Чудесное исцеление недуга при мощах св. Благоверной Княжны Евфросинии Суздальской
Чудесное исцеление ужасного недуга при мощах св. Благоверной Княжны Евфросинии Суздальской
Многочисленный сонм отечественных угодников Божиих, нетленно почивающих в разных местах православной России, с самого начала и во все времена, был в руках Провидения орудием особенных благодеяний, ниспосылаемых страждущему человечеству. Святые нетленные мощи их всегда являли в себе неиссякаемый источник чудес и исцелений для всех, прибегающих к ним с истинною верою и усердием в болезнях и других тяжких обстоятельствах жизни. Многое множество таких чудес своевременно поведано ревнителям веры и благочестия, но еще более сокрыто благоговейною скромностью и христианским смирением исцелевших и остается ведомым единому всевидящему Господу, да немногим очевидцам исцелений. Но не оскудели благодатию эти священные останки и в наше время; благодатный дар исцелять болезни и являть чудотворения и теперь милосердый Господь ниспосылает им, когда бывает это угодно Его святой воле. В доказательство сему — вот случай чудесного исцеления, бывший в декабре 1890 года, при мощах св. Благоверной княжны Евфросинии, нетленно почивающей в Суздальском Ризположенском женском монастыре. В 1878 году, совершенно неожиданно и без всякой видимой причины, заболела неизвестным недугом крестьянская жена села Вышеславского, Суздальского уезда, Александра Васильева Чичваркина, имеющая ныне от роду 27 лет. Непонятная болезнь приключилась с нею на второй день ее брака. Явившись в дом после прогулки с мужем, Чичваркина внезапно почувствовала нестерпимое колотье в левом боку, сопровождавшееся мучительными конвульсиями; и хотя конвульсии спустя несколько минут и прекратились, но болезнь в боку с того времени не покидала уже больную в течение 12 лет. В начале не особенно чувствительна», но усиливаясь с течением времени все более и более, болезнь эта чрез 8 лет сделалась тяжкой и опасной до того, что явилась настоятельная нужда в медицинской помощи. Местные врачи, к которым сначала Чичваркина обратилась с своей болезнью за помощью, предполагая в ней обыкновенную простуду, в течение трех лет лечили больную пригодными для этого недуга средствами. Но принятые ими меры оказались совершенно недействительными, болезнь Чичваркиной продолжала развиваться и осложнилась обильным кровоизлиянием из гортани. В виду такого опасного положения больной, родственники решили поместить ее и поместили на излечение в губернскую больницу. Но не определили болезни и губернские врачи. Предполагая в больной чахотку, вероятно — по случаю кровотечения из гортани, больничные врачи лечили ее от этой болезни; но старания их остались совершенно бесполезны, никакого улучшения в здоровье болящей не последовало, и через месяц она вынуждена была возвратиться домой. Очутившись в таком беспомощном состоянии, несчастная женщина с каждым днем слабела силами, совсем лишилась аппетита, кровотечение из гортани повторялось у ней до двенадцати раз в день, и волей-неволей больная ждала одной смерти. Между тем странный недуг, не понятый врачами, так и оставался неразгаданным. И действительно, есть всему границы, есть они и для познаний человеческих. Есть болезни и болезненные состояния, разгадать которые при помощи естественных данных не в силах и наука медицинская; да и мало ли их? Так, не объясняют же, да и не объяснимы с медицинской точки зрения те разнообразнейшие и мучительные страдания, какие причиняет людям дух злобы. А между тем действительность бытия злых духов и их зловредное действие на природу человека, по неоспоримому свидетельству слова Божия, несомненно, — и явные признаки заставляют предполагать присутствие духа злобы и в нашей больной, крестьянке Чичваркиной. То странное обстоятельство, что за все время болезни Чичваркина чувствовала непонятное отвращение к предметам святыни, а также дальнейший ход болезни наглядно и убедительно говорят о том, что виновником непонятного и изнурительного ее недуга действительно был исконный враг рода человеческого, дух злобы, так хитро и удачно маскировавший свои злобные действия, пока не обратились с больною к небесной помощи (Псаломщик села Вышеславского Александр Советов, между прочим, вот что свидетельствует: «В прошедшем 1890 году, во время совершения над Чичваркиной таинства Елеосвящения, было мне заметно в ней что-то необыкновенное. Когда священник читал молитвы и евангелия, она как-то необыкновенным образом менялась в лице, — то крайне бледнела, то багровела, цепенела и доходила как будто до последнего издыхания. Вид лица ее был необыкновенный, не такой, какой замечается у прочих больных».). Когда истощены были все средства человеческие для облегчения участи болящей и болезнь как бы наперекор усилиям врачей развивалась до неимоверных размеров, нашлись добрые и благочестивые люди, внушившие родственникам больной благую мысль — испытать последнее средство, съездить в город Суздаль и усердными молитвами просить о помощи Угодницу Божию, святую Благоверную княжну Евфросинию, нетленными мощами почивающую там в Ризположенском женском монастыре. Добрый совет был принят с благодарностью и, несмотря на упорный отказ со стороны больной ехать молиться, родные все-таки немедленно отправились с ней в город. Это было 21-го ноября 1890 года. Прибывши в город Суздаль, с больной тотчас направились в Ризположенский монастырь. Здесь-то враг рода человеческого в первый раз так явно обнаружил свое присутствие в несчастной страдалице. Едва только приехавшие успели переступить за ворота монастыря, как с больной начались страшные судороги и трясения, и во всем организме вдруг ощутилась такая слабость и изнеможение, что больная не могла сделать движения ни одним членом. В монастырской кельи, куда раньше храма зашли с больною в виду ее трудного положения, страдания эти еще более усилились, когда сестры этой келии стали подносить к больной разные предметы святыни, и трудно описать, что здесь творилось с нею. Несчастную то вскидывало вверх на пол аршина, то у ней замирало дыхание и обнаруживалось вновь с неестественною силою, то моментально появлялась и в один миг исчезала опухоль шеи, рук и ног. Словом, Чичваркину мучило и терзало так, что в этот раз родственникам больной, при всем их желании, не удалось побывать с нею в храме, где покоятся мощи святой Угодницы. Тоже самое случилось, когда родственники, два дня спустя, в другой раз привезли больную в монастырь: и на этот раз и по тем же причинам им пришлось возвратиться домой, опять не побывавши в храме. Наконец 29-го ноября везут больную в третий раз и уже с решительным намерением оставить в монастыре, если на то последует соизволение настоятельницы, а сестер монастыря просить сводить ее, при первой возможности, приложиться к святым мощам. Получивши согласие настоятельницы, больную оставляют в монастыре с усердною просьбою к сестрам той кельи, где оставляли больную, продолжать над болящею чтение акафиста св. Угоднице Евфросинии, начатое самими родными дома, еще со времени первого посещения обители. Только через неделю, и то с большим усилием, удалось привести больную в храм и приложить к святым мощам Угодницы; при этом сама больная не проявила ни малейшего молитвенного участия. Со времени пребывания болящей в обители, особенно же после первого посещения ею храма, злой дух начал производить над своею жертвою еще большие насилия. По нескольку раз в день с нею повторялись припадки, больная билась об стену, готова была вытаскать у себя все волосы на голове, страшно кощунствовала и с неимоверною силою отвращалась от подносимых к ней священных предметов. Особенно же противился дух злобы посещению больною храма Божия. Не оставлял он в покое своей жертвы и по ночам. Несколько раз около полуночи являлся он к ней в виде родных и знакомых, мужчин и женщин, вызывая ее по разным предлогам на улицу, — и несчастная бессознательно отвечала на зов согласием, выходила из кельи, несмотря на зимнее время, в одном белье и босыми ногами и, очутившись всегда одинокою в сугробе снега около какой либо из монастырских стен и крайне прозябши, возвращалась в келию, как только приходила в сознание по произнесении имени Господа Иисуса. Так тяжко и мучительно для несчастной страдалицы текло время пребывания в монастыре. Но милосердый Господь не попустил духу злобы в конец измучить несчастную и довести ее до смерти. Как только прекратились ночные явления злого духа, в следующую ночь больной является во сне неизвестная монахиня. Вот дословный рассказ самой Чичваркиной об этом видении.
Преподобная Евфросиния Суздальская
«Монахиня, неизвестная мне, появившись ночью близь моей постели, взяла находящуюся у меня в головах икону Скорбящей Божией Матери и велела мне приложиться к ней. Я, находясь в полузабытьи приподняла голову и, заметив появление незнакомой монахини, испугалась так, что с точностью не могу припомнить, исполнила ли я ее приказание, или нет, но только помню, что монахиня эта произнесла слова: «не убойся, не убойся, не убойся меня, приложись к Божией Матери; я не для страха твоего пришла, ибо если для страха, то я не взяла бы икону Божией Матери. Но я пришла оберегать тебя, и знай, что стращать тебя больше не будут. Ты домой не торопись, тебе нужно здесь пробыть до сорока дней; за трое суток тебе будет слишком трудно, у тебя откроется опять кровохаркание, но ты этого не убойся, ибо этим должно выйти. Вот тебе доказательство: с сего дня к святыне будешь прикладываться сама без посторонней помощи». На утро, после видения этой доброй монахини, Чичваркина попросила отслужить молебен Преподобной Евфросинии и стала чувствовать себя гораздо лучше, приложилась к Угоднице без противодействий злого духа, с охотой стала просфору есть и пить святую воду, чего прежде не было. Видя улучшение здоровья больной, сестры обители посоветовали ей исповедаться и приобщиться св. Таин, на что больная изъявила полное согласие. Но за три дня до исповеди ей было еще видение, и на этот раз днем. Про него она рассказывает так: «когда я легла отдохнуть в полдень, мне приснилось, что трое сидят за столом: старичок и две монахини. Пред ними на столе находились вода, хлеб и соль; они зовут меня и говорят: «пойди сюда»; но я спросила их: что вы за люди? Старичок мне отвечает: «тебе не следует нас спрашивать, кто мы, а вот возьми кусок хлеба». Я подошла к ним; старичок, подавая мне кусок хлеба, произнес: «ты съешь, и у тебя явится желание на пищу. У больной, как она заверяет, действительно во все время болезни совсем не было аппетита; но проснувшись после этого сновидения, она тотчас почувствовала желание поесть. 15-го декабря исцелевшая исповедалась и в грехах, раскаялась искренно так, как никогда не каялась с тех пор, как овладел ею тяжкий недуг. 16-го числа она приобщилась св. Таин, но опять не без участия доброй монахини. Когда болящая с трудом и при помощи посторонней поддержки приступала к св. Тайнам, вдруг ей представилась с правой стороны знакомая монахиня и стала звать ее: «пойдем со мною, только пошире рот раззинь». После сего больная свободно и при помощи видимой ею одной, но не видимой для других, монахини приобщилась св. Таин, — и по приобщении монахиня тотчас от нее скрылась. Удостоившись принять св. Тайн, больная почувствовала еще больше облегчение. Наконец на 30-е число декабря Чичваркиной было третье и последнее ночное сновидение, про которое она рассказывает следующее. «На 30-е число декабря мне, говорит она, опять явилась та же монахиня, которая явилась и в первый раз; и явившись сказала: «подкрепись, поешь, тебе трудно будет завтра (в воскресенье) между литургиями ранней и поздней, но ты не убойся, — хоть и трудно будет, но ты исцелишься, и выйдет из тебя; и то что выйдет, ты возьми обеими руками и, не глядя брось в левую сторону и при этом произнеси: «с нами да будет крестная сила», а сама обратись на правую сторону; из гортани будет выходить у тебя кровь, а с кровью выйдет дым». Действительно, на утро в воскресный день, так и случилось, как предсказала добрая монахиня. Утром, во время всенощного бдения, Чичваркиной сделалось крайне дурно, смертельная тоска щемила ее сердце и, побуждаемая невидимою силою, она все это время только кричала: «выйду, выйду». Наконец часов около 8 утра, когда сестры этой кельи молились о здравии болящей в храме за молебнами Божией Матери (пред Козельщанской иконой Ее), св. великомученику Пантелеймону и Преподобной Княжне Евфросинии, Чичваркина почувствовала что-то подступившее к ее горлу, и поспешила выйти на двор. По выходе на двор у болящей, по ее словам, по телу пробежал одновременно жар и холод, шея вся распухла, из горла пошла кровь и дым. В это время она произнесла слова, какие внушила сказать ей монахиня; и из нее вдруг вышло что-то холодное и исчезло в снегу, — снег тотчас зашипел. В этот момент она слышит голос: «в тебе осталось еще место». Через полчаса, по возвращении в келью, действительно с Чичваркиною снова сделалось дурно, — и тут же, почувствовав в левом боку присутствие чего-то холодного, она опять вышла на двор. И на этот раз по телу ее мгновенно пробежал тот-же озноб и жар, после чего она нагнулась, ощущение холодного исчезло и она увидела упавшее на снег нечто в роде болотного животного (лягушки), которое исчезло в снегу. Этим припадком и закончились тяжкие и мучительные страдания Чичваркиной, непонятный недуг исчез бесследно, и больная почувствовала полное выздоровление. В благоговейном восторге от случившегося воздав горячую, молитвенную благодарность милосердому Господу, исцелевшая поспешила в родной дом поделиться своею радостью с семейными. 19-го января 1891 г. Чичваркина снова явилась в обитель с отцом, мужем и братом, ближайшими очевидцами ее недуга, чтобы торжественно воздать хвалу, благодарение и поклонение Господу, дивному во Святых своих, явившему болящей столь чудное исцеление по молитвам и предстательству святой Угодницы Благоверной Княжны Евфросинии.
О случившемся пишущему эти строки передавала с искренними слезами сердечного умиления и благодарности сама исцелевшая. Что описанное чудесное событие истинный факт, могут подтверждать, кроме родственников исцелевшей, и сестры монастыря — свидетельницы исцеления. Не смея сомневаться в подлинности мне пересказанного и крепко веруя, что являвшаяся в видениях Чичваркиной добрая монахиня есть св. Благоверная Княжна Евфросиния, для прославления имени Божия и Его св. Угодницы я решился передать этот факт во всеобщее сведение. Суздальского Ризположенского женского монастыря священник
Александр Цветков.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 6-й. 15-го марта 1891 года).
Св. Евфросинья Суздальская.