ГБПОУ ВО «Владимирский химико-механический колледж»
«К моменту своего пуска завод «Химпластмасс» должен быть полностью обеспечен квалиф. кадрами. Подготовка кадров, поэтому, является одной из важнейших задач завода. Положение с подготовкой кадров таково. С 27 октября начале работать курсы по переквалификации рабочих бывш. «Правды». Обучается на них 235 чел. Открыта школа ФЗУ на 120 чел. В текущем месяце количество учащихся школы должно увеличиться до 150, а к январю 1932 г. — до 300 чел. В текущем же месяце открываются курсы для рабочих торфосклада и членов семей рабочих бывш. «Правды», в общей сложности на 120 чел. Но и это не удовлетворяет еще потребность завода в квалифицированных кадрах. В ближайшие дни открываются новые еще курсы на 100 чел., а также и специальный техникум, в котором вначале будет заниматься 60 чел., а к 1 января число студентов будет увеличено до 360 чел. Слабый участок в подготовке кадров — отсутствие преподавателей по основному предмету — производству пластических масс» («Призыв», 12 ноября 1931).
«СОЮЗХИМПЛАСТМАСС объявляет предварительный прием в химтехникум и школу ФЗУ. Лица, желающие поступить учиться, подают заявление с документами об образовании в школу ФЗУ, улица Фрунзе, 6, ежедневно с 10 до 13 часов. Образовательная подготовка для техникума не ниже школы 7-летки, для ФЗУ – 5 групп. Возраст для поступающих не ниже 16 лет» («Призыв», 1931).
«При заводе «Химпластмасс» вновь организовался химический техникум. Уже два м-ца тому назад техникум должен был начать работу. Но до сих пор эта работа еще не начата. Основная причина этого — до сих пор техникуму еще не предоставлено помещения. Между тем, люди в техникум приняты, сняты с производства и сейчас находятся на положении безработных. Дальше на может продолжаться такое ненормальное положение. Техникум срочно должен начать занятия. Городские организация немедленно должны предоставить техникуму соответствующее помещение» («Призыв», 1 марта 1932). «Строящийся во Владимире завод «Химпластмасс» имеет громадное значение для машиностроительной, электро-технической и авто-тракторной промышленности. На заводе будет организовано производство синтетических (искусственных) фенола и кредола, которые являются одним из основных видов сырья для выработки пластических масс. Отсюда понятно, насколько серьезным является вопрос о подготовке кадров для завода. Медлить в этом вопросе, работать самотеком, — значит задерживать своевременный пуск завода в полном его объеме. Сейчас в системе учебного комбината «Химпластмасса» имеется одногодичный техникум, производственно-политические курсы, рабоче-техническая школа, школа рабочего юношества и школа ФЗУ. Обучается в них 800 чел. Во всех этих точках составлены учебные планы, рабочие программы, но они до последнего времени не были доведены до каждого учaщегося. В школах, за исключением школы ФЗУ и техникума, еще не проводится бригадный метод учебы. Сейчас в учебе наметился сдвиг. Повысилась посещаемость, а также и успеваемость, в особенности по школе ФЗУ и техникуму. Во всех точках начались обсуждения учебных планов… Недостатков в учебе еще много. Например, до сего времени не прикреплены сильные ученики к слабым, посещаемость занятий по некоторым точкам выражается в 60 и менее процентов. Наблюдается отлив учащихся» («Призыв», 11 апреля 1932). «Недавно уехали на практику 15-курсантов-одногодичников техникума «Химпластмасса» и на-днях еще 6 человек. Причем последние без представления общежития. Остальные же 34 человека распущены по домам на неопределенное время занятий с ними никаких больше не проводятся, о практике тоже ничего не слышно. В газете на-днях указывалось о неблагополучии в техникуме. Сейчас — учеба совсем развалена» («Призыв», 10 июля 1932).
«Организации химкомбината не заботятся о своем техникуме Примерно год назад при заводе «Химпластмасс» был организован техникум для подготовки техников узкой специальности. Программу рассчитывали пройти в год с небольшим и поэтому учебу начали по-ударному и за год прошли то, что в стационарных техникумах проходят в два года. Учащиеся проявили много старания, на занятиях был больший подъем. Но сейчас положение резко изменилось. Работа техникума — накануне развала. Дисциплина упала, резко понизилась успеваемость, много прогулов, велика текучесть, за три месяца из 55 учащихся ушло 13. В чем причины? Основное — недопустимо халатное отношение руководителей завода к своему техникуму. Если в начале учебы студенты знали приблизительно, на кого они готовятся, то теперь они этого совершенно не знают. Совершенно неизвестно, когда будет кончена учеба. Занятия происходят в клубе, под песни, звуки гармошки. В последнюю пятидневку декабря техникум не занимался три дня из пяти — один день не было педагогов, а два дня клуб был заперт. Предзавкома Лисицкий, узнав об этом, был очень рад и заявил, что вообще техникум мешает работе клуба и что он в дальнейшем не велит пускать туда техникум (?!) Вдобавок ко всему этому, объединение «Союзхимпластмасс» прекратило финансирование техникума, многих, в результате, лишили стипендии. Завод же на свои средства содержать техникум не может. Среди учащихся в связи со всем этим поползли различные слухи, разлагающие учебу, руководство же техникума и завода своевременно не сумело эти слухи ликвидировать. Один из слухов, поддерживаемый официальным лицом, заключается в том, что в январе — феврале учебу прекратят совсем... Нужны срочные меры к тому, чтобы предотвратить полный развал техникума. Выход здесь есть — перевести этот техникум на соответствующий курс владимирского химического техникума. Решение по этому вопросу уже есть. Заводским организациям нужно добиться лишь его утверждения перед Наркомтяжпромом. Кстати сказать, учащиеся желают этого перевода. К тому же, химтехникум полностью не укомплектован, пополнение ему необходимо» («Призыв», 16 января 1933).
На основании Приказа Народного Комиссара тяжелой промышленности СССР от 26 июля 1932 года за № 515 с 1-го сентября 1932 года открыт Владимирский химический техникум - среднее техническое учебное заведение по подготовке специалистов техников-технологов по пластмассам для химической промышленности.
Из 150 студентов первого приема 120 человек учились без отрыва от производства.
«Владимирский химический техникум «Союзхимпластмасс» до 15 ноября производит прием студентов на дневное и вечернее отделения на следующие специальности: 1. Техников по технологии пластмасс. 2. Механиков-технологов по конструкции, обслуживанию аппаратуры и по изготовлению изделии из пластмасс. 3. Экономическое» («Призыв», 7 ноября 1932).
«Общежитие студентов химтехникума к зиме не подготовлено. В общежитии холодно. Дверь на улицу, против комнаты № 5, прикрывается неплотно. В некоторых окнах комнаты № 8 выбиты стекла. Особенно плохие условия в комнате № 2. Эта комната не отделена от кухни и от уборной. Стоит холод, вонь. Кстати, в кухне плита испорчена и не топится. Не хватает тумбочек. Книги и хлеб приходится держать на койках или на окнах, а с окон течет» («Призыв», 8 декабря 1933). «Химтехникум, включившись в конкурс-соревнование на лучшую подготовку к новому учебному году, взял на себя ряд обязательств, обеспечивающих реализацию решений ЦК ВКП(б) о начальной и средней шкоде и постановление ЦИК СССР о высшей школе и техникумах. Химтехникум вызывает на соревнование ВУЗ и техникумы гор. Владимира» («Призыв», 23 июля 1933). «Химический техникум готовит квалифицированных техников по пластическим массам — новой промышленности, имеющей огромное значение в народном хозяйстве страны. 17 партийный съезд по докладам тт. Молотова и Куйбышева постановил — «добиться решающих сдвигов в развитии химической промышленности, обеспечивающих широкую химизацию всех отраслей народного хозяйства и укрепление обороноспособности страны». Съезд дал директиву — широко развернуть процесс создания ряда новых производств химии, в частности пластмасс. Печать «самое острое и самое сильное орудие, нашей партии» (Сталин). Но химтехникум не использовал стенную газету «За кадры пластиков», как оружие в борьбе за новую технику по пластмассам, за конкретное разъяснение решений 17 партсъезда. В газете за последние три месяца не было ни одной статьи о новейших технологических процессах производства пластмассы…» («Призыв», 27 марта 1934). «Химический техникум выпускает — 29 техников-технологов по пластическим массам» («Призыв», 29 июня 1935). В 1935 году состоялся первый выпуск техников-технологов. Выпускники техникума начинали работать мастерами и начальниками смен на Владимирском химическом заводе, Орехово-Зуевском «Карболите», Кусковском и Любучанском заводах пластмасс в Московской области, на Ленинградском, Охтинском комбинатах, Нижнетагильском заводе пластмасс, Кемеровском заводе «Карболит» и других предприятиях. По мере приобретения опыта они выдвигались на должности технологов и начальников цехов, руководителей отделов, заводских лабораторий.
«Студенты химтехникума ютятся в такой тесноте, что на одной койке располагаются по двое» («Призыв», 23 сентября 1935).
«Химия во владимирском химическом техникуме Владимирский химический техникум, организовавшийся осенью 1932 года, имеет целью подготовку кадров химиков средней квалификации, техников-технологов по пластическим массам. Основными предметами, придающими определенный профиль студентам техникума, являются химические дисциплины. С ними тесно соприкасаются предметы технического цикла: механика, машиноведение, электротехника и черчение. Из химических дисциплин в техникуме изучаются следующие: на первом курсе — неорганическая химия, на втором курсе — органическая и аналитическая химия. Последняя подразделяется на качественный и количественный анализ (весовой и объемный). На третьем курсе проходится физическая химия, общая химическая технология и специальная химическая технология. Кроме того, производятся работы по синтезу органических соединений. На четвертом курсе — коллоидная химия, технический анализ, специальная химическая технология и аппаратура. К числу предметов специального цикла относятся также техника без опасности и организация производства. Метод прохождения химических дисциплин в основном одинаков для всех указанных разделов химии, но в деталях имеет по каждому отдельному предмету свои специфические особенности. Вся программа по тому или иному разделу химии или технологии делится на ряд отдельных тем, в зависимости от объема и трудности материала, тема входит в одно задание или же разбивается на несколько заданий. Бывает и обратное — в случае мелких тем, последние объединяются в задание по две вместе. В начале каждого задания проводится лекция, в которой освещается основной материал темы и включается то, что отсутствует в учебнике. Содержание лекции увязывается с отдельными видами промышленности, затрагиваемыми данною темою (что облегчается наличием у большинства преподавателей химических дисциплин производственного заводского стажа), сообщаются технические методы получения изучаемых веществ, их применение в народном хозяйстве страны и цифры состояния и развития рассматриваемой отрасли производства. В особенности большое внимание студентов обращается на те вещества, которые имеют прямое или косвенное отношение к промышленности пластических масс. В этом направлении важное значение имеет органическая химия, в некоторых учебных программах называемая, в отношении технологии пластиков, специальной химией, и технический анализ и синтез, являющийся фундаментом, на котором строится специальная химическая технология. Лекция обыкновенно конспектируется учащимися в своих тетрадях и служит, совместно с книгою, материалом, по которому студент прорабатывает задание. В свете диалектического материализма, теория должна сопутствовать практике и практика должна освещаться теорией. Здесь уместно вспомнить слова гениального русского химика Дм. Ив. Менделеева. Он писал: «...то теоретическое представление, которое не равно и не соответствует действительности, опыту и наблюдению — есть или простое умственное упражнение, или даже простой вздор и права на звание знания не имеет. Званием в строгом смысле должно называть в настоящее время только то, что представляет собой согласие теории с практикой...» Не отвлеченных теоретиков обязаны мы готовить, а людей практиков, людей производства. Поэтому, после лекций ставятся практические работы, в процессе которых учащиеся получают те вещества, о которых говорилось в лекции, изучают их свойства и характерные реакции. При этих работах студент расширяет и закрепляет знания, приобретенные им во время лекции. Он сам видит, сам испытывает и сам выявляет особенности каждого вещества. Работы по каждой теме намечаются преподавателем, а подбор необходимых реактивов и посуды производится лаборантом. Если в успешном течении реакции возникает хотя бы малейшее сомнение, то работа обязательно проделывается предварительно лаборантом под руководством преподавателя и только после этого выносится, иногда с некоторыми изменениями, на проведение ее учащимися. Свои наблюдения и выводы из практических работ студенты записывают в «лабораторные журналы». Последние представляют тетрадь, каждая страница которой вертикальной чертой разделена на две неравные части. Левая — более узкая — служит для записи названия работы и тех реактивов, которые нужны для ее проведения. В правой, широкой части подробно отмечается весь ход работы: в каких количествах брались реактивы, что с ними производилось, какие внешние явления сопутствовали процессу, какие вещества получились и как протекала самая реакция. Запись реакций ведется на химическом языке, (т. е. в виде формул и уравнений). Работы проводятся или по соответствующему руководству или по составленному преподавателем краткому их описанию. По некоторым из химических дисциплин, в особенности на первом курсе по неорганической химии, с отстающими студентами проводились дополнительные занятия во внеурочное время. При серьезном отношении к этим занятиям успеваемость слабых учащихся постепенно повышается и в дальнейшем они становятся вполне справляющимися с материалом студентами, способными самостоятельно разбираться и хорошо усваивать объекты заданий. В конце учебного года, а если студенты уезжают на заводы на производственную практику, — то перед практикой, проводится сессия. Перед последней преподавателем делаются две или три итоговых лекции, имеющие целью освежить в памяти студента все основное и главное, что было пройдено за учебный период и оттенить в сознании учащегося то существенное и общее в дисциплине, что при изучении отдельных тем могло ускользнуть от внимания студента, а также показать учащимся тесную связь данной дисциплины с другими химическими дисциплинами и с самой промышленностью. Сессия проводится таким образом. Вызываются четыре или пять студентов и им выдаются заранее приготовленные листки, в которых кратко написаны те или другие пункты из теории. По ним студент должен дать ясные и полные ответы, с выводом реакции и математическими расчетами. Кроме теории в листках имеется по одной задаче, причем задача и теория даются из различных отделов программы. Пока один учащийся у классной доски отвечает, другие в это время продумывают материал данного им листка, пишут объяснения по нему и решают задачу. На место ответившего к доске выходит следующий студент. Сессия идет в присутствии комиссии, в которую входят: преподаватель вынесенной на сессию дисциплины, преподаватель родственной дисциплины и заведующий учебной частью. Кроме перечисленных лиц на сессию приходит директор техникума. По окончании сессии студенты третьих и четвертых курсов уезжают на производственную практику. Тут они, сначала на месте рабочего, а затем в качестве мастера, а лучшие из них и в качестве заместителя сменного инженера, на самом заводе изучают производственные процессы и аппаратуру, на деле прилагая, приобретенные ими внутри техникума знания. Для студентов четвертых курсов практика на заводах является преддипломной практикой, во время которой они подбирают и подготавливают материал для выполнения дипломного проекта по данной им теме. Каждому студенту дается своя тема и дублирования в темах проекта не бывает. Дипломный проект состоит из расчетной части, включающей также чертежи по конструкции аппаратов и по технологическому процессу производства, и объяснений к ним. Выполнение проекта производится студентами по возвращении их с практики. Консультацию проводит преподаватель специальной химической технологии и аппаратуры. Защита студентами дипломного проекта происходит в конце июня перед Государственной квалификационной комиссией. Защитивший свой проект получает звание техника-технолога и, после месяца отдыха, становится в ряды работников молодой, но бурно развивающейся и с большой будущностью, промышленности пластических масс. Председатель цикловой комиссии по специальным дисциплинам инженер Н. Алексеев» («Знамя», 26 марта 1937).
«Семейственность, пьянство, растранжиривание государственных и профсоюзных средств глубоко пустили корни в химическом техникуме. Какой бы участок работы в техникуме ни взять, везде плохо, прорыв. Партийные собрания, которые являются могучим орудием политического воспитания и идейной закалки коммунистов, здесь проводятся от случая к случаю. Так, например, с сентября по ноябрь их совсем не было. Все партийно-политические вопросы разрешаются единолично парторгом Рябовым. Академическая и воспитательная работа со студентами поставлена крайне плохо. Срывы занятий, непосещение уроков в техникуме вошли в систему. На третьих и четвертых курсах занятия по специальным предметам в октябре и ноябре срывались ежедневно. Студенты этих курсов каждый день занятия кончали на 3—4 часа раньше и это нисколько не тревожило беспечных руководителей техникума. Выпускники-студенты все пороги обили у директора Клементьева и у заведующего учебной частью Рябова, добиваясь, чтобы они приняли решительные меры к организации учебы, устранили срыв занятий, но последние спокойно им отвечают: — Ничего сделать не можем, нет подходящих педагогов. Верно ли это? Нет. Педагоги на химическом заводе ость, их только нужно было бы пригласить, но этого ни Клементьев, ни Рябов упорно делать не хотели. Студенты 4 курса в январе должны ехать на практику, но из-за того, что уроки по специальным предметам долгое время не проводились, выезд на практику стоит под угрозой срыва. В техникуме низка успеваемость. Больше половины студентов имеют отметки посредственные, свыше четырех процентов учащихся вообще не успевают. В техникуме нет надлежащей большевистской заботы о студентах. Работа столовой поставлена бесхозяйственно, обеды ни в коей степени не удовлетворяют учащихся. В столовой грязь, антисанитария. Меню однообразно. В общежитиях со студентами никакой политической работы администрация не проводит. В свободное время студенты предоставлены самим себе. Директор Клементьев вместо того, чтобы по-большевистски руководить учебным заведением, учебой, знать чем живут студенты, занялся пьянством. В техникуме расцвело пьянство не только среди служащих, но и студентов. Бухгалтер Аронов в течение трех лет ежедневно являлся на работу пьяным, растратил 1.800 рублей государственных средств, сознательно запутал счетное дело, но его руководители техникума до последних дней держали на работе. Группа студентов в ноябре устроила на квартире одного учащегося попойку и опять это прошло мимо руководителей. Профком техникума работу пустил на самотек. Профсоюзные собрания не проводятся по нескольку месяцев. Например, отчетно-выборное собрание собиралось четыре раза и, наконец, все-же состоялось и то при незначительном количестве членов. Кассир профкома Мартынов растратил 680 рублей. Общее собрание постановило: дело о растрате передать в следственные органы и виновника привлечь к ответственности, но председатель профкома Галанов решение собрания выполнять не хочет и прикрывает растратчика. Профком так же, как и администрация не ведет никакой культурно-просветительной работы с учащимися. Все эти безобразия творятся на глазах партийной организации и парторга Рябова. Однако, он не хочет принимать мер, сжился со всеми этими безобразиями. В техникуме тяжелая атмосфера. Ее следует немедленно разрядить. Ларионов» («Знамя», 28 декабря 1937).
ВИНОГРАДОВ Александр Никифорович, род. 1899, г. Владимир. Военрук хим. техникума. Арестован 19.03.1938. Осужден к расстрелу.
«Дом дешевых квартир». Ул. Годова гора, д. 14. 8 марта 1915 года во Владимире был освящен «Дом дешевых квартир» имени Луки Васильевича и Пелагеи Ивановны Лосевых, Матвея Васильевича и Евдокии Степановны Лосевых. Бесплатные и дешевые квартиры в этом доме предоставлялись нуждающимся вдовам с детьми и брошенным мужьями женам с детьми, русским подданным христианского вероисповедания всех сословий, прожившим во Владимире не менее двух лет и известных своей порядочностью. В этом большом трехэтажном здании из 47 комнат две отвели заведующей домом Наталье Тимофеевне Раздуминой, 29 - для бесплатных квартирантов, остальные 16 комнат оплачивались от 3 до 7 рублей в месяц. В зале Дома дешевых квартир располагалась школа рукоделия, где дети обучались ремеслам, огородничеству и садоводству. Во дворе находился двухэтажный детский сад для занятий с детьми летом и зимой. Игрушки, куклы, игры приобретались в Москве. Дом передавался городу с небольшим условием: совершать ежегодно в день его открытия поминовение родителей и родных Лосева. Жизнь в Доме дешевых квартир регламентировалась строгими правилами: пение, музыка, а также занятия, сопровождаемые шумом и стуком, допускались от 8 часов утра до 10 часов вечера; воспрещалось пользоваться в квартире спиртовыми, бензиновыми и другими приборами; держать собак, кошек, птиц и вообще всяких животных; что - либо выбрасывать из окон и производить чистку одежды в коридорах; посещение квартирантов гостями ограничивалось временем до 10 часов вечера; поддержание чистоты на лестницах, кухне, коридорах возлагалось на квартирантов. Он сохранился до сегодняшнего дня в несколько измененном виде - надстроен четвертый этаж. Здесь находился до 1989 г. химико-механический колледж.
В 1939 году техникум перешел в систему Народного Комиссариата химической промышленности СССР с наименованием - Владимирский химический техникум пластических масс «Главхимпласт», имеющем одну специальность - технология пластических масс. Срок обучения 3 года 10 месяцев. Располагался по адресу: ул. Годова гора, д. 14.
«ОБОРОННАЯ РАБОТА В ХИМИЧЕСКОМ ТЕХНИКУМЕ Студент, по окончании учебного заведения, должен быть физически сильным, обладать выносливостью, смелостью и другими ценными качествами бойца РККА. Учитывая эти задачи, в техникуме широко развернута оборонная работа. Почти все студенты, преподаватели и сотрудники являются членами Осоавиахима (246 человек). Причем, это членство является активным, все члены работают в кружках и участвуют в массовых мероприятиях. Сдали и пересдали нормы ПВХО 1 ступени 252 человека, в походах в противогазах до 5 километров приняло участие 256 человек, работало в противогазах 45 минут 262 человека. Кроме того, в техникуме работают кружки ворошиловского стрелка 1 и 2 ступени. Из числа студентов готовятся инструкторы-общественники по стрелковому, санитарному и другим отраслям военных знаний. Самодеятельную работу по физическому воспитанию проводит добровольное спортивное общество «Монолит», членами которого состоят 116 студентов. Государственное задание по подготовке значкистов ГТО 1 ступени перевыполнено: вместо 45 подготовлено 48 значкистов. В общежитии техникума регулярно проводится физкультурная зарядка. Особенно хорошо работает лыжная секция. В заочных межобластных комсомольских лыжных соревнованиях принимали участие все комсомольцы, допущенные врачом. Также активно проведен в техникуме Всесоюзный лыжный кросс профсоюзов. В период зимних каникул проведен трехдневный лыжный поход на 150 километров, 12 студентов допризывников применяли на практике знания по топографии — следуя в пути, они руководствовались картой, компасом, ориентировались по местности. Весь путь совершен по целинному месту, по лесным дорогам. Приобретены навыки выносливости ходьбы на лыжах. Успешность проведения похода обусловлена большой подготовительной тренировкой, активностью и дисциплинированностью участников. Такая постановка оборонной и физкультурной работы в техникуме достигнута в результате постоянного руководства этим делом со стороны партийной организации, активной помощи комсомольской и профсоюзной организаций. С оборонным активом техникума регулярно проводятся совещания, которыми руководит тов. Лялин. Эти совещания дают хорошую зарядку активу и контролируют их работу. Хорошо работает студенческий актив: Сидорова, Назарова, Анкудимов, Корнеев, Ковалев и другие. Они учитывают все запросы студентов, умело организуют изученье военного дела и физическое воспитание студентов. Имея первые успехи в оборонной физкультурной работе, мы ставим своей задачей их закрепить и умножить. Будем работать над подготовкой значкистов ВС, ГСО, ГТО, развивать оборонные виды спорта: рукопашный бой, гранатометание. Активно подготовились к лыжному комсомольскому кроссу имени ХХІII годовщины РККА. Составлены пятерки. Все комсомольцы выполнили тренировочный минимум. Некоторые товарищи в тренировке прошли на лыжах до 300 километров. На старт выйдут все комсомольцы техникума. С.В. Брыкин, зам. секретаря парторганизации химтехникума» («Призыв», 2 февраля 1941).
«Учебный день в химическом техникуме В общежитии химического техникума идет зарядка. Кому не дорог утренний сон? Но хорошее самочувствие, бодрое настроение и запас энергии, необходимые на весь учебный день, для каждого учащегося еще дороже. Последние упражнения проделаны, наскоро выпит чай, в уме в последний раз встают страницы учебников и тетрадей с заданиями на сегодня, и студенты уже в техникуме. Помещение чисто убрано. Сдавая пальто, девчата и ребята весело перебрасываются вопросами: «Вышла ли задача?», «Сделал ли чертеж?» и т. д. Учебный день начался. Вот мы на четвертом этаже, в кабинете органической химии. В большом светлом помещении будет заниматься группа II-В. При входе преподавателя, инженера Алексеева, студенты встают. Сегодня присутствует вся группа. Не будем смущаться серьезностью предмета и своей неподготовленностью и прослушаем урок. Тема интересна – применение в промышленности красителя индиго. Последний, еще не пройденный материал этого года. Стройно возникают на классной доске ряды формул и цифр, написанных преподавателем, и так же точно заносятся они в тетради студентов. Изложен весь процесс превращения синего индиго в белое индиго и окисления последнего, уже на готовой ткани, в синее индиго. Затем рассматривается получение и применение хинолина, являющегося, как и индиго, гетероциклическим соединением. Следующие уроки уже будут отданы учеты и повторению пройденного. Спокойная, ясная речь педагога и полное внимание студентов оставляют прекрасное впечатление. Преподаватель органической химии Н.М. Алексеев – старейший педагог техникума, работает в нем со дня его основания – с 1932 года и является, несмотря на трудность его предмета и строгие требования к учащимся, одним из любимейших преподавателей. После звонка переходим в смежный кабинет на урок аналитической химии. Такой же светлый большой зал, заставленный лабораторными столами. Занятия в этот день лабораторные – проверка титра щелочей. Выслушав объяснения преподавателя Михайлова и записав их в тетради, студенты переходят в весовую. Здесь строго смотрят на своих юных хозяев ряды аналитических весов. Робкие и неумелые в начале года руки теперь быстро и ловко обращаются с нежным механизмом. Полная тишина. Напряжено все внимание. Вот заканчивают взвешивание студенты Патанина, Быков, Павлова, Семьянов и другие. На столах кабинета уже появляются приборы для титрования. Преподаватель призывает к еще большему вниманию и точности в работе. Одна лишняя капля раствора – и может быть испорчена вся работа. Титрование закончено. Наибольшей точности достиг Семьянов. Учащиеся переходят к записи результатов. Преподаватель и. Михайлов как будто бы доволен работой студентов. Ведь он большой энтузиаст своего дела! Старейший педагог техникума, он также требователен в работе, также болеет душой за свое дело и также связан со студентами большой и хорошей дружбой. Однако уже 12 часов и звонок звучит вновь. Это большая перемена. Внизу очень шумно и весело. Кто идет в читальню, где ждут газеты и журналы, кто в буфет к горячему самовару, многие выбегают во двор сыграть партию в волейбол, подышать свежим воздухом. Как хорошо светит солнце! Как хороша жизнь семнадцатилетнего молодого человека! Последний урок, на котором мы будем присутствовать – это урок физкультуры. Преподаватель тов. Брыкин. Занимается группа II-А. Как и всегда, построение и рапорт, ритмичный бег и упражнения. И вот все интереснее становится урок. Встречная эстафета. Пара сменяет пару. Вихрем мчатся юноши, затем девушки, смех, оживление. Вот не хватило пары одному студенту и рядом с ним встает преподаватель. Но ученик не смущается и не уступает учителю. Метание гранат дает неплохие результаты. Студент Анкудимов, например, бросает гранату на 43 метра, он же показывает лучшее время в беге на 100 метров – 13,4 секунды. Заканчивается урок тренировкой на дистанцию в 500 и 1000 метров. Приятно посмотреть на нашу молодежь. Она неплохо подготовлена. И сколько в ней силы, бодрости и энергии. Итак, учебный день окончен? Конечно, нет. Идет еще работа в механической мастерской, в кабинете черчения, проводятся консультации по учебным дисциплинам и по дипломному проектированию со студентами четвертого курса. Время очень ответственное, конец года, серьезность момента сознает каждый. В этом мы убедимся, если заглянем в студенческое общежитие ближе к вечеру. Никому не вздумается уйти гулять, не приготовив задания. В общежитии тишина. Люди усердно занимаются. Преподаватели тт. Климова, Сперанская, Алексеев, Михайлов, Протопопов и др. ежедневно посещают общежитие и помогают студентам. Помогают и товарищи друг другу. …А там, после окончания весенних испытаний – каникулы, веселое лето у родных, в домах отдыха, куда уже есть путевки, на курортах, в санаториях, туризм, словом все, что представляют для отдыха юного советского гражданина наша замечательная родина, партия, правительство и великий друг молодежи товарищ Сталин. Е. Устрова» («Призыв», 6 июня 1941).
С 1942 года началась подготовка техников-механиков по оборудованию химических заводов. В 1947 году состоялся первый выпуск по новой специальности. В суровые военные годы многие студенты, прервав обучение, уходили на фронт, но несмотря ни на что техникум продолжал работать.
«Владимирский химический техникум «Главхимпласт» НКХП СССР продолжает прием студентов на 1 и 2 курсы. Техникум имеет два отделения: 1. Технологическое (технология пластических масс); 2. Механическое (эксплуотация и монтаж оборудования химических заводов). В техникум принимаются лица обоего пола в возрасте от 15 до 30 лет. На 1 курс принимаются без испытаний окончившие в 1941, 1942 и 1943 годах 7 классов на «хорошо и «отлично», а также окончившие 8 классов. Остальные подвергаются испытаниям по русскому языку, математике и Конституции. Окончившие 9-10 классов принимаются на 2 курс без испытаний. Все принятые и успевающие студенты обеспечиваются стипендией в размере от 125 до 200 рублей, отличникам учебы-надбавка в 25 проц. Учащимся мужского пола предоставляется отсрочка от призыва в Красную Армию. Начало занятий 1 октября.
Все студенты техникума снабжаются продуктами питания по рабочим нормам и промтоварами через ОРС. При техникуме имеется столовая. Иногородние обеспечиваются общежитием или квартирами за счет техникума и постельными принадлежностями» (объявление в газете «Призыв», 23 сентября 1943).
«В числе работников химической промышленности, награжденных на-днях правительством орденами и медалями, директор Владимирского химического техникума Алексей Михайлович Фролов. Он награжден медалью «За трудовое отличие». Хорошая работа техникума не раз отмечалась Главным управлением Наркомхимпрома. В этом - большая заслуга тов. Фролова. Находясь здесь четыре года, он большое внимание уделяет учебной работе и политическому воспитанию учащихся, их бытовым условиям. За время войны техникум сделал пять выпусков молодых специалистов, которые помогают сейчас коллективам химических заводов выполнять задания правительства и партии по выпуску оборонной продукции. Высокая награда, которой удостоен т. Фролов, является наградой всему коллективу. И коллектив постарается оправдать ее дальнейшей еще более успешной работой. Секретарь парторганизации В. Малютин, председатель профкома Е. Климова, секретарь комитета ВЛКСМ Е. Живохина» («Призыв», 13 апреля 1944).
«Владимирский химический техникум НКХП производит прием на 5-месячные курсы по подготовке в техникум с отрывом и без отрыва от производства. На курсы принимаются лица, окончившие 7 классов и обучавшиеся в 7 классе. Окончившие курсы будут зачислены на I курс техникума на технологическое или механическое отделения (по желанию). Студенты техникума пользуются отсрочкой от призыва по мобилизации. Принятые на кypсы обеспечиваются питанием и снабжением по нормам рабочих. Заявления с документами направлять по адресу: г. Владимир, Годова гора, 14» («Призыв», 29 февраля 1944).
Владимирский химико-механический техникум
В соответствии с Уставом № 715, утвержденным Всесоюзным комитетом по делам высшей школы 16 октября 1944 года, техникум переименован во Владимирский химико-механический техникум Народного Комиссариата химической промышленности СССР.
С 1944 года в составе техникума организована подготовка техников-механиков по монтажу и эксплуатации оборудования химических заводов
«РЕШЕНИЕ Исполнительного Комитета Владимирского областного Совета депутатов трудящихся от 7 сентября 1944 года. «О размещении Областных организаций и отделов Областного Совета». … 4. Обязать директора Химтехникума тов. ФРОЛОВА и начальника Стройуправления № 5 т. ПОДГОРНОВА в течение 24-х часов освободить занимаемые ими помещения при домах № 51 и 59 по ул. III-го Интернационала, принадлежащих городскому Совету».
Директора: ИСТРАТОВ 1932-1933 гг.; КЛЕМЕНТЬЕВ Михаил Иванович 1933-1939 гг.; ФРОЛОВ Алексей Михайлович с 1940 г.
Зам. директора по учебной работе: САУШКИН; РЯБОВ Иван Иванович; МАЛЮТИН Вячеслав Васильевич 1939 – 1951 гг.; СЕМЕНОВ Константин Дмитриевич с 1952 г.
Ст. (гл.) бухгалтера: ЕГОРОВ Андрей Николаевич до 1941 года; АЛЕКСАНДРОВА Ольга Михайловна 1942-1946 гг.; АНТРОПОВА-МОШКОВА Екатерина Афанасьевна с 1947 г.
Алексей Михайлович Фролов (в центре) – директор техникума. Фото из архива Галины Пухлимской
С 1947 по 1955 год проводилась подготовка техников-нормировщиков по техническому нормированию в химической промышленности.
В 1952 году открыто вечернее отделение для подготовки техников-технологов и техников-механиков из рабочих Владимирского химзавода.
С июля 1958 по декабрь 1963 года включительно Владимирский химико-механический техникум находился в ведении Отдела кадров и учебных заведений Владимирского и Верхне-Волжского совнархозов.
С января 1966 года техникум находится в ведении Управления кадров и учебных заведений Министерства химической промышленности СССР.
С июля 1958 по сентябрь 1967 года в составе техникума находился Костеревский филиал производивший подготовку по технологической и механической специальностям.
В 50-60-е годы в связи с химизацией народного хозяйства заметно расширилась подготовка специалистов, значительно вырос контингент студентов и преподавателей. В техникуме постоянно совершенствовалась учебно-материальная база и организация учебной работы.
На дневном и вечернем отделениях велась подготовка техников по четырем специальностям: химической технологии синтетических смол и пластмасс; технология изделий из пластмасс; оборудование заводов переработки пластмасс и резины; планирование на предприятиях химической промышленности. Контингент учащихся на 1 сентября 1967 года составлял 850 чел. в том числе дневное отделения - 690, вечернее - 160 человек.
За период времени с 1932 года (первый выпуск был в 1935 году) по декабрь 1967 года техникум окончило 4092 человека. Распределение специалистов, оканчивающих дневное отделение производилось по междуведомственному плану. Вечерников - главным образом на ВХЗ и НИИСС.
В 1982 г. за большие заслуги в подготовке специалистов для народного хозяйства техникум был награжден почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР и памятным знаменем Совета Министров СССР.
Ул. Годова гора, д. 14.
С 1989 года учебный процесс начал осуществляться в новом учебном корпусе в микрорайоне "Доброе". В 1992 году техникум был реорганизован во Владимирский химико-механический колледж и начал выпуск специалистов по повышенному уровню. 90-е годы стали серьезным испытанием, как для всей страны, так и для химико-механического колледжа. Разрыв традиционных связей с базовыми предприятиями, уменьшение потребности в специалистах, крайне низкое бюджетное финансирование не могло не сказаться на общем состоянии колледжа. Однако, несмотря на все трудности, удалось сохранить кадровый и материально-технический потенциал, не допустить сокращения контингента преподавателей и студентов, сохранить традиционную профильность в подготовке кадров для химической отрасли. Постепенное восстановление химических предприятий определило рост спроса на выпускников колледжа на рынке труда, повышенное внимание общества и правительства к проблемам образования способствовало выходу образовательных учреждений и, в частности, нашего колледжа из кризиса. C 2012 года, колледж находится в ведении Департамента образования Администрации Владимирской области, который является Учредителем колледжа.
Сайт колледжа: http://www.vxmk33.ru/index/istorija_kolledzha/0-20
Учебные заведения города Владимира