Главная
Регистрация
Вход
Пятница
26.04.2024
01:48
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
12 ступеней [77]
Тела человека [41]
Добродетели [40]
Чувства [53]
Женственность [58]
Привязанность [11]
Освобождение [16]
Трансфизика [72]
Энергетические каналы [0]
Единство [28]
Мужественность [15]
Сознание [4]
Карма [11]
Целительство [73]
Медитации [9]
Притчи [52]
Сновидения [10]
Проповеди [25]
подвижничество [41]
Зороостризм [15]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Самопознание » подвижничество

Святые, ставшие живыми...

Святые, ставшие живыми...

К празднику обретения честной главы Иоанна Крестителя, 9 марта (24 ф.)

Сколько святых останков на земле, сколько распыленных мощей... Повествование в православных святцах об обретении главы Иоанна Крестителя — великий праздник, пиршество любви! Земля наполнена пылинками святых мощей... Москва — престольный град; и в ней, быть может, побывала глава Предтечи. И сколько в ней святынь хранимых и над ними живых святых, нужных как образец для подражания! Церковные светильники светят во мраке: «святые, ставшие живыми, чтобы живые через них стали святыми».
...Креститель казнен в темнице, а во дворце Ирода смута. Иродиада вспоминает предсказания пророка Малахии об ангеле, что предыдет мессии. Если Креститель — Илия, то не воскреснет ли он из мертвых? И Иродиада замышляет новую месть своему гневному обличителю: беззаконная царица повелевает принести ей главу для личного хранения, обещая друзьям Крестителя подобающе к ней относиться. Одной из служанок она приказывает бросить главу куда-то на гору черепков, покрыв ее глиняным сосудом, в одном из бесчисленных тайных переходов замка Ирода с его лабиринтами. “Никто не узнает, — рассуждает Иродиада, — место, где хранится голова моего врага, и тем самым друг мессии не воскреснет”. О, как они боятся святых и после смерти! Они боятся их еще больше, чем живых. Святые мстят: святые живы, святые в силе, святые вечны. Иродиада боится, что голова Крестителя, приставленная к плоти, срастется с нею, и Предтеча воскреснет, как должен прийти, умереть и воскреснуть, согласно иудейским преданиям, пророк Илия. Воскреснет силою любви...
Премудрость Божия рассуждает иначе. Голове предстоит тысячелетнее странничество, и, отсеченная от плоти, как церковь от Христа, она духовно сочетанна воедино с каждым из ее членов. И голова воскресает, и пространство, где хранится честная христианская реликвия, наполняется солнечным светом... И тот, кому провидение доверит благолепное хранение честных останков друга Жениха, становится невидимою плотью его. О таинственные узы мира, сочетающие грешных смертных со святыми, промышляющими, пребывающими среди нас! Уже никогда голова Крестителя не приложится к своему телу, благолепно хранимому где-то в самарийской Севастии, но ей предстоит пустынножительное триумфальное шествие из Сирии в Египет, из Константинополя на Соловки... Куда еще укажет Царь и Жених путь для Своего первого вельможи — Жених Брачного пира его распорядителю?..

Иоанна, одна из мироносиц-жен, жена Хузы, Иродова домоуправителя, проведав от служанки о месте, где хранится голова Крестителя, решается однажды проникнуть в это тщательно хранимое от посторонних взглядов место, и, чиркнув светильником во тьме, разгребая груды черепков, достает великую святыню. Голова Крестителя благоухает, и прекраснее ее нет ничего... Но сейчас Иоанне не до созерцания нетленных останков любимого друга Жениха. Спрятав голову в приготовленную заранее суму, она тотчас спешит обратно другим путем, никем не видимая, и переводит дыхание только оказавшись дома. С великим трепетом вынимает святыню... Первая великая победа — первое святое обретение!
По иудейским правилам, останки умерших должны быть преданы земле, и праведная Иоанна, доверив тайну мужу и нескольким ближним, решается, запечатав голову в богатый глиняный сосуд, точно в благоуханный саркофаг, погребсти ее на Элеонской горе, откуда Господь вознесся в Царские небесные чертоги. Элеон в переводе — “гора созерцания тайн Божиих”. Сколькие еще придут на место вознесения Спасителя и оттуда начнут свой восходящий путь в Царствие! Не от Элеона ли, словно от стартовой площадки, простерта лестница Иаковлева в дом Господень? Пречистая Дева десятки раз посещала великие святыни: Гефсимания, гробница Господня и Элеонская гора были излюбленными Ею местами, где каждая пядь земли напоминала Ей о Господе. Здесь Она видела Его уже по воскресении, в последний раз. Отсюда Он обещал прийти к Ней в час успения и указал на путь в Сионскую горницу, где Ее первым материнским долгом стало приготовление апостолов к сошествию Святого Духа и учреждению новой церкви на земле во имя распятой любви.
Голова Крестителя благоухала, о чем-то говорила, голова Крестителя жила!.. И Иоанна, пребывая в священном ужасе, уже не зная, как ей быть, но подчиняясь обычаю и вспомнив об обрезании Господнем, о принесении во храм, о погребении Его, решает следовать примеру Первенствующей из мироносиц-жен и, преодолев безмерную скорбь, расстается со святою главой. Втайне от ближних выкопав глубокий ров в ночные часы, она поместила сюда священную реликвию, не оставив никакого внешнего знака. Впрочем едва ли не ежедневно, улучив момент, тайком от других, стараясь, чтобы никто не проследил ее маршрут, она бежит из дома к Элеонской горе, и на коленях беседует с Крестителем, горячо молится ему и в огненном столпе возносит молитвы Господу.


Первое обретение главы Иоанна Предтечи

Над Элеоном простерт крест славы, сияющий в радужных тонах. Тысячи паломников из Иудеи, Сирии, Египта видят его и свидетельствуют, восклицая: “Это крест, с которого Господь придет судить мир!” Отсюда ангелы сказали в утешение Пречистой и другим присутствовавшим при торжественном вознесении Христа: “Что вы скорбите? Как Он вознесся, так вернется и пребудет вечно”. Здесь Он пребудет вечно. И Креститель пребывает в Его земном животворящем лоне, и пребудет вечно. Креститель счастлив. В пещерной глубине Элеонской горы он чувствует себя как в лоне Божией Матери, Ее великий и всепреданнейший сирота.
И опять место погребения честной главы окутывается тайной. Иоанна из Хузы едва доверяет кому-то священную святыню. Человеческие страхи, опасения охватывают ее. И уже спустя несколько десятилетий об Элеоне забывают. И хотя паломничество на гору не прекращается, никто и не подозревает, откуда происходит таинственное благоухание и что внутри горы покоится друг Жениха, распорядитель Брачной Вечери, и что едва ли не отсюда, с Элеона, начнется вселенское пиршество любви по воскресении из мертвых...
Но вот первый православный пустынножитель Иоанн Предтеча желает продолжать земное странничество.
Богатый юноша Иннокентий, узнав ненароком о святыне Элеонской, покупает гору и ее окрестности, принадлежавшие Ироду, и после недолгих раскопок обретает голову Крестителя — вторично, после Иоанны, жены Хузы. Голова Предтечи становится еще прекраснее! Благоуханный сон, покой и небо Царствия... Внутренняя человека освящается, благодать источается такая, что дух возносится на небеса!.. Нет равной ей святыни. В ближайшем друге Жениха запечатлен Сам Царь. Иннокентий потрясен, пронзен стрелой любви не меньше, чем Иоанна. И, как и его предшественница, он спешит, сокрыв святыню, в свой дом, где водворяет ее для хранения. И опять сомнения: по иудейскому обряду останки умерших не могут храниться на земле. Закон карает смертной казнью нарушителей священной гигиены. Статья Талмуда за номером 206 и проч., проч... Давят штампы. Нахлынула мерзость фарисейская.
Иннокентий испрашивает Божия веления и решается вернуть голову Крестителя на место прежнего захоронения. И опять никто в течение многих лет не узнает, где покоится друг Жениха. Опять пустыня, опять одиночество и тайна, и томление любви...


Второе обретение главы

Спустя четыре века к власти в Византии приходит первый христианский царь Константин Великий. В стране водворяется долгожданный мир, и начинается паломничество по святым местам. Наконец-то христиане могут предать официальному захоронению священные останки мучеников, построить храмы в их честь. Провидение избирает двух юных иноков, пронзенных любовью к Распятому и Воскресшему. И эти двое, спешащие в Иерусалим на поклонение Животворящему Кресту, Господню гробу и другим великим святыням, чудодейственно встречают на своем пути явившегося им Крестителя. Предтеча повелевает инокам свернуть с пути, вернуться к Элеону, раскопать голову и поступить с ней так, как пожелает того Бог. Потрясенные иноки следуют этому указанию, и, приняв на руки священную реликвию, омыв ее водою и слезами, и покрыв пеленами, помещают в суму и спешат домой, размышляя по пути, что делать с великой святыней. Они желали обрести Христа, поклониться животворящему Кресту — и обрели вторую по важности святыню: животворящую главу! И вот голова заговорила в образе явившегося им Крестителя. О, что за чудо! Иноки воображают, как построят близ дома часовню и как начнется всемирное паломничество к обретенной главе Крестителя... и что-то перепадет и им... И обретен смысл жизни... Вот для чего они шли в Иерусалим!
Иноки засыпают, а небо, прозревая примешавшуюся гордыню, с горечью отметает этих двоих, и на следующий день иноки встречают некоего вдовца-горшечника. Друзья решают разделить совместный путь в какую-то далекую страну, где горшечник обещает им что-то свое, и мысли иноков уже относятся в не должное. И вот голова Крестителя, прежде легкая и почти невесомая, внезапно тяжелеет и кажется им непосильной ношей. И переложив ее на руки скудельнику-горшечнику, юноши спешат скрыться, сами не осознавая, что творят.
Горшечник не подозревает, что скрыто в дорожной суме, однако его не покидает мысль о важности произошедшего, и он решает изменить маршрут и вернуться. И тогда на пути ему является Креститель в грозном обличии воина — в кольчуге и с мечом — и указывает на то, что хранится в бедной котомке за спиной. Он повелевает горшечнику вернуться на родину и хранить святыню как зеницу ока. Удел горшечника решается. Ничто более не занимает его, он забывает о прежней профессии и спешит на крыльях домой, где делится радостью со своей единственной сестрой. Отныне он посвящает себя поклонению этой святыне, прекраснее которой не видел ничего. И хотя прежде не лепил ничего значительнее кухонных горшков и домашней утвари, однажды пытается исполнить главу Предтечи. И точно невидимый скульптор лепит его руками — под пальцами горшечника возникает небывалый шедевр! И вот одно изображение за другим, один образ лучше другого... Одухотворенный ваятель не может оторвать глаз от своего творения. Ему кажется, что гипсовая голова Крестителя сейчас оживет и что-то ему скажет... Скромная комната украшена глиняными и гипсовыми образами, а первоисточник их хранится как великая святыня вдали от посторонних глаз.
Но время течет и умирает вместе с нами. И кому доверишь тайну, принять которую способны только посвященные, особо свыше на то благословенные? В чьих-то домах доживают век безмездно подаренные гипсовые образы Крестительской главы. Из рук в руки, из поколения в поколение преемственно переходит священная святыня и с нею живой Предтеча. Его новая пустыня — вся вселенная, препорученная Господу. И учеников у него, отдавшего своих учеников Христу, прибавляется стократ. Творятся чудеса: кто-то близ честной главы слышит голос Господа, у кого-то проясняется ум, кто-то исцеляется от страшной болезни. Поклонение святыне нарастает, и сразу же примешиваются козни вражии. Известно, как сатана ненавидит ближайших в свите Господа. В земные дни он воздвиг против Крестителя фарисеев, обличенных им как порождение змея. Спешит и сюда, на место, где невидимо присутствует Иоанн.
Главу крадут, и она покоится среди ариан, в доме какого-то Евстафия, и снова оказывается под священною горой, и некие подвижники решаются строить над ней монастырь, даже не подозревая, какое чудо обретут они впоследствии в пещерах монастырских.
Голова Крестителя, оставаясь нетленной, со временем преображалась и становилась все прекраснее. Благоухание не прекращалось. И тем, кто останавливался около покрытой землей святыни, подавалось особое переживание благодати, так что часами клали поклоны, пребывали в духовном созерцании, предавались духовным беседам и покидали чудное место, упоенные Божией благодатью. Им сообщалась небывалая радость, и назавтра без единого внешнего указующего знака безошибочно приходили сюда же.
Кажется, вся гора, где зарыта голова Крестителя, благоухает... И молодые иноки, поступившие в обитель, часто приходят и подолгу пребывают рядом с нею на молитве, не отдавая отчета в том, почему именно здесь им так легко и блаженно молиться. Но время движется своим путем, и наступает другая видимая фаза в житийной судьбе Крестительской главы. Предтеча лично является настоятелю обители Маркелу, указывая на сокрытую святыню. Рука Предтечи властно указует на место, где сокрыта голова, и вот, обретенная вторично в середине V столетия, она торжественно шествует из Эмессы в Халкидон, оттуда в Константинополь. Но в Константинополе глава находилась недолго. Наступили времена иконоборчества. Во время гонения на святые иконы в VIII веке, глава Предтечи перенесена была из Константинополя в Команы (близ Сухуми) – место ссылки и смерти Иоанна Златоуста – и там спрятана в тайном месте.


Третье обретение главы Предтечи

В Каманах состоялось третье обретение честной главы Предтечи. В царствование Михаила, ок. 850 года, патриарху Константинопольскому Игнатию во время ночной молитвы в видении было указано место, где находится голова пророка. Император отправил в Команы посольство и в указанном патриархом месте в третий раз нашли святыню. Позже, в 857 году, главу перенесли в Константинополь и положили в придворной церкви.

Везде, где вечеря любви — Креститель. И где голос Господа, и где призыв к любви и братолюбию — там обретенные честные мощи и радость, подобная той, что утешала вдовца-горшечника, скульптора-самоучку, лепившего из ничего, из глины живые образы и щедро их дарившего всем, кто пожелает принять и поклониться.

Архиепископ Иоанн. «Живые Жития». Москва, 1998.
Виды подвижничества в Русской Земле (Оглавление)
Мученичество
7 июля - Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: подвижничество | Добавил: Николай (06.12.2018)
Просмотров: 914 | Теги: подвижничество | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru