронте. Великая Отечественная застала его в Белоруссии. В первый же день войны вступил в бой с вражескими истребителями. Летая на «Як-1», сражался в небе Белоруссии в составе 521-го авиаполка. Затем сражался с врагом в небе Минска и Вязьмы. На Западном фронте произвёл 125 боевых вылетов, имел 2 сбитых самолёта в паре. Был тяжело ранен и находился на излечении в госпитале.
Большим уважением пользовался он в полку. Ещё в середине октября 1941 года под Москвой на собрании с повесткой дня: «Умрём, но не отдадим Москву !» Он сказал:
- Самолёт не должен стоять на земле!
Эти слова стали его девизом. За короткое время Николай Харитонов совершил 60 боевых вылетов. Дрался с врагами над Москвой, Смоленском, Ельней и Духовщиной, штурмовал с бреющего полёта позиции противника, сопровождал на задания наши бомбардировщики, летал на разведку, патрулировал над аэродромами, вступал в неравные схватки с большими группами вражеских истребителей.
Особенно запомнилось Николаю Харитонову 5 ноября 1941 года. Запомнилось потому, что в этот день он прошёл настоящее испытание на крепость нервов, выдержку и стойкость характера и достойно выдержал его.
В Подмосковье была сплошная облачность. Вынырнув на своём «Яке» под нижнюю кромку облаков, Харитонов заметил большой транспортный обоз противника, двигавшийся к линии фронта. Не раздумывая, бросил самолёт в атаку. Поражённые меткими очередями, вспыхнули головные машины. Движение колонны застопорилось. Враги в панике заметались. Не дав им опомниться, Николай развернул самолёт и снова обрушил на колонну шквал огня. Третья, четвёртая атаки - пока не израсходован весь боезапас до последнего патрона. Враги заметались в панике. Движение колонны застопорилось. Новый шквал огня. И вот уже запылал обоз. Начали рваться боеприпасы...
Задание было успешно выполнено. Но в этот момент из облаков на Харитонова свалились 2 «Ме-109». Они прижали его к земле, знаками подали команду: «Следуй за нами».
Харитонов только крепче сжал ручку управления и резко развернул свою машину вправо, навстречу врагу. «Только таран» - решил лётчик. Нажал на гашетку и отпустил её лишь тогда, когда «Мессер» задымил, а затем камнем устремился к земле. Но и «Як» Харитонова получил смертельную дозу свинца. Немец, шедший от него слева, успел выпустить длинную очередь. Николай с трудом вывел машину в горизонтальный полёт и, пользуясь низкой облачностью, оторвался от «Мессера». И только здесь он заметил, что горючее на исходе. К тому же самолёт почти не управлялся. Надо было срочно решать: выпрыгивать с парашютом или идти на вынужденную посадку.
«Выпрыгнуть из самолёта невозможно, - размышлял лётчик. - Малая высота. Не успеет раскрыться парашют. Посадить же истребитель в незнакомой местности - огромный риск. И всё же надо попытаться это сделать. Другого выхода нет».
Харитонов полностью выбрал ручку управления на себя. Самолёт плюхнулся на тонкие берёзы, которые смягчили удар. Лётчик потерял сознание. Очнулся он уже в госпитале, с перебитой у плеча рукой, со многими мелкими ранами на лице, груди и ногах.
Николай Харитонов был молод, любил жизнь, своих товарищей. Находясь в госпитале, подолгу любовался восходом солнца, восхищался его закатом, много читал, мечтал. Он щедро делился с фронтовыми друзьями последним сухарем, последней папиросой, заветными мыслями. После госпиталя он снова активно включился в боевую работу, хотя ему предлагали отдохнуть, подлечиться. И надо было видеть, с какой яростью дрался Николай в небе над Сталинградом. Не спасали врагов от его огневых атак ни маневренность «Мессеров», ни броня «Фоккеров».
Как-то раз в районе Сталинграда, когда советские войска добивали окружённую группировку врага, Николай Харитонов, подлетая к аэродрому Большая Россошка, заметил, как оттуда начал подниматься 4-моторный «FW- 200» - «Кондор». «Не уйдёшь!»" - решил Харитонов и бросил свой «Як» в пике. Он выпустил пулемётную очередь, другую. На вражеском самолёте загорелся правый мотор, но машина всё ещё держалась в воздухе и продолжала уходить. Тогда Николай ударил по врагу всей огневой мощью своего истребителя и заставил его пойти на посадку.
Позже выяснилось, что в самолёте находились высокие чины из окружения самого Паулюса, много крупных штабных и тыловых работников. И уже на другой день на гимнастёрке Харитонова засверкал орден Красного Знамени - первый из боевых орденов, полученный им с начала войны.
С 1942 года член КПСС.
Вскоре полк, в составе которого сражался Николай Харитонов, был преобразован в Гвардейский. Никогда не забыть лётчику вручение полку Гвардейского знамени. На лицевой стороне полотнища он увидел портрет Ленина, а над ним слова: «За нашу Советскую Родину!» Внизу надпись: «СССР». На обратной стороне - золотая пятиконечная звезда.
На Сталинградском и Донском фронтах старший лейтенант Н.В. Харитонов совершил 72 боевых вылетов. Участвовал в 41 воздушном бою. К февралю 1943 года в воздушных боях сбил 7 самолётов лично и 7 - в группе. Дважды был легко ранен.
К маю 1943 года произвёл ещё 28 боевых вылетов, из них: на блокировку противника - 11, на охоту за транспортными самолётами - б. Провёл 12 воздушных боёв, в которых сбил лично 4 машины, в паре и группе - по одной.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Харитонову Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1021).

Получал награду в Кремле. Его вызвали в Москву с фронта. Ехал и волновался, собирался с мыслями, готовился к встрече с Михаилом Ивановичем Калининым. Думал, как подойдёт к нему, что скажет в ответ на вручение высокой награды. В Кремль явился пораньше. Предъявил документы. Прошёл в указанный зал. Увидел себя в большом зеркале во весь рост и ахнул. Как ни стирал в гостинице хлопчатобумажную гимнастёрку и брюки, выглядели они невзрачно: слишком уж вылиняли. Ещё хуже дело обстояло с сапогами. Кирза есть кирза, да к тому же потрескавшаяся. Никаким кремом не заставишь её блестеть. «Худо дело, герой», - иронически улыбнулся Харитонов и сел на самый задний ряд мягких кресел. «Всё - таки не на глазах буду торчать, - подумал лётчик. - Вызовут не первым. В общем потоке награждаемых, возможно и проскользну незамеченным».
Однако всё оказалось наоборот. Награждаемых было совсем немного, человек 10, не больше: разведчики, моряки танкисты, пограничники и писатель Фёдор Гладков. Звезду Героя вручали только ему, Николаю Харитонову. Естественно, что в списке награждённых его фамилия стояла первой. Обращаясь к награждённым фронтовикам, Михаил Иванович сказал, что трудная у них дорога. Нет и не будет ещё долгое время покоя ни на земле, ни на море, ни в воздухе. И всё же завидна солдатская служба. Он, солдат, сражается за советскую Родину. «Смело идите навстречу врагу, наше дело правое, победа будет за нами» - так закончил свою краткую речь Калинин.
Запомнилась она Харитонову, навсегда запала в сердце, вернулся он в родной полк из Москвы как будто повзрослевшим. И с ещё большей отвагой стал сражаться с ненавистным врагом. Довёл счёт лично сбитых самолётов на Волге до 10, а затем продолжил его на Курской дуге, под Минском и Брестом, Варшавой и Познанью, над Одером. О нём писали фронтовые газеты. Его боевой почерк перенимали друзья. Во всех воздушных боях Харитонов действовал по известному закону фронтовой дружбы: сам погибай, а товарища выручай.
Как - то раз перед вылетом на боевое гадание ведомый Харитонова комсомолец Борис Баранов сказал:
- Я люблю свою Родину. Готов отдать за неё свою кровь до последней капли. Пока дышу, буду уничтожать фашистских захватчиков.

14 апреля 1945 года Харитонов и Баранов прикрывали переправу наших войск через Одер. Тяжело и неуклюже подходили к реке нагруженные до предела немецкие бомбовозы. Два из них Харитонов и Баранов сбили в первых же стремительных атаках. Но тут на выручку «Юнкерсам» подоспели «Мессеры». Разгорелся жаркий неравный бой: сражались 2 «Яка» против 8 «Ме-109». Немцам удалось разъединить нашу пару. Однако, оставшись без ведомого, Баранов не растерялся, не дрогнул. Отбиваясь от наседавших врагов, он помнил о главном: не допустить бомбардировщики к переправе. Вражескими очередями были изрешечены крылья и фюзеляж самолёта, пробит снарядом фонарь кабины. Осколок снаряда впился в голову лётчику. Но, несмотря на мучительные боли, Баранов продолжал управлять машиной, не отвёл цепкого взгляда от прицела, в перекрестии которого чернел зловещий силуэт «Юнкерса». Собрав последние силы, он нажал на гашетку. Воздушный пират пошёл к земле. И только после этого, истекая кровью, лётчик повёл самолёт в сторону своего аэродрома.
Услышав стонущий, неровный гул мотора, люди высыпали на лётное поле. Вот показался «ястребок». Шёл он как - то шатко, «нырял». Приземлившись, пробежал несколько метров и остановился. Авиаторы бросились к нему. Ревел невыключенный мотор. Неподвижно сидя в кабине и крепко зажав ручку управления, Борис Баранов не отозвался на голоса однополчан. Он был мёртв...
Долго ждали в масти возвращения Николая Харитонова, но его не было. Через несколько дней в районе Торнов друзья нашли обломки его сгоревшего самолёта. Сомнений не оставалось - Николай погиб. Из этих обломков друзья соорудили памятник своему бесстрашному другу и поклялись отомстить за него в Берлине.
А 30 апреля, когда полк находился в непосредственной близости от Берлина, на аэродром приземлился какой-то самолёт. На носилках вынесли человека, перебинтованного с ног до головы.
- Николай! Ты?! Жив?! - кинулись к нему друзья.
Да, это был Николай Харитонов. В ожидании эвакуации в госпиталь он рассказал, что приключилось с ним после боя над Одером 14 апреля. Оставшись без ведомого, он решил снова соединиться с ним. Пошёл с набором высоты в сторону солнца, чтобы оторваться от врагов. Но тут на него неожиданно свалились «Мессеры». Уходить в сторону не было времени. Харитонов нажал на гашетку. Самолёт покачнулся. На какую - то долю секунды лётчик увидел лицо врага. Их разделяли в воздухе считанные метры. А потом всё заволокло туманом...
Сколько это длилось, Харитонов не помнил. Очнулся от резкого запаха бензина. В нескольких местах пробило трубку заливной системы. От снаряда, начиненного фосфором, бензин загорелся. Языки пламени подбирались к пилоту. Всё труднее становилось дышать и управлять самолётом. Николай сбросил фонарь. В кабину ворвался свежий воздух. Пламя вспыхнуло ещё сильнее. Харитонов перевернул самолёт. Вывалился из кабины, при этом ударился ногой о стабилизатор. С запозданием раскрыл парашют. В момент приземления у него подвернулась нога. Николай упал и уже не мог подняться, тут же потерял сознание. Парашют приволок его в траншею к фашистам, находившимся совсем рядом. Его отправили в немецкий медпункт.
Однажды к Харитонову подошёл человек в немецкой форме и спросил:
- Вы русский?
- Да.
- Вам нельзя оставаться, - тихо сказал незнакомец. - Я нахожусь здесь по заданию. Помогу вам вернуться к своим.
Харитонова положили на кроватную сетку, накрыли матрацами и погрузили в машину. На станции его таким же способом поместили в эшелон с инвентарем. Кроме Николая в этом вагоне оказалось ещё несколько советских воинов. Им тоже помог незнакомец в немецкой форме.
Ехать было тяжело. Ни пошевелиться, ни слова сказать: всё лицо, руки и ноги Харитонова были забинтованы. Лётчик то терял сознание, то снова приходил в себя. Однажды, очнувшись, увидел над собой солдата с красной звездой на шлеме.
Оказалось, танкисты 2-го Белорусского фронта, прорвав оборону противника, захватили железнодорожную станцию, а на одном из её запасных путей и эшелон с пленными. Это случилось 30 апреля 1945 года. 16 дней и ночей, мучительных и зыбких, находился лётчик во вражеском стане.
Много лет спустя, вспоминая о том далеком кошмарном времени, Николай Васильевич Харитонов говорил:
- Мне просто повезло. Спасибо нашим доблестным танкистам. Обязан им жизнью.
Всего совершил свыше 300 успешных боевых вылетов. Проведя 100 воздушных боёв, довёл счёт побед до 23 (16 самолётов сбил лично и 7 в группе с товарищами).
После войны продолжал служить в ВВС. В 1955 году окончил Военно-Воздушную академию. С 1960 года полковник Н.В. Харитонов - в запасе. Жил в Москве.
Умер 11 сентября 1988 года. Похоронен на Кунцевском кладбище (участок 9-2).

Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, 10 медалями.

Источники:
- В небе Сталинграда. - Волгоград: Нижне-Волж. кн. изд., 1983.
- Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. - Москва, 1988.
- Сталинградская битва. Хроника, факты, люди.: 2 кн. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

МЕЧТА СБЫЛАСЬ

Земли Владимирской богатыри. Очерки о Героях Советского Союза. Нагорный Андрей Федорович, Травкин Василий Васильевич. Ярославль 1967
Как-то над деревней Пустой Ярославль пролетел самолет.
— Аэроплан, аэроплан! — раздались звонкие ребячьи голоса.
На улицу высыпала вся школа посмотреть на диковинную машину, которая летела в воздухе. Двухмоторный самолет быстро скрылся за лесом, почти все разошлись, и лишь не двинулся с места Коля Харитонов. Несмотря на сильный мороз, он еще долго зачарованно смотрел в ту сторону, куда удалилась железная птица. Мальчишеская душа до краев наполнилась желанием подняться в воздух. «Я стану тоже летчиком», — решил четвероклассник Коля Харитонов.
И вот наконец мечта паренька осуществилась: его приняли в аэроклуб. Из аэроклуба — в военное авиационное училище.
Великую Отечественную войну младший лейтенант Николай Харитонов встретил летчиком-истребителем. Двадцатилетнему парню, ему не раз приходилось вступать в жаркие схватки с врагом. Особенно памятны бои под Москвой, где в одном из вылетов 5 ноября 1941 года Харитонов был ранен.
Не забыты и бои за Сталинград. Харитонов по 10—15 раз в сутки поднимался в воздух. В те дни над городом постоянно висели стаи вражеских бомбардировщиков. На своем счету Харитонов уже имел девять сбитых самолетов. Был и десятый. Произошло это в начале февраля 1943 года.
Наши войска добивали окруженную в Сталинграде немецкую армию. Находившиеся в котле фашисты спасались кто как мог. Многих, в первую очередь высшее начальство, переправляли самолетами. Особенно большое количество транспортных самолетов поднималось, беря курс на запад, с аэродрома Большая Россошка. Вот туда-то и устремились несколько наших истребителей во главе с Харитоновым. Приблизившись к аэродрому, Харитонов заметил, как в воздух, покачиваясь, поднялся четырехмоторный «фоккевульф». «Не уйдешь!» — решил Харитонов. Первой же атакой был выведен из строя правый мотор вражеского самолета. Коснувшись земли, он остановился. Как выяснилось позже, в нем оказались видные военные лица и ценные документы.
Вскоре грудь Харитонова украсилась орденом Ленина и Золотой Звездой Героя Советского Союза.
За время войны летчик Николай Харитонов провел сто воздушных боев. Конечно, были и неудачи. Так, в боях под Москвой Харитонов вынужден был посадить самолет почти в лесу. В один из боев за Сталинград был подбит самолет Харитонова, но опытный летчик все же сумел дотянуть его до своей территории.
В одном из воздушных боев над немецким городом Фюрстенвальде Харитонов получил тяжелые ранения правой ноги, лица и рук. Горящий самолет спасти не было возможности, и Харитонов выбросился на парашюте. Он приземлился на территории, занятой немцами. Тяжелораненый, почти в бессознательном состоянии Харитонов был взят в плен. Через пятнадцать дней, когда советских военнопленных увозили вглубь Германии, танкисты 2-го Белорусского фронта напали на эшелон. Среди освобожденных был и Харитонов.
Боевые друзья Харитонова, видевшие, как упал его самолет, считали летчика погибшим. На том месте, где врезался в землю истребитель, в местечке Ной-Лебус, они соорудили ему обелиск.
Обо всем этом подполковник запаса Николай Васильевич Харитонов часто рассказывает московским школьникам и рабочим. Герой Советского Союза, ударник коммунистического труда Николай Харитонов часто бывает в школах, на предприятиях, где ведет большую работу с подрастающим поколением.
Герои Советского Союза Владимирской области
Владимирский край в годы Великой Отечественной войны
Город Собинка в 1941-1945 годы
Герои Советского Союза Суздальского района

Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Николай (04.04.2020)
Просмотров: 121 | Теги: Собинский район, вов, Герой советского союза, суздальский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край


Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика