Православная Церковь освящает каждый день воспоминаниями о Господе Иисусе Христе, о Пречистой Богоматери или о святых угодниках Божиих. В молитвах и песнопениях своих Церковь обращается и к ветхозаветным пророкам и патриархам, и к святым угодникам и мученикам христианства как к живым членам своим и заступникам верующих. Очевидна польза душевная, которую может получить всякий, кто внимательно следит за этим непрерывным рядом церковных воспоминаний, извлекая из них назидательные примеры и почерпая новые силы для трудного подвига житейского. Праздники установлены в глубокой древности, поминание святых началось с первых веков христианства. Цель праздников - напомнить нам благодеяния Божии и тем возбудить в сердцах наших чувство любви и благодарности к Подателю всех благ. После сотворения мира Господь освятил седьмой день, день покоя, и в законе, данном Моисею, повелел помнить седьмой день и посвящать его Господу. У иудеев этот день был - суббота, у нас, христиан, - воскресенье. По повелению же Божию Моисей установил и другие праздники: праздник Пасхи в память избавления израильтян от рабства египетского, праздник «Пятидесятницы» в память дарования закона, праздник «Кущей» в память странствования израильтян по пустыне. Великие и чудные благодеяния явил Бог избранному пароду Своему; но они были только слабым образом того, что Господь явил людям впоследствии, когда «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. III, 16). Сам Сын Божий сошел на землю, принял плоть человеческую и страданиями и вольной смертью искупил людей от плена смерти, даровав им вечную жизнь. С пришествием Спасителя, с устроением Церкви Христовой и дарованием нового закона древние праздники иудейские потеряли свое значение: их заменили праздники христианские, установленные в воспоминание событий новозаветных. Величайший из этих праздников есть Пасха, когда вспоминается победа Христа над смертью - Воскресение Господне. Затем следуют двенадцать великих праздников Господних и Богородичных, называемых двунадесятыми, - «Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, или Богоявление, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа на апостолов, или Троицын День, Воздвижение Честного Креста, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы». В эти великие дни установлено особенно торжественное богослужение. Всякий христианин должен в праздничные дни посещать храм Божий и уклоняться от занятий и забав, которые могут отвлечь его от Бога. Посвящая эти дни молитве, чтению Священного Писания, делам любви и милосердия к ближним, мы достойно воспомянем благодеяния, оказанные нам Господом. Грешно, напротив, поступают те, которые пользуются этими днями только для удовлетворения лени и праздности, для пустых и часто грешных увеселений, те, которые неумеренностью, бесчинством и пьянством оскорбляют святость этих великих дней. Перед вознесением Своим Господь повелел апостолам Своим проповедовать Евангелие всем народам. Они исполняли это усердно, хотя за то подвергались страшным гонениям от иудеев и язычников. Иудеи, признававшие Бога истинного, Творца вселенной, не веровали, что Иисус Христос есть Сын Божий и давно ожидаемый Спаситель мира; язычники поклонялись идолам; но апостолы, укрепляемые силою свыше, не боялись ни страданий, ни смерти и смело проповедовали истину. Слово Божие быстро распространилось. Успехи нового учения тревожили правителей и царей, которые жестоко преследовали христиан, считая их безбожниками и врагами государства. Самым сильным государством в то время была Римская империя, ей была покорна вся вселенная. Римские императоры, язычники, издавали строжайшие указы против христиан. История насчитывает до десяти жестоких гонений: первое было при Нероне в 64 году, последнее при Диоклитиане — в 303. Во всей империи преследовали христиан, приводили их на суд, убеждая поклониться идолам или совершить языческое жертвоприношение. И когда они на это не соглашались и продолжали исповедовать имя Господа Иисуса Христа, то предавали их ужаснейшим истязаниям: их били, терзали, жгли, бросали зверям, разрушали церкви христианские, жгли священные книги, представляли в самом превратном виде образ жизни христиан и обряды их богослужения, чтобы возбудить к ним ненависть и презрение. Христиане переносили все с кротостью и непоколебимой твердостью, молились за врагов своих, старались благотворить им и шли радостно на смерть за имя Иисуса Христа. В эти славные времена возник между христианами обычай записывать страдания и день кончины тех из них, которые положили жизнь за веру свою. Эти повествования передавались из одной Церкви в другую; и везде христиане, любившие друг друга братской любовью, творили память по усопшим и благодарили Господа, Который помог им совершить честно путь временной жизни. К гробницам мучеников верующие стали собираться для ежегодного поминовения в день их кончины. Для христиан это не было днем сетования и скорби. День кончины мученика они называли днем его рождения, то есть избавления от скорби земной жизни и возрождения к жизни небесной. Доныне святая Церковь называет смерть «преставлением» - переходом от жизни временной к жизни вечной. Над гробницами мучеников воздвигались потом христианские церкви. По прошествии трех веков жестокие гонения прекратились, потому что сам римский император Константин принял веру христианскую, но смуты и опасности другого рода волновали святую Церковь. Разные лжеучители толковали превратно христианское учение и этим смущали верующих, ереси (ложные учения) распространялись между христианами. Но Господь охранял Церковь Свою и посылал ей много святых мужей, полных мудрости и силы духа, которые наставляли и укрепляли колеблющихся, подавая всем пример христианских добродетелей, и всегда были готовы жертвовать жизнью за святую веру. Они устно и письменно объясняли закон Божий и, движимые Духом Святым, на Вселенских Соборах излагали догматы и правила веры, которые соблюдаются свято и ненарушимо Православной Церковью. Много святых мужей служили Господу в пустыне, презрев из любви к Богу славу и богатства мира сего. Многие устраивали монастыри, излагали правила монашеской жизни, проповедовали веру христианскую язычникам. Святая Церковь с благоговением вспоминает всех этих верных служителей Господа: апостолов, мучеников, патриархов, исполняя тем наставление св. апостола Павла, который говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. XIII, 7). Святая Церковь посвящает некоторые дни Ангелам как заступникам и хранителям людей, вспоминает с благодарностью великие события церковной и гражданской истории, в которых Господь явил нам милость Свою, празднует благотворные явления и дни перенесения мощей святых угодников Божиих. Мы уже сказали, что в Древней Церкви было обыкновение записывать подвиги святых мучеников. О некоторых из них упоминали историки, составлялись также подробные жизнеописания святых мужей. В десятом веке, при греческом императоре Константине Багрянородном, блаженный Симеон Метафраст собрал все эти отдельные известия и описания и расположил жития святых по месяцам и числам на весь год. Когда Россия приняла христианскую веру, то до нее дошли некоторые жития, переведенные с греческого языка на славянский. Иноки Печерской лавры: Нестор, Симон, Поликарп — стали описывать жизнь русских угодников Божиих. То же делалось и в других монастырях. Некоторые русские святители пожелали собрать жития святых, выписали греческие книги Метафраста, чтобы, сократив их, издать на русско-славянском языке и тем доставить всему народу назидательное чтение. Святитель Димитрий Ростовский трудился двадцать лет и издал в 1704 году Четьи Минеи, или жития святых, расположенные в 12 книгах по месяцам и числам. Нельзя не радоваться, что эти назидательные книги находят у нас многочисленных читателей. В наших книжках мы постарались представить краткое извлечение из Четьих Миней (В некоторых случаях мы пользовались и другими достоверными источниками.), доступное и для детского возраста. Надеемся, что это чтение полюбится читателям нашим; они увидят высокие примеры веры, любви к Богу и ближнему, христианского мужества, терпения среди страданий, полной покорности воле Божией. А пример - самое лучшее наставление: он вместе и научает, и ободряет. К изложению житий святых мы присоединили объяснения главных праздников Православной Церкви, желая тем дать читателям нашим возможность следить за торжественными воспоминаниями церковными через весь год.