Главная
Регистрация
Вход
Четверг
15.11.2018
19:22
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 537

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [972]
Суздаль [314]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [312]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [5]
Собинка [49]
Юрьев [114]
Судогда [37]
Москва [42]
Покров [71]
Гусь [101]
Вязники [183]
Камешково [54]
Ковров [278]
Гороховец [76]
Александров [159]
Переславль [91]
Кольчугино [37]
История [15]
Киржач [39]
Шуя [84]
Религия [2]
Иваново [35]
Селиваново [13]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [28]
Писатели и поэты [9]
Промышленность [54]
Учебные заведения [20]
Владимирская губерния [21]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [22]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Платон I (Малиновский)

Платон I (Малиновский)

Преосвященный Платон (в мире — Павел Малиновский) был человеком непростой судьбы и выдающихся дарований. Он окончил Киевскую духовную академию, в 1721 г. занял там должность префекта (сменив о. Иосифа (Волчанского)), а в 1724 г. был переведен на тот же пост в Московскую Славяно-Греко-Латинскую академию. 15 марта 1725 г. (?) он был уволен по болезни в Киево-Печерскую Лавру.
В 1726 г. архимандрит Платон стал первым ректором новооткрытого Харьковского Коллегиума и архимандритом Харьковского Куряжского (Старохарьковского Преображенского) училищного монастыря. После смерти архимандрита Киево-Печерской Лавры Иоанникия (Сенютовича) о. Платон весной 1730 г. рассматривался в качестве кандидата на его место.
17 марта 1730 г. императрица Анна Иоанновна, на синодальный доклад с мнением о Платоне, что «он человек ученый и жития честного и был немалое время в Московской академии учителем и проповедником» и потому достоин занять пост архимандрита, наложила резолюцию «Быть по сему. Анна». Архимандрит Платон был уже вызван в Синод для поставления, но 18 апреля по докладу Иностранной Коллегии императрица решила уже по-другому, предпочтя архимандрита Романа (Копа). А о. Платон 21 июля 1730 г. был назначен архимандритом Костромского Ипатьевского монастыря и членом Св. Синода.
В 1731 г он рассматривался в качестве одного из кандидатов на Белгородскую кафедру, но утвержден не был.
Как противник всесильного тогда архиепископа Феофана (Прокоповича) архимандрит Платон 12 августа 1732 г. был арестован в Петербурге и взят в Тайную канцелярию по делу архиепископа Тверского Феофилакта (Лопатинского). Там в заключении он провел более шести лет, неоднократно подвергался пыткам при допросах. В вину, в частности, ему ставился перевод сочинения в защиту Стефана (Яворского), составленного доминиканцем Рибейра. Содержась в тюрьме без жалованья и кормовых денег, о. Платон в мае 1735 г. просил выдать ему 100 руб., которые еще в 1732 г. оставил на сохранение архимандриту Московского Заиконоспасского монастыря Софронию (Мигалевичу). В декабре того же года Синод распорядился выдать вначале 50 руб., а потом — еще столько же.
13 декабря 1738 г. (в тот же день был осужден и владыка Феофилакт), лишенный сана и монашества, с мирским именем Павел прежний синодальный член был сослан «в Камчатку» навечно. Однако управлявший тогда обширной Иркутской епархией, куда входила и камчатская область, епископ Иркутский Иннокентий II (Неронович), испытывая нужду в образованных учителях, определил Павла Малиновского преподавателем школы при Иркутском архиерейском доме. После воцарения императрицы Елизаветы Петровны епископ Иннокентий ходатайствовал перед государыней и Синодом о возвращении сана опальному. Митрополит Тобольский Арсений (Мацеевич) тоже ходатайствовал за опального. Когда митрополит Арсений приехал в Тобольск, то к нему из сибирской ссылки прибыл и архимандрит Платон (Малиновский). Владыка Арсений дал ему клобук, одеяние и велел служить вместе со всем духовенством в соборе молебен о восшествии императрицы Елизаветы Петровны на престол. Уведомляя государыню об этом, митрополит Арсений пояснял, что отец Платон страдал «по единой злости плута Остермана». Синод с согласия императрицы постановил восстановить о. Платона в монашестве и сане архимандрита и предназначил его в настоятели одного из московских монастырей. Но архимандрит Платон, дабы восстановить душевные и телесные силы, отпросился на жительство в Киево-Печерскую Лавру.
Однако при дворе не забыли столь пострадавшего в царствование Анны Иоанновны отца архимандрита. 30 июля 1742 г. Синод поручил архимандриту Платону (Малиновскому) сочинить «наставление кающимся, болящим, умирающим и на смерть ведомым», вероятно, учитывая не только таланты потенциального автора, но и особенности его биографии. 1 сентября того же года именным указом императрицы, которым объявлялось сразу несколько архиерейских назначений, архимандрит Платон был определен на Крутицкую кафедру. 19 сентября 1742 г. в Успенском соборе московского Кремля и в присутствии государыни о. Платон был хиротонисан во епископа Сарского и Подонского, на место ушедшего на покой 1 сентября того года архиепископа Крутицкого Леонида. 1 марта 1743 г. епископу Платону Синод повелел представить заказанную прежде «книжицу» «немедленно».
В 1744 года преосвященный Платон был назначен членом Синода и получил сан архиепископа. Оставаясь в Москве, преосвященный Платон был первенствующим членом Московской Св. Синода Конторы и управлял Московской епархией, так как Московская кафедра после смерти Иосифа Волчанского (10 июня 1745 года) вдовствовала.

18 июня 1744 г. Св. Синод вошел к Императрице Елизавете Петровне с особым докладом об учреждении в некоторых городах, ближайших к Москве, самостоятельных кафедр. Св. Синод мотивировал свой доклад тем, что в Московской епархии сосредоточено было до 5 тысяч церквей и до 200 монастырей, управлять которыми одному архиерею «весьма невозможно, отчего размножается раскол и в делах челобитчиковых, також производимых во священство и в церковный причет волокита и многое продолжение чинится». Высочайшим указом, последовавшим 16 июля 1744 года, велено было «учредить против прежняго в знатных городах четыре епархии».
В 1744 г. из Синодальной области выделили отдельную Владимирскую епархию. Первоначально она именовалась Владимирской и Арзамасской.
По указу Св. Синода от 3 июля 1745 г. управление Владимирской епархией (а вместе с ней и Тамбовской) «до произведения в оныя епархии Архиереев» было поручено Московской Синодальной конторе, а нерешенные дела и другие бумаги оставались в ведении Московской духовной консистории. Фактически прежней Московской и Владимирской епархией, существовавшей при владыке Иосифе (Волчанском), в 1745-1748 гг. временно управлял архиепископ Сарский и Подонский (Крутицкий) Платон (Малиновский), занимавший пост первенствующего члена Московской синодальной конторы. Кроме своей Крутицкой епархии, он управлял епархиями Московской и Севской, Владимирской и Арзамасской, а также Тамбовской и Пензенской.

Платон I (Малиновский) - временно управляющий Владимирской и Арзамасской епархией (03.07.1745-20.03.1748).
Три года он управлял большей частью прежней обширной синодальной области. Впрочем, в эту пору он немалое время находился в Петербурге, откуда окончательно прибыл перед возведением на Московскую кафедру только в 1747 г.
В начале 1748 г. через епископа Псковского Симона (Тодорского) императрица Елизавета спрашивала у о. Платона о его состоянии здоровья и не согласен ли он принять Московскую кафедру. В ответ Преосвященный Платон в марте того же года писал государыне: «...что касается до болезни моей, то я больше в безнадежии остаюсь, дабы мне впредь возможно быть могло прийти в совершенное здравие, и епаршеския всякия дела великия тяжести носити; последовательно не только при Московской, но и при Крутицкой епархии быть не желаю; а ежели бы за старостью моею и неудобоисцельною болезнию окончати прочее жизни своея на обещании моем в лавре Киевопечерской, ежели бы в том воля Божественная, и я бы возмогл быть пожалован высокомонаршею Вашею Императорского Величества милостию, о которой рабски прося и повергая себя к ногам Государыни, на ту едину по Бозе уповаю».
Однако, императрица настояла на своем, и 21 марта 1748 г. Преосвященный Платон был назначен архиепископом Московским и Севским. Этот его титул Синод уточнил своим указом 16 мая 1748 г.
Именно Преосвященный Платон содействовал организации епархиальных учреждений во Владимире. В апреле 1748 г. Синод предписал «об отсылке из Московской Консистории по той Владимирской епархии решенных и нерешенных и всякого звания дел; також и с полученных из св. Синода указов и форм разного звания ведомостей, верных копий и прочего всего, к правлению епархии следовательного с описьми, а особливо с ведомостями, сколько в которых той епархии городех, пригородех уездех монастырей и церквей ныне на лицо по званиям порознь имеется, присовокупив к сему потребное число из оной же Московской духовной консистории канцелярских служителей».
20 марта 1748 г. архимандрит владимирского Рождество-Богородицкого монастыря, постоянный член Синода с 1742 г. Платон II (Петрункевич) был хиротонисан во епископа Владимирского и Яропольского (20 марта 1748-16 апреля 1757).

Архиепископ Московский Платон оказал большое содействие епископу Владимирскому Платону. По распоряжению московского Преосвященного, «все дела, находящиеся в Московской Консистории по Владимирской епархии, решенные и нерешенные всякого звания безъизятно, не оставляя из оных ничего, також и присланныя по этой епархии из духовных Правлений великопостныя книги (исповедныя росписи) и прочее, что до той Владимирской епархии касается, отобрать немедленно». По выбору архиепископа Платона (Малиновского) в Московской духовной консистории были отобраны канцелярские служители, которые вместе с делами и были препровождены во Владимир для укомплектования тамошней консистории.
В Московской епархии владыка остался памятен многими преобразованиями. Он устроил архиерейский дом в Московском Чудовом монастыре, вывел из синодального дома епархиальную консисторию, завел иподиаконов, отдельных от синодальных, завел свой архиерейский хор. Первым регентом этого хора стал малороссиянин Прокопий Прокофьев Зарецкий. Ему было поручено набирать певчих как в Москве и Московской епархии, так и в Малороссии. Однако карьера Зарецкого оказалась короткой. Во время путешествия в Серпухов он загулял, стал брать взятки (с духовенства и церковников, не желающих отдавать сыновей в певчие) и был наказан плетьми, и от хора отрешен. Регент Чудова монастыря иеродиакон Пантелеймон вновь получил от Преосвященного приказание набирать певчих если не в самой Малороссии, то рядом с ней в Севске, Рыльске, Путивле, Брянске и Белополье.
Преосвященный Платон вообще окружил себя земляками с Украины (Малороссии). Даже наместником Чудова монастыря с 9 октября 1751 г. стал игумен Сила из Черниговской епархии, а чудовским экономом владыка назначил иеромонаха Киево- Печерской Лавры Иосифа (Тимошевича).
Владыка Платон зарекомендовал себя как гуманный архиерей. Перенесенные страдания не озлобили его, но сделали мудрее, мягче и терпимее к людским недостаткам. Настоятелям монастырей своей епархии он рекомендовал обращаться с братией не жестокосердно, но кротко, «утверждая их в житии монашеском не жезлом ярости и биения, но словом кроткого наставления и собственной жизнью; немощи их сносить терпеливо, держать жезл правления без гордости над подчиненными, а в сознании, что держащий такой жезл является кормчим духовного корабля; пасти врученную паству, как своих детей, всем оказывать равную любовь, малодушных утешать, немощных утверждать и врачевать духом кротости».
Архиепископ Платон учредил в Москве благочинных — по два в каждом сороке. В благочинные консистории предписывалось назначать ученых священников, а утверждал кандидатов лично Преосвященный. Владыка Платон составил подробную инструкцию благочинным, содержащую подробные и заботливые наставления по всем сторонам епархиальной жизни. Среди прочего, давалось наставление, соответственно которому должны были наставлять духовенство оо. благочинные: «в народные зрелища, как-то: в оперный дом, на конское ристание, на праздничные гульбища, на качели, на медвежьи травли, псовую охоту и прочая кощунства отнюдь не ходить, в карты и шахматы не играть, денег в лихву не отдавать, по мирским людям не поручаться...»
Преосвященный Платон (Малиновский) впервые учредил набедренник в качестве награды для духовенства. Владыка был защитником духовенства от притеснения сильных мира сего — дворянства и вообще светских властей. Он старался повысить образовательный уровень пастырей и в 1753 г. предписал всему духовенству епархии изучить катехизическое учение, а также все, касающееся их должности. В случаях притеснения духовенства епархии помещиками, владыка защищал священников, причем подходил к этому вопросу очень принципиально. Например, 24 августа 1751 г. священник города Серпухов Сергей Стефанов по дороге в приходское сельцо Мокрое подвергся нападению прихожанина князя Ивана Вяземского, который бил священника плетью, пинал ногой св. Дары и чинил прочие непристойности и богохульства. Преосвященный в Синоде высказался за предание Вяземского вечному заточению в монастыре, что и было утверждено 25 августа 1753 г.

В начале 1750 г. Преосвященный Платон был вызван в Петербург для присутствия в Синоде, где для «способнейшего его жительства с находившимися при нем духовными лицами и светскими служителями» разместили на подворье Чудова монастыря на Васильевском острове во 2-й линии, здание которого было куплено у архитектора Трезини. Оттуда он вернулся только в конце февраля 1752 г, отпущенный «на год для осмотрения епархии». Летом того же года Преосвященный собрался в поездку по Московской епархии и посетил Калугу и соседние территории. А марта 1753 г. архиепископ Платон присутствовал в Синоде при объявлении указа келарю Троице-Сергиевой лавры Афанасию (Волховскому), назначенному Лаврским архимандритом, а 7 марта участвовал в посвящении о. Афанасия в сан архимандрита в Успенском соборе Московского Кремля вместе с архиереями Илларионом Крутицким, Гавриилом Коломенским, Антонием Вятским и Черногорским владыкой Василием Петровичем.
18 апреля 1753 года, в неделю о Фоме, в большом Успенском соборе Московского Кремля архиепископ Платон совершил хиротонию наместника Александро-Невской лавры Софрония (Кристалевского) во епископа Иркутского и Нерчинского. Преосвященный Платон преподал ему отеческие наставления на предстоящий подвиг, так как был хорошо знаком с особенностями сибирского духовного быта, предупреждал о своеволии местных властей и советовал подобрать надежных помощников.

Интересна следующая история. В 1753 г. студент Московской духовной академии Некрасов захотел стать дьяконом Преображенской церкви в Наливках и получил без борьбы так называемый заручный выбор от прихожан этой церкви. Но купец Азбукин — «воротило» в приходе, собрал от группы прихожан «заручный выбор» (т.е. выборные голоса за собственноручными подписями) в пользу другого кандидата. Вскоре Некрасов явился на пробную службу в церкви — показать свой голос и искусство чтения. После литургии священник объявил с амвона, что вот данный студент богословия Некрасов собирается быть у них дьяконом. На это Азбукин заявил: «я де плюю на богословие, и что нам есть от богословия?» В следующий раз во время чтения часов, тот же Азбукин, подойдя к Некрасову, «с бесчестием и студом немалым сослал его с клироса, и он взят был священником в алтарь». Когда после литургии священник вторично обратился с рекомендацией Некрасова, «тогда он, Азбукин, и прочие его партизаны, всячески поношающе говорили, что им школьников отнюдь не надобно, и пусть школьники идут в села и учат там деревенских мужиков, а московские жители до них де переучены, да и лучше их. И ежели школьник впредь придет в их церковь, они генеральное определение положили — и метлой из церкви выгнать». Московский архиепископ Платон (Малиновский) вступился за Некрасова и дал почувствовать Азбукину, что есть законные пределы самодурству. Его резолюция гласила: «Азбукина, сыскав и призвав в консисторию и объявив ему Регламент Духовный о студентах, допросить: для чего он противится Именному Указу Государеву и для чего мужик простой, безстудный, в церковное дело вступает?» Азбукин пытался, как подведомый магистрату, не являться в консисторию, но магистрат приказал подчиниться архиерею. Азбукин выслушал консисторский выговор, и Некрасов был формально назначен на место.

В начале июня 1754 г. Преосвященный Платон занемог так сильно (он давно уже страдал водянкой), что на консисторские доклады отдавал только словесные приказания.
Архиепископ Платон (Малиновский) скончался в первом часу утра 15 июня 1754 г. и в тот же день епископом Переяславским Амвросием (Зертис-Каменским) был погребен в Михаило-Архангельской церкви Чудова монастыря близ места погребения архиепископа Иосифа (Волчанского).
После его кончины эконом Чудова монастыря о. Иосиф объявил, что личных денег Преосвященного оставалось всего 20 руб., да и те по приказанию владыки в канун его кончины были розданы в милостыню нищим. Поэтому истраченные на погребение архиепископа Платона 500 руб. «из наличных кафедральных Чудова монастыря денег» Московская Синодальная контора возместила 16 июня. Тогда же синодальным определением было повелено «для погребения тела преосвященного и впредь будущих таковых же случаев, устроить в Чудовом монастыре при церкви Архистратига Михаила, подле алтаря, по левую сторону под папертью против жертвенника, усыпальное место и по погребении, праздные места заклав кирпичными стенками и сделав для входа двери, над телом его преосвященства устроить гробницу с приличным надписанием». После Преосвященного остались 172 книги, из которых 5 были высланы в Синод в Петербург, по одной — переданы в Черниговскую епархию и Славяно-Греко-Латинскую академию, а остальные оставлены в Чудовом монастыре.
По преданию, в честь архиепископа Платона (Малиновского) получил имя при наречении в иночество Платон (Левшин) — один из его преемников на Московской кафедре и будущий митрополит.

Труды Платона:
Слово в неделю вторую по сошестии св. Духа. М., 1742.
Два слова на тезоименитство императрицы Елизаветы Петровны. М., 1744 и М., 1746.
Два слова на день рождения Елизаветы. М., 1745, М., 1752.
Слово на день восшествияЕлизаветы на престол. М., 1747.
Письмо с отказом от архиерейства (напеч. в ст. Чистовича Феофан Прокопович).
Владимирская епархия.
Иосиф (Волчанский) - Архиепископ Московский и Владимирский (1 сентября 1742 — 10 июня 1745).
Платон I (Малиновский) - временно управляющий Владимирской и Арзамасской епархией (03.07.1745-20.03.1748).
Платон II (Петрункевич) (1700-1757) - Епископ Владимирский и Яропольский (20.03.1748–16.04.1757).

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (10.03.2018)
Просмотров: 152 | Теги: Москва, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика