Зоя Федорова родилась 21 декабря 1907 года в Петербурге, в семье рабочего-металлиста и домохозяйки.
В 1918 году семья переехала в Москву, где отцу Зои предложили работу начальника паспортной службы Кремля.
Зоя Федорова впервые увлеклась театром еще в средней школе и исправно посещала драмкружок. Однако отец не разделял ее театральных увлечений и считал, что профессия должна быть более основательной. По совету отца, после школы Зоя устроилась счетчицей в Госстрах.
В 1928 году Зоя Федорова поступила в театральное училище, которым руководил Юрий Завадский, а после его закрытия продолжила учебу в училище при московском Театре Революции, которое и закончила в 1934 году.
В 1928 году Зоя Федорова поступила в театральное училище, которым руководил Юрий Завадский, а после его закрытия продолжила учебу в училище при московском Театре Революции, которое и закончила в 1934 году.
В 1932 году, будучи студенткой, была приглашена сняться в эпизодической роли в фильме «Встречный» режиссера Сергея Юткевича (при монтаже эпизод с участием Зои Федоровой был впоследствии вырезан). Поэтому официальным дебютом актрисы в кино считается фильм «Гармонь» (1934).
В студенческие годы ее мужем был Л.С. Вейцлер (1906—1965), позже известный театральный актер, до конца жизни работавший в Театре Драмы и Комедии на Таганке.
В 1934 году она вышла замуж за кинооператора В. А. Раппопорта, брак с которым продлился до 1939 года. После расставания с Раппопортом встречалась с летчиком Иваном Клещевым, который погиб в 1942 году.
Всесоюзная популярность к Зое Федоровой пришла в 1936 году после исполнения одной из главных ролей в фильме «Подруги». Даже арест отца в 1938 году по сфабрикованному обвинению не смог повредить блестящей карьере актрисы: она продолжала играть главные роли в фильмах.
Зоя Федорова в фильме «Станица Дальняя» (1939)
«Приезд кино-актрисы Зои Федоровой В ближайшие дни, для встречи с владимирскими зрителями, в кино-театр «Художественный» приезжает известная кино-актриса, лауреат Сталинской премии, орденоносец Зоя Федорова. Наш зритель знает ее по многим фильмам, прошедшим на экранах наших кино: «Подруги», «Ночь в сентябре», «Шахтеры», «Великий гражданин», «Музыкальная история» и другие. С 21 июня в кинотеатре «Художественный» выпускается новый художественный звуковой фильм «Фронтовые подруги», где Зоя Федорова тоже исполняет главную роль. Директор кинотеатра Смирнов» (газета «Призыв» 15 июня 1941).
В 1945 году Федорова познакомилась с американским дипломатом Джексоном Тейтом, от которого 13 января 1946 года родила дочь Викторию (Тейт к тому времени уже покинул СССР). Пытаясь скрыть факт рождения ребенка от иностранца, актриса спешно вышла замуж за композитора Александра Рязанова, с оркестром которого выступала в начале 1940-х годов.
Однако 27 декабря 1946 года Зоя Федорова была арестована и, после предварительного заключения на Лубянке и Лефортовской тюрьме, приговорена за «шпионаж» к 25 годам лагерей усиленного режима (с заменой на заключение во "Владимирском централе", где она какое-то время сидела в одной камере с певицей Лидией Руслановой), конфискации имущества и ссылке для всей семьи. На карточке заключенной Федоровой было отмечено «террористка». Русланова и Федорова находились в режимном корпусе № 2, в котором размещалась медицинская часть. Из воспоминаний ветерана учреждения Варвары Ивановны Лариной: «Находясь в одной камере, они часто ругались, при этом, когда Русланова освобождалась, она часть своих вещей передала Федоровой».
Сестра Зои Федоровой Александра была приговорена к пожизненной ссылке с детьми; сестра Мария — к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с отбыванием срока на кирпичном заводе в Воркуте (умерла до окончания срока в 1952 году). С 1947 года ее дочь Виктория Федорова жила в ссылке в селе Полудино на севере Казахстана вместе c тетей Александрой и ее детьми Ниной и Юрой.
После смерти Сталина Зоя Федорова, как и многие другие осужденные по политическим статьям, вышла на свободу (1955). 23 февраля 1955 года воссоединилась с дочерью Викторией и вскоре вернулась в кино.
В июле 1953 года дело Руслановой было пересмотрено, на свободу она вышла в августе 1953 года. После освобождения из тюрьмы Лидия Русланова дала концерт во Владимире в гарнизонном Доме офицеров, билеты было достать трудно, многие сотрудники тюрьмы и управления на этом концерте были. Среди ветеранов Владимирской тюрьмы бытует такая байка, что на тот концерт она приезжала вместе с Зоей Федоровой. Та по дороге из Москвы во Владимир уснула в машине, и Лидия Русланова решила над ней подшутить. Вместо Дома офицеров она попросила шофера подъехать к централу и возле тюремных ворот громко объявила спящей Зое Федоровой: «С вещами на выход». Та, увидев ворота централа, ничего не поняв спросонья, схватив сумки, бросилась к выходу. То, что это розыгрыш, она поняла не сразу. На Русланову за это была очень обижена.
В 1960-е и 1970-е годы она продолжала много сниматься, преимущественно в небольших характерных ролях.
В 1968 году актриса встретилась с владимирцами в Доме культуры тракторного завода и в Доме культуры химического завода на заключительное занятие университета киноискусства.
«На сцене и в жизни - Дорогие друзья! Наконец-то я с вами встретилась. С такими словами заслуженная артистка РСФСР Зоя Алексеевна Федорова обратилась к любителям кино, собравшимся недавно в зале Дома культуры химического завода на заключительное занятие университета киноискусства. Не боясь преувеличений, можно сказать, что Зоя Федорова - одна из наиболее популярных киноактрис. Это было видно по сердечной атмосфере, царившей в зале. Едва актриса появилась на сцене перед большим экраном, служившим своеобразным оформлением ее выступления, как несколько женщин и маленькая девочка преподнесли ей скромные и трогательные букетики ландышей. И эти «неофициальные» цветы подчеркнули простоту взаимоотношений актрисы и зрителя. Зоя Федорова говорила о сложной специфике работы актера кино. Если актер в театре каждую секунду своего пребывания на сцене ощущает зрителя, его отношение, его реакцию, то актер кино лишен этого. И, конечно, раз и навсегда созданный на экране образ актер в кино изменить не в силах, как бы он этого ни хотел. Возвращаясь к началу своего творческого пути в кино, Федорова напомнила зрителям о своих первых картинах и предложила посмотреть несколько фрагментов из них. С экрана глянуло на нас словно умытое дождями восемнадцати лет простое милое лицо юной актрисы. Уже тогда была видна ее непосредственность, правдивость. И были видны поиски актрисы в разных ролях. Зрители увидели девчонку с питерских окраин в «Подругах» и жеманную перезрелую девицу в чеховской «Свадьбе».
Зоя Федорова среди слушателей университета. Фото В. Королева
Остается сожалеть о том, что недостаток времени Зоя Федорова среди слушателей университета не позволил показать фрагменты из таких кинофильмов, как «Встречный» и особенно «Великий гражданин», в котором Федорова создала яркий социально-значимый образ комсомолки Нади. Зрители любят рассказы об актерской работе. А работа актера кино - это и до сих пор еще нечто загадочное, полное тайн. Зоя Федорова рассказала несколько эпизодов из своей большой актерской жизни. В них было и много смешного, но и много такого, что говорит об актерской профессии как об очень сложном и тяжелом труде. Вот Федорова вспоминает съемку эпизода из кинофильма «Поэт», в котором она играла роль матери. Очень требовательный к актерам режиссер Б. Барнет (один из старейших советских кинорежиссеров) заставлял актрису добиваться подлинного проникновения в образ матери. И, как результат, это должно было вылиться в подлинные, «свои» слезы на экране. Федорова приоткрывает дверь в свою профессиональную лабораторию, рассказывает, как ей удавалось зажить теми же чувствами, которыми живет ее героиня. И зрители тут же видят эти кадры на экране - страдальческие глаза матери и слезы, слезы, непрерывно бегущие по лицу. Но актеры - это маги и чудесники. Только что они заставляли нас плакать, как тотчас способны рассмешить; Молоденькая, прелестная Клавочка из «Музыкальной истории». Федорова вспоминает о прекрасных партнерах по этой картине - народном артисте СССР С.Я. Лемешеве и популярнейшем артисте кино Э.П. Гарине. На первый взгляд, Зоя Федорова актриса характерная, любит сочные краски, комедию. Все это правда. Но встречаются такие роли в ее биографии, что смотришь актрису в них и чувствуешь, что она способна на что-то иное, почти трагическое. Марфа из «Ночного патруля». Свинцовые глаза на каменном лице матерой рецидивистки. И рвущая душу «блатная» песня, и такой выплеск чувств, что... мороз по коже. Диапазон Федоровой велик. Неожиданно интеллигентная мягкая Татьяна Ивановна во «Взрослых детях». И в этом же году - неугомонная, болтливая и вреднющая Домна из кинофильма «Сердце не прощает». Последний фильм, в котором снималась З. Федорова, - «Свадьба в Малиновке» - получил премию на недавно проходившем в Ленинграде Всесоюзном кинофестивале. Зоя Алексеевна была на нем и с удовольствием вспоминает об этом. Зрители, насладившиеся интересными фрагментами с участием любимой актрисы, были несказанно рады увидеть ее в эстрадном монологе родительницы, предъявляющей целый ряд претензий школе по поводу воспитания ее сына. Реакция зрительного зала была очень бурной. Актриса тепло простилась со своими владимирскими друзьями, поблагодарив за честь вести заключительное заседание университета киноискусства. Мне посчастливилось встретиться с Зоей Федоровой после ее выступления. Она, правда, немного устала - ведь днем состоялась такая же встреча со зрителями в ДК ВТЗ. Но Федорова очень простой человек. В комнату, где она сидела, набилось много народу. Тут были представители кинопроката, зрители, работники Дома культуры. Все они просили Зою Федорову приезжать еще. - Я с удовольствием приеду. Очень люблю владимирскую публику. Всегда необыкновенно тепло меня принимает. Я ведь не первый раз у вас. Была однажды занята в большом празднике искусств на стадионе. Не успеваю задать вопрос, как Федорова опережает его: «Вас, конечно, интересуют творческие планы актрисы Федоровой. К сожалению, пока ничего не могу сказать, в кино сейчас нигде не снимаюсь». Чувствуется, ей неприятно и неловко это говорить. И присутствующие были смущены - как же так: такая чудесная актриса, с такой популярностью - и нигде не снимается. - Давайте отложим этот разговор, - предлагает Федорова. Признаться, хотелось бы задать Зое Алексеевне несколько подготовленных вопросов, но не хочется быть назойливой. Спрашиваю: - Зоя Алексеевна, не пересекутся ли ваши актерские пути с дочерью Викой, которую зрители тоже успели полюбить? Не предполагают ли вас снимать в одном фильме? Ответ краток: «Это в мечтах». Тем не менее, мы уверены, что для Зои Федоровой будет написано еще много ролей. Хороших и разных. И зрители Владимира порадуются за любимую актрису.
Якобсон М.» («Призыв», 1968 г. 14 июня).
В 1976 году актрисе разрешили побывать в США, где она снова встретилась с Джексоном Тейтом. После смерти Тейта в 1978 году еще дважды приезжала в США к дочери (эмигрировавшей в 1975 году), а затем начала собирать документы для выезда туда на постоянное место жительства.
11 декабря 1981 года после 14:00 Зоя Федорова была убита выстрелом в затылок из немецкого пистолета Sauer в своей трехкомнатной квартире № 243 дома 4/2 по Кутузовскому проспекту. Убийство до сих пор не раскрыто, следствием прорабатывалась связь Федоровой с так называемой «бриллиантовой мафией».
Похоронена Зоя Алексеевна на Ваганьковском кладбище.
Снималась в фильмах:
1932 — Встречный — жена Чуточкина (роль выпала при монтаже)
1934 — Гармонь — Марусенька
1935 — Летчики — медсестра
1935 — Подруги — Зоя
1936 — Женитьба — Дуняша
1937 — Шахтеры — Галка, шахтерка
1937 — Большие крылья (запрещен)
1937 — На границе — Варвара Корнеевна Власова, дочь Степаниды
1937—1939 — Великий гражданин — Надя Колесникова
1938 — Огненные годы
1938 — Человек с ружьем — Катя Шадрина
1939 — Ночь в сентябре
1939 — Станица Дальняя — Дарья Михайловна Горкунова
1940 — Музыкальная история — Клава Белкина, диспетчер автопарка
1940 — Шестьдесят дней
1940 — На путях
1941 — Патриотка
1941 — Фронтовые подруги — Наташа
1944 — Иван Никулин — русский матрос — Маруся Крюкова
1944 — Свадьба — невеста Даша
1956 — Своими руками
1956 — Медовый месяц — Лизавета Федоровна, повариха
1956 — Девочка и крокодил — Надежда Федотовна
1957 — Поэт — мать поэта Тарасова
1957 — Ленинградская симфония
1957 — Девушка без адреса — Комаринская
1957 — Ночной патруль — Марфа Потаповна, жена Нежука
1957 — Борец и клоун — одесситка
1958 — Дело «Пестрых» — мать Игоря Пересветова
1958 — Жених с того света — главврач
1958 — Дружок — тетя Наташа
1959 — В нашем городе
1959 — Я Вам пишу
1961 — Сердце не прощает — Домна Егоровна
1961 — Взрослые дети — Королева
1961 — Алые паруса — гувернантка
1962 — Шестнадцатая весна
1963 — Слепая птица — женщина с кошелкой
1963 — Пропало лето — тетя Даша
1963 — Мамочка и два трутня — мамочка
1963 — Это случилось в милиции — Екатерина Ивановна, секретарь
1963 — Знакомый адрес
1964 — Хотите — верьте, хотите — нет… — бабушка Миши Сазонова
1964 — Сказка о потерянном времени — гардеробщица
1964 — Ракеты не должны взлететь — фрау Кестлер
1965 — Иностранка — Евдокия Михайловна, двоюродная сестра профессора
1965 — Спящий лев — Маня, жена Телегина
1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика — тетя Зоя, соседка Лиды
1965 — Стряпуха — глава жуликов на рынке
1965 — Пущик едет в Прагу — тетка Фекла
1965 — Зеленый огонек — заведующая салоном новобрачных
1965 — Скверный анекдот — мать Пселдонимова
1965 — Дайте жалобную книгу — Екатерина Ивановна, дворник
1965 — От семи до двенадцати — бабушка Алика
1966 — Формула радуги — тетя Шура
1967 — Свадьба в Малиновке — Горпина Дормидонтовна
1968 — Улыбнись соседу
1970 — Меж высоких хлебов — Мотря, продавщица
1970 — Внимание, черепаха! — учительница пения
1971 — Шельменко-денщик — Фенна Степановна
1971 — Русское поле — Матрена Дивеевна
1971 — За рекой — граница
1971 — Алло, Варшава! — администратор гостиницы
1972 — Вот моя деревня — тетя Глаша, уборщица в школе
1973 — По собственному желанию — тетя Надя, вахтер
1973 — Кортик — бабушка Миши
1973 — Капля в море — Анна Григорьевна, директор школы
1974 — Врача вызывали? — Мария Иосифовна
1974 — Гнев — дама
1974 — Происшествие
1975 — Автомобиль, скрипка и собака Клякса — Мария Федоровна
1978 — Живите в радости — бабка Анисья, жена Афони
1979 — Москва слезам не верит — тетя Паша, вахтерша
1980 — Утренний обход — Егорова
Награды и премии:
- Сталинская премия второй степени (1941) — за исполнение роли Клавы в фильме «Музыкальная история» (1940)
- Сталинская премия второй степени (1942) — за исполнение роли Наташи в фильме «Фронтовые подруги» (1941)
- Заслуженная артистка РСФСР (26 ноября 1965 года) — за заслуги в области советского киноискусства
- орден Трудового Красного Знамени (01.02.1939) — за исполнение роли Варвары Корнеевны Власовой в фильме «На границе» (1938)
- медали.
Источники:
Зоя Федорова [Электронный ресурс] // Кино-театр.ру - портал о кино и театре: [сайт]. – М., 2018. – URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/sov/4479/bio/ (11.07.2018)
Якобсон М. На экране и в жизни / М. Якобсон // Призыв. – 1968. – 14 июня. – С. 2.
Уроженцы и деятели Владимирской губернии