Главная
Регистрация
Вход
Вторник
04.10.2022
16:42
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1479]
Суздаль [449]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [480]
Музеи Владимирской области [63]
Монастыри [7]
Судогда [13]
Собинка [141]
Юрьев [246]
Судогодский район [112]
Москва [42]
Петушки [168]
Гусь [187]
Вязники [343]
Камешково [114]
Ковров [426]
Гороховец [129]
Александров [290]
Переславль [116]
Кольчугино [97]
История [39]
Киржач [91]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [44]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [119]
Писатели и поэты [188]
Промышленность [129]
Учебные заведения [152]
Владимирская губерния [41]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [77]
Медицина [63]
Муромские поэты [6]
художники [50]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2230]
архитекторы [30]
краеведение [68]
Отечественная война [267]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [12]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [31]
Оргтруд [40]

Статистика

Онлайн всего: 21
Гостей: 21
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

25 лет со дня основания при Владимирском Кафедральном соборе Странноприимного дома (1891)

25 лет со дня основания при Владимирском Кафедральном соборе Странноприимного дома (1891 г.)

В 1891 году исполнилось двадцать пять лет со дня основания при Владимирском Кафедральном соборе Странноприимного дома. Период времени довольно значительный и многими учреждениями признается за юбилейный, а потому считаем уместным за настоящий год сказать слово о первоначальном его основании и дальнейшем развитии до настоящего времени.
Владимирский Кафедральный собор издавна служил предметом глубокого уважения наших соотечественников, а нетленно почивающие в нем св. мощи Благоверных Великих Князей Георгия, Андрея и Глеба привлекали к себе множество богомольцев со всех концов нашего обширного отечества. В числе богомольцев не мало встречалось людей бедных и неимущих, которые, не находя по своей бедности приюта в городе, принуждены были преждевременно оставлять Владимирское святилище.
Особенно в этом отношении тяжело было положение поклонников отдаленной Сибири и теплой Украйны, прошедших тысячи верст, чтобы преклонить колена пред великою святынею Владимирского соборного храма; но и они в силу необходимости оставались во Владимире на короткое время. Это нравственное лишение людей бедных сознавали Владимирские граждане и жалели об этом, но долгое время не находилось человека, который от слов перешел бы к делу. Наконец находится и такой человек: это — благочестивая старица города Владимира Евдокия Мироновна Платонова. Движимая глубоким усердием к святыне соборной и любовию к ближним, она решилась, во чтобы то ни было, пособить этому горю. С этою целью она, испросив благословение Епархиальной власти, на свои небольшие средства в 1865 году устраивает в западной стене соборной ограды жилище для бедных поклонников, куда и сама перешла на жительство, чтобы лично послужить меньшей братии. Правда, это убежище было небольшое с двумя окнами, а по внешнему виду походило скорее на землянку; но на первых порах и оно было дорого. Здесь бедняки нашли себе отдых и теплый ночлег, в лице благочестивой старицы нашли себе сердобольную сестру милосердия, а благодаря щедродательности Владимирских граждан и сытое пропитание; но что всего важнее, — было положено начало доброму делу. Прошло несколько лет, и благодаря той же благочестивой старице Платоновой и другой благочестивой жене Федосье Яковлевне Беляевой, появилось новое, более обширное, здание.
Новое здание, для удобства живущих в нем и применительно к новым порядкам, было разделено на три отделения, из коих одно назначалось для мужчин, другое для женщин, третье отделение названо было моленною, куда собирались все живущие в нем для выслушания утренних и вечерних молитв. Чтобы придать Странноприимному дому характер церковности и сделать его местом повседневных молитв, новая попечительница испросила у Владимирского Архипастыря, Высокопреосвященнейшего Антония, благословение на служение в нем литий и чтения псалтири пред иконами при неугасимом горении лампады. Литии совершал и молитвы читал священник, состоящий при соборе в должности викария, а певчими были избранные девицы, которые имели постоянное жительство в доме и которые занимались чтением псалтири. Отчеты с 1871 года по 1881 год показывают, что в нем за это время перебывало до 29,922 человек, из коих 16,845 было мужчин и 13 477 женщин; с 1878 года по 1881 год в нем было обедавших и ужинавших 51,673 лица. Из этих данных видно, что Странноприимный дом стал приобретать с годами достаточную известность в мире паломническом, а в среде граждан любовь и расположение к себе. Но золотое время для Странноприимного дома настало, когда на Владимирскую кафедру вступил Высокопреосвященнейший Феогност, который благоволил принять под свой святительский покров этот дом милосердия. С этого времени он принимает полную организацию соответственно своему назначению и своей богоугодной цели, а домашнее его богослужение восходит на степень общественной молитвы, в которой участвуют не единицы, но сотни молящихся, в числе которых не мало постоянных посетителей из местных граждан; при нем устранится определенный штат читальщиц и певиц из девиц с окладом жалованья, штат для исправления служб по кухне; литию совершает один из соборных штатных священников, который состоит смотрителем дома; для записи приношений, равно для записи прихода и расхода денег заводятся бланковые книги; для правильного надзора за посетителями поставляется особое лице, которое своевременно просматривает письменные виды, записывает их в особую книгу и обратно возвращает владельцам, когда нужно. По благословению Его Высокопреосвященства, открыт при Странноприимном доме от Братства Св. Вл. Велик. Князя Александра Невского книжный склад с удешевленною продажею и даровою раздачею книг неимущим, но ищущим духовной пищи. Благодаря такой милости богомольцы не выходят из дома с пустыми руками, но каждый, благословляя приютивший его дом, несет что-либо в руках на память о Владимирской святыне. «Спасибо вам, добрые люди, что вы наделили нас книжицами от Св. мощей», — постоянно слышится при выходе богомольцев. По благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Феогноста заведен в доме тот внутренний порядок и чин богослужения, который обратил на себя общее внимание граждан и сделал этот дом предметом уважения многих соотечественников. В подтверждение последнего укажем на то, что Странноприимный дом ныне отовсюду получает письма с просьбою о поминовении, получает таковые из Тобольска, Томска, Верного и Цымлянска и т. п., получает пачки восковых свеч и кубки деревянного масла с просьбою употреблять то и другое при богослужении. А потому неудивительно, что доход странноприимного дома с каждым годом увеличивался, а число посетителей исчислялось не сотнями и тысячами, а десятками тысяч.
Чтобы нагляднее убедиться в этом, обратимся к отчетам последнего времени. По приходной книге значится доходу за 1883 г. 1,417 руб. 85 коп., за 1886 г. 1,463 руб. 30 коп., за 1888 г. 4,180 руб. 31 коп., за 1889 г. 2,054 руб., за 1890 г. 2,282 руб. 54 коп. Обедавших и ужинавших было за 1883 г. 19,017 человек, за 1884 г. 25,805 человек, за 1885 г. 24,286 человек, за 1886 г. 26,585 человек, за 1888 г. 27,734 человека, за 1889 г. 31,331 человек и за 1890 г. 30,381 человек. Что может быть красноречивее и убедительнее этих данных, которые видимо свидетельствуют о широком значении Странноприимного дома? В особенности памятны для Странноприимного дома 1888, 1889 и 1890 годы. Известно, что за последнее время Странноприимный дом, не смотря на благоустроенность, стал тесен и неудобен. Теснота его в зимнее время доходила до того, что приходилось отказывать в помещении, или же набивать его людьми до невозможности пройти им. Знал это неудобство многопопечительнейший наш Архипастырь Высокопреосвященнейший Владыка Феогност и не мало об этом сожалел. Чтобы уничтожить это неудобство и дать покой всем беднякам, он благословляет расширить прежнее помещение дома, а вместе с благословением он же первый влагает свое приношение на святое дело. Мощное слово Архипастыря не осталось бесследно: нашлись благодетели, которые принесли все нужное на постройку, а чрез год явилось обширное каменное здание, обнимающее собою всю южную, а частью — восточную и западную стороны соборной ограды, с широкою гладкою площадью и прекрасною панорамою за р. Клязьму, откуда красуются цветущие луга с зеленеющим лесом, а за ними храмы Божии с куполами и крестами. Новое здание состоит, кроме кухни и других служб, из 10 отдельных, довольно обширных комнат, между которыми видное место занимает моленная комната. По входе в нее прежде всего привлекают внимание посетителя противоположная от входа стена, представляющая собою иконостас: посреди стоит большой крест с предстоящими, правее — особого устройства киот, называемый здесь «Голгофа», и аналой с крестом и евангелием; влево от большого креста изображение Успения Божией Матери в виде плащаницы; по стенам — южной и северной висят величественные картины из жизни Владимирских Чудотворцев, а на западной стороне стоят шкафы с книгами и брошюрами; по средине стоит витрина с священно-историческими предметами и множеством редкостей из св. земли. По правую сторону моленной находится комната для мужчин, а по левую сторону комната для женщин. Обе эти комнаты уставлены двух-ярусными нарами с отдельными внизу глухими ящиками, а впереди горит неугасимая. Не менее благоустроены и остальные комнаты, которые все обращены окнами на реку Клязьму и имеют выход в один общий теплый коридор, расположенный по стене соборной ограды. Для удобного входа и выхода имеются с площади 2 парадных крыльца и черный ход; от собора 2 входа, из коих один парадный. По окончании постройки, здание торжественно было освящено Высокопреосвященнейшим Владыкою Феогностом в сослужении ректора духовной семинарии и соборного духовенства и при участии многих почетных граждан и городского головы.
Справедливость требует сказать, что благоустройству дома не мало содействовали и личные посещения Владыки. Чтобы хотя отчасти понять значение этих посещений, для примера укажем на одно из таковых. По возвращении Его Высокопреосвященства из С.-Петербурга, назначен был день для обозрения соборного храма и производимых в нем работ. В ожидании Владыки в соборе все оживилось, начиная с духовенства и кончая рабочими; оживились и живущие в Странноприимном доме. Владыка, после 2-часового осмотра работ по собору, направился в скромное жилище Странноприимного дома. Попечительница со слезами на глазах бежит на встречу к Владыке, живущие девицы становятся рядами у входных дверей, длинный коридор наполняется пестрою толпою поклонников обоего иола и разного возраста, между тем Владыка, сопровождаемый соборным духовенством, вошел в моленную комнату. Здесь он милостиво поздоровался со всеми и всех благословил своим Святительским благословением. После того, в сопровождении тех же лиц и попечительницы, он направился осматривать остальные комнаты и осматривал их довольно медленно и внимательно; в особенности он долго был в мужском и женском отделениях, где отечески просто беседовал с богомольцами, расспрашивая каждого о месте жительства и цели путешествия, а потом возвратился в помещение попечительницы, где вел пространную беседу о нуждах дома и его значении. Посещение Владыки кончилось тем, что благодарная попечительница на другой же день приступила к обмебелированию двух свободных комнат, которые в настоящее время прекрасно убраны и остаются свободными для приезжих. Примеру Владыки в деле благоустройства странноприимного дома следовало старшее духовенство собора и граждане Владимирские. Так, настоятель собора протоиерей М.И. Жудро с первых дней своего настоятельства зорко следит за всем, что происходит в доме; он ежемесячно свидетельствует приходо-расходные книги, ведомость о количестве предметов продовольствия и числе лиц, пользовавшихся призрением и столом. Ближайшим и деятельным его сотрудником в этом деле от начала основания дома состоит соборный ключарь протоиерей А.И. Виноградов. Соборные старосты — и прежде бывший Е.В. Васильев, и настоящий В.А. Егоров — видимо и горячо содействовали благосостоянию дома и средствами, и своею опытностью. Попечительницею дома состоит многоуважаемая Федосья Яковлевна Беляева с 1871 года, и во все время своего попечительства имеет бдительный и неуклонный над ним надзор. Будучи бездетна, она всю свою материнскую любовь перенесла на этот дом милосердия, не щадя для него ни себя, ни своих средств.
Из числа граждан Владимирских одни делают в пользу его значительные приношения натурой, другие деньгами, третьи приносили и приносят в дар для его благосостояния свои труды и свое личное участие. К числу лиц первых двух категорий считаем справедливым отнести Е.В. Васильева, П.Т. Седова, В.Н. Муравкина, И.К. Павлова и А.А. Шилова, из коих последний в продолжении нескольких лет даром омывает всех приходящих из Странноприимного дома, для чего им назначен особенный день и особые часы в неделе. К числу лиц третьей категории относятся многоуважаемый инженер г. Владимира И.А. Карабутов, безвозмездно занимавшийся составлением планов на постройки и во все время производства их имевший над ними тщательный, безвозмездный надзор. В заключение Странноприимный дом считает священным долгом и своей обязанностью принести глубочайшую благодарность всем вышепоименованным лицам и просить их впредь не оставлять его своими милостями.
Что сказать в частности о состоянии Странноприимного дома за 1890 год?
Странноприимный дом по обычаю принимал, покоил и питал всех нуждающихся без различия звания, состояния и вероисповедания, с тою разницею, что в отчетном году устроен был в женском отделении особый куб с водою для желающих пить чай. Стол был всегда сытный и довольный; по своему составу он разнообразился, но в общем состоял из холодных и горячих блюд и каши. В праздники число блюд увеличивалось и улучшалось, тогда на столе появлялись: белый хлеб, свежая и соленая рыба, сладкий отвар, а иногда сыр, яйца и мясо. Чтобы странники, питаясь телесно, помнили о том, что составляет и едино на потребу, стол всегда начинался и оканчивался общим пением молитв, а во время стола читались жития Святых в русском переводе, или другие душеполезные брошюры. Чтения велись по указанию и руководству смотрителя, а чтецом главным был один из граждан гор. Владимира Т.Я. Егоров, которого усердие к этому делу настолько велико, что он не пропускает ни одного обеда и ужина, чтобы не явиться на чтения. По желанию Владимирских жителей, в доме устраивались поминовенные обеды для призреваемых и вообще бедных города; иногда, по желанию тех же обывателей, обделяли обедающих калачами, булками, яблоками и другими сластями. В таких случаях к обеденным молитвам присоединялось пение «со святыми упокой», при молитвенном возношении имен ради которых совершалось подаяние.
Источниками продовольствия служили приношения от благочестивых граждан гор. Владимира. Мука, крупа, черный и белый хлеб, молоко и масло, рыба, капуста, огурцы и многое другое было приносимо. К числу особенных приношений за отчетный год нужно отнести 1 пуд 24 фун. деревянного масла и несколько возов дров. Ко всем этим приношениям Странноприимный дом относился с строгой внимательностью, тут же записывая получаемое в книгу и отдавая все принесенное на хранение в кладовую. Сверх указанных приношений, источниками содержания служил доход, получаемый за поминовение о упокоении и о здравии. При этом для однообразия соблюдалась следующая плата: за вечное поминовение с одного имени 20 рублей, за годовое поминовение 1 рубль, за шестинедельное 30 коп. Не мало впрочем было случаев, когда взималась и значительно меньшая плата: идет, например, старушка из Акмолинской области в Киев на богомолье чуть не Христовым именем; она просит записать в синодик и поминать годок покойного ее мужа, — тогда просьба ее исполнялась, хотя бы она ничего не заплатила. К числу источников дохода относились кружечный сбор от доброхотных подаяний, проценты с капитала, принадлежащего дому, и пожертвования с определенным назначением.
Богослужение отправлялось смотрителем дома при участии в пении девиц, проживающих в нем. Оно состояло в служении панихид и чтении псалтири. Панихида служилась ежедневно, по окончании вечерней службы в соборе, кроме дней высокоторжественных и церковных больших праздников. В отчетном году служились великие панихиды по всем родительским субботам, за которыми возносились имена в Бозе почивших Высочайших Особ, от Всеволода Георгиевича до Бориса Данииловича, имена Святителей, почивающих в соборе, имена Благочестивейших Императоров — НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА, АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА, Государынь Императриц — АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ, МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ, и Благоверного Князя НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА.
19-го февраля и 1-го марта нарочно совершалась панихида по в Бозе почившем Государе Императоре АЛЕКСАНДРЕ II-м. После панихиды тем же священником вычитывались вечерние молитвы, а в конце их читалась молитва о здравии, благоденствии и спасении Благочестивейшего Государя Императора, Государыни Императрицы, Государя Наследника Цесаревича и всего Царствующего Дома, Святейшего Правительствующего Синода, Высокопреосвященнейшего Феогноста, Преосвященнейшего Александра, а так же — о здравии начальствующих в Странноприимном доме и служащих в нем, всегдашних его благотворителей и лиц сторонних, имена коих записаны в заздравный синодик. Богослужение оканчивалось пением тропарей Владимирским чудотворцам и другим Святым. Псалтирь читали девицы попеременно, чередуясь чрез каждые два часа, а на славах ими снова прочитывался весь синодик.
Число посещавших по своему составу было весьма разнообразно. Здесь были лица духовного звания, как-то: иеромонахи, безместные священники, причетники и молодые люди, ищущие себе служебных мест; здесь были почетные граждане и дворяне, были люди военные и крестьяне. В отчетном году в нем имел не малое время свое пребывание Сербский иеромонах о. Мануил, занимавшийся, с разрешения Святейшего Синода и по благословению Высокопреосвященнейшего Феогноста, сбором пожертвований. Были посетителями и граждане г. Нижнего-Новгорода, которые с прошедшего 1889 года стали чаще посещать Владимирский Кафедральный Собор, а за ним и Странноприимный дом, в котором некоторые из них и имели свое временное пребывание. Во избежание злоупотреблений и разного рода неприятностей, по обычаю производился строгий осмотр и разбор при входе посетителей. Лица с письменными видами оставались на два и на три дня в доме, в силу устава; лица без письменных видов были оставляемы только на день и в крайнем случае на сутки.
Священник Принкипс Евгенов
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 12-й. 1891 г.).
Странноприимный дом при Владимирском кафедральном Успенском соборе
Странноприимный дом при Владимирском кафедральном соборе в 1892 году

Категория: Владимир | Добавил: Николай (06.09.2022)
Просмотров: 29 | Теги: Владимир, дом | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2022
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru