Смоленская церковь (Церковь Смоленской иконы Божьей Матери)
СКУЧИЛИХА. В старину в Суздале развивалась обозная торговля. Ехать на Нижегородскую, Макарьевскую ярмарку, в любой город в одиночку суздальские купцы не решались: на «большой дороге» пошаливали разбойники. Там, где купеческие обозы скучивались, нанималась охрана, выбирались старосты, шло богомолье. Это место находилось в Суздале на северной окраине города, возле Спасо-Евфимиевского монастыря (основан в 1352 году). Оно называлось Скучилиха. Скучилиха состояла из двух улиц по направлениям движения: 1-ая Скучилиха (ул. Д.М. Пожарского) и 2-я Скучилиха (ул. Ф.П. Шаховского). Скучилова слобода была вотчиной Спасо-Евфимиева монастыря. Слобода была населена ремесленниками, многие из которых трудились на монастырских стройках.
Смоленская церковь
Деревянная Смоленская церковь была построена в первый раз, по прошению Скучиловских крестьян, в 1655 г.. Деревянная Смоленская церковь стояла до 1696 года; а в этом году Архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря Исаия и келарь старец Нифонт с братией подали прошение Суздальскому Митрополиту Иллариону о разрешении им построить, вместо деревянной, каменную церковь во имя Смоленской Божией Матери. 29 октября 1696 года Митрополит Илларион дал благословенную грамоту на построение каменной Смоленской церкви. Эта летняя церковь была построена и освящена в 1707 г. Позднее в конце XVIII века между храми построена колокольня в стиле провинциального классицизма.
В церкви хранился старинный «сребропозлащенный напрестольный крест, в котором в 11 углублениях вложены 24 частицы св. мощей следующих угодников Божиих: в 1 углублении частицы мощей Иоанна Предтечи и евангелистов: Матфея, Марка и Луки; во 2 углублении – Московских Святителей и Чудотворцев: Петра, Алексея, Ионы и Филиппа; в 3 углублении – ап. Иакова, брата Господня, Иоанна Златоустаго и Саввы Освященнаго; в 4 углублении – великомуч. Георгия, Алексея, человека Божия, Иоанна воина; в 5 углублении – муч. Евдокии; в 7 углублении – муч. Татианы; в 8 углублении – св. Артемия, Пафнутия Боровскаго и Михаила Черниговскаго; в 9 углублении – чудотворца Тихона; в 10 углублении – муч. Агафона и в 11 углублении – св. Власия Севастийскаго. Крест этот длиною две четверти, обнизан мелким жемчугом, перемешанным с янтарными бузинами. Когда и кем пожертвован крест в церковь,- неизвестно. Церковь имела землю в количестве 334 кв. сажен. [1]
Причт при церкви: священник и псаломщик. Годовой доход причта около 650 руб. У священника дом церковный деревянный, у псаломщика – собственный. [1]
Приход в 1897 г. 59 дворов, душ мужского пола 188, а женского пола 201 душа. [1]
Иконостас Смоленской церкви. Нач. ХХ века.
Роспись свода Смоленской церкви
Иконостас Смоленской церкви
Смоленская церковь и посадский дом. 2014 г.
В Суздале защитниками православия явились игумен Леонтий (Стасевич) - настоятель Спасо-Преображенского монастыря (ныне почитается Церковью как преподобный Леонтий Ивановский) и игумения Мария (Либеровская) (1864-1937) - настоятельница Покровского монастыря. В 1923 г. после закрытия монастыря игумен Леонтий был назначен настоятелем двух приходов в Суздале - Смоленского и Иоанно-Златоустовского. В 1930 г. архимандрита Леонтия, как и других исповедников арестовали.
Бывшая слобода вошла в черту города и церкви сейчас располагаются в северной части его центральной улицы — Ленина. С другой же стороны улицы башни монастырских стен.
В Постановлении Президиума ВЦИК от 11 октября 1923 года о закрытии Смоленской церкви указывается причина — «расположение её вблизи концлагеря».
С 20-х годов в церкви (алтарь) находилась кузница Суздальского Политизолятора О.Г.П.У., а затем электромельница на электроприводе для политизолятора. После закрытия политизолятора (1939 г.) — база заготскота.
В 1960 г. в Смоленском храме архитектором О.Г. Гусевой проведена реставрация. 17 декабря 1999 г. был зарегистрирован приход Смоленского храма города Суздаля Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви. Руководитель религиозной организации – Иванов Владимир Михайлович.
Семионовская церковь Церковь Симеона Столпника
Семионовская церковь
Древнейшая из двух церквей – Симионовская. Время ее основания не известно, но она существовала во второй пол. XVI в. В нач. XVII в. Симионовская церковь была разграблена литовцами, после чего осталась «безъ пения»: «церковь Семиона Столпника древяная вверъ стоитъ безъ пения», записано в описи Суздаля 1617 года. «Безъ пения» Симеоновская церковь стояла до пол. XVII в. В 1655 г. Скучиловские крестьяне подали «челобитную» патриарху Никону, в которой, жалуясь, «что они долгое время живутъ въ слободе, а церкви Божией нетъ», просили разрешения построить две деревянные церкви: холодную – в честь Смоленской иконы Божией Матери и теплую – во имя Св. Симеона Столпника. В том же 1655 г., по благословению патриарха Никона, церкви были построены. Новопостроенная деревянная Симеоновская церковь существовала до 1749 года; а в этом году, по благословению преосвящ. Симона, епископа Суздальского и Юрьевского, была разобрана «за ветхостию» и, вместо нее, была построена каменная церковь.
«Теплая» Симеоньевская церковь в отличие от Смоленской крайне искажена позднейшими переделками.
Семионовская церковь входит в ансамбль церквей с церковью Смоленской Иконы Божией Матери.
Смоленская церковь и посадский дом на фото начала ХХ века.
На углу улиц Ленина и Пожарского внимание привлекает посадский домик — редкий памятник каменной жилой архитектуры конца XVII столетия. Он состоит из двух разновеликих и разновысотных объемов — «клетей», перекрытых высокими двухскатными кровлями. На концах кровель водосточные желоба на «курицах», на гребне «охлупень». Хотя дом построен из кирпича, но весь облик его говорит о глубинных связях с традициями деревянного зодчества. Интересен и интерьер посадского домика — здесь научные сотрудники музея воссоздали обстановку купеческого быта первой половины XVIII века. См. Посадский дом.