Главная
Регистрация
Вход
Суббота
20.04.2024
08:26
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Зайцева Людмила Николаевна, архитектор

Людмила Николаевна Зайцева

Людмила Николаевна Зайцева (1930 г.р.) – архитектор, член Владимирского Регионального Отделения Союза Архитекторов России.


Людмила Николаевна Зайцева

Л.Н. Зайцева. О СЕБЕ И О РАБОТЕ ВО ВЛАДИМИР. Краеведческий альманах «Старая Столица» выпуск 12.
Я родилась 13 июня 1930 года в г. Нижнем Новгороде. Школу окончила с серебряной медалью, единственной в выпуске. Своих учителей вспоминаю с благодарностью - они заложили в нас основы нравственности, были вторыми родителями для учеников.
Почему и когда у меня появилось желание стать архитектором, я не знаю, но уже в начальной школе я мечтала о Ленинграде. Одновременно с общеобразовательной школой я посещала школу изобразительных искусств. К очень большому сожалению с началом войны занятия в ней прекратились, и моя систематическая подготовка по рисунку, живописи, скульптуре не состоялась. Дома я лепила из глины, рисовала акварелью пейзажи с цветных открыток, в школе - стенгазеты. В это же время я познакомилась с настоящим архитектором. Однажды нашу соседку по дому, тетю Устю, навестил родственник - московский архитектор. Высокий, солидный, красивый мужчина. Он посмотрел мои рисунки, взял карандаш и дал мне наглядный урок по рисованию: как правильно, осмысленно рисовать кисть руки. Его рисунок у меня всю жизнь перед глазами. Он женился на нашей соседке, красивой девушке Нине, и увез ее в Москву. Как я поняла много лет спустя, это был Виктор Александрович Артамонов - впоследствии автор замечательной книги «Город и монумент» (1974).
Высшее образование я получила, как и мечтала, в Ленинграде, на архитектурном факультете Ленинградского инженерно-строительного института (ЛИСИ), куда поступила в 1948 году. Система воспитания архитекторов была построена на изучении истории мирового градостроительства, архитектуры, искусства, классических образцов ордерной архитектуры Греции, Рима, итальянского Возрождения, русской архитектуры XVIII - первой половины XIX веков. В сравнении с Академией художеств, выпускавшей архитекторов-художников, учебная программа института была расширена за счет инженерных и технических дисциплин. Из нас готовили архитекторов широкого профиля, способных решать комплексные задачи градостроительства, проектировать и осуществлять в натуре здания различного назначения. Разносторонняя теоретическая подготовка сочеталась с проектной и строительной практикой.
Нашими учителями были архитекторы последнего дореволюционного поколения (В.А. Витман, Л.М. Хидекель, А.А. Оль), первого и второго поколений советских зодчих с многолетним опытом проектной, строительной, педагогической, научной, общественной деятельности.
После первого курса была геодезическая практика, состоявшая в обучении топографической съемке местности с помощью приборов и составлению топографической карты. Вторая практика - ознакомительная с реставрационными работами на Свято-Троицком Измайловском соборе, построенном в Санкт-Петербурге по проекту архитектора В.П. Стасова в 1828-1835 годах. В Великую Отечественную войну собор сильно пострадал во время бомбежек и обстрелов блокадного Ленинграда.
В начале 1950-х годов были предприняты первые попытки его реставрации, восстановления только внешнего облика. Моя практика совпала с этим событием. Следующая практика проходила за Выборгом, в Карельской АССР (ныне это Ленинградская область), на границе с Финляндией. Коренное население после Советско-финской войны было выселено. Остались разоренные хутора. Нашей задачей было создание материальной базы для коллективного сельского хозяйства вместо фермерского. Строили коровники: заложили бутовые фундаменты и вели кирпичную кладку стен - так, как строили наши деды.
После четвертого курса - общестроительная практика на Московском вокзале в Ленинграде. Московский вокзал на Знаменской площади (ныне площадь Восстания) был построен в 1844-1851 годах по проекту архитектора К.А. Тона в русско-византийском стиле при строительстве первой в России Николаевской железной дороги Москва - Санкт-Петербург. Моя практика пришлась на реконструкцию вокзала по проекту института «Ленгипротранс». Авторы проекта - заслуженный строитель Латвийской ССР архитектор В.И. Кузнецов, архитекторы Л.П. Мачигина, В.П. Ципулин. Исполняя обязанности мастера-строителя, с поручениями прораба я справлялась, и меня оформили на временную работу. При моем непосредственном участии велись работы по возведению операционного зала, в частности, монтаж его перекрытия металлическими фермами с помощью лебедок в условиях действующего вокзала.
Участие в материальном воплощении проекта, не только собственного, для меня всегда было любимым, волнующим, увлекающим делом.
Преддипломная практика была в институте «Ленгипрогор». Меня оформили на работу. Я добросовестно трудилась полный рабочий день, выполняя чертежи архитектурных деталей по заданию руководителя отдела.
По закону после окончания института полагалось три года отработать по направлению, но возможность выбора места работы все-таки была. Из предложенного я выбрала г. Магадан. Представитель Магадана посмотрел на меня - худую, бледную после защиты диплома, и сказал: «Я вас не возьму, вы там помрете». И я решила ехать в древний город Владимир в строительный трест № 94. Казалось бы, и родной Горький рядом, но хотелось в проектную организацию, и стройка пугала. Студенческая практика и работа с полной ответственностью, в том числе и материальной, - не одно и то же. Я попыталась перераспределиться через Министерство высшего образования и мне предложили преподавать во Владимирском строительном техникуме. Я отказалась, считая, что сама еще мало знаю и не имею опыта. Осталась на стройке и за это всю жизнь благодарю судьбу.
Во Владимир приехала осенью 1954 года. На площади Свободы (ныне Соборная) в справочном киоске узнала адрес треста - «Всполье». Оказалось, это в недавнем прошлом окраина города, один из районов нового строительства. Жилые дома в большинстве своем были одноэтажные деревянные. Управление треста - в старом двухэтажном деревянном доме. Рядом располагалось хозяйство УНР-672 (одно из подразделений треста).
На работу меня принимал главный инженер треста, незабвенный Сергей Петрович Лимонов - крупнейший специалист в области строительства, воспитатель новых поколений строителей. Его добрая, гостеприимная семья, дочь Кира, архитектор по профессии, стали на всю жизнь близкими мне людьми.
Поселили меня на другом краю города (поселок ФУБРа), в неблагоустроенном до сей поры районе, в одном из многих деревянных бараков - рабочем общежитии с удобствами в общем коридоре. В комнате трое: я и две женщины-рабочие из Мордовии. На работу и обратно - пешком, напрямую по бездорожью, по грязи. Помню один 5-й маршрут автобуса, что-то вроде кольцевого, связывающий район общежития с центром города. Современные транспортные улицы города еще только строились. 1-я линия троллейбуса по центру города появилась в 1952 году. Через какое-то время нам с молодой специалисткой дали комнату в новом четырехэтажном доме в трехкомнатной квартире, ближе к месту работы, на Заводском бульваре.
В УНР-672 (отделочные и кровельные работы) я проработала с сентября 1954 по июль 1958 года мастером, прорабом, инженером производственно-технического отдела (ПТО). За этот короткий срок я приобрела много практических знаний и навыков, необходимых архитектору для претворения проекта в жизнь: умение обосновать и отстоять свою точку зрения, в том числе и стоимость строительства объекта, перед заказчиком; умение работать в коллективе, с исполнителями, особенно рабочими-строителями. Я познакомилась с реальной действительностью на стройках Владимира, а была она такова. В 1955 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР об устранении излишеств в архитектуре. В подвале жилого дома г. Владимира я видела свалку запоздавших с установкой на фасаде гипсовых «излишеств»: капителей, карнизов и т.п. (достойный пример послушания). Низкое качество строительных материалов - кирпича и всех других, скудный набор отделочных материалов: штукатурка, краска. Расценки на отделочные работы - несовместимые с требованиями к качеству работ. Особенный контингент рабочих: много бывших заключенных, не имевших права жить ближе 101 км от Москвы. В УНР-672 большинство рабочих - женщины невысокой квалификации, мужчины, как правило, - бригадиры. Мои отношения с рабочими и после с коллегами в проектной организации строились не на должностной основе, а на принципе сотрудничества людей, делающих общее дело.
Некоторые объекты этих лет, к которым я «приложила руку»: Дома Культуры ВХЗ (Молодежи), Дома Культуры ВТЗ (Городской), кирпичный завод в селе Добром, склады в поселке Юрьевец, здание машиностроительного техникума, павильон «Строительство» Областной промышленной и сельскохозяйственной выставки (Центральный парк культуры и отдыха г. Владимира).
В 1957 г. я вышла замуж. Мы с мужем ровесники. Тогда уже не юные, но по своим интересам материалистами, заботящимися об узколичных житейских выгодах, удобствах не были, легкой беззаботной жизнью не избалованы. Требовать чего-то от родителей не приходило в голову. Они сделали для нас все, что могли.
Продовольственное обеспечение во Владимире было тогда скудное и за продуктами для свадебного стола мы ездили в Москву на служебной машине С.П. Лимонова. Магазинов свадебных платьев, костюмов и аксессуаров не было, и Дворца бракосочетаний - тоже. Наш союз зарегистрировали 29 июня в городском бюро ЗАГС на улице Луначарского. В ныне несуществующем деревянном домике бывшей Ямской слободы (ныне пр. Ленина), где жила старшая сестра мужа с семьей, состоялась наша свадьба. Были родные, друзья, подруги. Было и свадебное путешествие - по ночной дороге на машине с С.П. Лимоновым. Кажется - малость, но это внимание с его стороны было так трогательно. В доме, построенном для строителей на ул. Кооперативной (ныне ул. Фейгина), трест № 94 дал нам однокомнатную квартиру.

На мою работу обратил внимание главный инженер областной конторы ««Облпроект»» Иван Иванович Гришин. Он по случаю увидел мои чертежи фасадов школы, спросил об образовании и сразу пригласил на работу. Так с осени 1958 года я начала трудиться архитектором, главным инженером проекта. С 1964 года - главный архитектор проекта, с 1969 года - главный архитектор мастерской.

С 1972 года - исполняющий обязанности руководителя архитектурно-планировочной мастерской, с 1984 года - ее начальник, с 1991 года - снова главный архитектор проекта. Никогда не стремилась в начальники, но так уж сложилось. Со временем менялись названия организации: «Облпроект», «Облгорпромсельпроект», с 1959 года - «Владпроект», с 1964 года - проектный институт «Владимиргражданпроект». Ныне - Головной проектный институт ГУП «Владимиргражданпроект». Менялись и адреса: здание бывших Присутственных мест на площади Свободы (Соборной), водонапорная башня на ул. Чайковского и, наконец, специальное здание на Октябрьском проспекте.
В 1992 году я была переведена в Главное управление архитектуры и градостроительства администрации области по приглашению начальника управления Евгения Георгиевича Бирюкова и с 1993 по 2004 год работала в Областном проектно-изыскательском архитектурно-планировочном бюро управления (с 1995 года - департамента) на должности начальника отдела, главного специалиста. Это было продолжение работы по градостроительству, связанное в основном с реализацией генеральных планов, проектов застройки отдельных территорий, строительством конкретных объектов в населенных пунктах области.

О работе в институте «Владимиргражданпроект» (34 года при 7-ми директорах) можно написать отдельную толстую книгу. Это моя вторая, после ЛИСИ, альма-матер, родная навсегда. Исключительно дружный, добрый, чуткий, самоотверженный, творческий коллектив и в работе, и в общественной жизни, состоящий преимущественно из женщин.
Моя творческая работа в качестве главного архитектора и автора проекта связана с Владимирской областью. Градостроительные проекты, в которых я принимала участие - генеральные планы, проекты охранных зон памятников истории и культуры, зон регулирования застройки, охраны ландшафта и культурного слоя, застройки центров и жилых районов - в городах Владимир, Ковров, Вязники, Александров, Судогда, Меленки, Лакинск, Собинка, поселках Боголюбово, Мстера, Юрьевец, Вербовский, на шести центральных усадьбах совхозов.
Успех в работе архитектора во многом зависит от заказчика, от его понимания места архитектурного объекта в застройке города, поселка.
Как положительные примеры хочу отметить две свои работы во Владимире: по реконструкции здания облисполкома (1965-1966) (ныне ул. Большая Московская, 62), а также по проектированию и строительству туристического комплекса «Клязьма» (1974). Гостиница «Клязьма» интересна отделкой интерьеров помещений общественной зоны, в частности, стены ресторана облицованы панелями, инкрустированными ценными породами дерева, выполненными по моему рисунку в натуральную величину на мебельной фабрике г. Владимира, декоративные решетки в интерьерах и ограждениях открытой террасы над вестибюлем гостиницы выполнены из металла тоже по моим чертежам. Добрая память заказчику - директору гостиницы В.А. Карташову за горячее, конкретное участие в осуществлении авторского замысла.
В 1975 году «за успешное завершение строительства туристического комплекса “Клязьма” и высокое качество строительно-монтажных работ» я была награждена почетной грамотой обкома КПСС, облисполкома и облсовпрофа и туристической путевкой в Польшу.
Моя работа была отмечена многочисленными грамотами и благодарностями. Кроме той, что за гостиницу «Клязьма», назову только некоторые. Благодарности: за высококачественную работу по микрорайонам 3 и 4 восточного района г. Владимира, получившую одобрение Госстроя РСФСР (1969), за активное участие в подготовке совещания по проблемам развития малых городов России (1987), почетная грамота Госстроя РСФСР за высокие производственные показатели по итогам 1985 года в 11-й пятилетке, активное участие в общественной работе (1986). Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена медалью «Ветеран труда». За многолетнюю добросовестную работу, образцовое выполнение трудовых обязанностей Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству награждена знаком «Почетный архитектор России». Кроме того, награждена орденом «Знак Почета».
Моя общественная работа с 1967 года связана с Владимирской организацией Союза архитекторов СССР и России, председателем которой я была с 1969 по 1979 годы, в настоящее время – член правления. Была делегатом V (1970), VI (1975), VII (1981) съездов Союза архитекторов СССР, гостем V съезда архитекторов России в 2000 году. На VI съезде была избрана членом правления Союза архитекторов СССР и работала до VII съезда.
Деятельность творческих союзов была и остается направленной главным образом на совершенствование профессионального мастерства своих членов и эстетическое воспитание населения. В качестве национальной секции наш Союз архитекторов входит в Международный союз архитекторов, участвует в международном общении, укреплении культурного сотрудничества. Свою деятельность Союз архитекторов осуществляет путем проведения пленумов правления, конференций, совещаний, специальных выставок, конкурсов. В СССР многие творческие мероприятия проводились в Домах творчества (в сочетании с отдыхом) и Домах архитектора. В г. Владимире Дом архитектора в 2006 году был грубо уничтожен федеральным собственником городского имущества. Для меня как одного из создателей Дома и участника борьбы за его сохранение во всех служебных и судебных инстанциях, его потеря остается душевной травмой.
Владимирская организация сотрудничает с другими творческими союзами; в недалеком прошлом она участвовала в работе областного и городского обществ охраны памятников истории и культуры, Владимирского Фонда культуры, общества «Знание». Члены Союза архитекторов читали лекции и проводили экскурсии для жителей и гостей города.
Работа в Союзе архитекторов дала мне возможность увидеть многие города России и некоторые зарубежные страны.
«Владимиргражданпроект»
Владимирское Региональное Отделение Союза Архитекторов России

Категория: Владимир | Добавил: Николай (17.11.2019)
Просмотров: 793 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru