Святые ворота Ризоположенского монастыря в гор. Суздале
Святые ворота Ризоположенского монастыря
Панораму улицы Крупской замыкают стоящие за овражком белые Святые ворота Свято-Ризоположенского монастыря, занимающего высшую точку города и свидетельствующие о понимании суздальскими мастерами широкой архитектурной композиции и связи каждой постройки с окружающими зданиями и пространством города. В огромном большинстве случаев памятники древнерусского зодчества, подобно произведениям народной поэзии, безымянны. Как сказители былин, перенимавшие свое искусство «с голоса» предшественников и учителей, совершенствовавшие или видоизменявшие это искусство, так и древнерусские зодчие учились у своих отцов и дедов, на «образцах» их творчества.
В.В. Суслов "Памятники древнего русского зодчества. Вып. 1 "Спб 1895
Крестный ход. Начало 20-го века
Святые ворота Ризоположенского монастыря. Фотография Прокудина-Горского, 1912 год.
Корни архитектурного мастерства уходили в глубь веков, оно росло, развивалось и осознавалось как коллективное творчество поколений. Лишь в XVII в., в пору начавшегося разложения феодализма, мы чаще и чаще встречаем имена зодчих, свидетельствующие о признании самодовлеющей ценности и значения творческой личности. Архитектура Суздаля дольше, чем в других больших городах, жила в условиях старозаветного быта и традиций и даже постройки XVIII в. не имеют авторских приурочений. Но от кон. XVII в. до нас дошли имена трех, почти всегда работавших вместе зодчих — Ивана Мамина, Андрея Шмакова и Ивана Грязнова. Они известны нам по постройкам Ризоположенского монастыря и, возможно, принадлежали к числу его крепостных людей. Этими мастерами и построены в 1688 г. монастырские Святые ворота — живой памятник их искусства. Белый фасад ворот прорезан двумя широкими проемами; они различны по начертанию: арка проезда почти полуциркульная, другая уплощенная. Торцы простенков обработаны как столбы с карнизами. В стене помещена лестница, идущая в маленькое помещение над сводами. Все убранство фасада состоит из глубоких ширинок с цветными изразцами на дне.
Изразцы Святых ворот
В виде ширинки оформлен и киот для иконы над входом. Пояс изразцов в квадратных обрамлениях и карниз с зубчиками венчают фасад. Те же мотивы применены в уборе коротких восьмериков с крошечными оконцами; на правом шатре они имеют наличники, на левом — они в простых нишках, что подчеркивает значение правого шатра над главным входом. Связь надвратных шатров с шатрами колоколен города ясно выявлена выложенными из кирпича рельефными «изображениями» оконцев-слухов. Постройка в целом проникнута удивительным изяществом.
Двухшатровые Святые ворота Ризоположенского монастыря
На юго-восточном углу стены устроена в башне часовня. Уже архитектура этой башни показывает, что башня эта построена сравнительно в позднейшее время; контракт, заключенный во время построения высокой колокольни братьями Пономаревыми упоминает и о построении этой башни с часовней. Пономаревы обязывались этим контрактом кроме колокольни выстроить ограду новую с калитками по бокам в 2 ½ кирпича и по углам две башни — одну с часовней. Одна из этих башен (около башни Троицкого монастыря) уничтожена.
Небольшая часовня с привратницкой избой в Ризоположенском монастыре пристроена сбоку от Святых ворот и является частью монастырской ограды.
Внутри в часовне устроен иконостас с иконами: Сретения Господня, Положения Ризы Пресвятой Богородицы, преподобной Евфросинии Суздальской, две иконы Свят. Николая чудотворца и Димитрия Ростовского. Все эти иконы, за исключением последней, взяты из старых иконостасов Сретенской и Ризоположенской церквей, где эти иконы были местными. Почти все они, хотя несколько чинены, но все таки носят следы древнего письма.
Угловая юго-восточная башня
Более древние башни в южной стене близ святых ворот, и в восточной стене, на границе с Троицким монастырем; последняя башня построена, вероятно, одновременно с святыми воротами или во время постройки Троицкой церкви. Она также устроена над въезжими воротами и представляет восьмигранное небольшое помещение, на которое опирается малый восьмигранник с шейкой и луковичной главкой с крестом. Шейка башни украшена ценинными (синими) изразцами меньшей формы, чем: изразцы, украшающие святые ворота, паперти и церкви в монастыре. Размер изразцов 4X5 вершков. Они также раскрашены желтой и синей краской, но более примитивно, чем крупные изразцы. Овальный средник раскрашен синей краской небрежно. Эти изразцы подходят более к изразцам работы позднейшей, чем изразцы XVII века. Башня рядом со святыми воротами очень, походит на вышеописанную, только лишена изразчатых украшений. Остальные башни на северо-западном углу ограды, около Троицкого монастыря и на западе на старой границе между Ризоположенским монастырем и Троицким и юго-западном углу, все сравнительно новой постройки и построены не раньше начала XIX столетия. Часть стены на западной стороне с башней выстроена уже матушкой игуменией Серафимой при расширении места, занимаемого монастырем. Замечательно, что все башни в монастырской ограде разной формы — и круглые, и шатровые, и восьмигранные. На некоторых из древних башен, на тех, которые увенчаны главами, главки покрыты были черепицею, — теперь все эти главки перекрыты железом. Следы черепицы видны только на башне с восточной стороны.
Башня с восточной стороны
Угловая северо-восточная башня
Двухшатровые Святые Врата XVII века Алексей Дмитриевич называл одним из прекраснейших в Суздале. «19.05.35. О состоянии, весьма плачевном памятника двухшатровых ворот сообщалось неоднократно в комитет. Но ничего не отвечено. Варганов. Март 1937 г. Составлен и выслан в Москву в Комитет проект восстановления фасадов ворот и смета на 2000 р. Ответа нет. Варганов». Москва не реагирует на призывы ремонта редкого памятника XVII века, а в это время «арендаторами» монастыря в нем устроен крольчатник. «19 апреля 1937 г. Сообщил начальнику НКВД об очищении палат от крольчатника. Варганов». В августе 1937 года — повторная жалоба. И лишь в июне 1938 года ситуация изменилась: «Просмотрел Шатровые ворота. Помещение от кроликов очищено и пролет приведен в порядок, убрано все и увезено. Варганов». «30 июля 1939 г. Производил обмеры и подбор кирпичного материала для восстановления фасадов Шатровых ворот. Оказалось, что в воротах имеется три типа кирпича: XVII в. — основной, XVIII— конец — ремонтный и цоколя XIX или XX вв. мелкого размера со слабым обжигом, Кирпичный материал для восстановления — реставрации может быть употреблен из развалин б. Троицкой ц-ви, т.к. размер ах один — совпадает. Вероятно, одних каменщиков работа. Варганов». Вскоре в Шатровых воротах разместится склад горючего НКВД.
В 1964 году Суздаль украсили еще два отреставрированных великолепных памятника — двухшатровые Святые ворота Ризоположенского монастыря (автор проекта — А.Д. Варганов) и Свято-Троицкие ворота бывшего Троицкого женского монастыря.
Святые ворота Троицкого монастыря
По проекту талантливого архитектора Ольги Гавриловны Гусевой в 1969 году реставрирован Ризоположенский собор, восстановлено его трехглавие, шлемовидные купола, покрытые серебристым лемехом. Один из замечательных древних памятников возрожден и ...сдан под склад культтоваров. А в монастыре, в келейном корпусе, в деревянных домиках-кельях ещё проживало много семей, в Сретенской церкви был кинотеатр.