Главная
Регистрация
Вход
Суббота
20.04.2024
11:52
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
физическая [1]
витальная [11]
ментальная [6]
безусловная [30]
к себе [20]
мужчины и женщины [51]
к детям [117]
к родителям [14]
к народу [9]
к Родине [23]
к Природе [25]
к Животным [27]
к работе [8]
к Человечеству [3]
к Силам Света [13]
к Богу [38]
к Жизни [17]
Сердце [37]
Стихи [180]
Сказки [1]
Православие детям [83]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Любовь » Православие детям

ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ (27 – 31 октября)

ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ
ОКТЯБРЬ

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ

ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО НЕСТОРА ЛЕТОПИСЦА
27 октября (8 ноября)

С благоговением и благодарностью произносим мы имя преподобного Нестора — нашего первого летописца. Родом киевлянин, он в 17 лет поступил в Печерскую обитель в то время, когда был еще жив великий основатель ее — преподобный Феодосий. При преемнике его Нестор уже славился святой жизнью. Мало сохранилось подробностей, об этой жизни, посвященной всецело молитве и труду, но о самом Несторе дает нам ясное понятие его летопись, дошедшая до нас. Она дышит глубокой верой, горячей любовью к отечеству и смирением. В простом, занимательном рассказе преп. Нестор повествует о начале Руси, о племенах, населявших Россию, о призвании варяжских князей, о вещем Олеге, герое Святославе, о мудрой Ольге, Владимире святом - просветителе земли Русской, о преемниках его до Владимира Мономаха. Живо изображает он бедствия, которые терпела Россия от междоусобий князей и набегов суровых половцев, но особенной любовью и горячим одушевлением дышит его повествование о крещении земли Русской и распространении веры христианской и христианского просвещения, о подвигах святых угодников Божиих.
Между подвижниками и посетителями Киево-Печерской обители были очевидцы многих событий, сообщаемых Нестором. Один инок киево-печерский еще помнил крещение Русской земли; девяностолетний старец Ян Вышатич много рассказывал Нестору о старине; новгородец Гюряша Рогович и другие сообщали ему о событиях в разных областях России; и все эти рассказы Нестор передает верно и добросовестно. Рассказывая подробно о подвигах святых угодников Божиих, иноков Печерской обители, Нестор себя самого называет грешным Нестором, меньшим между братиями, но и его Господь сподобил благодати Своей: мощи его покоятся в Киевских пещерах.
Преподобный Нестор участвовал в открытии мощей преп. Феодосия и кроме летописи написал еще житие святых князей Бориса и Глеба и житие преп. Феодосия. Он почил около 1114 года.
Церковь, ублажая преподобного, поет ему: «Чудныя времена и лета Церкви, жития и добродетели начальных отцев писанием изобразивший для нас, и ревнитель их усердный, славный Несторе! Ублажая тебя в ряду отцев, поем мы: благословен Бог отцев наших».

ПАМЯТЬ МУЧЕНИЦЫ ПАРАСКЕВЫ, НАРЕЧЕННОЙ ПЯТНИЦЫ
28 октября (9 ноября)

Святая Параскева была дочерью благочестивых родителей, живших в городе Иконии. У них не было других детей, и они с любовью воспитывали ее, научая святой вере и хранению заповедей Господних. Они отошли ко Господу, когда Параскева была еще юной отроковицей, и оставили в ее распоряжение большое имение. Но дочь не забыла наставлений добрых родителей и, подражая делам их, употребляла свое богатство не на наряды и роскошь, а на одеяние нагих, на пропитание голодных, на угощение странников. Она старалась также всячески распространять слово Божие, чем возбудила злобу язычников, и решилась, наконец, не вступать в супружество и посвятить себя совершенно на добрые дела.
В то время началось страшное гонение на христиан по повелению императора Диоклитиана. В Иконию также был прислан жестокий гонитель. Язычники взяли девицу Параскеву и заключили ее в темницу. Правитель одобрил их поступок и велел представить к себе на суд юную христианку.
Лицо Параскевы сияло как солнце, когда ее вели на судилище. Дух Святой осенил ее и теплая вера озаряла лицо ее неземною красотою. Все удивились, глядя на нее; и сам правитель сказал: «Что вы оклеветали эту прекрасную деву! Можно ли губить такую блестящую красоту? Скажи мне, девица, имя твое».
- Я христианка, раба Христова, - твердо отвечала дева.
- Не хочу слышать таких слов, - сказал правитель, - красота твоя склоняет меня на кротость, а слова твои возбуждают гнев мой; спрашиваю имя твое.
- Мне следовало, - отвечала Параскева, - сказать тебе прежде имя вечной моей жизни; теперь скажу тебе название моего временного жития. Родители назвали меня Параскевой, потому что я родилась в день Параскевы («Параскева» по-гречески «пятница»). Пятница есть день вольных и животворных страданий Господа нашего Иисуса Христа, и родители мои всякую пятницу проводили в молитвах и добрых делах, вспоминая Владыку, Который на кресте пострадал за всех нас. И я, недостойная дочь их, родилась в тот день, который они так благоговейно почитали. Поэтому и названа я Параскевой, и с юных лет мысли мои обращены на страдания Христовы.
- Это все пустые слова, - сказал правитель, - согласись лучше быть моей супругой, у тебя будет много богатства и все будут почитать тебя.
- Не желаю мужа, - отвечала девица, - хочу только соединиться с Господом Иисусом Христом.
- Не губи своей молодости, пожалей красоту свою, - говорил правитель.
- Не думаю о красоте временной, которая скоро проходит, - отвечала девица, - но ты подумай о своей душе - тебя ждет вечное мучение.
Тогда правитель пришел в ярость и велел бить юную деву. Он сначала щадил красоту, которая привлекала его, но потом, видя твердость святой, дал волю мучителям... Израненную, едва дышащую бросили ее в темницу, где никак не думали уже найти ее живою. Но каково было удивление мучителей, когда на другой день увидели ее здоровой: лицо ее так же сияло, не было и следа ужасных язв и она спокойно молилась! Ночью, когда она полумертвая лежала в темнице, к ней явился светлый Ангел. Золотой сияющий пояс был крестообразно сложен на его груди; в руках он держал орудия страданий Господних. «Вот это принес я тебе в отраду, - сказал Ангел, - вот честный крест, терновый венец Нетленного Жениха и копие, которое пробило ребро Его, и трость, которая начертала оставление грехов миру, и губа, которая стерла преступления Адама; встань, тебя исцеляет Христос». После этих слов Ангел омыл ее раны, и мученица облобызала орудия страстей Господних.
На следующий день ее вновь привели к правителю, который удивился, увидев ее здоровою. Святая изъявила желание идти в идольский храм. Язычники обрадовались, думая, что она, наконец, хочет поклониться идолам, но святая повергла на землю одного идола, и все прочие также пали перед именем Иисуса Христа. Тогда озлобленные язычники придумали страшное мучение: велели жечь ее на огне, но святая помолилась Богу, вспомянув трех отроков иудейских и страдание первомученицы Феклы; и пламя не жгло ее, а распространилось на язычников; множество их погибло. Народ в страхе закричал: - «Велик Бог христианский!» Многие обратились в христианскую веру, а испуганный правитель велел отсечь мечом голову святой Параскевы. Сам он погиб на другой день ее страданий. Святое тело блаженной девы было честно погребено христианами в ее доме, и над гробом ее совершались чудеса и исцеления.
«Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева, - взывает святая Церковь, - мужескую крепость приемши, женскую же немощь отвергши, диавола победи, и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте, и огнем сожгите, аз бо радующися иду ко Христу, Жениху моему. Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша».

СТРАДАНИЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ АНАСТАСИИ РИМЛЯНЫНИ
29 октября (10 ноября)

В III веке некоторые христианки, желавшие вполне посвятить себя Богу, поселились вместе недалеко от Рима. Они избрали себе в начальницы престарелую женщину по имени София, которая была известна добродетелью и благочестием, и под ее руководством вели жизнь строгую, преданную молитве. Отказавшись от брака, они составили уже тогда как бы монашескую общину. У Софии воспитывалась юная отроковица по имени Анастасия, которая в трехлетием возрасте лишилась родителей. София заменила ей мать и научила ее всему доброму.
Анастасия достигла двадцати лет и отличалась столько же чудной красотой, сколько добродетелью, кротостью и ревностью к труду и молитве. Многие знатные граждане римские желали иметь ее супругою, но она отвергла предложения их, потому что решилась посвятить себя Богу. В это время император Декий начал жестоко преследовать христиан. Язычники донесли игемону, или правителю римскому, что в такой-то обители живет девица необыкновенной красоты, которая верует в Распятого и не уважает богов. Правитель послал за нею воинов и велел привести ее к себе.
Когда воины пришли к обители христианских дев, то те в ужасе разбежались. Но София удержала Анастасию, говоря ей: «Дитя мое, не бойся; настало время подвига твоего». Потом София вышла к воинам и спросила у них, что им надо. Они отвечали, что по повелению правителя Прова пришли за Анастасией. София выпросила у них часа два времени, чтобы нарядить девицу; и они решились подождать, думая, что она станет украшать ее богатыми нарядами.
Тогда София повела девицу в церковь, поставила ее перед алтарем и начала со слезами увещевать ее твердо хранить святую веру. «Милое дитя мое, - говорила она ей, - ныне пришло тебе время явить любовь твою к Господу, страданиями должна ты доказать, что достойна Жениха твоего. Любезная дочь моя, не склоняйся па льстивые слова, не прельщайся богатством и славой земной — тебя ожидает иной венец. Иди с весельем в чертог Небесного Жениха; иди обагренная кровью, украшенная страданием, как одеждою брачною. Молю тебя, вспомни слова мои, вспомни любовь и попечения, которые я о тебе имела; днем и ночью молилась я о том, чтобы ты сердцем и душою соединилась с Господом. Каково же будет мне, если ты не явишь себя истинною христианкою? А напротив, какая будет мне радость, если услышу, что ты твердо хранишь веру свою? Не щади тленной красоты твоей, дочь моя, не убойся смерти, не страшись мучений. Когда тебе станут грозить истязанием, говори: угроз ваших не боюсь, ибо со мною Бог! Когда захотят убить тебя, то не страшись тех, которые могут убить одно тело, души же погубить не могут. Предадут тебя мучениям, а ты радуйся, что страдаешь за Христа. Он не оставит тебя, Он будет невидимо с тобою и облегчит твои страдания. Ты восплачешь — Он утешит тебя; ты изнеможешь — Он укрепит тебя; ты падешь от ран — Он усладит сердце твое, даст отраду душе твоей и не отступит от тебя, пока, взяв от рук мучителей, не введет тебя в небесный чертог Свой и, созвав Ангелов святых, не увенчает венцом неувядаемым».
- Готово сердце мое страдать за Христа, - отвечала Анастасия, - я всегда желала положить жизнь во свидетельство любви моей к Господу и ныне с радостью явлюсь к мучителю и исповедую перед ним веру свою. Не бойся за меня, мать моя, я верую, что Господь укрепит меня, а ты моли Его, чтобы Он не оставил меня!
Слуги правителя с нетерпением ожидали жертвы своей. Наконец они пошли ее отыскивать и с гневом увидели, что она не одевается в богатые наряды, а молится в церкви с престарелой Софией. Они взяли ее и, заковав цепями, повели к правителю в Рим.
Правитель изумился красоте девицы, ее смиренному и кроткому виду. «Из какого ты рода, каковой веры и как имя твое?» - спросил он.
- Я - дочь римского гражданина, воспитана в благочестии христианском; имя мое Анастасия, - отвечала девица тихим голосом.
- Это имя неизвестно в Риме, - сказал правитель. - Что оно значит?
- Оно значит «воскресение», - отвечала Анастасия. — Господь воскресил меня, чтобы говорить тебе правду и одолеть сатану, внушающего тебе злое.
- Не раздражай меня, - сказал правитель, - мне тебя жаль, и я не желаю гибели твоей. Послушайся же моего доброго совета. Для чего ты прельстилась учением христианским? Ты губишь молодость свою, лишаясь добровольно радостей и наслаждений, которые дарованы нам богами. Зачем живешь ты в безвестности и уединении?
Зачем скрываешь красоту, которой радовались бы князья? Какая тебе польза идти на страдания и смерть за имя Распятого? Не лучше ли поклониться нашим богам и выбрать себе в мужья знатного и богатого человека, веселиться детьми, жить в славе среди добрых людей, иметь много серебра и золота? Приди, поклонись богам; они даровали жизнь нам на веселье; ты будешь жить с нами в почете и счастье.
Анастасия подняла глаза, доселе опущенные, и, спокойно посмотрев на правителя, сказала: «Жених мой, и богатство мое, и жизнь, и веселье есть Господь Иисус Христос. Ты не отвратишь меня от Него своими словами, не прельстишь меня, как некогда змий прельстил Еву, не отлучишь меня страхом мук от Господа моего. Я желала бы не только один раз, но, если бы возможно, сто раз принять смерть за имя Его!»
Тогда озлобленный правитель повелел бить и мучить святую. Она пела псалмы Давида и повторяла: «Господи, прибежище мое и заступник мой, не отступи от меня; изнемогает в болезни душа моя. Стражду Тебя ради, благоволи ко мне, непотребной рабе Твоей, да будет приятно Тебе пролитие моей крови и да не буду отвержена от лика святых мучениц». В толпе народа был один христианин, Кирилл; он подал два раза воды изнемогающей мученице и был за то казнен. Мучения дошли до такой лютости, что даже народ, уже привыкший к таким зрелищам, с ужасом стал укорять правителя. Тогда изувеченное тело молодой Анастасии было обезглавлено и брошено за городом.
Ангел явился Софии и сказал ей о всем совершившемся. Она поспешила на место, где находилось святое тело, с радостными слезами облобызала его, благодаря свою милую дочь за то, что она исполнила ее совет и до последнего вздоха исповедовала Христа. «Недаром трудилась я, - говорила она, - ты предстала пред Небесным Женихом своим в брачном одеянии невинности, украшенная кровью, пролитой за Господа. Теперь прошу тебя, будь ты утверждением моей старости и молись за меня. Когда Господу угодно будет окончить временную мою жизнь, моли Его, да простит Он мои грехи». Престарелая София не имела сил похоронить святое тело. В то время, как она плакала над ним, к ней подошли два незнакомца, оба христиане. Они разделили скорбь и молитвы Софии и благоговейно похоронили тело мученицы.
Каким страшным гонениям подвергались первые христиане и как мужественно переносили их даже самые молодые и слабые женщины! Они кровью своей утверждали учение Христово и примером своим одушевляли остальных христиан! Теперь уже не слышно о подобных гонениях; никто не запрещает молиться Богу и исполнять Его заповеди. Но как необходимо нам вспоминать подвиги первых христианок и примером их утверждаться в вере и мужестве! Они исповедовали Господа перед язычниками, не страшась мучений, — мы же не имеем довольно твердости, чтобы исповедовать Его жизнью нашей, ни довольно постоянства, чтобы внушать нашим детям непременное исполнение всех Его заповедей. Они терпели мучения, а мы боимся труда и нетерпеливо переносим болезни и печали. Они были кротки и стыдливы в жизни обыкновенной, но смело защищали учение Христово перед гонителями — мы суетливо заботимся о житейских мелочах, а малодушны в делах веры и спасения. Будем же чаще поучаться примерам святых подвижниц не для того, чтобы подвергать себя произвольным мучениям, которых Господь от нас не требует, но чтобы терпеливо сносить доставшиеся на долю нам лишения и печали, и всеми делами нашими исповедовать имя Господа нашего Иисуса Христа. Господь помогал св. мученикам чудесной силой Своей; Он точно так же и теперь пребывает со всеми любящими Его, со всеми искренно верующими в Него; Он поддерживает и укрепляет их среди бедствий и страданий. Слабы и воистину несчастны только те, которые удаляются от Бога и забывают о Нем.

СТРАДАНИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ЗИНОВИЯ, ЕПИСКОПА ЕГЕЙСКОГО, И СЕСТРЫ ЕГО ЗИНОВИИ
30 октября (11 ноября)

Святой Зиновий и сестра его Зиновия родились в киликийском городе Егее от благочестивых родителей, которые воспитывали их в законе Господнем. Рано они остались сиротами, но уже благие уроки укоренились в них; они решились раздать свое богатое имение бедным и жить лишь для служения Богу. Господь принял жертву их и милостиво охранял уповающих на Него. Зиновий получил от Господа дар чудотворений: молитвой и возложением рук он исцелял больных. Скоро чудеса и. добродетели прославили его по всей области, и христиане егейские избрали его в епископа. Святой Зиновий ревностно исполнял обязанности свои и наставлял паству и словом, и примером святой жизни.
Вспыхнуло страшное Диоклитианово гонение. В город Егею был прислан царский сановник Лисий для того, чтобы склонить христиан к отречению от веры и предавать непокорных казни. Три брата, Клавдий, Астерий, Неон, и сестра их Феонилла (память их 29 октября) прославились мученической смертью за Христа. Призвали к допросу и епископа Зиновия.
- Мне незачем с тобой долго беседовать, - сказал ему языческий сановник, - вот тебе: жизнь или смерть, жизнь — если поклонишься богам нашим, смерть — если не поклонишься. Выбирай.
- Жизнь без Христа есть смерть, - отвечал епископ, - смерть же телесная Христа ради есть жизнь вечная. Хочу умереть здесь и жить вечно со Христом.
- Увидим, поможет ли тебе Христос твой! - сказал сановник и велел жестоко бить епископа.
Зиновия, узнав, что брат ее страдает за Христа, поспешила на судилище и, став перед мучителем, воскликнула: «Я христианка, я также, как и брат мой, исповедую Бога и Господа Иисуса Христа. Вели же мучить и меня, хочу умереть одной смертью с братом».
Лисий стал увещевать девицу, убеждал ее отречься от веры, представлял ей ужас и позор всенародной казни. Христианка осталась непреклонна. Тогда разгневанный язычник велел и ее, и брата ее положить на железный одр, под которым горели угли. «Что же, помогает ли вам Христос ваш?» - спрашивал он у мучеников, ругаясь над верой их.
- Он невидимо с нами, - отвечали они. — Он освежает нас росой благодати Своей, и мы не чувствуем мучений.
Сняли их с одра и бросили в котел с кипящей смолой, но, хранимые Господом, они остались невредимы и воспевали хвалебный псалом Богу. Осудили их на смертную казнь, но мученики шли на смерть с радостью. «Благодарим Тебя, Господи, - воскликнули они, - что Ты сподобил нас подвизаться подвигом добрым, течение скончать, веру сохранить; Сделай нас участниками славы Твоей и причисли нас к тем, которые благоприятны Тебе, ибо Ты благ вовеки». Голос с неба призвал их к жизни вечной и к венцам нетленным, и они радостно предали души Богу.
В тот же день совершается память святых апостолов от семидесяти Тертая, епископа Иконийского; Марка, епископа Аполлониадского; Иуста, или Иосия, в Елевферополе, и Артемы, епископа в Листре.

31 октября, Церковь совершает память других святых апостолов: св. Стахия, поставленного Андреем Первозванным епископом в Византии; Амплия, епископа в Диосполе; Урвана, епископа Македонского; Наркисса Афинского; Апеллия Ираклийского и Аристовула, который, как полагают, был первым благовестником в Британии и скончался там мученической смертью.

A. H. БАХМЕТЕВА. ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ. СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ
Издательство Сретенского монастыря 1997

ЖИТИЯ святых ДЛЯ ДЕТЕЙ (Оглавление)

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Православие детям | Добавил: Николай (25.10.2018)
Просмотров: 937 | Теги: дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru