А нынче, числясь в ветеранах, Штурмуя космос лишь во сне, Я вспоминаю степь в тюльпанах И рокот грозный в вышине. А.А. Корешков.
Никогда служба на Байконуре не была легка. Мы, ветераны Байконура, проживающие во Владимире, надеемся, что драгоценное наследие ветеранов, офицеров-испытателей будет сохранено и преумножено. Годы берут свое, многие по болезни, возрасту ушли из жизни, но оставшиеся продолжают трудиться на предприятиях и в организациях г. Владимира, Владимирской области и других городов России, а также активно участвуют в ветеранском движении, пропаганде достижений в космосе и в военно-патриотическом воспитании молодого поколения России. Многие из ветеранов выступают в школах, лицеях, училищах. Особенно необходимо выделить: Корешкова А.А. - неутомимого труженика пропаганды достижений космоса. Сейчас готова к печати его новая книга «Испытатели»; Суворова В.В. - участника Великой Отечественной войны, заслуженного работника культуры, члена Союза журналистов России; Мохова П.И.- участника Великой Отечественной войны, служившего на Байконуре с 1957 по 1970 гг. Активно участвуют в пропаганде достижений космонавтики Зуев А.П., Баркар С.А., Курносов И.И. и другие. Федоров В.В. (учитель, г. Вязники) - разработчик программы запуска и использования научно-образовательного микроспутника. Есть в наших рядах и свой поэт, музыкант Вячеслав Кочнев (учитель, г. Кольчугино), им написано более 10 маршей, посвященных городу, затерянному в бескрайней степи, продуваемому насквозь ветрами - «Солдатский Байконур», «Славный наш Байконур», «Мне снится небо Байконура» и другие. Мы, ветераны, обращаемся ко всем, у кого чуткое, верное и надежное сердце: «Помните о священной земле Байконура, на которой стоит славный город первооткрывателей космоса». Считаем, что ветераны Байконура по-прежнему в боевом строю, настоящие патриоты России! М.А. Яшуков, председатель Владимирской организации ветеранов космодрома Байконур.
АНАТОЛИЙ КОРЕШКОВ
«На космодром Байконур я прибыл в феврале 1957-го, когда уже начался монтаж главной системы запуска. Самое первое впечатление - это погода. Меня, тогда еще молодого курсанта, она поразила. Мороз был крепчайший, степь, ветер, а на мне только шинелька... Железной дороги до стартовой площадки на тот момент еще не было, нас возили на грузовиках с жесткими сиденьями, поначалу даже без тентов. И вот представьте: по этому морозу каждый день ездили мы на работу. Ощущения непередаваемые. Потом высокое руководство представило, чем могут закончиться такие вояжи, и нам наконец-то выдали летное обмундирование и валенки. И вот уже в таком обличии до самой весны мы ездили на работу «покорять космос». В валенках! Весной монтажный корпус был уже готов, начала прибывать испытательная аппаратура для наших систем. Я на тот момент занимался системой радиоуправления. Примерно через месяц поступила испытательная станция для проведения расчетов и работ на ракете. Мы все принимали участие в ее монтаже. Так что, можно сказать, работу на Байконуре я начинал с самых азов. В то время, кстати, он еще не был космодромом. Это был обычный военный полигон с кодовым названием «Тайга» для секретности. Первое ощущение грандиозности всего происходящего появилось, когда в первый раз увидел уже собранную ракету Впечатление, конечно, незабываемое. Такой масштаб! Дух захватывало. И первое, что пришло в голову тогда: как может такая махина в принципе подняться в воздух?! А потом начались тяжелые инженерные будни. Испытания шли долго, со скрипом. Организация поначалу была, мягко говоря, не на уровне, техника была слабой. То и дело какие-то неисправности, агрегаты выходили из строя. Мы такие ситуации называли «бобы». У нас даже специфический термин появился «ловить бобы». То есть выявлять неисправности, недочеты. В итоге технику смонтировали, и где-то к маю пришла ракета. С ней тоже возились долго - порядка месяца, а может, и больше. Ведь тогда не было ни инструкций никаких, ни графиков. Все происходило на каком-то интуитивном уровне. Каждое утро мы собирались на планерку - обсуждали, что делать, с чего начинать. Следующая планерка в обед - снова обсуждение, что идет так, а что не так. И это повторялось изо дня в день. Сплошные дебаты! Параллельно создавались инструкции, документация, планы-графики и так далее. Так или иначе, к маю ракету собрали. Все системы на тот момент были исправны. 15 мая 1957 года был произведен запуск первой ракеты Р-7 с космодрома. Но произошла авария - пожар в двигателе, ракета упала. Настроение у всех было крайне тяжелое, подавленное. Столько труда, столько испытаний, столько нервов и бессонных ночей! Это ж множество систем, десятки НИИ работали над всем этим. Столько людей трудилось... И в один момент все это в буквальном смысле рухнуло на твоих глазах. Вот этот момент я никогда не забуду. Ощущение невосполнимой утраты. Потом-то, конечно, мы свыклись. Следующий запуск через месяц тоже был неудачным. Потом еще один. В общем, все как-то поникли. Сплошной пессимизм. Уже почти никто не верил, что ракета-таки взлетит. Дошло до того, все руководство решило сделать передышку - разъехалось в отпуск. Даже сам Королев. На космодроме, можно сказать, не осталось ни одного руководителя высшего ранга. И в это время 21 августа 1957 года нам удается запустить ракету! Вы представляете?! Я как раз в бункере сидел. А в тот момент ракета летела на Камчатку, и ее траектория как раз проходила над бункером. Кто это придумал, я уже не помню. Но случись что, она как раз бы на меня и рухнула. Но, слава Богу, обошлось. Бункер мощный, укрепленный, а трясет так, как будто землетрясение. И это десять метров под землей.
Ю.А. Гагарин, С.П. Королев
Легендарный Восток-1
Но на этом все не закончилось. Ракета благополучно ушла, на Камчатке ее встречают, настроили оборудование. И вдруг... пропала ракета! Оказалось, сгорела облицовка, вместе с ней радиомаяки, и ракета просто падала, как небесное тело. Потому и радиопеленгаторы ее не засекли. То есть расчеты теплоизоляции других компонентов были неверными. Таким образом, надо было заново переделывать всю облицовочную часть, менять параметры. А на это нужно, как показала практика, год или больше. А у нас в запасе еще одна ракета старого образца. И получилось так, что ракета вроде есть, а запускать ее смысла нет. Особенно, что касается боевой части. Ведь ракету в первую очередь готовили как боевую. А она запросто сгорает при пуске в атмосферу. И тогда Сергей Павлович Королев предложил руководству страны использовать эту ракету для запуска спутника. Сколько ему пришлось этого добиваться... Руководству СССР нужна была боевая ракета, чтобы американцев сдерживать, какой там спутник! Королев объяснял Хрущеву, что как боевая она все равно уже не годится и пропадает попусту. А тут такие перспективы: спутник на орбиту вывести. В общем, в итоге получил карт-бланш, но опять же с политическим контекстом - запуск приурочить к великим свершениям Октября. На космодроме Королев собрал совещание и сказал: срок до запуска -1 месяц, кто не согласен или считает, что мы не справимся, вызовут на Политбюро. Несогласных не было, сомневавшихся тоже. Через месяц, 4 октября 1957 года, первый искусственный спутник Земли был выведен на орбиту. Вот такой поворот истории: работали над боевой ракетой, а из-за недоработок и, соответственно, невозможности использовать ее в военных целях вывели в космос первый искусственный спутник. После этого, пока шла работа над боевой частью ракеты, пошли запуски следующих спутников - научных, экспериментальных с животными: собаками, белками, мышами... Помню, что в январе 1960 пришел тяжелый спутник. Их и так присылали все крупнее и крупнее. А тут прямо совсем большой. Фактически будущий «Восток-1». Становилось понятно: раз стоит система терморегулирования, габариты спутника большие, то, видимо, будем запускать в космос человека. Дело к этому явно шло. Хотя четкого понимания не было. Ну, вы представляете: в то время - человека в космос?! В голове до конца не укладывалось. И, самое главное, на спутнике двигательная установка была. То есть корабль мог возвращаться на землю. Потом пришел еще один такой корабль, и с ним прибыл отряд космонавтов. Все небольшого роста, в основном лейтенанты. Мы даже поначалу к ним так свысока относились. Они-то еще не видели запусков, взлетов ракет. Не знают, чем все это дело пахнет. А мы уже тертые калачи. Потом, конечно, отношение изменилось. Все мы делали одну работу. Юрий Гагарин выделялся, конечно. Лицо такое простецкое, русское - и белоснежная улыбка. При этом абсолютно спокойный, уравновешенный. Никогда не забуду случай во время его запуска. Я опять же в том бункере сидел. Когда заправляли ракету, где-то примерно за два часа до старта, его посадили на корабль, задраили люк. И вот он все это время разговаривал с Королевым. И не то чтобы по делу что-то говорили, Королев просто старался всячески поддержать его, снять напряжение. И меня поразило, что он, прям видно, волнуется, а Гагарин как будто где- то в тренажерной сидит. Вообще волнения нет. Но на самом-то деле Гагарин в ракете. До запуска осталось совсем чуть-чуть! А еще в те долгие минуты, отделявшие нас от начала космической эры, мне вспомнилась книга Стефана Цвейга «Звездные часы человечества» о первооткрывателях Америки. И с гордостью первопроходца я тогда подумал: «Вот он, воистину звездный час нашей планеты!» После запуска начались проблемы. О них, естественно, долгое время умалчивали. При выходе на орбиту радиосистема, за подготовку которой отвечал я (она должна была выводить корабль на нужную траекторию), вышла из строя. На этот случай была дублирующая автономная система. Но она сработала с ошибкой. В итоге Гагарин вышел на орбиту на 40 км выше расчетной. Дело в том, что изначально высота орбиты для его палета была выбрана предельно минимальной, чтобы даже в случае отказа тормозной двигательной установки корабль через 7-10 суток смог бы возвратиться на Землю за счет естественного торможения в атмосфере. В соответствии с этим резервным режимом посадки он был укомплектован и соответствующим запасом продуктов жизнеобеспечения для пилота. А расчеты показали, что при достигнутой высоте орбиты полет корабля в указанном режиме мог длиться около 20 суток. Космонавт в этом случае был обречен на мучительную смерть. Но ему, естественно, об этом не сообщили. Однако волнения руководителей полета оказались напрасны: тормозная двигательная установка включилась вовремя, и корабль перешел с орбиты на траекторию спуска к Земле. Руководство теперь было обеспокоено другим, не менее важным обстоятельством: район приземления космонавта, вследствие отклонения высоты орбиты от расчетной, был непредсказуем, и поисковая группа, базирующаяся на космодроме, оказалась не у дел. Поэтому Гагарину не приходилось рассчитывать на ее помощь. На борту корабля в это время возникла новая проблема. В его автоматике неожиданно произошел сбой, вследствие чего после окончания работы тормозной двигательной установки (ТДУ) не прошла команда на разделение приборного отсека и спускаемого аппарата. К тому же корабль начал вращаться. Космонавт чувствовал себя в нем весьма неуютно. Он знал, что должно произойти через 10-12 секунд после выключения ТДУ, но время шло, а команда на исполнение операции все не проходила. Судя по докладам, Гагарин этим обстоятельством был чрезвычайно обеспокоен. Ведь в случае полного отказа автоматики возвращение космонавта живым на Землю было бы невозможно. Можно лишь догадываться, каких усилий, мужества и воли стоило ему в этом полете сохранить бодрость духа и оптимизм. В конце концов отделение спускаемого аппарата от приборного отсека все-таки произошло, правда, с задержкой на целых 10 минут. Для Юрия Алексеевича, надо полагать, это были не самые приятные минуты жизни... Дальше полет проходил уже без особых приключений, если не считать заклинивания воздушного клапана в гермошлеме во время спуска на парашюте. Но с этой «мелочью» космонавт справился самостоятельно, открыв клапан вручную. Место его посадки в Саратовской области оказалось очень удачным - на пашне вблизи села. Поэтому ему удалось обойтись без бригады спасателей, а на связь с местными властями он вышел сам. Подытоживая сказанное, можно с полным основанием утверждать, что первый космонавт планеты родился не иначе как в рубашке. В сообщении ТАСС, посвященном историческому полету Юрия Гагарина, обо всех злоключениях космонавта не было сказано ни слова. Менее чем через месяц, 5 мая, успешно стартовал в космос, совершив суборбитальный полет на корабле «Меркурий», и американский астронавт Алан Шепард. Его полет длился 15 минут, а приводнение произошло в океане в 500 километрах от мыса Канаверал. На фоне орбитального полета Юрия Гагарина вокруг земного шара достижение американской космонавтики в данном случае выглядело весьма скромным...»
«Одним из ярких событий на заре развития пилотируемой космонавтики по праву можно считать подготовку и пуски ракет с космическими кораблями (КК) «Восток-3» и «Восток-4» для одновременного полета на околоземных орбитах в 1962 году. К первому полету в качестве космонавта готовился капитан Николаев А.Г. на КК «Восток-3», ко второму - капитан Попович П.Р. на КК «Восток-4». Предстояла напряженная работа всех служб части и управления, так как время для подготовки второго пуска было ограничено. Планировалось второй пуск провести на следующий день после первого. А обычно для подготовки ракеты с КК без существенных задержек требовалось двое суток. Ракета с КК «Восток-3» была установлена 11 августа, шла заправка ее баков окислителем (жидкий кислород). Как обычно, часть баков снаружи покрылась инеем, от них исходил приятный холодок, и находиться в жаркий день вблизи них было весьма комфортно. В качестве провожающих на старт приехали летчики-космонавты Гагарин Ю.А. и Титов Г.С. В ожидании приезда и посадки в КК будущего космонавта они находились на нулевой отметке вблизи ракеты и одного из наших пультов управления, наблюдая за работой расчетов и ракетой. Мы с инженер-капитаном Романенко В.Г., естественно, подошли к космонавтам, завязался непринужденный разговор. К этому времени основные операции у нас были уже проведены.
Гагарин поделился кое-какими впечатлениями о поездках по стране и за рубеж. Наша беседа оказалась довольно короткой, так как вскоре какой-то высокий начальник отозвал Гагарина. С Титовым разговор продолжался еще минут десять. В дальнейшем так близко мне встречаться с космонавтами не приходилось. А оба пуска были проведены успешно и в запланированные сроки. Одновременно два КК летали вокруг Земли в течение 3 суток. Отрабатывались элементы связи, телевидения и другие, результаты экспериментов использовались для проектирования нового КК «Союз».
А.Г. Николаев и П.Р. Попович
Ракета «Восток-3»
ВАСИЛИЙ МОТОРНЫЙ
«В 1978 году, в мае, в Днепропетровской области, меня, Василия Николаевича Моторного, призвали 18-летним юношей в ряды Советской армии. Направили нас в город Донецк, где формировался эшелон. Куда и в какие войска поедем, нам не говорили, одно было сказано, - что повезут по ту сторону Волги. На следующее утро проснулись и увидели огромные степи и пески. Спустя сутки остановились, как узнал потом, на станции Тюра-Там. После распределения нас повезли в часть, возле входа было написано: «Главный корпус ТЭЦ». Нас помыли, переодели в военную форму и сказали, что здесь мы будем проходить службу. На следующий день наши командиры объяснили, где мы находимся, и разрешили написать письма нашим родным, но с одной оговоркой - не сообщать, что мы на Байконуре. После присяги я был определён в роту, а точнее, в турбинный цех. По истечении года службы меня направили в Белоруссию для обучения на командира взвода. Выучившись, я вернулся на Байконур, был назначен техником турбинного цеха, а потом начальником смены. Был командиром взвода, инспектором пожарно-спасательной и местной обороны. В целом отдал 31 год военной службе на космодроме. Переехав в город Владимир, стал членом местной организации ветеранов космодрома Байконур. Награждён Памятным знаком «55 лет Байконуру».
ИГОРЬ ТОГУНОВ
«Моё увлечение космической темой началось в день первого полета человека в космос. Даже не знаю, как получилось, что я «заболел» космосом. 12 апреля 1961 года в бакинской школе №23 имени Александра Пушкина шел обычный урок географии в седьмом классе, когда неожиданно включили школьное радио и мы услышали узнаваемый голос Юрия Левитана. Передавали сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. Вот это был восторг! Он был не только у нас в школе, он вообще у всего народа был. Если вы посмотрите документальные кадры хроники того времени - вот это ликование, что наш человек, ура, Гагарин в космосе! Это событие мирового значения произвело на меня особенное впечатление. И вот тоща я начал собирать материалы, и прежде всего газеты, журналы, книги советского периода, так или иначе предоставляющие информацию о пилотируемых полетах и людях, обеспечивающих эту работу. Запуски спутников, непилотируемых космических аппаратов меня интересовали меньше, но некоторые материалы все же присутствуют в моих архивах. Уникальные книги о первом полете человека в космос, периодические издания, газеты, журналы, заметки в газетах, начиная с 13 апреля 1961 года, автографы известных советских, российских и зарубежных космонавтов, зарубежные издания о пилотируемых полетах и, в частности, о программе «Аполлон», книги, альбомы и буклеты открыток, почтовые марки и многое другие можно увидеть в моем собрании. Занимаясь этим увлечением, я не мог предполагать, что судьба и счастливый случай предоставят мне возможность не только встретиться с космонавтами, но и преподавать студентам-космонавтам в стенах Владимирского филиала РАНХиГС Мне удалось неоднократно побывать в Центре подготовки космонавтов в Звёздном городке, посетить г. Королев и слетать на Байконур. Являясь профессором Владимирского филиала Президентской академии, я участвую в организации и проведении выездных выставок Музея космонавтики Звездного городка, наряду с ценными экспонатами музея представляю и свои артефакты.Хочется отметить, что тема космонавтики для учащихся Владимирского филиала РАНХиГС привычная. Во Владимирский филиал академии приезжают космонавты, которые и сами когда-то были её студентами. Неоднократно у нас устраивались выездные выставки из Звездного городка, а некоторым ребятам даже удалось лично побывать в Центре подготовки космонавтов».
ИСТОРИЯ БАЙКОНУРА, ЖИЗНЬ БАЙКОНУРА
12 февраля 1955 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР совместным постановлением утвердили создание Научно-исследовательского испытательного полигона. Этот полигон предназначался как для проведения испытаний ракетной техники, способной доставлять ядерные заряды на огромные расстояния, так и для исследования космического пространства, о чем человечество мечтало с давних времен. Расположение космодрома было выбрано не случайно. Сыграла свою роль удаленность от больших трасс и ж/д путей, удаленность от границы. С точки зрения климата район для стартов ракет благоприятен - более 300 солнечных дней в году, мало осадков, низкая влажность, короткая зима. Между тем место для космодрома выбирали из трех регионов - Северокавказского, Дальневосточного и Казахстанского. Территория космодрома и сопутствующих ему служб оказалась в излучине Сырдарьи, между двумя райцентрами Кзыл-Ординской области - Казалинском и Джусалами, около разъезда Тюра-Там. Естественно, что все У-2, пролетавшие над Казахстаном, включая самолет Пауэрса, тщательно фотографировали гигантское строительство объекта. Для обеспечения секретности объекта было начато строительство мнимого космодрома. На северных отрогах хребта Алатау в Казахстане есть поселок Бойконыр, или, по-русски, Байконур. В начале 50-х годов с большими трудностями туда завезли лесоматериалы и возвели из них макет стартовых устройств космодрома. Ни дорог, ни источников водо- и электроснабжения там не было. То есть и прятать было нечего. Американские разведывательные самолеты Байконур вниманием не жаловали, тем не менее «космодром» на Байконуре охраняли вплоть до начала 70-х годов, все сообщения в советской печати о запусках спутников местом запуска указывали Байконур. Постепенно это название стало ассоциироваться с настоящим космодромом, хотя, «чтоб никто не догадался», этот настоящий космодром имел кодовое название «Тайга». А жилой город получил вполне официальное название Ленинск. Фактически космодром начал формировать в апреле 1955 года назначенный начальником космодрома генерал-лейтенант А.И. Нестеренко. Это был кадровый офицер, прошедший КБЖД и всю Отечественную войну. Перед назначением на космодром он был начальником реактивного факультета в военно-инженерной академии им. Дзержинского. В этом же году под командованием полковника Г.М. Шубникова первые стройбаты приступили к земляным работам для будущего космодрома, жили в палатках и землянках. Ели пищу из походных кухонь и пили неочищенную воду, которую привозили водовозками из Сырдарьи. Свирепствовали желудочно-кишечные заболевания. В конце 1955 года космодром был сформирован из 20 частей и отдельных подразделений общей численностью 1900 военных и 664 вольнонаемных служащих и рабочих, численность же стройбатовцев доходила до 20 тысяч. Первым главным инженером космодрома стал подполковник А.П. Метелкин, заместителем по опытно-испытательским работам - подполковник А.Н. Носов, заместителем по научно-исследовательской работе - подполковник А.А. Васильев. Замполит и зам по тылу были, естественно, полковниками. Космодром начинали строить практически на пустом месте - ни рабочей силы, ни базы стройиндустрии, ни источников электроэнергии там не существовало. Параллельно рос и город Ленинск, основанный 5 мая 1955 года. Для немногочисленных жителей Тюра-Тама он был закрыт. В период расцвета космических программ население Ленинска, включая военнослужащих, достигало 150 тысяч человек. Большая часть жилья в городе являет собой «хрущёбы», не приспособленные для летней жары и зимних холодов. К маю 1957 года все основные элементы инфраструктуры космодрома (ныне «Центр» космодрома) были готовы к эксплуатации. За полтора года был возведен стартовый комплекс «площадки №2», впоследствии названный «гагаринским стартом». В 60-е годы Ленинск активно озеленяли, но системы полива и, что особенно важно, системы дренажа не создали, поэтому, когда корни деревьев достигли засоленного слоя грунта, деревья умерли, и в конце 70-х годов некоторые улицы города и «солдатский» парк превратились в унылые пустыри. Однако часть уличных насаждений удалось сохранить или возобновить благодаря вниманию городских властей и жителей. В «солдатском» парке, где исчезли все деревья, стоит памятник 54 солдатам и офицерам, погибшим 24 октября 1960 года, и памятник 6 офицерам и солдатам, погибшим в ноябре 1963 года. Есть памятники и другим жертвам. Климат на космодроме неблагоприятен для людей, летом жара до 45 градусов по Цельсию, зимой мороз до 40 градусов, летом песчаные суховеи, зимой снежные бураны. Грунты засоленные, подземные воды агрессивные, трубы и электрические кабели, уложенные в грунт, через 3-4 года, а иногда и через год, выходят из строя из-за коррозии. После обмеления Сырдарьи в конце 80-х годов космодром, жилые районы и зеленые насаждения не получали нужного количества воды, несмотря на большой водозабор из артезианских скважин. По засоленности и бактериальной зараженности вода в районе космодрома никогда не удовлетворяла требованиям санитарных норм. Обилие ядовитых змей, каракуртов, скорпионов, фаланг и тучи комаров дополняют общее впечатление. Все эти животные угрожают людям наряду с опасностью заболеть холерой и чумой. Бич местного и пришлого населения - тысячи сусликов и тушканчиков, разносчики этих заболеваний. Кроме того, на космодроме требовался постоянный санитарный контроль в связи с близостью лепрозория. Малоизученная до сих пор проказа имеет скрытый период течения порой до 25 лет. Но главным опустошительным бедствием в районе космодрома стал гепатит. Большинство населения, особенно молодежь и дети, переболели этой тяжелой по своим последствиям болезнью. Иногда из строя выходили целые роты. Электроэнергию космодром получает от собственной ТЭЦ, а также ГРЭС Среднеазиатской энергосистемы в Кзыл-Орде (Южэнерго) и источников Единой энергосистемы бывшего СССР в Джезказгане (Карагандаэнерго). Внешние энергосистемы не синхронизованы до сих пор, и при переключении энергопитания с одной системы на другую высоковольтные выключатели часто взрываются из- за различных потенциалов на контактах. Собственная ТЭЦ не может удовлетворить потребности жилых массивов в горячей воде. От строительства атомной электростанции руководство космодрома сумело в свое время отбиться. Большие проблемы существуют для производств, связанных с системой Южэнерго и Карагандаэнерго. Почти ежедневные перерывы в энергопитании или падения напряжения в этих системах более чем на 30% и ныне приводят к остановкам оборудования, включая непрерывные производства. Так, азотно-кислородный завод, производящий 6 тонн жидкого кислорода в час и 7,2 тонны в час жидкого азота, после каждого сбоя в подаче напряжения прекращает работу. Аварийные переходные процессы вызывают поломки оборудования. Очередной запуск оборудования и выход на производство жидких газов требует по технологическим причинам 12 часов. Беды, связанные с энергетикой, можно перечислять часами. Типично советским было и развитие железнодорожного узла Тюра-Там. Население там медленно увеличивалось за счет обслуги вновь создаваемого железнодорожного узла. Ленинск был закрыт для всех посторонних, включая местных жителей, пробиться в город к заповедным прилавкам магазинов им было невозможно, но из Ленинска стали выносить дефицит и продавать его в Тюра-Таме, и тот расцвел на перепродаже дефицита в другие районы. В 80-е годы Ленинск открыли для работы казахскому населению из Тюра-Тама, и город стал подвергаться нашествиям вандалов и грабителей. Довершила разгром Ленинска передача его в 1989 году местным казахстанским властям. Развитие националистических настроений в союзных республиках аукнулось в Ленинске созданием национальных солдатских банд. Если раньше вечером и ночью в городе было абсолютно безопасно, то с 1989 года Ленинск превратился в интернациональный бандитский заповедник, чеченцы требовали у руководства космодрома, чтобы их не заставляли мыть полы, но резали своих сослуживцев без особых проблем. Украинские сержанты полагали, что им можно отбирать деньги у «чурок». И драки, драки... «Нерусские» били «русских» и наоборот. Слишком много стройбатов для одного гарнизона! С середины 1990 года в Ленинск стали приезжать представители национальных «фронтов» союзных республик и убеждали солдат бежать на «свою родину». Апогея это движение достигло в феврале 1992 года, когда началось массовое бегство солдат из Казахстана, которые составляли большинство солдатской массы космодрома, убегая, они сжигали казармы и штабы своих частей. В 1995 г. город был передан во владение российской администрации. Финансовые поступления из российского бюджета позволили начать восстановление разрушенного жилищного фонда и благоустройство города. Стали открываться магазины, частично был восстановлен полив на улицах города. (При подготовке материала была использована статья Виктора Снитковского «Байконур мнимый и настоящий, или Откуда родом «кузькина мать».)
НЕМНОГО СТАТИСТИКИ
Байконур отправил в космос 202 человека (на 01.02.2015 г.), из них 118 человек - граждане СССР и России, 84 человека - граждане зарубежных государств. Ни один человек при старте PH не погиб. На полигоне за все годы его существования было испытано, отработано и запущено 40 различных типов ракет и их модификаций (все они были рекомендованы для принятия на вооружение и постановку на боевое дежурство и эксплуатацию в интересах исследования космоса), 142 основных типов космических аппаратов и их модификаций (в т. ч. 34 межпланетные станции), 18 типов стартовых сооружений. За всю историю космодрома было произведено со СП 1173 пуска межконтинентальных баллистических ракет, 1450 ракет-носителей (30% от всех пусков PH в мире). Иногда за одни сутки осуществлялось 3-4 пуска. В 1966 году полигон произвёл 122 пуска, в 1968 - 111 пусков (наибольшее количество пусков за один год). За последние 10 лет со стартов Байконура было осуществлено около 70% всех запусков в России. В истории Байконура 1500 изобретений, около 3000 научно-исследовательских работ, более 20000 рационализаторских предложений. Защищены 3 докторские и 200 кандидатских диссертаций. С таким «напряжением» не работал и не работает ни один космодром мира. За 60 лет космодром Байконур посетили представители более 50 государств мира. Вместе с нашими «пахарями Вселенной» они работали в МИКах, на стартовых позициях, учились у наших специалистов мастерству, перенимали опыт. Такой открытости, радушию, такому гостеприимству может позавидовать любой космодром мира.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
15 мая 1957 г. - первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. 4 октября 1957 г. - ракета Р-7 вывела на орбиту Земли первый искусственный спутник. 12 апреля 1961 г. - запуск в космос пилотируемого корабля «Восток» с первым космонавтом Ю.А. Гагариным. 12 апреля 1961 г. - космодрому было вручено Боевое Знамя. Космодром Байконур (войсковая часть 11284) награжден: в 1960 г. - орденом Красной Звезды, в 1965 г. - орденом Ленина, 1976 г. - орденом Октябрьской революции.
ДОСТИЖЕНИЯ
На экспериментальной базе космодрома испытано более 40 типов ракет, ставших основой стратегической военной мощи страны; около 20 типов космических ракет-носителей («Спутник», «Восток», «Восход», «Молния», «Циклон», «Союз», «Протон», «Зенит», «Энергия» и их модификации). С космодрома были запушены спутники серии «Космос», «Метеор», «Экран», «Радуга», «Горизонт», «Молния», «Ресурс», «Океан», спутники единой космической навигационной системы «ГЛОНАСС», космические телескопы «Астрон», «Гранат» «Гамма»; долговременные орбитальные станции «Салют», «Мир», МРКК «Энергия-Буран», корневой элемент МКС «Заря», служебный модуль «Звезда», стыковочный отсек «Пирс», малый исследовательский модуль «Поиск» и МИМ-2 для МКС и другие.