Главная
Регистрация
Вход
Среда
17.10.2018
23:00
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 522

Категории раздела
физическая [1]
витальная [11]
ментальная [6]
безусловная [30]
к себе [20]
мужчины и женщины [50]
к детям [117]
к родителям [14]
к народу [9]
к Родине [22]
к Природе [25]
к Животным [26]
к работе [7]
к Человечеству [3]
к Силам Света [13]
к Богу [38]
к Жизни [17]
Сердце [37]
Стихи [172]
Сказки [1]
Православие детям [68]

Статистика

Онлайн всего: 30
Гостей: 29
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Любовь » Православие детям

ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ (15 – 22 мая)

ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ
МАЙ

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ПАХОМИЯ ВЕЛИКОГО
15 (28) мая

Преподобный Пахомий родился в Египте, в Верхней Фиваиде, в конце III века. Родители его поклонялись идолам; но Пахомий с ранних лет отвращался от идолослужения. Не зная еще христианской веры, он уже чувствовал ложность язычества, и вскоре Господь по милости Своей дал ему уразуметь истину.
Пахомию было двадцать лет, когда в той области, где он жил, стали набирать солдат на войну. Всех молодых людей принуждали вступить в военную службу. Пахомий не имел никакого желания быть солдатом; но пришлось и ему оставить родительский дом и идти на войну. На пути солдаты остановились в одном городе, Оксиринхе, где было много христиан. Христиане приняли их с радушием и любовью и оказали им всякую помощь. Тронутый и изумленный их приемом, Пахомий спросил, почему они так милостивы, и получил ответ, что они — христиане. В первый раз Пахомий слышал это название. Он стал расспрашивать о них и услышал, что христиане — люди добрые и честные, которым Бог их, умерший за спасение людей, заповедал любить ближних своих, как самих себя, быть кроткими и милосердными. Добрые дела христиан внушили Пахомию уважение к их вере; но когда он ближе узнал ее, услышал о Боге всемогущем, сотворившем небо и землю, об Иисусе Христе, Сыне Божием, принявшем человеческое естество, чтобы спасти людей от вечного осуждения, о жизни вечной — сердце его воспламенилось любовью к Богу и желанием служить Ему. Он пал на колени и, подняв глаза к небу, воскликнул: «Господь Бог христиан, сотворивший небо и землю, призри на меня и дай мне познать Тебя, помоги мне служить Тебе и исполнять заповеди Твои!» Тут же дал он обещание быть христианином. Вскоре за тем Пахомий с прочими солдатами оставил город и продолжал путь свой; но он не забывал о Боге христиан и старался жить честно, чтобы угодить Ему. Когда находило на него искушение, он вспоминал, что обещался служить Богу, молил Его о помощи и так предохранял себя от зла и порока.
По окончании войны распустили войско, и Пахомий возвратился в страну свою. Первою заботою его было найти христианского священника, чтобы получить от него святое крещение. Священник научил его и окрестил. В это время разные лжеучения волновали Церковь и смущали верующих. Новообращенный Пахомий тоже смущался этими разнообразными толками, но он искренно желал узнать истину, и решился удалиться в пустыню и искать руководства опытного и мудрого старца.
В пустыне Фиваидской жил в это время отшельник Паламон, который славился святой жизнью своей. Пахомий отправился к нему. Подойдя к тесной келлии, Пахомий стал просить старца принять его. Пустынник, посмотрев на него, сказал:
— Ты слишком молод, а жизнь отшельническая очень трудна. Многие хотели жить со мною, но возвратились в мир, устрашась труда и лишений.
— Испытай меня, — говорил Пахомий, — я верую, что Бог твоими святыми молитвами дарует мне силу и терпение.
Наконец Паламон согласился принять Пахомия. Житие старца было действительно очень трудно. Он почти не спал, а проводил и дни и ночи в труде и молитве. Днем он работал, читая наизусть псалмы. Работа его состояла в вязании власяниц; продажею оных он содержался и даже помогал неимущим, сам же вкушал только немного хлеба. Пахомий стал разделять все труды его и оказывал ему безусловное послушание. Когда старец замечал, что Пахомий начинал дремать, то он вел его на гору и там они вместе перетаскивали тяжелые корзины с песком с одного места на другое. Это должно было приучить его бодрствовать и побеждать себя. Трудная жизнь не отвратила Пахомия от предпринятого подвига, напротив, он все более и более воспламенялся любовью к Богу и охотно переносил труды и лишения, воспоминая, сколько Христос страдал, чтобы спасти нас. Паламон с радостью видел его усердие и благодарил Господа.
Любя уединенную молитву, Пахомий нередко удалялся от своего жилища. Однажды он пришел к одному месту, называемому Тавеннисси, близ реки Нил. Он тут остановился для молитвы. Вдруг во время молитвы услышал он голос, говоривший ему: «Поселись здесь и выстрой монастырь, и соберется к тебе много иноков». Вслед за этими словами представился ему Ангел в образе схимника, державший в руках доску, на которой был написан устав иноческой жизни.
Возвратясь в келлию, Пахомий рассказал старцу о случившемся с ним. Старец благословил его на особое жительство и сам помог ему поставить малую келлию в Тавеннисси. Пахомий поселился в ней, но часто посещал Паламона и продолжал руководствоваться его наставлениями. Через несколько лет благочестивый старец скончался на руках ученика своего.
К Пахомию вскоре затем пришел брат его, Иоанн, тоже принявший христианскую веру и желавший пустынного жития. Они долго жили одни, в постоянном труде; но Пахомий, веря бывшему ему откровению, начал строить келлии. Брат помогал ему, но часто уговаривал Пахомия не слишком распространять постройку, ибо он не полагал, чтобы собралось к нему много иноков. Пахомий слушал брата молча, но не мог победить некоторого чувства досады. Строго осуждая себя за это, он удалился и со слезами молил Бога простить ему. «Как дерзну я руководить других, — восклицал он, — когда самого себя не умею побеждать! Помоги мне, Господи, да не погибну, ибо верю, что только с помощью Твоей сотворю угодное Тебе!»
По смерти брата Пахомий снова остался один в своей пустыне, но и тут не переставал трудиться над зданием монастырским. Вооруженный молитвой и полный твердого упования на Господа, он побеждал в себе страх и уныние, и все помыслы, которыми лукавый старался возмутить душу праведника. В труде н молитве проводил он и дни и ночи. Через некоторое время предсказанное ему стало сбываться: к нему начали собираться ученики. Пахомий принимал их с любовью и по испытании постригал их в иноческий чин. Желая, чтобы они более привыкли к духовной жизни, Пахомий брал на себя самые трудные работы: пахал, сеял, поливал огород, готовил кушанья, служил больным, учеников же своих он увещевал усердно молиться и изучать Священное Писание. Когда они хотели помочь ему в трудах его, то он говорил им: «Не свергну благого ига, которое возложено на меня; Христос соединил нас, чтобы мы вместе трудились; Он и вас и меня утвердит в терпении и трудах. Когда нас будет более, то вы мне станете помогать».
Долгое уединение не погасило в сердце Пахомия любви к ближним. Узнав, что пастухи, которые пасли стада близ его пустыни, лишены счастья слышать слово Божие, он испросил у епископа страны позволение выстроить для них церковь. Он ходил к ним и объяснял им закон Божий самыми простыми, всем понятными словами. Бог благословил старания его и даровал ему счастье обратить многих язычников.
Число братий умножалось ежедневно, и Пахомий тогда написал для них устав. Устав этот был довольно строг. От инока требовалось полное отречение от собственной воли; он ничего не мог делать иначе, как по повелению настоятеля, и все должен был делать с молитвой. Когда иноки работали даже вместе, им запрещалось говорить между собою, они должны были работать молча, повторяя про себя псалом или молитву. Ум их должен был быть постоянно направлен к Богу и к предметам духовным. Они не могли иметь никакой собственности. От вступающих в монастырь Пахомий не принимал денег, и все иноки должны были равно трудиться для содержания обители. Иные занимались каким-нибудь ремеслом, другие обрабатывали поля, плели циновки и корзинки, вязали власяницы, и этим содержалась обитель. Никто из них не мог иметь сана священника, ибо Пахомий не хотел, чтобы один из иноков был отличен от другого каким-либо преимуществом. Всякий вечер после всенощной Пахомий беседовал с иноками; потом читалась молитва, в которой просили у Бога помощи, чтобы усовершенствоваться в Его законе. Пахомий подавал братии пример всех добродетелей: он был кроток, смиренномудр, с любовью поучал братьев, вверившихся его управлению. Провинившихся он увещевал наедине, стараясь скрыть их вину от прочих братий, с немощными и больными он был весьма снисходителен и терпелив. Впоследствии он стал принимать детей на воспитание и имел о них особенное попечение.
Когда число братий так возросло, что им уже нельзя было помещаться в монастыре, тогда преподобный Пахомий разделил их на несколько обителей и, выбрав из числа учеников своих таких, которые казались ему способными управлять другими, он назначил их настоятелями. Слава Пахомия была так велика, что к нему приходили иноки, желавшие его спасительного руководства; некоторые уже основанные монастыри поступили под его управление, так что через некоторое время общество Тавеннисское состояло из десяти монастырей. Иноков было более семи тысяч. Сам Пахомий жил в первом монастыре и с заботливостью отца надзирал за прочими; он часто посещал их или посылал кого-либо из любимых своих учеников с наставлениями. При всесильной помощи Господней старания его не остались тщетными, и многие из учеников его являли примеры великой добродетели. На противоположном берегу Нила Пахомий основал женский монастырь, где сестра его была первою инокинею. Господь Бог прославил великого подвижника, даровал ему силу творить чудеса и именем Христовым исцелял болезни. Но при всей славе своей преподобный хранил глубокое смиренномудрие. Однажды пришли к нему лжеучители и сказали ему: «Если ты воистину человек Божий и твердо веруешь в Бога, то пройди по воде как посуху».
— Я не прошу у Бога силы творить такое чудо, ибо это не христианский помысл, — ответил Пахомий. — Я надеюсь на милость Божию, а не на свои дела; и желание мое — не по водам ходить и творить чудеса, но всегда сокрушаться о делах моих и получить помощь Божию, чтобы смиренно достигнуть спасения.
Подавая пример смиренномудрия, Пахомий старался внушать эту добродетель и ученикам своим. Он узнал, что один из братьев содержит более строгий пост, чем было положено уставом, и гордится этим. Он призвал его и повелел ему исполнять установленное правило, напомнив ему, что послушание — главная добродетель, ибо Господь сошел с неба не Свою волю творить, но волю пославшего , Его.
Другой брат, желая доказать любовь к Богу, жаждал мученичества и часто говорил Пахомию: «Помолись обо мне, отец святой, чтобы я сподобился быть мучеником». Пахомий отвечал ему: «Исполняй терпеливо возложенное на тебя, трудись без ропота, старайся угодить Богу честным житием, и удостоишься чести с мучениками на небесах». Но брат все твердил: «Хочу венца мученического».
— Берегись, — говорил ему Пахомий, — как бы не отречься тебе от Христа, если придет опасность, ибо ты поддаешься тщеславному помыслу, ищешь искушения, когда Господь повелел нам молиться, да не будем введены в искушение.
Через некоторое время этот инок должен был по какому-то делу отлучиться из монастыря. В пустыне напали на него разбойники. Видя, что он инок, они начали ругаться и смеяться над ним и велели ему поклониться их богам, которым они в то время приносили жертву. Инок долго не соглашался, но когда один из разбойников поднял над ним меч, грозя убить его, он устрашился и повиновался им. После этого разбойники отпустили его, ибо видели, что у него взять нечего. Полный стыда и сердечного сокрушения, инок возвратился в монастырь и, упав к ногам Пахомия, со слезами исповедовал вину свою.
— Я согрешил Богу и тебе, — сказал он,— ибо не послушался твоего наставления не молиться о мученичестве.
Пахомий начал со строгостью укорять его.
— Я согрешил, — повторил инок, — и не смею взглянуть на лицо твое, не смею поднять очей к небу; я погиб, и нет мне надежды на спасение.
Тогда Пахомий, боясь, как бы он не впал в совершенное отчаяние, сказал ему: «Ты удалился от Бога, но Бог бесконечно милосерд и благ, Он может даровать тебе спасение. Он не желает смерти грешника, но покаяния и исправления его. Он хочет, чтобы павший восстал и чтоб отвратившийся от Него возвратился к Нему. Не отчаивайся, ибо и тебе есть надежда на спасение. Как дерево посеченное может опять произрасти от корня, так и ты можешь ожить раскаявшись».
Инок, ободренный увещаниями Пахомия, стал пламенно молить Господа о прощении, стараясь глубоким покаянием и слезами загладить преступление свое.
За некоторое время до кончины Пахомия Господь в видении открыл ему будущее опустение Тавенниссы и оскудение благочестия в основанных им монастырях. Это откровение опечалило подвижника. «Господи! — воскликнул он, повергшись на землю и проливая горячие слезы, — если такова судьба обители, то почему Ты восхотел, чтобы она основалась?» Долго потом молился Пахомий, взывая к Господу: «Господи, не отними щедрот Твоих от меня, но пошли милосердие Твое мне, недостойному, ибо я знаю, Владыко, что ни что не благопоспешится без помощи Твоей; Твое милосердие охраняет и спасает нас неведомыми путями».
Пока преподобный молился, он увидел чудное видение и услышал голос Господень, обещавший ему, что семя его не оскудеет во веки. В самом деле, в стране, где Пахомий основал монастыри свои, теперь не господствует вера христианская, и обители иноков исчезли совершенно; но дух и правила великого подвижника пережили созданные им обители, и ими руководятся другие благочестивые люди. Таким образом праведная жизнь и, святые помышления одного человека действуют благотворно и на отдаленное потомство.
В 348 году Пахомий заболел. Он собрал учеников своих, наставил и благословил их и после сорокадневной болезни предал душу свою Богу в возрасте 53 лет.

ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОРА ОСВЯЩЕННОГО
16 (29) мая

Шестнадцатого числа Церковь совершает память одного из любимых учеников Пахомия, преподобного Феодора Освященного. С самых ранних лет горел он любовью к Богу и четырнадцати лет от роду пришел в Тавеннисси к преподобному Пахомию, желая служить Господу. Великий подвижник принял его, видя в нем истинное призвание к монашеской жизни; и юноша, укрепленный благодатью Божией, с радостью переносил всякие труды, всякие лишения, и со дня на день преуспевал на пути спасения. Впоследствии Феодор сделался настоятелем Тавеннисской и прочих обителей.

СВЯТОЙ АПОСТОЛ АНДРОНИК И ЮНИЯ, ПОМОЩНИЦА ЕГО
17 (30) мая

Святой Андроник был одним из семидесяти апостолов и сродником апостола Павла, который упоминает о нем в Послании к Римлянам: «Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа» (Рим. XVI, 7). Андроник благовествовал в разных странах и был епископом в Паннонии. Он принял мученическую кончину, и мощи его, равно как и мощи святой Юнии, были впоследствии обретены в Евгении.

СТРАДАНИЯ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ФЕОДОТА АНКИРСКОГО И СЕМИ ДЕВ: ТЕКУСЫ, АЛЕКСАНДРЫ, КЛАВДИИ, ФАИНЫ, ЕВФРАСИИ, МАТРОНЫ И ИУЛИИ
18 (31) мая

Во время гонения при Диоклитиане в город Анкир Галатийской области был прислан игемон, или правитель, Феотекн, чтобы судить и предавать казни христиан. Он был человек жестокий и с величайшей ревностью взялся за порученное ему дело. Ужас объял христиан; иные бежали в горы и пустыни; но томимые голодом и лишениями всякого рода, некоторые из них предавались потом в руки правителя и кончали жизнь свою в страшных мучениях. Темницы города были наполнены узниками; воины правителя входили в дома, брали всех исповедовавших имя Христа и повергали их в темницы или вели на казнь.
В это страшное время жил в Анкире добрый и благочестивый христианин по имени Феодот, содержатель гостиницы. Как истинный служитель Христа он любил ближних своих и всячески старался помочь им. Он укрывал от преследований гонимых христиан, снабжал их всем необходимым, посещал темницы, увещевал узников к терпению и твердости и нередко выкупал их из рук воинов. Правитель не подозревал, что он христианин, и потому благочестивый Феодот мог довольно долго продолжать оказывать помощь единоверцам своим. Дом его сделался пристанищем для верующих. Правитель в это время издал повеление, чтобы все съестные припасы, продаваемые на рынках, были окроплены кровью от идольских жертв. Это еще усилило бедствие христиан; но Феодот принимал их всех в дом свой, кормил их припасами, заготовленными у него заранее; и у него христианские священники могли тайно совершать Божественную службу Так, по словам очевидца его страданий, он сделался всем для всех — покровителем гонимых, питателем алчущих, врачом больных, утвердителем колеблющихся, учителем веры и благочестия и примером богоугодного жития. Тех из христиан, которые умирали мученической смертью, Феодот тайно предавал земле по христианскому обычаю. Он знал, что этим сам подвергается опасности, ибо правитель запрещал хоронить тела убиенных за веру, но Феодот не страшился смерти за имя Христа и спокойно ожидал участи своей.
Между прочими христианами привели к правителю семь дев, с молодости посвятивших себя Господу. Правитель старался склонить их к отречению от веры, но увещания и угрозы его остались тщетными, и он предал их жестоким мучениям, которые христианки перенесли с необыкновенной твердостью. Одна из этих дев, престарелая Текуса, была тетка Феодота. Через несколько дней настал языческий праздник — омовение идолов. На богатых колесницах повезли идолов к озеру; их сопровождали жрецы и множество народа при звуках песен и музыки. Вслед за ними правитель велел везти в колесницах семь христианских дев, он хотел их заставить принять участие в торжестве. Но напрасно предлагал он им богатые дары, если они согласятся омывать идолов; напрасно в противном случае грозил им смертью; они все остались верны Господу Богу. Тогда правитель велел потопить их в озере, привязав по тяжелому камню к шее каждой. Это происходило 18 мая и потому в этот день совершается память семи дев: Текусы, Александры, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии.
Пока это происходило, Феодот с родственником своим Полихронием и некоторыми христианами находился в одном доме близ церкви Святых патриархов и целый день молил Бога, да дарует Он твердость христианским девам. К вечеру одна женщина, присутствовавшая на языческом торжестве, принесла весть о кончине мучениц. Феодот со слезами слушал ее рассказ и благодарил Господа, Который помог девам остаться Ему верными до смерти. Потом он начал совещаться с Полихронием и другим христианином о том, как бы вынуть из воды тела мучениц, чтобы предать их христианскому погребению. Это было трудно, потому что правитель поставил сторожей на берегу озера.
В эту же самую ночь, когда Феодот после молитвы заснул, ему явилась Текуса и сказала: «Ты спишь, Феодот, и не заботишься о нас. Забыл ли ты попечения мои о тебе, когда ты был еще ребенком? Забыл ли ты, что я учила тебя, чтобы ты меня почитал наравне с матерью своей? Молю тебя, вынь тела наши из воды. Сам ты скоро удостоишься страдальческого подвига, но берегись предателя».
Проснувшись, Феодот рассказал товарищам своим о бывшем ему видении, и они все начали молиться, да поможет им Бог найти и вынуть из воды тела мучениц. Они надеялись, что по случаю продолжавшегося праздника сторожа отлучатся; но, к сожалению, они стояли на своих местах, и надо было ждать ночи. Слова мученицы «берегись предателя» приходили иногда на ум Феодоту; но он никак не мог понять, к кому они относятся; участь же, предсказанная ему, не страшила его, ибо он считал за счастье положить жизнь свою за имя Христа.. Он провел целый день в молитве, и когда настала ночь, отправился к озеру с Полихронием и некоторыми христианами. Они взяли с собою серпы, чтобы отрезать веревки, которыми камни были привязаны к шеям мучениц.
Путь их проходил через место, где обыкновенно совершались казни преступников; оно было усеяно трупами и костями. Ночь была темна, небо покрыто тучами; ни луна, ни звезды не показывались; шел проливной дождь; но христиане не падали духом и шли с молитвой и с твердым упованием на милость Господню. Господь действительно явил им помощь: вдруг показался огненный крест, и они услышали слова: «Дерзновенно иди, Феодот!» Потом крест исчез, но огненная лампада осветила их путь, и два мужа в светлых, сияющих одеяниях явились им и сказали Феодоту: «Дерзай! Господь написал имя твое в число мучеников Своих. Он слышал молитву твою и пошлет тебе на помощь святого Сосандра; но не надо бы тебе брать с собою предателя».
Это явление еще ободрило христиан. Следуя огненной лампаде, они пришли к берегу озера; вдруг поднялась страшная гроза с бурей, громом и молнией, стражи бежали, устрашенные грозой и необыкновенным видением. Им явился вооруженный воин с шлемом, щитом и бронею, сияющими как огонь. Это был умерший мученик Сосандр, посланный Богом на помощь христианам. В то же время сильный ветер отогнал волны от берега и они увидели на дне лежавшие тела семи дев. Они отрезали веревки и, взяв тела мучениц, похоронили при церкви Святых патриархов.
Поутру сделалось известно в городе, что тела семи дев вынуты из озера, но никто не знал, кто именно совершил это дело. Правитель был в страшном гневе и тщательно отыскивал виновных. Феодот, боясь, как бы кто не пострадал за него, хотел идти объявить о себе; но прочие христиане удержали его. Между тем Полихроний, находясь на рынке, был взят по подозрению, что он христианин. Устрашась казни, он рассказал о происшествиях минувшей ночи и назвал Феодота.
Вечером того же дня Феодот узнал об этом; собрав христиан, он объявил им, что решился идти к правителю и просил их молиться за него. Все плакали, ибо любили Феодота и теряли в нем отца и друга; но он был спокоен и не переставал молиться. «Господи, Иисусе Христе! — взывал он. — Дай мне силу совершить мученический подвиг и приими кровь мою как жертву за прочих христиан; а для них облегчи тяжесть гонений и даруй им мир и тишину!» Провели целую ночь в молитве, и поутру Феодот отправился к правителю. На улице встретились ему двое из начальников городских, которые, желая спасти его, говорили ему: «Скройся или удались из города; Полихроний донес на тебя, правитель в гневе, и жрецы требуют твоей казни». Но Феодот не послушался их, и продолжая путь, пришел на судилище, где находился правитель. Его окружили языческие жрецы и множество народа; разные орудия казни стояли перед ними: тут были и котлы, полные кипящею смолою, и колеса с острыми лезвиями. Феодот со спокойствием взглянул на эти страшные орудия. Правитель начал убеждать его отречься от веры своей. «Хотя ты достоин смерти, — говорил он, — но я отпущу тебя и дам тебе еще великие дары и почести, если только отречешься от Иисуса распятого».
Многие из присутствовавших стали убеждать Феодота согласиться; он же отвечал правителю: «Прежде всего молю, да поможет мне Господь обличить заблуждения ваши и исповедать величие и благость Его». Вслед за этим Феодот начал доказывать ложность и суету язычества; потом рассказал о сошествии на землю Сына Божия, о жизни Его на земле, о знамениях и чудесах, которые Он творил, о вольной Его смерти за спасение людей.
Когда он умолк, громкий ропот негодования поднялся, и народ и жрецы стали с гневом требовать казни Феодота, укоряя правителя за то, что он допустил его так долго говорить и хулить богов их. Правитель велел мучить святого, который один стоял спокоен среди общего волнения и без страха смотрел на приготовления мучителей. Повесили его и начали строгать его тело железными когтями. Св. Феодот, укрепляемый силою свыше, сносил терпеливо это ужасное страдание и говорил правителю о Господе, помогающем ему. Тогда правитель повелел бить его в уста камнями и после долговременных истязаний отвести его в темницу.
По пути в темницу множество народа сопровождало мученика, дивясь его мужеству и терпению. Он же объяснял окружившим его, что Господь помогал ему перенести страдания, что Господь всегда помогает верующим, ибо Он всех призывает ко спасению через веру во Христа, пострадавшего за людей.
По прошествии шестнадцати дней, правитель вновь призвал Феодота на суд и убеждал его отречься от Христа; но мученик как и прежде оставался верен Богу и был снова предан на мучения. Вновь строгали тело его железными орудиями и потом влачили его по раскаленным черепицам. Феодот среди мучений продолжал славить Христа. Тогда правитель осудил его на смерть. Приговор был исполнен 7 июня, и в этот день Церковь вторично совершает память святого мученика.
Правитель повелел сжечь тело мученика; но внезапно поднявшаяся буря помешала воинам исполнить это повеление; ночью же христианский священник тайно взял останки св. Феодота и предал их земле. На том месте соорудили впоследствии церковь во имя святого мученика. Один христианин по имени Нил, бывший с Феодотом в темнице, описал житие и страдания его.

ПРЕСТАВЛЕНИЕ СВЯТОГО КНЯЗЯ ИОАННА УГЛИЧСКОГО, В ИНОКАХ ИГНАТИЯ, ВОЛОГОДСКОГО ЧУДОТВОРЦА
19 мая (1 июня)

В то время как Иоанн III собирал под власть свою Русь, созидая крепкое единодержавие, ему донесли, что брат его Андрей, князь угличский, враждебен ему и намерен ему изменить. Великий князь велел взять под стражу брата своего, может быть, и безвинного. «Волен Бог, да государь мой брат, — сказал Андрей, когда по приказанию государя пришли за ним, — а Всевышний рассудит нас в том, что я невинно лишаюсь свободы».
Митрополит и епископы умоляли великого князя за брата его; но Иоанн опасался возобновлений междоусобий, только что недавно утихших. Он говорил: «Жаль и мне брата, но не могу его освободить; когда я умру, то он будет искать великого княжения, смутит детей моих, и будут опять ссоры и война, и татары опять завладеют Русскою землею».
Князь Андрей с малолетними сыновьями был отправлен в заточение в Переяславль, где он года через два скончался. Похоронили его в московском Архангельском соборе; но детей его не освободили, а напротив, отправили еще далее, сперва на Белоозеро, а потом в Вологду, где содержали их в тюрьме.
Старший из братьев, Димитрий, иногда роптал на горькую участь свою; но младший, Иоанн, которому было только 14 лет, когда он впервые был лишен свободы, безропотно покорился судьбе своей. С годами крепли в нем вера в Бога и полная покорность Божией воле. Он говорил брату:
— К чему скорбеть, брат мой? Мы отдалены от мира, опасного для души. В мире все похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Это все не от Бога. Тесен затвор нам, но не тесным ли путем шли в Царство Небесное святые? Они терпели голод, раны, темницу; но возносились молитвой к Богу, утешались Божиим словом, будем и мы подражать им.
Благочестивый князь очень желал принять иночество; но пришлось бы тогда расстаться с братом. Он отложил желание свое, и только после 32-летнего заточения, когда постигла его последняя предсмертная болезнь, он постригся в иноки, при чем был назван Игнатием. С молитвою на устах предал он душу Богу в 1523 году, имея 46 лет от роду.
Еще тяжелее стало несчастному Димитрию после того, как смерть освободила брата от земных уз. Он еще довольно долго прожил в тюрьме, но перед смертью получил свободу; и заболев, попросил, чтобы его похоронили в ногах брата, в Вологодской Прилуцкой обители.
Доныне хранится икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», перед которой молились князья-узники. Переходя из одной темницы в другую, она теперь в церкви при Вологодском остроге.

20 мая (2 июня) память святого мученика Фалалея, пострадавшего в Эгинской стране.

ПАМЯТЬ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КОНСТАНТИНА И ЕЛЕНЫ
21 мая (3 июня)

Царствование императора Константина — одно из самых важных в истории, потому что при нем вера христианская, так долго гонимая, сделалась господствующей в его обширной империи. Целых три столетия продолжались жестокие гонения; но они не помешали слову Божию быстро и далеко распространиться. В самых отдаленных странах было проповедано Евангелие, и число христиан ежедневно умножалось. В начале четвертого столетия оно было так велико, что императоры Диоклитиан и Максимиан сочли нужным прибегнуть к самым решительным мерам, чтобы искоренить христианство, которое они считали опасным для своего государства. Они издали указ, которым повелевалось разрушать везде христианские храмы, сжигать христианские книги, лишать христиан всех прав гражданства и предавать их мучениям, невольничеству и заточению.
Это десятое гонение было одним из самых продолжительных. В продолжение десяти лет свирепствовало оно с ужасной силой во всех областях Римской империи, кроме Галлии (нынешней Франции), которой правил цезарь Констанций Хлор (Римской империей правили в это время два императора: Диоклитиан и Максимилиан; некоторые области огромной Римской империи поручили они управлению двух цезарей, или наследников их престола, Констанцию Хлору и Галерию.). Не имея полной власти, Констанций не мог совершенно ослушаться повелений императоров; но всеми средствами старался смягчить их; и когда впоследствии по отречении Диоклитиана и Максимиана сам сделался императором, то совершенно прекратил гонения в своих областях: ибо он был кроток и великодушен и уважал христиан за их честность и добродетели. Многие христиане занимали должности при дворе его. Рассказывают, что однажды, желая испытать их, он сказал им: «Кто желает остаться при мне, тот пусть поклонится богам моим». Некоторые, любя почести и богатства более Христа, согласились поклониться богам; но другие предпочли оставить должности свои; тогда Констанций удержал при себе этих последних, говоря им: «Я вижу, что вы верно служите Богу вашему, и потому хочу, чтобы вы были мне служителями, советниками и друзьями, ибо я надеюсь, что, будучи верны Богу, вы будете верны и мне и станете честно исполнять ваши обязанности». Прочих же Констанций удалил как людей, не заслуживающих доверия. Римской империей правили в это время два императора: Диоклитиан и Максимиан; некоторые области огромной Римской империи поручили они управлению двух цезарей, или наследников их престола, Констанция Хлора и Галерия.
Вероятно, сын его, Константин, находясь часто при дворе отца, мог узнать христианскую веру и с молодости привык уважать ее. Константин был старший сын Констанция, рожденный от первого брака его с Еленой, которая была незнатного происхождения, но одарена умом и красотой. Констанций потом развелся с ней, женился опять и имел несколько детей; но из всех детей его Константин был особенно любим народом и войском. Он был прекрасен собой, храбр и отличался многими добродетелями. Когда Констанций скончался в Британии (или Англии, которая, составляя тогда часть Римской империи, была под его управлением), Константин, находившийся при нем, был тотчас же провозглашен императором. Это было в 306 году; ему был тогда тридцать второй год. Как отец, он правил подданными своими с любовью и кротостью, не преследовал христиан, и области его наслаждались миром и благоденствием, между тем как остальные части империи страдали под игом жестоких властителей. Особенно тягостна была участь Италии, находившейся под владычеством злого и корыстолюбивого Максенция.
В 312 году римляне, не будучи уже в силах терпеть притеснения Максенция, послали просить Константина, чтобы он избавил их от мучителя и принял их в свое подданство. Константин собрал войско и пошел в Италию. Максенций приготовил против него огромные силы, но Господь Бог помог Константину. Когда он приближался к Риму, вдруг среди дня он и войско его ясно увидели на небе сияющий крест с надписью: «Сим побеждай». Все устрашились, ибо крест употреблялся у римлян как самое бесчестное орудие казни, и потому видеть крест считалось дурным предзнаменованием. В ту же ночь Константину в видении явился сам Христос и велел ему сделать знамя наподобие креста и изобразить крест на оружии, щитах и шлемах воинов. Константин сделал повеленное.
Под спасительным знамением креста он победил Максенция, который, желая спастись бегством, утонул в реке Тибр. Константина провозгласили императором, и на триумфальных воротах, которые были сооружены в честь его победы, он велел написать, что по вдохновению Божества он одержал победу. Впоследствии Константину воздвигли статую на одной из площадей. Он велел утвердить в руке статуи длинное копье, кончающееся крестом, и сделать внизу надпись: «Сим спасительным знамением город освобожден от ига мучителя».
Это чудесное событие усилило расположение Константина к христианам. Он уговорил Ликиния, который был тогда императором восточной части государства, содействовать ему; и они вместе издали несколько указов, благоприятствовавших христианам. Этими указами христианам позволялось строить храмы и возвращались им места, отнятые во время гонений. Лишний, впрочем, неохотно склонился на желание Константина и впоследствии возобновил в своих областях гонение против христиан; но в 323 году Константин, победив Ликиния, сделался полновластным императором всей Римской империи, и с этих пор христиане стали пользоваться постоянным покровительством его. Полагают, что Константину еще два раза являлось знамение креста, предвозвещавшее ему победу, и наконец он сам принял христианскую веру, которая вскоре сделалась господствующей в государстве.
Не знают достоверно, когда и где Константин принял святое крещение. Одно предание рассказывает, что это было в Риме, вскоре после победы над Максенцием, и вот каким образом. Император тяжко заболел, все его тело покрылось струпьями, и никто из врачей не мог исцелить его. Однажды ночью Константину явились апостолы Петр и Павел, которые, назвав себя, сказали ему, что они присланы Богом, дабы указать ему путь к спасению и вечной жизни. «Призови епископа Сильвестра, — говорили они ему, — он скажет тебе, в какой купели ты можешь обрести здравие. Поутру Константин, призвав Сильвестра, спросил у него: «Есть ли у вас, христиан, боги, которые называются Петром и Павлом?»
— У нас только один Бог, — отвечал епископ, — но Петром и Павлом называются два верных служителя Его, которые проповедовали о Нем и положили жизнь свою за имя Его.
Вслед за этим Сильвестр объяснил царю правила христианской веры, и Константин тотчас же пожелал креститься. Но Сильвестр сказал ему:
— Надо тебе сперва приготовиться к этому великому таинству молитвой, постом и искренним покаянием в грехах твоих. Отложи на время знаки царского достоинства и, затворившись в комнате своей, вспомни со смирением грехи твои; моли Бога о прощении, постарайся уразуметь Его закон, и потом примешь святое крещение.
Царь поступил по словам Сильвестра и через некоторое время, приняв святое крещение, выздоровел.
Но гораздо достовернее предание, которое говорит, что Константин крестился в предместье Никомидии, незадолго до смерти, хотя и исповедовал христианскую веру гораздо прежде; но в древности был обычай отлагать крещение и готовиться долгим испытанием к принятию этого таинства. Константин, как говорят, желал креститься в Иордане и, вероятно, считал за нужное долгим раскаянием изгладить прежние грехи свои, особенно убийство своего сына, которого в порыве гнева осудил на смерть.
Уверовав сам, Константин очень старался о распространении христианской веры; но, желая действовать убеждением, он избегал насильственных мер. Некоторые из приверженных его советовали ему изгнать из Рима всех язычников; но Константин отвечал им: «Не хочет Бог наш, чтобы к Нему приходили силою и принуждением. Он принимает молитву только тех, которые искренне веруют в Него. Пускай же все свободно исповедуют веру свою и не притесняют друг друга».
Вскоре после победы над Ликинием Константин пожелал выстроить себе новую столицу. Ему понравилось положение незначительного города Византии, близ Босфора и Черного моря. Константин решился заложить тут столицу свою, и через несколько лет на месте незначительной Византии воздвигся обширный и великолепный город, который был назван «Новым Римом» и «Царьградом», но более известен под именем «Константинополя». Этот город был первой христианской столицей; во всех других городах были идольские храмы; но в Константинополе их не было, и великолепные и многочисленные христианские церкви свидетельствовали о господствующей вере. В то же время Константин строил и училища и вообще заботился о распространении просвещения и здравого понимания слова Божия.
В его царствование возникла ересь Ария (О лжеучении Ария смотри в житии св. Василия Великого, январь.), так долго волновавшая Церковь. В это же самое время возникли еще некоторые спорные вопросы: спор о праздновании Пасхи, раскол одного епископа Мелетия, который, лишенный сана за отступничество во время гонения, продолжал самовластно рукополагать священников. Желая разрешить спорные вопросы, Константин собрал Вселенский Собор; он написал окружное послание к епископам Запада и Востока; и в 325 году собрался в городе Никее Первый Вселенский Собор, на котором присутствовало 318 епископов. Константин открыл Собор вступительной речью, в которой увещевал всех к миру и согласию. Собор продолжался около двух месяцев, осудил ересь Ария и раскол Мелетия, решил все спорные пункты и составил «Символ веры», которым мы исповедуем веру свою. Символ был потом дополнен на втором Вселенском Соборе.
После этого Константин начал строить храмы в Иерусалиме, чтобы места, освященные пребыванием Спасителя, были предметом общего благоговения. До сих же пор, находясь под владычеством язычников, Иерусалим был в презрении и запустении; он утратил даже имя свое и назывался по повелению императора Адриана «Элией Капитолиной». На самом месте, где был распят Спаситель, стоял языческий храм. Мать Константина, царица Елена, принявшая тоже христианскую веру, сама отправилась в Иерусалим, там обрела Животворящий Крест и построила несколько храмов в Иерусалиме, в Вифлееме и. на горе Масличной. Вскоре после возвращения своего из Иерусалима, царица Елена скончалась, заслужив, как и сын, название «равноапостольной» своей ревностью к распространению христианской веры.
Император Константин царствовал еще десять лет после кончины матери, и умер в предместье города Никомидии в 337 году, имея 65 лет от роду. Тело его было с торжеством перенесено в Константинополь и положено в построенном им храме Святых апостолов.
Церковь, ублажая равноапостольного Константина, воспевает ему:
«Креста Твоего образ на небеси видев и якоже Павел звание не от человек прием, в царех Апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи, егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбие».
«Константин днесь с материю Еленою Крест являют всечестное Древо, всем убо иудеов посрамление суще, оружие же на противныя: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное».

СТРАДАНИЯ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ВАСИЛИСКА
22 мая (4 июня)

Мученики Евтропия и Клеоника были замучены до смерти в понтийском городе Амасии; Василиск, деливший страдания своих товарищей, остался жив, и в темнице ожидал дальнейших распоряжений правителя. Он пламенно желал, чтобы Господь благоволил призвать и его на мученический подвиг. «Господи Иисусе Христе, — молился он, — не забудь меня до конца и присоедини меня к тем святым мученикам, которые ради Тебя пострадали и увенчались». И вот однажды во сне услышал он от Господа: «Я помню о тебе, и имя твое написано со святыми мучениками, которые страдали вместе с тобою; не скорби же о том, что ты последний призван; простись с близкими твоими, ибо ты скоро приимешь венец мученический; не бойся предстоящих тебе страданий, ибо Я буду с тобою».
Это видение несказанно обрадовало Василиска; проснувшись, он долго молился и благодарил Господа. Когда настал день, он сказал темничному сторожу и воинам, которые были к нему приставлены:
— Дайте мне свободу на четыре дня, чтобы мне сходить в деревню Кумиальскую проститься с матерью и братьями. Через четыре дня я обещаю вам опять быть здесь.
Воины же и сторож темничный любили Василиска и отвечали ему:
— Как жив Господь Бог твой, Которому непрестанно молишься, если бы не боялись правителя, то совсем бы отпустили тебя.
— Я не хочу, чтобы вы меня совсем отпустили; я прошусь только на четыре дня, чтобы сходить к своим, как повелел мне Господь, — отвечал мученик.
— Одного боимся, — говорили воины, — слышно, что нынче ждут в город нового игемона; как бы он тотчас не спросил о тебе, ибо ему подадутся списки узников.
— Пусть кто-нибудь из вас пойдет со мной, и вместе возвратимся, — упрашивал узник.
Наконец темничный сторож согласился отпустить Василиска, который отправился в свою родную деревню, сопровождаемый некоторыми воинами. С великой радостью встретили его мать и братья; на следующее утро собрались вокруг него все его родственники и друзья; и он много говорил им о христианском законе и о Боге, Спасителе человеков, и как нам многими скорбями надо достигать Царствия Небесного. Родные плакали о нем; он же утешал их. «Молю вас, возлюбленные, — говорил он им, — пребудьте тверды в вере Христовой; никогда от нее не отступайте; мир сей и все, что в нем, пройдет как тень; Господь же пребывает вовек. Помолитесь о мне, да поможет мне Господь совершить страдальческий подвиг; и теперь прощайте; мы не увидимся более во временной сей жизни».
При этих словах рыдания усилились; сродники говорили Василиску: «Когда ты предстанешь Господу, моли Его о нас и о всем роде христианском, и да перестанет гонение, и потребится кумирослужение, и благодать Христова да воссияет по всей земле».
Тем временем новый игемон понтийский, Агриппа, прибыл в Амасию и, совершив по обычаю жертвоприношение богам, стал расспрашивать об узниках христианах, заключенных в темницу за веру. Прежде всех потребовал он, чтобы к нему привели Василиска, о котором он много слышал. Градоначальник пошел за ним в темницу, и узнав, что его отпустили, разгневался и самого тюремного сторожа привел к игемону.
— Как смел ты отпустить узника, врага богов наших? — кричал разгневанный игемон. — Твоя голова отвечает мне за узника; я предам тебя смерти, если не представишь его мне.
— Через четыре дня представлю его, — отвечал сторож, который был уверен, что Василиск не изменит обещанию своему.
Однако игемон, повелев ему идти за Василиском, отправил с ним магистриона (помощник правителя), человека злого и жестокого, и велел привести Василиска в город Команы, куда сам должен был ехать. Магистриан же, взяв с собой тяжелые цепи и медные сапоги с острыми гвоздями, отправился за Василиском. С ним отправились и сторож, и несколько воинов. Пошел за ним и один христианин по имени Евсигний, который потом описал страдания и кончину Василиска и впоследствии сам сподобился быть мучеником.
Они прибыли в деревню в то самое время, как Василиск, простившись с родными, добровольно отправлялся в обратный путь. Но несмотря на это, суровый магистриан велел связать его, возложить ему на шею тяжелую цепь, обуть его в медные сапоги с гвоздями, которые на каждом шагу причиняли ему страшную боль; мучитель повелел притом воинам крепко бить его; и таким образом начался для Василиска мученический подвиг. Сродники его с плачем и рыданиями следовали за ним, провожая его; мать говорила ему: «Дитя мое сладчайшее, Христос, Которого ты более всего возлюбил, да будет тебе помощником в мученическом сем подвиге; недолго жил ты на земле, но вечная будет тебе жизнь в будущем веке; горькие подъемлешь ты муки, но от Христа получишь венец славы. Ангелы примут тебя на небесах, и Бог оживит тебя, приявшего смерть за Него».
Мать простилась с сыном, он просил и всех сродников идти обратно. Поцеловав их, он говорил им: «Молитесь, чтобы Бог укрепил меня; мы увидимся опять в день воскресения и жизни вечной». Сродники хотели далее следовать за ним. «Не смущайте скорбью вашей сердца моего, — говорил им мученик, — лучше возвратитесь и молитесь за меня Богу». Магистриан велел воинам отогнать друзей Василиска.
Василиск шел твердо, мужественно терпя боль от гвоздей и неся тяжесть цепей железных; он воспевал псалмы и молитвы. «Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое... Христе, Господи мой, ибо Ты со мною!» Магистриан дивился его твердости, не понимая, какую силу может дать Господь самому немощному.
Достигнув места, называемого Дакозарие, путники остановились отдохнуть до ночи, потому что жара была страшная. Место это принадлежало вдове по имени Трояна; она хотела угостить в доме своем царских воинов; они охотно согласились, и, привязав Василиска к сухому дубу у ворот, вошли в дом. Пока они ели, пили и веселились, мученик стоял на солнечном зное; множество народа собралось. вокруг него и, видя его усталость, тяжелую цепь на шее, кровь, текущую из ран, соболезновало о нем. Мученик громогласно молил Христа Бога о помощи, и вдруг благодать Божия явилась в чудесных знамениях. С неба мученик услышал слова: «Не бойся, Я с тобою». Земля потряслась, медные сапоги, бывшие на ногах Василиска, распались, тяжелая цепь спала с него; сухой дуб зазеленел и распространил широкие ветви над головой его, защищая его от зноя; под ногами его, обагренными кровью, зажурчал светлый ручей, Мученик громко славил и благодарил Милосердного и Всемогущего Господа. Магистриан и воины, испуганные землетрясением, выбежали из дома, и едва поверили тому, что увидели. Иные говорили: это волшебство; народ же, окрест стоящий, восхвалял Бога; многие уверовали во Христа, и говорили: «Это человек, посланный от Бога, чтобы освятить нашу местность». Затем стали приносить больных к Василиску, прося его молитв за них; и по молитве его они получали исцеление. Вдова Трояна уверовала и просила окрестить ее и сына ее, вся окрестность оглашалась хвалою Бога.
Магистриан и воины, изумленные знамениями благодати Божией, раскаялись, что так сурово обращались с мучеником. Во время остального пути до Коман, они с ним обращались уже совсем иначе. Василиск шел, исполненный святой радостью, не чувствуя ни усталости, ни голода, ни зноя, благодаря Бога и воспевая Ему славословие.
Прибыв в Команы, магистриан узнал, что игемон находится в храме, где совершает жертвоприношение. Он известил его о прибытии Василиска, рассказал и о чудных знамениях, бывших во время пути. Игемон сказал, что это все волшебство, и, послав своих воинов за Василиском, повелел привести его в капище. Воины, пришедши за мучеником, стали бить его; магистриан же со своими спутниками говорил Василиску: «Прости нам зло, которое мы в неведении сделали тебе, и молись о нас Богу твоему».
В идольском капище Василиск молитвой сокрушил идолов; затем по его молитве сгорело и само капище. Но игемон не уверовал во Христа и не уразумел силы истинного Бога. Он повелел казнить мечом святого Василиска. И когда казнь была совершена, многие из бывших тут христиан увидели лики Ангелов, уносящих на небо душу святого, и Господа Иисуса, с любовью приветствующего верного служителя Своего.
Игемон повелел бросить в реку тело мученика, но христиане выкупили тело и честно похоронили его. Скоро чудеса стали совершаться над местом, где был похоронен святой мученик, и сам игемон Агриппа, исцеленный чудесным образом, уверовал в Бога истинного. Впоследствии верные соорудили в Команах церковь во имя святого мученика Василиска, и в нее перенесли его святые мощи.

A. H. БАХМЕТЕВА. ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ. МАЙ - ИЮНЬ
Издательство Сретенского монастыря 1997

ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ (Оглавление)

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Православие детям | Добавил: Jupiter (12.10.2018)
Просмотров: 15 | Теги: Дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика