Главная
Регистрация
Вход
Пятница
26.04.2024
21:22
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [138]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Учебные заведения

Сергеев Алексей Георгиевич

Сергеев Алексей Георгиевич

Сергеев Алексей Георгиевич (1940—2021) — советский и российский учёный, доктор технических наук (1981), профессор (1983), ректор ВлГУ (1987—2005), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1989).

Алексей Сергеев родился 1 апреля 1940 года в Курске. В 1962 году окончил Московский автомеханический институт (МАМИ), получив квалификацию «инженер-механик». Затем работал инженером-конструктором авиаприборостроительного предприятия в Курске и учился в аспирантуре МАМИ.
Во Владимирском вечернем политехническом институте (потом ВПИ, Владимирский госуниверситет) работал с 1967 года, занимал должности старшего преподавателя, доцента, профессора.
В 1968 г. защитил кандидатскую. С 1 сентября 1969 года на открытом факультете «Автотракторный» создается новая кафедра «Автомобильный транспорт», которую возглавил канд. техн. наук, доцент И.Н. Аринин. В том же году приходят на кафедру канд. техн. наук, ст. преподаватель А.Г. Сергеев и ассистент В.П. Боровков. В 1978 году организуется кафедра метрологии и стандартизации, во главе которой встает доцент, канд. техн. наук А.Г. Сергеев. Вместе с ним перешел В.П. Боровков, а на кафедре ТЭА появляется А.А. Бочков, выпускник кафедры «Автомобильный транспорт».
В 1981 г. защитил докторскую диссертацию заведующий кафедрой А.Г. Сергеев, а в 1983 г. ему присвоено ученое звание профессора.
1982 – 1986 гг. - декан автотранспортного факультета (после Шкарупило Анатолия Яковлевича). Он внес значительный вклад в становление и развитие этого факультета как крупный специалист по метрологии, приборостроению и диагностике. Им сформировано новое перспективное научное направление в области метрологического обеспечения эксплуатации технических систем.
В 1986 А.Г. Сергеев назначается проректором по учебной работе.
В 1987 г. избирался депутатом Владимирского областного Совета народных депутатов.
В 1987 году его избрали ректором института (С 1970 по 1987 гг. ректором института был - Андреев Пётр Андреевич), а затем трижды переизбирается на эту должность, на которой находился до 1 июня 2005 г.
«В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ институте выбирали ректора. Кто-то, желая подчеркнуть значимость происходящего события, привел цифры, свидетельствующие о том, что ректоров в стране несравнимо меньше, чем генералов. Событие и впрямь неординарное для города, и тем более для института. Но сегодня, когда процессы демократизации и гласности хоть и с разной степенью успеха, но идут во всех сферах нашей жизни, оно воспринимается как нормальное явление. За двадцать пять лет своего существования ВПИ стал одним из крупнейших политехнических институтов страны, поставляющим ежегодно в народное хозяйство сотни специалистов. Заслуги коллектива несомненны, и о них нет необходимости распространяться. Общеизвестны и недостатки в работе института. И главное из них — невысокий, как правило, уровень подготовленности выпускников и в целом низкий вклад института в развитие научно-технического прогресса в области. Потому, естественно, в задачу открытого собрания совета трудового коллектива ВПИ входило не только избрание нового ректора (П.А. Андреев подал заявление в Минвуз об освобождении его от обязанностей ректора по состоянию здоровья), но и поиск путей решения острейших проблем, стоящих перед институтом. И эти пути должны были содержаться, прежде всего, в предвыборных программах кандидатов на пост ректора.
На день собрания совета их осталось двое (к событиям, предшествовавшим этому, мы вернемся ниже) — заведующий кафедрой теоретической механики, доктор технических наук, профессор Анатолий Иванович Леонов и проректор по учебной работе, доктор технических наук, профессор Алексей Георгиевич Сергеев. Предоставим читателю возможность собственного «выбора» и сравнения его с результатами тайного голосования.
ИЗ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССОРА ЛЕОНОВА: «Качество обучения студентов ниже всякой критики. Их знания не отвечают даже заниженным требованиям. В минувшем учебном году около 30 процентов студентов не сдали экзаменов. Дело доходит до того, что некоторые студенты не могут справиться с простейшими уравнениями на уровне требований начальной школы. Я уже не говорю о языковой безграмотности. Выпуская таких, с позволения сказать, специалистов, мы несем огромные материальные и моральные потери: а) отнимаем у производства потенциальных рабочих; б) выпускаем заведомый брак, запускаем его в производство и он тормозит научно-технический прогресс; в) губим престиж инженера.
Существующее положение дел связано, в первую очередь, с отсутствием конкурса при поступлении в институт. В качестве первого шага предлагаю отчисление 20— 30 процентов студентов. В перспективе — снижение уровня приема с целью создания конкурса.
Из всего комплекса проблем главная — рост научной школы. Посмотрите на продукцию предприятий машиностроения области. Есть ли в этом вклад ВПИ? Нет или едва заметный. Нужно поднять авторитет научных школ. Нельзя распылять научные силы института, дергать людей по мелочам. Сколько у нас еще пустых заседаний, совещаний! Задыхаемся от бумаг.
Крайне низок в институте уровень демократии и гласности. Единственная мощная сила у нас — ректорат: выговоры — рекой. Аппарат управления института привык к мысли, что научные школы существуют для него, а не наоборот. Партийные органы должны понять нашу обеспокоенность проблемой роста научных школ и помочь в ее решении».
Вопросы к А.И. Леонову.
- Как вы собираетесь решать жилищную проблему института?
— Свою не решил пока, — усмехнулся Анатолий Иванович. - Путь один — надо вкладывать средства, в том числе и заработанные на сельхозработах.
— Ваше конкретное предложение по улучшению преподавания.
— Переход отчасти на самостоятельную работу.
— Какими вы видите главные направления деятельности ректора по воспитанию коллектива?
— Если отсеем тех, кто создает нездоровый моральный климат, тогда труд, который придет на смену безалаберщине, сыграет свою воспитательную роль.

ИЗ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССОРА СЕРГЕЕВА: «Основной для института является кадровая проблема, связанная с наличием докторов и профессоров. У нас этот контингент составляет всего 2.3 процента, что далеко до норматива. Поэтому полагаю, что мы еще не дожили до того, чтобы для докторов и профессоров устанавливать возрастной ценз. Глубоко убежден, что критерием «годности» здесь должна быть отдача, а точнее, «пакет докторских инициатив» и их реализация. Эта концепция не противоречит требованию омоложения кадров. Наряду с традиционными формами повышения квалификации уже в следующем году предполагается направлять молодых преподавателей на годичные стажировки на ведущих предприятиях страны.
Теперь о качестве обучения. Одно из основных требований должно состоять в том, чтобы преподаватель был не только и не столько источником информации, сколько побудителем поиска этой информации студентами. Учитель не тот, кто учит, а тот, у которого учатся. Это должно стать девизом для преподавательского корпуса ВПИ.
В ближайшие годы необходима, по сути, полная модернизация учебного процесса, цель которой — быстрое реагирование на постоянно обновляющиеся требования народного хозяйства. Но чтобы чему-то научить, надо, прежде всего, найти кого учить. И в этой связи исключительное значение приобретает профессиональная ориентация набора. Агитация сбором заявлений — что не профориентация, а профанация, как ее уже окрестили в городе. Нужна система технической ориентации начиная с 10—11-летнего возраста. В 8—10 классах акценты должны перекоситься на кружковую работу, работу физматшкол и т. п.
…Надо ходатайствовать перед Минвузом о разрешении в порядке эксперимента осуществлять дифференциацию стипендии, что дало бы реальные рычаги студенческому активу, в том числе и в деле самоуправления. Вообще слово «самоуправление», мне кажется, не отражает сути того, что под ним подразумевается. Более подходящем является «соуправление», когда студентам больше доверяют, но не отделяют их совсем от преподавателя. В частности, в новых составах советов факультетов и института представительство студентов с правом решающего голоса предполагается довести до 25— 30 процентов.
Рискуя войти в противоречие с официальной точкой зрения, считаю, что активистам и спортсменам необходимо делать скидки в виде продления сессии, но в пределах учебного года, т. е. до 31 августа.
Движущей силой вузовской науки должен быть социальный заказ. Сегодня это сбережение ресурсов, охране окружающей среды, высвобождение рабочих за счет повышения производительности труда, совершенствование механизма управления. Но для этого нужна комплексность научно-исследовательских работ, которая под силу лишь, межотраслевым научно-техническим комплексам (МНТК), интегрирующим вуз — НИИ — предприятие. Такие МНТК уже сейчас могут быть созданы. Например, «Двигатель»: ВПИ — НИКТИД — ВТЗ; «Мембрана»: ВПИ—НПО «Полимерсинтез»; «Робот»: ВПИ — один из московских НИИ — ПО «Техника» и т. д.
Во главе такого МНТК должен стоять ведущий ученый. Именно такой принцип позволит нам решить поставленную партией задачу повышения эффективности научно-исследовательских работ в 2— 2,5 раза без дополнительных денежных инъекций.
В области организационных мероприятий по институту предлагается следующее:
— создать внеуставной совет профессоров для формирования перспектив развития вуза;
— на советы института выносить в основном вопросы учебного процесса и науки;
— регламентировать время отвлечения деканов и заведующих кафедрами на всевозможные заседания;
— разработать в институте механизм частичного самофинансирования, направленный на получение прибыли и выполнение кассового плана...»
Вопросы к А.Г. Сергееву.
— Как вы относитесь к отвлечению студентов от учебы и производственной практики?
— Студент должен заниматься учебой и практикой, соответствующей его будущей специальности,— тут двух мнений быть не может. Нельзя им затыкать прорехи на предприятиях. Что же касается сельхозработ, то практика эта, к сожалению, вынужденная. Альтернативы сегодня нет.
— Каким должен быть гуманитарный облик ректора?
— Долго рассказывать «Плаху» вот читаю, — улыбнулся Алексей Георгиевич.
Если читатель не успел сделать выбор в пользу одного из претендентов, приведем некоторые справочные данные, характеризующие их научный и организаторский багаж и потенциал.
Профессор А.И. Леонов опубликовал более 100 научных и научно-методических работ, в т. ч. 2 монографии. За последние пять лет подготовил 7 кандидатов наук. Коллектив руководимой им кафедры занимает 1—2 места в факультетском и институтском соревновании. Является заместителем председателя совета по защите кандидатских диссертаций. В 1987 году Минвузом СССР ему объявлена благодарность за организацию пленума по теоретической механике.
Профессор А.Г. Сергеев опубликовал более 140 научных работ (в том числе 5— за рубежом), 13 монографий, выпустил 8 учебных пособий. Удостоен 5 медалей ВДНХ СССР. Им сформировано новое научное направление в отрасли автомобильного транспорта. Член парткома института, председатель Ленинского районного комитета защиты мира, научный руководитель секции партхозактива при горкоме КПСС, секции метрологии НТО Машпром СССР, член редколлегии издательства «Транспорт». Депутат областного Совета народных депутатов, член облисполкома.

Итак, невооруженным глазом видно, что на весах гласности оказались неравнозначные величины. Большинство выступавших на собрании совета трудового коллектива, отдавая должное А.И. Леонову как крупному ученому, сходилось во мнении, что более достойная кандидатура — профессор А.Г. Сергеев. Результаты тайного голосования подтвердили это: из 157 человек, принявших участие в голосовании, 119 отдали предпочтение Алексею Георгиевичу. Обосновывая свой выбор, выступавшие отмечали нереалистичность некоторых положений программы Леонова и, наоборот, стройность и целесообразность предвыборной, так сказать, платформы А.Г. Сергеева. К тому же заметно перевешивала научные и общественные заслуги последнего.
На этом можно было бы и завершить рассказ о выборах ректора, если бы не одно обстоятельство. Далеко не так гладко, как может показаться читателю, шел разговор на собрании совета. И есть необходимость расставить некоторые акценты.
Акцент первый. Поначалу кандидатов на пост ректора было четыре: кроме двух представленных, среди них числились проректор по научной работе Ю.А. Медведев и директор НИКТИДа, совсем недавно ушедший из ВПИ, В.С. Папонов. Но вот на собрании совета выясняется, что кандидатура Папонова обсуждаться не будет: министерство, в которое входит НИКТИД, в последний момент сообщило о своем несогласии отпустить Папонова в случае, если он будет избранным (предварительное согласие на это было). В день собрания совета снимает свою кандидатуру Ю.А. Медведев. Не берусь обсуждать мотивы. И, наконец, в самом начале собрания секретарь парткома института В.Н. Титов объявляет предложение конкурсной комиссии не вносить в списки для голосования кандидатуру профессора Леонова как не отвечающую требованиям, предъявляемым к должности ректора. И хотя предложение это было отвергнуто членами совета (реплика из зала: «Выбирать одного из одного?!»), повод для размышления есть. Выборы руководящих партийных, хозяйственных и иных работников в условиях широкой гласности входят в нашу жизнь как важная часть курса партии на дальнейшую демократизацию общества. Однако кое-где делаются попытки, и не безуспешные, формализовать выборы, создать лишь видимость борьбы, столкновения мнений, позиций, симпатий. А затем отчитаться: как же, было четыре кандидатуры, избрана наиболее достойная.
Акцент второй. Чего опасался председательствующий — секретарь парткома ВПИ В.Н. Титов? Случайности, которая могла привести к тому, что избранным окажется не тот, кто должен быть избранным? Так не было такой «опасности». Реальный претендент был один, и все это понимали. В стремлении сделать так, чтобы выборы прошли без сучка и задоринки, В.Н. Титов явно переусердствовал. Собрание он начал обращением к аудитории: «Членов совета прошу занять центральные места в зале, а тех, кто пришел послушать, — боковые». Аудитория не пропустила эту фразу: «Не послушать, а участвовать в работе». Затем председательствующий начал дебаты: давать или не давать слово для обсуждения кандидатур тем, кто изъявил желание поприсутствовать на собрании? Под давлением аудитории он вновь вынужден был уступить. Председательствующий пресекал всякие реплики из зала, нетерпеливо постукивал по стеклу часов, когда выступающий не укладывался в регламент. Не покушаясь на дисциплину, позволю усомниться в правомерности его действий: люди говорили о наболевшем, заинтересованно обсуждали свой кровный вопрос.
Чрезмерное усердие секретаря парткома только вносило нервозность в работу собрания. Очевидно, с тем же стремлением не допустить случайности в предстоящем голосовании, председательствующий, зачитывая характеристику на А.И. Леонова, нанес сокрушительный, как, наверное, ему кажется, удар: «Разведен, женат дважды».
Позднее во время своего выступления Анатолий Иванович, хорошо отдававший себе отчет в том, что его соперник больше соответствует должности ректора и наберет абсолютное большинство голосов, не смог удержаться от иронии в адрес секретаря парткома: «Даже если за меня проголосует большинство, думаю, что ректором должен стать профессор Сергеев. Он ведь не женат вторично». Надо было видеть его улыбку и взгляд, которым он обвел президиум и аудиторию.
Недоумение по поводу этого нелепого «обвинения» было выражено и сидящими в зале. Нo председательствующий был невозмутим: «Этот факт имеет место и он отражен в характеристике».
Недоверие аудитории, стремление «давить» на нее — это не случайность. Это позиция.
Акцент третий. На собрании совета трудового коллектива и после пришлось услышать мнение его участников: это был первый по-настоящему откровенный разговор за долгие годы. Раньше ректорат подминал под себя общественные организации. Надо восстанавливать демократию в вузе. Нельзя затыкать людям рот, замалчивать недостатки. А такие попытки и сейчас делаются.
И все же, думается, это собрание оставит добрый след. Избран достойный. «Дублер» был на высоте и не чувствовал душевного дискомфорта.
Ю. АЙДИНОВ» («Призыв», 15 июля 1987).

В 1989 г. Сергееву А.Г. присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».
На его долю выпал нестабильный период в современной истории нашей страны: перестройка, развал СССР, непростые 90-е годы.
В 1993 году политехнический институт был преобразован в технический университет, а в 1996 году – во Владимирский государственный университет.
В 1994 г. кафедру «Автомобильный транспорт» снова возглавил ректор университета профессор А.Г. Сергеев, а его заместителем стал доцент М.В. Латышев.
Под непосредственным руководством А.Г. Сергеева в вузе были организованы гуманитарные университетские специальности: юриспруденция, экономика, социология, история. Он также непрерывно инициировал развитие в университете фундаментальных направлений.
По инициативе Алексея Георгиевича в ВлГУ была создана электронная библиотека – одна из первых в стране; построено два жилых дома для преподавателей; осуществлены проектные работы по возведению корпуса Юридического института; обновлена полиграфическая база и получено разрешение соответствующих органов на печатание учебных пособий, учебников, монографий.
С 2000-х гг. под началом Алексея Георгиевича начата работа, связанная с качеством подготовки специалистов во Владимирском государственном университете.
В области СМК, метрологии, стандартизации и сертификации лично Алексей Георгиевич подготовил более 50 монографий, учебников и учебных пособий (в основном через центральные издательства), а также более 300 журнальных публикаций. Под научным руководством А.Г. Сергеева защищены 21 кандидатская и одна докторская диссертации. Ряд этих специалистов успешно работают не только в России, но и в США, Германии, Австрии и Израиле.
Ведущий вуз Владимирской области Алексей Георгиевич возглавлял до 2005 года.
Впоследствии был помощником ректора и профессором кафедры управления качеством и технического регулирования Института машиностроения и автомобильного транспорта ВлГУ.
В 2009 году организовал Владимирское отделение Европейского центра качества. Сергеев А.Г. - член редколлегии журналов «Мехатроника», «Автоматизация, управление» и «Качество, инновации, образование», член Всероссийской организации качества (ВОК), член Федерального экспертного совета по учебной технике, приборам и оборудованию научно-учебного назначения при Минобразовании РФ, член Коллегии Департамента образования Владимирской области.

За большие заслуги в развитии науки и подготовки высококвалифицированных специалистов А.Г. Сергеев занесен в Книгу Трудовой Славы г. Владимира, награжден нагрудным знаком «За отличные успехи в работе в области высшего образования СССР», нагрудным знаком «Почетный работник высшего образования России», медалью им. Петра I «За заслуги в деле возрождения науки и экономики России» (1998), Федерацией космонавтики России медалью им. Акад. С.П. Королева (1999) и медалью им. Ю.А. Гагарина (2003), Серебряной юбилейной медалью им. В.И. Вернадского (2002), Золотой медалью им. В.Г. Шухова (2002), а также дипломами и медалями Международного Салона изобретений, образования, науки и новых технологий «Эврика» (г. Брюссель).
Государственные награды: медаль «Ветеран труда» (1988), «Орден Почета» (1995), орден «За заслуги перед Отечеством IV степени» (1999).

Сергеев А.Г. умер 22 июля 2021 года на 82-м году жизни.
Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых
Владимирская энциклопедия

Категория: Учебные заведения | Добавил: Николай (15.02.2022)
Просмотров: 349 | Теги: учебные заведения, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru