Марфа Афанасьевна Челищева
Марфа Афанасьевна Челищева (прим. 1750 - прим.1805) – проживала в Вязниках. Принадлежала к старинному роду русского столбового дворянства. Отец потомственный дворянин Афанасий Иванович Челищев.
Происхождение рода Челищевы показывают от Вильгельма Люнебургского, перебравшегося в Великий Новгород в 1237 году, потомка императора Оттона 3. По приезду, Вильгельм крестился в Новгороде, получив имя Леонтия. Был у вел. князя Александра Невского боярином и предположительно соавтором плана Ледового побоища.
Марфа Афанасьевна Челищева была замужем два раза. В первом браке за Николаем Степановичем Полуехтовым и от него сын, будущий предводитель дворянства Вязниковской губернии, Иван Николаевич Полуэктов (Полуехтов) (прим. 1774-1855).
Род Полуехтовых также очень древний и внёсший большой вклад в развитие русского государства. Упоминается историком Соловьёвым в истории Российского государства.
Предок Полуехтовых в 1238 году, в дни Великого Александра Ярославовича Невского, приехал из Немец, муж честен именем Родша Свиблъ, от него пошли многие дворянские роды, в том числе и род Полуехтовых, Пушкиных, Бутурлиных. У вышеупомянутого Родши Свиблъ, был праправнук Акинф Великий, у которого правнук Иван Бутурля, а от него внук Полуехт Иванович Бутурлин. От Полуехта Ивановича Бутурлина пошёл род Полуехтовых (РГИА Ф 1343 Оп. 51 Д.242).
В 1787 году Полуехтовы подают прошение в Московский архив на подтверждение, предъявленной им поколенной росписи происхождения рода, с находящимися в архиве родословными книгами. В поданных документах, обозначен муж Марфы, гвардии отставной офицер Николай Степанович Полуехтов. Его отец капитан Степан Федорович Полуехтов показан правнуком дипломата и приказчика Домодедовской дворцовой волости Ивана Леонтьевича Полуехтова. В этих же документах показано, что Иван Леонтьевич Полуехтов отписал правнуку Степану Федоровичу часть родового имения в Коломенском.
В 1786 году Марфа Афанасьевна, по решению суда, отписывает своему малолетнему сыну Ивану Николаевичу Полуехтову д. Назариху, расписав при этом родословную Полуехтовых от Марии Ивановны и дипломата Ивана Юрьевича Десятога (РГИА Ф 1343 Оп. 27 Д 4759).
Деревня Назариха была подарена комиссару Московской губернии Федору Ивановичу Десятому, за Чигиринскую службу отца его Ивана Юрьевича и по случаю заключения мира с польским Королём. Сын Марфы, Иван Николаевич Полуехтов, приходился праправнуком дипломату Ивану Юрьевичу Десятому.
Во втором браке Марфа Афанасьевна была замужем за сержантом Семёном Максимовым (1755-?). Максимовы выходцы из господских людей, из крестьян. Дворянство получили за военную службу. Очень разбогатели.
За Семёном, на момент заключения брака, состояло 120 душ в д. Яблонево Михайловского у. Рязанской губернии. Молодая женщина очень переживала, как отнесётся столичная родня к её выбору спутника. Смущала ещё разница в возрасте, женщина была старше на 5 лет.
В этом браке были дети: Александр (1778-?), коллежский регистратор Василий (1781-?), Мария (1779-?), Аграфена (1788-?).
Женившись на Челищевой, все дети Семёна Максимова, только у него одного, стали относится к 6 группе древнего дворянства.
Именно потомку, по линии Максимовых, очень захотелось иметь свой портрет.
Сохранилась легенда о поездке молодой девушки в гости, к столичной родне.
Всё началось с того, что в семье появился одарённый мальчик, которому его отец приглашал для обучения и развития художественного таланта различных художников. Юноша уже нарисовал портреты своих сводных сестёр в карандаше, но нашей девушке очень хотелось портрет, именно в масле. Дата приезда постоянно переносилась, потом прозвучало, что юноша ещё слишком молод и лучше заказать более опытному художнику. Тут уже подключились более старшие в роду и договорились со столичной роднёй о приезде девушки, с целью написания её портрета.
Поехала с напутствием, чтобы ни в коем случае не смущалась, что в ней течёт такая же кровь предков, как и у тех, к которым едет.
Столичная родня была поражена внешностью нашей девушки. Она оказалась более похожа на каких то общих предков, чем их прямые потомки.
Желая на это указать, девушка приняла позу и завернулась в ткань (предложил художник) так же, как её дальний родственник, изображённый на портрете, накинул на себя плащ. Плащ был очень важным атрибутом в одежде далёких предков. Кисть левой руки девушка заставляла художника перерисовывать неоднократно, добиваясь абсолютной идентичности, чем очень сердила художника, считавшего, что не надо добиваться абсолютного сходства.
Принимали две сестры. По семейным легендам, общие, самые именитые предки, были кудрявые и рыжие. Именно златокудрой и кудрявой была наша девушка.
Сенатор Н.А. Челищев (1781-1859), потомок М.А. Челищевой
Поклонники сестёр пришли в замешательство. Один из них, от которого ждала предложения руки и сердца одна из сестёр, спросил у нашей девушки о возможности за нею ухаживать и получил от неё решительный отказ. Молодой девушке не хотелось быть причиной размолвки, так как она уже знала, что от него ждёт предложения одна из сестёр.
У принимающей стороны, была целая картинная галерея и нашей девушке было подарено из неё два мужских портрета предков.
По приезду девушки, родня определила, что один портрет родственника, который подвергся большой опале, другой его тесть. В настоящее время в музее г. Вязники находятся портрет сына канцлера Михаила Головкина и его тестя Ромодановского, обе персоны являются роднёй по браку Полуехтовым.
Неизвестная Максимова (прим. 1889-?)
Портрет девушки пришёл в Вязники, спустя длительное время. Родственники, получив его, посчитали его просто неприличным. Недоумевали, как столичная родня такое допустила. Молодая, незамужняя девушка в раздетом виде.
Портрет пришёл в раме. Рама несла в себе смысловую нагрузку.
Узоры, переплетения, как тайнопись, как иероглифы, несут в себе зашифрованную информацию и рассказывают о жизни рода, к которому стала принадлежать девушка. Кто она, откуда и куда идёт, к какому сословию принадлежит, чем занимается.
В дворянском гербе Максимовых изображена золотая ладья, указывающая на родовитых предков, корабелов. Возможно морская тематика, в виде золотых завитков волн, присутствует и в раме портрета.
Имя решили не наносить. Сыграло ещё и неспокойное время. В гербе у дворян Максимовых написан девиз: «Жизнь моя царю». Родня посчитала, что это будет своего рода угрозой для изображённой молодой девушки.
Портрет вместе с другими картинами, имевшимся в семье, был продан человеку, желающему сохранить историю своего края.
В настоящее время портрет Максимовой находится в музее г. Вязники под именем «Неизвестная», художник Киплик.
В воспоминаниях Владимира Челищева (Линденберга), потомка сенатора Николая Александровича Челищева, двоюродный брат Киплика, Иван Торлецкий, показан дальним родственником Челищевых. Художник Киплик, со своим двоюродным братом Иваном Торлецким, приходился дальней роднёй Челищевым.
Молодой одарённый мальчик, указанный в начале статьи, стал впоследствии знаменитым художником Павлом Челищевым.
Несостоявшийся жених был прощён сестрой после революции, состоялась свадьба и в Вязниках вздохнули с облегчением
Примечание: Дер. Назариха, Станковского сельсовета, решением № 947 от 17.08.1970 и № 773 от 26.06.1974 г. признана, как фактически не существующая.
Иван Николаевич Полуэктов (Полуехтов) (ок. 1775 (?) – после 1850) - Вязниковский уездный предводитель дворянства в 1842–1847 годах.
Дело помещицы Полуэктовой 1806 г., деревни Назарихи, Вязниковского уезда.
Степан Иванович Реут (1808-01.03.1864) - Вязниковский уездный судья, православного вероисповедания, из дворян Черниговской губернии.
Екатерина Львовна Насекина (прим. 1784 - до 1834) - дочь коллежского секретаря Льва Ивановича Насекина, из рода Насеховских, в замужестве Полуэктова.
Источник: http://РГИА Ф 1343 Оп.27 Д 4759 |