Главная
Регистрация
Вход
Суббота
23.11.2024
11:55
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
физическая [1]
витальная [11]
ментальная [6]
безусловная [30]
к себе [20]
мужчины и женщины [51]
к детям [117]
к родителям [14]
к народу [9]
к Родине [23]
к Природе [25]
к Животным [27]
к работе [8]
к Человечеству [3]
к Силам Света [13]
к Богу [38]
к Жизни [17]
Сердце [37]
Стихи [180]
Сказки [1]
Православие детям [83]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Любовь » Православие детям

Христианство в Персии, Армении и Иверии

Рассказы из истории Христианской Церкви (для детей старшего возраста)

ХРИСТИАНСТВО В ПЕРСИИ, АРМЕНИИ И ИВЕРИИ

Религиозные смуты, волновавшие Константинопольскую Церковь, отозвались тяжело на Востоке — в Персии и Армении. Бросим теперь взгляд на состояние христианства в этих странах.
После страшного гонения на христиан персидских при Салоре настало для них более спокойное время. В начале пятого века их положение улучшилось вследствие того, что один благочестивый Месопотамский епископ, святой Маруфа, приобрел сильное влияние над персидским царем Издегердом, которого вылечил от тяжкой болезни. Издегерд прекратил преследование, позволил христианам строить церкви и свободно совершать богослужение. Излишняя ревность одного епископа нарушила общее спокойствие. Авдий, епископ города Сузы, сжег капище, в котором персы поклонялись огню; царь потребовал от епископа возобновления сожженного храма; но Авдий отказался, решившись лучше умереть, чем возобновить языческий храм: он был, действительно, казнен. Разгневанный царь велел тогда разрушить христианские церкви, и вслед за тем началось гонение (418), которое с краткими промежутками продолжалось целых тридцать лет. Оно достигло крайней жестокости при наследнике Издегерда, Варане. Персидские волхвы или маги побуждали правительство и народ к самым жестоким действиям; придумывались ужаснейшие истязания: христиан заживо зарывали в землю, сдирали с них кожу; но они оказывали мужество и терпение, которые удивляли самих мучителей.
Между лицами, окружавшими царя и занимавшими при дворе важные должности, оказалось много христиан. От них потребовали отречения; но они предпочли смертную казнь. Один из них, Гормиздас, говорил царю: «Какая тебе будет выгода, если я соглашусь на требование твое? Кто согласен отречься от Всемогущего Бога, Творца своего, тот будет ли надежным служителем земного царя?» Его лишили сана, имущества, и послали пасти стада, думая тем склонить к отречению; но Гормиздас остался верен Богу и был предан казни. Диакон Вениамин после тяжких мучений заключен был в темницу; ему предлагали жизнь и свободу под условием не проповедовать веры Христовой; он отказался. «Моя обязанность — сообщать другим свет, который я получил,— отвечал он.— Евангелие произносит строгое осуждение тому, кто скрывал вверенный ему талант». Он скончался мучеником.
Христиане Восточной империи горячо сочувствовали страданиям братьев своих в Персии и старались оказать им всякое пособие. Несчастные, спасавшиеся из Персии бегством, находили приют и помощь в пределах Восточной империи. Варан, узнав об этом, велел усилить пограничную стражу, задерживать беглецов и затем стал требовать от императора Феодосия выдачи всех тех, кто нашел убежище в его областях. Феодосий отказал, и возгорелась жестокая война. Положение христиан стало еще хуже; но наконец озлобление Варана против них было побеждено великодушным поступком епископа Акакия. Семь тысяч персов томились в плену; епископ Амиды Акакий, собрав клир, предложил продать золотые сосуды церковные, чтобы прокормить и выкупить пленных, что и было исполнено. Этот поступок чрезвычайно поразил Варана; он понял, каков истинный дух той веры, которую он преследовал, велел прекратить гонение, призвал к себе Акакия и вскоре затем заключил мир с Феодосием. До смерти своей он оказывал покровительство христианам; но наследник его, Издегерд II, возобновил гонение.
Первый повод к этому подали волнения в Армении. Одна часть Армении находилась под владычеством персов, другая признавала власть восточных императоров; как страна христианская, она была более предана империи, с которой находилась в постоянных сношениях по делам Церкви, так как и епископы Армянские, называемые католикосами, долго принимали рукоположение от архиепископа Кесарийского. Персы старались противодействовать влиянию христиан; персидские власти преследовали в Армении христианскую веру, греческие книги и старались убедить народ, что древнее богопочитание было лучше; с своей стороны, христиане усердно заботились о распространении и утверждении истинной веры. При мудром и благочестивом царе армянском Врамшапуге (392) начался золотой век просвещения древней Армении. Архиепископ Армянский Исаак и друг его Месроб посвятили переводу Св. Писания всю свою жизнь; они составили армянскую азбуку (406), перевели святую Библию, завели множество школ и тем положили прочное основание образованию в Армении. Заботливостью их было переведено на армянский язык множество творений отцов Церкви, и из их училищ вышли люди замечательные по всем отраслям знания. Моисей Хоренский, первый историк Армении, был одним из воспитанников Исаака и Месроба. Такая же благотворная деятельность продолжалась и при патриархе Иосифе, хотя уже к тому времени персы совсем овладели Арменией. Труды эти были не тщетны. В Армении пробудилась горячая ревность к вере, и когда Издегерд II стал жестоко преследовать христиан, то множество христиан собралось в городе Ардашаде (450), и под председательством католикоса и епископов было составлено и подписано изложение веры, которое было подано правителям; оно заключалось следующими словами: «От этой веры не могут отклонить нас никакая власть и никакая сила, ни Ангел с небеси, ни земной владыка, ни огонь, ни меч, ни страшнейшие истязания. Достояние наше в ваших руках; располагайте им, как хотите, и если вы только не коснетесь веры нашей, то мы на земле не признаем другой власти, кроме вашей, точно так, как на небесах не хотим иметь другого Бога, кроме Бога истинного. Если же станете иначе поступать, то знайте наше решение: тела наши в вашей власти, терзайте нас, мы все стерпим; мы покорно преклоним головы под ваши секиры; мы не лучше отцов наших, которые отдали за веру жизнь и достояние... Вера же наша не от человека, и нас нечего учить, как детей; мы неразрывно соединены с Богом, от Которого нас ничто и никто не разлучит, ни теперь, ни в будущем, ни во веки веков».
Действительно, все усилия персов уничтожить в Армении христианскую веру оказались тщетными, и гонение только возбудило народную войну и восторженную решимость жертвовать всем ради святой веры. Множество христиан прославило Господа мученической смертью, и во главе их епископ Иосиф; монастыри, храмы были разрушаемы. Красноречиво описали армянские историки бедствия христиан в Армении и Персии. Оплакивая прекращение католикосов из рода Григория Просветителя, Моисей Хоренский восклицает: «Плачу о тебе, Церковь Армении, лишенная великолепия престола, великодушного пастыря и мудрого сподвижника. Жилища наши в развалинах, имущество в руках грабителей, вельможи в оковах и народ в угнетении; грады взяты, села преданы пламени и грабежу: везде голод, болезнь и смерть».
Подверглась разрушению и резиденция Ечмиадзинских патриархов; и когда миновало гонение, патриархи стали пребывать в новой столице Армении, Товине, недалеко от Арарата. К бедствиям, претерпеваемым Арменией от притеснителей ее, присоединились вскоре внутренние смуты касательно вопросов веры.
С самого обращения своего Армения была в постоянных сношениях с Церковью Греческой, и главные епископы, или католикосы, принимали рукоположение от архиепископа Кесарийского; представители Армянской Церкви участвовали во Вселенских Соборах и подписывались под постановлениями оных. Церковь христианская твердо держалась учения Православной Церкви. Но с тех пор, как Армения подпала власти персов (428), сношения с Грецией затруднились и, наконец, были совершенно воспрещены. Епископы перестали ездить в Кесарию для принятия рукоположения: на Соборе Халкидонском не присутствовали представители Армянской Церкви; и вскоре в Армении распространился слух, будто Собор Халкидонский, осудив и отвергнув ересь Евтихия, принял ересь Нестория. Эти слухи были тщательно распространяемы врагами Церкви; узнать истину было трудно, так как сношения Армении с империей были прекращены; и ложное мнение это утвердилось. Действия императоров Зенона и Анастасия еще усилили в империи церковные смуты; и эти волнения отозвались и в соседних странах, в которых еретики распространяли свои ложные толкования. Дошло до того, что в Армении Поместный Собор произнес анафему на учение, будто бы одобренное Халкидонским Собором; через сто лет опять и еще решительнее произнесена анафема на Халкидонский Собор и на всех принявших его постановления. Таким образом, по недоразумению и ложному толкованию, Армения отпала от Вселенского Православия.
По временам, когда то позволяли обстоятельства, Греческая Церковь делала попытки возвратить отпавших к истинному учению. Созывались Соборы; старались рассеять недоразумения; некоторые из епископов Армении сознавали свои заблуждения; но другие отстаивали ложные мнения, уже освященные в их глазах давностью времени. Происходили волнения, народные смуты; одна партия обвиняла другую в ереси, предавала ее анафеме. К вопросу церковному примешивались политические страсти; неприязнь греков и армян усиливала раздор. В 629-м году Собор в Товине, под председательством католикоса, рассмотрев тщательно постановления Халкидонского Собора, признал его; через тридцать лет после этого другой Собор предал анафеме и Собор Халкидонский и Собор Товинский. Армения была уже в это время во власти аравитян, которые овладели ею в 630-м году.
Обратим теперь внимание на другую страну, близкую к Армении, на Иверию или Грузию.
Уже было рассказано о просвещении Иверии в начале четвертого века. До пятого века Иверская Церковь состояла в зависимости от Антиохийского патриарха. Благочестивые цари Вакурий, Митридат, Арчил, Вахтанг (342— 499) много заботились о распространении веры, умножали число кафедр, старались искоренить остатки язычества, устраивали училища. Рано христианское просвещение достигло высшей степени в этой стране; при училищах занимались переводом богослужебных книг с греческого языка на иверский или грузинский, и уже в первой половине пятого века, в царствование Арчила, по желанию царицы Сандухты, был переведен на грузинский язык весь Новый Завет. Армянский ученый, Месроб, составивший армянскую азбуку, изобрел и грузинскую.
Ревность к науке и к христианскому просвещению, так сильно пробудившаяся в эту пору в соседней Армении, одушевляла и иверцев. Иверский архиепископ Петр во второй половине 5-го века усердно заботился о просвещении страны, умножал число школ; повелел исправить богослужебные книги, искаженные переписчиками, и перевести много новых; посылал благовестников в соседние области: в Мингрелию, Имеретию, Кахетию, Колхиду и другие Кавказские области. Заботился о распространении веры и просвещения и царь Вахтанг, основатель города Тифлиса, сделавшегося с 499-года- столицей грузинских царей и украсившегося богатыми церквами. Древнейший из храмов тифлисских — Метехский, во имя Божией Матери. Вообще было в Иверии много храмов, посвященных Богоматери, потому что Она считалась покровительницею Иверской земли. Древнее предание гласит, что когда апостолы бросили жребий о том, куда идти благовествовать, то и Пресвятая Богородица вынула жребий, и Ей пали на долю земля Иверская и гора Афонская. Древняя столица Михет осталась митрополией архиепископов.
В конце же пятого века или в начале шестого прибыли в Иверию из Сирии тринадцать святых подвижников, которых глубоко чтит Иверская Церковь. Поселившись в пустынных местах, они просияли святостью и мудростью, собрали вокруг себя толпы учеников, сделались основателями монастырей, обращали ко Христу соседних дикарей. Некоторые из этих святых подвижников пострадали за веру во время набегов персов, которые огнем и мечом опустошали несчастную Иверию, стараясь увлечь христиан к огнепоклонству.
Немало терпела несчастная Иверия от соседей своих, которые, воюя между собой, мимоходом задевали и ее. То опустошали ее персы за дружеские отношения ее к грекам; то греки за сношения с Персией. Проникали в Иверию и лжеучения, волновавшие соседние страны. В пятом веке один из ее архиепископов оказался склонным к арианской ереси и старался распространять свои заблуждения, но, уличенный в лжеучении, был отлучен от Церкви. Пытались проникнуть в Иверию и монофизитские споры; но духовенство и народ твердо держались православного учения, и ересь монофизигов была предана анафеме Иверским католикосом Кириаком. С половины пятого века иверские архиепископы сделались независимыми от Греческой Церкви, как и армянские архиепископы; они стали называться «католикосами». Католикос собственно значит соборный, всеобщий.
Вера распространилась и в соседних областях: Абхазии и Колхиде. По временам эти области имели своего католикоса, независимого от иверского, но который был в сношениях с Греческой Церковью. Это происходило отчасти оттого, что о просвещении Кавказских стран очень заботились и императоры, в особенности же Юстиниан, который послал туда греческих священников и строил церкви. Просветив верою кавказских дикарей, он принудил их отказаться от жестокого обращения с пленными. Но трудно было вере Христовой сохраниться между кавказскими горцами, которые по временам бывали отстраняемы от всякого сообщения с христианскими народами, и тогда подпадали под власть и влияние персов-огнепоклонников. Но доселе, в ущельях гор, на крутых скалах, в дремучих лесах Осетии, Абхазии, Сванетии видны развалины древних церквей; горцы оказывают уважение к этим следам древней святыни и хранят память о некоторых христианских праздниках и великих святых.

Рассказы из истории Христианской Церкви (Оглавление)

ПРАВОСЛАВИЕ ДЕТЯМ

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Православие детям | Добавил: Николай (16.08.2018)
Просмотров: 1104 | Теги: дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru