Род Бурмейстеров насчитывал несколько веков. Известно, что в период правления Ивана Грозного в 1570 под Ревелем в русском лагере умер канцлер герцога Магнуса Голштинского - Конрад Бурмейстер, немец по происхождению. Прадед Владимира - врач, швед по национальности, был приглашен в Петербург в первой половине XIX в. Дед Владимира Павловича учился в Академии художеств.
Отец Владимира был потомственным дворянином Петербургской губернии, служил земским начальником 4-го участка Городокского уезда Витебской губернии. Мать - урожденная Чайковская, была дочерью двоюродного брата композитора П.И. Чайковского.
Бурмейстер Владимир Павлович родился 2(15) июля 1904 г. в г. Витебске.
Позднее семья Бурмейстеров переехала в г. Владимир. П.В. Бурмейстер имел чин статского советника, служил во Владимирском земстве. Семья поселилась в доме № 1 в Протасьевском переулке (ныне ул. им. Семашко, 1). Владимир учился во Владимирской мужской гимназии.
Улица Семашко, д. 1
После Октябрьской революции 1917 года семья переехала в Москву, где Владимир окончил уже советскую школу.
Бурмейстер Владимир Павлович
В 1925-1929 гг. он учился в Московском театральном техникуме им. А.В. Луначарского. В 1927-1930 гг. работал в балетном коллективе «Драматический балет» под руководством Н.С. Греминой, где проявил себя талантливым исполнителем эстрадных танцев. В 1930 г. стал солистом труппы «Московский художественный балет» под руководством
B.В. Кригер, которая с 1933 г. временно, а с 1939 г. постоянно входила в состав коллектива Музыкального театра им. В.И. Немировича-Данченко (с 1941 г. - Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко). На сцене этого театра Б. с большим успехом исполнял разнообразные по своему характеру роли: Никез («Соперницы»), Ли Шанфу («Красный мак»), Кум («Ночь перед Рождеством»), Алеко («Цыганы»), Нурали («Бахчисарайский фонтан») и другие. Танец Б. отличался точным сценическим рисунком, образностью, тщательной разработкой деталей.
В театральный сезон 1931-1932 гг. Б. дебютировал как балетмейстер - поставил балет «Корсар» («Московский художественный балет»). В 1938 г. поставил балет «Ночь перед Рождеством». В том же году поставил танцы в оперетте «Прекрасная Елена», в 1940 г. - в оперетте «Перикола» (Музыкальный театр им. В.И. Немировича-Данченко). Он ставил танцы и в спектаклях других московских театров.
В 1941-1960 гг. и в 1963-1971 гг. Б. - главный балетмейстер Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Эти годы историки балета называли «эпохой Бурмейстера». За это время им были поставлены спектакли: «Виндзорские проказницы» (1942), «Лола» (1943), «Шехерезада» (1944), «Эсмеральда» (1950), «Жанна д’Арк» (1957), «Красные дьяволята» (1967), «Белеет парус одинокий» (1970), «Апассионата» (1970) и другие.
Всего им было создано 19 оригинальных балетов.
Для балетмейстерской деятельности Б. были характерны богатство фантазии, умение органически соединять в спектакле танцевальные и пантомимные сцены, классические и народно-характерные танцы. Он воспитал уникальную балетную труппу. Его идеалом был танцующий актер, сочетающий танцевальное мастерство с театральным раскрытием характера своего персонажа.
В начале 1960-х гг. Б. работал за границей. В Париже он стал первым советским хореографом, работавшим с прославленной французской балетной труппой. В 1960 г. в парижском театре «Гранд-опера» он поставил балет «Лебединое озеро» на музыку П.И. Чайковского, в 1962 г. - одноактный балет «Вариации» на музыку Ж. Бизе.
Во время пребывания в Париже Б. получил приглашение от труппы «Лондон фестивал балле» поставить еще один спектакль на музыку П.И. Чайковского. Так появилась знаменитая «Снегурочка», премьера которой прошла в 1961 г. в Лондоне, а в 1963 г. - в Москве.
Последним балетом, который поставил Б., была «Апассионата» на музыку Л. ван Бетховена.
Владимир Павлович Бурмейстер умер 5 марта 1971 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.
Семья:
Жена — А.Э. Крупенина, балерина, танцевала в коллективе Касьяна Голейзовского и Московском музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко;
Падчерица — Виктория Лепко.
Награды и звания:
Заслуженный артист РСФСР (1947);
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1954) ;
Народный артист РСФСР (1965);
Народный артист СССР (1970);
Сталинская премия второй степени (1946) — за постановки балетных спектаклей «Лола» С.Н. Василенко (1943) и «Шехерезада» Н.А. Римского-Корсакова (1944);
Орден «Знак Почета» (1947);
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
Медаль «В память 800-летия Москвы».
«Недавно по Центральному телевидению был снова показан, ставший уже хорошо известным и любимым зрителями, балет «Штраусиана». Но как же было не вспомнить, что этот прекрасный спектакль родился в сорок первом, и в один из октябрьских дней этого грозного года, когда враг бешено рвался к родной столице, впервые был показан на сцене Московского музыкального театра. Этот балет прочно вошел в репертуар театра и до сих пор радует зрителя. Создателем этого балета был выдающийся советский хореограф и балетмейстер, народный артист СССР, лауреат Государственной премии Владимир Павлович Бурмейстер, имя которого широко известно не только нашей стране, но и за ее рубежами.
Владимирцам небезынтересно узнать, что В.П. Бурмейстер частью своей жизни был связан с нашим городом.
В десятых и начале двадцатых годов семья Бурмейстеров жила во Владимире. И сейчас сохранился их домик на улице Семашко под № 1. Отец был служащим одного из губернских учреждений, дети учились в местных гимназиях.
Володя был младшим в семье, и старожилы нашего города прекрасно помнят этого, выделявшегося своей привлекательной внешностью, юношу, еще с детства начавшего увлекаться искусством танца.
Казалось, что самой природой он был создан для балета.
И действительно, окончив среднюю школу во Владимире, он, верный своему призванию, едет в Москву, поступает там в балетную студию и одновременно становится артистом передвижного театра. А затем следует уже основательная профессиональная подготовка в театральном техникуме имени А.В. Луначарского. И вот он становится артистом Московского художественного балета. Тогдашний руководитель этого известного коллектива Викторина Кригер так отзывалась о молодом Бурмейстере: «Он пришел в наш коллектив уже сформировавшимся артистом. Прекрасный характерный танцовщик, наделенный редкой музыкальностью, пластичностью и сценическим обаянием, он сразу же завоевал наши симпатии. Он поражал нас удивительной отточенностью каждого движения, благородством формы, выявлением мельчайших музыкальных нюансов». Много прекрасных ответственных партий исполнил Бурмейстер в балетных постановках этого коллектива не только в столице, но и во многих уголках нашей Родины.
Наряду с актерской деятельностью началась проба его сил и в режиссерской работе. Первой самостоятельной постановкой был балет «Корсар». Затем последовали «Соперницы», встретившие большой отклик общественности и привлекшие пристальное внимание выдающегося режиссера-реформатора В.И. Немировича-Данченко, пригласившего Бурмейстера в свой музыкальный театр.
В дальнейшем Бурмейстер становится художественным руководителем балетной труппы этого театра.
Характеризуя творческую деятельность Бурмейстера, его биографы отмечают широту балетмейстерского диапазона художника. Здесь и зажигательная в своем темпе «Штраусиана», и блестящая хореографическая комедия «Виндзорские проказницы», а рядом - героический, полный драматизма балет из истории Испании - «Лола».
Около двадцати балетных спектаклей был и созданы Бурмейстером, не считая его отдельных балетных номеров к оперным и другим театральным постановкам, и все они заслуживали высокой оценки.
Но лучшими из них считаются «Лебединое озеро» и «Снегурочка». Постановка «Лебединого озера» получила у Бурмейстера свое оригинальное решение и, как известно, завоевала горячие симпатии советских зрителей и была с восхищением принята и публикой во Франции, когда в 1960 году он показал эту свою постановку в Париже.
Поставленный на музыку из произведений П.И. Чайковского балет «Снегурочка» также был крупной победой Бурмейстера. Эта дивная сказка, выраженная в танце, слившемся воедино с неповторимой музыкой великого композитора, стала одним из любимейших спектаклей у зрителей.
Владимира Павловича Бурмейстера теперь уже нет в живых. Он умер в 1971 году, когда ему было 67 лет. Но живут и радуют людей его замечательные творения.
Имя Бурмейстера безусловно останется и в памяти нашего Владимира, бывшего ему очень близким и родным, города, где прошли его школьные годы - годы детства и ранней юности». Б.Г. Гиляревский. «Призыв» 9 октября 1977 г.Уроженцы и деятели Владимирской губернии Владимирская губерния.