Преподобный Макарий Великий или святость в миру превыше монашеской
Преподобный Макарий Великий или святость в миру превыше монашеской
День памяти 1 февраля (19 ян.)
Пресвятая Дева бежит с Младенцем в Египет... а вслед за Ней устремляются Макарий и Антоний, Павел Фивейский и Мария Александрийская. Два Египта, две Александрии: Оригена и Климента (герменевтический, эзотерический Христос в подражание Филону) и — пустыня для юродивых. Монашество, как бы его ни пытались втиснуть в традиционные “государственные” рамки, — юродство, и достигается благодать не аскетическою практикой, как бы ни была она прекрасна, но как дар свыше, мистической харизмой.
Макарий Египетский — один из корифеев тайнозрительного православия. Пророк и чудотворец, свидетель и наставник иноческой жизни, автор премудрых бесед и наставлений о лестнице Иаковлевой и о ступенях восхождения в Царствие... Слава Макария гремит по христианскому Египту, и отовсюду к нему стекаются толпы учеников для подражания в подвижнической жизни... Однажды на молитве Макарий слышит голос своего ангела-хранителя: “Сходи в город. Там встретишь двух женщин, чьи добродетели превосходят твои”. Повинуясь Божиему повелению (Макарий привык руководствоваться голосом Божиим), водимый свыше, приходит в цитадель мира сего, где жизнь идет отнюдь не по укладу монашеского благочиния, и ищет двух женщин, указанных ему в откровении ангелом. Великий авва ожидает услышать от них о чудесах и подвигах во славу Божию, увидеть в них воплощенных ангелов и услышать о заповедных тайнах, открытых им одним, с тем чтобы разделить их со своими учениками. Сколь же удивлен великий подвижник, когда встречает двух простых средних лет домохозяек — молчаливых, бледных, скорбных. Как прост вид этих подвижниц! Макарий застает их за стиркой белья, и кругом разбросаны необходимые в быту предметы, обычные в домашней жизни, разгуливают животные... Старец расспрашивает их о жизни и узнает: в храм ходят нерегулярно, молитвы читают по ночам и жизнь ведут обычную. Согласия в семье добиваются ценой великого креста. Обе хотели стать монахинями, да мужья (родные братья) не пустили их. И несут крест обычных жен, а мысленно полагают себя невестами Христовыми и подвизаются в ином Египте — горнем... “За что ж, — на обратном пути в обитель задается Макарий вопросом, — Господь так возвысил их жизнь, поставив выше монашеской?” И понимает: за смиренные кресты, носимые ими. Наивысшие добродетели во Христе: мир и служение ближнему в любви, долготерпение и снискиваемая им благодать. Жизнь ученика Христова протекает сокровенно и невидимо для внешних глаз. И Макарий видит крест, который несут эти женщины, и читает их скорби, и прозревает на их долготерпение, превосходящее монашескую многодневную аскезу и умерщвление плоти. И видит, какой цены им стоит усмирять мужей, чуждых вере, какою кротостью отвечают они на восстание, презрение, осуждение и похоть. И льются слезы у Макария рекой такие, каких не было даже на покаянной молитве монашеской с сокрушенным рыданием о грехах... Придя в обитель, Макарий собирает братию и наставляет ее о необходимости жить в совершенном мире и подвизаться, как в семье, о добродетели долготерпения и снисхождения к ошибкам ближних, о переносе центра жительства ученика Христова во внутренняя, о непрестанном трезвении... И приводит в пример многоопытным инокам, среди которых и знаменитые старцы, двух указанных ему ангелом подвижниц. Ни одно хульное и не должное слово не слетело с уст этих женщин, подвизающихся в миру, среди окаянства, славы мира, похоти и злобы! “Господи, сколько у Тебя тайных светильников любви и мира, и служения ближним! И нам, братья-иноки, надо подражать тем, кто подвизается в миру, блюдя дар Божий”, — заключает Макарий. И единодушно склонив головы, монахи трепетно приступают к вечерне, погружаясь в покаянный ритм душеупокоительных псалмов. Непостижим божественный миропорядок!..
Архиепископ Иоанн. «Живые Жития». Москва, 1998.
Преподобный Макарий Великий, Египетский
Родился в Египте около 301 года. С любовью и усердием послужил он своим родителям в старости, исполняя заповедь о почитании родителей, и по кончине их сделался совершенно свободным от житейских забот. Под руководством опытного старца-инока преподобный Макарий стал проходить безмолвное иноческое житие и рукоделие. Сначала он поселился в пустынном месте недалеко от селения, где жил, потом преподобный переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне. Прожив три года в пустыне, он пошел к преподобному Антонию Великому († 356), отцу египетского монашества, о котором слышал, еще живя в миру, и горел желанием его видеть. Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем. С ним преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта) и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть «юношей-старцем», так как, едва достигнув тридцатилетнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком. Здесь преподобному Макарию приходилось бороться с бесами день и ночь, и они вопили, что не могут победить его, потому что он имеет великое оружие – смирение. Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне. В эти годы преподобный Макарий часто посещал великого Антония, получая от него наставления в духовных беседах. Вместе с двумя другими учениками преподобного Антония преподобный Макарий сподобился присутствовать при блаженной кончине его, и как некое богатейшее наследие получил посох преподобного Антония, которым тот поддерживал в дороге свое немощное тело, удрученное старостью и постническими подвигами. Вместе с этим посохом преподобный Макарий принял сугубо и дух Антония Великого, как некогда воспринял таковой пророк Елисей после Илии пророка. Силой его духа преподобный Макарий сотворил многие дивные чудеса. Однажды преподобный Макарий разговаривал с черепом главного языческого жреца, который рассказывал о своих мучениях и о более тяжких и лютых, постигших тех, кто познал имя Божие, но отверг Его и заповеди Его не соблюдал. По причине множества приходившего к нему народа, преподобный Макарий имел мало времени, чтобы в удалении предаваться богомыслию. Поэтому преподобный выкопал под своей келлией глубокую пещеру, длиной около полстадии, куда и скрывался от постоянно приходящих к нему и нарушающих его богомыслие и молитву. Преподобный Макарий достиг такого дерзновения в хождении перед Богом, что по его молитве Господь воскрешал умерших. Несмотря на такую высоту достигнутого богоподобия, он продолжал сохранять необыкновенное смирение. В годы царствования императора Валента арианина (364–378) преподобный Макарий Великий вместе с преподобным Макарием Александрийским подвергся преследованию со стороны арианского епископа Луки. Обоих старцев схватили и, посадив на корабль, отвезли на пустынный остров, где жили язычники. Там, по молитвам святых, получила исцеление дочь жреца, после чего сам жрец и все жители острова приняли Святое Крещение. Узнав о случившемся, арианский епископ устыдился и разрешил старцам возвратиться в свои пустыни. Кротость, смирение и милосердие преподобного преображали души человеческие. 60 лет провел св. Макарий в мертвой для мира пустыне. Более всего времени преподобный проводил в беседе с Богом, часто пребывая в состоянии духовного восхищения. Свой обильный подвижнический опыт авва претворил в глубокие богословские творения. 50 бесед и 7 подвижнических слов остались драгоценным наследием духовной мудрости преподобного Макария Великого. Высшее благо и цель человека – соединение душ с Богом, – основная мысль в творениях преподобного Макария. Преподобный дожил до 97 лет, незадолго до кончины († ок. 390-391) ему явились преподобные Антоний и Пахомий, сообщившие радостную весть о близким переходе его в блаженные небесные обители. Преподобный начал приготавливаться к своей смерти. Через девять дней преподобному Макарию явился Херувим со множеством Ангелов. Когда святая душа преподобного Макария была взята Херувимом и вознеслась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили, что избежал их св. Макарий.
Виды подвижничества в Русской Земле (Оглавление)
Святость. Православные Святые и Апостолы.