Архиепископ Московский и Владимирский Иосиф (Волчанский)
Иосиф (Волчанский)
Из шляхетской семьи. Возможно был уроженцем местечка Волчанск (с 1780 г. — город) на речке Волчья при ее впадении в Северский Донец Харьковской епархии. Ныне Волчанск расположен на обоих берегах реки Волчья, в трех километрах от ее впадения в Северский Донец, в нескольких километрах от границы с Российской Федерацией, в 80 километрах от Харькова, на границе лесостепной и степной зон.
В 1710-е гг. состоял профессором богословия Киево-Могилянской академии, а с 1721 г. там же префектом. В 1721 году упоминается игуменом Киево-Братского Богоявленского монастыря и ректором Киевской духовной академии (бывшей до 1700 г. Киево-Могилянской коллегии) при этом монастыре (1721-1727).
В марте 1727 г. игумен Иосиф был назначен настоятелем Киево-Николаевского Пустынного монастыря, 4 апреля 1732 г. удостоен сана архимандрита.
11 июля 1732 г. он был избран на могилевскую кафедру после епископа Арсения (Берло). 30 декабря 1735 г. хиротонисан во епископа Мстиславского, Оршанского и Могилевского. В 1736 г. он получил привилегию от польского короля, которую состоявший при российском министре в Варшаве иеромонах Сильвестр (Каховской) переслал в Синод.
В 1737 г. архимандрит Иосиф был посвящен во епископа в Петербурге и отправился в свою епархию. Епископом Мстиславским, Оршанским и Могилевским он состоял до 1 сентября 1742 г.
В 1735 г. польский король дал Белорусской епархии привилегию «православным греческого закона церквам и людям»: «Объявляем сею привилегийною Нашею грамотою о чем ведать надлежит, что Мы, имея рекомендованную чрез господ советников и чиновных людей при Нас обретающихся, честного Иосифа Волчанского благоговейность и к чину пастырскому годность, намерены Мы оному, по добровольному избранию духовных и мирских обоего чина и достоинства к тому надлежащих, в стародавней греческой религии пребывающих людей, великого княжества Литовского обывателей, епископию Белорусскою, Мсциславскую, Оршанскую и Могилевскую, по смерти пречестного Сильвестра Святополка Четвертинского епископа Белорусского вакантную, поручить, как сею жалованною грамотою Нашею даем и поручаем, так что помянутый Иосиф Волчанский, по принятии священного епископского чина, вышепоименованную епископию Белорусскую с владением как в духовных, так и в мирских с церквами катедральными и партикулярными, с монастырями, братствами, препозитствами, попами, издавна до епископии Белорусской надлежащими, в великом княжестве Литовском греческого исповедания обретающимися, и со всею надлежностию всяких прилежистостей и со всякими маетностями, деревнями, угодьями, грунтами и их пожитками належитостями, в давних правах и привилегиях особливо описанными, а именно с местечками, в воеводстве. Мсциславском лежащими, названными: Смолы, Заполы, Лесники, Колотовин, Веркецы, а в воеводстве Оршанском: Печарок, Борсуки, Цвирков, Тарусовичи, Вейна и Мошонаки, также с перевозами на реке Днепре, в Могилеве, Любеже, Бородчищах обретающимися, еще ж с волостями, в городах Наших в Мсциславе и Могилеве имеющимися, с совершенным послушанием всего в великом княжестве Литовском греко-русской религии духовенства, с вольным употреблением и мирным владением, без всякой ни от кого обиды так, как антецессоры прежде всего содержали и употребляли, с доходами от духовных надлежащими, иметь, содержать и употреблять будет даже до конца жития своего или до высшего кикою к произведению достоинства; даем ему при том и власть, копи ко права и употребление их позволяет, подавним уставам всякия расправы духовныя, суды и управление во всяком духовенстве вышняго и нижняго чина чинить, дабы по власти своей епископской в церквах, в монастырях владений Наших хвалу Божию умножал, непослушных и своевольных наказывал». Однако на практике эта привилегия часто нарушалась. Например, в октябре 1739 г. епископ Иосиф доносил Св. Синоду, «о насильном отъятии из Епархии ево Белорусской, против Королевской данной на ту Епископию привилегии, на унию многих православных церквей». Синод докладывал об этом в «Кабинет Ея Императорского Величества», но дипломатическое давление на поляков стало по настоящему эффективным лишь при Екатерине II. В октябре 1741 г. епископ Иосиф «о насильственном отнятии из епархии его на унию поляками православных церквей и о воспрещении вместо сгоревших вновь строить церквей же и о происходящих мятежах и разорениях и смертных убивствах и о протчем» докладывал в Кабинет уже малолетнего императора Иоанна VI, но этому правительству находиться у власти оставались считанные дни.
После упразднения самостоятельной епархии в конце XIII столетия и недолгого ее возрождения в середине XIV века при владыке Алексии (Плещееве), Владимир с уездом находился вначале в Митрополичьей, а потом — в Патриаршей области. После кончины Патриарха Адриана и учреждения Св. Синода столичные города Москва и Петербург оказались без своих архиереев. Из-за частых переворотов и смут в Российской империи второй четверти XVIII века, на эту проблему обратили внимание лишь в начале царствования императрицы Елизаветы Петровны.
1 сентября 1742 г. императрица Елизавета I указала Св. Синоду:
«...Но понеже усмотрели мы, что оныя Синодального ведомства монастыри и церкви без собственного архиерея в церковных делах довольного надзирания над ними и исправления не имеют; того для повелеваем, чтобы оныя Синодальной области церкви и монастыри управляемы были от собственного архиерея, к чему определяем ныне Иосифа Волчанского, епископа Белорусского, которому писаться архиепископом Московским и Владимирским, и быть особливой Московской епархии».
Архиепископ Московский и Владимирский Иосиф (Волчанский)
1 сентября 1742 г. – открытытие Московской епархии.
Архиепископ Московский и Владимирский (1 сентября 1742 — 10 июня 1745)
Иосиф (Волчанский) был определен 1 сентября 1742 г. архиепископом Московским и Владимирским. Это был первый архиерей Московской епархии, которая до него, со времени учреждения Правительствующего Синода (22 февраля 1711 года), управлялась коллегией, подчиненной Синодальной конторе. Почему выбор императрицы остановился на архиерее окраинной второстепенной епархии, не входившем до того в число наиболее влиятельных иерархов, остается лишь догадываться. Возможно, принимались в счет заслуги епископа Иосифа в борьбе с католиками и униатами. Кроме того, возведение на новосоздаваемую «полупатриаршескую» кафедру в первопрестольной архиерея, не имеющего связей при дворе и своей партии среди иерархов, было расчетом светских властей, стремившихся полностью контролировать ситуацию в обширной Московско-Владимирской епархии. В состав новоучрежденной епархии вошли Москва (при ней Загородская, Пехрянская, Селецкая, Перемышская, Хатунская, Вохонская и Радонежская десятины) и еще 46 городов, в том числе Владимир, Кострома, Калуга, Пенза, Тамбов, Торопец, Кинешма, Галич, Брянск, Дмитров, Руза, Волоколамск, Верея, Можайск, Серпухов, Боровск, Малоярославец, Гжатск, Таруса, Алексин, Карачев, Трубчевск, Рыльск, Путивль, Белополье, Козлов, Темников, Борисоглебск, Керенск, Саранск, Нижний Ломов, Верхний Ломов, Краснослободск, Петровск, Ярополч, Юрьевец-Повольский, Балахна, Арзамас, Корсунь и др. Из числа городов будущей Владимирской губернии там оказались Владимир (в нем и округе 201 церковь), Переславль-Залесский (165 церквей), Александровская слобода (77 церквей) и Ярополч. Всего же в Московскую и Владимирскую епархию поступило 4285 церквей и при них 294537 приходских дворов, 205 мужских и 59 женских монастырей. В ведение владыки Иосифа передавались все соборы, церкви и монастыри, что были прежде в Синодальной области, кроме Московского Успенского собора, Троице- Сергиевой и Киево-Печерской лавр. Некоторые города и их округи находились очень далеко от Москвы — своего нового епархиального центра. Например: Петровск — в 818-ти верстах, Краснослободск — в 778-ми верстах, Белополье — в 693-х верстах, Путивль — в 633-х верстах. Можно было заранее предположить, что эффективно управлять столь обширной епархией окажется очень трудно, если вообще возможно. Именным указом императрицы по докладу Синода 19 ноября 1742 г. Московской и Владимирской епархии был присвоен статус третьей по старшинству после Киевской и Новгородской (тем же указом Петербургской епархии присвоен четвертый ранг вслед за Московской).
Для переезда архиепископа Иосифа из Могилева в Москву ему было предоставлено право занять под вексель 100 руб. под уплату из Коллегии Экономии, а из Смоленска выслали военный конвой для сопровождения владыки. Еще в феврале 1743 г. из Смоленска архиепископ Иосиф обратился в Синод, испрашивая дополнительных средств и места, где ему жить на Москве. 15 марта того же года синодальным указом владыке выделили 300 рублей, а для проживания временно назначили дом синодального члена архиепископа Новгородского Амвросия в Китай-городе. Кафедральным собором новоучрежденной епархии объявлялся Архангельский собор Московского Кремля. Из Синодальной ризницы выделялись по три праздничных, воскресных и панихидных архиерейских облачения. К архиерейскому служению предписывалось употреблять синодальных певчих «по половине с переменою».
Только в марте 1743 г. архиепископ Иосиф прибыл в Москву. 18 марта того же года он был возведен в звание члена Св. Синода с поручением управлять Московской Синодальной конторой. Местом жительства Преосвященному Иосифу определили Московский Чудов монастырь. Для печатания ставленных грамот и указов об освящении церквей владыка Иосиф использовал особую епархиальную печать с надписью: «печать Московской и Владимирской епархии». Московская духовная декастерия только 21 марта получила синодальный указ, которым повелевалось это учреждение со всеми делами и штатом отдать под начало архиепископу Иосифу. Вскоре после этого и конце апреля владыка отправился в Петербург для представления государыне. 2 мая 1743 г. Синод повелел ирхиепископу Иосифу «учинить штат» Консистории и избрать себе для проживания один из московских монастырей.
31 августа 1743 г. по указу Св. Синода Московская духовная декастерия объявила, «чтобы ведомства Его Преосвященства монастырские власти, також монашествующие и священно-церковно-служители в подлежащих до рассмотрения Его Преосвященства делах, мимо Его Преосвященства представлений в Синод и Контору не чинили, и прошений подавать не дерзали; разве токмо, паче чаяния, на неправое решение тех дел».
4 ноября 1743 г. Декастерия представила Преосвященному Иосифу, что «по указу св. Синода велено Московскую и Владимирскую епархию всяким правлением ведать Его Преосвященству; а Синодальные иподиаконы, за тем присланным указом, ставленникам производство чинят у себя в ставленнической палате; и допросы пишут певчие и получают себе акцинденции; приказных же дел они никогда не отправляют и ведомостей никаких не сочиняют. Понеже в епархии Преосвященного Платона, Епископа Сарского и Подонского, всякое производство ставленникам и справки чинятся в канцелярии Его Преосвященства приказными служителями, а не иподиаконами, то и в Московской епархии Его Преосвященства надлежит ставленнические допросы и справки производить в Декастерии приказным служителям, а не им иподиаконам, и не певчим».
Архиепископ Иосиф утвердил представление декастерии, поручив ставленическое делопроизводство декастерскому канцеляристу Ключареву.
В том же 1743 г. Синод предписал владыке Иосифу «учинить с достоверным свидетельством осмотр и с надлежащею описью у построенных в Москве вновь церквей святые алтари, на восток ли построены, и в тех новопостроенных и в старых церквах нет ли где в писании святых икон с каких иностранных кунштов, а не по древнему православно-восточныя греческого исповедания церкви обычаю, и неискусным мастерством писанных, или же (кроме распятия Господня) резных образов, каковых иметь запрещено, и внутрь алтарей святые престолы одеждою покровенны до пола ли или точию доски поверх накрыты и в прочем внутрь церквей строении и украшении, какая где православновосточному церковному обычаю есть перемена, подробную, а ту опись со изъяснением, чьим то позволением и когда учинено, а притом и о поправлении еще что по усмотрению его преосвященства явится, мнение свое прислать в Святейший Синод». Однако на эту титаническую работу у архиепископа Иосифа, штат архиерейского дома которого и в 1744 г. не был укомплектован, не было ни средств, ни возможностей. Поэтому 15 февраля 1745 г. Синод вновь приказал исполнить прежнее распоряжение, а виновных в неисполнении «консисторских управителей и секретарей и прочих приказных служителей» подвергнуть штрафам.
Как писал сам Преосвященный в Синод 16 апреля 1744 г, при нем состояли лишь один священник, два иеромонаха и один монах, причем все они не получали жалованья и «довольствовались от Его Преосвященства кошта». К тому же не было самой необходимой церковной утвари и облачений. Отдельно для строительства «пристойных палат» для архиерея владыка испрашивал у Синода 3000 рублей. Всего же архиепископ Иосиф испрашивал общий штат Московского архиерейского дома с содержанием на 15404 руб. 50 коп. в год.
23 мая 1744 г. Синод рассмотрел вопрос о содержании архиепископа Иосифа впредь до утверждения штата его архиерейского дома и приказал: «Ея Императорскому Величеству Самодержице Всероссийской от Святейшего Синода подать всеподданнейший доклад, в коем изобразить, что по рассуждению Святейшего Синода Его Преосвященству, для представленных от него нужд, со времени вступления его в Члены другую половину жалованья в тысячу в пятьсот рублей додать и впредь до утверждения о доме Его Преосвященства штата по окладу его производить полное, по тысяче по пятьсот рублей в год надлежит, чего ради и всенижайше Ея Императорское Величество просить на оное Всемилостивейшего Ея Императорского Величества указа». Указ государыни об этом последовал 2 июля того же года. Штат же, представленный владыкой, утвержден не был, так как уже тогда были намечены перемены по составу епархии.
23 мая 1744 г, в тот же день, когда рассматривались финансовые вопросы, Синод указал архиепископу Иосифу «монашествующих расстриг», присланных в Москву в Новодевичий монастырь для расследования их «богопротивных сборищ» из Архангелогородской епархии, разослать «в другие крепкожительные Московской епархии девичьи ж вне Москвы обретающиеся монастыри порознь».
Преосвященный Иосиф особое внимание обращал на внешний вид подведомственного духовенства, который часто был неподобающе сану. Еще 31 октября 1743 г. через секретаря декастерии он объявил, чтобы «отсылаемые для обучения в Заиконоспасский училищный монастырь ставленники, производящиеся в попы и диаконы, имели на себе одежду священническую, т. е. рясу и проч., а на ногах сапоги; а без того оных ставленников к обучению не принимать». Об этом же был послан указ ректору Славяно-Греко-Латинской академии Порфирию (Крайскому). 2 января 1744 г. архиепископ Иосиф предписал: «ежели кто из ставленников будет приходить в Спасский монастырь для подобающего им учения не в надлежащих священному чину одеяниях и лаптях, таковых в учение не принимать, и по учении на челобитных не подписывать». Во все духовные правления Московской и Владимирской епархии Преосвященный послал указы с объявлением: «ежели кто к произведению во священники и диаконы будут от тех духовных правлений требовать отписок таковым ставленникам, ежели они не в надлежащей священническому чину одежде, т. е. в сером кафтане и лаптях придут, отнюдь отписок не давать, и притом обязывать их подписками, чтобы им ходить в одежде подобающей священническому чину, т. е. в рясах и сапогах, под опасением за неисполнение наказания. А которые к церквам в попы и диаконы посвящены, и над теми оных духовных правлений управителям иметь смотрение, дабы они те приличествующия к священному чину одежды носили без всякого отлагательства. Також и церковники, которые для взятья новоявленных памятей будут высылаться в Москву, и тем велеть всемерно ж оныя приличествующия одежды иметь, а нежели не будут, доношений о достоинстве их не принимать». Любопытно, что просителей на священнические и церковнические места архиепископ Иосиф лично сам экзаменовал в чтении.
18 июня 1744 г. Синод доложил императрице о необходимости образования новых епархий из бывшей Синодальной области, а к тому времени епархии Московской и Владимирской. Необходимость преобразований мотивировалась тем, что «Московскому Преосвященному, за множеством в епархии его церквей и монастырей, по обширности и дальнему расстоянию некоторых городов и уездов, в правлении церквей святых и в делах челобитчиковых, единому исправиться невозможно». Синод испрашивал разрешения учредить 4 новые епархии: Переяславскую, Костромскую, Владимирскую и Тамбовскую. Тогда же было указано, что следует «Московскому архиерею титуловаться Московским и Севским», так как Владимир становился центром отдельной епархии. Для жительства владыки Иосифа определялся Московский Чудов монастырь. Указ императрицы Елизаветы Петровны об учреждении новых епархий и изменении титула архиепископа Иосифа последовал 16 июля 1744 г. 23 июля того же года ему был-таки передан Чудов монастырь со всем строением и доходами, зато годовое жалованье вместо 1500 рублей ему было существенно убавлено.
22 июня того же года Синодальным указом Московская духовная декастерия была переименована в консисторию и затем переведена с синодального двора у собора 12-ти апостолов в деревянные палаты в Чудовом монастыре. Владыка Иосиф был сторонником того, чтобы должности членов консистории и духовных правлений занимали представители духовенства, а не светские чиновники, «для того, что духовным персонам от светского человека судимым и по случающимся делам штрафованным быть весьма неприлично». 11 июля 1744 г. архиепископ Иосиф в качестве члена Св. Синода участвовал в торжествах в Московском Кремле в присутствии императрицы Елизаветы Петровны по случаю заключения мира со Швецией и служил литургию в Успенском соборе.
С 15 декабря 1744 г. по случаю переезда Святейшего Синода из Москвы в Петербург, архиепископ Иосиф назначался председательствующим в Московской синодальной конторе «для правления дел».
Еще и 23 января 1745 г., уже после указов об образовании новых епархий (в том числе и Владимирской) в рассматриваемом в Синоде указе императрицы о порядке сношений Московской синодальной конторы с Святейшим Синодом, архиепископ Иосиф назван с титулом «московский и владимирский». 18 февраля 1745 г. Синод предписал владыке Иосифу «своим усмотрением» назначить двух священников и четырех церковников в состав посольства, отправляемого в Персию. 5 марта Синод по поводу расследуемого дела в Москве «сборищ неких суеверцев в подобие квакерской ереси» указал архиепископу Иосифу об организации проповеднической работы с москвичами по отвращению их от ереси: «дабы его преосвященство некоторых знатных московских церквей учительным священником с довольным от себя из приличествующего святых отец писания наставлением наикрепчайше подтвердил, дабы они в пристойные дни преподавали к народу надлежащее о удалении и о остережении себя от такового, и тому подобного злочестия увещании с ясным о той ереси, колико она душегубительна и вредна есть, истолкованием, а кто таковой ересью до ныне заражен и в смущении находится, оные б для надлежащего увещания и наставления являлись к епархиальному архиерею, яко пастырю своему, которых его преосвященство по архипастырскому долгу своему духом кротости чрез пристойныя увещания на истинный путь наставлять имеет...»
11 марта последовал уточняющий синодальный указ владыке Иосифу по поводу «исследования квакерской ереси», дабы в случае обнаружения злоумышления еретиков на государыню, такие бы злоумышленники из духовного ведомства передавались бы в Тайную канцелярию. В этом указе Высокопреосвященный Иосиф вновь поименован архиепископом Московским и Владимирским. Очевидно, в связи с тем, что владимирский архиерей еще не был назначен, московский владыка титуловался по-прежнему до самой кончины. 31 мая 1745 г. Высокопреосвященному Московскому были подчинены церкви Троицкой десятины, находящиеся в Московском уезде.
В 1745 г. по новой росписи в Московской епархии оставались следующие города: Москва с 7-ю десятинами, Калуга, Таруса, Алексин, Карачев, Севск, Брянск, Оболенск, Трубчевск, Рыльск, Путивль, Белопольск, Мосальск, Малоярославец, Медынь, Серпухов, Боровск и Звенигород с общим числом церквей 1960.
При архиепископе Иосифе и под его «смотрением» в Москве была «правлена и набело переписана» Псалтирь, «только без означения в ней мест параллельных».
Архиепископ Московский и Севский Иосиф (Волчанский) скончался 10 июня 1745 г. в Москве в Донском монастыре. Как сообщала Московская духовная консистория в Синод, почивший владыка был «за настоящим ныне воздухом превеликия теплоты по соборнем отпетии чина погребения» похоронен в «кафедральном Чудовом монастыре при церкви архистратига Михаила в надлежащем месте».
Но перед кончиной владыка Иосиф просил члена Синодальной конторы архимандрита Воскресенского монастыря Иллариона, чтобы его тело было погребено в том монастыре. Поэтому 1 июля Синод определил: «по вышепоказанному завещанию оное поставленное в Чудовом монастыре покойного преосвященного московского тело и с гробом убрав во особливый твердый ящик и отовсюду оный на слоях утвердив и сверх того толстым парусинным холстом тот ящик оклеив и засмолив накрепко, чтоб никакой от оного духоты сквозь доски пройти не могло, и ежели какой крайней невозможности не окажется, для погребения во оный Воскресенский монастырь пристойным образом отправить».
Брат владыки Иосифа епископ Иероним (Волчанский) с 1734 г. был «старшим иеромонахом», а потом и игуменом «великого княжества Литовского города Вильны монастыря Сошествия Святого Духа»...
Владимирская епархия.
Платон I (Малиновский) - временно управляющий Владимирской и Арзамасской епархией (03.07.1745-20.03.1748).