Главная
Регистрация
Вход
Суббота
20.04.2024
14:09
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимирская десятина жилых данных церквей 1628-1746 гг.

Владимирская десятина жилых данных церквей 1628-1746 гг.
Отдел Первый

Владимирская, Медушская, Яропольческая и Гусская Десятины

Приходные окладные книги патриаршего казенного приказа, хранящиеся в Московск. архиве мин. юстиции и составляющие особый отдел, начинаются с 7136 (1628) года. Нет сомнения в том, что такого рода книги были и до 136 г., но они не сохранились. Что они были, это подтверждается записанным в книге 136 г. остатком тех денег, которые были на приходе в 135 г. Приходные окладные книги «жилых данных церквей» на текущий год составлялись на Москве в патр. каз. приказе в 2 экземплярах, из них первый — разделенный на десятины и заключая в себе все жилые окладные данные церкви, бывшие в области патриархов — предназначался для патр. каз. приказа, второй — приготовляемый для рассылки десятильникам и старостам поповским дробился по числу десятин на несколько книг.
Последние книги были шнуровые за скрепою и за печатью, а первые — переплетенные и оболоченные «из телятины» в дубовые доски, имея форму нынешней служебной церковной книги в лист общеупотребительной того времени писчей-серой, но плотной бумаги, с внутренними водяными всеразличными изображениями и знаками, без печатей, но за скрепою и переметою листов. На каждой странице означенных книг писец помещал от 4 до 5 церквей: сначала городских, а потом уездных (Церковные статьи писались не всегда в одинаковом порядке, и строгой последовательности не соблюдалось.) с наименованием самого храма, а иногда и придела (В подлиннике почти везде пишется «предела».), с названием села, вотчинника или помещика, а иногда волости или стана, и с обозначением положенной окладной дани (Дань взималась по «указаной статье» с числа дворов: духовенства, вотчинников, помещиков, и разных чинов приходских людей, с количества и качества церковной пахотной и луговой земли, с сенных покосов по числу копен и с разных угодий, если таковые имелись при церкви.) и церковных пошлин (Наместничьих, Тиунских, Заезда и десятильничьих; первые две не все церкви платили, а последние были обязательные для каждой церкви; со 164 г. наместничий и тиунский сбор в книгах не встречается, десятильнич сбор записывался отдельными статьями, заезда же «гривна» писалась без изменения под каждою церковью; с 1712 г. данные деньги и заезда и десятильничий доход соединены в одну сумму и писались в церковной окладной статье вместе. К окладным данным деньгам и пошлинам прибавлялись еще сборы, не писавшиеся в приходных книгах: казенные пошлины (3 алт. 3 ден., со 183 г. 3 алт. 4 ден. с 206 г. 5 алт. 4 ден. с церкви); полоняничные, собиравшиеся со 188 г. с дворов: поповых, дьяконовых и причетниковых по 8 д. с двора в государеву казну в Ямской приказ; гривенные (1705 г. авг. 31) на подмогу полковым попам по 3 алт. по 2 д. с церкви; драгунские (1707 г. марта дня) с градских по 2 алт. по 3 д. с двора, с уездных по 10 д. с двора; нужнейшие по деньге с рубля; старосте поповскому на отвоз окладных и неокладных денег к Москве по 10 д. с церкви, а с венечных памятей по 6 д. с памяти, за подъячим с каждой отписи по 4 д., а с венечных памятей по 2 д.), оставляя большой пробел для имеющихся быть под церквами отметок, а от этого и каждая книга в объеме своем достигала до 1000 и более листов. Если «жилая» церковь уплатила данные деньги с пошлинами, то под статьями церковными делались отметки; такого-то года, месяца и числа на нынешней № год те деньги взято, платил тот-то; слово «взято» вписывалось другим лицом в оставленном для того пробеле, а под некоторыми церковными статьями слов «взято» или «велено» (освободить по чему-либо от дани и из оклада выложить и впредь в приходных книгах не писать) вовсе не встречается, и пробел оставался чистым. В начале XVIII в. отметки под церквами делались подробнее «по книгам такого-то старосты поповского те деньги на нынешней № год взято, платил тот-то, принял подъячий такой-то». Церковь, неуплатившая дани, считалась «доимочною» и писалась в последующих книгах на первых листах под рубрикою «доимочные» с обозначением всех доимочных годов до тех пор, пока не уплатит своего долга. Если же по отписям управителей, или по доношениям старост поповских, или же по дозорным книгам писцов дознано будет, что церковь стоит «без пения» «пуста», то в приходных книгах сбоку на полях отмечалось «пуста»; на полях же или сверх статьи делались отметки и о новом наименовании церкви и о другом владельце села, внизу статьи — о вновь надбавленной или сбавленной дани, о неписании впредь церкви, или о выбытии из сей десятины в другую. В конце десятины после жилых данных церквей по старостиным или десятильничим сборным книгам вписывались обложенные вновь (последними) данью новопостроенные церкви, именуясь «новоприбылыми»; с 206 же года все новопостроенные церкви по челобитью храмоздателей, или по отписям управителей обкладывались данью на Москве и в приходные окладные книги вписывались по указам патриархов.
Жилые данные церкви делились на «однорядные» и «двойные»; последние по челобитью духовенства имели жалованную несудимую патриаршу грамоту (Множество разнородных документов и грамот пришлось пройти, но жалованной несудимой патр. грамоты, каковые давались некоторым церквам, в подлинном ее тексте видеть до сих пор не удалось. Наверно можно сказать, что они по содержанию своему были тождественны с теми грамотами, которые давались монастырям на вотчинные их владения. Наше мнение подтверждается нижеследующим документом, взятым из записной беспошлинной книги печатных грамот (кн. 2, л. 60) «134 г. августа 9 запечатана жалованная грамота Пошехонского уезда дворцоваго села Щекинского Борковского езу Никольского попа Никиты против прежния жаловальные грамоты Ростовского архиепискупа десятильники и недельщики и всякие пошлинники его и пономаря и прискурницы и тех людей, которые питаются от той церкви божии на церковной земле не судят ни в чем опричь душегубства и не всылают их ни почто и поборов своих и конских кормов не емлют, а судит их тот поп Никита опричь разбоя с поличным, а дает тот поп Ростовскому архиепископу за всякие пошлины с году на год на Рожество Христово по приходу с выти по полуденги и пошехонские намесницы и волостели и посельские и их пошлинники не судят, опричь разбоя и татьбы с поличным, и пошлин с них никаких имать невелено, грамота писана 134 г. августа 4 за приписью дьяка Герасима Мартемьянова».) и за сие обязаны были платить дань «вдвое» не старосте поповскому, как принято было, а отвозить самим непосредственно в Москву в патр. казенный приказ. Двойные церкви — они же «Грамотчики» писались в приходных книгах после однорядных. Духовенство «двойных» церквей имело свои собственные сборные книги, в которые вписывали окладные и неокладные денежные доходы, и по этим же книгам принимались деньги в патр. казен. приказе и под статьями «двойных» церквей делались отметки «и те деньги на такой-то год взято, платил тот-то».
После всех церковных статей — однорядных и двойных в первых приходных окладн. книгах помещен итог всех церквей и всего окладного сбора, а в последующих книгах этих итогов не встречается.
В конце каждой десятины вписывался неокладной сбор, собранный десятильниками и старостами поповскими со всех однорядных церквей; здесь же вписывался неокладной сбор и двойных церквей. Венечные же пошлины, собираемые с городских и посадских жителей гор. Владимира, шли в пользу соборного причта по грамотам 7032 и 189 гг.
Окладные и неокладные денежные доходы, как видно из вышеозначенных приходных книг, привозились на Москву старостами поповскими в разное время. В росписях под церк. статьями упоминаются месяцы и сентябрь и март и генварь и июнь и ноябрь и май. Несмотря на постоянные наказные патр. грамоты о «сборе всяких указных податей иметь неусыпное попечение» и о своевременном доставлении собранной денежной суммы, последние представлялись в каз. приказ несвоевременно и с большими промедлениями. 175 г. октября 25 дан был наказ десятильнику Дмитрию Всеволодцкому «в Медушской десятине велено духовные дела ведать, денежные доходы сбирать с старостами поповскими вместе и денежные доходы присылать на Рожество Христово, другой срок — сборное воскресенье нынешняго 175 г.». По грамоте 183 г. срок для представления собранной денежной суммы назначен на Рожество Христово, а из дальних десятин на «Сретениев день Господень», а по статье 70, 206 года, сборные деньги и с записными книгами, закрепленными архимандрической рукою, должны быть представлены в казепный приказ в генваре — первый срок, а последний в феврале. Старосты поповские при отвозе в Москву денежной суммы и для «охранения» последней от «злых воров и разбойников» обязаны были брать с собою двух или трех провожатых.
В патр. казен. приказе денежные сборы принимали подъячие этого же приказа (В книге 82 на стр. 91 значится, что в казенном приказе во 183 г. состояло приказных: казначей старец Тихон Обонин, дьяк Перфилей Семенников, подъячих старых 3 человека — сидят у прихода и расхода, один человек сидит у поповских дел, подъячих же 4 человека средней статьи, 2 человека вновь прибылые.) и каждый подъячий, имея в ведении по нескольку десятин, в «принятии» денег делал отметки как в своих подлинных книгах, так и в старостиных сборных книгах, выдавая при этом «отпись» лицу — привезшему деньги. Таких приемщиков подъячих упоминается (1720 г.) трое: моего Стефанова приему Турченинникова 18 р. 22 алт. 3 ден., а моего приему Филиппа Коретникова 13 р. 30 алт. с деньгою, а моего приему Ивана Уткина 42 руб. 14 алт.
Владимирская и Медушская десятины, сформированные «по книгам письма и дозора Григорья Житкова 128 г.», состояли из 163 жилых данных церквей, да 4 новоприбылых, из них Володимирских городских 17, уездных 83 церкви. Границы Владимирской и Медушской десятин простирались гораздо далее писцовых границ Владимирского уезда того времени (7144 — 155 г..), и в район обеих десятин вошли церкви не только Владимирского уезда, но частью и Суздальского, Муромского и Юрьева-Польского (Писцовых сведений для церквей Суздальского, Муромского и Юрьев-Польского уездов в настоящем выпуске не имеется.).
В конце XVII в. (180 — 187 гг.) все церкви, написанные в писцовых книгах других уездов, были исключены из Владимирской и Медушской десятин и отданы были — каждая тому архиерею, к области которого принадлежал уезд, и наоборот.
В приходные окладные книги с 137 г. — по 163 г. во Владимирскую десятину прибыло вновь 36 жилых данных церквей (35 уездных да 1 городская), из них прибыли — не как новопостроенные, но писавшиеся в других десятинах — 4 из Медушской и 4 из вотчин Троице-Сергиева монастыря. «Двойных» данных церквей, имевших патр. жалованную несудимую грамоту, в Владимирской десятине за период 136 — 163 гг. было 16, — да 3 церкви «грамотчики», пользовавшиеся льготою и платившие дань в «однорядь», а всего 19 церквей (число слишком ничтожное по сравнению с другими десятинами).
Во 161 г. по указу патриарха писец Семен Извольский дозирал и переписал все жилые данные церкви и пустовые церковные земли, как во Владимирской, так и в Медушской десятинах, и по его «письму и дозору» прибыло вновь 14 церквей уездных, да 4 городских (Семеном Извольским обложены были данью в первый раз такие церкви, которые в писцовых 145 — 156 гг. книгах значатся, как жилые. В приходных книгах неправильно отнесенных к монастырскому приказу, находятся выписки из писцовых книг 161 г. означенного писца Извольского для церквей Медушской и др. десятин, для церквей же Владимирской десятины таких выписок нет, и сохранились ли подобные книги в архиве — неизвестно; в отделах же патриарших приказов: казенного, монастырского и дворцового подобных книг нет.), и на все ново-и-старопостроенные церкви положена была новая дань. После 164 г. «двойных» церквей в приходных окладных книгах не встречается, а все церкви писались, как однорядные. Несмотря на составленные вновь, вероятно по указу патр. каз. приказа, переписные книги в 1703 году, из которых делались выписки на справку к разнородным делам, производившимся в патр. каз. приказе, дань церковная после 164 г. не изменилась и писалась в книгах с тем же окладом до 1746 года.
В 178 — 181 гг. прибыло в Владпмир. десятину 9 жилых церквей, из них 1 из Медушской десятины; в 183 г. прибыла 1 городская церковь; во 184 г. по указу патриарха и по соборному деянию и по памяти и по росписи из патриарша разряда прибыло из Рязанской епархии 25 церквей, да сверх росписи — 2 церкви, да из Суздальской епархии 1, да из Медушской 3; да между 185 — 1737 гг. прибыло новопостроенных 33 церкви, из них 5 на старых церковных местах. А всего со 137 г. — по 1746 г. прибыло в Владимир. десятину городских 6, уездных 121 церковь.
Из Владимирской десятины выбыли: во 153 и 154 гг. в Медушскую десятину 7 церквей, из них 5 Суздальских: Арх. Михаила § 18, Димитрия Селунского § 44, Иоанна Предт. в Ромоданове § 87, Богоявления в слободе § 94, Воскресение Христ. в Павловском § 96, да 2 Владим. уезда: Димитрия в Пропастищах § 86 и Преображения в Брыкине § 103; во 179 г. в Нижегородскую десятину 1 церковь Покрова в Мартове Муром. уезда § 93; во 180 г. в Суздаль 1 церковь Арх. Стефана в Кидексе § 19 Суздальск. уезда; во 182 г. в Муромский уезд 2 церкви Трех Свят. в Торне и Покрова в Рыбине §§ 137 и 138; во 183 и 184 гг. в Рязанскую область 2 церк. Введения Пр. Богородицы в Чиркове и Покрова в Ярымове §§ 56 и 92 Муром. уезда; во 186 г в Гусскую десятину 12 церквей; 5 церквей выбыло в пустовую оброчную книгу: 164 г. Рожд. Христова городская «пуста, попов и церковных причетников и приходских людей и церковные земли и никаких угодей нет»; 174 г. Введения Пресв. Богородицы городская «сгорела»; 191 г. Никола Чуд. в селе Никольском в Колпском стану «пуста и запечатана»; 193 г. Ир. Троицы в Дубках по дозору Извольского «стоит пуста без пения лет с 10 и больше, а приходу к ней нет», а по дозору 194 года старосты поповского «церковь стоит впусте и в презрении»; 195 г. Воск. Хр. в Небылом «запустела». Да 4 церкви выбыли по разным причинам: 160 г. Вознесения в монастыре в Вязниковск. слободе «неписать — приходских людей нет»; 165 г. Николая Чуд. в Сновицком «по патр. указу данных денег имать не велено и из оклада велено выложить», а по чему? не отмечено; 185 г. Николая Чуд. в Чурилове «данные деньги велено платить Волосова монастыря игумену с братиею»; 185 г. Николая Чуд. в Ельцыне написано вдвое. А всего выбыло из Володим. десятины городских 2, да уездных 32 церкви.
По сохранившейся последней приходной окладной книге 1746 года всех жилых церквей в Владимирской десятине состояло 193.
1763 г. марта 18 дня во Владимирской духовной консистории обложены были данью вновь 2 церкви Иерусалимские Пр. Бог. в сельце Тушкове, да в сельце Данильцове (церкви не означено); а «по указу и по доношению тойже консистории 1762 года града Владимира и Владимир. уезда на 761 г. со 192 церквей уплочено было дани 348 р. 68 ½ к., пошлин 32 р. 64 к., полоналичных 13 р. 48 к. с 20 церков. земель оброку 21 р. 72 ½ к., пошлин 4 р. гривенных 19 р. 20 к., итого 439 р. 73 к. платил кафедрального Успенского собора ключ. иерей Иоанн Феодоров, принял комисар Михаил Всеволоцкой (печатной конт. беспошлинная кн. 300, л. 153). Из последнего доношения видно, что из Владимир. десятины между 1747 — 761 гг. выбыла еще 1 церковь.
К жилым данным церквам, после приходных окладных книг, присоединены сведения из документов «книг печатных пошлин», в которые записывались на приход пошлинные деньги, собираемые с благословенных грамот на построение церквей и с антиминсов, выдаваемых на старые и новые престолы, с ставленнических грамот священника и диакона, с настольных грамот: архимандричьих, игуменских и протопопских, с грамот: патрахельных, постихарных, с памятей: новоявленных и перехожих и с разнородных указов и наказов и т. д. Почти все вышеозначенные «книги печатных пошлин» относятся к XVIII в. (с № 220 — 437), кроме книг «о благословенных грамотах и антиминсах».
К жилым же данным церквам присоединены дела, хранящиеся в связках (49) того же п. каз. приказа о постройках, починках, переделках и поправках церквей, о выдаче благословенных грамот на освящение церквей и антиминсов, о выдаче патрахельных, постихарных, перехожих и новоявленных памятей, о приемах окладных и неокладных денежных доходов, о взыскании доимочных денег с жилых церквей, о выборах старост поповских, о разделе доходов между членами причта, об отдаче в оброк пустовых церковных земель, о венчании без венечных памятей, о взыскании различных налогов и пошлинных денег с неплатежных церквей, об определении на канцелярские должности в Москве и в городах на десятильн. дворы и т. под. Дела начинаются с 1702 года, а ранее сего года не сохранилось.
К первому же отделу Владимир. десятины отнесены выписки из документов дворцового и монастырского приказов и часть коллегии экономии и синод. эконом. правления, число книг и связок которых простирается до 20000.

2. Второй отдел «пустовые церковные оброчные земли» Владимир. десятины взят из приходных книг того же патр. каз. приказа «пустовых церков. оброчных земель» с 7146 по 1746 гг., из них 146-150 гг. находятся в книге под № 6 дворцового приказа. Книг за 7136 — 145, 184 и 186 гг. не сохранилось. С 1722 г. церковные оброчные земли стали писаться в одной книге с жилыми церквами. Все церков. земли, отдававшиеся в оброк с публичных торгов разным охочим людям, из поддачи и без поддачи за «прииск», писались в приходных книгах до тех пор, пока не были построены на них церкви, или не отданы были в поместье патриаршим дворяном и детем боярским.
В третьем отделе Владимир. десятины помещены: а) жалованные в. государей грамоты и другие акты, относящиеся к селам; б) выписки из столбцов по г. Владимиру (341); в) из писцовых, дозорных, раздельных и межевых книг: 7101 и 102 (1593 и 594) гг., 124 (1616) г. 133 и 134 (1625 и 26) гг., 138 (1629) гг. сент. 30, 138 и 139 (1630 и 31) гг. 144 — 151 и 155 (1636 — 43 и 47) г., 146 (1638) г. 153 — 155 (1645 — 47 гг.) из переписных 154 (1646) г. 186 (1678) г. 1705 г.; д) из ландратских 1710 и 1715 гг., и е) из отказных и из дел «старых» и «молодых» лет по г. Владимиру (книг 157, связок 6).

Владимирский уезд по писцовым книгам состоял из станов: сельца Муромского, Жегаловского, Колпского, Клековского, Судогодского, Волежского, Ильмехомского, Опольского, Сенегского, Рога большого и малого, Богаевского, Медушского, Боголюбского, Опольского — Юрьевской приписи, Пыркова, Лиственского и волостей: Гуской, Польской, Ераполческой Торуского острова, Кривондинской, Санницкой, Гостоловской, Тумской, Матренинской, Крисинской, Полежской, Туголевской, Дубровской, Шатурской, Славецкой, Мичевской, Вышелеской, Дубровской, Баглачевской и Высокорецкой.
В переписных книгах 154, 186 и 705 гг. не встречается станов: Пыркова и Опольского, волостей: Баглачевской, Матренинской, Гостоловской; в книге 186 г. Кологривской волости, в 705 г. станов: Рога большого и малого, Лиственского и Валежского, волостей: Мичевской, Вышелеской, Торуского острова, Криспинской, Санницкой, Жегаловской и Гуской. В некоторых писцовых и переписных книгах станы названы волостями и наоборот — как-то: сельцо Муромское, Инебожский, Богаевский и Жегаловский, и не редко одно и тоже село встречается по документам то в одной, то в другой волости или стану. Ни в писцовых, ни в переписных книгах не находим упоминаемых в патр. казенн. приказе — станов: Вандужского (под 1700 г.), Ловчего (под 1730 — 732 гг.), волостей Черкутинской (под 207 г.), Горской (под 1717 г.); в § 50 Ерополческой десятины в писцов. книгах Семена Извольского 161 и 162 гг. упоминается «дворцовой волости Зарецкой стан»; Старинской волости, упоминаемой в книгах патр. каз. приказа 136 г., в писцовых книгах не встречается, в переписных же книгах 710 г. Старинская волость — в Клековском стану. В писцовых книгах не значится сел в станах: Лиственском, Пыркове и волостях: Мичевской, Вышелеском острове, Дубровской, Туголевской, Славецкой, Шатурской и Высокорецкой.

К Владимирской десятине приложены десятины Медушская Еропольческая и Гуская

Медушская десятина, составленная «по письму и дозору Григорья Житкова 128 г.» и состоявшая из жилых данных церквей Владимир. уезда, станов Медушского и частью Боголюбского, и Еропольческой волости и около половины церквей Суздальского уезда, по приход. оклад. книгам патр. каз. приказа начинается со 136 г. и писалась в тех же книгах по 196 г. Медушская десятина, хотя и имела своего выборного из среды духовенства старосту поповского и свои приходные книги, но не была вполне самостоятельная и не могла относиться с своими текущими делами непосредственно в патр. каз. приказ, а «ведалась» на Владимир. десятильничем дворе и была зависима от управителей оного двора: архимандрита, или протопопа, или игумена и десятильника. Окладной и неокладной доход, собираемый с духовенства, представлялся в патр. каз. приказ за рукою протопопа, десятильника я старосты поповского, в 140 и 143 гг. за рукою Балахонских старост поповских (?), в 170 г. за рукою Вязниковской слободы Благовещенского игумена Моисея. «180 г. февраля 16 по указу в. г. святейшаго Иоасафа патриарха Московского, а по челобитью и по выписке Стефана, архиепископа Суздальского и Юрьевского, за пометою дьяка Ивана Калитина да Перфилья Семенникова Медушския десятины Суздальского уезда данные церкви велено отдать Суздальскому архиепископу Стефану по писцовым книгам, которые церкви написаны Суздальского уезда в приходных книгах под всякою церковью, которые ему отданы, очистить и впредь их не писать в приходную книгу, а которые церкви отданы и то очищено под всякою церковью». Не смотря на означенный указ Медушская десятина с оставшимися по писцовым книгам Владимирского уезда церквами в приходных книгах писалась до 196 г.
С 197 г. Медушская десятина заменилась Еропольческой. Начало Еропольческой десятины должно собственно отнести к 170 г., когда Благовещенского монастыря игумен, вероятно по патриаршу указу, сделался управителем этой десятины и приходные книги окладных и неокладных денежных доходов скрепил своего рукою. 189 г. в Вязниковской слободе строится двор, «где приежать Благовещенского монастыря строителю Аврамию для расправы духовных дел и старостам поповским для сбору окладных и неокладных доходов». Вязниковская слобода с этого времени делается центром Еропольческой десятины и новопостроенный двор, на подобие других дворов, именуемых «десятильничий», становится присутственным местом, в котором заседали управители, десятильники, старосты поповские и два подъячих, из коих один собственно для канцелярских дел, а другой «для помочи» старостам поповским. Под 198 г. в Еропольческой десятине упоминается 6-ть попов закащиков (помощников старост поповских). Такое большое число закащиков и притом на такое ограниченное число жилых церквей (47) указывает на занимаемое большое пространство Еропольческой десятины, и на отдаленность расстояния церквей одна от другой, и на неудобство сообщений. Управители Ероп. десятины в своих отписях нередко заявляли патр. каз. приказу, что «за разлитием водяных рек, за непроездом болот и озер и за разбоем и грабежем от воровских людей» деньги в патр. каз. приказ не могли быть доставлены своевременно.
В Медушской десятине по приход. книге 136 г. жилых данных церквей состояло 63 да новоприбылых 4, да 6 церквей без пения; в 143, 147 и 152 гг. в Медушскую десятину прибыло — 7; в 154 г. из Владимирской десятины — 7; в 155 и 156 гг. — 2; во 164 г. по дозору Извольского — 9; во 168, 179, 185 и 194 гг. — 4; а всего в Медушскую десятину прибыло с 137 по 194 г. 29 церквей, из них «грамотчиков» 19 церквей.
Из Медушской десятины выбыло во 180 — 184 г.. в Суздальскую епархию 38, да в разных годах выбыло: 8 во Владимирскую десятину, 1 в десятину вотчин Троице-Сергиева монастыря, 45 — в Еропольческую, 2 — в Гускую десятины, а о 2-х церквах Николая чуд. в Васильевском § 21 и Благовещения Пр. Бог. в Крутце § 56, — куда выбыли-отметки нет.
Еропольческая десятина, хотя и писалась в приходных окладн. книгах патр. каз. приказа с 196 по 1746 г., но из производившегося в синод. каз. приказе дела о священнике Леонтие Иванове видно, что «в 1730 г. по указу свят. Синода Еропольческая десятина отрешена была (вместе с другими десятинами Арзамаской и Балахонской) из Синодальной области и отдана в ведомство Нижегородского и Алатырского архиепископа Питирима», а в 1738 г. октября 3-го указом синод. каз. приказа, состоявшимся по определению свят. правит. Синода вследствие челобитья Владимирского уезда Ярополческой десятины города Арзамаса и гор. Балахны с уездами священно-церковно-служителей «велено обретающимся в ведомстве Нижегородской епархии Синодальной области городом с уезды впредь до разсмотрения свят. Синода отныне ведомством быть по прежнему в Синод. области».
Число всех жилых церквей в приход. окладных книгах под Яропольческою десятиною писалось 60, из них прибыли 45 из Медушской десятины, да 14 новоприбывших между 197 — 1720 гг., да 1 соборная церковь, прибывшая неизвестно откуда и когда; из Яропольческой десятины выбыли: 1712 г. соборная церковь, 1703 г. церковь Пр. Троицы на в. озере «для того, что церк. земля вынесена в пустовую оброчную книгу», 1727 г. церковь Рожд. Прес. Богор. в Курмашине «церковь не построена», в книге 1746 г. Спаской, что в Заволожье, церкви не написано, а по чему или куда выбыла — отметки нет. А всего в Яропол. десятине по книге 1746 г. состояло жилых данных церквей — 56; тоже число упоминается и под 1761 г., а именно: «1762 г. по указу, а по репорту Владимир. духовной консистории Яропольческой десятины на 761 г. с 56 церквей данные и протчия 209 руб. 83 ¼ коп., да с того сбору нужнейшия 3 р. 6 ½ к. приняты».

Гуская десятина, сформировавшись из 14 церквей Гуской волости, бывших прежде сего во Владимирской (12) и Медушской (2) десятинах, начинается со 185 г., имея своего выборного духовенством старосту поповского и свои приход. Окладные книги; но был ли десятильнич двор в Гуской десятине — этого не видно. В 205 г. в Гускую десятину прибыли еще 2 церкви и к 1746 г. состояло всех церквей 16. 1762 г. по указу, а по репорту Владимир. духов,. консистории Гуской десятины на 761 г. с 15 церквей данные и прочие 42 р. 74 к. да с того сбору нужнейшие 62 к. приняты в том 761 г. Владимир. консистории от секретаря Василия Лазаревича в числе 1100 р. и в приход записаны по окладной каз. приказа книге того же года октября 29-го дня.
В 1763 г. к Владимирской епархии принадлежали десятины: Владимирская, Гуская, Луховская, Еропольческая, Юрьевец-Повольская, Арзамаская, Гороховская, Балахонская, Заусольская, Толоконцевская, Городецкая и Кинешемская, по окладу данных и других пошлинных денег 1912 руб. 39 ¾ коп.

В настоящем выпуске все жилые окладные данные церкви и пустовые церковные земли идут в том самом порядке, как значатся в первой приходной книге 136 г. патр. каз. приказа и как «прибывали» в оные же книги, заканчиваясь 1746 годом. Под статьями каждой церкви помещены все отметки, которые есть в приходных книгах. После церковных статей следуют сведения, относящиеся собственно к церкви, а потом к духовенству.

Третий отдел, расположенный по станам и волостям Владимир. уезда, состоит из дворцовых, патриарших, монастырских, вотчинных и поместных сел и погостов с их церквами и церковными землями, помещенных в том же самом порядке, как они следуют по писцовым и переписным книгам.

Источник:
ВЫПУСК ПЕРВЫЙ. Материалы для истории Владимирской епархии. Владимирская десятина жилых данных церквей 1628-1746 гг. Отдел Первый. Владимир. 1894.
Владимирский уезд Замосковного края
Владимирский уезд был образован в 1778 г. в составе Владимирского наместничества, с 1796 г. - Владимирской губернии.
Владимиро-Суздальская епархия

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (27.05.2019)
Просмотров: 1385 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru