Главная
Регистрация
Вход
Пятница
20.05.2022
00:13
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1470]
Суздаль [443]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [475]
Музеи Владимирской области [63]
Монастыри [7]
Судогда [12]
Собинка [138]
Юрьев [246]
Судогодский район [112]
Москва [42]
Петушки [166]
Гусь [186]
Вязники [336]
Камешково [113]
Ковров [421]
Гороховец [128]
Александров [280]
Переславль [115]
Кольчугино [97]
История [39]
Киржач [89]
Шуя [110]
Религия [5]
Иваново [66]
Селиваново [44]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [117]
Писатели и поэты [175]
Промышленность [121]
Учебные заведения [147]
Владимирская губерния [41]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [77]
Медицина [62]
Муромские поэты [6]
художники [48]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2153]
архитекторы [10]
краеведение [62]
Отечественная война [266]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [12]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [31]
Оргтруд [29]

Статистика

Онлайн всего: 29
Гостей: 28
Пользователей: 1
Николай
Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Шендеров Игорь Эфроимович

Шендеров Игорь Эфроимович

Шендеров Игорь Эфроимович (род. 01.01.1946) - заслуженный работник культуры РФ, руководитель народного коллектива «Академический хор» и фольклорного ансамбля «Жаворонки» Владимирского городского дворца культуры.


Шендеров Игорь Эфроимов

Шендеров Игорь Эфроимович родился 1 января 1946 г.
Сколько он себя помнит, столько видит в роли дирижера. Дворовая ребятня давала концерты шумового оркестра. Шестилетний Игорь - дирижировал. Родители и соседи умилялись и покупали за мелкую монетку “входной билет”. Желание создать свою инструментальную группу вспыхнуло в Игоре, когда учился в школе. И он создал - наверняка, первую, потому что такой моды и в помине еще не было.
Несмотря на явные музыкальные способности мальчика, родители не придавали этому особого значения. Двенадцатилетним подростком он только начал учиться музыке. Нет, не учиться - познавать музыку, которая в нем уже жила и звучала. Но надо было знать законы, а проще сказать - теорию. Если требовалось, он мог работать без устали.
В 1963 – 1966 гг. учился в отделении АМУМГК им. Чайковского: дирижёрско-хоровое.
С 1988 года Игорь Шендеров живет во Владимире.
В 1996 году Игорь ШЕНДЕРОВ отметил юбилей. Ему исполнилось пятьдесят.
1996 г. «Фольклорный ансамбль “Жавороночки” и камерный хор “Светоч” - два коллектива, которые Игорь растит последние пять лет, - в его биографии только фрагмент. Хоры, ансамбли - все это было в других городах, где ему пришлось жить. В большинстве случаев начинал с нуля, а коллективы существуют по сей день. Богато одаренный, Шейдеров мог бы стать артистом, певцом, музыкантом. И у него, уверена, получалось бы прекрасно все, за что ни взялся бы. Но на то он и дирижер от рождения, что не может гордиться успехом одиночки. Не просто одаренностью вызвано то, что Шендеров играет на всех музыкальных инструментах, овладевая незнакомым ему варганом или еще чем-то, если надо для своей Музыки. Другим можно чему-то научить только тогда, когда гораздо больше знаешь сам.
- Игорь, как случилось, что Вы пришли именно к исполнению духовной музыки? Это мода или что иное?..
- Нельзя сказать, что я к этому пришел. Это всегда было во мне. Вернее, я рано прикоснулся к этому жанру, еще учась в музыкальном училище при Московской консерватории (кстати, это училище окончил за три года, редкий случай). То, что я туда поступил, для всех было как гром среди ясного неба. С нулевой теоретической подготовкой! Но взяли... Мне посчастливилось учиться у многих выдающихся музыкантов - как по специальным предметам, так и по другим. Примечательно, что ряд преподавателей имели и свои творческие коллективы. Известный руководитель ансамбля им. Александрова Агафонников Игорь Германович был моим первым преподавателем сольфеджио. Через него началось знакомство с духовной музыкой, больше в теоретическом плане. Работал у нас хормейстер, который был хормейстером у Юрлова Александра Александровича - а Юрлов, если помните, в то время уже пел духовную музыку. И я считаю, что Юрлов - это мой учитель, хотя я учился и у других очень талантливых людей. Например, знаменитый Таланов Евгений Федорович, мальчик, который пел “Родина слышит, Родина знает...” Помните, конечно?
- Эта песня и исполнитель - штрих к той, далекой эпохе. Кто не помнит...
- Потом я учился в институте у очень талантливого человека - Вадима Судакова, хормейстера, который очень мне нравился как дирижер. Но “выкормышем” считаю себя все же Юрловским, потому что с 63-го года косвенно я с ним сталкивался, а с 66-го и в институте, он был завкафедрой. Я имел возможность бывать у Юрлова на репетициях. Духовную музыку Юрлов возил за рубеж, здесь она не исполнялась. Но так просто его не выпускали: в Большом зале консерватории собиралась комиссия, за закрытыми дверями, естественно. А мы поднимались наверх, в студию, и могли слушать этот концерт. Тайно, так сказать. После училища я закончил институт имени Гнесиных. Опять-таки пошел туда из-за Юрлова. Тогда там была самая сильная кафедра, а на ней - имена, имена, имена... Все люди - с коллективами, а не просто преподаватели. Такое трудно представить себе, обычно это учителя, теоретики. Но Юрлов был настолько велик, что он не боялся собрать такое созвездие имен, в отличие от других вузов, где каждый сначала подумает: а не беру ли я конкурента. Когда Юрлов умер - было ему всего 46 лет, - я узнал, как скромно и даже бедно жил этот великий мастер.
В юности в человеке очень много откладывается. И мы слушали настоящую Музыку. Я “варился” в этом во всем. Бывал на уроках Ростроповича, на уроках знаменитого трубача Тимофея Докшицера, у многих бывал на уроках и репетициях. Это самая настоящая школа. И я помню все...
- Сейчас Вы стараетесь им подражать?
- Нет, не подражаю. Знаю один свой недостаток, который может быть и достоинством: я никогда на репетициях не “долущиваю” произведение, на этом иногда и теряю. Но зато мой хор знает, что, когда начинается концерт, я начинаю творить. И они творят вместе со мной. Порой с ног на голову все ставишь - но хор понимает!
- Духовная музыка настолько многогранна, что напрашивается вопрос: можно ли ее познать? Как это происходит?
- Я беру произведение, не исходя из его сложности. Не боюсь взять произведение широко известное, что, к сожалению, на конкурсах часто не приветствуется. Меня не волнует, “запетое” это произведение или нет. Меня волнует, что заложено в слоге. Всю жизнь занимаюсь ведь и фольклором, в котором очень многое зависит от слов. Не зря говорят: петь - как говорить. А разве можно иначе.
- У Вас два коллектива, и такие разные. Не мешает ли одно направление другому?
- Это никак не может мешать! История одна, одни глубинные истоки. Существует в народной музыке такой жанр, как “духовный стих”, где отношение народа к религии выражено через слово. А здесь - Библия. Но ведь это одно и то же. Другое дело, что ты поешь в фольклоре, насколько используешь внешнюю атрибутику. Я всегда был уверен в том, что делаю. Иногда у меня просто не получается. Но не получается - это одно, а не готов - другое. В других городах у меня тоже были народные коллективы. На Украине остался хор, и он до сих пор существует, хотя я уехал оттуда в 76-м году. Он получил звание народного коллектива.
- А как насчет песен про партию - ведь на смотрах в те времена это входило в обязательную программу?
- Про партию, понимаете ли, я старался не петь. Хотя иногда за это и доставалось...
- Во Владимир Вы тоже привозили коллектив?
- Да, я приехал сюда на гастроли с норильским хором. Мы выступали во Владимире и по области. Совершенно случайно сложились эти гастроли. Мы написали в несколько городов, потому что хотелось организовать гастроли на материке. Так говорят на Севере.
- Уверена, очень многие Ваши поклонники поблагодарят судьбу за такое совпадение.
Откровенно говоря, официальный тон разговора - это юбилея ради, да из уважения к нашему журналу. Вообще - то с Игорем автора этих строк связывают (уже можно так сказать) годы дружбы. С первого момента, увидев этого красивого человека на сцене, я стала поклонницей его творчества. Побывала на гастролях с “Жавороночками” в Германии. Видела тот восторг, с которым уходили с концертов зрители, умеющие ценить музыку.
Горжусь, когда моего друга приглашают выступать на очень ответственные мероприятия, Мало кто знает, что именно хор “Светоч” не единожды пел в Успенском соборе, и, если бы того хотел Игорь, он мог бы полностью отдаться музыке, которая звучит только в церкви. Но это человек с огромнейшим диапазоном творчества. У него прекрасные планы, которые он и реализует. Нет дела, к которому Игорь подошел бы просто формально. Взять ту же историю с “Жавороночками”: обыкновенные девочки поступали в педагогический колледж. Он отобрал группу, в которой ни у одной ученицы не было музыкального образования. Он стал для них и педагогом, и старшим другом, и, может быть, даже отцом. Пять лет они вместе. Пять лет в жизни девчонок - большой путь от почти подросткового возраста до зрелой юности. Уже и свадьбы первые играют. Уже и проводили кого-то в профессиональный коллектив. А этот, словно для учебы созданный, продолжает жить, и уже там поют маленькие девочки, и если что-то не остановит развитие коллектива - он будет жить долгие годы.
Независимо от Мастера живут его произведения. Я говорю это и в прямом, и в переносном смысле. Пигмалион и Галатея - эта история вечная. Не так много людей, способных становиться Пигмалионами. Игорь Шейдеров - из них.
От талантливого человека люди привыкли брать много, не замечая того, сколько он делает добра. Талантливый человек не привык считаться ни со своими силами, ни со временем. Он, как правило, и на вознаграждение-то, достойное его дара, не рассчитывает. Я только представляю в фантазиях, сколько бы Шендеров создал, если бы его творчество приносило такие гонорары, как на Западе...» («Старый Владимирец», июнь 1996 год №2).
В 1958 г. при Доме культуры Владимирского тракторного завода был создан народный коллектив «Академический хор». Первым художественным руководителем хора, возглавлявшим коллектив на протяжении 47 лет, был Анатолий Островский. Певцы-любители выступали не только на городской и областной, но и на всероссийской сцене, исполняя лучшие произведения русской и советской классики. Принимали участие в фестивалях, выезжали на гастроли. Менялись времена и руководители Дворца культуры, который получил статус Городского ДК. С 2005 года хор возглавил лауреат всероссийских и международных конкурсов, известный руководитель коллективов хора «Светоч» и фольклорной группы «Жаворонки», заслуженный работник культуры РФ Игорь Шендеров.

С приходом во Дворец культуры новой команды во главе с директором Александром Загубним концерты академического хора получили современные звуковое и музыкальное оформление. В 2013 году состоялся юбилейный концерт народного коллектива «Академический хор». Режиссер Наталья Загубняя вместе с Игорем Шендеровым выстроили программу юбилейного концерта как красочное действо, достойное профессиональной сценической площадки, подключив к выступлениям хора солистов и другие коллективы ГДК… Апофеозом концерта стали «Ода «К радости» Бетховена и композиция «Как хорош этот мир» Армстронга. На сцену вместе с Академическим хором вышли хор театра-студии «Новая сцена», фольклорный ансамбль «Жаворонки» и вокальный ансамбль «Бэби-джаз». Хормейстер Игорь Шендеров умело объединил звучание голосов всех артистов, направляя особый посыл детям, одетым в костюмы ангелов, так что многим зрителям вспомнились слова композитора Танеева о вселенском масштабе «Оды «К радости», исполнения которой было бы достаточно для рассказа инопланетянам о Земле. Артистично дирижировавший и сам подключавшийся к хоровому пению, И. Шендеров «зажег» исполнителей и зал, с воодушевлением пропев на английском языке первые слова армстронговского хита. Зрители приветствовали юбиляров долгими аплодисментами и криками «Браво!» Заместитель главы администрации города Владимира Роман Власов и начальник управления культуры и туризма Алина Ведехина поздравили коллектив с замечательной датой и поблагодарили хор и его руководителей за интенсивную концертную деятельность. Коллектив выступает на городских праздниках, в вузах, школах и соцучреждениях. Все артисты хора получили почетные грамоты от горадминистрации и директора ГДК А. Загубнего. (см. «Как хорош этот мир»).

С 2006 года в Городском Дворце культуры существует интереснейший творческий союз – литературно-музыкальная гостиная «Зелёная лампа», бессменным руководителем которой является Заслуженный работник культуры РФ Игорь Шендеров. «Зеленая лампа» неизменно пользуется большим успехом у жителей города, ведь на таких вечерах-встречах можно не только насладиться исполнением знаменитых музыкальных произведений, но и обсудить актуальные вопросы мира искусства.
В 2011 году организован фольклорный ансамбль «Жаворонки» (ГДК).



Владимирская энциклопедия
Категория: Владимир | Добавил: Николай (28.02.2022)
Просмотров: 83 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2022
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru