В XIX столетии продажа церковных свеч явилась одним из важнейших источников церковных доходов. Но начало такой организации торговли церковными свечами положено было еще раньше. Первые шаги в этом направлении сделаны были преобразователем Россия Петром Beликим. В 1721 году по его распоряжению учинено было всенародное объявление, чтобы «при коейждо церкви един был для продажи свеч приставник, понеже мнози бывают при церквах продающии тыя с получением не церкви, но себе прибытка, который не иному кому, но церковному имению приобщатися должен». Передав продажу церковных свеч в руки особо назначенных для этой цели лиц — церковных старост, Петр Великий доходам, получаемым от такой продажи, предполагал дать особое, специальное назначение. «А понеже церковная имения, говорилось в указе, нищих имения суть, того ради из оных от продажи свеч определенною от церкви персоною получаемых денег построить везде при церквах богадельня пребывания ради нищенствующих больных, которых тамо и кормить по пропорции коеяждо церкви доходов». В силу означенного указа частным лицам объявлено было распоряжение, чтобы впредь они церковных свеч не продавали и в купечестве не содержали. Распоряжение Петра Великого о торговле церковными свечами и употреблении свечных сумм на благотворительные цели прививалось не без труда и противодействия. В 1723 году Св. Синод признал нужным напомнить о нем вторично. По словам синодального указа, свечи, несмотря на Высочайшее распоряжение, «продавались по прежним обыкновениям как при церквах, так и по улицам суеверных невежд ношением и безстудным к народу восклицанием». Св. Синод предписал таковых продавцов ловить и приводить к духовным управителям. С 1748 года деньги, выручаемые от свечных операций, получают несколько иное назначение. Указом от 23 Июня 1748 года «гошпитальныя и от продажи церковных свеч получаемыя деньги, собранные в прошедших годах и ныне собираемыя в церквах, употребить и впредь употреблять на самонужнейшия церковныя строения, т. е. на покупки и починки всякой утвари церковной и на покупку из церковных треб». В случае остатка, за удовлетворением церковных нужд, повелевалось остаток этот употребить на нищенствующих,— таких, кои сами себе питомства промыслить не могут. Распоряжение 1748 года осталось действующим до времени духовно-учебной реформы 1808 г. С его изданием продажа церковных свеч мало-по-малу начинает переходить в частные руки. В таможенном уставе 1755 г. к числу мелочных товаров, которыми дозволено было торговать крестьянам, отнесены, между прочим, и восковые свечи. Изменение практики, настойчиво предписанной волею Петра Великого, естественно повлияло на понижение церковных доходов и вызвало целый ряд жалоб со стороны духовенства. С одной из таких жалоб пришлось считаться и Владимирской светской власти в 1788 году. В марте месяце 1788 г. свечепродавец Спасо-Евфимиева монастыря диакон Григорий Петров вошел с доношением к архимандриту монастыря Гервасию. В доношении он жаловался на убытки, которые несет монастырь в свечной торговле. Воск, покупаемый на свечи, по eго словам, возвысился до 16 руб. за пуд, а между тем торговля церковными свечами идет очень слабо, так как народ по праздникам приносит свечи, покупаемые в лавках, вследствие чего продажа в монастыре производится с крайним убытком. Диакон ходатайствовал об истребовании запрещения Суздальскому купечеству торговать церковными свечами, дабы тем отвратить подрыв и обиду, испытываемую монастырями и церквами. Архимандрит Гервасий, получив доклад диакона, снесся с консисторией. Консистория обратилась с жалобой во Владимирское наместническое правление и просила запретить Суздальским купцам незаконную торговлю. Так как жалоба касалась купцов не одного города Суздаля, а всех городов наместничества, то наместническое правление предписало губернскому магистрату обсудить это дело, касающееся привилегий купеческих, в общем присутствии обоих департаментов при депутате с духовной стороны. При обсуждении дела магистрату повелевалось принять во внимание не одни только указы, на которые ссылается консистория, но и Всемилостивейше пожалованные городам и купечеству выгоды и привилегии. Но все это сделано было не скоро. В магистрате не оказалось прежде всего указов 1721, 1723 и 1748 года. А когда указы присланы были из Суздальской консистории, началась длинная переписка относительно духовного депутата. 8 января 1790 г. состоялось наконец общее присутствие губернского магистрата при депутате с духовной стороны священнике Владимирского Успенского монастыря Иване Матвееве. Магистрат прочитал присланные из консистории указы, однако мнением своим поломил, что «воспретить купечеству как в содержании в лавках восковых свеч, так и в продаже оных никак не может, так как Всемилостивейше пожалованными городам и купечеству выгодами и преимуществами. изображенными в городовом положении, не только дозволяется, но и поощряется производить мелочной торг по городу и по уезду, продавать мелочной товар в городе и округе,- а свечную в лавках продажу общее присутствие и почитает за мелочной торг». Что же касается до указов 1721, 1723 и 1748 гг., то в них, по толкованию магистрата, «сделано запрещение только в ношении тех свеч при церквах и по улицам с безстудным к народу восклицанием на веках, а не в лавках». Депутат с духовной стороны священник Иван Матвеев с мнением магистрата не согласился в виду того, что, «хотя по городскому положению и дозволено купцам третьей гильдии торговать всяким мелочным товаром, но упомянутыя в сем определении свечи указами из купеческого торга исключены, а предоставлены продавать от лица церквей».
Мнение духовного депутата не было признано основательным, и магистрат определил: «хотя с духовной стороны священник Иван Матвеев с мнением сего общего присутствия и не соглашается, но сие присутствие остается на своем положении». Суздальские купцы после этого продолжали по-прежнему торговать церковными свечами.