Слово о святых равноапостольских Кирилле и Мефодии (1994 г.)
Протоиерей Георгий ГОРБАЧУК. Из истории установления православия на Владимирской земле
В период с 23 по 29 мая 1994 года в культурной жизни Владимира произошло значительное событие - наш древний город стал центром всероссийского празднования дней славянской письменности и культуры. Эти ежегодные торжества приурочены к 24 мая - дню церковной памяти славянских первоучителей святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Естественно, что церковное чествование заняло в программе Дней соответствующее место.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II церковные торжества во Владимире были возглавлены, членом Священного Синода митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием с сонмом архиереев Русской Православной Церкви. В них приняли участие представители Российского правительства, областной и городской администрации, деятели науки, культуры и искусства, зарубежные гости, многие жители Владимира, области и других регионов России.
Ниже публикуем СЛОВО, произнесенное за Божественной литургией 24 мая в Успенском кафедральном соборе ректором Владимирского православного духовного училища, настоятелем Спасо-Преображенского и Свято-Никольского храмов, что у Золотых ворот г. Владимира, протоиереем Георгием Горбачуком.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Христос воскресе!
"Идите, научите все народы, крестя их во Имя
Отца и Святого Духа, уча их соблюдать все, что
Я повелел вам, и се Я с вами во все дни до скончания века"
(Мф. 28, 19 - 20).
Вот уже две тысячи лет, исполняя это божественное повеление Воскресшего Спасителя, Церковь Христова несет племенам и народам земли свет Евангельского благовестия. Труды и подвиги святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, первоучителей славянских народов в вере Христовой, память которых мы ныне светло празднуем, есть яркий пример этого победного шествия истины Божией по земле сквозь века и тысячелетия.
Значение равноапостольных трудов святых Кирилла и Мефодия для христианизации славянских народов и привлечение их в ограду Вселенского Православия общеизвестны. Как общеизвестна и их роль в истории развития славянской письменности и культуры. Именно со второй половины IX века христианская культура славянских народов начала входить в историю мировой культуры как самостоятельный и значимый элемент.
Святые Кирилл и Мефодий принадлежат всем славянским народам. Они дали славянам азбуку, создали национальные славянские церкви, благодаря чему ВСЕ славяне стали православными. Это не преувеличение.
В относящемся к XV веку "Сказании о славянской письменности" читаем: "Научил он (равноапостольный Кирилл) Моравию, Ляхов, Чехов и другие народы, и веру православную утвердил среди них, и писал книги на славянском языке. Потом, когда прошло много лет, пришел Войтех в Моравию к Чехам и Ляхам, и уничтожил истинную веру, и славянскую грамоту отбросил, и ввел латинскую веру, и иконы истинной веры сжег, епископов и пресвитеров уничтожил, а других прогнал".
К примеру, общеизвестно, что в такой традиционно католической стране, как Польша, полная романизация христианства происходит лишь в XIII веке. Тогда и были почти полностью ликвидированы следы первичного кирилло- мефодиевского христианства на ее землях. И, быть может, только церковная песнь "Богородица Девича", свидетельствующая о сильном влиянии гимногра- фии греческой, а не латинской, творение, типичное для кирилло-мефодиевской литургической традиции, осталось на долгие века как бы завещанием святых братьев, стоявших у колыбели славянского, в том числе и польского, христианства.
Мы собрались сегодня во граде, который основан и носит имя равноапостольного Крестителя Руси святого благоверного великого князя Владимира, в этом древнем соборе, чтобы ПРАВОСЛАВНО вознести наши молитвы к Богу. Но далеко не всегда мы глубоко сознаем, что основная заслуга в утверждении на Руси Православия должна быть отнесена в первую очередь к святым Кириллу и Мефодию и уже после них прилично поминать князей Аскольда, Ольгу, Владимира и других равноапостолов Руси.
Киевский князь Аскольд после удачного похода на Константинополь в июне 860 года (русские ладьи возвратились домой с богатым выкупом) в октябре-ноябре того же года прислал в Константинополь посольство для заключения договора "любви и мира". Продолжатель византийской "Хроники Феофана" говорит, что "посольство их прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в святом Крещении, что и было исполнено". С этой целью Патриарх Фотий направляет в Киев своего ученика Кирилла с его братом Мефодием. Незадолго до того, в 855 году, святым Кириллом была составлена славянская азбука и переведено на славянский язык Евангелие. Зиму 860-861 года братья провели в Херсоне, а весной 861 года были уже у князя Аскольда в Киеве.
Аскольд, как потом и Владимир, столкнулся в свое княжение с нелегким делом - выбором вер. Уже в IX веке чувствовалось, что невежественное язычество не соответствует поступательному движению в духовном и государственном становлении Руси. Под благодатным влиянием Солунских братьев князь сделал выбор в пользу Православия.
В конце 861 года Кирилл и Мефодий вернулись в Константинополь и привезли с собой послание Киевского князя императору Михаилу III.
Аскольд благодарил императора за присылку "такого мужа, который показал словом и примером, что христианская вера – святая". "Убедившись, - писал далее Аскольд, - что это - истинная вера, повелели мы всем креститься по своей воле в надежде и нам достигнуть святости. Мы же все - друзья твоему царству и готовы на службу твою, когда потребуешь".
Аскольд принял святое Крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины. Непосредственно из Царьграда, столицы Православия, трудами святых апостолов славянства пришли на Русь славянское Богослужение и славянская письменность. В Киев был назначен святителем Фотием митрополит Михаил, и русская митрополия была внесена в нотиции - списки епархий Константинопольского Патриархата. Святой Патриарх Фотий в Окружном послании 867 года среди главных достижений своего первосвятительского служения называет Крещение болгар и русских. "Руссы, которые подняли руку против Римской державы, - писал он, почти дословно цитируя послание Аскольда, - в настоящее время даже и они променяли нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную веру христианскую, с любовью поставив себя в чине подданых и друзей наших... И до такой степени разгорелись в них желание и ревность веры, что они приняли епископа и пастыря, и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностию".
Таким образом, каноническое основание Русской Православной Церкви в связи с открытием митрополии в Киеве положено благодаря равноапостольным грудам святых Кирилла и Мефодия. Они - наши Отцы, и все мы, русские православные христиане, их духовные чада.
Спустя столетие князь Владимир шел уже проторенной дорогой. Благодаря миссионерской деятельности святых братьев южные и западные славяне были сориентированы на православный образец христианства. Владимир, как человек проницательного, государственного ума, не мог не видеть этого. Он, несомненно, понимал, что выбор иной веры, иной конфессиональной направленности, нежели Православие, едва ли будет способствовать решению одной из центральных задач - укреплению взаимопонимания и единства славянских племен, народов и государств. В этом смысле труды святых Кирилла и Мефодия предопределили само бытие Русской Православной Церкви.
День памяти святых Кирилла и Мефодия по праву воспринимается славянскими народами как день всеславянского единения.
Действительно, единение - великое благо, великий дар Божий. Оно изначально, первично, укоренено в творческом действии Божии. Апостол Павел говорит: "От одной крови Он (Бог) произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию" (Деян. 17, 26).
Было бы слепо не видеть, что мировой исторический процесс движется двумя силами:
1. сознанием коренного единства человеческого рода, о чем учит апостол Павел, и
2. осознанием национального своеобразия народов, составляющих человечество, потому что Сам Бог в духовно-нравственных целях разделил его на "племена и языки".
Единение первично. Разделение же вторично и, в конечном счете, временно, как мера вынужденная.
Вавилонская башня, о которой повествует библейская книга "Бытие" в связи с рассеянием первонародов по земле, есть памятник не только человеческой гордыни и слепоты: "и сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя", - но выражение глубокой печали и поистине мировой скорби о распадающемся единстве человеческого рода: "сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли". (Быт. 11,4).
Попытка создать мировой центр, материальный символ человеческого единства в виде храмовой башни - зиккурата, конечно, заранее была обречена на неудачу, так как сами строители уже не носили в себе подлинной духовной цельности, разрушенной в них грехом. И первоединство человечества распалось. Гонимые страхом Божественного нисхождения, отчужденные друг от друга катастрофой смешения языков, уходят люди с земли Сеннар от опаленных и разрушенных стен Вавилонской башни. Уходят, чтобы бороться, страдать, заблуждаться, искать, искать утраченное единство. В своем заблуждении они пытаются возвратить его любыми способами и путями, уже не взыскуя Бога и воли Его, опираясь лишь на свои силы и разумение.
Богоданное устремление человеческого духа к единению и миру вырождается в мечту о мировом господстве, ради которой проливаются реки крови, уничтожаются целые народы, угнетается все творение Божие. Апостол Павел свидетельствует: "тварь доныне стенет и мучится".
Единение, которое может созидаться единственно на любви к Богу и людям, на жертвенном служении им, строится на порабощении, насилии, лжи и обмане, на богоборчестве. Попытки возродить Вавилонскую башню тотального объединения, достичь всепланетного единства по схеме Вавилона не прекращались тысячелетия. Отношение к идее Вавилона оказалось своеобразным духовным стержнем мировой истории послепотопного человечества, одним из важных показателей духовного состояния народов и государств.
Наш XX в. дал два ярчайших и печальнейших примера попыток "вавилонского объединения" - богоборческий коммунизм, который якобы "во имя человека и для блага человека" принес миру неисчислимые бедствия, и германский фашизм с его упованием не только на человеческие, но и на оккультные силы.
Но был и есть другой, богоданный путь. Христианство изначально предложило ненасильственно реализовать коренное устремление человечества к единству в ограде Вселенской церкви Христовой, "где нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Кол. 3, 11).
Славянские народы, народы исконно христианские, воспитанные на законе Евангелия, которое принесли им празднуемые ныне Солунские братья, должны не забывать, что всеславянское объединение есть только часть всечеловеческого единения во Христе, который послал своих учеников научить "все народы" и служением любви, обращенным к миру, содействовать достижению этой великой цели во исполнение Его завета - "Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня" (Ин. 17. 21).
Аминь.
Владимирская епархия.
Copyright © 2020 Любовь безусловная |