Главная
Регистрация
Вход
Пятница
26.04.2024
18:50
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
физическая [1]
витальная [11]
ментальная [6]
безусловная [30]
к себе [20]
мужчины и женщины [51]
к детям [117]
к родителям [14]
к народу [9]
к Родине [23]
к Природе [25]
к Животным [27]
к работе [8]
к Человечеству [3]
к Силам Света [13]
к Богу [38]
к Жизни [17]
Сердце [37]
Стихи [180]
Сказки [1]
Православие детям [83]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Любовь » Православие детям

ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ (1 – 7 октября)

ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ
ОКТЯБРЬ

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ

ПРАЗДНИК ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
1 октября (14 октября)

Знаменитый город Царьград, или Константинополь, был основан императором Константином, тем самым, который первый из всех римских императоров принял христианскую веру. В Царьград и теперь заезжают богомольцы, отправляющиеся в Иерусалим на поклонение, гробу Христову; но теперь городом этим владеют неверные турки. Они угнетают христиан и обратили в мечети христианские храмы. А прежде в Царьграде были великолепные церкви, там собирались Соборы, и оттуда мы, русские, приняли христианскую веру.
При императоре Льве Философе, в 903 году по Рождестве Христовом, греческое государство было в большой опасности от нападения сарацин. Жители Царьграда в страхе молились Богу и просили помощи Заступницы Усердной — Пресвятой Девы Марии. За всенощной во Влахернской церкви Пресвятой Богородицы много было молящихся, в том числе один святой, которого звали Андреем Юродивым. Он был нищий, казался простым и глупым, а между тем вел самую строгую, святую жизнь, беспрестанно молился и угождал Богу своими добрыми делами. С Андреем стоял в церкви ученик его Епифаний. Святой Андрей с верой молился о спасении города и всей страны и вдруг, подняв глаза, увидел на воздухе. Пречистую Деву, окруженную ликом Ангелов, пророков и апостолов. Она молилась о спасении мира и омофором Своим осеняла и покрывала молящихся. Андрей с сердечным умилением сказал ученику: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» «Вижу, отец святой, - отвечал Епифаний, - вижу и ужасаюсь». Жители Царьграда, услышав о чудесном видении двух святых мужей, исполнились радости и надежды. И действительно, вскоре после того сарацины были побеждены, а Церковь положила праздновать это чудо первого октября, в тот самый день когда оно совершилось, воспевая радостно:
«Освящается небо и земля, Церковь же светится, и людие вси веселятся: се бо Мати Божия, со Ангельскими воинствы, со Предтечею и Богословом, с пророки же и апостолы, невидимо вшедши, за Христианы молится Христу, помиловати град и люди, славящия Тоя Покрова праздник».
«Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша».

ПАМЯТЬ АПОСТОЛА ОТ 70-ТИ АНАНИИ
1 октября (14 октября)

В книге Деяний святых апостолов после повествований о чудесном видении, которое имел Савл, будущий святой Павел, идя в Дамаск, - говорится еще, что в это самое время в Дамаске был ученик Христов по имени Анания. Господь сказал ему в видении: «Встань и пойди на улицу, которая называется Прямою, сыщи в Иудином доме тарсянина, по имени Савла; он теперь молится и видел в видении человека по имени Анания, пришедшего к нему возложить на него руки, чтобы он прозрел». Анания отвечал: «Господи! Я слышал от многих об этом человеке, сколько сделал он зла святым Твоим в Иерусалиме. Он и здесь имеет поручение от первосвященников вязать всех призывающих имя Твое». Но Господь сказал: «Пойди, этот человек Мое избранное орудие; он понесет имя Мое к народам, царям и сынам израилевым. Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое». Тогда Анания отправился, куда ему повелел Господь, и, возложив руки на Савла, сказал: «Брат Савл! Господь Иисус Христос, Который явился тебе на пути, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа». И при этих словах мгновенно, как будто чешуя спала с очей слепого, он стал видеть и немедленно крестился.
Анания был из числа семидесяти учеников, которых Господь Сам избрал и послал для проповеди, как о том повествует святой евангелист Лука. После обращения Савла Анания вместе с другими учениками помог ему бежать из города от иудеев, искавших убить его, а сам оставался некоторое время в Дамаске, потом жил в других городах, усердно проповедуя и исцеляя больных.
Правитель Лукиан, жестокий гонитель учеников Христовых, велел схватить ревностного апостола. Ананию привели к нему, и правитель старался убедить его поклониться идолам. Но святой сказал: «Я не поклонюсь ложным богам твоим; я поклоняюсь только истинному Богу моему Иисусу Христу, Которого я видел во время Его земной жизни, Который говорил со мной после Своего вознесения, когда Он посылал меня исцелить Савла». Правитель велел бить и мучить святого, но тот оставался тверд и непреклонен. Воздев к небу руки, он молился среди мучений: «Господи Иисусе Христе, Сын благословенного Отца! услышь молитву мою и достойным сотвори меня части святых апостолов в будущем веке. Так же, как Ты спас Савла истинным светом Своим, спаси и меня от руки нечестивого сего, который противится истине, да не сотворится воля его на мне, да не уловит он меня сетями лести и не лишит меня Царства Небесного, уготованного всем любящим пути истины Твоей и хранящим Твои заповеди». Правитель, услышав эту молитву, велел усилить мучения, но святой терпел и молился. Правитель опять уговаривал его поклониться идолам и грозил ему близкой смертью. «Делай, что хочешь, - отвечал ему Анания, - я говорил тебе несколько раз, что не поклонюсь другому богу, кроме Бога истинного, во Святой Троице почитаемого. Он дал мне силу крепко стоять пред тобою весь день и мужественно вытерпеть муки. Зачем же ты медлишь исполнить то, что умыслил? Ты видишь, что я не повинуюсь». Тогда мучитель велел Ананию вывести за город и там побить камнями. Таким образом, умер он одной смертью с первомучеником Стефаном. Перед последним вздохом своим он громко сказал: «Господи Иисусе Христе, предаю Тебе в руки дух мой». Убийцы оставили тело его без погребения, но христиане, узнав тело святого, благоговейно похоронили его в родном городе.

ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО РОМАНА СЛАДКОПЕВЦА, СОЧИНИТЕЛЯ ДУХОВНЫХ ПЕСЕН
1 октября (14 октября)

Святой Роман был пономарем при Софийской церкви в Царьграде. Он был неучен и неграмотен, но отличался своей добродетельной жизнью и ревностью к Церкви. Патриарх Евфимий любил его за кротость и благочестие, и этому завидовали другие церковнослужители. Они смеялись над Романом, называли его неучем и говорили, что, не зная грамоты, он не имеет права служить наравне с ними в церкви. Однажды они нарочно на торжественной вечерне перед Рождеством Христовым в присутствии царя и народа кликнули Романа, который поправлял свечи в паникадилах, и велели ему читать на амвоне. Тут Роман должен был при всех показать свою безграмотность — он не мог ничего прочесть. Стыдно и грустно было ему, и по окончании службы, после вечерни, он долго плакал и молился пред иконою Пресвятой Девы. И когда заснул, во сне явилась ему Богоматерь и подала ему свиток. Проснувшись, он исполнился неизреченной радостью. Он почувствовал, что разумеет Писание, что душа его полна великой премудрости и со слезами благодарил свою Небесную Учительницу. С наступлением всенощной он с веселым сердцем пошел в церковь, и, когда церковнослужителям, по обычаю, надобно было поочередно петь, он вышел на амвон и сладким голосом запел: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог».
Патриарх с удивлением слушал Романа и, когда он кончил, спросил его, где он научился такой чудной песни, Роман рассказал о своем видении и о том, как вразумила его Небесная Учительница. Тогда церковные служители устыдились, своего поступка и просили у него прощения. Патриарх поставил его диаконом, и он стал учить тех, которые прежде упрекали его в невежестве. Святой Роман написал много кондаков, которые доселе поются у нас в Церкви. Он почил в старости в 510 году, любимый и почитаемый всеми, Святая Церковь, ублажая его, воспоминает о его чудном даре.
«Божественными добродетельми духа измлада украсився, Романе премудро, Церкви Христове пречестное украшение был еси, пением прекрасным украсив ю, блаженне».
«Се питаеши обильно мудрыми ученьми, и красными песнопении, помыслы наша: и исполнявши сладости Божественнейшия, Романе богогласе».

ПАМЯТЬ СВЯТОГО БЛАЖЕННОГО АНДРЕЯ, ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВОГО
2 октября (15 октября)

На следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы св. Церковь чествует того самого честного мужа, который сподобился чудного видения, св. Андрея Юродивого. Родом славянин, он в молодости был рабом одного благочестивого человека, Феогноста, который полюбил его за кроткий нрав и дал ему средства к образованию. Андрей, выучившись грамоте, особенно занялся чтением Божественных книг; он ходил часто в церковь, проводил целые ночи в молитве и думал лишь о том, как бы угодить Богу. Через некоторое время господин его дал ему свободу, и Андрей тогда совсем посвятил себя молитве. Не думал он ни о богатстве, ни об удобствах жизни, а только о Боге, о святом Его законе, о блаженной вечности. Ходил он в ветхой, изорванной одежде, не имел постоянного жилища, а ночевал где попало, всегда под открытым небом, переносил терпеливо и зной, и стужу, и непогоду. Все, что он имел и что ему подавали как нищему, он отдавал бедным, а сам иногда по нескольку дней сряду не ел. Люди считали его безумным, одни смеялись над ним, другие — бранили, а иногда и били его. Сами нищие отгоняли его от себя; богатые не пускали его во дворы свои. Андрей переносил радостно такое презрение и молился за оскорблявших его. Он не старался разуверить тех, которые считали его безумным, ибо сердцем смиренным боялся похвалы людей, как опасной для души, и радовался презрению и насмешкам.
Но бедная, смиренная жизнь Андрея озарялась дивными проявлениями благодати Божией. Господь благоволил к нищему юродивому, которого презирали люди. Он просвещал его душу и укреплял его веру небесными откровениями, даровал ему дух ведения и прозорливости. Мы уже рассказали о чудном явлении, бывшем ему во Влахернском храме. Однажды, будучи восхищен духом на небо, Андрей видел неизреченную славу блаженных душ. Много было в его жизни и других знамений милости Божией к нему. Ему были открыты помышления людей, и, умудренный свыше, он многих отвлек от греха и порока.
Рассказывают, что однажды Андрею встретился инок, которого все славили и считали человеком святым, ибо он много молился, постился, вел самую строгую жизнь; не знали люди, что страшный порок омрачал все достоинства инока, — он был крайне сребролюбив. Все, что ему давали для бедных, он прятал в свою сокровищницу и с наслаждением следил за умножением своего богатства, — этого суетного богатства, которое удаляло его от благ вечных. И вот однажды праведному Андрею было чудное видение. Духовными очами увидел он змия сребролюбия, обвившегося вокруг шеи инока, услышал, как о нем шел спор между Ангелом хранителем его и злым духом ада. «Этот инок принадлежит мне, - говорил злой дух, - ибо он творит волю мою; он немилостив и сребролюбив и потому не может иметь части с Богом, а как идолопоклонник служит мне». - «Он мой, - говорил светлый Ангел, - он постится и молится, он кроток духом и смиренномудр». Затем послышался Андрею другой голос — Самого Господа, говорившего Ангелу: «Оставь этого инока, ибо он не Богу работает, а мамоне». И светлый Ангел отлетел, а темный дух ада взял власть над несчастным сребролюбцем.
Это видение исполнило душу Андрея состраданием к погибающему иноку. Он подошел к нему, взял его за руку, отвел его в сторону и стал убеждать его. «Служитель Божий, - говорил он, - услышь без гнева раба своего и прими милостиво смиренные слова мои, ибо я глубоко скорблю о тебе и не могу утерпеть, чтобы тебе не сказать о том. Ты был другом Божиим, зачем же сделался служителем сатаны? Зачем дал злому духу сребролюбия овладеть душою твоею? К чему тебе золото? Посмотри, сколько вокруг тебя голодных, жаждущих, страдающих от крайней нищеты, между тем как ты радуешься, взирая на золото свое. Таков ли путь покаяния? Это ли отречение от суеты мирской? Так ли распялся ты миру? Не слышишь ли слов Христа, запретившего ученикам Своим стяжать золото и серебро? Знаешь ли, что Ангел Божий отлетел от тебя, а возле тебя стоит дух тьмы, и змей сребролюбия обвил тебя, а ты этого не чувствуешь. Умоляю тебя, раздай имущество бедным и постарайся сделаться опять другом Божиим, именем Христа умоляю тебя!»
Слова Андрея и его горячее участие сильно подействовали на инока, душевные очи его отверзлись, он увидел и понял опасность, угрожавшую ему; понял, что при всей строгой жизни своей он был далек от Бога, и обещал св. Андрею, что постарается исправиться. «Никому не говори обо мне, - просил его Андрей, - я же буду ежедневно поминать тебя в молитвах моих и буду просить Бога, чтобы Он помог тебе».
Инок искренно раскаялся и, раздав имущество бедным, старался искоренить в себе любовь к суетному богатству мира, и Бог помог ему. Однажды было ему чудное сновидение, которое укрепило в его сердце благие намерения. Ему приснилось, что он видит в поле дерево, покрытое прекрасными цветами, и что служитель Божий говорит ему: «Благодари Бога, исторгнувшего тебя от зубов змеиных и уподобившего душу твою этому цветущему дереву. Постарайся же, чтобы прекрасный цвет сделался сладким плодом». Инок, проснувшись, стая славить Господа Бога и во всю остальную, жизнь был благодарен св. Андрею, который советом и предостережением остановил его на опасном пути.
Много чудес сотворил св. Андрей, много грешников обратил на путь спасения; но никогда дивные проявления милости Божией к нему не возбуждали в нем гордости и самонадеянности. Он продолжал хранить глубочайшее смирение, уничижая себя перед Богом и людьми и постоянно молясь за тех, которые ругались над ним. Он почил в глубокой старости.
Святая Церковь, творя его память, славит его смирение и добровольную нищету и поет ему:
«Христов глас исполнися на тебе, реченный: блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Ты бо обнищал еси духом, и Царство Небесное восприялеси».
«Приидите христолюбцы, приидите нищелюбцы, восхвалим блаженнаго страдальца, премудраго Андреа, бывша юрода Христа ради, волею мир и яжев нем уметы вменивша по апостолу, и во след Христа усердно потекша плоть же свою постом и жаждею и зноем, и дождем и снегом, воздушною тягостию смиривша, душу же от страстей свободну соблюдша, и светлудобродетельми соделавша и небесное житие со всеми святыми вечно наследовавша, и молящася Христу Богу и чтущих Его верою и любовию. К немуже возопиим: радуйся, угодниче Христов Андрее блаженне!»

ПАМЯТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ДИОНИСИЯ АРЕОПАГИТА
3 октября (16 октября)

Деяниях святых апостолов, написанных евангелистом Лукою, рассказано о благовествовании апостола Павла в Афинах. В этом древнем городе, славном множеством школ и учением философов, Павел обратил внимание на один жертвенник с надписью: «неведомому Богу». Среди большого собрания самых знатных и ученых афинян в ареопаге апостол объявил, что пришел к ним проповедовать о Том Боге, Которого афиняне, не зная, почитают и Который создал весь мир и дает всему дыхание и жизнь. Он объяснил слушателям своим разницу между этим вездесущим и всемогущим Богом и теми бездушными идолами, которым они поклонялись. Он говорил им также о воскресении Того, Кто проповедовал покаяние и жизнь и Кто придет судить вселенную. Большинство афинян недоверчиво слушали это новое для них учение, некоторые же обратились ко Христу. Между последними был Дионисий, член ареопага (так назывался верховный совет в Афинах). Дионисий в молодости своей долго жил в Египте. Он находился там во время крестной смерти Спасителя. Предание говорит, что в эту самую минуту, когда на Голгофе Спаситель произнес: «Совершишася», и испустил дух, Дионисий, увидя, что тьма распространилась по земле, сказал: «Или мир кончается, или Бог, Создатель его, страдает».
В Афинах после проповеди Павла сердце Дионисия раскрылось к познанию истинного Бога, но он не тотчас же принял крещение. Павел, выходя из Афин, исцелил слепого, осенив его крестным знамением, и поручил сходить к Дионисию и напомнить ему о его желании присоединиться к обществу христиан. Дионисий, еще более убедившись в истине чудом исцеления, принял крещение со всем домом своим. Потом он оставил свое семейство и находился в продолжение трех лет неотлучно при Павле, научаясь от него слову Божию. Он видел и других апостолов и вместе с ними был в Гефсимании во время успения и погребения Пречистой Девы Марии. После того Павел поставил его во епископа и послал проповедовать в Афины. Там он распространял Церковь Божию, там же узнал о мученической смерти своего учителя и сам вскоре положил жизнь за веру свою.
Св. Дионисия Ареопагита иногда путают с другим св. Дионисием, который в начале III века вместе с епископом Лукианом, священником Рустиком и диаконом Елевферием отправился в Галлию, страну, которая теперь называется Францией.
Первая церковь там была основана на том месте, где теперь стоит город Париж. Ревностные учители быстро распространяли слово Божие, обращали язычников, творили дела милосердия и любви. Но проповедь их была скоро остановлена гонением. Правитель Галлии, Сисиний, велел схватить Дионисия и двух товарищей его и хотел заставить их поклониться идолам. «Я стар телом, - сказал Дионисий, когда его привели к правителю, - но вера моя процветает юностью и исповедание мое рождает новых чад Христу». Все трое твердо исповедовали Пресвятую Троицу. Их мучили в продолжение двух дней, но под ударами мучителей, на раскаленном железном одре, перед дикими зверями, которые пощадили их, они не переставали петь псалмы и исповедовать имя Господне. Их заключили в темницу; Господь укрепил их, и святые мученики принимали христиан, тайно приходивших к ним, беседовали с ними и сами служили литургию. Однажды, когда святой Дионисий причащал пришедших к нему христиан Тела и Крови Христовой, вдруг чудный свет просиял над блаженным старцем. Когда наступило утро, мучеников снова повели к правителю, который, видя их упорство, велел предать их смерти. Когда вывели святых на место казни, св. Дионисий стал молиться: «Боже мой, Боже мой! - говорил он. - Ты, Который создал меня и научил меня вечной Твоей премудрости, явил мне тайны Свои и был всегда со мною! Благодарю Тебя за все, что Ты для меня сделал к славе пресвятого имени Твоего. Благодарю Тебя за то, что Ты посетил утружденную мою старость, жаждущую Тебя видеть, и призываешь меня; прими меня и друзей моих!» Сказав это, святой преклонил голову под меч воина. Лукиан и Рустик были также казнены. Благочестивые христиане предали земле тела святых мучеников, над гробами коих совершались чудеса. Святой Дионисий глубоко уважается страною, которую он просвещал благовествованием.
Дионисию Ареопагиту приписывается сочинение о небесной иерархии, в котором говорится о чинах Ангельских, Херувимах и Серафимах; книга о Божественных именах и о таинственном богословии. Он сообщает известия о чудном успении Богоматери.

ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЕЙ ГУРИЯ, АРХИЕПИСКОПА КАЗАНСКОГО, И ВАРСОНОФИЯ, ЕПИСКОПА ТВЕРСКОГО
4 октября (17 октября)

Жизнь этих двух святителей описана патриархом Ермогеном, который сначала был митрополитом Казанским в царствование Феодора Иоанновича, при первом патриархе Иове, а потом сам сделался патриархом всей России, способствовал освобождению России от поляков и умер мучеником за веру православную и отечество. Он собрал подробные сведения о жизни святых Гурия и Варсонофия и передал их нам в красноречивом повествовании.
Святой Гурий был родом из города Радонежа. Его мирское имя было Григорий и происходил он из дома бояр Руготиных. Родители воспитывали его в благочестии и определили на службу к князю Пенькову, потому что сами были очень бедны. Кротостью, послушанием и добросовестным исполнением всех обязанностей своих молодой Григорий заслужил милость князя, который доверил ему правление домом своим. Но это возбудило зависть прочих служителей и они оклеветали Григория перед господином своим. Князь, поверив клевете, наказал Григория страшным образом. Он велел выкопать глубокий ров, устроить в нем деревянный сруб и в эту подземную темницу опустили юношу. Свет проникал в нее только через небольшое отверстие, в которое каждые пять дней подавали ему пищу - немного воды и сноп немолотого овса. Григорий вспомнил о страданиях и терпении мучеников и решился твердо перенести тяжелое испытание, зная, что оно не без воли Божией послано ему. Молитва была единственной его отрадой.
Григорий провел уже около двух лет в тяжелом заточении, как однажды один из прежних друзей его выпросил у сторожа позволение подойти к отверстию. Приблизясь, он услышал, что узник громогласно славит и благодарит Бога. Глубоко тронутый этим, он вызвался тайно доставлять ему пищу. Григорий отказался и просил вместо того доставлять ему бумагу, перья и чернила. Получив желаемое, он стал писать книжки для обучения детей. Потом он просил продавать их и деньги раздавать нищим.
Спустя некоторое время Григорий однажды увидел свет через дверь темницы. Удивленный, он стал молиться, потом подошел к двери и увидел, что она отперта. Тут он понял, что Господь избавляет его, и взяв с собою образ Пресвятой Богородицы, он удалился из города и пошел в монастырь Волоколамский. Там он постригся, принял имя Гурия и сделался настоятелем на пятидесятом году от роду. Но он сложил с себя эту должность по слабости здоровья и вскоре после того был назначен игуменом в Тверской Селижаров монастырь.
В это самое время царь Иоанн Васильевич покорил Казань и там учредилась епархия. Надобно было избрать мудрого пастыря для управления новой паствой и для обращения язычников и магометан. Царь и митрополит Московский Макарий обратили внимание на Гурия, и он по жребию из четырех был избран и рукоположен в Казанского архиерея. Ему назначены были два достойные помощника: Герман, сделавшийся впоследствии архиепископом Казанским, и блаженный Варсонофий.
Царь отправил в новую епархию множество икон и церковной утвари и простился с архиереем после торжественного молебствия в Успенском соборе. Там благословил его также митрополит Макарий; а прочее духовенство крестным ходом, при звоне всех колоколов, провожало святого Гурия и спутников его до Москвы-реки. Они сели на приготовленные лодки и отправились в Казань водой по рекам: Москве, Оке и Волге. Во всех прибрежных городах духовенство и народ выходили к ним навстречу и Гурий везде совершал торжественные молебствия. После двухмесячного путешествия он прибыл в Казань, отслужил первую литургию в Благовещенском соборе и ревностно принялся за исполнение новых своих обязанностей. Царь и митрополит, отпуская его, дали ему наставление о том, какими мерами обращать язычников. Они заповедали ему обращаться с ними кротко, излагать им учение Христово и избегать всех насильственных мер, и Гурий, следуя их советам, успешно распространял слово Божие. Он действовал лишь одним кротким убеждением, избегая всякого, принуждения и угроз. Он старался приближать к себе татар, беседовал с ними, заступался за них перед местными властями и сколько возможно помогал им. Он на каждый праздничный день произносил поучение, помогал вдовам, сиротам и устроил близ Казани монастырь, в котором монахи должны были заниматься особенно обучением детей грамоте.
В Свияжске и в Казани св. Гурий основал училища как для христианских детей, так и для детей магометан и язычников. Царь усердно помогал ему и писал: «Надо, чтобы дети умели не только читать и писать, но и разуметь, что читают, дабы впоследствии могли наставлять других, еще не обратившихся к Господу». Жители Казани сохранили благодарную память о трудах святителя. И доселе перед тем, как начинать обучать детей грамоте, благочестивые люди служат молебен у мощей св. Гурия.
При неусыпных трудах святитель не ослабевал в молитве и в ней черпал новые силы для новых трудов. Возле построенного им каменного собора Благовещения была келлия, куда св. Гурий удалялся для молитвы, но с Наступлением старости пришли и болезни, и в последние три года своей жизни он впал в такое расслабление, что не мог ни участвовать, ни даже присутствовать при богослужении. Однако он продолжал трудиться и беспрестанно молился Богу. «Всякий день, - пишет блаженный Ермоген, - он как будто бы полагал началом своего спасения; со вниманием осматривал себя и то, что его окружало, чтобы не сделать чего противного Господу и вредного для своей паствы. «Все настоящее время, — говаривал он, — есть время, трудов, вознаграждение получается в жизни будущей. Небесные радости дарованы будут только тому, кто на земле трудится; должно подвизаться, несмотря ни на какие трудности и неудовольствия».
Предвидя свою близкую кончину, святой Гурий пожелал принять схиму и через два дня, 4 декабря 1563 года, отошел ко Господу. Жители Казани много плакали о нем, и честное тело его было погребено в церкви Спасо-Преображенского монастыря, основанного святым Варсонофием, его учеником и другом.
Святой Варсонофий родился в Серпухове, мирское имя его было Иоанн. Он был сыном священника. Отец выучил его грамоте и Божественному Писанию, но в то время, как Иоанн был еще отроком, татары напали нежданно на Серпухов и увели мальчика в плен. Горькая участь постигла юношу, но Иоанн знал, что испытания посылаются нам волею Отца Небесного для нашего же блага. Он любил Бога всем сердцем, и это дало ему силу перенести терпеливо участь свою. Он покорился воле Господа: старался исполнять усердно возлагаемые на него работы и труды, переносил безропотно строгое с ним обращение господ своих, в молитве находил себе величайшее утешение. Господа полюбили его и начали обращаться с ним снисходительнее. Иоанн выучился татарскому языку, так что мог даже свободно писать на нем, и это знание было ему впоследствии очень полезно.
Плен Иоанна продолжался три года. По прошествии этого времени отец его, собрав денег, поехал выкупить его и привез его в Москву. Иоанн, возлюбивший Господа более всего в мире, пожелал совершенно посвятить себя Его служению. Он постригся в Андрониковом монастыре, при чем был назван Варсонофием. Тут он подавал жизнью своей пример высоких христианских добродетелей и через некоторое время был поставлен митрополитом Макарием в игумены Пешношекого монастыря. Когда святой Гурий отправился в Казань, святому Варсонофию было поручено устроить Преображенский монастырь в Казанском кремле; он отправился туда и ревностно помогал Гурию в распространении слова Божия.
В этом святом деле очень полезно ему было знание татарского языка и закона. Он говорил с татарами и убеждал их вразумительно, много привлек их также к себе умением лечить болезни, ибо еще и прежде был искусным врачом.
Через четыре года после смерти святого Гурия Варсонофий был вызван из Казани и рукоположен епископом Тверским. В Твери продолжал он благочестивые свои труды в пользу ближних и мудро управлял своей паствой, но в то время для России началось тяжелое испытание. Царь Иоанн, который прежде так неусыпно старался о распространении слова Божия и так мудро управлял своим народом, сделался жестоким для своих подданных. Святой Варсонофий с ужасом видел, как Герман, друг его, вызванный в Москву для посвящения в митрополиты, был изгнан и умер в заточении за обличение пороков царя, как святой митрополит Филипп пострадал за истину. Моровая язва и голод довершили народное бедствие. Варсонофий, видя невозможность принести пользу в таких ужасных обстоятельствах, желал лишь уединения и наконец выпросил позволение удалиться в Казань. Там прожил он еще пять лет в монастыре Преображенском. Он скончался после продолжительной болезни в 1576 году, 11 апреля, и был похоронен возле святителя Гурия, которого он столько любил и с которым так долго жил вместе.
В 1595 году царь Феодор Иоаннович велел построить в Казани в обители Преображения каменную церковь на месте прежней деревянной. Когда рыли основание, открыты были мощи двух святителей. Святитель Ермоген переложил их в новые ковчеги и был сам свидетелем многих исцелений. Впоследствии повелением царя Феодора Иоанновича была выстроена другая церковь с южной стороны алтаря, где поставили святые мощи угодника Божия Варсонофия, источающие исцеления.

ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО АММОНА И ПРЕПОДОБНОГО ПАВЛА ПРЕПРОСТОГО
4 октября (17 октября)

В тот же день совершается память преподобного Аммона, основателя пустынножительства в горе Нитрийской, в Египте, и преподобного Павла Препростого, ученика великого пустынника Антония. Оба были родом египтяне и жили в четвертом веке. Аммон с самой ранней молодости желал пустынной жизни, но в угождение родным согласился вступить в брак. По смерти же родных и он и жена его отказались от мира и стали жить в пустыне. Она основала женскую обитель, а Аммон с благословения Великого Антония устроил себе келлию в пустыне Нитрийской. Вскоре вокруг него собралось множество учеников. Он наставлял их с любовью, убеждая их к смирению и полному упованию на Господа. Когда умер Аммон, Антоний увидел, что Ангелы возносят душу его на небо.
Павел был земледелец и уже в преклонной старости пришел к Антонию, чтобы быть его учеником. Антоний в то время жил один в пустыне.
- Что тебе нужно? - спросил он, увидя Павла.
- Хочу быть монахом, - отвечал Павел.
- Не можешь, - отвечал Антоний, - тебе уже шестьдесят лет, ты слишком стар, чтобы начинать пустынную жизнь, лишения и труды тебе не по силам, иди лучше в деревню и работай.
- Я стану делать все, что повелишь, - отвечал Павел.
- Я говорю тебе, что ты слишком стар, - повторил Антоний. - Если уже хочешь быть монахом, то иди в монастырь, где много братий, которые могут помочь немощи твоей, я же здесь живу один и по пяти дней не ем; ты не можешь жить со мною.
Затем Антоний затворил келлию и три дня не выходил из нее. На четвертый, отворив дверь, он с изумлением увидел, что Павел все тут.
- Я тебе уже сказал, что тебе нельзя здесь жить, - повторил он.
- Умру здесь, но не удалюсь, - возразил Павел.
Такая настойчивость наконец победила Антония. Он ввел старца в келлию свою. Павел уже три дня ничего не ел, но Антоний, желая испытать его, дал ему работу: велел плести веревку. Павел до вечера с великим трудом сплел пятнадцать локтей. Антоний посмотрел на работу и сказал: «Нехорошо сплел, расплети и начни снова». Павел безропотно повиновался и снова начал работу свою. «Не съесть ли нам кусок хлеба!» - спросил Антоний. «Как тебе угодно, отец мой», - отвечал Павел.
Наконец Антоний убедился, что Павел может быть пустынником, и близ себя устроил ему келлию. Трудная жизнь началась для Павла. Не для спокойствия и отдохновения променял он труды земледельческой жизни, когда сделался монахом; напротив, никакой земледелец никогда не вел такую тяжелую жизнь, как преподобный Павел. Работая целый день под палящим солнцем, он редко подкреплял себя куском черного хлеба, проводил целые ночи в молитве и пении псалмов. Часто, чтобы испытать его, Антоний задавал ему трудную работу и, когда она подходила к концу, повелевал начать ее сызнова. И ни разу Павел не возроптал, ни разу не показал вида неудовольствия и принимался за труд с тем радостным послушанием, с той полной готовностью, которые угоднее Богу, чем самый труд, ибо показывают сердце вполне отдавшееся Богу. Не случается ли часто, что, исполняя возложенное на нас дело, мы работаем вяло, нехотя, кое-как и внутренне ропщем на тяжелый труд? Но не так поступает истинный служитель Божий. Постоянно занятый желанием служить Богу, он служит Ему во всякий час жизни, во всяком деле, и в малом, и в большом; он служит Ему не только когда молится Ему, но при всяком самом простом деле, когда ради Господа исполняет это дело с добросовестностью, усердием, радостной готовностью, как для Бога, а не для людей.
Смиренный Павел угодил Господу и сподобился дара чудотворения и прозорливости. До конца жизни хранил он глубокое смирение, простоту сердца и полное отречение от воли своей. Писатель жития его так кончает повествование свое о нем:
«Пожил же праведный в святой простоте своей лет довольно и, много чудес сотворив, отошел ко Господу. Иже прост на земле бе, ныне премудрейший есть на небеси, паче всех любомудрцев мира сего, и с мудрыми Херувимами зрит Христа, Божию силу и Божию премудрость; то бо есть мудрость правая, еже боятися Бога и Ему в простоте духа и незлобии сердца работающи благоугождати. Молитвами, Господи, угодника Твоего, Препростого Павла, умудри нас в делании заповедей Твоих, даждь нам начало премудрости, страх Твой имети, да страхом Твоим уклонившись от зла, сотворим благое пред Тобою и обрящем милость Твою вовеки».

ПАМЯТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ДИОНИСИЯ, ЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО
5 октября (18 октября)

В начале III века для христиан, так жестоко гонимых в Римской империи, наступил некоторый отдых. Внимание язычников было отвлекаемо от христиан бедствиями, которые со всех сторон обрушились на империю. Христиане могли свободнее заняться благовествованием, наукой, опровержением лжеучений, которыми еретики волновали Церковь. В это время славилось огласительное училище, основанное издавна в Александрии. Там сделался начальником Дионисий, ученик знаменитого Оригена. Он глубоко изучил все науки и, приняв всею душою христианскую истину, ревностно старался распространять ее и доказать неправильность еретических учений. Не оставлял он этих забот и тогда, когда сделался епископом Александрии. Кроткий и смиренный, он с твердостью отстаивал истину и трудился неутомимо на благо вверенных ему душ.
После почти пятидесятилетнего спокойствия, вспыхнуло новое гонение. Император Декий думал умилостивить богов строгими мерами против врагов их — христиан — и тем отвратить бедствия, грозившие империи. В 249 году начались вновь строгие допросы, пытки, казни. Довольно много христиан, привязавшись сердцем к благам земным, оказали малодушие, соглашались совершать жертвоприношения идолам, чтобы спасти жизнь свою. Это глубоко огорчало истинных и ревностных служителей Христа, и они и словом, и примером старались поднять дух слабых и немощных, внушить им твердость, отклонить от постыдных уступок. Исповедники, пострадавшие за Христа, принимали с любовью каявшихся, молились с ними и помогали им устоять против новых искушений.
Епископ Дионисий в это тяжелое время был любящим отцом и наставником для паствы своей. Вышло повеление от правительства схватить и его. И он спокойно ожидал в доме своем, чтобы за ним пришли. Воины действительно искали его везде, кроме дома его, будучи уверены, что он куда-нибудь скрылся. Через некоторое время он был с некоторыми христианами за городом, и воины взяли его и повели, как он думал, на допрос и казнь, как вдруг толпа незнакомых ему людей, напав на воинов, обратила их в бегство и освободила епископа, которого увезли в отдаленное место. Кто его спас таким образом - осталось для него неизвестно.
После гонения он продолжал ревностно трудиться во славу Божию и почил в 264 году. Церковь чествует его память и в истории он известен под именем Дионисия Великого.

В тот же день Православная Церковь совершает память русских святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев. Жития их будут помещены под теми числами, в которые каждый из них чествуется отдельно.

В тот же день совершается память Киево-Печерских иноков: преподобного Дамиана пресвитера, целебника, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерских чудотворцев.
Эти святые мужи жили в XI веке, угодили Господу верой и добродетельной жизнью и получили от милости Его благодатные дары. Дамиан, молитвой исцелял больных; Иеремия и Матфей имели дар прозорливости, узнавали тайные помышления и наставлениями своими при помощи Божией отвлекали грешников от зла и приводили к покаянию. Мощи этих святых угодников Божиих покоятся в Киево-Печерской лавре.

ПАМЯТЬ АПОСТОЛА ФОМЫ
6 октября (19 октября)

Сввятой апостол Фома в Евангелии называется также Дидимом — слово это значит «близнец». Он родился в Галилее. Видя чудеса Иисуса Христа, уверовал в Heго и пошел за Ним. Когда Спаситель, несмотря на злобу иудеев, искавших убить Его, решился идти в Вифанию для воскрешения Лазаря, Фома сказал другим ученикам: «Пойдем и мы в Иудею и умрем с Ним». Во время последней беседы Спасителя со Своими учениками перед крестной смертью Своей, когда Спаситель сказал: «Вы знаете, куда Я иду, и путь знаете». Фома спросил: «Какой же это путь и куда идешь Ты, Господи?» Спаситель отвечал Своему ученику, а в лице его и всем нам: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Когда же Иисус Христос, воскресший из мертвых, явился апостолам, и они сказали Фоме о том, то Фома не тотчас поверил радостной вести, но его недолгое недоверие еще более утвердило истину воскресения.
Спаситель после Своего воскресения явился сначала святым женам-мироносицам и потом двум ученикам, шедшим, в Еммаус. Эти два ученика, Лука и Клеопа, поспешили передать другим о явлении Господа, Который в тот же день явился всем апостолам, кроме Фомы. Апостолы сказали Фоме: «Мы видели Господа», но Фома отвечал: «Я не поверю, пока сам не увижу Спасителя и не дотронусь до ран Его». Восемь дней спустя после воскресения Господь явился всем апостолам, когда они находились вместе в одном доме, тут был и Фома. Господь сказал: «Мир вам», и потом обратился к Фоме со словами: «Посмотри на руки Мои и вложи персты свои в Мои раны, и не оставайся в неверии, но верь». Как устыдился Фома своего неверия! С каким чувством воскликнул он: «Господь мой и Бог мой!» Тогда Спаситель сказал ему: «Ты поверил, когда увидел; блаженны те, которые не видели и уверовали».
После вознесения Господа и сошествия Святого Духа, апостолы бросили жребий, куда каждому идти проповедовать слово Христово. Апостолу Фоме вышло на долю идти в Парфию, Мидию и Индию. Грустно было ему оставлять других апостолов и идти в незнакомые ему страны, но Господь явился Фоме и укрепил его. Случилось, что в это самое время в Иерусалим пришел купец именем Аван, он искал искусного художника, который мог бы построить великолепный дворец для царя. Фома сказал Авану, что он искусен в этом деле и отправился с ним в Индию.
Дорогой они остановились в одном городе, где царь праздновал брак своей дочери. Двух странников позвали на брачный обед. Святой апостол ничего не ел и грустно смотрел на языческое веселье. Тут же была и еврейская женщина, которая занимала гостей, играя на свирели. Она посмотрела на незнакомца, узнала в нем соотечественника и вдруг запела: «Один есть Бог иудеев, Который сотворил небо и землю». Обрадовался святой Фома, когда услышал в чужой стороне родные звуки и прославление истинного Бога. Он сотворил несколько чудес на этом пире и предсказал близкую смерть виночерпия царского.
Царь, видя, что он человек святой, просил его благословить новобрачных. Апостол вошел в комнату молодых, помолился с ними, благословил их и говорил им о блаженстве христианской жизни. Когда он оставил их, Сам Господь явился им и научил их вести жизнь целомудренную. Молодые супруги решились посвятить себя на служение Богу и вскоре приняли святое крещение. Девица приняла имя Пелагеи и была впоследствии замучена за имя Христово. Супруг ее, которому дали имя Дионисий, был после того епископом и усердно распространял слово Божие.
Святой Фома вместе с купцом Аваном пришел наконец к тому царю, который посылал за искусным художником. Они взяли царские деньги для построек, и что же делал с ними Фома? Он раздавал их бедным, больным, усердно продолжая распространять слово Божие. Он знал, что этим средством: Бог поможет ему обратить к истине призвавшего его государя. И действительно, хотя царь велел посадить его в темницу, когда узнал о его поступке, но заключение апостола продолжалось недолго. Брат царя опасно занемог, и его уже почитали мертвым, вдруг он выздоровел и объявил, что Бог в чудном видении открыл ему то небесное жилище, которое готовит ему апостол на место земного дворца. Пораженный этим видением, он уговорил царя освободить апостола, и они оба пали к его ногам и просили научить их христианскому закону. Они приняли крещение и жили благочестиво.
В это время преставилась Пресвятая Дева Мария, Все апостолы были чудесным образом перенесены в Гефсиманию. Но Фома прибыл туда после Ее погребения. Он захотел поклониться пречистому Ее телу. Для него отвалили камень от гроба, но нашли лишь только плащаницу, т. е. одежды погребальные, и скоро убедились, что гроб и смерть не удержали Богородицу и что Она была взята на небо, потому что Она явилась им в небесном величии.
После этого апостол Фома возвратился на дело свое. В одном городе он обращал много людей и бедных и богатых. В числе последних была племянница тамошней царицы Мигдонии. Царица сама захотела послушать чудную проповедь апостола; переодевшись простой женщиной, она ходила к нему в толпе других слушателей и совершенно убедилась в истине его слов. С этих пор вся жизнь ее совершенно изменилась: она не принимала участия в удовольствиях, полюбила пост и молитву. Царь, видя в ней такую перемену, послал за сестрой царицы - Терпианой, женой соседнего царя. Но Терциана не только не могла уговорить сестру возвратиться к прежней жизни, но сама научилась христианским добродетелям и пожелала видеть апостола. Обе сестры призвали его к себе, слушали его наставления и советы и наконец приняли от него крещение. Терциана возвратилась к мужу христианкой и начала жизнь сообразную с новым учением. Тогда царь стал с гневом расспрашивать, кто проповедует тот новый закон, который приняли обе царицы. Он вскоре узнал, что апостол Фома обращает народ ко Христу и что сам сын его Азан принял крещение. Тогда царь велел схватить апостола и приготовил для него страшные мучения, но Господь чудесно помог служителю Своему и утвердил веру новых христиан. Под раскаленными железными досками, на которые он был поставлен, показалась вода, которая остудила их. Святой апостол вышел невредим из огненной печи, и наконец самый идол растопился перед апостолом. Тогда царь велел вывести его за город и там предать смерти. За ним последовали вновь уверовавшие христиане: Азан, сын царя, и Сифор, один из знатных сановников двора его. Когда пришли на место казни, святой апостол просил воинов дать ему время помолиться. После того он благословил двух учеников своих, Сифора поставил в священники, а Азана в диаконы, велел им иметь попечение о верующих и стараться об умножении Церкви Божией. Потом святой апостол был лишен жизни. Ученики со слезами и молитвами похоронили тело его и, возвратившись в город, утверждали братию и мудро управляли Церковью. Много помогали им благочестивые сестры — Мигдония и Терциана; мужья позволили им жить по своей воле, и они совершенно посвятили себя на служение Богу.
Жестокий царь, который умертвил святого апостола, сам вскоре обратился ко Христу, его убедило чудесное исцеление сына. Вся Церковь радовалась обращению царя и молилась, чтобы Господь простил ему прежние его грехи. Тело святого апостола впоследствии перенесено в Месопотамию; но на том месте, где оно было погребено прежде, молитвами его, долгое время спустя совершались чудеса.

СТРАДАНИЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ СЕРГИЯ И ВАКХА
7 октября (20 октября)

Святые мученики Сергий и Вакх были первыми сановниками при дворе императора Максимиана, который любил их за мудрость в совете и храбрость в боях. Желал ли кто испросить что-нибудь от царя, то обращался к ходатайству Сергия и Вакха, как людей самых близких к царю, и был им от всех великий почет. Сами же Сергий и Вакх мало дорожили величием своим при дворе и думали лишь о том, как бы угодить Богу, потому что были втайне христиане.
В то время было жестокое гонение на веру. Максимиан употреблял все средства, чтобы уничтожить ее. И вот слышит он, что любимые сановники его христиане. Он сначала не поверил, думая, что завистники желают погубить любимцев его, но вскоре убедился, что ему сказали правду.
Настал день какого-то языческого празднества. Царь отправился в капище для жертвоприношения, за ним шли его вельможи и военачальники, но царь заметил, что Сергий и Вакх не пошли в капище. Он велел их призвать, а если не захотят идти, то силою привести их. Сергий и Вакх стояли вне капища и молили Бога, чтобы Он просветил неверующих и явил им славу Свою. Схватили их и повели к царю, который повелел им совершить обряд в честь богов.
- Не можем мы исполнить воли твоей, государь, - отвечали они, - не можем поклониться бездушным идолам, когда почитаем Бога Небесного, сотворившего мир.
Затем они стали увещевать самого царя обратиться к Богу. Но царь не захотел и слушать их, а воспылал страшным гневом, приказал снять с них знаки их высокого звания, воинские поясы и перстни и, надев на них женские платья, водить их по городу на смех и поругание всему народу. Царь надеялся, что сановники, привыкшие к почету, не захотят стерпеть такого позора и отрекутся от веры своей. Но он ошибся — Сергий и Вакх сочли не позором, а славой и честью терпеть поношения за имя Христа Спасителя и остались тверды в вере.
Однако царь жалел о любимцах своих, он призвал их и стал ласково убеждать их. «Друзья мои верные и любезные, - говорил он им, - как решились вы оскорбить великих богов, огорчить меня и на самих себя навлечь такое бесчестие? Вы знаете, как я люблю вас, но мог ли я стерпеть поругание над великими богами? Мне не хочется предать вас казни, и я умоляю вас, отстаньте от этого Плотничьего Сына, Которого евреи распяли как злодея, не прельщайтесь христианскими баснями, но обратитесь к великим богам нашим. Тогда получите от меня еще более милостей, чем доселе».
Но все слова и обещания царя были тщетны. Одушевленные любовью и верой, умудряемые Духом Святым, христиане, напротив, с великой силой доказывали царю суетность идолопоклонства и исповедовали Божество Христа, Царя и Спасителя мира. Тогда Максимиан в ужасном гневе повелел отправить их к одному из восточных правителей, Антиоху, известному жестокостью своей и ненавистью к христианам. В письме царь повелевал Антиоху употребить все меры, чтобы склонить Сергия и Вакха к отречению от веры, а в случае неуспеха предать их смертной казни.
Во время пути христиане постоянно молили Господа о помощи, и вот однажды, когда остановились для ночлега, Бог укрепил и обрадовал их чудным явлением. Комната их внезапно озарилась необычайным светом, и Ангел, явившись им, сказал: «Дерзайте, рабы Христовы, и боритесь как добрые воины; вы победите и получите от Христа небесные венцы. Он не отступит от вас во время страданий ваших и подаст вам помощь и силу». Это чудное видение исполнило сердца христиан неизреченной радостью, и они бодро продолжали путь, славя Бога в молитве и псалмопении.
Удивился Антиох, когда привели к нему как подсудимых царских вельмож, которых он знавал в такой силе при дворе и от которых сам получал милости. Узнав в чем дело, он стал умолять их, чтобы они согласились отречься от веры Христовой, представляя им ужас и позор казни, но они отвечали ему: «Слова твои напрасны, честь и бесчестие мира сего, жизнь и смерть - все это ничто для того, кто ждет жизни небесной. Христос есть Жизнь наша, и смерть за Него для нас приобретение».
Тогда Антиох велел заключить Сергия в темницу, а Вакха нещадно били до тех пор, пока он не предал душу Богу. Правитель велел бросить тело его на съедение хищным зверям, но христиане тайно похоронили его в пещере, где сами укрывались от гонения.
В темнице св. Сергий скорбел о разлуке с другом, но в ту же ночь Вакх явился ему в одежде светлой, с лицом, сияющим небесной радостью, и, возвестив ему, что уже перешел в вечную блаженную жизнь, укрепил его на предстоящий подвиг. Сергий стал радостно ожидать казни. На следующий день он опять исповедал веру свою перед Антиохом, старался обратить к истине злочестивого правителя и мужественно выдержал жестокие истязания. Антиоху надо было ехать в другой город области своей, и он повел за собою Сергия, обутого в железные сапоги с острыми гвоздями, которые при каждом шаге вонзались в ноги его, но мученик, весь занятый небесным, укрепляемый верою в Бога, шел, как бы не чувствуя боли, и воспевал псалом: «Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою: И возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени ноземои, и исправи стопы моя» (Пс. XXXIX, 1-3).
По окончании пути Антиох велел заключить св. Сергия в темницу. Там ночью Ангел исцелил его от ран, и на другой день мученик явился к допросу здрав и невредим. Но это чудо не отверзло сердце правителя к уразумению силы Божией. Он подверг Сергия новым жестоким истязаниям и наконец осудил на казнь. Сергий испросил время на краткую молитву и, услышав с неба голос, призывающий его к Господу, радостно склонил голову свою под меч палача.

A. H. БАХМЕТЕВА. ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ. СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ
Издательство Сретенского монастыря 1997

ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ (Оглавление)

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Православие детям | Добавил: Николай (23.10.2018)
Просмотров: 939 | Теги: дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru