«...Поэзия - это живопись, которую слышат…»
Леонардо да Винчи (1452-1519)
«Поэзия – музыка слов»
Томас Фуллер (1654 - 1734)
Слово "поэзия" происходит от греч. poieo – творить, создавать, строить, созидать.
Как только патология исчезает, каждый становится творцом. Пусть это будет понято как можно глубже: только больные люди разрушительны. Здоровые люди созидательны. Творчество - это своего рода аромат настоящего здоровья. Когда человек действительно здоров и цел, творчество становится его естеством, в нем возникает жажда творчества.
Человечество подошло к распутью. Мы жили жизнью одномерного человека, и она исчерпана. Теперь нам нужно более богатое, трехмерное человеческое существо. Я называю это тремя "С", точно как три "R"* (Тремя "R" дети называют три предмета начальной школы: письмо, чтение и математику ). Первое "С" - сознание, второе - сострадание, третье - созидание, творчество.
Сознание - это существо, сострадание - чувство, творчество - действие. В моем видении новый человек должен быть всеми тремя одновременно. Я даю вам наитруднейшую из задач, величайший из вызовов. Ты должен быть медитативным, как Будда, любящим, как Кришна, творческим, как Микеланджело или Леонардо да Винчи. Ты должен быть всем вместе, одновременно. Лишь тогда будет исполнена твоя тотальность; иначе в тебе чего-то будет не хватать. И то, чего в тебе не хватает, будет делать тебя однобоким, неосуществленным. Ты можешь достичь очень высокой вершины, будучи одномерным, но ты будешь лишь вершиной. Я хотел бы, чтобы ты был всем гималайским хребтом, не просто вершиной, но вершинами среди вершин.
Одномерный человек доказал свою несостоятельность. Он не смог создать красивой Земли, не смог создать рая на Земле. Он потерпел поражение, полное поражение! Он создал несколько красивых людей, но не смог трансформировать все человечество, не смог поднять уровень сознания всего человечества. Лишь немногие индивидуальности стали просветленными. Это больше не поможет. Нам нужно больше просветленных людей, просветленных трехмерно.
Определение нового человека
Будда не был поэтом - но новое человечество, люди, которые сейчас станут буддами, будут поэтами. Когда я говорю "поэтами", я не имею в виду, что они будут писать стихи - вы должны быть поэтичными. Ваша жизнь должна быть поэтичной, ваш подход должен быть поэтичным.
Логика суха, поэзия жива. Логика не может танцевать, это невозможно. Увидеть логику танцующей всё равно, что увидеть танцующим Махатму Ганди! Это выглядело бы смехотворно. Поэзия может танцевать; поэзия это танец твоего сердца. Логика не может любить. Она может говорить о любви, но не может любить; любовь кажется иррациональной. Лишь поэзия может любить, лишь поэзия может совершить прыжок в любви.
Логика холодна, очень холодна; она хороша в том, что касается математики, но неуместна в применении к человечеству. Став слишком логичным, человечество исчезнет; тогда будут только номера, не человеческие существа - взаимозаменяемые номера…
Поэзия в любви придаёт тебе глубину, тепло. Ты становишься тающим, ты теряешь холодность. Ты становишься более человечным.
Человек должен быть творческим. Если твоя любовь - это только чувство, которое не трансформируется в действие, оно не повлияет на большую часть человечества. Ты должен претворить любовь в реальность, материализовать её.
На поэта обрушивается дождь мыслей и слов. Если в поэте загорается Дух Божий, то тогда в этом процессе участвует сам Бог. И Бог перемешивает слова избранные поэтом в сознание его души, мнёт их, как горшечник глину, а потом пером или компьютером поэта ваяет скульптуру стиха, создаёт его дрожащее, иллюзорное, мерцающее изображение, если хотите, живую ткань жизни. Вот, пример, цветы, дрожащие в собственном сиреневом мареве. Остроносый мудрец в образе Буратино начал так:
«Художник нам изобразил…»
Эта несколько дурашливое начало Мандельштама приобретает обвальное состояние, когда к нему присоединяется конец строки: «глубокий обморок сирени». На экране ассоциаций мгновенно появляются картины импрессионистов и русские художники и сирень – отяжелевшая, влажная, налитая жизнью и соками. Это всё сиреневое, махровое, - отображение счастья. Достаточно прекрасно! Но, вдруг, заговаривает гений и возникает «Фауст» Данте и к раю присоединяется ад, и создаётся великое: « И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил…» Тут пропадает разговорная простота жизни и возникает поэзия и судьба. Согласно Пастернаку:
«И тут кончается искусство
И дышит почва и судьба…»
Слова легки и мысль душе покорна,
И сердца чаша вновь полна добром.
Поэзия любви для мира благотворна,
Её творю я трепетным пером.
Утихнет шум, остынут все желания,
И к нам придёт спасительный покой.
И будет кто-то, кто поймёт мои послания
Своею чистой, просветлённою душой.
Сейчас уйду я тихо, незаметно
В далёкий мир любви и вечных грёз.
И будет мысль моя храниться неприметно
На дне морей пролитых моих слёз.
Как сладостно парить над миром суеты,
Крылами истины в такт с вечностью махая.
И в мире муз, трудов и красоты
Писать стихи, листы пером марая.
Пусть я никто, пусть жизнь моя пуста,
И только смех я заслужил и униженье,
Но верю я, что улыбнётся мне мечта
И Бог душе моей подарит утешение.
Упьюсь я красоты божественным вином
И свет души впущу в своё сознание.
Забудусь навсегда великим, вечным сном,
Оставив миру его радость и страдание.
ЧТО ЖИЗНЬ МОЯ?
Что жизнь моя? - Красивый сон?
Поэзии прекрасное начало?
Небес карающий закон?
Иль истина смотрящая устало?
Что жизнь моя? - Прошедшие года?
Друзей хмельное рассуждение?
На все вопросы только «да»?
Иль от ума большого заблуждение?
Что жизнь моя? - Конец иль бесконечность?
Решенье мудрое иль бред слепца?
Короткий миг или святая вечность?
Страданье Ада или Рай Творца?
Стихи я не читаю вслух,
А слышу, как вселенский дух
Поёт, сюжеты дивных грёз
мне предлагая;
Я, как прилежный секретарь,
Включив сознания фонарь,
За ним пишу, как будто сам
катрен слагаю…
В полночный час, в рутине дня
Не отстаёт он от меня,
Того, что сам не вижу я,
Он подмечает,
Все знаки, символы и сны,
Мотивы осени, весны,
И мир божественной любви
мне открывает.
А там, в небесной вышине
Мой дух рисует образ мне
Того, Кто мыслью создал свет,
и, Слово стало
Живым движеньем бытия,
Где, кем угодно мог быть я…
Но, прикоснувшись к тайней сей,
пишу с начала…
Первоначальная инициатива учреждения официального Дня поэзии относится к кон/ 1930-х гг.: в 1938 г. американский штат Огайо по инициативе поэтессы Тессы Суизи Уэбб провозгласил Днём поэзии 15 октября — день рождения древнеримского поэта Вергилия. К 1951 г. эта дата была признана тридцатью восемью штатами США, а также Мексикой, и отмечалась как Национальный день поэзии. Затем этот день стал праздноваться и в других странах как Всемирный день поэзии.
В 1999 году на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО было решено ежегодно отмечать Всемирный день поэзии (World Poetry Day) 21 марта.
Первый Всемирный день поэзии прошел в Париже 21 марта 2000 года, где находится штаб-квартира ЮНЕСКО.
«Поэзия, — говорится в решении ЮНЕСКО, — может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека — но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание».
Всемирный День поэзии призван дать возможность шире заявить о себе малым издательствам, чьими усилиями, в основном, доходит до читателей творчество современных поэтов, литературным клубам, возрождающим извечную традицию живого звучащего поэтического слова. Этот День, считает ЮНЕСКО, призван послужить созданию в средствах массовой информации позитивного образа поэзии как подлинно современного искусства, открытого людям.
Считается, что самые древние стихи-гимны были созданы в XXIII в. до н.э. Автор стихов — поэтесса-жрица Эн-хеду-ана (En-hedu-ana), про которую известно лишь то, что она была дочерью аккадского царя Саргона, завоевавшего Ур (территория Ирана). Эн-хеду-ана писала о лунном боге Нанне и его дочери, богине утренней звезды Инанне.
В настоящее же время в этот День по всему миру - в учреждениях культуры, образования, творческих коллективах и т.п. - проходят различные поэтические концерты, авторские чтения, конференции и семинары, посвященные поэтам и их творчеству, презентации новой поэтической литературы.
В Москве первый День поэзии прошел 21 марта 2000 года в Театре на Таганке. Его инициатором стало "Добровольное общество охраны стрекоз" (ДООС), возглавляемое поэтом Константином Кедровым.
Празднование Всемирного дня поэзии в России ежегодного отмечается различными поэтическими акциями в театрах, литературных клубах и салонах.
С 2009 года мероприятия, посвященные Дню поэзии, организуются в Центральном Доме литераторов при поддержке литературного портала Стихи.ру в партнерстве с Бюро ЮНЕСКО в Москве и под эгидой Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Национальная литературная премия «Поэт года»
Национальная литературная премия «Поэт года» учреждена с целью поиска новых талантливых авторов, способных внести вклад в современную литературу. Отбор лауреатов осуществляется Большим жюри, состав которого существенно расширен в текущем конкурсном году. Члены жюри рассматривают произведения, опубликованные в специальных альманахах премии «Поэт года» и оценивают творчество каждого автора.
Конкурс премии проводится в следующих номинациях: «Поэт года», «Дебют», «Лирика», «Юмор», «Детская литература».
Премия представляет собой издание книги с произведениями лауреата за счет организаторов конкурса. Автор самостоятельно устанавливает свой гонорар с каждого проданного экземпляра. Тираж книги определяется исходя из спроса: в зависимости от читательского интереса издательство осуществляет печать необходимого тиража. Символом премии, который вручается каждому лауреату, является статуэтка в форме пера на постаменте из камней.
Объявление и награждение лауреатов премии осуществляется на торжественной церемонии, приуроченной к празднованию Всемирного дня поэзии, проводимой ежегодно 21 марта в партнерстве с Бюро ЮНЕСКО и под эгидой Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ. Вручение премии за 2014 год состоится 21 марта 2015 года в Большом конференц-зале Правительства Москвы.
К ПОЭЗИИ