Суздальская Спасо-Евфимиевская двуклассная церковно приходская школа имени князя Д.М. Пожарского
Суздальская Спасо-Евфимиевская двуклассная церковно-приходская школа имени князя Д.М. Пожарского
Спасский монастырь в древнем городе Суздале основан по желанию благочестивого князя Бориса Константиновича преп. Евфимием, нарочито для этой цели приглашенным из Нижегородского Печерского монастыря. В 1509 г. открыты были нетленные мощи основателя обители и монастырь с того времени стал называться Спасо-Евфимиевым.
До 1764 года Спасский монастырь был одним из богатейших в России: владел многочисленными поместьями, селами и деревнями. О былом его благосостоянии свидетельствуют ныне величественные монастырские стены, монастырские храмы и другие здания; все же богатства исчезли с отобранием вотчин при Императрице Екатерине II.
В XVII веке Спасский монастырь пользовался особенным расположением рода князей Пожарских, которые жертвовали обители обширные поместья, благоукрашали монастырские храмы. Знаменитый освободитель Москвы от Польско-Литовского нашествия князь Дм. Мих. Пожарский и погребен в Спасском монастыре со всем своим родом.
Мысль основать под сенью Спасо-Евфимиева монастыря школу и назвать ее именем знаменитого освободителя Руси принадлежит управляющему монастырем о. архимандриту Серафиму.
Потребность в школе вблизи монастыря или в монастыре была весьма настоятельная. Монастырь находится на окраине гор. Суздаля, а вблизи его расположены пять довольно больших селений, в которых не было никакой начальной школы и по бедности жителей трудно было надеяться на открытие в ближайшем будущем. Крайне незначительная доля детей поступала в школы городские, а большая часть должна была оставаться без образования.
Когда о. архимандрит ознакомился с таким печальным положением дела, то в ряду своих забот об улучшении монастыря обратил особенное внимание и на его просветительную деятельность среди окрестного населения и решил устроить при монастыре двуклассную церковную школу с ремесленным классом. Но тотчас возник вопрос о помещении школы и о средствах на устройство этого помещения. В монастыре не оказалось подходящего здания, нужно было строить новое, а на это требовалось около 10,000 руб. Монастырь Спасский так беден, что не мог дать на постройку школы и десятой доли требуемой суммы. Поэтому о. архимандрит через архиепископа Сергия обратился в Училищный при Св. Синоде Совет об ассигновании нужной для постройки суммы из казенных средств. Но Училищный Совет отказал в ассигновании такой крупной суммы. Поэтому на время пришлось отказаться от мысли открыть при Спасском монастыре двуклассную школу в особом здании.
О. архимандрит решил открыть одноклассную школу, поместив ее в бывшей братской трапезе, и просил Уездное отделение исходатайствовать перед Св. Синодом разрешение именоваться открываемой школе — школой князя Дим. Пожарского.
10-го сентября 1900 г. школа была открыта, учителем был назначен послушник монастыря, имеющий свидетельство на звание учителя, А. Волхотов, законоучителем — священник соседней приходской церкви; а 22-го декабря того же года Св. Синод разрешил наименовать открытую школу „школой имени кн. Д. М. Пожарского".
Таким образом положено было начало делу. Но о. архимандрит не хотел останавливаться на этом скромном начале и для успешного исполнения своих намерений подыскал щедрого попечителя для школы в лице отставного поручика артиллерии Н.В. Кормилицына. На средства этого попечителя прежде всего было устроено большое двухэтажное здание для помещения в нем общежития учеников, приходящих из окрестных селений. Расходы по приобретению земли и постройке дома простирались до 20 000 р. За такую щедрую жертву Н.В. Кормилицын, по представлению Епарх. Училищного Совета, был удостоен Высочайшей награды, и о. архимандрит „за особую ревность о распространении народного образования в духе православной Церкви утвержден Св. Синодом в звании почетного попечителя церковно-приходских школ Суздальского городского благочиния".
Теперь, когда устроено было особое здание, когда начальная школа при монастыре до известной степени окрепла и дала весной 1902 года первый выпуск прошедших трехлетний курс учеников, о. архимандрит вновь возбудил ходатайство о преобразовании ее в двуклассную. На этот раз ходатайство увенчалось успехом и 1-го октября 1902 г. Спасо-Евфимиевская одноклассная ц.-приходская школа была преобразована в двуклассную. Таким образом первоначальное намерение о. архимандрита осуществилось: под сенью управляемой им обители выросла двуклассная церковная школа и благодаря его заботливости имеет стать в числе лучших и наиболее благоустроенных школ епархии.
Мы намеренно остановились так подробно на истории возникновения школы при Спасском монастыре, потому что эта история довольно поучительна: она наглядно показывает, что значит добрая воля и личная энергия в осуществлении задуманной цели. 15 лет прошло со времени обнародования в 1884 году Высочайше утвержденных правил о церковно-приходских школах, давших такой сильный толчок к развитию ц.-школьного дела, но за эти 15 лет не было даже попытки открыть при монастыре школу. Является во главе монастыря новое лицо с новыми взглядами и намерениями и несмотря на то, что монастырь остается тот же, с теми же средствами существования, несмотря на то, что при первых попытках осуществления добрых намерений встречаются сильные препятствия, школа возникает и с Божию помощью скоро становится в ряд наиболее благоустроенных школ. И много церковных школ возникло и укрепилось только благодаря личной инициативе и энергии ставших во главе дела пастырей церкви. Хотелось бы, чтобы возможно больше было таких пастырей, таких преданных делу лиц: тогда церковная школа росла бы и крепла еще сильней.
Теперь перейдем к описанию настоящего положения Спасо-Евфимиевской школы.
В 1903 учебном году в школе обучается 79 мальчиков, из них 74 в первом классе и 5 в младшем отделении второго класса. За поздним открытием второго класса (в октябре 1902 г.) в него поступили только ученики, окончившие весной курс в той же школе. С первой и второй группой занимается учительница, а с 3 и 4 — учитель; Закон Божий преподает всем один священник; церковное пение преподает регент монастырского хора.
Первые две группы имеют классные комнаты в помещении бывшей братской трапезы, вторые две занимаются в здании общежития.
На средства щедрого попечителя школа снабжена в достаточной мере учебными руководствами и пособиями. В школьную библиотеку выписаны наиболее необходимые педагогические и методические руководства для учащих, наглядные пособия для преподавания Закона Божия, географии, арифметики, естествоведения и геометрического черчения. Для внеклассного чтения учеников составляется также особая библиотека из книг одобренных для церковных школ Училищным при Св. Синоде Советом.
Раз в неделю ученикам предлагаются чтения, иллюстрируемые картинами волшебного фонаря. Попечителем пожертвован прекрасный фонарь с приспособлениями для ацетиленового освещения и большой коллекцией картин по Свящ. Истории, Русской Истории, Пчеловодству, Естествознанию и иллюстраций к басням Крылова. Дети с особенным живым интересом относятся к этим чтениям. Таким образом, в Спасской школе имеются уже все средства к тому, чтобы поставить учебное дело возможно лучшим образом.
Но в этой школе обращается строгое внимание и на воспитание учащихся; достижению воспитательных целей благоприятствует то обстоятельство, что большая часть учащихся живет в общежитии, т.е. остается в ведении школы не только часы утренних уроков, но и остальное время.
Спасская школа хотя выстроена и в городе, но не для городских детей. Она призвана удовлетворять потребность в обучении детей окрестных селений, при том таких селений, в которых нет своей начальной школы; поэтому городские дети в этой школе составляют самый незначительный процент. Из 79 учащихся в школе только 14 проживает в гор. Суздале, а остальные — дети крестьян ближайших сел.
Вот почему первой мыслью о. архимандрита, когда он нашел для школы попечителя, была мысль об устройстве здания для общежития учеников, чтобы избавить многих из них от ежедневных путешествий в школу и из школы и в тоже время дать возможность обучаться в школе и таким, которые живут за 5 — 10 верст от школы и не могут ежедневно пешешествовать в нее. Попечитель вполне сочувственно отнесся к мысли о. заведующего школою и на свои средства устроил здание, вполне удовлетворяющее намеченной цели. Здание общежития — двухэтажный деревянный дом, в нижнем этаже помещаются: столовая и кухня, спальня № 3 на 23 кровати, переплетная мастерская, гардеробная, кладовая и квартира повара и пекаря; в верхнем этаже находятся две спальных комнаты на 44 кровати, два класса, библиотека и квартира дядьки и школьного служителя. Посредине здание прорезывается в верхнем и нижнем этаже теплым широким коридором.
В общежитии в 1903 учебном году живет 64 мальчика. Каждый ученик, желающий жить в общежитии, доставляет два раза в год по 2 пуда муки ржаной, ½ меры крупы и 1 меру картофеля, а остальное как-то: масло льняное или подсолнечное, коровье, капуста, лук и все вообще приправы доставляются на счет монастыря. От монастыря же дается ученикам два раза в день чай. Обычная пища учеников состоит из супа или щей, каши или жареного картофеля; за чаем дается черный хлеб. Мясной пищи в общежитии не полагается.
На первый взгляд такое ограничение может показаться несколько суровым: лишать детей питания мясом не значит ли вредить их здоровью? Но вспомним, как и чем питаются наши крестьяне. Преобладающая пища у них растительная, мясо является редкою роскошью, да и то не всем доступною. Следовательно, школа, не допускающая мясной пищи, содержит учеников в таких условиях, в коих они жили бы в домах своих родителей, а не заставляет их испытывать лишений. Конечно, если бы оказалось необходимым для какого-нибудь школьника усиленное питание (мясная пища), то, думается, ему не будет ригористически отказано в этом.
В спальне каждому ученику полагается железная кровать, матрац, одеяло, подушка и постельное белье, которое меняется через две недели; за пользование всеми этими постельными принадлежностями никакой платы с учеников не взимается. Нижнее белье ученики меняют в домах родителей, куда они отпускаются почти на все воскресные и праздничные дни.
В случае болезни ученика предварительно направляют в монастырскую больницу для осмотра врачом, и если болезнь не серьезная, не требует особого лечения, то заболевший ученик остается в монастырской больнице впредь до выздоровления; а если болезнь эпидемическая или требует продолжительного регулярного лечения и ухода, то заболевший или направляется в земскую больницу или в дом родителей, но в том и другом случае по соглашению с последними.
При всех этих условиях общежитие является для учеников благотворительным монастырским приютом, за который окрестное население должно быть особенно благодарно о. архимандриту: при самых незначительных расходах оно имеет возможность учить и воспитывать своих детей при самых благоприятных условиях.
Жизнь учеников в общежитии строго регулирована. Высшее наблюдение и руководство им принадлежит заведующему школою о. архимандриту, ближайшим образом руководит учащимися учитель школы, а непосредственное наблюдение за поддержанием в школе установленного порядка имеет особый „дядька", назначаемый для этой цели о. заведующим школою из среды монастырских послушников.
Встают ученики в 7 часов утра, сами убирают свои постели. В 8 час. 15 мин. совершается общая утренняя молитва, во время которой прочитывается и дневное Евангелие. После молитвы ученики завтракают, приготовляют уроки, чистят и исправляют свою одежду и обувь, а два дежурных ученика помогают служителю в чистке и уборке помещений.
В 8 ½ часов начинаются уроки; между 3 и 4 уроками бывает большая перемена, во время которой ученики обедают. Уроки оканчиваются около 3 час. дня. До 4 ½ час. ученики отдыхают, время проводят большей частью на воздухе, в различных играх: летом играют в лапту, крокет, катаются на гигантских шагах, зимою — катаются с гор и на коньках, играют в снежки, строят из снега крепости и различные фигуры и т. п.
От 4 ½ до 5 час. ученики пьют чай, от 5 до 6 ½ — занимаются приготовлением уроков; от 6 ½ до 7 ½ час. ученики ужинают и отдыхают, от 7 ½ до 8 час. 50 минут снова занимаются. В 9 час. совершается общая вечерняя молитва и в 9 час. 30 мин. ученики должны быть в постели.
Чтобы предупредить возможность появления среди учеников грубых шалостей, свойственных крестьянским детям, воспитатели стараются как можно больше находиться среди детей и наполнять часы отдыха, свободное от занятий время, если его нельзя почему-либо отдать прогулке, интересными и поучительными развлечениями: пением школьного хора (по сборнику „Сельские хоры“ изд. Приходской библиотеки), общим чтением интересных по содержанию статей, разгадыванием загадок, простейшими физическими опытами и т. п. Раз в неделю, как мы уже отметили выше, производится чтение с волшебным фонарем, которое особенно нравится детям.
Часть учеников занимается переплетным мастерством, а в ближайшем будущем имеет быть организовано обучение и столярному ремеслу.
В Рождественские праздники Попечителем для детей обыкновенно устраивается богатая «елка»; дети на празднике поют, читают стихи и пр., а щедрый попечитель, приезжающий в это время из Петербурга, награждает их подарками, сластями. Бывает попечитель ежегодно и на экзаменах; и в это время наделяет учащихся книгами и другими подарками.
Такова недавно народившаяся Спасо-Евфимиевская двуклассная церковная школа по своей материальной, учебной и воспитательной стороне. Школа поставлена в исключительно благоприятные условия для выполнения своих учебно-воспитательных целей по сравнению с другими церковными школами епархии и вполне заслуживает того, чтобы особо отметить ее на страницах епархиального органа.
Создана она заботами о. архимандрита Серафима и щедротами попечителя Н.В. Кормилицына и окрестное население должно искренно благодарить этих своих благодетелей, а мы с своей стороны пожелаем, чтобы ревностное попечение о школе о. архимандрита не ослабевало и щедроты Н.В. Кормилицына не оскудевали и на будущее время и чтобы созданная ими школа упрочилась на многие — многие годы. Пусть питомцы этой школы возрастают в той любви к православной вере и родной земле, какою прославился знаменитый Освободитель Руси, кн. Дм. М. Пожарский, имя которого носит школа. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 5-й. 1903 г.).
3 января 1903 устроен был детский вечер в Спасо-Евфимиевской двухклассной ц.-приходской школе в г. Суздале; средства для этого были даны щедрым попечителем школы Ник. Вас. Кормилицыным, который нарочито для этой цели прибыл из Петербурга. Школьный праздник состоял из двух отделений и прошел по следующей программе:
I отд. Народный гимн. исп. хор.
Славься, славься, наш Русский Царь. исп. хор.
Встанем, дети, песни грянем. Поют все.
Ура! в честь Царя . Поют все.
Народный клич — стих. прочт. ученик. Многи лета — исп. хор.
Все люди-братья — прочт. учен.
Воздушный корабль — исп. хор.
Не осуждай — стих. прочт. учен.
Боже! прославь Царя — исп. хор.
Под тяжестью креста — прочт. учен.
Бодрость духа — исп. хор.
Мы-то детки — стих. прочт. учен.
Кузнецы — исп. хор.
По полю, полю чистому — исп. хор.
Ткачи — стих. прочт. учен.
Коль славен... гимн — исп. хор.
II отд.
Лен мой, лен... — поют все около елки.
В темном лесе... поют все около елки.
Выезд ямщика — стих. прочт. учен.
Уж я золото хороню... — исп. хор.
Розан — стих. исп. хор.
Кукушка стих. прочт. ученик.
Весело на воле песенка поется... - исп. хор.
Два мужика — прочит. ученик.
Эхо — исп. хор.
Поле зыблется цветами — исп. хор.
Демьянова уха — басня прочт. 3 учен.
Летели две птички... исп. хор.
Дядюшка Яков прочт. ученик.
Елка стихот. прочт. ученик.
Праздник продолжался от 6 до 9 час. вечера; на нем, кроме попечителя и заведующего школой о. архим. Серафима, присутствовали несколько приглашенных гостей. Детям розданы были подарки и сласти. И этот праздник прошел весьма весело и оживленно.
Спасо-Евфимиев монастырь