Воины-интернационалисты земли владимирской во Вьетнаме Часть 1
Полюлях Василий Иванович
Родился в 1933 году в Полтавской области Украины.
В 1952 году закончил 10 классов и поступил в Вильнюсское радиотехническое училище войск ПВО страны. В 1954 г. по окончании его, был направлен в Московский округ ПВО. В 1955 году направлен в город Владимир в только что сформированное радиотехническое училище ПВО командиром взвода курсантов. Через год после основания на базе училища были созданы Центральные офицерские курсы войск ПВО страны, где Полюлях В.И. стал техником лаборатории матчасти РЛС. На ЦОКе прошел службу в должностях начальника лаборатории, преподавателя, старшего преподавателя и заместителя начальника цикла матчасти РЛС.
С мая 1967 г. по май 1968 г. находился в спецкомандировке во Вьетнаме.
Уволился в 1986 г. в звании полковника.
За выполнение интернационального долга имеет медали "Дружбы" и "За боевые заслуги".
БОЕВОЙ ОПЫТ ВЬЕТНАМА
Вспоминаю событие 1967 года, когда двум офицерам, одним из которых был я, Центральных офицерских курсов войск ПВО страны пришлось убыть в спецкомандировку во Вьетнам. Готовилась поездка тщательно: медицинская комиссия, мандатная комиссия в Генеральном штабе, инструктаж в ЦК КПСС. 19 мая 1967 пода группа специалистов-локаторщиков с аэродрома Чкаловский специальным рейсом была направлена по месту назначения с заездом в город Красноводск, где на борт самолета был погружен офицерский состав зенитно-ракетною полка во главе с ею командиром. После остановки в Иркутске самолет взял курс на Пекин. Это было тяжелое время во взаимоотношениях СССР с Китаем. В Китае в то время полным ходом шла так называемая культурная революция. В Пекине нас встретила кричащая толпа хунвейбинов, готовая расправиться с нами прямо на взлетно-посадочной полосе. Откуда только узнали о нашем прилете? Но все обошлось благополучно и чешскими Икарусами нас отвезли в гостиницу. В аэропорту нас встречал представитель советского посольства, который снабдил нас некоторым количеством китайских юаней, что позволило сносно питаться несколько дней. Дело в том, что аэродром Най-Бай во Вьетнаме был в то время сильно разбит, и мы вынуждены были оставаться в Пекине несколько дней. Организовали для нас экскурсии. Удалось увидеть в Пекине шарообразное здание заседаний съезда народных представителей, построенное без единого гвоздя. Попробовали блюда богатейшей китайской кухни. Спать приходилось на циновках (подстилках из бамбука) и подушках, набитых фасолью. Через несколько дней, ночью нас перебросили самолетом во Вьетнам. Вьетнамская земля встретила нас прелым, сырым запахом воздуха, высокой влажностью и температурой. Климат для здоровья тяжелый - 100% влажности и высокая температура. Первое время дышалось тяжело, все тело покрывалось липким потом. Но русский человек привыкает ко всему. И мы научились не замечать этого климата. Страна богата рисовыми полями, банановыми рощами и плантациями ананасов. В предгорьях джунгли со своеобразным растительным и животным миром. Заросли настолько плотные, что приходилось делать специальные вырубки для продвижения вперед. Очень много бамбука. Он является почти стратегическим материалом: зеленые побеги используются в пищу, стволы - для строительства бунгалов и для труб, по которым подается вода на рисовые поля, а в сухом виде как топливо. Для умывания и питья используется вода, только дважды прокипяченная для гарантийного уничтожения возбудителей различных болезней. Основными продуктами
являются рис и чай. Хлеб не пекут и не используют как продукт питания. Мне пришлось быть во Вьетнаме в то время, когда отмечали пятидесятилетие Октябрьской революции и Советской Армии. К этим праздникам каждому советскому специалисту присылали посылки, где наиболее ценными продуктами были буханка черного хлеба и баночка иваси. В джунглях и примыкающих к ним районах обилие различных тварей: всевозможных змей, ящериц, лягушек, мошкары, москитов. Есть небольших размеров змея (пятиминутка), укус которой смертелен. Поэтому особенно в ночное время приходилось ходить в резиновых сапогах, а спать под пологом, сделанном из марли. За год выпадает большое количество осадков, особенно в период дождей. Однако земля достаточно твердая и не представляла трудностей для автотранспорта. Большие территории занимают рисовые поля, с которых снималось по три урожая в год. Основной тягловой силой являются буйволы. Пребывание в стране было тяжелым во всех отношениях. Это прежде всего тяжелейшие климатические условия: высокая температура (около 40 градусов) и 100-процентная влажность. Громадное количество различных насекомых, климатические условия, загрязненность питьевой воды приводили к различным кожным и желудочно-кишечным заболевания. Питались бамбуковым супом, рисом и иногда мясом убитого буйвола. Жили в бунгалах без света, воды, в окружении большого количества змей, ящериц, лягушек, насекомых, разного рода птиц, животных и другого невидимого мира. Особенно тяжелыми были часы примерно с 11 до 17 часов. Практически жизнь в это время суток замирала, как с нашей, так и с американской стороны. Находясь во Вьетнаме, нам приходилось выполнять задания командования в разных районах боевых действий. Передвижения, как правило, осуществлялись ночью, когда налетов авиации США становилось меньше. Трудность представляли переправы через многочисленные реки. Мосты были разбиты, переправлялись паромами. Как правило, народу на переправах было мною: это и войска, и гражданское население. Плохо приходилось, если случались налеты американской авиации. Северная часть Вьетнама была полностью разрушена авиацией США. Налеты осуществлялись и днем, и ночью большими группами на малых и предельно малых высотах. Американские летчики обладали довольно высоким боевым мастерством. Однако несмотря на это, количество сбитых самолетов США на тот период составляло более 2500. Пленных летчиков использовали для работы на Ханойской электростанции, что позволило сохранить электростанцию от разрушения авиацией. Налеты совершались, как правило, группами из 50-100 самолетов. В составе группы были ударные самолеты, непосредственно осуществляющие бомбометание, постановщики помех и самолеты прикрытия. От такого количества самолетов звуковой волной вырывало деревья из земли, сыпались листья. Как отмечалось выше, в стране были разрушены практически все мосты, в том числе и мост стратегического назначения через реку Красную, по которому шло автомобильное и железнодорожное сообщение столицы Ханоя с другими районами страны. Борьба за сохранение моста велась длительное время. На его разрушение и разрушение Ханойской электростанции направлялись лучшие летчики США, им за это платили большие вознаграждения. Кроме таких объектов для поражения живой силы американцы сбрасывали на населенные пункты так называемые шариковые бомбы. Для сохранения жизни детей на грудь и спину им надевались специальные маты из рисовой соломы, что в значительной степени защищало от поражения шариковыми бомбами. Нужно отметить, что простое местное население очень хорошо относилось к советским специалистам. Как только мы появлялись в населенном пункте, первыми к нам бежали дети и дружно кричали: "бак ленцо!" - "дяди русские". Из подбитых американских самолетов летчики катапультировались. Интересно, что офицерский состав имел красные парашюты, а рядовой и сержантский - белые. Каждый летчик имел карту с набором цветных фотографий растительности и плодов, пригодных к употреблению в джунглях. Каждый летчик имел текст с обращением правительства США к местному населению о сохранении жизни летчикам. Этот период военных действий характеризовался также широким использованием воздушной разведки, которую выполнял высотный самолет-разведчик СР-71, а также беспилотные самолеты-разведчики. Группа советских специалистов ПВО состояла из ракетчиков, авиаторщиков и локаторщиков. Командовал специалистами заместитель командующего Киевской Армии ПВО Герой Советского Союза генерал-лейтенант Абрамов. В последствии он стал заместителем Главкома войск ПВО страны. Выполнять боевые задачи приходилось группами из 2-3 человек на позициях зенитно-ракетных комплексов, где боевую работу обеспечивали также локаторы (дальномеры и высотомеры). Одна из задач - это ремонт и настройка локаторов в условиях непрерывных массированных налетов авиации США на предельно малых высотах с применением активных и пассивных помех. В налетах иногда участвовало до 100 самолетов различного назначения, которые проводили не только бомбометание и постановку помех, но и пуски ракет воздух-земля "Шрайк" по зенитно-ракетным комплексам и радиолокаторам. Постоянно по боевым позициям и населенным пунктам проводились удары шариковыми бомбами. Для этого с самолетов сбрасывались специальные контейнеры. При подлете к земле контейнер взрывался, шариковые бомбы размером с яблоко с часовым механизмом взрыва разлетались в разные стороны. Как правило, цвет корпуса бомбы совпадал с цветом травы, что делало ее малозаметной. Бомба состояла из корпуса в виде двух половинок, стянутых кольцом. Внутри помещалась взрывчатка с запалом и часовой механизм, настроенный на определенное время срабатывания заряда, причем каждая бомба имела свое время срабатывания. В корпусе запрессовано около 300 маленьких стальных шариков (в виде дроби), сохраняющих убойную силу на расстоянии до 25 метров. Такие бомбы пробивали борт прицепов с аппаратурой, повреждали кабели, выводили из строя аппаратуру внутри прицепов. С целью сохранения соединительных кабелей приходилось закапывать их в траншеях, а для зашиты прицепов навешивать на их борта маты из рисовой соломы. В связи с постоянной сменой позиций зенитно-ракетных дивизионов приходилось вместе с ними свертывать локаторы, перебазировать их на новое место и вновь развертывать и обеспечивать устойчивую передачу данных на командные пункты с использованием радиотрансляционных линий. Противник применял самонаводящиеся ракеты по лучу локатора типа "Шрайк". Приходилось обучать расчеты выбору оптимальных режимов работы в различных условиях воздушной обстановки, контролю функционирования всех систем и устройств локатора, особенностям использования систем вентиляции в тяжелых климатических условиях. Следует отметить, что недостаточно подготовленные вьетнамские молодые специалисты с упорством осваивали сложную радиолокационную технику, ее боевое применение, уважительно к ней относились. Даже при входе в прицеп с аппаратурой они снимали обувь. В условиях постоянных налетов, ударов американской авиации по позициям ПВО, сложной помеховой обстановке, вьетнамские боевые расчеты локаторов обеспечивали радиолокационной информацией командные пункты и зенитно-ракетные комплексы. Наше пребывание на многострадальной вьетнамской земле закончилось 13 мая 1968 года. На китайском самолете ИЛ-14, перевозящем дипломатическую почту, группа советских специалистов была отправлена из Ханоя в Пекин. Отправлялись ночью. Чувствовалось большое нервное напряжение, ведь это последний день на вьетнамской земле, хоть бы не было налета. Через несколько часов пересекли границу Китая и все облегченно вздохнули - мы благополучно возвращаемся домой. После пересечения границы сделали остановку на ночлег в каком-то приграничном городке. Назавтра в течение дня добрались до Пекина, откуда китайским рейсовым самолетом добрались до Иркутска. А это уже русская земля! Вот где после года вьетнамской пищи мы пообедали с русским черным хлебом. Рейсовым самолетом Иркутск-Москва прибыли в столицу. В Генеральном штабе подробно доложили о выполнении поставленного задания. Так закончилось для меня и моих товарищей тяжелейшее испытание на вьетнамской земле. На моем здоровье до сих пор сказываются климатические и бытовые условия, в которых пришлось выполнять свой интернациональный долг, и снятся сны о том периоде жизни.
Бобров Василий Николаевич
Родился 7 марта 1928 года в Чувашской АССР в крестьянской семье. После окончания 10 класса поступил и в 1950 году окончил Казанское военное авиатехническое училище дальней авиации по специальности: техник по эксплуатации авиавооружения. Службу проходил в воинских частях, дислоцированных в г. Чернигове, Шаталово Смоленской области, г. Ржеве, Соколе Владимирской области, г. Правдинске Горьковской области. Работал на следующих должностях: техник по авиавооружению самолета-бомбардировщика, старший техник авиаэскадрильи, начальник группы обслуживания авиавооружения эскадрильи самолетов-истребителей, начальник группы регламентных работ ТЭУ авиаполка, начальник службы снабжения вооружением и боеприпасами ОБАТО и по совместительству комендант гарнизона.
Награжден 14 медалями Советского Союза. Летом 1967 года в составе группы военных специалистов участвовал в оказании интернациональной помощи Демократической республике Вьетнам против агрессии США. Прослужив в Советской Армии 25 лет, в 1974 году уволен в запас в воинском звании "майор".
ВОСПОМИНАНИЯ О ВЬЕТНАМСКОЙ ВОЙНЕ
В 60-х годах прошедшего XX века США вели агрессивную войну против вьетнамского народа. С самолетов людей поливали напалмом, убивали шариковыми бомбами ни в чем не повинных детей, женщин и стариков. Бомбили ракетами, разрушали города, населенные пункты и жизненно важные объекты Вьетнама. На этой жестокой войне погибли сотни тысяч вьетнамцев. Агрессоры применяли "ковровое бомбометание", вели так называемую тактику "выжженной земли". По просьбе правительства Демократической республики Вьетнам Советский Союз оказал материальную и военную помощь в защите вьетнамского народа от агрессоров. Советский Союз поставлял Вьетнаму самолеты МиГ-17, МиГ-21, передвижные зенитно-ракетные установки и стрелковое вооружение. Летом 1967 года мне в составе группы военных специалистов пришлось участвовать в оказании интернациональной помощи ДРВ. На авиационно-ремонтном заводе мы разбирали самолеты МИГ-17, упаковывали их в специальные контейнеры и по железной дороге через Китай отправляли во Вьетнам. В Генштабе в Москве оформил нам длительные командировки, переодели в гражданскую одежду и на военнотранспортном самолете ИЛ-18 отправили через Китай во Вьетнам. Естественно, мы получили подробный инструктаж, заграничные паспорта. Через двое суток с пересадками в Омске, Иркутске и Пекине, где переночевали в международной гостинице при аэродроме, мы долетели до столицы Вьетнама Ханой. На следующий день после вылета из Пекина, примерно через час, наш самолет вернули обратно. Оказывается, в это время американские самолеты бомбили аэродром, на котором мы должны были приземлиться. Потом, уже вечером, наш самолет выпустили из Пекина. Сели мы на Ханойском аэродроме уже ночью. Сразу почувствовали перемену климата: духота, дышать трудно. На аэродроме тускло горели электрические фонари. Было заметно, что люди живут в военной обстановке, все ходят в касках, с автоматами Калашникова. Вьетнамцы встретили нас очень дружелюбно и радушно, с приветливыми улыбками на лицах. Подходили к нам группами и поодиночке, старались что-то сказать приятное на своем языке, пожимали нам руки и постоянно улыбались. Раньше мы никогда не видели вьетнамцев, но знали, что они небольшого роста, смуглые, как все азиаты, очень шустры. Через некоторое время частыми ударами о рельсу вдруг объявили воздушную тревогу. Мгновенно погасли все фонари на аэродроме. Нам сказали, что прилетел американский самолет-разведчик,
Американские самолеты ночью летали на разведку, а днем бомбили и обстреливали ракетами. Потом мы сели в автобус, и нас повезли в Ханой в гостиницу, расположенную на юго-западной окраине города. Гостиница, куда нас поместили, была четырехэтажным зданием, построенным еще французами в период колонизации Вьетнама Францией. Народ Вьетнама очень трудолюбивый, имеет свою героическую историю. Длительное время Вьетнам являлся колонией Франции, а затем в годы второй мировой войны был оккупирован империалистической Японией. В многолетней борьбе против французских колонизаторов и японских захватчиков народ отстоял право на свою независимость. Демократическая республика Вьетнам образовалась в 1945 году в результате поражения Японии во второй мировой войне. В соответствии с Женевскими соглашениями 1954 года Вьетнам был разделен на две части: Южный и Северный (ДРВ). Война шла за объединение Вьетнама и установление капиталистического строя, в этом были заинтересованы США. Дождавшись прибытия контейнеров, мы приступили к сборке самолетов, их отладке, подготовке к облету. Готовые самолеты-истребители мы передавали по назначению. Конечно, в работе нам помогали вьетнамцы. По ходу сборки и подготовки мы через переводчиков учили их тому, как проводить обслуживание и ремонт авиационной техники. Среди нас были специалисты по самолетам и двигателям, по авиавооружению, по электро- и радиооборудованию, были и летчики, которые проводили испытательные облеты после сборки. Работали только по ночам в замаскированном ангаре, который находился на расстоянии примерно 30 километров от Ханоя. Не раз подвергались ракетному обстрелу со стороны американцев. Как правило, они делали налеты в составе "крыла". Так назывался полк авиации США, состоящий примерно из 30 самолетов. Но и наши самолеты-истребители и зенитно-ракетные комплексы хорошо их сбивали. После каждого налета американцы не досчитывались 3-4 самолетов. Обычно американские летчики со сбитых самолетов успевали катапультироваться и спускались на парашютах. Вьетнамцы ловили их в джунглях. Несколько раз они привозили к нам пленных американских летчиков, среди которых были и негры, и белые. Запомнился один забавный случай. Однажды утром привезли к ангару, где мы работали, американского летчика со сбитого самолета. Рыжий, волосы коротко подстрижены, в красивом комбинезоне, ростом около двух метров. В окружении малорослых вьетнамских автоматчиков он возвышался как Гулливер среди лилипутов. Среди нас тоже был один высокий парень, капитан Виктор Лях. Вьетнамцы взяли его за руки и поставили рядом с пленным летчиком. Наш оказался чуть повыше американца. Вьетнамцы за животы схватились со смеху, а американец стоял и плакал. Он сказал, что им кроме основного денежного довольствия дополнительно платят по 250 долларов за каждый боевой вылет. Наш месячный оклад был тогда 340 рублей. На аэродром нас возили на автобусах. Бывало, едем вечером на работу по разрушенным улицам Ханоя, мимо разбитых домов. На улицах ни одной автомашины, кругом только пешеходы и велосипедисты. Как только объявляли воздушную тревогу, включали сирену, так всех вьетнамцев с улицы как ветром сдувало. Через минуту на улицах уже никого не было: прямо около тротуаров были вырыты ямы-колодцы, где они и прятались. Люди жили очень бедно. Мы видели, как в деревнях около своих хижин прямо на костре они варили жидкий рисовый суп, по улицам бегали совершенно голые детишки. Утром, когда возвращались с работы, мы видели людей, спящих на циновках прямо на тротуарах улиц. В то лето стояла неимоверная жара: днем в тени температура поднималась до 45 градусов, рубашка не просыхала от пота. Кроме того одолевали комары и всякие вредные насекомые. Хорошо, что в Москве нам сделали прививки от тропических болезней. Очень интересен животный и растительный мир Вьетнама. Основная тяговая сила - это буйвол. По деревьям прыгают обезьяны. Куры у них поджарые, словно дикие птицы, на ночь залетают на деревья. Растут ананасы, кокосовые орехи, огурцы вырастают длиной около метра. За один год вьетнамцы выращивают три урожая риса. Это основная пища вьетнамцев. Лакомством у них является собачье мясо. Едят мясо змей, лягушек и всяких червяков. После окончания нашей работы (мы собрали и передали 14 самолетов), министр обороны ДРВ организовал банкет, поблагодарил всех и лично каждому из нас вручил медаль "Дружбы" и сувениры - поделки, вырезанные из рогов буйвола. Тогда нас называли воинами-интернационалистами, и мы успешно выполнили свой интернациональный долг. Тогда был могучий Советский Союз, был социалистический лагерь, был Варшавский договор. Вьетнамцы в этой войне победили, американцам с позором пришлось убраться домой. Нельзя победить народ, когда он сплочен, когда в руководстве страной находятся настоящие патриоты своей Родины, сумевшие поднять свой народ на защиту Отечества, когда друзья оказывают помощь и не бросают на произвол судьбы, как сделали с Югославией. Примеров очень много: Куба, Корея, Китай и т.д. Нас, воинов-интернационалистов, как и участников Великой Отечественной войны становится с каждым годом все меньше. В настоящее время в г. Владимире авиаторов - участников вьетнамской войны осталось всего четыре человека. Это - Федоров В.С., Коняев В.И., Вильдяскин В.А. и я.
Коняев Виктор Игнатьевич
Родился 1 января 1935 г. с. Какуй, Тонкинского района Новосибирской области (Нижне-Кемеровской области). В 1954 г. окончил 10 классов в г. Кемерово и поступил в Иркутское ВАТУ. В 1957 г. окончил названное училище и был направлен в Московский округ, а далее в пос. Сокол Владимирской области. В 1968 г. направлен во Вьетнам по обслуживанию и эксплуатации авиатехники. В 1969-1972 гг. был на Чукотке. В 1972-1982 гг. был в г. Йошкар-Ола. Переучился на новую технику. В 1982 г. уволился с военной службы по выслуге лет. Техник 1 класса. Прослужил в СА 30 лет. 15 лет работал в отделе охраны Фрунзенского РОВД.
О ПОЕЗДКЕ ВО ВЬЕТНАМ В 1968 году мне довелось быть во Вьетнаме, выполняя интернациональный долг. По заданию правительства. Генерального штаба, командования Московского округа ПВО и 145 гвардейского истребительного полка пос. Сокол Владимирской области мы осуществляли поставку во Вьетнам 50 самолетов МИГ-17ф. Сформировали группу специалистов. Отбор был тщательным, в группу включили людей, знающих авиационную технику, имеющих опыт по подготовке, обслуживанию, ремонту и эксплуатации самолетов, двигателей всех самолетных систем. Четыре раза вызывали в Москву на заседания командования военного округа. Заседания вел командующий генерал-полковник Окунев, выступал главный инженер московского округа ПВО генерал Гордеев. Были на беседе в Генеральном штабе. Разборку, ремонт самолетов производили в городе Орле. Разобранные самолеты загрузили в контейнеры и по КВЖД отправили на восток. (Такую же работу выполняли для Египта в июне 1967 года, но контейнеры загружались в самолеты АН-12. Маршрут Будапешт - Каир. Тогда американцы угрожали бомбить Асуанскую плотину.) В марте 1968 года после выполнения всех работ на самолете ТУ-104 из Шереметьева-2 вылетели на Омск, Иркутск, Пекин. Оттуда китайским рейсовым самолетом ИЛ-18 через Ухаль до Кантона. Здесь переночевали и на следующий день вылетели в Ханой. Поселились в провинции Ной-Бай, в 35 километрах от Ханоя в бывшей пагоде и приступили к выполнению задания. Работать приходилось только ночью, в темноте, с фонариком. И все это еще при высокой влажности, температуре +45 градусов, муссонных дождях, тучах комаров, москитов, ящериц, змей, летучих мышей. Американцы знали, где мы работаем, постоянно осуществляли налеты, бросали бомбы "Шрайпи", ракеты "воздух-земля” и шариковые бомбы. Налеты выполняли с баз Японии, Южной Кореи и авианосцев со стороны Хайфона. Летали самолеты-разведчики (беспилотные), самолеты палубные А-4, А-5 и фантомы. Был сбит один сверхзвуковой самолет Ф-III. Для чего был нужен американцам Вьетнам? Они хотели на его территории создать крупные военно-морские и военно-воздушные базы, поставить на колени вьетнамский народ, расширить свои сферы влияния на юго-востоке Азии, на всем тихоокеанском плацдарме. В нашей стране проводились митинги против действий американских агрессоров под лозунгами: "Американцы, вон из Вьетнама", но они продолжали свои захватнические действия. Вьетнам обратился к нам с просьбой о помощи оружием, боевой техникой специалистами, добровольцами. С этой цепью в 1956 году в Москву прилетал премьер-министр Демократической республики Вьетнам Хошимин. Мне довелось быть в составе почетного караула (в то время я учился в г. Иркутске в высшем военном авиационном училище). Мы выполнили взятые на себя обязательства. Помогли создать войска ПВО и ВВС во Вьетнаме. Поставили им ракеты, батареи ЗРВ и радиолокационные установки. Помогли с обучением летного состава. Вьетнаму помогали летчики Кореи и Китая. Американцы разрушали мосты, переправы, бомбили окраины Ханоя. Бросали бомбы даже на гостиницу, где жили наши специалисты, работники посольства. За один вылет американским летчикам платили сумму, равную стоимости нашего автомобиля "Волга". Зону Ханоя американцы называли зоной "черной смерти" и отказывались вылетать на Ханой. На день нашего отъезда из Вьетнама было сбито 3200 самолетов США. Небо Ханоя надежно было защищено ракетами и авиацией, самолетами МИГ- 17ф, МИГ-21. Возросла огневая мощь вьетнамской армии. "Под ружье" было поставлено до 75% населения Вьетнама. Военно-воздушные силы страны имели на вооружении самолеты-бомбардировщики ИЛ-28, вертолеты МИ-6, которые вьетнамцы ласково называли "Миша". Для маскировки в джунглях самолеты МИГи растаскивались этими вертолетами. В свободное время (которого было очень мало) мы собирались все вместе, смотрели фильмы ”А зори здесь тихие", "17 мгновений весны", "Ленин в октябре", "На арене цирка" и другие. Вместе с Володей Федоровым из двух неработающих киноаппаратов мы собрали один и выполняли функции киномехаников. Народ Вьетнама, его армия одержали полную победу над американским агрессором. Север и Юг Вьетнама объединились. Вьетнам стал единым независимым демократическим государством. Столицей объединенного Вьетнама стал город Хошимин (бывший Сайгон). Мне довелось со старшим группы майором Назаровым быть на церемонии передачи наших самолетов вьетнамской армии. На приеме присутствовал главком ПВО вьетнамской армии Вой-Зю-Ки, который поблагодарил нас за успешную работу. Мне предоставили ответное слово, в котором я сказал, что мы многому у них научились, приобрели опыт работы в боевой обстановке. Особенно мне запомнился правительственный прием, на котором присутствовали командование армии Вьетнама, представители нашего и вьетнамского посольств. Мы все были награждены правительственными наградами - медалями Демократической республики Вьетнам. Также нам были вручены Почетные Грамоты нашего посольства. Было хорошее угощение, много цветов. Некоторые сохранившиеся экспонаты я передал в комнату боевой славы гарнизонного Дома офицеров. "Торопится время, стираются даты, Но в памяти вечно шагают солдаты".
Дмитриев Геннадий Викторович
Полковник в отставке, родился 17 мая 1934 года в с. Черкутино Собинского района Ивановской области (сейчас Владимирская область). В Вооруженных Силах СССР с 1952 года. Военное образование получил в Житомирском Краснознаменном Зенитно-Артиллерийском и Горьковском Радиотехническом Училищах и Артиллерийской Ордена Отечественной войны Радиотехнической Академии Советской Армии им. маршала Советского Союза Говорова Л.А. Службу проходил в частях зенитных ракетных войск на различных должностях. Награжден орденом "Красная Звезда" и орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени, а также многими медалями. Закончил службу в 1987 году в должности начальника учебного отдела Центральных Офицерских Краснознаменных Курсов 3 РВ ПВО Страны. Проживал в г. Владимире. Ветеран боевых действий на территориях других государств и ветеран военной службы.
РАКЕТЫ В ДЖУНГЛЯХ ВЬЕТНАМА "Не спрашиваю, не выпытываю. Сначала, как на полигоне, Сам на себе Вьетнам испытываю, Сам проверяю: все ли понял". К. Симонов После окончания Артиллерийской Ордена Отечественной войны Радиотехнической Академии Советской Армии имени Говорова я проходил службу в одном из зенитных ракетных полков Московского округа ПВО в должности главного инженера полка - заместителя командира полка по вооружению. Знания, полученные в академии, дополнялись практикой, эксплуатации зенитной ракетной техники и поддержанием ее в состоянии высокой боевой готовности. 1967 год. Страна отметила 22-ю годовщину победы советского народа в Великой Отечественной войне. Однако в мире продолжалась "холодная война". Был создан, функционирующий и ныне, блок НАТО. То затихал, то разгорался арабо-израильский конфликт. США вели войну во Вьетнаме. Разведывательные самолеты США систематически нарушали воздушное пространство Советского Союза. Достаточно вспомнить, как 1 мая 1961 года самолет США "У-2", пилотируемый летчиком-шпионом Пауэрсом, нарушил воздушное пространство нашей страны и был сбит зенитным ракетным комплексом над Уралом. Советский Союз имел свои интересы, как на Ближнем Востоке, так и в Юго-Восточной Азии. Чтобы противостоять резкому обострению в горячих точках, Советский Союз защищал свои интересы всеми законными способами, в том числе и командированием советских военных специалистов. Здесь уместно упомянуть о визите в Демократическую Республику Вьетнам (ДРВ) советской правительственной делегации во главе с Председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным в феврале 1965 года, в ходе которого были обсуждены все вопросы, связанные с представлением ДРВ военной и экономической помощи. Кстати, во время пребывания нашей делегации во главе с А.Н. Косыгиным в Ханое авиация США вновь совершила налет на ДРВ. Эта была грубая демонстративная акция, в том числе и против Советского Союза. В конце 1967 года я был срочно вызван в отдел кадров корпуса, где мне была предложена командировка во Вьетнам. Я ответил согласием. Прошел медицинскую комиссию на предмет прохождения службы в стране с жарким влажным климатом. Мне было приказано возвратиться в свой полк, сдать дела и должность одному из офицеров службы вооружения полка и быть в готовности к выезду в командировку. В январе 1968 года в штабе Московского округа ПВО была сформирована группа советских военных специалистов, командируемых во Вьетнам для оказания помощи личному составу одного из зенитных ракетных полков вьетнамской армии. Группа была переодета в гражданскую одежду, и каждый был обеспечен всем необходимым для жизни и работы в течение одного года. Туалетные принадлежности каждый приобретал сам. Каждый член полковой группы персонально был утвержден Военным Советом Московского округа ПВО. Была проведена дополнительная подготовка группы по конкретному образцу боевой техники, поставляемой во
Вьетнам, в одном из учебных центров, в котором проходили обучение военнослужащие вьетнамской армии. В состав полковой группы входили: - старший группы Калюкин Л.Н.; - главный инженер Дмитриев Г.В.; - врач Дегтярев В.А.; - специалисты по отдельным системам комплекса Абраменко А., Алякринский Д., Еремеев В., Корчагин Е., Косиченко Б., Мизонов Н., Мартынов А., Туркин Н., Шеставин Н., Чепик А., Яблонский Г. В моей семейной жизни ожидались знаменательные события: в феврале 1968 года мы ждали рождения ребенка. Но получилось так, что жена уехала в г. Ленинград, где жила ее мама, рожать, а я уехал на целый год на войну. Вот такие превратности судьбы военного человека. Следует заметить, что правительство ДРВ не согласилось, чтобы военная помощь Советского Союза была на уровне военных советников, ограничившись помощью военных специалистов. Военный советник участвует в планировании, организации и ведении боевых действий. Военный специалист оказывает помощь по просьбе командиров армии страны пребывания в освоении вооружения, его ремонте, обучении войск. Поэтому в тексте фигурирует термин "советский военный специалист". В ходе подготовки весь личный состав группы был тщательно проинструктирован в Генеральном штабе по вопросам выполнения обязанностей советского военного специалиста и о поведении в стране пребывания, а также на маршруте следования. 16 февраля 1968 года наша группа в полном составе вылетела рейсовым самолетом Аэрофлота из Москвы во Вьетнам по маршруту: Москва - Иркутск - Пекин - Наньнин - Ханой. Вместе с нами во Вьетнам летела группа офицеров Генерального штаба с инспекционной задачей и в связи с предстоящим 50-летием Советской Армии. В состав этой группы входил офицер Управления кадров Генеральною штаба полковник Свечников Валентин Иванович, настоящий офицер-кадровик, который конкретно готовил нашу группу и оказывал поддержку в полете. В Иркутске прошли оформление для вылета за границу. И пересекли границу нашей Родины, оказавшись над территорией Китая. Отношения Советского Союза с Китаем были весьма напряженными, в духе "холодной войны". Национализм и гегемонизм, взявшие верх в китайском руководстве, привели к крутому повороту во внутренней и внешней политике Китая, к установлению в стране военно-бюрократической диктатуры, развалу экономики, разгулу «культурной революции», обнищанию народа. Через несколько часов наш самолет совершил посадку в аэропорту Пекина. Попрощались с экипажем. Они нам пожелали вернуться живыми и здоровыми. При выходе на трап невольно останавливаешься и осматриваешься. Вокруг желто-коричневая земля, на аэродроме тишина: не слышно гула авиационных двигателей. У трапа нет встречающих. От самолета до территории аэровокзала довольно узкий проход, образованный двумя шеренгами людей, стоящими лицом друг к другу. Невольно осознаешь, что нужно усилием воли заставить себя идти вперед, оторвавшись от нашего родного самолета и ступить на чужую, почти враждебную землю, проходя сквозь строй людей, одетых в одинаковую униформу. У аэровокзала нас встретили представители нашего посольства в Китае и помогли оформить необходимые документы, в чем были определенные трудности.
Все мы помнили слова песни, что "Русский с китайцем - братья навек". Но в этом пришлось сразу же разочароваться. В международном аэропорту нет ни одной надписи на русском языке. Все стены завешаны плакатами с изображением Мао Цзэдуна, восхваляющие "великого кормчего". Пограничники и таможенники не разговаривают по-русски. В декларациях есть русский текст только в графах о валюте и драгоценностях. Пришлось графы, где нет русского текста, оставить пустыми, Таможенникам мы объяснили, что говорим только на русском языке и нам нужны декларации тоже на русском языке. В ответ они стали тыкать пальцем в незаполненные графы и, буквально одним словом объясняли по-русски, что надо писать в данной графе. Например, когда я предъявил декларацию работнице таможни, то она, ткнув пальцем в одну из граф, произнесла одно слово: "Часы”. Я написал: "Одна штука". От нее второе слово: "Покажи". Показал часы на руке. Кивок головой - пошли дальше. У каждого из нас было по 20 рублей советских денег без права расходования за границей и чек на 20 юаней КНР. После оформления всех документов и получения китайских денег, нам был предложен завтрак с выбором кухни. Мы выбрали китайскую кухню. Завтрак стоил 1 или 2 юаня. Нам уже объяснили работники нашего посольства, что нужно заказывать завтрак за 1 юань, так как подадут одно и тоже. После завтрака нас пригласили в зал отдыха, где стояли диваны, обращенные к сцене. На сцену вышли "участники художественной самодеятельности" и дали нам концерт на китайском языке. На концерте читали цитаты из произведений "великого кормчего", пели песни, восхваляющие "председателя Мао" и танцевали. Каждый участник выступления носил значок с изображением Мао Цзэдуна, а в руках держал небольшую книгу красного цвета с цитатами из произведений "великого кормчего", так называемый "цитатник". Во многих местах на столиках разложены цитатники и на красном бархате приколото много значков с изображением "председателя Мао". Как исключение, над этими столиками надписи на русском языке: "Это можно взять на память". Кстати, все китайцы, мужчины и женщины были одеты в одинаковую униформу серо-зеленого цвета, полувоенного образца. Работники нашего посольства хотели организовать для нашей группы экскурсию по Пекину, китайские власти разрешение не дали. Получив последние напутствия от работников нашего посольства, мы после полудня на китайском самолете ИЛ-18 вылетели из Пекина в Наньнин. Полет прошел нормально. В самолете был дан концерт силами стюардесс. Нас сопровождали представители китайских спецслужб, изображая из себя пассажиров, сидящих на задних креслах. Один из них несколько раз подходил к столику, брал один и, чтобы видели все, прикалывал себе на грудь значок Мао и возвращался на свое место. Затем возвращался к столику уже без значка и цитатника и проделывал то же самое. В аэропорту Наньнин все прошло нормально, работники аэропорта были более доброжелательными. Однако избежать концерта нам не удалось. Заметив приготовления к концерту, мы пошли к торговому киоску и стали покупать мелочи: авторучки, расчески, зажигалки и т.п. Кстати, в этом киоске мы увидели бутылку коньяка с этикеткой на русском языке и надписью: "Фирма Чурина". Однако когда подошло время концерта, продавщица киоска на чистом русском языке сказала: "Извините, я закрываю киоск мне нужно идти петь". Достала из столика цитатник и пошла петь. Ближе к вечеру наша группа на китайском самолете ИЛ-14 вылетела в Ханой. Полет прошел нормально. Только концерт давала одна стюардесса. Через несколько часов полета, на исходе вторых суток, уже в темноте самолет совершил посадку в аэропорту Нойбай г. Ханой, мы вступили на землю Вьетнама. Вьетнам - государство в Юго-Восточной Азии, на полуострове Индокитай, омывается Южно-Китайским морем. Объединенный Вьетнам имеет площадь 333 тыс. км2. Население свыше 60 млн. человек, имеет более 60 народностей. Большую часть территории занимают горы высотой до 3200 м; на побережье низменности, главным образом в дельтах рек Хонгха и Меконг. Климат тропический муссонный. Осадков до 3000 мм в год. Температура, по нашим наблюдениям, в 1968 году менялась от +8°С до 43°С., примерно 40% территории покрыто тропическими лесами. Недра земли богаты различными полезными ископаемыми. В стране преобладает земледелие. Большая часть площади занята рисом, В ряде районов снимают 2-3 урожая в год. Также выращивают хлопчатник, джут, сахарный тростник, чай, табак, бананы, ананасы, батат (сладкий картофель), арахис, В лесном хозяйстве - заготовка древесины ценных пород, Традиционные отрасли - легкая и пищевая промышленности. Однако развивается машиностроение, металлообработка и добывающая промышленность. Древнейшие вьетнамские государства Ванланг и сменившее его Аулак и Намвьет. Во 2 веке до н.э. Аулак и Намвьет были завоеваны Китаем. В 10 веке н.э, в результате освободительной борьбы провозглашено независимое вьетнамское государство. С 11 века вьетнамское государство - одно из крупнейших государств в Юго-Восточной Азии. В 13 веке войска Чингисхана не смогли захватить вьетнамское государство, а может быть, не ставили такой цели, но факт остается фактом, отраженным в материалах исторического музея Вьетнама. Вьетнамцы очень гордятся этим фактом своей истории. В 1858-84 годах Вьетнам был захвачен Францией и превращен в свою колонию. В 1941 году Вьетнам оккупирован японскими войсками. Августовская революция 1945 года завершилась провозглашением 2 сентября 1945 года ДРВ. Французские войска сразу же развернули боевые действия на территории всей страны. Вьетнамский народ поднялся на всеобщую войну Сопротивления. На оккупированной территории в 1949 году французские колонизаторы образовали государство Южный Вьетнам. Однако ряд серьезных поражений колонизаторов, особенно в районе Дьенбьенфу в 1954 году вынудили правительство Франции пойти на заключение Женевских соглашений 1954 года. По этим соглашениям Франция должна вывести свои войска, а в обоих вьетнамских государствах должны быть проведены всеобщие выборы. Во Вьетнаме установилась временная демаркационная линия южнее 17-й параллели и демилитаризованная зона. В 1955-56 годах в Южном Вьетнаме вместо профранцузского марионеточного режима был создан проамериканский режим и было сорвано выполнение Женевских соглашений о мирном объединении Вьетнама. В Южном Вьетнаме развернулось национально-освободительное движение, которое возглавил Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама, созданный в 1960 году. США прибегли к прямой агрессии против вьетнамского народа. В 1964 году США развернули воздушную войну против ДРВ, в 1965 году ввели в Южный Вьетнам войска и взяли на себя непосредственное ведение войны против патриотических сил. С 7 февраля 1965 года начались систематические налеты авиации США на объекты на всей территории ДРВ. По прибытии во Вьетнам наша группа была размещена в зоне "Б". Зона "Б" представляла собой несколько бараков - сараев, собранных из бамбуковых щитов с крышами из пальмовых листьев и предназначенных для проживания людей. Над каждой кроватью были натянуты противомоскитные сетки. Вся зона находилась на берегу небольшой реки, а все постройки размещались среди бамбуковых кустов, которые достигали высоты 30-40 м, и служили хорошей маскировкой. Зона "Б” находилась недалеко от Ханоя, в направлении дороги № 1 "Ханой - Сайгон", т.е. на юг от Ханоя в районе населенного пункта Хадонг. По всей территории зоны были открыты окопы, для одного человека каждый, снабженные деревянной или бетонной крышкой. В эти окопы нужно было прятаться во время бомбежек. Однако мы пользовались такими окопами очень редко, так как в них заползала разная живность, включая змей. В связи с бомбардировками г. Ханоя в зоне "Б" была создана основная база размещения советских военных специалистов. В зоне "Б" размещались группы специалистов: инженерно-ракетной службы, связистов, технического дивизиона, старта, зенитной артиллерии, бригада представителей промышленности, проводящая доработки боевой техники. В зоне "Б" проводили кратковременную подготовку военные специалисты, прибывающие во Вьетнам для замены военнослужащих, у которых закончился срок командировки. В г. Ханой, располагалась группа советских врачей-консультантов из числа ведущих специалистов военных госпиталей и Военно-медицинской академии, научно-исследовательская группа в составе представителей конструкторских бюро, испытательного полигона, научно-исследовательского института ПВО. При советском посольстве располагался штаб старшего группы советских военных специалистов во Вьетнаме, которым являлся генерал-лейтенант авиации Абрамов Владимир Никитович. Во время пребывания в зоне "Б" мы изучали конкретную обстановку на театре военных действий и, прежде всего, действия авиации США. Американская авиация действовала с аэродромов, расположенных в Южном Вьетнаме и Тайланде, палубная авиация действовала с авианосцев, расположенных в Тонкинском заливе и акватории Южно-Китайского моря. Корабли 7 флота США, базировавшиеся в Тонкинском заливе, наносили артиллерийские удары по территории ДРВ. Для нанесения ударов по объектам ДРВ в основном использовались самолеты тактической и палубной авиации: F-4C (Н)-Фантом, F-105, а также палубные штурмовики А-1, А-3, А-4, А-6, беспилотные самолеты-разведчики BQM- 34 и 147j. Самолеты стратегической авиации FB-111 и В-52 в то время использовались ограниченно. Самолет F-4C (Н) использовался как для нанесения ударов по наземным объектам, так и для борьбы с авиацией Вьетнамской Народной Армии (ВНА) и для блокирования аэродромов. Самолет F-105 использовался для нанесения ударов по различным объектам и в основном по позициям зенитных ракетных дивизионов (ЗРДН). Авиация США действовала на малых и средних высотах, используя для подхода к объекту удара рельеф местности, долины рек, отвлекающие полеты и т.д. Войска ПВО ВНА имели в своем составе 11 зенитных ракетных полков, вооруженных зенитными ракетными комплексами (ЗРК СА-75 "Двина"), часть полков находилась в стадии формирования или переформирования. Зенитные ракетные войска (ЗРВ) находились в зонально-объектовой группировке, обороняя города Ханой и Хайфон. Несколько полков и отдельных батарей зенитной артиллерии среднего и малого калибра, а также зенитно-пулеметные подразделения. Четыре истребительных авиационных полка, вооруженных самолетами МиГ-21, МиГ-19, МиГ- 17. Четыре полка радиотехнических войск, ведущих воздушную разведку на территории ДРВ и за ее пределами. Кроме того, в каждом населенном пункте было сформировано отделение самообороны, которое состояло главным образом из женщин и имело на вооружении зенитные средства от зенитно-пулеметной установки (ЗПУ-2) до полевого пулемета, приспособленного для стрельбы по воздушным целям. Часто приходилось видеть такую картину: несколько хижин, укрытых бамбуковыми кустами, а рядом на небольшом пригорке стоит замаскированная ЗПУ-2, на рабочем месте которой сидит вьетнамка и вяжет на спицах носок. Прежде чем продолжать вьетнамскую тему, перенесемся в 1967 год на Ближний Восток. Летом 1967 года произошла третья (шестидневная) арабо-израильская война, в ходе которой израильские войска оккупировали Синайский полуостров Египта и Голанские высоты Сирии в течение 6-ти дней. Египетские войска, отступая в спешном порядке, оставили, а точнее бросили много исправной и боеготовой техники и вооружения советского производства с неизрасходованным боекомплектом. К израильской армии попали несколько исправных ЗРК СА-75 "Двина", находящиеся на вооружении ЗРВ ВНА. Этим не преминули воспользоваться американцы: они изучали наши ЗРК, подаренные им египетской армией, и разработали аппаратуру радиопомех специально для ЗРК СА-75 "Двина", а также ракеты, наводящиеся на источник излучения (станцию наведения ракет ЗРК СА-75 "Двина") типа "Шрайк" и "Стандарт Арм". Поэтому в конце 1967 года и в 1968 году ЗРВ ПВО ВНА вели боевые действия в условиях применения противником интенсивных радиопомех, которые снизили боевую эффективность ЗРВ, но не смогли оказать заметного влияния на боевые действия. Севернее г. Ханой в районе границы Вьетнама с Китаем занимали позиции несколько зенитно-артиллерийских частей Китая. Также на территории ДРВ находились инженерно-саперные части Китая, которые ремонтировали дороги, мосты и вели другие инженерно-саперные работы. Очень важная работа с нашей группой была проведена врачами-специалистами. Они проводили консультации по правилам работы, организации быта, выполнению правил личной гигиены и профилактическим мероприятиям в условиях жаркого влажного климата. Ханой и зона "Б" находятся в пойме реки Хонгха, большая часть которой занята рисовыми чеками. Поэтому о качестве воды в открытых водоемах и купании в них говорить не приходится. Строгое правило - чистить зубы, мыть уши следует только кипяченой водой, которую нужно заливать еще горячей (кипяток) в термос, фляжку или бутылку с пробкой. Естественно, для питья можно использовать только кипяченую не остуженную воду. Для помывки личного состава в зоне "Б" использовалась дезинфекционно-душевая установка. Стирка белья и одежды производилась каждым лично с использованием мыла или стирального порошка, привезенных с собой. В феврале месяце особой жары еще не было. Температура воздуха +15...+20°С, хотя влажность воздуха была высокой (96-100%). В южных широтах, как известно, темнеет очень быстро и сумерек, как у нас, практически нет. Только что светило солнце, и сразу наступает темнота "хоть глаз выколи", как будто кто-то выключил свет. Поэтому наличие у каждого электрического фонарика является необходимостью, если учесть режим светомаскировки. С американской авиацией мы познакомились непосредственно в первую же ночь. Утомленные длительным перелетом, мы все дружно и быстро заснули. Среди ночи мы были разбужены страшным грохотом и стрельбой. Спрятаться в окопы никому не пришло в голову, смотрели на небо и слушали. Для южной ночи было довольно светло. Сверху доносился гул самолетов и разрывы снарядов зенитных пушек. С земли стреляли из всех видов зенитного и стрелкового оружия трассирующими пулями куда попало. Расположенный недалеко ЗРДН выпустил две ракеты и все трассы потянулись за ракетами, т.к. все стрелки знали, что ракеты летят к американскому самолету. В такой обстановке ракету могли повредить или сбить свои же. Зрелище грандиозное. Потом через зону "Б" прошло несколько самолетов по направлению от Ханоя к Тонкинскому заливу и все стихло. Оказалось, что незадолго до этого в Тонкинский залив пришел американский авианосец "Энтерпрайз" и организовал ночной налет на Ханой. В шутку мы называли событие этой первой ночи приветствием "Энтерпрайза” нашей группе. 23 февраля всенародный праздник - День Советской Армии и Военно-Морского Флота. Настроение у всех приподнятое и торжественное: 50-я годовщина нами впервые встречается далеко от Родины. Каждый мысленно переносится к своей семье, как они там переносят разлуку? Письма шли очень долго. И хотя адрес нашего пребывания был семье известен, мы долго еще находились в неведении. Меня лично беспокоило состояние жены, хотя она и была в Ленинграде у своей мамы. На праздник каждую группу советских военных специалистов посетили офицеры Генерального штаба, специально прибывшие во Вьетнам. Около полудня офицеры Генерального штаба прибыли в нашу группу. Первое что они сделали, разыскав наш барак: сообщили мне, что 20 февраля 1968 года у нас родилась дочка. Жена и дочь здоровы и чувствуют себя нормально. Чтобы сообщить мне эту радостную весть, они из Вьетнама связались с Генеральным штабом, с полком, где я служил и с г. Ленинградом. В тех условиях это было сделать сложно. Но они сделали это, чтобы доставить радость одному офицеру, выполнявшему свой долг вдали от Родины. Я очень благодарен этим офицерам и храню о них самые теплые воспоминания. Это полковники Свечников и Журавлев. Затем в официальной обстановке каждому советскому военному специалисту была вручена именная поздравительная открытка, подписанная лично Министром Обороны СССР, Маршалом Советского Союза Гречко Андреем Антоновичем. Все мы были награждены медалями "50 лет Вооруженных Сил СССР". Кроме того, все мы получили личный подарок от Министра Обороны СССР - коробку с деликатесными продуктами и в том числе буханку черного хлеба, которая в условиях Вьетнама являлась самым ценным деликатесом. Полк, в котором мы должны были работать, в основном закончил переформирование, кроме одного ЗРДН, в котором заканчивался ремонт и настройка боевой техники, а также реабилитация личного состава и слаживание боевого расчета. Дивизион был выведен из строя противорадиолокационной ракетой "Шрайк". Наша группа покинула зону "Б" и передислоцировалась в район расположения полка, начав самостоятельную жизнь и деятельность. За время нашей работы - практически один год - приходилось менять дислокацию 8 раз. Итак, наша полковая группа начала самостоятельную жизнь и деятельность совместно с зенитным ракетным полком ПВО ВНА, который входил в ханойскую группировку ЗРВ. Для обеспечения полковой группы советских военных специалистов вьетнамская сторона формировала бюро обслуживания в количестве 20-25 человек во главе с начальником бюро обслуживания.
В задачи бюро обслуживания входили:
- поиск места проживания специалистов, ремонт помещений и приведение их в пригодное для жилья состояние;
- оборудование, а часто и строительство пищеблока, умывальника и т.д.;
- обеспечение постельными принадлежностями и их стирка;
- приготовление пищи и обеспечение продуктами;
- обеспечение водой;
- охрана места расположения специалистов;
- решение других проблем, возникающих в процессе жизни и деятельности. Если учесть, что к описываемому времени на территории ДРВ американской авиацией были разрушены полностью или частично почти все населенные пункты и капитальные здания и сооружения, кроме центров городов Ханой и Хайфон, а также мосты и дороги, то бюро обслуживания было весьма непросто выполнять свои задачи. Полковая группа была обеспечена бригадой переводчиков-вьетнамцев и необходимым автотранспортом. Основные задачи группы советских военных специалистов: - анализ действий авиации США, исходя из боевых действий ЗРДН "подшефного" полка; - оказание помощи личному составу полка в восстановлении боеготовности техники, поврежденной в ходе удара по позиции ЗРДН; - по просьбе командования полка устранение неисправностей на технике, возникших в ходе эксплуатации, а также участие в проведении регламентных работ; - проведение занятий по вопросам работы боевой техники, ее эксплуатации и боевого применения, особенно после доработок; - разбор боевых стрельб, проведенных ЗРДН полка; - выдача рекомендаций по вопросам эксплуатации и боевого применения ЗРК. Вьетнамское командование неохотно шло на обсуждение вопросов действия авиации США, действий личного состава во время стрельбы, особенно если стрельба была неудачной. Рекомендации специалистов не всегда выполнялись. Командир вьетнамского полка майор Котт очень грамотный человек, хорошо разбирающийся в вопросах боевого применения ЗРК. Главный инженер полка капитан Тхань, реалистично мыслящий человек, участник битвы с французскими колонизаторами при Дьенбьенфу, герой Вьетнама. Они понимали, что без советских военных специалистов боевые действия вьетнамские расчеты ведут плохо. С этими офицерами было взаимопонимание, но чувствовалось, что на них оказывалось определенное давление высшим командованием. На каждый месяц составлялся план работы группы специалистов в подразделениях полка. При разработке и согласовании плана работы на следующий месяц, с командованием полка обсуждались итоги выполнения плана предыдущего месяца. За каждый месяц мы представляли в штаб Старшего группы советских специалистов во Вьетнаме отчет о проделанной группой работе, о боевой работе вьетнамских расчетов и действиях авиации США. В свое время в закрытых материалах, а позднее и открытых, некоторые авторы представляли отношения с вьетнамскими товарищами как искренние, взаимно доверительные и взаимно открытые. Исходя из своего опыта, я с такой оценкой не согласен, о чем упоминал выше. В 2000 году вышла в свет книга "Россия (СССР) в локальных войнах и военных конфликтах второй половины XX века" под редакцией академика РАЕН генерал-майора Золотарева В.А. Приведу несколько выдержек из этой книги: "Советско-вьетнамские отношения никогда не были гладкими. И прежде всего потому, что все шаги Советского Союза рассматривались Ханоем лишь с точки зрения их выгодности или невыгодности для Вьетнама... Отмечалась необъективность информации, исходящей от руководства Вьетнамской армии. Имелись откровенные попытки принизить роль и значение советской военной помощи, дискредитировать советское оружие и военную технику... Нередко представители МО СССР работали в условиях недоверия и подозрительности. Вьетнамцы часто нарушали условия хранения боевой советской техники, неэкономно использовали ракеты и боеприпасы, отказывались выполнять рекомендации советских военных специалистов". На уровне зенитного ракетного полка ВНА нам приходилось систематически сталкиваться с подобными фактами. Вьетнамским руководителям удалось сплотить народ и поднять на борьбу с агрессорами. Проводилась большая работа по выработке решимости к борьбе с врагами, как воспитательной работой, так и драконовскими методами. В стране существовал закон, по которому укреплялась решимость в борьбе с врагами и ограничивались личные свободы человека, была организована тотальная слежка за людьми для того, чтобы у них не ослабла решимость к борьбе. По этому закону запрещались частные контакты с иностранцами вообще, будь то американцы или граждане СССР. Нарушитель требований закона подвергался наказанию - критике на различных собраниях. Если нарушитель неоднократно нарушал закон, то после очередной критики его направляли в сухопутные войска в Южный Вьетнам, откуда замены личного состава не было. Из нашего бюро обслуживания один охранник таким образом был отправлен в Южный Вьетнам. Кстати, фраза "решимость к борьбе с врагами" из лексикона переводчиков - вьетнамцев.
Продолжение » » » Воины-интернационалисты земли владимирской во Вьетнаме (Часть 2)
|