Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
20.05.2018
16:23
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 466

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [879]
Суздаль [299]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [219]
Музеи Владимирской области [58]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [111]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [67]
Гусь [94]
Вязники [175]
Камешково [50]
Ковров [163]
Гороховец [72]
Александров [146]
Переславль [89]
Кольчугино [26]
История [15]
Киржач [37]
Шуя [80]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Черникеев Василий Иванович

Василий Иванович Черникеев

В 1875 году, в Вязниках в мещанской семье родился Василий Иванович Черникеев – отпрыск ничем особенным не примечательных городских обывателей, позже прославивший родной город на добрых полмира. Подросток учился в городском училище – в том самом, что ныне именуется вязниковской школой №2, среди наиболее выдающихся выпускников которой гидрограф Василий Черникеев значится наряду с космонавтом Валерием Кубасовым. Кстати, учился Вася весьма посредственно, особенно по гуманитарным предметам. Сущей напастью для него становились диктанты и сочинения, в которых он непременно делал множество ошибок.
В 1899 году на 24-м году жизни Василия призвали на военную службу. Он попал на Балтийский флот, где был назначен на учебный крейсер «Герцог Эдинбургский». Там сметливый паренёк стал рулевым, освоив непростое и ответственное дело управления этим большим океанским кораблём.


Василий Иванович Черникеев

Едва матрос Черникеев успел уволиться в запас, как грянула русско-японская война. Его сразу же мобилизовали и после краткого обучения произвели в рулевые кондукторы (унтер офицеры) с направлением на броненосец «Адмирал Ушаков». Этот корабль, изначально предназначенный для защиты берегов Балтики, был включён в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, созданной для усиления российского Тихоокеанского флота. Совершив беспримерный переход из Кронштадта на Дальний Восток, в мае 1905 года эскадра была атакована у острова Цусима превосходящими силами японцев и после упорного боя разгромлена. Экипаж броненосца «Адмирал Ушаков» под командой капитана 1-го ранга Владимира Миклухо-Маклая (брата знаменитого путешественника) сражался до конца, а когда возможности для продолжения боя были исчерпаны, открыл кингстоны и затопил свой корабль. Более 100 офицеров и матросов погибли вместе со своим командиром, остальных подобрали в воде японские шлюпки.
Кондуктор Черникеев оказался среди уцелевших – в японском плену. Лишь через полтора года он смог вернуться в Россию, где в числе 27 наиболее отличившихся ушаковцев был награждён Георгиевским крестом сразу III степени – за храбрость и мужество в Цусимском бою. Если бы тогда видавшему виды унтер офицеру флота Его Величества кто-нибудь сказал о том, что спустя два десятка лет он станет солидным бизнесменом, причём не где-нибудь, а в Лондоне, – одном из всемирных деловых центров, Василий, наверное, вдоволь бы посмеялся. Однако именно такое будущее ждало отважного моряка вязниковца…
А тогда, после окончания войны, Василий Черникеев стал кадровым моряком, его зачислили в экипаж нового эскадренного броненосца «Слава» Балтийского флота. Там он подготовился к экзамену на чин прапорщика флота и успешно его сдал, а заодно получил диплом капитана гражданского флота.
В 1909 году император Николай II произвёл Черникеева в подпоручики по Адмиралтейству. Так бывший рядовой моряк путём самообразования сумел выбиться в офицеры и стал личным дворянином. В то время командный состав ВМФ комплектовался исключительно из потомственных дворян. Именно поэтому вязниковский мещанский сын был зачислен в Корпус гидрографов, где «голубая кровь» не считалась обязательной, но зато и чины давались не флотские, а армейские.


Броненосец «Адмирал Ушаков», героически погибший в Цусимском бою

Вскоре отлично зарекомендовавший себя уже в качестве офицера Черникеев был назначен заведующим картографической частью Дирекции маяков и лоций Чёрного и Азовского морей, получив чин поручика. Установка бакенов, эксплуатация маяков и разметка фарватеров – вся эта непростая и хлопотная работа велась под руководством Василия Ивановича. Более того, В. Черникеев даже стал соавтором книг об обороне Севастополя во время Крымской войны и о подвигах русских моряков в войне с Японией, отпечатанных в 1914 году в Петербурге известным книгоиздателем Сувориным.
Однако поручик Черникеев тяготился береговой службой и при каждой возможности замещал офицеров на боевых кораблях черноморской эскадры. Так он послужил на броненосце «Двенадцать апостолов» (позже в кинофильме режиссёра Эйзенштейна этот корабль сыграет роль «Потёмкина»), а начало Первой мировой войны в 1914 году встретил на канонерской лодке «Кубанец» – «младшем брате» знаменитого «Корейца», сражавшегося вместе с «Варягом». Черникеев даже успел принять участие в стычках с турецкими и пришедшими им на помощь немецкими кораблями и едва не погиб во время обстрела Севастопольской бухты германским линейным крейсером «Гебен». Кстати, по рекомендации Василия Черникеева тогда же в военный флот был зачислен и его младший брат вязниковец Алексей Черникеев, произведённый в прапорщики по морской части весной 1915 года. А 1 января 1915-го сам Василий Иванович получил звание штабс-капитана корпуса гидрографии.
После революции В. Черникеев продолжал служить на Черноморском флоте, и когда большинство уцелевших кораблей оказались под контролем белых, поступил в армию генерала Деникина. После поражения Вооружённых Сил Юга России, штабс-капитан Черникеев оказался в эмиграции. Через Румынию он перебрался вначале во Францию, а потом обосновался в Англии. В британской столице Черникеев основал фирму по производству навигационного оборудования, переиначив для более успешного ведения бизнеса свою русскую фамилию на иноземный лад с непременными двумя буквами «f» на конце. Так появилась ставшая известной во всем мире марка «Chernikeeff». Именно тогда, в 1920-е годы, Василий Иванович изобрёл новую конструкцию лага, использовав для этого свой богатый опыт гидрографической работы на Чёрном море.
Практика Первой мировой войны показала, что военные корабли нередко теряли в своих боевых качествах из за недостатков методов и инструментов, которыми определяли скорость и пройденное расстояние. Когда корабли не были уверены в точности своего исчислимого места, им приходилось стопорить машины много чаще, чем допускалось условиями военных действий. Это обстоятельство навело капитана Черникеева на мысль о необходимости сконструировать лаг, максимально точно учитывающий пройденное расстояние.
Лаг Черникеева обладал заметными преимуществами перед прежними системами этого типа: он был годен к работе в любое время; не выходил из строя при движении задним ходом; работал на любых скоростях – от самых малых до предельных и, что особенно важно, с его помощью стало возможным непосредственно измерять не только пройденное расстояние, но и скорость хода, в том числе подводной лодки в подводном положении.
Первые испытания лага были произведены в Лондоне на гребной шлюпке. Затем его установили на английской подводной лодке К 14 вместе с четырьмя тщательно выверенными новейшими лагами других типов. По заключению офицеров королевского флота, лаг Черникеева оказался лучшим как по точности, так и по надёжности и удобству эксплуатации. Вскоре этим лагом были оснащены многие суда военных и торговых флотов разных стран мира, в том числе и СССР. В 1930 году Гидрографическое управление Советского Союза издало в Ленинграде брошюру с описанием лага Черникеева и инструкцией по его эксплуатации – случай поистине беспрецедентный, учитывая, что изобретателем был офицер белоэмигрант.
Во время Второй мировой войны Черникеев внимательно следил за ходом боевых действий на Восточном фронте и гордился победами Советской Армии и флота, делая пожертвования в специальный фонд, предназначенный для закупки военной техники для Советской России. Морской офицер и талантливый изобретатель Василий Черникеев скончался в 1949 году в Англии на 74-м году жизни и был погребён на одном из кладбищ в окрестностях Лондона.

Семейный бизнес старого моряка из Вязников в Соединённом Королевстве продолжили сыновья Василия Ивановича Олег и Ростислав Черникеевы, а потом уже и его внуки. Офис фирмы «Chernikeeff Instrument, Ltd.», работающей в сфере навигационной информатики, в частности, выпускающей электромагнитные лаги, находится в самой престижной деловой части Лондона…

Николай ФРОЛОВ
«Районка, 21 век», №07 (224) от 26 февраля 2015 г.
Уроженцы и деятели Владимирской губернии

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Jupiter (24.01.2018)
Просмотров: 71 | Теги: Вязники | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика